Роль учителя технологии в становлении личности школьника
Как уже отмечалось, одной из главных задач сегодняшней школы является воспитание нравственной личности с присущей ей высокой культурой труда, способной жить и трудиться в современном динамичном и открытом обществе. Успешное решение новых задач, поставленных сегодня обществом перед общеобразовательной и профессиональной школой, во многом зависит от профессиональных качеств учителя, его нравственного и интеллектуального потенциала, а также от его способности к творческому поиску в решении педагогических проблем. Учителя высокой педагогической культуры отличает постоянное стремление к творчеству и наличие такого педагогического мышления, основными показателями которого являются проблемный характер подхода к изучаемым явлениям, оперативность, динамичность, широта взглядов.
В связи с этим в новом свете предстает сегодня роль учителя, совокупность встающих перед ним задач, сложность путей их решения, высочайший уровень ответственности его дела. Ведь воспитывать человека – значит воспитывать человека-труженика, человека-личность в широком понятии этого слова – значит, воспитывать культуру жизни. И, как показывает опыт многих поколений, только труд созидательный, высоконравственный, труд, приносящий моральное удовлетворение, как ничто другое способен развивать и формировать личность. Поэтому учитель технологии обязан четко представлять себе какое место занимает трудовое воспитание в формировании целостной, гармонически развитой личности, какие функции оно выполняет по отношению к умственному, нравственному, физическому и эстетическому воспитанию, какие виды деятельности детей в школе и на внеклассных занятиях в наибольшей мере обладают воспитательными возможностями для обеспечения всестороннего развития личности, а также какова должна быть система трудовых умений и навыков, которыми должны обладать будущие труженики, как обеспечить рациональную организацию и мотивацию труда школьников, как осуществлять личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в трудовом воспитании, чтобы обеспечить целостное формирование нравственной личности.
И здесь важно все: с каким интеллектуальным багажом идет учитель к своим ученикам, какие цели и задачи ставит в работе, какие методы и приемы использует в ней. Дети входят в увлекательный мир труда, творчества, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью. В процессе формирования представления об окружающем мире, накоплении жизненного опыта у детей постоянно возникают вопросы: «Каким надо быть? Что такое хорошо и что такое плохо? Что красиво и что некрасиво? Что полезно, а что вредно?» и т. д. Словом, у детей формируется основа их будущего морально-нравственного облика. И задача учителя – всеми формами и методами воздействия, в частности, через любовь к труду, творчеству помочь им находить правильные ответы.
Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный учитель должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки образовательных программ; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.
Но, что же предопределяет успех взаимоотношений между учителем и учащимися? Прежде всего, заинтересованность в совершенствовании дела, которому учитель служит, его «настрой» на осмысление своего опыта и стиля работы, знание воспитательных задач, поставленных перед ним, а также психологических особенностей своих школьников. Поэтому реализация педагогических и психологических возможностей в совершенствовании трудового воспитания во многом зависит от того, насколько учитель повернут лицом к этим проблемам. В первую очередь учителю необходимо усвоить общие закономерности формирования личности. Остановимся на этих закономерностях несколько подробнее.
Становление личности – одна из труднейших научных загадок. На протяжении всей своей истории человек пытался выяснить как совершенствовать себя, свою «душу». Понять как происходит развитие индивида в потоке внешних событий и обстоятельств, отыскать причину происходящих в нем перемен. Почему одни внешние требования усваиваются индивидом, оказывают на него воспитывающее влияние, творят его, а другие нет? Это, наверное, самые сложные для объяснения вопросы, так как они касаются сущности воспитания. Вполне понятно, что наибольшую потребность в решении этих вопросов испытывают те, кто причастен к воспитанию детей.
Как мы уже говорили, личность формируется под влиянием воспитания в семье, в школе, в процессе овладения определенной деятельностью (игры, учения, труда), а также в процессе самовоспитания.
Сущность любого воспитания (эстетического, нравственного, трудового) составляет возможность сознательно формировать психику человека, его отношения, установки, поведение, другими словами, создавать условия для достижения тех или иных воспитательных эффектов. Детерминирующее влияние любого воспитательного средства на формирование личности, его эффективность основаны, прежде всего, на его связи с потребностями, интересами, установками, ценностными ориентирами ребенка. Если обстоятельства, нормы, ситуации или предметы удовлетворяют какие-то потребности и интересы школьника или являются условиями их удовлетворения, то эти обстоятельства, нормы, ситуации, предметы ассимилируются им: из нейтральных, внешних превращаются в значимые для него и в дальнейшем детерминируют его поведение. Задача учителя и состоит в том, чтобы максимально учесть объективные связи между воспитательным воздействием и внутренними условиями индивида, воспроизвести их в педагогических ситуациях.
Учитель, выполняющий в процессе множество самых разнообразных функций, всегда должен помнить, что перед ним стоит благородная задача – воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его творчества, физического и духовного здоровья, основа общественной жизни человека.
По каким же показателям судит педагог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием трудового воспитания? Прежде всего, по действиям и поступкам учащегося, по изменению производительности его труда, отношения к труду, к творчеству, к своему коллективу, его членам, отношения к моральным правилам и нормам, по изменениям в его потребностях, интересах, самооценке, притязаниях.
Профессионально-педагогическая культура учителя технологии имеет особую структуру, которая определяется, прежде всего, сферой его деятельности. Специфика заключается в том, что поставленные задачи решаются им с помощью средств технологии при включении учащихся не только в теорию, но и в творческую практическую работу в учебных мастерских и на кружковых занятиях.
Содержание деятельности учителя технологии определяется сегодня теми требованиями, которые предъявляют ему современное производство в условиях научно-технического и технологического прогресса, социально-экономические изменения, произошедшие в нашем обществе.
Функции учителя технологии не должны ограничиваться только передачей технологических знаний, формированием у учащихся трудовых умений и навыков, организацией учебно-воспитательного процесса. Он должен уметь анализировать и выбирать эффективные формы и средства для воспитания и обучения учащихся, он должен формировать личность будущего труженика.
Подготавливая своих воспитанников к решению конкретных производственных задач в обновляющихся условиях, учитель не только продолжает лучшие традиции отечественной педагогики, но и активно участвует в их развитии. Только обладая высокой общей и профессионально-педагогической культурой, учитель может формировать у школьников не только прочные знания, умения и навыки, передавать им наиболее рациональные приемы и методы труда, он будет формировать учащегося как личность.
Поэтому сам учитель технологии как личность, кроме профессиональных качеств, должен обладать высокой культурой общения, уметь строить свои отношения со своими питомцами на доверительной, демократической основе, поддерживать на уроках доброжелательную атмосферу в классе. Глубоко правы те психологи и педагоги, которые подчеркивают, что воспитание начинается с воспитания личности и должно осуществляться главным образом на личностном уровне. Это значит, что учитель должен увидеть в ученике, прежде всего, личность, признавать за ним на только обязанности, но и права, считаться с его потребностями, интересами, намерениями, всем тем, чем он дорожит, чем живет. Только такой личностный подход может обеспечить установление оптимальных взаимоотношений, а, следовательно и взаимопонимание, и постоянное сотрудничество учителя с учащимся.
Готовясь к уроку, учитель должен определить основные элементы структуры урока, последовательность методов и приемов обучения, содержание и характер заданий для учащихся, средства обучения и способы их использования, способы руководства учебно-познавательной деятельностью школьников. Словом, составить оптимальный план урока, который по существу является его моделью, и определить пути и средства успешной его реализации на практике.
Планируя структуру урока, определяя содержание и последовательность приемов обучения, следует в первую очередь учитывать уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий. Если класс хорошо подготовлен к самостоятельной работе, то в структуру урока и в методику того или иного этапа включается ряд последовательных заданий для самостоятельного выполнения их школьниками. Если к такой работе учащиеся не подготовлены или содержание материала не соответствует ей, учитель выбирает другие приемы обучения. В этом проявляется связь между образовательной целью урока и способами ее достижения, между структурой и методикой урока.
Методическая цель таких уроков – это создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся. Учитель должен использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать творческий потенциал учащегося, создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям своего мнения, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
Конец ознакомительного фрагмента.