Рецензенты:
А. А. Павлова, профессор, доктор пед. наук
Ю. Л. Хотунцев, профессор, доктор физ. – мат. наук
Введение
Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
А зажечь его может лишь тот, кто сам горит.
В условиях демократических преобразований России, когда старая идеологическая система рухнула, а новая система демократических социальных ценностей в стране еще не сложилась, вопросы воспитания творческой личности подрастающего поколения, художественно, нравственно и эстетически развитой, становятся особенно актуальными для современной педагогической науки в целом. Современная образовательная парадигма с идеей гуманистической ориентации культурной доминанты, а также новые условия демократичного общества, требуют воспитания учащегося особого типа, высокий творческий, духовно-нравственный потенциал которого дал бы ему реальную возможность жить в поликультурном сообществе XXI в.
В проектах Национальной доктрины образования и Концепции структуры и содержания общего среднего образования 12-летней школы подчеркивалась необходимость в «последовательной ориентации на культуросообразность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира». Ставились особые организационно-педагогические задачи для создания образовательного пространства школы. В этом пространстве предполагалось открытие больших возможностей для духовного роста непосредственных участников образовательного процесса.
Сегодня современный этап совершенствования системы трудового воспитания и технологического образования учащихся проходит в новых социально-экономических условиях, которые сложились в стране. И подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в новой социальной реальности становится одной из важнейших прерогатив современной педагогики. А для этого необходимо создание условий для личностного развития каждого ребенка, способного к самореализации, саморазвитию, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения. Но творческая личность не возникает сама по себе, а развивается в процессе специального обучения и воспитания. Она развивается только тогда, когда она проявляет себя в творческой деятельности, взаимодействует с творческими личностями. Поэтому наряду с формированием естественнонаучных и политехнических знаний, умений и навыков выдвигаются сегодня задачи нравственного воспитания школьников, привития им высокой культуры труда, развития творческих способностей, умения взаимодействовать с окружающей действительностью.
Хочется верить, что в последние годы теория и практика трудового технологического обучения начинает поворачиваться лицом к духовному, гуманитарному развитию личности, формированию эстетических и нравственных ее качеств. Труд школьников становится средством для формирования всесторонне развитых людей, развития их духовных и физических сил. И это отрадно. Но, чтобы труд стал этим средством, его содержание и организация должны отвечать многим современным педагогическим и психологическим требованиям.
Большая роль в решении этих проблем принадлежит образовательной области «Технология», так как она, синтезируя знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, создает предпосылки для развития самостоятельной, творчески мыслящей личности. И именно это, то есть подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, и является главной ценностью учебного предмета «Технология».
Обучение профессиям, трудовое воспитание и сам практический труд школьников организуется на научной основе, в которых используются последние достижения педагогической и психологической науки. Однако практика показывает, что качество подготовки подрастающего поколения к труду, его самостоятельность мышления, способность адаптироваться в новых социальных условиях не в полной мере пока отвечает требованиям времени. В педагогическом арсенале остается еще много резервов, невостребованных педагогами и другими работниками сферы образования. Недостаточно обеспечивается политехническая направленность профессионального самоопределения, не в полной мере используются воспитательные возможности труда, недостаточно используются активные формы и методы трудового технологического обучения и воспитания, и многое другое.
На конкретных примерах сделана попытка разобраться в особенностях восприятия и источниках активности школьников в труде, «личностном факторе» в воспитании ребенка, основных путях вовлечения школьников в трудовое воспитание на уроках технологии, а также внеклассных, внешкольных занятиях в формировании творческой личности – требованиях, которые предъявляет сегодня трудовое технологическое воспитание к современному педагогу.