Значение учения «Несилнама» в воспитании молодого поколения
Целью «Несилнама» является воспитание современной молодежи. Поколение (наследники) – это дети, сыновья и дочери, родившиеся от одного отца, выросшие в одной семье. Изучение жизни предков, корнями уходящей в глубь многих тысячелетий, их генеалогического древа, жизненного опыта является основой учения «Несилнама», обозначающего понятие воспитание молодого поколения.
Известным фактом является то, что личный пример и жизненно-профессиональный опыт наших предков имеют важное значение в детском воспитании. Для того, чтобы донести все это до общественности, рождались многочисленные мудрые изречения мыслителей-аксакалов, образованных людей каждой эпохи в виде пословиц, поговорок, дестанов, сказок и других произведений народного творчества. В этих источниках убедительными данными аргументировалось то обстоятельство, что ребенок является физическим и духовным продолжением своих родителей. В качестве примера можно привести такие испытанные временем мудрые изречения, как «Яблоко от яблони недалеко падает», «У человека, который не имеет прошлого, не будет и будущего», «У кого нет корней, не будет и потомков».
Многочисленные образцовые произведения, касающиеся проблем детского воспитания, создаются и в настоящее время. Шедеврами среди них являются романы глубокоуважаемого Президента Гурбангулы Бердымухамедова «Döwlet guşy» («Птица счастья») и «Älem içre at gezer»
«Имя доброе нетленно». Одним из ярких произведений является и книга народного писателя Туркменистана Тачмамеда Джурдекова «Внук, воплотивший мечту деда».
В книге «Внук, воплотивший мечту деда» путем освещения жизненного пути и профессионального опыта глубокоуважаемого Президента Гурбангулы Бердымухамедова выдвигаются ценные советы по воспитанию молодого поколения. Каждый читатель, прочитавший эту книгу, на примере всестороннего раскрытия образа Лидера нации воспитывает в себе такие замечательные качества, как честность, трудолюбие, патриотизм, мужество, принципиальность. В связи с этим книга является показательной школой воспитания всесторонне совершенной личности из молодого поколения настоящего времени.
В книге приводятся мысли, которые полностью соответствуют нашему национальному менталитету: «Если о ком-то заходит обстоятельная речь, то туркмены, как обычно, интересуются его предками. Ведь корень дерева является опорой всей его кроны». У человека тоже имеются корни, которые мы называем генеалогическим древом, родословной. Знание девяти поколений у туркмен считается священным долгом, так как это имеет глубокий философский смысл и важное воспитательное значение. Несомненно, что молодежь, изучившая свое родословное древо и знающая о высоком почете и уважении, которым пользовались ее предки, будет стараться быть похожей на них, станет вести себя воспитанно и подобающе в нашем обществе.
Имеется множество научно-практических сведений, подтверждающих ту огромную роль, которую имеют различные воспитательные «уроки» и примеры, увиденные в детском и подростковом периоде, для того, чтобы ребенок вырос полноценным человеком и перенял все наследственные признаки и поведение от предков.
Высшие гуманные качества, несравненная мудрость, методы работы, глубоко талантливые произведения глубокоуважаемого Президента являются для молодежи настоящим университетом в понимании и претворении в жизнь тонких секретов воспитания молодых поколений. Для совершенствования личных качеств наших граждан и для оздоровления нашего общества в целом огромное значение имеет личный пример высококультурного поведения Лидера нации Гурбангулы Бердымухамедова в семье и среди народа, а также профессиональный опыт глубокоуважаемого Президента в медицинской и педагогической областях, претворяемая в жизнь мудрая и прогрессивная государственная политика и многое другое, служащее примером для окружающих. В связи с этим необходимо более подробно изучить и довести до широких читательских масс эти высоко человечные качества глубокоуважаемого Президента, что в свою очередь, станет огромным вкладом в дело воспитания молодежи.
Как было отмечено выше, у нашего глубокоуважаемого Главы государства имеется образцовый для многих жизненный и трудовой путь. При подробном изучении этого образцового пути, идущего от любимых предков, и ориентации на него большую роль окажет чтение вышеназванных произведений глубокоуважаемого Президента, а также книг «Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов – краткая автобиография», «Дело всей жизни Мяликгулы Бердымухамедова».
Среди интересных фактов из автобиографии глубокоуважаемого Президента внимание читателей привлекают сведения о четырех поколениях учителей, достигших колоссальных успехов в педагогической деятельности. Это прадед Президента Анна ага, дед Бердымухамед ага, отец Мяликгулы ага, и Гурбангулы Бердымухамедов. Их путь стал в полном смысле слова прекрасной жизненной школой для молодых поколений в деле обеспечения счастливой жизни своего родного народа, достижения соотечественниками грамотности, успехов в научной области, упорного трудолюбия в педагогической деятельности. Для достижения своей цели они затратили много сил, времени, старания, таланта.
В своем выступлении на торжественной церемонии открытия нового здания средней школы № 27 имени Бердымухамеда Аннаева в поселке Ызгант Геоктепинского этрапа Мяликгулы Бердымухамедов сказал следующее: «В семье Бердымухамедовых педагогическая специальность переходит из поколения в поколение. Они (Бердымухамедовы) ясно понимали важное значение грамотности людей. Они обращали внимание людей на то, что наука и образование являются основой мощи государства и счастливой жизни. Они учили людей чтению и письму. Для воплощения в жизнь этого нелегкого дела они с успехом вели свою трудовую плодотворную деятельность».
Замечательные представители педагогической специальности являются личностями, пользующимися большим уважением, они духовно обогащают людей, повышают их жизненное благосостояние, воспитывают достойную молодежь. Они открывают дорогу к успехам, счастливой жизни. Учитель и учительская деятельность – это большой почет. Учитель учит грамоте всех – от мала до велика, помогает построить фундамент содержательной жизни. Учителя оберегают людей от многих жизненных неприятностей и направляют к светлому будущему. У них высок авторитет среди народа. Учитель является идеальным примером для членов семьи, учеников, соседей и всех односельчан.
Являясь выходцем из семьи культурных, трудолюбивых, всеми уважаемых и любимых учителей, Президент Туркменистана глубокоуважаемый Гурбангулы Бердымухамедов с детства брал пример с родственников, впитывал в себя высокие человеческие качества. Учился тонкостям жизни и умению вести сердечную беседу с людьми, делать в жизни много полезных поступков, уважать ровесников. Поэтому уважение и слава о культурном и воспитанном человеке быстро разлетелась среди жителей всех уголков нашей страны. Это, безусловно, влияет на воспитание молодого поколения нашей Родины.
Высокий авторитет и огромное уважение добродушный, рассудительный, трудолюбивый глубокоуважаемый Гурбангулы Бердымухамедов заслужил уже в годы учебы в школе и вузе, поддерживая дружеские отношения с ровесниками и помогая им в решении различных проблем. Настойчивость, способности, старательность Лидера нации в сочетании со многими прекрасными человеческими качествами повлияли на служебный рост глубокоуважаемого Гурбангулы Бердымухамедова, на успешность выполняемых обязанностей на многих государственных должностях, на избрание Президентом Туркменистана на основе большинства голосов граждан страны. Необходимо отметить, что высокие гуманные качества Лидера нации, унаследованные от образцовых предков, позволили завоевать всеобщую любовь и уважение среди граждан страны и всего мирового сообщества.
Сегодняшнее молодое поколение должно многое взять в качестве примера из жизненного пути, успешной трудовой деятельности, достойного воспитания предков любимого Лидера туркменского народа, нашего глубокоуважаемого Героя-Аркадага Гурбангулы Бердымухамедова. Бесспорно, что если опубликовать автобиографию глубокоуважаемого Президента в виде художественной публицистики и довести до широкой читательской аудитории, она будет иметь важное учебно-воспитательное значение с педагогической точки зрения.
По сведениям антропологов, палеонтологов, археологов, биологов, историков и ведущих представителей других научных направлений, с момента возникновения живых существ прошли миллионы лет. За этот необъятный период зародилось и просуществовало не исчислимое количество насекомых, малых и больших существ, которые возникали, жили и умирали в связи с выполнением своего природного долга или проигрывали в борьбе за жизнь. В соответствии с теорией об эволюции и естественном отборе Чарльза Дарвина (1809–1882) более сильные и способные организмы завоевали право на дальнейшее существование и размножение. В настоящее время существует более 1,5 миллионов видов живых существ, обитающих на суше и в воде. Человек среди них является более совершенным индивидом, отличающимся своими способностями и умениями.
В становлении человека как личности активное участие принимают биологические и социальные факторы. Как метко отметил Ф. Энгельс, человек – это биологический объект и социальный субъект. Как и все другие живые существа, человек появляется на свет, растет и вырастает объектом с полноценным телосложением и умственными возможностями. Обогащая свой разум за счет поступающей в мозг из окружающей среды информации, человек становится субъектом, способным решить многие культурные, экономические, политические вопросы общества. По утверждениям антропогенеза, антропологии и других научных направлений, изучающих вопросы происхождения человека, человечество берет свое начало от антропоидов, так называемых приматов, – человекообразных обезьян. Ранние их виды считаются предками людей, живших тысячи веков назад. [Утверждения профессора А. И. Кравченко и американского писателя-автобиографа И. Стоуна о том, что Ч. Дарвин не имеет отношения к бытующему среди народа мнению, что «человек произошел от обезьяны» и высказанной мысли о том, что «обезьяны являются близкими родственниками человека», не умаляют важного значения теории ученого об эволюции, а наоборот, возвышают ее.] Эволюционный путь развития, совершенствования человека от человекообразных существ и обретения им современного облика можно разделить на несколько этапов и больших самостоятельных тем. Эти темы достойны отдельного исследования и обсуждения.
Бесспорно, что богатый жизненный опыт предков, в течение многих веков живших в различных жизненных условиях, внес огромный вклад в достижение сегодняшнего уровня общественного сознания. В связи с этим ознакомление с данной проблемой читателей различного возраста и разных специальностей, с разным уровнем образования и жизненным опытом соответствует целям настоящей работы.
В древние времена, сотни и тысячи веков назад, люди, испытывая на себе всякие неблагоприятные влияния природных и географических условий, жили «первобытными человеческими стадами» в пещерах, лесах и других выгодных для жилья местах. В обеспечении быта новорожденных и всех детей важную роль играли женщины. Постепенно возникало матриархальное общество, под руководством женщин создавались различные хозяйственные порядки и устои жизни.
По истечении времени из многих тысяч поколений человекообразных существ в результате эволюционного развития и естественного отбора выделялись их более совершенные формы. Из них со временем на высокую ступень эволюционного развития выходят неандертальцы. По утверждению многих ученых, они напрямую открывают путь к появлению родоначальника современных людей – Кроманьонца (Homo Sapiens). По неизвестным до сих пор причинам неандертальцы в сравнительно короткий период исчезают с лица земли.
По своему анатомическому строению, осмысливанию окружающего мира кроманьонцы были очень близки современным людям. Они изготавливали, ремонтировали и умело использовали в быту орудия труда, оружие для защиты и охоты. Охотились, приручали диких животных, занимались земледелием и другими делами. Умело выполняли работы, связанные с несложными видами искусства, соблюдали различные религиозные обряды и традиции. Могли разговаривать, понимать друг друга, выполнять осознанные действия, хоронить умерших соплеменников, поминать их, вспоминать своих предков. Совершенствуя свой разум и миропонимание, кроманьонцы, в отличие от ранних человекоподобных существ (индивидов), в том числе и от неандертальцев, начали уделять пристальное внимание значению духовного развития.
Хомосапиенсы, понимая важность детского воспитания в деле обеспечении семьи и ее сплоченности, усердно начинали искать пути оптимального решения этой проблемы. Старались делать соответствующие выводы из опыта предков. Проявляли большую заботу по передаче молодому поколению мудрости, трудовых навыков, жизненного опыта старшего поколения. По мере распространения кроманьонцев по миру в обществе устанавливаются новые формы порядков, устоев, трудового распределения. Труд распределяется между взрослыми трудоспособными людьми, пожилыми, женщинами, подростками, детьми в соответствии с их возможностями. Широко используется опыт мудрых старцев. Земледелие – выращивание сельскохозяйственных продуктов, – постепенно совершенствуясь, становится надежным источником питания. Повышение значения физического труда ведет к превосходству мужчин, в связи с чем закладываются основы патриархального общества.
Охота, земледелие, одомашнивание диких животных оказывают благотворное влияние на жизнь людей. Начинает развиваться экономика. В результате развития разума в среде кроманьонцев 50–70 тысяч лет назад появляются передовые личности, взгляды которых весьма близки современным людям. Таким образом, заканчивается биологический (эволюционный) этап развития людей и продолжается их духовное социально-культурно развитие. Появляются новые формы общества – рабовладение, социальные классы, узкие специальности и др.
В литературных источниках содержится большое количество научных материалов, подтверждающих существование продолжительного и тернистого пути приобретения людьми своего современного состояния и духовного обогащения. Эти материалы в основном являются результатом археологических раскопок и исследований. Они предоставляют нам достаточно богатые сведения об анатомическом строении и жизненных условиях людей того времени. В работах А. А. Слюсарева и С. В. Жуковой о периоде возникновения человеческого общества, об их видах, а также о весе головного мозга людей содержатся следующие сведения: вес головного мозга рамапитеков (один из древних предков человеческого рода), живших 10 миллионов лет назад, составлял 350 граммов; австралопитеков, живших 4,5–1,75 миллионов лет назад, – 500 граммов; «способного» – прямо ходившего человека, жившего 2,5 миллионов – 400 тысяч лет назад, – 600—1100 граммов; неандертальцев, живших 400 – 50 тысяч лет назад, – до 1500 граммов; кроманьонцев, живших 50 тысяч лет назад, – в среднем 1400 граммов.
Джордж Франкл в своей работе «Археология ума» утверждает, что объем черепной коробки у человекоподобных обезьян составляет 500 см3; австралопитеков – 900—1100 см3; кроманьонцев – 1400 см3; современных людей – 1400–1500 см3.
По последним данным анатомической науки, при рождении человека вес головного мозга у новорожденного составляет 330–340 граммов. По мере взросления ребенка увеличивается и головной мозг. В возрасте 20 лет средний вес головного мозга у человека составляет 1375 граммов, а объем черепной коробки равен 1450 см3.
Человека, имеющего полное превосходство над всеми представителями животного мира на всем земном шаре с биологической точки зрения, Р. Т. Подольный характеризует вот таким образом: вид – хордовые, подтип – позвоночные, класс – млекопитающие, отряд – приматы, семья – гоминиды, группа – гомо, вид – сапиенс.
Роль внешних и внутренних факторов в совершенствовании духовного богатства, являющегося плодом высшей нервной системы (в основном головного мозга), весьма велика. В специальной литературе имеется достаточно много научных сведений, подтверждающих, что в результате слаженного действия источников разума – генотипа и фенотипа (воспитания), иначе говоря, врожденных и условных (при обретенных) рефлексов, человек стал разумным существом. Бесспорно, что развивавшиеся в течение многих тысячелетий духовное богатство и гуманные качества, присущие жившим раньше различным человекоподобным индивидам и современным людям, различны. Есть полное основание утверждать, что решение данного вопроса является трудной и ответственной проблемой древнего и нынешнего человеческого общества. Доказательством этому служит и такой исторический пример.
Однажды знаменитый древнегреческий философ Диоген Синопский (400–325 до н. э.), живший в городе Афины с шестидесятитысячным населением, ходил днем с фонарем в руках и приговаривал:
– Я ищу человека!
Один из прохожих в недоумении спросил у него:
– В большом городе столько людей, а ты всем надоедаешь своим «Я ищу человека»?!
Тогда философ ответил:
– Я тоже вижу этих людей. Но я ищу настоящую, разумную личность, спрятавшуюся «под одеждой» людей разного возраста, пола, разных профессий, богатых и бедных, занимающих различные места в обществе!
Воспитать и вырастить личность, которую «искал» Диоген, является одной из важных проблем, встающих на пути у людей и того общества, в котором жил ученый, и современного цивилизованного общества. Данный вопрос также находился в центре внимания руководителей всякого ранга в любом другом обществе.
Член-корреспондент Российской Академии наук (раньше СССР), профессор И. Т. Фролов в своей книге «Перспектива человека» приводит следующие сведения: 200 тысяч лет назад на земном шаре проживало около 1 миллиона человек [И. Т. Фролов, наверное, имел в виду близких к человеку «неандертальцев» – (автор)]; примерно 60 тысяч лет назад – 5 миллионов человек; 300 лет назад – 500 миллионов человек; в 1850 году – 1 миллиард; в 1930 году – 2 миллиарда; в 1970 году – 3,6 миллиарда. Мировые средства массовой информации уже давно сообщили, что в начале XXI века население нашей планеты перевалило за 7 миллиардов.
Категория количества и качества в философии является неизменным показателем, характеризующим единство и мощь общества. Чем больше появляется людей в семье, селе, стране, тем больше усложняются вопросы их социально-экономической, культурной жизни. Если увеличивается численность населения страны, общества, то для их обеспечения, мирной и благоустроенной жизни необходимо воспитание современной, интеллектуальной, способной, одаренной молодежи.
Приведенные выше сведения и умозаключения доказывают судьбоносную роль «Несилнама» – учения о воспитании молодого поколения – для каждой семьи и общества в целом.
Научно-технический прогресс, начиная с середины ХХ века, привел человеческое общество к более цивилизованным условиям жизни.
Интеллигенции, состоящей из наиболее грамотных слоев населения, предстоит решить многие задачи в целях уменьшения (полной ликвидации или обезвреживания) тлетворного влияния цивилизации на мирные условия жизни народов, на физическое и психическое состояние молодежи, на ее моральный облик, на гармоничное развитие общества, на экологию. Решение данных задач в международном масштабе представляется трудным и сложным делом. В основном, это зависит от уровня интеллекта общества, формирование которого начинается с детского воспитания. Как известно, для воспитания благонадежного молодого поколения используется множество форм и методов. Однако их сегодняшний уровень не в состоянии удовлетворить всевозрастающие потребности современного мира.
I. Физическое воспитание ребенка
Основной целью общего физического воспитания ребенка является обеспечение развития его организма крепким, выносливым к влияниям различным внешних и внутренних различных природных факторов (жара, холод, удары, тряски, болезнетворные микробы и т. д.), и в полном смысле этого слова приобщение его к ряду взрослых.
Для реализации требований жизни человек вынужден осуществлять различную физическую и интеллектуальную деятельность, для чего необходимы крепкий организм и ясный ум. При выполнении разных видов работ, кроме общего физического развития, требуется также развитие работоспособности (тренировка) отдельных органов. Например, при различных спортивных соревнованиях (борьба, игра в мяч, плавание, поднятие штанги, бокс и т. д.) следует повысить силу, гибкость и выносливость отделов костно-мышечной системы, в частности суставов и связочного аппарата, связочного аппарата. Для бахши и певцов необходимы высокий и приятный голос; следопытов – зоркий глаз; а для тонкой работы рук (хирургов, музыкантов, ювелиров, вышивальщиц и ковровщиц) необходимы гибкие, чуткие, нежные и приспособленные к тонкому труду пальцы и т. д.
Как различны органы человеческого организма и осуществляемые ими функции, так и многообразны качество, объем, продолжительность тренировочных мер, используемых для развития и усовершенствования работоспособности каждого из них. Являясь основой человеческого интеллекта, головной мозг обеспечивает согласованную работу всех органов человеческого тела. В связи с этим он держит под контролем целенаправленную деятельность и здоровье отдельных органов и организма в целом. Головной мозг, являющийся основой человеческой психологии, таланта, памяти и мыслей, развивается постепенно и совершенствуется в равной степени с другими органами человеческого тела. Он определяет духовный мир ребенка (человека), в связи с чем у разных людей их деятельность и пути совершенствования различны. Важно привлечь внимание читателей к некоторым сторонам этой проблемы, так как не будет преувеличением сказать, что координацию многофункциональной деятельности человеческого тела обеспечивает головной мозг.
Конец ознакомительного фрагмента.