Вы здесь

Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!. Готовимся к школе (О. П. Вологодская)

Готовимся к школе

Идти вперед – значит потерять душевный покой, остаться на месте – значит потерять себя.

В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя.

С. Кьеркегор

Ребенок растет, становится старше, а родители иногда этого не замечают, продолжая считать свое чадо маленьким несмышленышем и применяя те же методы воспитания, что и прежде. Но жизнь не стоит на месте. Необходимо меняться, расти вместе со своим ребенком, постепенно отпускать его от себя, продолжая оставаться ему другом и помощником.

Учебная самостоятельность

Зависимость здесь самая прямая. Чем раньше ребенок научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и другими детьми, выполнять определенные правила, тем легче ему будет усвоить школьные требования. Но на деле это не совсем так.

Многие дети довольно самостоятельны в обыденной жизни. Они умеют одеваться-раздеваться, помогают родителям по дому, общительны и легко находят друзей, иногда даже могут сами сходить в магазин…

Когда же приходит пора вашему ребенку отправляться в школу, вы можете столкнуться с совершенно противоположной картиной. Учитель может вам сказать, что ваш ребенок совершенно неактивен, пассивен, его приходится постоянно подталкивать к работе, он не может ничего делать без понуканий.

Такое разногласие связано с тем, что самостоятельность в обычной жизни и самостоятельность в учебе – разные понятия. Что же такое учебная самостоятельность?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается прежде всего в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Конец ознакомительного фрагмента.