Вместо предисловия
Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, чего не делали никогда.
Как реагировать родителям, когда им говорят: «Ваш ребенок необыкновенно талантлив», «Ваш ребенок обладает выдающимися способностями», «Ваш ребенок гений»?
Что они должны делать, если им, напротив, ничего такого не говорят? Либо они слышат: «Ваш ребенок ни на что не способен», «Из вашего ребенка ничего не выйдет» или даже еще хуже? Как родителям поступать в этом случае? Насколько можно верить таким заявлениям учителей, специалистов и даже родственников?
Если они разочаровались в ребенке, мы должны последовать их примеру?
Когда они говорят, что ребенок гений, нужно бросить все и посвятить свою жизнь исключительно ему? Однако в этом случае ребенок очень быстро перерастет и возможности родителя, и возможности учителя. Как быть родителю с тем фактом, что он все отдал ребенку, а тот в какой-то момент его покидает и хочет жить самостоятельно? «Я тебе отдал(а) все, а ты…»
Конечно, под давлением он может остаться с матерью или учителем, особенно в тех случаях, когда взрослые уделяли внимание только таланту и тормозили развитие личности, чтобы привязать его к себе. Тогда родитель может стать менеджером, организатором выставок или концертов. И все же когда-то личность достигнет уровня таланта, и тогда человек захочет самостоятельно распоряжаться собственной судьбой и внутренним миром. В этом кроется обязательный конфликт гения с его близкими, решившими посвятить ему свою жизнь. Талант потому и талант, что он перерастает все вокруг. Пьеса «Дядя Ваня» написана давно, но люди по-прежнему совершают те же ошибки.
Конечно, можно поступать так, как Агриппина, мать Нерона. Когда прорицатель сказал ей, что ее сын будет царствовать, но убьет собственную мать, она ответила: «Пусть убьет, лишь бы царствовал». Она активно прокладывала сыну путь к трону и руководила всеми его действиями. Однако в какой-то момент он захотел сам управлять делами, что и привело в конце концов (а сын пытался убить мать неоднократно) к гибели Агриппины.
Имеется немало примеров и противоположных ситуаций, когда родители просто эксплуатируют талант ребенка, полагая, что, родив, они имеют все права не только на талант, но и на его судьбу. Следует сказать, что это также в какой-то момент приводит к разрыву отношений.
Когда-то я и мой коллега получили гранты на оказание помощи одаренным детям. Это было на заре перестройки, когда поддержку получали люди с разными взглядами, а эксперты могли занимать даже противоречащие друг другу позиции, если они были обоснованы. Мы действительно имели диаметрально противоположное представление о том, как нужно поддерживать одаренных детей. Мне казалось, что детям следует оказывать всевозможную помощь, тогда как коллега специально устраивал для своих подопечных препятствия, которые им необходимо было преодолевать.
Мы много и горячо спорили, и я была открытым противником методов моего коллеги, хотя его личность вызывала большое уважение. По прошествии времени и накоплении опыта я понимаю, что мы были правы оба. Мы работали с детьми разного возраста: у меня были дошкольники, у коллеги – подростки. Если одни нуждались в постоянной поддержке, то другие должны были стать самостоятельными и самодостаточными, чтобы набрать силы для преодоления жизненных трудностей, всегда препятствующих новому, какие бы времена ни были на дворе.
Усталые родители маленьких детей часто задаются вопросом: «Когда же он вырастет?»
Умудренные опытом мамы и папы точно знают, что ребенок растет стремительно. Именно поэтому требуется постоянное изменение и совершенствование стратегий воспитания. То, что так полезно годовалому малышу, может быть бесполезно для дошкольника и просто вредно для подростка.
В этой книге я попытаюсь ответить на вопрос: «Что и когда родитель может предложить ребенку, чтобы помощь была “вовремя” для раскрытия его таланта?»
Нужно развивать не креативность ребенка, а его личность. Ведь только уникальная личность сможет создать нечто новое, исключительное. Однако ни один родитель ни в одном своем сне не предскажет, что способен создать его ребенок. Все мы знаем, что личности не производятся на конвейере, а потому не существует четкой инструкции, когда и что добавить или что удалить для получения стандарта уникальности. Да и стандарта такого быть не может.
Задачей этой книги не является повышение уровня тревоги и ответственности родителей за будущий результат – реализацию или нереализацию таланта ребенка. Человек наследует не признак, а норму реакции признака. Ребенок получает от родителей не талант, а лишь возможность его проявления. Проявится он или нет, зависит от многих факторов, которые и будут здесь обсуждены.
У книги другая задача: превратить процесс формирования творческих способностей детей в творческую деятельность их родителей. Такое сотрудничество будет эффективным только в том случае, если для обеих сторон оно станет радостным и интересным. Это значит, что родитель НЕ ДОЛЖЕН формировать талант ребенка, а ребенок НЕ ДОЛЖЕН перед родителем его проявлять. Однако и родители и дети могут ХОТЕТЬ интересоваться этой жизнью и быть счастливыми от того, что они постигают ее вместе и радуют друг друга в процессе этого познания.