Вы здесь

Воспроизводство в сельском хозяйстве: приоритеты и перспективы. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (Е. А. Черданцева, 2012)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 Сущность воспроизводства в обеспечении устойчивого развития сельскохозяйственных организаций

Общей предпосылкой восстановления производственного потенциала сельского хозяйства, преодоления его экономического и технологического отставания, технической модернизации и перехода на инновационный путь развития является восстановление процессов воспроизводства в сельскохозяйственных организациях.

Воспроизводство – это постоянное непрерывное возобновление процесса общественного производства, прежде всего совокупного общественного продукта, рабочей силы и производственных отношений, при этом как обязательные используются основные производственные факторы: средства производства (основные и оборотные) и рабочая сила [17, с. 9]. На макроуровне категорию «воспроизводство» характеризуют количественные и качественные изменения в социально-экономическом развитии страны, что по своей сущности означает непрерывное возобновление экономических процессов, в первую очередь, процесса производства [1, с. 61].

Процесс воспроизводства на микроуровне – это воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства) посредством их последующего производства [2, с. 210]. Воспроизводство – это постоянно повторяющийся процесс производства материальных благ и услуг, в котором воспроизводятся: средства производства, предметы потребления, услуги; рабочая сила; производственные отношения [114, 115].

Воспроизводство в агропромышленном комплексе характеризуется нижеследующими особенностями.

1. Переплетение процессов экономического и естественного воспроизводства, законам которого подчиняется развитие растительных и животных организмов.

2. На процесс воспроизводства в сельском хозяйстве большое воздействие оказывают природные условия. Почвенно-климатические условия прямо влияют на результаты хозяйственной деятельности предприятий и эффективность сельскохозяйственного производства.

3. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве не воспроизводится в своей материальной форме. Повышение плодородия почв является непременным условием расширенного воспроизводства в отрасли.

4. Сезонный характер производства в сельском хозяйстве и отраслях перерабатывающей промышленности, несовпадение рабочего периода и периода производства в сельском хозяйстве.

5. Процесс воспроизводства в сельском хозяйстве имеет годичный цикл, соответствующий срокам периодичности возделывания сельскохозяйственных культур.

6. В сельском хозяйстве создается продукция, которая затем широко используется в собственном производстве, в следующем производственном процессе (корма, семена и др.) [55, с. 295-296]. Постоянная трансформация и реформирование сельскохозяйственных организаций усиливает актуальность воспроизводственной проблематики. Сельскохозяйственные организации продолжают оставаться одними из основных производителей товарной продукции. Располагая земельными, материальными и трудовыми ресурсами, они ежегодно производят 500—600 млрд. руб. продукции, что свидетельствует о существенном вкладе в экономику страны. Вместе с тем сельскохозяйственные организации различаются по уровню и масштабам производства, рентабельности и финансовой устойчивости [105, с. 34].

Процесс производства, рассматриваемый в постоянном возобновлении, называется процессом воспроизводства. Такое непрерывное повторение процесса производства в неизменных или возрастающих масштабах и является общественным воспроизводством – простым или расширенным. Общественное воспроизводство – это не только собственно процесс создания материальных ценностей, который занимает определяющее место; оно развертывается на основе единства четырех составляющих моментов: производства, распределения, обмена и потребления, на основе единства производительных сил и производственных отношений в обществе.

Следует отменить, что марксистская экономическая теория и немарксистские экономические школы в центр своих экономических построений ставят такие определения, как валовая продукция, распределение продукции, доход и др. Результатом общественного производства является валовая выручка или валовой продукт, который распадается на части. Одна часть продукта возмещает израсходованные при производстве средства. Если на эту величину уменьшить объем валовой продукции (или валовой выручки), то остается валовой доход. Следовательно, валовой доход равен заработной плате (или той части продукта, которая предназначена обратиться снова в доход рабочего) плюс прибыль, плюс рента. Чистый доход есть сверхстоимость, следовательно, прибавочный продукт, остающийся за вычетом заработной платы и представляющий собой реализованную капиталом и подлежащую разделу с земледельцем прибавочную стоимость [24, с. 17].

Марксистская теория из состава отраслей выделяет первое и второе общественное подразделения. В соответствии с этим и все общественное производство распадается на два подразделения. В отраслях первого подразделения производятся средства производства, второго подразделения – средства существования или предметы потребления. Между ними происходит непрерывный обмен продукцией, поддерживается пропорциональность, которая может быть выражена системой условий, нормативов и уравнений. Поскольку воспроизводство непрерывно, то оно предполагает определенные взаимоотношения, пропорциональность при первичном распределении продукта, между производством и распределением, накоплением и потреблением. В схемах воспроизводства К. Маркса, а затем в работах В.И. Ленина нашло отражение системное представление о воспроизводственном процессе [22, с. 14].

В изучении этого вопроса можно успешно использовать ряд известных положений теории воспроизводства, исследованные К. Марксом, который в своем труде «Капитал» отмечал, что непосредственный процесс производства капитала есть процесс труда и процесс увеличения стоимости капитала, т.е. процесс, результатом которого является товарный продукт, а определяющим мотивом – производство прибавочной стоимости. Процесс воспроизводства капитала охватывает как этот непосредственный процесс производства, так и обе фазы собственно процесса обращения, т.е. процесс воспроизводства капитала охватывает весь кругооборот, который, как процесс периодический, все снова и снова повторяющийся через определенные периоды времени, – образует оборот капитала [16, с. 7].

Теоретический анализ процесса воспроизводства совокупного общественного капитала предполагает также деление совокупного общественного продукта по натуральной форме. В.И. Ленин, характеризуя марксистскую теорию воспроизводства общественного капитала, отмечал, что теперь вопрос состоит именно в том, каким образом произведенный продукт покроет все запросы (т.е. потребности, как в предметах потребления, так и в средствах производства) и даст возможность расширить производство [16, с. 8].

Следует отметить, что всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства не только средств производства (основных и оборотных производственных фондов), рабочей силы, но и производственных отношений (отношений собственности и организационно-экономического механизма), что создает основы устойчивости экономики как системы, включающей производство, распределение, потребление, межотраслевые связи [16, с. 10].

В экономической литературе различают три вида воспроизводства: простое, суженное и расширенное. Простое воспроизводство предполагает возобновление воспроизводства в прежних количествах и в том же качестве. Весь прибавочный продукт, если он производится, используется самими производителями на цели личного потребления. При простом воспроизводстве накопление отсутствует, но нет и потребления (проедания) основного капитала. Простое воспроизводство предполагает неизменный уровень техники и производительности труда. При простом воспроизводстве потребленные средства производства возмещаются полностью, а расходы на рабочую силу соответствуют её стоимости [17, с. 9].

Особый интерес представляет второй тип воспроизводства – суженное. При суженном воспроизводстве за счет стоимости воспроизведенного продукта не возмещаются израсходованные при производстве средства и не удается поддержать рабочую силу в прежнем (нормальном) состоянии.

В монографии Н.Н. Бондиной «Эффективность использования оборотных средств в сельском хозяйстве» приведено описание типа суженного воспроизводства, охарактеризованного Н.И. Бухариным в 20-е годы в известной работе ЦСУ «Баланс народного хозяйства Союза ССР» 1923-1924 годов. Тогда перед экономикой России стояли почти такие же задачи, что и в настоящее время, а именно, каким образом преодолеть кризис, обеспечить развитие экономики, опираясь на разрушенные в течение десятилетия производительные силы. Если воспроизводство носит суженный характер, то это порождает неустойчивость в обществе, нарушает равновесие между его частями, классами, слоями и т.п. [16, с. 19].

Расширенное воспроизводство как индивидуального, так и общественного капитала предполагает накопление, т.е. превращение прибавочной стоимости в элементы нового капитала. Кроме того, при расширенном воспроизводстве размеры произведенного продукта в каждом последующем цикле возрастают, что достигается, в том числе и за счет улучшения качества продукта. Основным условием расширенного воспроизводства является наличие добавочных средств производства. Средства производства – воплощение постоянного капитала – создаются в отраслях первого подразделения. Расширенное воспроизводство не может иметь место, если не имеется добавочных средств производства сверх того количества, которое возмещает потребленные за год средства производства. Поэтому исходной основой расширенного производства является рост производства в первом подразделении отраслей [16, с. 19].

Более быстрый рост производства средств производства, по сравнению с производством предметов потребления, является законом расширенного воспроизводства в условиях технического прогресса. Соотношение между темпами роста объемов производства и изменением факторов производства различается в зависимости от типа расширенного воспроизводства (экстенсивного или интенсивного).

В теоретическом представлении воспроизводство представляет собой объективно обусловленный и непрерывной процесс производства, распределения, обмена и потребления (рисунок 1).

Как и любым экономическим системам, воспроизводству присущи закономерности:

– единство воспроизводства продукции и ресурсов (земля, труд и капитал) и производственных отношений;

– взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных стадий воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление);

– необходимость соблюдения принципов пропорциональности и сбалансированности между отдельными элементами системы в осуществлении всех стадий воспроизводства в натурально-вещественной и стоимостной форме [105, с. 6-8].


Рисунок 1— Характерные черты воспроизводства


Если рассматривать воспроизводство как экономическую категорию, то ее содержание состоит в постоянном и непрерывном возобновлении производства. Для производства характерны соединения материально-денежных ресурсов, для распределения – обособление его результатов для дальнейшего потребления. Возникающее противодействие между производством и распределением должно устраняться с помощью государственного регулирования или посредством интеграционного взаимодействия [105, с. 8].

Таким образом, под воспроизводством в сельскохозяйственных организациях следует понимать возобновление экономических процессов производства, распределения, обмена и потребления при взаимодействии совокупности экономических условий воспроизводства. Причем, создание благоприятных экономических условий воспроизводства – одна из главных задач государства, ориентированного на осуществление социально-экономического развития страны.

1.2 Современные тенденции экономических условий воспроизводства аграрного сектора

Сельскохозяйственное воспроизводство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности [107, с. 2]. Обеспечение процесса воспроизводства требует наличия определенных ресурсов в их натурально-вещественной форме (рабочая сила, сырье, материалы, основные производственные фонды). Каждый из них выполняет свою функциональную роль [1, с. 65]. Особое значение среди них занимают материально-технические ресурсы. Основой их являются основные и оборотные средства, они оказывают непосредственное влияние на совершенствование воспроизводства и эффективность сельского хозяйства. Важнейшей проблемой реального обеспечения расширенного воспроизводства становится формирование определенных пропорций между отдельными элементами ресурсов.

Современные экономические условия, в которых функционирует аграрное производство, характеризуются отсутствием действенного экономического механизма регулирования воспроизводства, в том числе и воспроизводства материальнотехнических ресурсов, израсходованных на изготовление сельскохозяйственной продукции. Исходя из того, что всякое материальное производство начинается с инвестиций в основной и оборотный капитал, экономический механизм регулирования воспроизводства материально-технических ресурсов должен включать мероприятия, регулирующие процессы потребления ресурсов и инвестиций в их воспроизводство. Понятие «воспроизводство» – это не что иное, как накопление материальных ценностей и финансов [43, с. 43].

Процесс воспроизводства в сельском хозяйстве и соответственно повышение конкурентоспособности отрасли затруднено целой группой рисков. Они существовали и до кризиса, который, с одной стороны, усилил их, сделал более заметными, с другой – создал предпосылки для ослабления их влияния.

Первый риск – более низкая, по сравнению с другими отраслями, доходность, и, соответственно, инвестиционная привлекательность аграрного сектора. Государство повышало ее с помощью субсидирования кредитов, лизинга, а в 2008 г. – и компенсацией удорожания минеральных удобрений, комбикормов для свиноводства и птицеводства, дизельного топлива.

Второй риск – трудности доступа отечественных сельхозтоваропроизводителей на рынок, что обусловлено давлением со стороны высокосубсидируемого импорта продовольствия; недостаточным развитием рыночной инфраструктуры и сельскохозяйственной потребительской кооперации; политикой крупных торговых сетей. В 2008 г. государство приняло ряд мер в этой области: расширены масштабы зерновых интервенций; началось создание ОАО «Объединенная зерновая компания», ориентированного на хранение, транспортировку и переработку зерна; ограничен ввоз мяса.

Третий риск для сельского хозяйства – увеличение его зависимости от ввоза ряда основных факторов производства: семенного материала, племенных скота и птицы, средств защиты растений, проектных решений, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Четвертый риск – неотлаженность земельных отношений в аграрном секторе.

Пятый риск – дефицит высококвалифицированных кадров, который связан с недостаточным развитием аграрного образования и социальными проблемами села.

Решать перечисленные проблемы предстоит в условиях все более глобализирующихся экономических отношений и важным является использовать зарубежный опыт регулирования аграрного и сельского развития [66, с. 19-20].


Рисунок 2 – Экономические условия воспроизводства в сельскохозяйственных организациях


На рисунке 2 схематично показаны экономические условия воспроизводства в сельскохозяйственных организациях.

При любом типе воспроизводства его важнейшими факторами являются рабочая сила и оплата затраченного труда, которая в структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции занимает значительный удельный вес. В зависимости от специализации сельскохозяйственных организаций в себестоимости продукции она составляет до 40 % от всей суммы производственных затрат [37, с. 39].

Наличие основных и оборотных средств в необходимом объеме является важнейшим экономическим условием воспроизводства в сельском хозяйстве. Основные производственные фонды предприятия – это средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями исходя из срока нормативного (полезного) использования с помощью амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления входят в себестоимость продукции и, следовательно, влияют на размер прибыли предприятия, уменьшая её. Однако это не ведет к оттоку финансовых средств, так как амортизационные отчисления остаются в организации. Кроме того, эти денежные средства используются для восстановления изношенных основных средств не сразу, а через определенный срок. Поэтому они, как и прибыль, служат важным источником финансирования затрат при процессе воспроизводства. Закон воспроизводства основного капитала выражается в том, что в нормальных экономических условиях его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления средств труда. При простом воспроизводстве за счет средств амортизационных отчислений предприятия формируют новую систему орудий труда, равную по стоимости изношенным. Для расширенного производства требуются новые вложения средств, привлекаемые дополнительно из прибыли, взносов учредителей, эмиссии ценных бумаг, кредита и другие.

Для преодоления кризисных явлений в экономике важное значение имеет эффективное возобновление основного капитала. Это возможно на базе изучения природы основного капитала, установления внутреннего содержания процесса воспроизводства, закономерностей возникновения, становления и развития противоречий, а также исследования доминирующих тенденций в формировании амортизации и прибыли, анализа полезного срока службы и износа основного капитала, его оценки и стоимостного структурирования, изучения чистого дохода и его капитализации, эффективности инвестиций [20, с. 14].

Оборотные средства и их кругооборот представляют собой основу процесса воспроизводства в сельском хозяйстве. Обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса, включающего в себя как процесс производства, так и процесс обращения, является сущностью оборотного капитала как одного из экономических условий процесса воспроизводства. На основе расширенного воспроизводства валового продукта сельского хозяйства достигается более полное удовлетворение общественных и личных потребностей в продовольствии, а также в материальных средствах, необходимых для продолжения процесса воспроизводства [16, c. 34].


Рисунок 3 – Кругооборот оборотных средств


Оборотные средства предприятия – это совокупность денежных и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт [104, с. 151]. Они обеспечивают непрерывность и ритмичность всех процессов, протекающих на предприятии (фирме) снабжения, производства, сбыта, финансирования. В России в оборотных средствах сосредоточено до 40 % всех ресурсов предприятий.

Оборотные средства предприятия постоянно находятся в движении, совершая кругооборот. Кругооборот начинается с оплаты денежными средствами необходимых предприятию материальных ресурсов, а заканчивается возвратом всех затрат на всем пути движения средств в виде выручки от реализации готовой продукции. Затем цикл повторяется. Оборотные средства в процессе движения одновременно находятся на всех стадиях и во всех формах. При этом достигается непрерывный и ритмичный процесс производства на предприятии. Стадии кругооборота представлены на рисунке 3. [104, с. 151].

Средства, вложенные в активы организации, должны постоянно находиться в обороте, в движении и обеспечивать бизнеспроцессы, способствовать расширению масштабов кругооборота и росту эффективности деятельности. Реализация коммерческих задач, стоящих перед организацией, приводит к тому, что завершение каждого полного коммерческого оборота приносит наращение средств, вложенных в начале оборота (рисунок 4).

И.А. Минаков считает, что непременным условием эффективного использования всех производственных фондов является оптимальное соотношение основных и оборотных средств. Недостаток оборотных средств (кормов, топлива, запасных частей и др.) приводит к неэффективному использованию основных фондов (продуктивного скота, техники, помещений и т.д.), что отрицательно сказывается на объемах производства и реализации сельскохозяйственной продукции [56, с. 16].

Для обеспечения воспроизводственных процессов требуется, чтобы оборотные средства в сельскохозяйственных организациях совершали планомерный, непрерывный и последовательный переход во времени из сферы производства в сферу обращения и обратно, причем на всех стадиях кругооборота они должны находиться в определенных пропорциях. При этом важное значение имеет оптимизация объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и активной финансовой деятельности организации.


Рисунок 4 – Кругооборот средств в процессе производственно-коммерческой деятельности организации


Улучшение использования оборотных активов нацелено на ускорение оборачиваемости, т.е. на увеличение числа оборотов и сокращение периода оборота. Для этого следует оптимизировать сроки поставок, выбрать дисциплинированных, надежных поставщиков, применять прогрессивные методы организации производственных процессов для сокращения их длительности, исследовать рынок и стимулировать сбыт для предупреждения затоваривания. В рамках управления задолженностями необходимо оценивать платежеспособность клиентов, контролировать своевременность платежей.

Главным средством производства в сельском хозяйстве выступает земля. Её качественное состояние улучшается при ее рациональном хозяйственном использовании как средства производства. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия требуются значительные материально-технические и финансовые вложения. При этом окупаемость основных объемов инвестиций растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т.д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, земельные угодья во всех странах рассматриваются как общенациональное достояние [10, с. 10].

Экономический рост в АПК невозможен без эффективного воспроизводства плодородия почвы, используемой в сельском хозяйстве, что обеспечивается: путем применения ресурсосберегающих технологий обработки почвы; освоения адаптивноландшафтных систем земледелия; осуществления специальных программ по сохранению и воспроизводству плодородия почв сельскохозяйственных угодий и исторически освоенных агроландшафтов, в том числе: развития агрохимических и экологотоксилогических обследований земель сельскохозяйственного назначения и создания банков данных об их состоянии и динамике почвенного плодородия; улучшения агрохимического обслуживания сельского хозяйства – внесения органических и минеральных удобрений, известкования, фосфоритования, гипсования почв, осуществления культурно-технических работ; развития агролесомелиораций; реконструкции, восстановления и развития оросительных и осушительных систем; рекультивации нарушенных земель; строительства противоэрозионных гидротехнических сооружений [13, с. 19].

Действующие нормы земельного законодательства не обеспечивают эффективного использования и сохранности земельных ресурсов, прежде всего, – сельскохозяйственных угодий. В настоящее время отсутствует единая и целостная законодательно определенная система охраны сельскохозяйственных земель [109, с. 17]. Из-за отсутствия норм, предусматривающих обязательные к исполнению мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, включая нормы внесения удобрений и микроудобрений в зависимости от полученного урожая, а также нормативных актов обязывающих юридических лиц и граждан проводить конкретные противоэрозионные мероприятия, создаются предпосылки для дальнейшей деградации земель сельхозназначения [109, с. 19].

Земля в Российской Федерации находится в крайне неудовлетворительном качественном состоянии. Ее плодородие резко падает, снижается содержание гумуса, так как очень мало вносится в почву органических и минеральных удобрений. Биологическая и природная продуктивность российской пашни в 2,2 раза ниже, чем в странах ЕС, и в 2,5 раза ниже, чем в США [107, с. 5]. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий Российской Федерации сократились на 0,6 млн. га, а по Пензенской области на 3,7 тыс. га на конец 2008 г. по сравнению с 2000 годом [63, 85].

Общей целью научного, методологического и информационного обеспечения регулирования отношений в сфере использования сельскохозяйственных земель в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» должно стать формирование экономического механизма развития рынка земли [60, с. 9].

В настоящее время сельскохозяйственное производство России держится во многом за счет интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных рабочих и сельского населения, низкого уровня заработной платы при несвоевременных ее выплатах. Последствием этого стала деградация сельских территорий, вымирание людей преклонного возраста, которые составляют большинство сельского населения, миграция наиболее трудоспособной и квалифицированной его части. Крайне низкая по этим причинам обеспеченность сельскохозяйственного производства кадрами, особенно квалифицированными, является не только существенным тормозом в вопросах внедрения научно-технического прогресса, но и развития отрасли как таковой [107, с. 5].

Следует особо подчеркнуть значение в механизме регулирования воспроизводства в аграрном секторе АПК понижение уровня диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, покупаемые сельскохозяйственными организациями. Неэквивалентность обмена на стоимостной основе стала одной из причин диспропорций в развитии АПК [59, с. 5]. Непомерный рост диспаритета цен необоснованно изымает из бюджета сельского хозяйства десятки миллиардов рублей каждый год, лишая возможности сельскохозяйственные организации обновлять свою материально-техническую базу [43, с. 51]. В настоящее время данная проблема рассматривается на государственном уровне. Государство не может непосредственно устранить несоответствие цен на промышленную (сельхозтехника, ГСМ и др.) и сельскохозяйственную (зерно, молоко, мясо и др.) продукцию. Эти цены устанавливаются рынком. Оно может внести предложение по компенсации затрат, которые несут сельскохозяйственные предприятия, уровень которой будет адекватен динамике рыночных условий. В условиях рыночной экономики основными источниками воспроизводственного процесса предприятия являются внутренние, прежде всего, собственные средства и прибыль. Однако в ходе рыночных реформ рентабельность многих предприятий АПК стала проблематичной. Создав условия, при которых сельскохозяйственные предприятия смогут вести хозяйственную и, в целом, экономическую деятельность на достаточном уровне рентабельности, государство устранит проблему диспаритета цен на объективной основе [13, с. 14-15]. Решение данной проблемы существенно улучшит финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысит их воспроизводственную способность.

Например, в связи с тем, что внутренние цены на продукцию фермерских хозяйств в США и странах Западной Европы выше мировых, для развития экспорта фермерам предоставляют специальные субсидии. Следовательно, конкурентоспособность сельского хозяйства указанных стран обеспечивается также благодаря вмешательству государства, то есть методами, противоположными подходу, представленному учениями о совершенной и несовершенной конкуренции.

Так, И. Ушачев говорит о необходимости переломить отношение к сельскому хозяйству, выстроить аграрную политику так, чтобы она предупреждала возникновение угроз и кризисов, а не кризисы управляли экономикой [92, с. 5-6, с. 12].

Финансовое состояние убыточных хозяйств более подвержено значительным колебаниям из-за влияния на него множества факторов (диспаритета цен, налоговой нагрузки и др.). В результате значительная часть прибавочной стоимости (прибыли) изымается у сельского хозяйства в пользу других отраслей АПК и народного хозяйства страны. В этой связи преодоление экономического кризиса и создание объективных предпосылок для устойчивого подъема реального сектора экономики сельского хозяйства России невозможны без инвестирования собственных средств в обновление основного капитала, т.е. в воспроизводство материально-технических ресурсов аграрного производства [43, с. 45].

В настоящее время воспроизводство машинно-тракторного парка осуществляется в основном за счет амортизационных отчислений и лизинга, хотя средства лизингового фонда составляют лишь 11,9 % от общей суммы средств, т.е. основным источником приобретения новой техники остаются амортизационные отчисления и прибыль сельскохозяйственных организаций [43, с. 47].

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» наблюдалось недостаточное укрепление материально-технического потенциала аграрного производства. За годы социально-технических преобразований 1990-х годов обеспеченность сельскохозяйственных организаций России и Пензенской области материально-техническими ресурсами резко сократилась и продолжает сокращаться и дальше, а преобладающее количество имеющейся в хозяйствах техники физически и морально устарело. По экспертным оценкам из-за неудовлетворительного состояния материально-технической базы отечественного сельского хозяйства, низкого уровня подготовки почв Российская Федерация ежегодно теряет до трети урожая сельхозкультур. Эта отрасль России в техническом и технологическом отношении на десятки лет отстает от сельского хозяйства аграрно развитых стран. Производственно-технический потенциал отечественного сельского хозяйства продолжает деградировать.

Сдерживающим фактором технологической модернизации АПК остается его низкий технический уровень. За последние годы в стране снизилась обеспеченность отрасли тракторами почти в 3 раза, зерноуборочными комбайнами – в 3,5, кормоуборочными – в 4 раза. Заводы сельхозмашиностроения выпускают в основном морально устаревшую технику. Сельхозтоваропроизводители поэтому вынуждены применять упрощенные технологии, которые по производительности труда в 10—15 раз ниже, чем в развитых странах мира. Отсутствие конкурентоспособного отечественного сельхозмашиностроения привело к тому, что рынок заполнен импортной техникой, поставки которой за последние годы по отдельным видам машин выросли в 1,6–1,8 раза. В настоящее время уже более половины рынка – это импортная техника. Разномарочность закупаемого парка создает серьезные трудности в организации сервисного обслуживания, обеспечения запасными частями. В то же время госпрограммой не предусмотрена ускоренная модернизация данной отрасли для технического обновления сельского хозяйства [96, с. 5].

Особую озабоченность вызывает обеспеченность отрасли основными видами сельскохозяйственной техники: она составляет около 50 % технологически необходимого количества. Сельскохозяйственные машины и оборудование имеют 60–70 % износа. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент их обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 3, кормоуборочных – в 3,5 раза [30, с. 96-97]. Парк тракторов сократился с 1052,1 тыс. ед. в 1995 г. до 364,4 тыс. ед. в 2004 г., зерноуборочных комбайнов с 291,8 до 95,9 тыс. ед. за этот же период в целом по Российской Федерации. Зерноуборочные комбайны – дорогостоящая техника. Их удельный вес в стоимости машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве, доходит, по расчётам, до 20—25 процентов. В сельском хозяйстве США парк зерноуборочных комбайнов увеличивался до 1959 г., а потом стал сокращаться и в 2002 г. составлял 409 тыс. ед., то есть за 43 года количество комбайнов уменьшилось в 2,6 раза. В сельском хозяйстве Канады, Германии и других странах ЕС за последние годы парк зерноуборочных комбайнов сокращается. В то же время в развивающихся странах отмечается значительный рост парка зерноуборочных комбайнов: в Китае в 2002 г. по сравнению с 1985 г. он вырос в 5,7 раза, Индонезии – в 5 раз, Тайланде – в 2,3 раза, в странах Южной Америки – на 18 процентов. Обеспеченность сельского хозяйства зерноуборочными комбайнами в России значительно ниже стран США и Канады [34, с. 61-62].

В. Путин в статье «Масштаб программ по обновлению парка сельхозмашин может быть увеличен» отметил, что бюджетные средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, должны направляться исключительно на закупку отечественной сельхозтехники. В 2008 г. было закуплено 70 % сельхозмашин, в том числе импортных по льготным кредитам с субсидированием 2/3 кредитной ставки. Эти льготы должны распространяться только на отечественную сельхозтехнику. Масштаб программ по обновлению парка сельхозмашин может быть увеличен, в том числе за счет развития рынка лизинговых услуг [54, с. 15]. Вступают в силу и новые условия лизинга для сельхозтоваропроизводителей. Ранее требовалась предоплата в размере до 7 % от стоимости поступающей техники, теперь первый платеж будет вноситься через 12 мес. после ее получения, а срок лизинга увеличен в 1,5 раза – с 10 до 15 лет [87, с. 22].

В 2008 г. промышленными предприятиями России выпущено 10,9 тыс. колесных тракторов (142,2 % к уровню 2007 г.) и 6,1 тыс. гусеничных тракторов (97,3 %), 2,8 тыс. тракторных плугов (137 %), 8,9 тыс. тракторных сеялок (122,3 %), 9,5 тыс. тракторных культиваторов (116,2 %), 3,3 тыс. тракторных косилок (96,5 %), 8,1 тыс. зерноуборочных (110,9 %) и 0,8 тыс. кормоуборочных комбайнов (96,6 %). На начало 2008 г. в Российской Федерации имелось 518,7 тыс. тракторов, 138,1 тыс. зерноуборочных, 32,9 тыс. кормоуборочных, 6,1 тыс. свеклоуборочных и 3,4 тыс. картофелеуборочных комбайнов. Обеспеченность этой техникой от потребности составляла соответственно 48, 57, 75 и 56 %. [3, с. 60]. Нагрузка пашни на один трактор в 2008 г. была примерно 200 га при норме 73 га, на один зерноуборочный комбайн приходилось более 300 га при норме 244 га. По предварительным данным, сельхозтоваропроизводителями в 2008 г. приобретено 23 тыс. тракторов, 2,8 тыс. кормоуборочных и более 9 тыс. зерноуборочных комбайнов, что соответственно на 38, 75 и 27 % больше, чем в 2007 г. [89].

Особое значение для сельских товаропроизводителей имеет надежный сбыт продукции. Часто случается так, что сельскохозяйственные товаропроизводители в нашей стране испытывают затруднения в реализации произведенной продукции, чем немедленно пользуются перекупщики и забирают ее по мизерным ценам, не покрывающим затрат на ее производство. Таким путем они делают производство сельскохозяйственной продукции убыточным, нерентабельным, лишают сельских товаропроизводителей возможности заниматься воспроизводством израсходованных материально-технических ресурсов и пополнением оборотных средств [43, с. 51].

Поэтому нельзя не согласиться с мнением академика И.Г. Ушачева, что рано утверждать, что Россия находится на стадии устойчивого экономического роста. Во-первых, по-прежнему значительная часть прироста растениеводческой продукции достигается в условиях ухудшения состояния почв. Во-вторых, продолжается отток квалифицированных трудовых ресурсов из отрасли, в результате чего даже крупные агрохолдинги испытывают недостаток в них для обслуживания предприятий индустриального типа. В-третьих, сохраняется низкая финансовая устойчивость сельхозтоваропроизводителей из-за их высокой задолженности. Задолженность по всем видам кредитов и займов более чем в 8 раз превышает полученную прибыль. По состоянию на начало 2009 года по Российской Федерации она превысила 1 трлн. рублей [96, c. 2].

Главным элементом механизма воспроизводства является обеспечение необходимого уровня доходности сельских производителей, который государство может организовать путем увеличения выделения финансовых средств на доведение уровня дотаций и компенсаций производственных затрат на производство сельскохозяйственной продукции с 5–6 % в 2005-2006 гг. до 40–45 %, как это делает правительство США и стран Европейского союза. Тогда все наши убыточные хозяйства станут прибыльными и рентабельными, привлекательными для различных инвесторов или смогут осуществлять воспроизводственные процессы за счет собственных инвестиций, внутрихозяйственных финансовых источников [43, с. 48].

Следовательно, решение рассмотренных проблем в сельском хозяйстве, улучшение экономических условий воспроизводства невозможно без государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. В современных условиях государственная поддержка является определяющим условием воспроизводства сельскохозяйственных организаций.

1.3 Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций – неоспоримый фактор обеспечения условий воспроизводства

Государственное регулирование сельского хозяйства является одним из важнейших экономических условий воспроизводства в сельском хозяйстве. Как ни одна другая отрасль народного хозяйства, аграрный сектор ввиду своих специфических особенностей нуждается в государственном регулировании и поддержке. Под государственной поддержкой сельского хозяйства следует понимать совокупность научно обоснованных правовых, социальноэкономических, финансовых и организационных мер, устанавливаемых государством с целью активного воздействия на развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий и обеспечивающих условия жизнедеятельности на селе [25, с. 113]. Бюджетное финансирование и бюджетная поддержка являются частью государственной поддержки. Бюджетное финансирование – безвозмездное предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом бюджетных средств предприятиям на осуществление их деятельности. В условиях рыночной экономики в значительной степени бюджетное финансирование уступает место самофинансированию. В то же время бюджетное финансирование выступает необходимым средством развития науки, образования, здравоохранения, отдельных предприятий, отраслей, регионов [25]. Бюджетная поддержка в российской практике осуществляется в виде субсидий, дотаций и других ассигнований, указанных в бюджетном кодексе РФ. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [23]. Дотации – денежные средства, которые выделяются из бюджета для поддержки организаций, у которых затраты на производство и реализацию товаров не покрываются получаемыми от деятельности доходами. Также это средства, выделяемые на поддержание относительно низких розничных цен на реализуемые населению товары [14].

Кроме бюджетных выплат в состав государственной поддержки входят также различные мероприятия для создания благоприятных условий функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. На практике господдержка может осуществляться не только в форме прямых бюджетных выплат, но и в форме косвенных мер, при этом использование бюджетных средств носит стимулирующий характер. Это и реструктуризация задолженности, и кредитование с субсидированием процентной ставки, и лизинг скота и техники, страхование, налогообложение, ценообразование и т.п. К внебюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, установление льгот, запретов и ограничений [30, с. 74-75].

В настоящее время государственная поддержка осуществляется в следующих основных формах:

• бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;

• льготное кредитование предприятий АПК;

• лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств;

• государственные закупки сельхозпродукции и продовольствия;

• поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур;

• льготы по налогам;

• реструктуризация задолженности сельхозпредприятий перед бюджетом;

• финансирование инвестиционной деятельности;

• поддержка аграрной науки. [30, с. 86-87].

Правительством страны принята антикризисная программа, в которой применительно к АПК предусмотрены существенные экономические меры. Так, вводится предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, в размере 80 % ставки рефинансирования Центрального банка, а по полученным сельхозтоваропроизводителями, занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока – 100 % ставки. Продлён до 1 января 2012 г. срок освобождения от НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации племенных животных: крупного рогатого скота, свиней, овец, – осуществляемого сельхозпроизводителями и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью.

В 2008 г. в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей РФ из федерального бюджета осуществлялась по 11 направлениям и составила более 130 млрд. руб. из бюджетов всех уровней. Это более чем в 2 раза превышает уровень 2007 г. и почти в 3 раза больше по сравнению с 2006 г. В 2008 г. в структуре государственной поддержки большую часть составляли субсидии из федерального бюджета – 54,7 %, в 2009 г. доля субсидий из федерального бюджета увеличилась до 77 %, составив 87,7 млрд. руб. [110].


Рисунок 5 – Структура государственной поддержки растениеводства, млрд. руб.


Государственная поддержка растениеводства в 2008 г. превысила 63 млрд. руб., или 47,4 % от общего объема субсидий, что в 1,8 раза больше, чем в 2007 г., и в 2,2 раза больше, чем в 2006 г. (рисунок 5). По государственной поддержке животноводства в 2008 г. в субъекты направлено 70,7 млрд. руб. (52,6 %), что в 2,4 раза больше чем в 2007 г., и 4,2 раза больше, чем в 2006 г. (рисунок 6) [110].

Государственная поддержка приобретает все более важное значение для поддержания доходности сельхозпроизводства, а соответственно, и экономического стимулирования воспроизводственных процессов. В 2008 г. прибыль сельхозорганизаций РФ до налогообложения составила 117,4 млрд. руб., или на 11 % больше, чем в 2007 г., и в 2,3 раза больше, чем в 2006 г.

В общей структуре рентабельности доля субсидий продолжает расти. И если в 2006 г. она составляла всего 0,2 процентных пункта, в 2007 г. – 0,6, то в 2008 г. доля субсидий в рентабельности сельхозорганизаций превысила 2,7 процентных пункта. На 2010 г. одна из основных задач, которая ставилась Министерством сельского хозяйства РФ перед федеральными и региональными органами – повышение эффективности использования средств государственной поддержки на всех уровнях и по всем направлениям. В связи с этим ставилась задача по созданию единой системы, позволяющей обеспечивать сквозной контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств от федерального и регионального уровней и до конечного получателя (сельхозтоваропроизводителя), разработать дополнительные критерии оценки эффективности на основе не только производственных, но и финансовых показателей в расчете на 1 руб. выделенных субсидий, обеспечить за счет внедрения новой системы повышение качественного уровня оценки результатов работы отрасли, региона и конкретного предприятия [41].


Рисунок 6 – Структура государственной поддержки животноводств, млрд. руб.


В 2008 г. прирост производства продукции сельского хозяйства на 1 руб. государственной поддержки в текущих ценах составил 1 руб. 20 коп, что в 1,6 раза больше, чем в 2007 г., и в 1,1 раза больше, чем в 2006 г. Прирост производства продукции сельского хозяйства в значительной мере определен высоким ростом производства продукции растениеводства, который наряду с природными факторами обеспечен ростом субсидий в этой отрасли. В 2008 г. прирост продукции растениеводства на 1 руб. субсидий составил 2,2 руб., что на 1,7 руб. больше, чем в 2007 г., и на 1,6 руб. больше, чем в 2006 г. Прирост продукции животноводства на 1 руб. субсидий по сравнению с 2007 г. снизился на 0,7 руб., составив 0,3 руб. Это вызвано тем, что большая часть государственной поддержки в животноводстве приходится на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, отдачу от которых следует ожидать не ранее чем через пять лет [41].

Прирост товарной продукции в целом по отрасли в Российской Федерации, полученный за счет господдержки, составил 130,5 млрд. руб., или 18,2 % к общему объему товарной продукции, полученной в 2008 г. В 2008 г. в общем объеме государственной поддержки 39 % занимали субсидии, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, что позволило им увеличить объем основных фондов на 1 руб. привлеченных инвестиционных кредитов на 79 %.


Рисунок 7 – Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета Российской Федерации, млрд. руб.


Бюджетная эффективность государственной поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета Российской Федерации представлена на рисунке 7. В среднем по Российской Федерации на 1 га сельхозугодий выделено 703 руб. государственной поддержки. Субъекты, уровень господдержки в которых был в 2008 г. выше среднероссийского, имели наибольшее увеличение рентабельности – свыше 5 процентных пунктов при 2,7 процентных пункта в среднем по Российской Федерации. При среднем по Российской Федерации приросте продукции сельского хозяйства 1,69 руб. на 1 руб. государственной поддержки прирост менее 1 руб. получен в 30 субъектах, а от 1 до 3 руб. – в 26 субъектах [41].

Однако, несмотря на рост государственной поддержки, по мнению академика Россельхозакадемии Б. Пошкус, будет социально, экономически и политически справедливо, если на бюджетную поддержку сельского хозяйства России будет выделяться 3,0–3,5 % валового внутреннего продукта страны или 63–70 % ВВП сельского хозяйства (примерно такая же доля отраслевого ВВП принята в развитых странах мира) [71, с. 8].

Как показывают исследования ГНУ ВНИОПТУСХ, в настоящее время не созданы финансовые условия для устойчивого развития большинства сельскохозяйственных организаций. Финансово-устойчивыми являются только 20 % хозяйств. Как правило, они ещё в дореформенный период имели мощную материально-техническую и социальную базу, быстрее других адаптировались к рынку, создали свою торговую сеть, сохранили квалифицированные кадры, восстановили платежеспособность. На эти 20 % хозяйств приходится 70 % субсидий. [8].

По сведениям Минсельхоза, поддержку получают лишь 40 % хозяйств. Надо ли поддерживать всех или только крупных, или только эффективных? Разделяем точку зрения С.В. Киселева, в том, что надо поддерживать всех, но дифференцировано. Даже «умирающих» надо поддерживать, но по-своему. Им необходимо выделять денежные средства на реструктуризацию, трудоустройство и переобучение людей, а также на социальные нужды [38, с. 5-13].

По мнению Н.А. Борхунова, приоритет в осуществлении госпрограммы должен быть отдан крупному бизнесу, представленному в сельском хозяйстве, в частности, интегрированным формированиям. Только он способен совершить прорыв в технологической и инновационной политике, обеспечить нормальные отношения с кредитной системой. Эта часть аграрного сектора будет развиваться более высокими темпами – по 7–10 % прироста физического объема продукции сельского хозяйства в год. Остальная часть сельскохозяйственных организаций будет сокращать производство, пытаясь приспособиться к новым условиям. Возможно, по мнению Н.А. Борхунова, они превратятся в «социальные» хозяйства, функцией которых станет сохранение сельскохозяйственных земель в надлежащем порядке. Этим хозяйствам государство должно также оказывать необходимую помощь [19, с. 1-3].

В целях дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства имеет большое значение изучение опыта организации дотаций и компенсаций в зарубежных странах.

В западной рыночной аграрной политике cформировались два основных направления государственной поддержки – североамериканское и западноевропейское [35, 50, 67, 80]. Первого направления придерживались основные экспортеры продовольствия и сельскохозяйственного сырья (Канада, США, Австралия, Новая Зеландия), второго – западноевропейские государства, а также Япония и некоторые другие страны-импортеры продовольствия. Западноевропейская система госрегулирования направлена на стимулирование внутреннего производства и импортозамещение, поддержку определенных типов хозяйств, что актуально и для России [35]. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по первой модели основывается на гарантированных ценах, по второй – на выплате дотаций фермерам на продукцию [62, № 3, c. 10-13].

Конец ознакомительного фрагмента.