Теоретические предпосылки введения образовательной области «Технология»
Отечественная педагогическая наука и практика накопили богатый опыт осуществления трудового и политехнического воспитания и обучения. Однако долгие годы в педагогической науке строилась теория «трудовой подготовки», игнорировались принципы трудового воспитания, модели, сложившейся в мировой и русской педагогической практике. Невнимание к тенденциям развития научно-технического и социального прогресса привело к тому, что с начала 1960-х гг. суть трудового воспитания сводилась к несвойственной школе функции – подготовке рабочего. Именно в эти годы появился термин «трудовая подготовка», то есть подготовка к определенному виду труда, к получению профессии.
В середине 1980-х гг. трудовое обучение и воспитание в общеобразовательной школе, по сути дела, превратилось в профессиональное обучение (под маскирующим названием «профильное обучение»). Трудовое воспитание окончательно было подменено так называемой «трудовой подготовкой». Примитивные профессиональные навыки и умения были не способны вызвать к себе никакого интереса у подростков. Потерялась, таким образом, связь теории и практики, что привело к снижению интереса школьников и к учебе, и к труду.
Трудовая подготовка, направленная на приобретение исполнительских навыков, отнимала у школьников время и возможности для интеллектуального развития, занятий творчеством, становилась фактором торможения социального становления личности, затрудняла выработку качеств культурного труженика-гражданина, творца, наконец. Школьники не имели возможности усвоить правильные мировоззренческие представления о трудовой деятельности людей, о характере, содержании и специфики труда, об ускорении научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства.
Таким образом, уроки трудового обучения в системе «Трудовой подготовки» утратили свою развивающую направленность и силу, потеряли свой первоначальный смысл. Они стали дублировать внеурочный производительный труд и по сути дела лишили школьника широкой трудовой культуры, являющейся средством формирования нравственной личности.
Ранняя профессионализация обернулась неполноценной, ущербной, узкопрофессиональной, устаревшей и не годящейся для жизни подготовкой. В результате нарушилась преемственность и непрерывность в действительной подготовке квалифицированных сил общества. Из дверей школы выходили функционально неграмотные люди. В процессе обязательного производительного труда деятельность школьника стала рабской. Она была лишена какой бы то ни было самостоятельности, активности, инициативности. Многие, например сельскохозяйственные и промышленные предприятия преуспели в переложении на плечи школьников монотонных операций, не требующих квалификации. В результате не только не развивались, но и гибли способности учащихся, формировалось стойкое отвращение к трудовым усилиям, пропадала трудоспособность, трудолюбие, интерес к повышению квалификации у молодежи. У школьников нередко складывались представления о труде как о неизбежном долге, фатально обрекающем человека на самоотречение, на игнорирование личных интересов, интеллектуальных запросов.
В условиях революционной перестройки нашего общества, в ходе коренного реформирования школьного образования социально-политические, экономические и гуманистические факторы и процессы, нарастающие в нашем обществе, выдвинули важные требования к воспитанию в школе труженика нового типа – способного к непрерывному образованию и саморазвитию, к постоянному повышению своего культурного уровня, к творческому отношению к своему делу, восприимчивого ко всему новому.
Задача полного отказа от «трудовой подготовки» и замены ее качественно новым трудовым технологическим обучением и воспитанием в школе с использованием всего положительного опыта, накопленного в русской и мировой практике, было продиктовано требованиями научно-технической революции. Максимальное вторжение науки и техники в производственные процессы через новые технологии предопределили нарастание острой необходимости в высокоинтеллектуальном, обладающим целостным системным мировоззрением современном работнике. При этом решающее значение приобрело развитие творческих способностей, умение самостоятельно получать знания, разрабатывать собственную стратегию повышения квалификации и объема общекультурной ориентации, умение формировать самосознание, углублять и расширять его. Основными характеристиками будущего труженика становились способность мыслить, решать нестандартные задачи, которые им преподнесет жизнь, приобретать и применять на практике получаемые знания из разных областей, овладевать универсальными способами продуктивной, рациональной деятельности.
Глубокие изменения общественного производства – появление труженика нового типа – вызвали также к жизни и гуманистические факторы, и процессы, нарастающие в нашем обществе. Школа, как и общество в целом, повернулась лицом к интересам и потребностям человека в развитии своих потенциальных возможностей в самореализации и в самоутверждении себя как личности.
Этому способствовала успешно разработанная и внедренная в систему школьного образования образовательная область «Технология». Необходимость внедрения, которой обуславливалась напряженностью социальной жизни, усложнением межличностных отношений, коренными социальными переменами, происшедшими в обществе.
Это незамедлительно сказалось на разработке научно-обоснованной концепции технологического обучения и воспитания, где труд является основой формирования личности. Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми. Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятиями «культура», «личность» и предполагает установление определенного уровня понятий и взаимоотношения между людьми, что многократно подтверждает необходимость освоения в жизни каждым человеком культурой труда, творчеством, культурой взаимоотношения с окружающим миром.
Однако наряду с трудовым обучением и особенно изучением общеобразовательных предметов в школе, которым традиционно придается серьезное значение, – культуре взаимоотношений, культуре общения, правилам поведения в общественных местах, в семье, умению красиво организовать свой семейный очаг, строить семейные отношения, воспитывать детей, быть хорошей хозяйкой, матерью, женой, заниматься творчеством, словом, всему, что делает человека личностью, уделяется далеко не всегда должное внимание. Именно изучение этих и многих других аспектов нравственного и эстетического воспитания включает в себя один из важных и нетрадиционных для школы разделов (модулей) технологии – «Культура дома» образовательной области «Технология». И это сегодня очень актуально и необходимо. Именно в школьном возрасте у ребят появляется потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные коллизии, размышлять о жизни, о своих близких и родных. Развить эту потребность в устойчивый интерес – значит, способствовать развитию личности подростка. Все это и входит в содержательную часть школьного предмета «Технология».
Таким образом, воспитание личности при изучении предмета технологии должно строиться на восстановлении во многом утраченных к настоящему времени морально-ценностных отношений личности к труду, когда труд входит в систему высших ценностей человека и всех его жизненных ориентаций. Морально-ценностное отношение к труду включает в себя понимание не только общественной, но и личной значимости труда как источника саморазвития личности, реализации заложенных в человеке возможностей. Он предполагает также способность человека испытывать радость от самого процесса творческого труда как игры интеллектуальных, волевых и физических сил.