Вы здесь

Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях. Взаимодействие семьи и школы в развитии личности школьника (Ф. Н. Зименкова, 2013)

Взаимодействие семьи и школы в развитии личности школьника

Одной из важнейших задач нравственного воспитания на уроках технологии является формирование у каждого школьника добросовестного отношения к труду в школе и дома.

Требование добросовестного отношения к труду возникло на заре человеческой истории, характеризуя нравственные взгляды людей. В первобытном обществе труд становится нормой поведения всех взрослых здоровых людей. И на этой основе развивается важное нравственное качество – трудолюбие. В наше время труд лежит в основе жизнедеятельности общества, и отношение к труду относится к важнейшим проявлениям личности. Чем выше культура труда, тем большая роль его в нравственном формировании и совершенствовании личности.

Проблема нравственной подготовки подрастающего поколения к труду многопланова. Трудовое воспитание будучи сложным и многогранным процессом является предметом изучения представителей различных наук – педагогов, философов, социологов, экономистов, психологов и физиологов. Многие важные аспекты нравственного формирования личности учащихся были освещены в трудах выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.

В исследованиях О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Д. И. Водзинского, И. С. Марьенко, Л. И. Новиковой, И. Ф. Харламова, А. А. Шибанова и других ученых содержатся общие теоретические основы воспитания у школьников нравственной готовности к труду. Ряд принципиальных вопросов нравственного воспитания школьников в труде рассматривается в работах А. Ю. Гордина, Р. Г. Гуровой, В. И. Петровой, И. Б. Первина, А. А. Пермякова, Ю. П. Сокольникова, И. Д. Чернышенко и других, раскрывается влияние различных факторов на трудовую подготовку подрастающего поколения. Важнейшие аспекты нравственно-психологической подготовки к труду раскрываются в работах психологов Ф. И. Иващенко, А. Г. Ковалева, Н. Д. Левитова, А. В. Петровского, К. К. Платонова и других.

В процессе труда человек не только выполняет определенные производственные операции, но и вступает в самые различные отношения с товарищами по труду, с коллективом, с семьей. В процессе труда у школьника формируется сознание, что его труд – это частица общего созидательного труда. В процессе трудовой деятельности учащиеся непосредственно соприкасаются с природой, материальным миром, чувственно воспринимают вещи, на которые действуют. Трудовой опыт убеждает школьников, что природа, мир существуют независимо от них. В труде и связанных с ним наблюдениях в сознании учащихся запечатлеваются факты, рождаются обобщения, которые служат хорошей основой для нравственных выводов. Таким образом, труд является одним из источников знаний и является лучшим учителем.

Однако нравственное формирование и развитие личности – процесс сложный и длительный, в котором внешние воздействия и внутренние силы постоянно взаимодействуют и в результате меняют свою роль в зависимости от стадии развития. В этом, как органическая составная часть педагогического процесса, выступает и воспитание в семье, обеспечивающего развитие всех нравственных качеств и свойств личности.

Человек формируется в деятельности. В семье много возможностей для совместной деятельности детей и взрослых. Это и домашние дела, и участие в хозяйственных заботах семьи, и всевозможный ручной труд, игры, развлечения. Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношения к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка, и т. д. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» [12], – писал А. С. Макаренко. Понимание этого, сознание ответственности за воспитание детей требует строгой внимательности родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словом, но и самим делом, добрым примером своей жизни и своего поведения.

Значение семьи в трудовом воспитании детей нельзя недооценивать. Всем своим образом жизни она учит культуре труда, если в семье порядок, а отношения родителей и детей строятся на заботливости, содружестве и взаимопомощи. В этом случае семейные отношения реально готовят ребенка к труду, где он познает азбуку прав и обязанностей, приучатся к ответственности за свой труд.

Семья как социальная ячейка общества аккумулирует в себе богатство всех общественных отношений. Область семейных отношений – одна из самых сложных, характер которых определяется не только родственными или супружескими узами, но и общественно-экономическими, национальными, политическими и другими условиями. Единство общественных отношений, которые сосредотачиваются в семье, оказывают серьезное влияние на формирование личности. Поэтому семейное воспитание неотделимо от семейных отношений.

Каждая семья это целый мир, особый, неповторимый. Нравственно здоровая и дружная трудовая семья формирует у детей высокие социальные и моральные чувства – любовь и доверие к людям, являющиеся эмоциональной основой, сердцевиной всех нравственных отношений в обществе. Психологический климат внутри семьи, организация общего семейного труда или распределения трудовых семейных обязанностей – одно из важнейших условий формирования личности ребенка. Эмоциональный и моральный климат семьи служит важнейшей предпосылкой воспитания у детей нравственных убеждений, чувств; приобретение нравственного опыта – формирования высоконравственного гражданина.

Чем более развиты чувства детей, тем выше их идеал, тем благороднее их цели. Неразвитость чувств или эмоциональная неразвитость рождает черствость, нигилизм, равнодушие. И об этом нужно помнить всем родителям. Ведь какими мы воспитаем наших детей, такую старость мы и получим в будущем.

Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании нравственных качеств подрастающего поколения. В жизни любой семьи есть события, которые отмечаются по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию, празднование Нового года, Рождества и т. п. Разумно, ярко, впечатляюще проведенное семейное торжество носит также воспитательный характер, цементирует семью, укрепляет ее.

Особое место в семейно-бытовых традициях занимает организация культурного досуга. С ростом образования, культуры, развитием источников информации, которыми располагает семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга. Большое значение здесь имеет умение взрослых разумно и интересно использовать свои свободные часы и научить этому детей. И надо отметить, что характер взаимоотношений между членами семьи, их общественной направленности и интересное времяпрепровождение с детьми не зависит от материальных и жилищных условий. Преобладающую роль здесь играют уровень культуры человеческих отношений, духовная близость в семье, разнообразие интеллектуальных интересов.

Все эти качества личности в тесном взаимодействии с семьей должны с не меньшим успехом развиваться и в школе, только тогда будут видны результаты воспитания, его эффективность. Поэтому при формировании нравственных и других качеств детей одна семья без конкретной и постоянной помощи школы не может добиться больших успехов. Ведь главная функция семьи – формирование у детей социально ценного жизненного опыта на основе совместной работы со школой по организации результативных видов детского труда. Семья воспитывает в полном согласии со школой тогда, когда она живет и действует как дружный семейно-бытовой и в то же время социальный и культурно-эмоциональный коллектив. Создание и поддержка полезных семейно-бытовых традиций – важное условие нравственного формирования подрастающего поколения в школе, на уроках технологии и на внеклассных занятиях.

К сожалению, многие десятилетия в теории и практике обучения, недостаточно уделялось внимания духовному, гуманитарному развитию личности, формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности: ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением.

Отрадно отметить, что в последние годы наше общество и школа, в частности, заметно повернулись лицом к решению этих важных проблем, к воспитанию нравственных качеств личности, которые основываются на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Конечно же ценности эти, помимо прочего – культура труда, творческое отношение к труду, экологическая культура, культура взаимоотношений, поведения, ответственность за свое дело, и многое другое – должны активно формироваться на уроках технологии, а также на внеклассных занятиях и в тесном взаимодействии с семьей.

Для достижения такой личностной цельности, гармонии межличностных отношений очень важно овладеть нравственными, психологическими и общекультурными основами поведения, техникой общения, правилами этикета, обуславливающими становление молодого человека на уровне современных требований.

На занятиях технологии при изучении любой темы учителю необходимо показывать учащимся зависимость культуры поведения человека от глубины усвоения общекультурных ценностей, уважения и внимания к другим людям; обуславливать взаимосвязь культуры поведения с духовным и морально-эстетическим обликом личности. Способствовать также разрешению противоречия между реальным уровнем знаний культуры поведения и нравственной готовностью школьников реализовать накопленные знания в повседневном общении. Необходимо также содействовать развитию у школьников самокритичного отношения к выполнению повседневных житейских правил, потребности постоянного самоконтроля. На этой основе формировать у них осознанную необходимость повышения своего общекультурного уровня; овладения нормами общественного поведения, правилами этикета.

«Заговори скорей, чтоб я тебя увидел» – гласит мудрое изречение древних. Многие школьники страдают косноязычием, с трудом выражают свои мысли, им не хватает словарного запаса. Поэтому на уроках технологии и особенно на внеклассных занятиях необходимо не только формировать навыки поведенческой, но и речевой этики, воспитывать внимательное и вдумчивое отношение к устной и письменной речи учащихся.

На уроках технологии необходимо учить учащихся тому, чтобы хорошие манеры сочетались у них с благородством поступков. Этикет – это сумма (свод) правил, принятых в обществе. И владеть ими нужно разумно. И одна из важнейших задач раздела «Культура дома» образовательной области «Технология» – привить подросткам навыки эстетического поведения, правила хорошего тона, что поможет им чувствовать себя уверенно, свободно, и раскрепощено в любой жизненной ситуации.

Помочь человеку выйти с достоинством из любого затруднительного положения должно его внутреннее чутье (чувство, культура, интуиция). И этому в большей степени будут способствовать различные упражнения, тренинги и т. д., которые необходимо проводить на занятиях технологии (см. приложения).

Как себя повести или же поступить в той или иной ситуации – это уже творчество. Лишь сплав внутренней и внешней культуры дает желаемый результат – ключ к решению различных непредвиденных и непредусмотренных этикетом жизненных ситуаций. Усвоение норм поведения и общения – результат воспитания в самом широком смысле слова и в семье, и в школе.

Отношение к личности как к высшей ценности немыслимо без воспитания чуткости, способности к эмоциональному сопереживанию, такта. С воспитанием чуткости к духовному миру другого человека, способного к сочувствию и сопереживанию, начинается нравственное развитие личности. Поэтому, прежде всего, учителю необходимо воспитывать в школьниках культуру чувств. В первую очередь необходимо пробудить в них добрые начала: человечность, бескорыстие, чуткость, отзывчивость, душевность, любовь к окружающему миру, к своим близким и родным. Ибо доброта и любовь подталкивают людей на нравственные поступки.

И надо помнить, что культура общения, поведения, чувств во всем многообразии присущих ей форм не наследуется как видовой признак, не программируется генетически, а приобретается с воспитанием старших. Давно замечено, что подросток, увлеченно занимающийся интересным делом, хорошо относится к себе, а потому хорошо относится и к другим. Подростки лучше понимают смысл любого труда, если делают то, что имеет смысл для них самих. И их помощь в деятельности, какой бы неинтересной она ни казалась, это выражение любви к окружающим, и, безусловно, шаг к самоуважению.

Школа и семья, должна готовить детей к переменам, происходящим в жизни, в обществе. И учителю необходимо помочь учащимся воспринимать перемены с готовностью, реагировать на них динамично, гибко. Формы, специфические приемы и средства общения только тогда способствуют ориентации личности на социально значимые ценности, когда они сами базируются на принципах гуманизма, утверждающих уважительное, доброжелательное отношение человека к себе и другим.