Пропасть, в которую ведут современные психологи
Когда я столкнулся с проблемой в воспитании дочери, то я начал просматривать материалы современных психологов на эту тему. Что они рекомендуют делать, куда предлагают двигаться? Изучать я стал именно российских психологов.
Однажды я попал на вебинар по теме «10 ошибок, которые совершают современные родители». Как видно из названия, психолог говорил о том, чего НЕ следует делать родителям. Во время этого вебинара я сделал для себя интересное открытие. Дело в том, что в воспитании ребенка я НЕ совершил ни одной из описанных ошибок. Более того, мои знакомые в Канаде тоже не делают подобных ошибок. Но при этом эти знакомые имеют ТАКИЕ проблемы с детьми, которые российским родителям сложно представить.
Ситуация следующая. Предполагается, что Россия – это отсталая в плане воспитания страна, что там применяются «дедовские» методы, которые не дают детям хорошо развиваться. Современные психологи стараются привнести туда методы «нового сознания». Чаще всего они идут от противного: то, как нас воспитывали – это плохо, мы будем воспитывать детей по-другому. И психологи всеми силами пытаются привести людей к «светлому миру».
Штука в том, что Канада уже пришла к тому, куда так усиленно стремятся психологи в России. Канадские родители УЖЕ делают так, как учат «прогрессивные» методы. Соответственно, появился опыт использования модели «нового мышления». То, с чем сталкиваются родители в Канаде – это следствия данной модели.
Какие постулаты можно увидеть в данной системе ценностей?
На первое место выходит сам ребенок. Психологи крайне озабочены тем, чтобы, не дай Бог, не причинить ребенку душевную травму. У ребенка есть куча прав, у родителей есть куча обязаностей. Ребенок имеет право на хорошие условия проживания – родитель обязан их предоставить. Психологи не заморачиваются тем, как родители зарабатывают деньги, какие у них условия проживания. Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы родители жили в роскоши, а их дети носили лохмотья. Если родители могут дать больше – они дают. Но для ребенка данный пункт является хорошим поводом для манипуляций. «Вы не можете дать мне хороших условий – значит, вы плохие родители, значит, вас не нужно слушаться». При этом ограничений по потребностям не существует. Неважно, сколько зарабатываете вы, ведь всегда найдется другой родитель, который дает своему ребенку больше. Девочка, которой её мама-одиночка купила в прошом году айфон, в этом году требует новый. Не можешь? Значит, ты плохая мать.
Полностью убирается система наказаний. Психологи считают, что с ребенком всегда можно договориться, что если всё сделать правильно, то к наказанию можно не прибегать. Что ребенок высокосознательный. Но психологи забывают об одной важной вещи. Для того, чтобы чему-то научить ребенка или взрослого человека, его нужно вывести из зоны комфорта. Да, воспитатели пытаются чаще всего обратить процесс обучения в игровую форму, но это не всегда возможно. Очень часто для того, чтобы чему-то научиться, нужно преодолевать различные сложности. Если вы почитаете литературу по личностному росту для взрослых, то вы увидите, что процесс обучения происходит именно вне зоны комфорта. Почему же для взрослых одна модель, а для детей другая?
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, будучи взрослым, тоже продолжил свое обучение, то вполне логично можно предположить, что к этому его нужно подготавливать с детства. Научите ребенка выходить из зоны комфорта – когда он вырастет, начнет это делать самостоятельно. Но выход из зоны комфорта неприятен детям больше, чем взрослым. Ребенку гораздо приятней играть в видеоигру, чем учить уроки. Он будет всячески избегать этого, что бы вы ни говорили ему и как бы ни договаривались с ним. Даже если он с вами согласится, он подсознательно будет стремиться избегать неприятного, а идти к приятному. Другое дело, если вы ему дадите выбор: в начале немного неприятно (учить уроки), зато потом приятно (играть в видеоигры). Или же в начале приятно (играть в видеоигры), зато потом очень неприятно (папин ремень). Вне зависимости от того, на какой ступени осознаности стоит ваш ребенок, у него хватит ума выбрать первый вариант.
Психологи обожают внедрять миф об исключительной сознательности детей. Дескать, с ними всегда можно договориться, они ведь все понимают. Но посмотрите на взрослых людей. Они ведь не любят выходить из зоны комфорта и не делают то, что им неприятно. К примеру, все курильщики осознают, что курение – это плохо, что оно вредит здоровью. Вам когда-нибдуь попадался человек, который бы говорил, что он не знает о вреде курения? Нет? Так почему же они курят? Попробуйте с ними договориться.
Все толстушки прекрасно знают, что торты и конфеты их полнят. Не нужно быть крутым диетологом, чтобы знать об этом. Но они продолжают их есть. При этом они сильно хотят похудеть. Заметьте также такую вещь. Толстушки хотят похудеть и не делают этого, хотя результат они могут получить всего через пару недель. Ребенок же не хочет обучаться, но вы ему предлагаете результат, который он получит только спустя десятилетия. И вы считаете, что у него есть запредельная осознаность, которая в десятки раз выше, чем у взрослых людей?
Есть небольшой процент взрослых людей, которые готовы чему-то учиться и выходить из зоны комфорта. Они настолько сознательны, что способны воспитывать сами себя. Но как они это делают? Исключительно по старинке, при помощи кнута и пряника, но только по отношению к самому себе. Дают себе какое-то задание; выполнили – поощряют себя какой-нибудь наградой, типа покупки вещи. Не выполнили – наказывают себя. Плёткой себя не стегают, зато заставляют самих себя лишаться ощутимых сумм денег. Например, решили они выработать в себе пунктуальность, тогда, если опоздали на встречу – платят тем, кто их ждал 10 минут, хорошее вознаграждение. Денег-то жалко лишаться, но зато потом будут более пунктуальны. Или договариваются сами с собой, что в случае невыполнения определенного задания – отдают какие-то деньги другим людям. Тем самым они сами себя заставляют почувствовать боль, чтобы в следующий раз стать лучше. Но это способно делать очень ограниченное количество высокосознательных людей. Не обольщайтесь, ваш ребенок не из их числа. Пока. Может быть, в будущем он станет таким. А пока он нуждается во внешнем проявлении силы.
К чему еще приводит отказ от канала сильного воздействия на ребенка? Что будет, если вы послушаете этих психологов и будете только договариваться с ребенком? Вы лишитесь возможности контролировать его в экстренных ситуациях.
Представьте себе, что у вас есть повозка с лошадью. Ваши предки управляли лошадью при помощи вожжей, но тут к вам подошли психологи и объяснили, что управлять при помощи вожжей – это не гуманно, что вы нарушаете права лошади. Что можно запросто управлять ею при помощи слов. Вы попробовали, и о чудо! Действительно, можно обходиться исключительно словами. Лошадь вас прекрасно понимает. Вы ей сказали: «Нооо», и она поскакала. Вы сказали: «Тпру», и она остановилась. Все здорово и замечательно. Никакого насилия, жизнь прекрасна!
Но вот однажды вашу лошадь укусила какая-то муха, и лошадь понесло. Она очумела и несется во всю прыть. Вы кричите: «Тпру», но это не помогает. Вы говорите: «Лошадка, дорогая моя, так нельзя делать, остановись, пожалуйста!» Но лошадь вас не слышит и бежит все быстрее и быстрее. Тут вы видите впереди пропасть, и вы с ужасом понимаете, что скоро упадете туда! Вы вспоминаете про вожжи, вы знаете, что достаточно одного движения ими – и лошадь остановится. Но вожжи-то вы давным давно сняли за ненадобностью, у вас нет больше возможности управлять с их помощью. Вы истошно кричите: «Помогите!», но психологи вам говорят, что нужно разговаривать с лошадью, что нужно сказать еще раз «тпру». Но несмотря на все ваши крики, ваша повозка все быстрее и быстрее несется к пропасти, и вы в отчаянии видите, что смерть неменуема, что уже ничто не сможет остановить ее. Почти ничто…