Глава 2
Экскурс в историю: детство великих
Растить одаренного ребенка – это примерно то же, что растить кретина.
Как вы уже знаете, одаренность – это всего лишь возможность. Какие факторы способствуют ее полнейшей реализации? Мы не можем поставить эксперимент на детях: часть из них воспитывать одним образом, часть – другим. Мы не знаем в точности тех методов, которые приведут к успеху данного ребенка в будущем. Мы изучим истории становления людей, которые достигли больших высот, и попытаемся выявить общие закономерности их воспитания в детстве.
В этой главе я предложу примеры позитивных действий родителей для развития одаренности детей. Однако здесь возникает вопрос: кого из великих рассматривать в качестве образца, чтобы помочь родителям воспитать одаренного человека? Есть люди, однажды создавшие нечто значимое и более не сделавшие ничего. Раиса Кудашева написала в 1903 году детский стих «Елочка». До сих пор ни один Новый год не обходится без знаменитой песенки «Маленькой елочке холодно зимой». Конечно, ее нельзя назвать высокохудожественным произведением или ценным достижением человечества. Она не столь велика, как произведения Баха или Моцарта. Однако эту песню может освоить любой малыш, а следовательно, именно с нее он начинает постижение культуры.
Сестры Милдред и Пэтти Хилл в 1893 году написали песенку, в дальнейшем получившую мировую известность под названием «Happy birthday to you». Авторы, как и Раиса Кудашева, создавали произведение, которое могли исполнить все ученики школы, в которой они работали. Теперь, поздравляя наших любимых и близких, мы, переполняемые чувствами, обращаемся к этой простой песенке, а не к великим произведениям Чайковского и Бетховена.
Друзья подарили Харпер Ли, служащей авиационной компании, годовой оплаченный отпуск, в течение которого она создала единственный в своей жизни роман «Убить пересмешника». Писательница рассказала в нем о событиях, о которых узнала в пять лет и которые оставили неизгладимый след в ее душе. Роман моментально стал бестселлером и вскоре получил Пулитцеровскую премию.
Есть люди, проявившие себя только на одном поприще, но есть и такие, которые оставили след во многих сферах культуры. Французский генерал Шодерло де Лакло написал книгу «Опасные связи», и он же создал полые ядра. Изобретение позволило ему остаться в живых, когда во время Французской революции он оказался в тюрьме и ожидал смертной казни.
Кто-то проявил себя весьма рано: с трех лет – Моцарт, с пяти лет – Мендельсон, с четырех лет – Гайдн и Гендель, стали композиторами в 11 лет – Шуберт, в 12 лет – Вебер, в 13 лет – Керубини. Точно так же рано проявили себя как художники Рафаэль и Грез (с восьми лет), Джотто и Ван-Дейк – с десяти, Бернини – с 12, Микеланджело – с 13, Дюрер – с 15.
Но огромное число великих людей обнаружили свой талант много позднее – в студенчестве или еще позже, в преклонном возрасте. Кто-то написал шедевр под воздействием минутного настроения, а кто-то вынашивал идею годами. Мы обратимся к тем биографиям, в которых есть хотя бы небольшие упоминания о действиях близких.
Мексиканка Консуэло Веласкес в 16 лет написала песню «Besame mucho», которую знают и поют самозабвенно, возможно, все, кто хотя бы раз ее слышал. С этой песни начинали творчество «Битлз», ее пели Пласидо Доминго, Элвис Пресли, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Лайза Минелли, Фрэнк Синатра и (вы будете смеяться!) Государственный хор Советской Армии под управлением Александрова.
Консуэло Веласкес рано лишилась родителей, но девочку сразу же приняли в свою семью дядя и тетя, попытавшиеся создать для нее теплую атмосферу любви. Она рано сделала свой выбор в пользу музыки. В четыре года дядя подарил ей маленькое пианино, на котором она стала постигать азы мастерства. Первый концерт Консуэло дала в шесть лет, а в семнадцать стала профессиональным концертмейстером и преподавателем музыки и поступила на работу в Национальный симфонический оркестр Автономного университета Мексики. В это время она и создала песню, ставшую любимой людьми всех возрастов. Слава была столь огромной, что Уолт Дисней предложил Консуэло одну из главных ролей в новом фильме. Однако она вновь сделала самостоятельный выбор, вышла замуж и родила двоих детей. Она не бросила карьеру ради семьи и не оставила семью ради работы. С 1979 по 1982 год Консуэло Веласкес была депутатом мексиканского парламента. Она жила полноценной жизнью счастливого человека до 88 лет.
Воистину прав П. Вяземский, написавший: «Слава хороша как средство, как деньги, потому что на нее можно купить что-нибудь. Но тот, кто любит славу единственно для славы, так же безумен, как скупец, который любит деньги для денег. Бескорыстие славолюбивого и скупого – противоречия. Счастлив тот, кто, жертвуя славе, думает не о себе, а хочет озарить ею могилу отца и колыбель сына».
Маргарет Митчелл также создала только одно произведение – роман «Унесенные ветром». В отличие от Консуэло Веласкес, она родилась в большой богатой семье, и у нее было благополучное детство. Отец был председателем местного исторического общества, и девочка с момента рождения была погружена в рассказы об истории гражданской войны. В школе она отличалась невероятной активностью: писала пьесы для театра об экзотических странах, в том числе из истории России, любила танцевать, ездить верхом. Одно время мечтала поехать учиться к Зигмунду Фрейду. Однако в 1918 году во время Первой мировой войны погиб ее жених, а в 1919 году от гриппа скончалась мать. Она осталась с отцом. Во втором браке ради семьи Маргарет оставила работу журналиста, но практически сразу же начала писать книгу, которую закончила через 11 лет.
Близкие и теплые отношения с родными были в детстве Стефана Вурма, профессора лингвистики Австралийского национального университета в Канберре. Этот человек, свободно владеющий 48 языками, так рассказывал о своем детстве. Он родился в Будапеште. Его родной отец-лингвист умер до его рождения. Отчим-лингвист настоял на том, чтобы все члены семьи говорили с мальчиком только на определенных языкых. Сам отчим говорил с ним на английском, его отец, дедушка Стефана, – на норвежском, бабушка – на финском, мать – на венгерском, а ее мать (вторая бабушка мальчика) – на монгольском. Мальчик быстро сообразил, как разговаривать с каждым из родственников. Кроме того, отчим брал его с собой в поездки, и мальчик побывал в Германии, России, Аргентине, Турции. Поэтому к десяти годам он хорошо владел десятью языками. В университете он также изучил алтайские языки, языки Океании и Австралии. Стефан Вурм – автор атласа языков, находящихся на грани исчезновения. Его жизнь показывает, что даже в случае смерти одного из родителей при сплочении всей семьи развитие ребенка может быть весьма продуктивным.
Раннее понимание того, кто ты есть, – не обязательное условие детской одаренности. Порой люди весьма поздно приходят к осознанию своего предназначения. Джованни Белуччи впервые сел за фортепиано в 14 лет. Это удивительно, ведь считается, что необходимо обучать ребенка игре на инструменте до пяти лет. Масару Ибука утверждает, что до трех (но здесь не будем забывать, что сам Масару не играл ни на одном инструменте). Родные Джованни музыкой не интересовались. Однажды в школе он подошел к пианино, открыл крышку и нажал на несколько клавиш. Рядом лежали ноты – забытые кем-то 32 сонаты Бетховена. Он сам разобрался в соответствии клавиш нотам! Джованни утверждает, что видел ноты сразу в комбинации и играл, не понимая, как это делает. Через два года он поступил в Римскую академию Санта-Чечилия, сдав экзамены за музыкальную десятилетку лучше других. В 16 лет стал выступать с оркестром. Сейчас игру этого музыканта называют интеллектуальной и одновременно виртуозной.
Итак, у него ушло два года на освоение всех премудростей фортепианной игры! Возможно, когда обучение идет осознанно (у детей это не обязательно так), скорость освоения навыков повышается стремительно. Безусловно, такие истории противоречат представлениям о том, что родители должны настаивать на раннем развитии детей и как можно более раннем выборе профессии. Оказывается, что те, кто в силу обстоятельств не могут соприкасаться с инструментом рано, при желании осваивают его очень быстро. Важнейшим аспектом здесь является то, что отсутствие насилия над ребенком (в пять лет малыша нужно заставлять играть часами, тогда как в 14 подросток сам рвется к инструменту) не приведет к нарушению личностных установок. Тем не менее родители должны быть осторожны, поскольку это единственный пример высших достижений в фортепианном исполнительстве при позднем начале игры на инструменте. Все другие выдающиеся музыканты набирали свой багаж с весьма раннего возраста – от трех до пяти лет. Таким образом, мы выходим на важнейшую особенность гениальных людей. Они сами хотели часами заниматься на инструменте, чтобы добиться звука. Их никто не заставлял делать это силой.
Конечно, мы помним о Паганини, которого в детстве отец заставлял не заниматься на скрипке, а жить с ней в руке. Если бы отец не осуществлял такого давления, мальчик самозабвенно и много занимался бы в соответствии со своим возрастом, не подрывая здоровье.
Хосе Кура, один из самых востребованных теноров в мире, пришел к пению достаточно поздно. Однако он все же имел отношение к музыкальной культуре. Сначала он стал дирижером, думая, что его голос недостаточно красив. При этом он вел себя как обычный подросток, занимаясь бодибилдингом и кунг-фу. В 21 год Хосе получил грант на обучение при знаменитом театре Колон в Буэнос-Айресе, где начал петь в хоре. Именно там Хорацио Амаури поставил ему вокальную технику. С этого времени Хосе Кура получил славу как певец с необычайным голосом.
Возможно, сейчас стало много талантливых людей, которые не просто работают с большой отдачей на сцене, но и с удовольствием живут. СМИ приучили нас, что выдающийся человек полностью отдает себя избранному делу, часто в ущерб личному счастью. Однако талант не обязательно проявляется слишком рано и не всегда реализуется исключительно за счет чего-то.
Некоторые родители полагают, что семья должна быть состоятельной, чтобы талантливый ребенок смог пробиться в жизни. Если бы это было так, то мы говорили бы о гениях только из богатых семей. Однако жизнь многих людей, изменивших мир, свидетельствует об обратном. Всем известна судьба Ломоносова.
Подобным образом сложилась жизнь у Жана Анри Фабра. Родители не имели денег на обучение сына. Они часто переезжали из города в город, пытаясь свести концы с концами. Каждый раз, приезжая на новое место, отец договаривался о том, чтобы его сын учился на особых условиях. Так, иногда он пел в хоре, и за это его бесплатно обучали. Когда мальчику было 14 лет, семья настолько обнищала, что отправила его «в люди». Он был бездомным, работал на железной дороге. В возрасте 16 лет Жан Анри узнал о наборе в школу в Авиньоне с возможным получением стипендии в случае успешной сдачи экзаменов. Он стал готовиться и сдал экзамены лучше других. Так начался его путь в науку. Все же то, что его отец ценил знания, дало о себе знать: подросток мог выбрать разные направления деятельности, например так и остаться рабочим. Однако он искал возможности учиться, а потому и реализовал свой талант.
Влияние бедности и неустроенности родителей на судьбу ребенка можно проследить в биографии Элвиса Пресли. Он был одним из двойняшек, причем его брат умер при рождении. Отец, практически нищий, почти никогда не имевший работу, был весьма набожным человеком. Он приучил мальчика посещать церковь и слушать госпелы – негритянские евангельские песнопения. Для Америки того времени было необычным и вызывающим то, что белые люди интересовались музыкой афроамериканцев. Отец некоторое время сидел в тюрьме за подделку банковских счетов, и мальчик был на полном обеспечении матери. Нищенская жизнь не привела к разрыву связей между ребенком и родителями. Они любили мальчика, и он отвечал им тем же.
В начальной школе учительница обратила внимание на его голос и предложила поучаствовать в конкурсе юных талантов. Вскоре, в 11 лет он получил в подарок гитару. Элвис выступил на концерте по окончании школы. После нее он стал работать водителем грузовика, но продолжал играть на гитаре, петь и даже записал диск в студии звукозаписи. Тогда это можно было сделать за 3 доллара 98 центов. Голос молодого музыканта привлек внимание руководителя студии Сэма Филлипса. Он и взял мальчика под опеку.
Неустроенность и бесшабашность сопровождали жизнь отца Генриха Шлимана. Будучи священником, сразу после смерти матери Генриха он женился на любовнице, чем шокировал публику. Когда обнаружилась растрата в церкви, то все отвернулись от семейства. Девочке, которую так любил юный Генрих, родители запретили с ним встречаться. Шлиман писал позднее, что со смертью матери его детство стало бесконечно печальным. К счастью, дядя взял его на воспитание и направил на обучение в гимназию. Однако поскольку отец вновь растратил деньги, Генрих проучился в гимназии только три месяца, где за столь короткий период обнаружил способности к языкам. В дальнейшем ему пришлось учиться в реальном училище, в котором языки не преподавались, но именно здесь начали проявляться его способности. В 14 лет парень стал зарабатывать самостоятельно, работая в лавке приказчиком.
Не слишком удачливый в жизни отец смог пробудить в мальчике любовь к истории. Именно отец рассказывал ему мифы и исторические факты. Он же подарил сыну по случаю восьмилетия «Всемирную историю для детей», картина горящей Трои из которой потрясла мальчика и породила мечту найти этот несчастный город.
Карл Фридрих Гаусс, величайший математик конца XVIII века, тоже родился в небогатой семье. Отец Карла сначала работал слесарем, потом – садовником, совмещая это занятие с обязанностями счетовода в торговой конторе. Он был человеком грубым. Мать Карла, дочь каменщика, от природы была женщиной доброй, веселой и умной. Карл был ее единственным ребенком, и она безгранично любила его. Сын отвечал ей такой же горячей любовью. От матери он унаследовал рассудительность и мягкий нрав. Читать и писать Карл научился сам: он спрашивал буквы у мамы и схватывал технику чтения. Способности к математике проявились еще до овладения чтением. Сам он говорил, что научился считать раньше, чем разговаривать. Его биографы описывают такой случай. Однажды отец Карла распределял заработанные за неделю деньги между рабочими. Он вслух производил достаточно сложные расчеты, в которых учитывалось и время работы, и количество сделанного. Здесь же был и трехлетний Карл. Когда отец закончил и стал озвучивать полученные каждым рабочим суммы, малыш крикнул, что расчеты неверны. Отец пересчитал все заново и нашел ошибку.
Восьмилетний мальчик отличился и в школе. Учитель, уставший от объяснений, решил отдохнуть, дав ученикам сложное задание: нужно было сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Мальчик мгновенно сообразил, что сумма пар чисел, равноудаленных от концов, одинакова: 1 + 100 = 2 + 99 = 3 + 98 = … = 50 + + 51 = 101, и что таких пар ровно 50, поэтому искомая сумма будет 101 × 50 = 5050. Сам того не осознавая, Гаусс переоткрыл формулу для определения суммы членов арифметической прогрессии. У учителя был помощник – Иоганн Мартин Христиан Бартельс. Он обратил внимание на одаренного мальчика и приобщил его к изучению классических трудов математиков. Позднее Бартельс уехал в Россию и стал профессором Казанского университета, где его лекции слушал Н. И. Лобачевский. Замечательным фактом является то, что в 62 года Гаусс начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с трудами Лобачевского, и вполне преуспел в этом деле.
История Гаусса поучительна с той точки зрения, что для ребенка важно на каждом этапе жизни встретить яркую фигуру, которая сделает свой вклад в развитие таланта.
Другой математик, Анри Пуанкаре развивался в более благоприятных условиях. Он считается последним математиком-универсалом, сделавшим вклад в самые разные разделы математической науки. Среди его родственников были и ученые, и политики. Его отец был профессором медицины в университете Нанси (Франция). Мать могла все свободное время посвящать воспитанию сына и младшей дочери Алины. В детстве Анри перенес дифтерию, осложнением которой стал временный паралич ног и мягкого нёба. Несколько месяцев мальчик не мог ходить и говорить. При этом у него возникла синестезия – цветовое восприятие звуков, которая была, например, у Скрябина и Римского-Корсакова. Все это время с мальчиком занимались, поэтому он смог в восемь с половиной лет поступить в лицей сразу на второй год обучения. Однако окончил он лицей не блестяще, поскольку был слишком рассеянным и на письменном экзамене по математике ответил не на тот вопрос. Зато позднее, при поступлении в престижную Политехническую школу в Париже, на вступительных экзаменах Анри занял первое место. Вновь следует подчеркнуть, что его наставником по математике в этом заведении был яркий математик Шарль Эрмит.
Говоря о людях, живших давно, нужно отдавать себе отчет, что нам доступны лишь крупицы описания их детства в семьях. Мы можем только догадываться о том, что матери Гаусса и Пуанкаре любили своих первенцев.
Однако история культуры, хотя и очень редко, демонстрирует примеры реализованной одаренности не любимого матерью ребенка. Эрнест Хемингуэй писал, что рано научился ругаться, чтобы мать замечала его. Она ждала девочку, и появление мальчика сильно расстроило ее. В то же время у Хемингуэя был любящий отец, который многому его научил. К восьми годам мальчик знал названия многих растений и животных, стал заядлым рыбаком. В десять лет дед подарил ему ружье. Именно отец вкладывал душу в воспитание мальчика. Мать же все время вспоминала, что ради семьи она пожертвовала талантом оперной певицы. Возможно, поэтому, получив славу всемирно известного писателя, Хемингуэй не стал счастливым человеком.
Точнее мы можем описать детство гения, творившего в ХХ столетии. Достаточно много известно о ранних годах Льва Ландау – необычайно яркой личности, проявившей себя и как величайший физик, и как выдающийся учитель.
Он был младшим из двоих сыновей в семье бакинского инженера-нефтяника Давида Ландау, жившего в большой квартире с видом на море. Мать занималась детьми и сама в четыре года научила Льва читать. У детей была гувернантка-француженка, к ним приходили учителя музыки, рисования, ритмики.
Родители позволили мальчику быть трудным ребенком. Он стал упрямым и независимым. Отказался играть на рояле. Однако страстно любил считать. Отец настаивал на выполнении правил, но мальчик упорно их нарушал, что привело к отдалению от отца, сохранившемуся на всю жизнь.
В гимназии Лев был лучшим в точных науках. В 12 лет он научился дифференцировать, в 13 – интегрировать. Однако гимназию закрыли, и мальчик остался дома. Родители боялись, что он станет ленивым, а потому заставляли учиться, стремясь задеть самолюбие. Например, они говорили, что только полнейшие ничтожества ничего не делают. В 13 лет Лев решил покончить жизнь самоубийством. Возможно, на этом все и прекратилось бы. Однако случайно ему в руки попал роман Стендаля «Красное и черное», и Лев решил: раз герой романа смог изменить свою судьбу, изменит и он.
Он начал работать над собой: учил стихи для развития памяти. Ландау добился в этом успеха и мог навсегда запомнить текст, прочитав его два-три раза. Ему было достаточно просмотреть учебник геометрии, чтобы пойти и сдать экзамен.
Лев поступил в коммерческое училище сразу в предпоследний класс. В 14 лет он уже стал студентом физико-математического факультета
Бакинского университета. Ему встретился замечательный наставник – профессор Лукин. Однажды на лекции Лев задал ему вопрос. Тот долго думал, что ответить, а потом попросил Ландау подойти к доске и обосновать вопрос. Они начали спорить прямо в аудитории, и в конце профессор поздравил студента с тем, что тот нашел оригинальное решение. Позднее, встречая Ландау, он всегда здоровался с ним за руку.
В 1924 году Лев перевелся в Ленинградский университет, где занимался по 18 часов в сутки, окончательно потеряв сон. К нему приехала мать, чтобы помочь восстановить здоровье. В 19 лет Ландау окончил университет и поступил в аспирантуру. Его послали по путевке Наркомпроса на стажировку за границу. Он посетил выдающиеся физические центры Европы и познакомился с лучшими физиками того времени: Эйнштейном, Бором, Резерфордом. Ландау вывел свою формулу счастья: работа, любовь, общение с людьми. Нужно активно стремиться к счастью, быть искренним, любить жизнь и всегда наслаждаться ею.
Определяющими для его судьбы стали любовь матери, ее внимание в детстве, раннее обучение, хорошие наставники, самый высокий уровень образования во время поездки за границу, встреча с выдающимися людьми в профессии.
Наличие наставников проходит красной нитью в жизнеописаниях многих великих людей. Они оказывались в нужное время в нужном месте.
Отцу Николая Коперника принадлежало несколько кораблей. Мать также происходила из зажиточной семьи. Однако когда мальчику было десять лет, отец умер. Мать осталась одна с четырьмя детьми на руках, младшим из которых был Николай. Кроме него были еще брат и две сестры. Чтобы помочь растерянной матери, Николая взял в свою семью дядя Лукас Ватценроде. Поэтому с десяти лет мальчик воспитывался как единственный ребенок. Дядя направил племянника в одну из лучших ганзейских школ – кафедральную школу святого Яна. В ней обучались дети из Германии и Польши. Именно здесь мальчик познакомился с астрономией, получив общие сведения о планетарных орбитах и движении Солнца, научился обращаться с солнечными часами. Затем, когда ему исполнилось 18 лет, дядя оплатил обучение в Краковском университете. Там работал известный профессор Альберт Брудзевский. Он уже не читал лекций, но Николай Коперник уговорил его провести с ним индивидуальные занятия. Именно профессор объяснил Копернику суть теории Птолемея.
Позднее дядя смог отправить Николая и его брата в Италию в Болонский университет. Более того, он назначил каждого из братьев канониками капитула в Вармии, что дало им некоторый доход, оставляя много времени для занятий наукой. В университете Николаю вновь встретился единомышленник – Доменико Мария ди Новара, профессор астрономии, сомневавшийся в точности теории Птолемея.
Время обучения закончилось, но братья не получили степени. Они вернулись в Вармию к дяде, сердцем оставаясь в Италии. Николай обосновал необходимость дальнейшего обучения тем, что ему нужно освоить медицину. Поскольку врачей не хватало и они были в почете, братьям разрешили учиться в течение двух лет. Однако за это время получить степень по медицине было невозможно, и вновь благодаря поддержке дяди Коперник проучился еще три года. В общей сложности Николай Коперник провел в Италии десять лет, и, когда он вернулся, дядя взял его личным секретарем, что опять-таки позволило ученому получить время для размышлений и научной работы.
Старший брат Николая вернулся из Италии, заразившись там, по разным версиям, либо сифилисом, либо проказой. Поэтому он был вынужден вернуться в Италию для лечения, где и умер очень скоро.
Великие люди, о которых сказано выше, не пошли по стопам своих родителей. Однако весьма часто талантливый ребенок продолжает работу отца, от которого и получил талант. Более того, в семье все способствует развитию таланта, поскольку среда насыщена либо музыкой, либо живописью, либо обсуждением научных проблем. Так сложилась жизнь Пабло Пикассо, отец которого был художником. Считается, что первое слово, произнесенное ребенком, было «карандаш». Мальчик с детства знал, что поступит в художественную школу. Действительно, он легко за неделю освоил вступительную программу и произвел впечатление на членов комиссии и молодостью, и талантом. Отец поддерживал сына и специально снял для него квартиру в соседнем с их домом здании, чтобы тот мог спокойно работать над полотнами. Немного позднее именно отец способствовал тому, чтобы сын отправился учиться в Мадрид в Королевскую академию Сан-Фернандо.
Конец ознакомительного фрагмента.