Вы здесь

Воспитание и развитие ребенка. Психоаналитический взгляд. Психика до рождения, желание и нежелание стать матерью (Ю. Л. Бердникова, 2018)

Психика до рождения, желание и нежелание стать матерью

Принято считать, что большинство женщин мечтает о счастливом замужестве и материнстве. Если первое практически не подлежит сомнению, то вопрос о материнстве достаточно сложен. В нашей стране всегда шла пропаганда счастливого материнства, а основным средством регулирования рождаемости в недавнем советском прошлом являлся аборт. Многодетных матерей награждали орденом «Мать-героиня», а женщины с телеэкранов прямо заявляли, что секса у нас нет, что вызывало недоумение у всего мира.

Эти противоречия порождали мощные бессознательные интрапсихические конфликты и в обществе, и у отдельных индивидуумов, в первую очередь у женщин. Три-четыре аборта в жизни женщины считались нормальным явлением. Встречались женщины, сделавшие за свою жизнь по десятку абортов. И они не считали, что с ними что-то не так. Решиться на аборт было для некоторых легче, чем на визит к стоматологу. К счастью в настоящее время ситуация изменилась. Есть различные противозачаточные средства, и каждая семья может выбирать, когда им подумать о рождении ребенка.

О причинах нежелания иметь детей можно говорить много.

Среди прочих называют социальную и бытовую неустроенность, карьерные соображения, необходимость закончить обучение, нежелание осложнять личную жизнь, бедность. Хотя на практике именно малообеспеченные семьи склонны к многодетности. В целом разрыв между общественным сознанием, утверждающим счастье материнства, и нежеланием иметь детей, сохраняется и по сей день.

Если человек переносит операцию по ампутации конечности, удалению какого-либо органа, это может стать травмой на всю жизнь, приводит к чувству неполноценности. Ребенок, как уже говорилось ранее, на протяжении всего периода беременности составляет единое психосоматическое целое с матерью. У них общие системы жизнеобеспечения, биологические и психические ритмы. Решаясь на аборт, женщина отторгает часть себя, своего физического тела, то есть это акт самодеструкции, запускающий соответственные психические механизмы.

Человек – единственное живое существо, у которого удовлетворение сексуального влечения продолжается круглый год, а не только в брачный период. И человек – единственное живое существо, сознательно уничтожающее свое потомство. А уничтожение потомства, как известно, ведет к уничтожению вида.

Необходимо подчеркнуть, что отец несет такую же ответственность за сохранение жизни ребенка, как и мать. Перекладывание решения об аборте на плечи женщины есть лишь доказательство того, что такое решение по сути своей страшно. И мужчина, уходя от этой ответственности, защищается своей инфантильностью и равнодушием. Как показывает психоаналитическая практика, чувство вины за не родившегося ребенка может преследовать женщину всю жизнь, проявляясь в кошмарных сновидениях и невротических симптомах.

Примером могут служить кошмарные сновидения 30-летней женщины о погибающих котятах, которых она бесконечно спасала и не могла спасти. После прохождения курса психотерапии, проработки этих сновидений и воспоминаний о трех сделанных в юности абортах, в состоянии пациентки наступило улучшение, произошло ослабление депрессивной симптоматики, исчезновение навязчивых ночных кошмаров.

Беременность, являясь кризисной точкой в формировании женской идентичности, во многом определяет дальнейшую судьбу женщины. Будет ли реализована роль матери? Как сложатся отношения с будущим ребенком? Предпосылки этого складываются уже во время беременности.

Кроме абортов совершившихся, происходит большое количество самостоятельных попыток изгнания плода. Они либо не завершаются, либо не удаются. Эти случаи не становятся достоянием гласности, нигде не учитываются. Обычно это тайна матери и ребенка. Каковы последствия этих действий? В первую очередь, это нарушение отношений между матерью и ребенком после рождения.

Довольно часто в доверительной беседе с матерью страдающего неврозом ребенка выясняется, что она не хотела иметь его, пыталась избавиться от плода.

Клинические примеры

На приеме у психотерапевта мама с мальчиком 12 лет. До этого времени он не вызывал особых проблем. Внезапно начал грубить, убегать из дома, ночуя где придется, перестал посещать школу. Если мать и отец разыскивали его в подъезде или на улице, безропотно шел домой, плакал, просил прощения, обещал больше так не делать, говорил, что всех любит и не знает, что на него нашло. В разговоре с мамой выясняется, что ребенок был нежеланный. На 12-й неделе беременности мать пыталась вызвать выкидыш, принимая какие-то медикаменты по совету подруги. Когда ребенок родился, долго не могла принимать его с любовью и радостью, но в то же время, чувствуя вину, пыталась быть сверхзаботливой матерью, бросаясь в отношениях с сыном из крайности в крайность.

Гиперопека в сочетании с эмоциональным неприятием привела к обострению конфликта в раннеподростковом возрасте и спровоцировала мальчика на побеги из дома и другие протестные формы поведения. В этом случае проводилась терапевтическая работа с мамой. После трудного, болезненного осознания и проработки своих проблем, мешающих понимать и принимать своего ребенка, она сумела изменить отношения с сыном. Через четыре месяца мальчик возобновил учебу, прекратились побеги из дома.

За консультацией к психотерапевту обратилась семья: мать, отец, дочь 10 лет и сын 3 лет. У старшей девочки, начиная с 11 месяцев, лицевые тики и конвульсивные движения конечностей. Девочка плохо ходит, недостаточно развита речь. Многочисленные медицинские исследования не дают удовлетворительного результата. Диагноз точно не установлен, лечение облегчения не приносит. Девочка ненадолго успокаивается, только если мама крепко обнимает ее и удерживает. Девочка умная и ласковая, но может сказать иногда: «Я вас всех ненавижу!» В беседе с мамой выясняется, что первый ребенок, в отличие от второго, был нежеланным. Мама принимала горячие ванны и изнуряла себя физическими упражнениями, пытаясь вызвать выкидыш. После рождения дочери мама до 3 месяцев не выносила ее присутствия, с трудом соглашаясь кормить. Когда дочери было 10 месяцев, мама сделала аборт. Вскоре после этого у девочки начались тики и конвульсивные движения.

Таких примеров десятки. Рассмотрим вопрос с точки зрения психоаналитической теории.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд постулировал существование в человеческой психике влечения к жизни и влечения к смерти и, соответственно, особых видов психической энергии: либидо и мортидо. Энергии либидо дают стремление к жизни, к созиданию. Энергии мортидо – стремление к разрушению. Либидо стимулирует желание родить и воспитывать ребенка. Основная задача мортидо – облегчить умирание и распад физического тела, когда придет срок.

У здорового человека энергия либидо преобладает, стимулируя жизнь и творчество. Для преобразования и нейтрализации разрушительных, мортидных влечений используется психический процесс, называемый сублимацией. Это перенаправление не одобряемых обществом желаний и влечений на социально приемлемые цели. Если по каким-то причинам мортидные влечения преобладают и не сублимируются, возникают различные проблемы. В слабой степени это суицидные мысли, нежелание жить, отказ от борьбы с болезнью и медленное угасание. В сильной степени – это аутодеструктивное, саморазрушающее поведение: алкоголизм, наркомания, патологическая страсть к разрушению, убийству, некрофилия.

Если женщина не хочет ребенка и пытается самостоятельно изгнать плод, вместо любовного заполнения образа развивающегося ребенка появляются отторгающие, ненавистнические импульсы. Соответственно нарушаются психологические задачи следующих этапов беременности, что увеличивает частоту осложнений и в течение беременности, и во время родов. Женщина не готовится к роли любящей и заботливой матери, а переживает свою неудачу, пытается смириться со сложившейся ситуацией, чувствует виноватой себя либо ищет других виновников.

Часто таким «виновником» становится ребенок после рождения. Неприятие ребенка после родов выражает агрессивные чувства матери. Ребенок, появляясь на свет, окунается в деформированное психическое поле матери. Вероятно, активизируются и его деструктивные импульсы. Нежелание кормить, брать младенца на руки может быть явным или скрываемым. Мать как будто демонстрирует ребенку, что лучше бы его не было. Часто нет или недостаточно молока, либо мать без конца болеет, передавая заботу о ребенке окружающим.

Активизация мортидо у ребенка приводит к отказу от груди, вялому сосанию и другим нарушениям. Вырастая без любви, ребенок может направить свою энергию разрушения либо на внешний мир, либо на себя самого.

Подобный случай приводится в докладе президента Французской ассоциации пренатального воспитания д-ра Андрэ Бертин, прочитанного на Конгрессе ассоциации в 1988 году.

Взрослый мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. «Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне» (Бертин, 1991. С. 12).

В бессознательной памяти сына сохранилось и ощущение жара, и мысли о смерти, которые присутствовали в сознании матери.

Даже если желание забеременеть принято сознательно, оно не всегда имеет своей конечной целью материнство. Это может быть попытка сохранить семью, удержать любимого мужчину, доказать свою сексуальную зрелость, взрослость, спастись от одиночества и т. д. Эти тенденции усиливают скрытую или явную противоречивость в отношениях мать – дитя, обуславливают различные нарушения в межличностных отношениях, в семье. Психотерапевтическое вмешательство в первые месяцы беременности может предотвратить или свести к минимуму риск послеродовой депрессии и трудности в послеродовых отношениях.

Трудно надеяться, что нелюбимые дети, когда вырастут, будут хорошо относиться к своим родителям. А любовь к матери – это и прообраз любви к своей стране, бережного отношения к жизни и к другим людям.

Таким образом, сама мысль об аборте запускает мощные разрушительные программы в психике человека и общества. Необходимо перестраивать общественное сознание таким образом, чтобы у женщин как можно реже возникала мысль о прерывании беременности. Причины абортов часто являются отговорками, прикрывающими деструктивные тенденции общества. Вероятно, все мероприятия в этой области должны приветствоваться: от сексуального просвещения и пропаганды противозачаточных средств до создания специальных домов матери и ребенка. В них мать, не имеющая поддержки родных, или несовершеннолетняя, могла бы жить до и после родов. там она могла бы оставлять ребенка на воспитание, пока не сможет его забрать, не отказываясь от него. Общество должно найти средства и обеспечить матерей, воспитывающих детей, хотя бы минимальной заработной платой и стажем. Величайшей ценностью является человеческая жизнь, и нам пора уже это понять.

Зачатие и подготовка к беременности

Принято считать, что жизнь человека начинается с первым вздохом, с первым криком. Родился, заплакал, и это – начало жизни. Но все же нельзя забывать, что к моменту появления на свет новорожденный уже прожил 9 месяцев, которые во многом влияют на все его последующее развитие, на то, как он будет жить, думать и чувствовать. Ребенок приходит в мир, не являясь «чистым листом бумаги», на котором воспитатель может написать что угодно.

Сейчас уже известно, что младенец приходит в мир с важными врожденными тройственными способностями, обеспечивающими его функционирование. Это способность воспринимать сигналы, подаваемые матерью, реагировать на эти сигналы и провоцировать их. При этом используются всевозможные «средства связи»: слуховые, зрительные, обонятельные, моторносенсорные, кинестетические. Младенец с первых часов рождения способен различать голоса, запахи, цвета, его мимика развита почти как у взрослого человека. Он нуждается в общении, а не только в хорошем уходе.

Сейчас, благодаря новейшим исследованиям, во всем мире отказываются от недавней порочной практики разделения матери и новорожденного ребенка, так как это приводит к негативным последствиям. Это только для невнимательного взгляда все младенцы одинаковы. Если присмотреться – каждый обладает уже с первого дня рождения своими особенностями поведения и реагирования на внешние и внутренние раздражители.

Говоря о важности периода беременности, мы не открываем чего-то нового. Мы лишь подтверждаем и переосмысливаем взгляды древних культур. Беременная женщина всегда оберегалась и защищалась многочисленными табу, о ней заботились, одновременно обеспечивая наилучшие условия для ребенка. Для защиты беременной женщины от возможных вредящих ей действий использовался самый сильный психический стимул – страх. Беременная женщина объявлялась в примитивных культурах опасной для окружающих, близкой к потустороннему миру. Это удерживало на расстоянии от нее потенциальных врагов, обеспечивая тем самым продолжение рода и сохранение вида homo sapiens. И в наше время о цивилизованности и культуре народа можно судить по отношению к беременным женщинам, детям и старикам, то есть к наиболее слабым и уязвимым членам общества.

Во многих древних духовных учениях утверждается, что душа ребенка приближается к матери еще до зачатия и находится неподалеку, ожидая, когда сформируется нужное ей тело.

В этих верованиях скрыто важное указание на осознание своей ответственности за продолжение рода. В христианской традиции есть представление, что детей дает бог, даже более того: «Бог благословляет детьми». Но чтобы получить это благословление, нужно быть достойными, обладать наилучшими душевными качествами.

Невозможно не сказать также и об осознанном отношении к родительству вообще: и к материнству, и к отцовству. Много ли людей, вступающих в брак, задумываются о том, что у них будут дети, о которых придется заботиться, чем-то жертвовать, от чего-то отказываться?

Для обеспечения наилучшего старта для ребенка супругам рекомендуется выбрать оптимальное время для зачатия, отложить все дела, может быть, взять отпуск. Провести две-три недели в красивом месте, в любви и согласии, посвящать свои чувства и помыслы друг другу и желанному ребенку. Всем известно утверждение, что желанные дети, зачатые в любви, будут счастливыми. Не стоит употреблять в это время спиртные напитки. Вспомним о запрете для новобрачных пить алкогольные напитки на свадьбе перед первой брачной ночью. Хотя он сейчас всячески нарушается, первоначальной целью запрета являлось обеспечение здорового зачатия.

Известный американский психотерапевт, основатель теории транзакционного анализа Эрик Берн утверждал, что развитие и становление психики человека зависит от психосоциальных обстоятельств его зачатия. Известно, что отношение родителей к интимной жизни и друг к другу определяет стили родительского воспитания. Непосредственную ситуацию зачатия со всеми предшествующими обстоятельствами Э. Берн назвал «установкой зачатия» и считал, что она влияет впоследствии на весь жизненный сценарий человека. Английский педиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт писал: «Счастлив ребенок, которого воспринимают, когда он еще только зачат».

Действительно, в практике психотерапевтов постоянно даются подтверждения этому. От того, как был зачат человек, и что он об этом знает (в виде семейной легенды, например) во многом зависит его жизнь и межличностные отношения. Наиболее благополучной оказывается ситуация зачатия по любви и с желанием или ситуация случайного, незапланированного зачатия, но воспринятая родителями с радостью и любовью. Когда мы приходим в этот мир, нам важно чувствовать и знать, что здесь есть кто-то, кто ждет нас и любит больше всех. Если же зачатие явилось следствием насилия, обмана, негативного сексуального опыта, то мироощущение такого человека, его восприятие себя и окружающих могут быть весьма печальны.

Можно заметить, что ребенок, знающий о том, что был нежеланным, склонен к аутодеструктивному, самоповреждающему поведению. такие дети часто получают травмы, переломы, ушибы, сотрясения мозга, тем самым они вынуждают взрослых заботиться о них, уделять им внимание, то есть получают некий эквивалент не доставшейся им любви в виде лечения и ухода. Если факт неприятия ребенка кем-то из других членов семьи известен матери во время беременности, она, может быть, старается не принимать этого в расчет, не думать об этом, вытесняя свои тревоги. Но подавленные чувства: обида, досада, разочарование, страх передаются ребенку в утробе, как и все остальные материнские эмоции.

Организм ребенка строится из клеток материнского организма, следовательно, физическое здоровье матери закладывает основу здоровья младенца. Это не требует доказательств. С психикой сложнее. До сих пор бытует мнение, что младенец – это «чистый лист», на котором можно написать, что угодно. Но это не так. На протяжении 9 месяцев беременности ребенок одновременно является частью организма матери и самостоятельным существом, соединенным с матерью.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что огромное влияние на закладывающуюся психику ребенка оказывает психоэмоциональное состояние матери во время беременности. Ребенок в утробе, как уже отмечалось, испытывает все эмоции, переживаемые матерью. Ощущения страха, злости, отвращения, радости, печали мобилизуют сложные физиологические процессы у матери: изменения сердечного ритма и циркуляции крови, частоты дыхания, деятельности желудочно-кишечного тракта, изменения в мышечной системе и железах. Вначале – субъективно воспринимаемая эмоция, а затем – объективное изменение телесных функций. Это и есть психосоматические процессы. Будучи частью материнского тела, ребенок все это тоже чувствует.

Гормоны радости и горя – эндорфины и катехоламины – свободно проникают через плаценту и влияют на ребенка, вызывая у него те же ощущения. только, в отличие от матери, он не знает их причины и оказывается более уязвимым в случае стресса. Исследователям внутриутробного состояния плода уже во второй половине XX века стало очевидно, что он реагирует не только на тревогу матери, но и на враждебное отношение к нему. Это причиняет немалый вред его развитию.

Для обеспечения наилучшего формирования психики будущего ребенка беременная женщина должна находиться в особом спокойном и гармоничном состоянии, ей рекомендуется наслаждаться природой и произведениями искусства, не волноваться, не ссориться ни с кем. В русском фольклоре известно правило, по которому окружающие не должны были отказывать беременной женщине в ее просьбах.

В древних культурах прекрасно понимали значимость ощущений матери во время беременности. В Китае уже тысячу лет назад существовали специальные заведения для беременных, где они могли проводить время и отдыхать в окружении красоты, гармонии и покоя.

Американский ученый-психиатр Джозеф С. Рейнгольд пишет:

«В том, что плод способен на испуг, можно убедиться, наблюдая за его более энергичным шевелением и учащающимся сердцебиением (во время последнего триместра беременности) в ответ на громкий шум или вибрацию. Последствия возбуждения накапливаются в мозгу плода, о чем свидетельствует наличие у новорожденных таких отклонений, которые коррелируют с эпизодами в жизни матери, вызвавшими у нее сильные эмоциональные переживания, и которые не исчезают с возрастом» (Рейнгольд, 2004. С. 116).

Другие исследователи считают, что плод способен отличать агрессивное воздействие уже на 14-й неделе своего существования. Они предполагают, что, несмотря на недоразвитие мозга в это время, он регистрирует болезненные стимулы, и это приводит к возникновению чувства враждебности. таким образом, развитие личности начинается уже именно в это время. Есть неопровержимые доказательства того, что эмоциональные переживания матери во время беременности вызывают различные существенные аномалии у новорожденных.

Джозеф С. Рейнгольд утверждает, что такие младенцы при рождении имеют рост и вес меньше обычного, они более раздражительны, у них наблюдается повышенный мышечный тонус, непереносимость некоторых видов пищи, расстройства деятельности пищеварительного тракта.

Он отмечает также, что «те дети, которые в утробе матери демонстрировали чрезмерную активность, в два с половиной года испытывают затруднения общения; скорее всего в возрасте от 22 до 25 лет они, возможно, тоже будут испытывать подобные затруднения (по крайней мере, лица мужского пола)» (там же. С. 117).

Замечено, что синдромы гиперактивности и диспепсии, повышенная плаксивость в первые дни после рождения часто проявляются у детей тех женщин, которые испытывали эмоциональный стресс во время беременности.

В период внутриутробного развития происходит колоссальное впитывание информации плодом на всех уровнях, от клеточного до психоэмоционального. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается так стремительно, как во внутриутробном периоде. Фактически, начиная с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой, как только начинается процесс деления и роста колонии клеток, начинается и стремление к независимости. За несколько месяцев повторяется весь путь развития живых организмов на Земле, и рождается уникальный индивид с огромным потенциалом возможностей.

Уже к третьему месяцу беременности развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. Временно бездействуют зрение и обоняние, но уже хорошо развит вкус. Ребенок поглощает амниотическую жидкость, в которой находится. В исследовательских целях в эту жидкость вводили горькие и сладкие вкусовые добавки. Поразительно, но выражение лица младенца в утробе, полученное с помощью миниатюрной аппаратуры, отражало эти изменения. При горечи появлялась гримаса неудовольствия, ребенок кривился. При подслащивании жидкости ребенок демонстрировал удовольствие и поглощал двойную порцию.

Состав внутриматочной жидкости отражает все то, что съедает или выпивает мать. Это способствует привыканию ребенка к определенным видам пищи, характерной для места проживания родителей. Зачастую ранние аллергические пищевые реакции младенца связаны с изменением этого уже привычного состава пищи.

Лучше всего у плода функционирует слух и осязание. Причем органом осязания является вся поверхность тела. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Если мать раздражена или чересчур тревожна, мышцы брюшной полости сокращаются и причиняют плоду боль и неудобства.

В тех случаях, когда мать откровенно отвергает будущего ребенка или полна противоречий, то решая оставить плод, то собираясь избавиться от него, патологическому воздействию подвергается как раз кожный покров ребенка. В результате нарушается процесс формирования кожи младенца как защитной оболочки, границы между собой и внешним миром. Как следствие, наблюдаются многочисленные случаи младенческих и ранних детских кожных заболеваний: экземы, нейродермиты, аллергические дерматиты и другие, плохо поддающиеся диагностике и лечению заболевания, переходящие во взрослую жизнь.

Подобный пример приводится в работе психотерапевта Б. Бивена «Роль кожи в нормальном и аномальном развитии». Речь идет о пациентке 25 лет с многочисленными психологическими проблемами и соматическими (телесными) заболеваниями. Пациентка испытывала настоящий ужас, если кто-либо прикасался к ней.

«Пациентка датирует начало своих проблем возрастом 8 лет, когда ее сразила неизвестная кожная болезнь. Кожа пациентки покрылась коростами и была сильно раздражена, в то время она не могла выносить прикосновения к своей коже. <…> Мать сообщает, что на протяжении первого года жизни пациентка страдала от младенческой экземы, а также от всех видов сыпи. Мать говорила, что даже в это время пациентка ненавидела, чтобы к ней прикасались. Следует отметить, что беременность была нежеланной, и когда после родов ребенка положили матери на живот, у матери началась рвота на ребенка» (Бивен, 1982. С. 202).

Плод в возрасте 5 месяцев дает выраженные моторные реакции на звуковые раздражители, поэтому беременным женщинам рекомендуется слушать спокойную и приятную музыку. Это полезно не только маме для обретения мира и гармонии в душе, но и ребенку.

С учетом того, что плод воспринимает звуковые вибрации с очень раннего срока, сейчас в некоторых странах создаются «поющие» родильные дома, где беременные женщины могут принимать участие в хоровом пении. По наблюдениям врачей, хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матерей и детей. Дети рождаются здоровыми, более спокойными, способными легко адаптироваться в различных ситуациях. Адаптивность же является верным признаком устойчивого психического равновесия. Как тут не вспомнить специальные обрядовые «родильные» песни, применявшиеся с древних времен для помощи роженицам. Видимо, дело в определенной частоте вибраций, и простая бабка-повитуха знала об этом больше современных врачей.

Известно, что плачущий младенец успокаивается, если дать ему прослушать голос матери, записанный через водную среду. Это действует иногда даже на взрослых. Видимо, такие звуки создают ощущение безопасности и комфорта, напоминая о безмятежном внутриутробном периоде.

Часто родители видят, что дети распознают и радостно реагируют на песни и музыку, услышанные до рождения. Американский дирижер Борис Брот отмечал, что знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Его мать в прошлом была виолончелисткой. Она обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. Это доказывает существование непрерывного процесса регистрации и запоминания информации. Признано, например, что музыка Моцарта и Вивальди успокоительно воздействует на плод.

Беременным женщинам сейчас рекомендуется разговаривать с младенцами буквально с первых недель зачатия. По многочисленным наблюдениям, дети, с которыми мать разговаривала во время беременности, редко капризничают и плачут, для общения очень рано, в возрасте двух-трех месяцев, используют уже своеобразный детский язык – «гуление», в целом более спокойны и имеют с момента рождения глубокий доверительный контакт со своими родителями. Они также лучше развиваются физически, например, они раньше других детей начинают садиться. У таких детей реже наблюдаются логопедические дефекты. Если и отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности, то такой младенец сразу после рождения будет узнавать и реагировать на отцовский голос. Уже известно, что плод лучше слышит низкие звуки, чем высокие, поэтому голос отца крайне важен.

Конечно, к разговорам с будущим младенцем нельзя подходить чисто технически, как к рецепту, это не даст пользы. Надо действительно устанавливать и переживать эту удивительную связь с находящимся внутри существом, не рассматривая это как игру. Плод требует серьезного и внимательного отношения.

Интересное свидетельство восприимчивости ребенка, пребывающего в утробе матери, к внешним воздействиям приведено в книге французского доктора и психоаналитика Франсуазы Дольто «На стороне ребенка».

Она пишет о том, что среди цыган бытует следующий обычай: когда они «хотят, чтобы у них родился ребенок, который станет музыкантом, то за шесть недель до рождения ребенка и в первые шесть недель после его появления на свет лучший музыкант каждый день приходит к беременной, а затем – к родившей и кормящей матери, и играет. Как утверждают цыгане, такой ребенок, повзрослев, будет отдавать предпочтение тому инструменту, на котором играли до и сразу после его рождения, и в игре на этом инструменте в дальнейшем достигнет хороших результатов». (Дольто, 1997. С. 422).

Хочется привести еще одно свидетельство из этой же книги. Доктор Ф. Дольто делится опытом внутриутробного общения с собственными детьми.

«Мы с мужем провели опыт с нашими собственными детьми: мой муж говорил с нашим ребенком in utero (в утробе), особенно с 7,5-месячным, и действительно, тот быстро успокаивался… Я могла говорить ему сколько угодно: «Послушай, успокойся, я сейчас хочу спать…» Но только отец добивался желаемого: стоило ему заговорить, положить руку на мой живот, как плод тут же успокаивался и засыпал раньше меня, матери. Это факт: со своим плодом можно говорить» (там же. С. 423).

Французский доктор Катрин Дольто (дочь Франсуазы Дольто) работает с беременными женщинами, их мужьями и затем с родившимися детьми в парадигме новой гуманитарной науки – гаптономии. Это наука аффективности и психотактильного контакта. Она соединяет чувство и осязание, прикосновение.

При работе с будущими родителями К. Дольто обучает их устанавливать контакт с плодом через брюшную стенку в определенное фиксированное время. Это могут делать и отец, и мать, голосом, касаниями, постукиваниями, и младенец участвует в этом контакте, отвечает им изнутри прикосновениями и движениями. Он перемещается к этому месту, как будто радуется возможности пообщаться. Благотворное влияние таких занятий во время беременности на процесс родов, на будущие отношения родителей и ребенка отмечается всеми участниками. Главное, что достигается при этом – доверие и взаимопонимание.

Известно, что за несколько дней до срока рождения в крови беременной женщины, а соответственно и ребенка, возрастает уровень гормонов стресса: адреналина и норадреналина. Это помогает матери и ребенку подготовиться и справиться со стрессовой ситуацией физического разделения, каковой являются роды.

Самым важным является качество эмоциональной связи, существующей между матерью и плодом. Если мать не думает о вынашиваемом ребенке или негативно относится к беременности, воспринимает ее как вынужденную необходимость или тяжесть и неудобство, резко возрастает количество токсикозов беременности, патологий во время родов. У новорожденных возможны различные отклонения в развитии, недостаточный вес, расстройства нервной системы и пищеварительных органов, аллергические и кожные заболевания. В случае вынашивания нежеланного ребенка количество патологий растет в геометрической прогрессии.

Следствием того, что мать психологически не готова вынашивать ребенка, могут быть такие явления, как ранняя угроза прерывания беременности и замершая беременность. Причины неприятия беременности могут быть разными: недоверие к партнеру, страх, нежелание прерывать карьеру и т. д. Но в результате организм матери отторгает плод. В случае постоянных выкидышей, невозможности забеременеть при полном физическом здоровье бывает полезно наряду с медицинскими мероприятиями пройти курс психотерапии. Это поможет гармонизировать свое состояние, психологически подготовиться к ожидаемой беременности и благополучно пройти этот период.

Психологические задачи беременности

Беременность – непрерывный физиологический и эмоциональный процесс, включающий в себя любовное наполнение образа растущего и изменяющегося плода, который вначале является невидимой частью материнского тела и продолжением ее собственного Я. Эта любовь будет позднее перенесена на реального живого младенца, когда тот родится.

Но матерью не становятся одномоментно в миг рождения ребенка. Для того чтобы быть действительно хорошей и счастливой матерью, необходима определенная психологическая подготовка.

И девять месяцев беременности как раз и служат для этого.

Согласно исследованиям, на первой стадии беременности (от момента зачатия до первого шевеления плода, ощущаемого матерью) женщина должна достичь эмоционального слияния с плодом. То есть принять эмбрион как неотделимую часть себя, своего тела, принять это новое состояние с любовью и радостью, готовиться к предстоящим изменениям в образе жизни и ощущении своего тела. В первом взаимодействии ребенка и матери в период внутриутробного развития формируются прообразы всех последующих взаимоотношений.

Сигналами того, что такое взаимодействие происходит неблагополучно, как раз и являются так называемые ранние токсикозы беременности, тошнота, рвота, угроза выкидыша. У большинства женщин эти явления краткосрочны и проходят сами собой без медицинского вмешательства, как только новое состояние будет воспринято и усвоено психикой.

Женщины, воспринимающие новую жизнь внутри себя как благодать, вообще не страдают такими расстройствами. Надо всегда помнить, что беременность – это не болезнь, требующая постоянного медицинского контроля, а естественное и здоровое состояние. К сожалению, в некоторых случаях, при постановке на учет в женских консультациях женщины попадают в такие условия и ситуации, когда беременность начинает восприниматься как нездоровое состояние организма.

Дорогие женщины, помните, что вынашивать ребенка и рожать – это то, что мы умеем делать лучше всего, это то, для чего мы созданы природой. Нас не надо этому учить и не надо это лечить. Поэтому не надо бояться, природа всегда на нашей стороне.

На ранней стадии беременности у женщины оживляются воспоминания о собственном опыте прохождения ранней, так называемой оральной фазы развития. Поэтому могут появляться странные вкусовые предпочтения, пристрастие к некоторым определенным запахам, другие «причуды». Не всех беременных женщин «тянет на солененькое», некоторым нравится вдыхать запах свежей типографской краски, кто-то обожает помидоры и т. д. В этом нет ничего странного, так же, как и в колебаниях настроения, необычных желаниях, чувствах.

Отсутствие эмоционального слияния с плодом приводит к нарушениям послеродовых взаимодействий с ребенком в первые два месяца жизни и проблемам с грудным вскармливанием.

С момента первого шевеления ребенка, ощущаемого матерью, начинается второй психологический этап беременности, характеризующийся постепенным различением в себе другой жизни. чуткая мать чувствует толчки ребенка довольно рано, иногда даже до сроков, определяемых официальной медициной. Уже после первых движений ребенок заявляет о себе как об отдельном живом существе. И женщина должна перестраивать свою психику, осознавая эту своеобразную ситуацию, когда два человека находятся в одном теле. И хотя ребенок еще полностью зависим от тела матери, он уже может подавать сигналы о своем состоянии.

Например, если его беспокоят громкие звуки, он начинает брыкаться и биться протестуя. О таких ситуациях свидетельствуют многие беременные женщины, посещавшие рок-концерты.

Если ребенок двигается медленно и плавно, как будто поглаживая изнутри живот матери, то он, скорее всего, удовлетворен своим состоянием и приглашает к контакту. В этом случае желательно поговорить с ним, сказать, как вы его любите, ждете, рассказать, что хорошего происходит вокруг и в вашей жизни. Если вы будете прикладывать руку к животу в определенное время и в определенном месте, то удастся почувствовать ответные движения ребенка. так налаживаются первые контакты.

В случае негативных переживаний матери, стрессов и тому подобного, необходимо ласково поговорить с плодом, объяснить ему происходящее, успокоить, дать заверения, что вы примете все меры для урегулирования ситуации.

Большинство женщин начинает в этот период больше думать и мечтать о ребенке, придавая ему в своих фантазиях определенные черты характера, внешности, выбирая ему имя и т. д. В эпоху ультразвуковых исследований многие женщины предпочитают определять пол ребенка заранее, хотя бывают и ошибки в таком определении. Не рекомендуется чрезмерно зацикливаться на предпочтениях по полу, чтобы не испытывать потом разочарования и не осложнять воспитание. Независимо от того, будет это мальчик или девочка, это будет ваш самый прекрасный и любимый ребенок.

После 4–5-го месяца большинство женщин переходит в явное и видимое состояние беременности. Меняется фигура, необходимо соответственно одеваться и менять стиль жизни. С этим могут возникнуть проблемы. Иногда беременность вступает в конфликт с карьерой, желанием развлечений, активного отдыха и времяпрепровождения. Или женщины, озабоченные своей внешностью, начинают расстраиваться из-за прибавки веса, потери привлекательности с их точки зрения.

На самом деле беременная женщина становится невероятно красивой, сама того не подозревая. Посмотрите внимательно на фотографии и портреты беременных женщин или женщин с маленькими младенцами, вы увидите особый одухотворенный взгляд, исполненный жизненной силы и красоты. Этот облик привлекал мужчин во все времена. Эти образы великолепно сумел запечатлеть на своих полотнах великий итальянский художник эпохи возрождения Леонардо да Винчи. Никакая фотомодель не сравнится с ними. Каждая женщина в это время прекрасна особой творческой красотой, потому что она творит, создает в себе новую жизнь. И нет ничего выше и чище этого вида творчества.

В этот период важной психологической задачей является также стремление справляться с противоречивыми конфликтами своего раннего детства, чувствами, связанными с собственной матерью. Происходит, условно говоря, «примерка» на себя материнской роли. И то, какова была собственная мать, оказывает влияние на формирование материнских качеств у будущей матери. В норме, к третьему триместру беременности большинство женщин справляется с внутренними противоречивыми чувствами относительно своего детства и воспринимают его как хорошее, а матерей как добрых и любящих. таким образом, происходит положительная идентификация с материнской ролью.

При нормальном развитии беременности к 7-му месяцу эти задачи решаются, и женщина должна начинать психологическую подготовку к неизбежному физическому разделению, то есть к родам. К этому времени проявляется еще больший интерес к младенцу. И ребенок все с большей настойчивостью заявляет о себе, «диктуя» матери режимы сна и бодрствования, питания и других аспектов ее жизни. Многие женщины начинают в это время видеть сновидения, связанные с будущим ребенком, и кстати, есть удивительные свидетельства о совпадении внешности родившегося ребенка с увиденным во сне.

На этой стадии может появляться некоторая тревожность и страх, связанный с предстоящими родами. Иногда эта тревожность связана с будущим ребенком и тревогой за него, иногда со страхом матери, относящимся к боли или повреждению собственного тела.

Наиболее распространенные страхи за ребенка имеют своим источником неверие женщины в то, что она может произвести на свет что-то здоровое и хорошее. То есть изначально – неверие в себя, низкая оценка своих способностей. Убежденность женщины в том, что будущий ребенок будет иметь какие-то физические или психические дефекты может сформироваться как под влиянием неосторожных замечаний врачей во время беременности о возможных патологиях, так и возникнуть гораздо раньше. Это происходит в том случае, если в детстве и отрочестве самой женщины результаты ее творческой, умственной или любой другой деятельности недооценивались окружающими. Это девочка, которую взрослые никогда не хвалили за то, что она делает, всегда находили дефекты и изъяны.

Страхи женщины относительно родовой боли чаще всего питаются бытующими в обществе «страшилками» о непереносимости этих мук. «Я так орала, когда рожала. Это так ужасно, так мучительно», – говорят подруги, тем самым утверждая свой статус опытной, уже рожавшей дамы, или наоборот, несчастной страдалицы в глазах родственников и знакомых. На самом деле родовые боли у здоровой женщины с нормально протекавшей беременностью вовсе не так интенсивны и переносятся обычно достаточно спокойно. Надо помнить, что кричать женщин заставляет чаще всего страх боли, а не сама боль.

Многое зависит от акушерки, принимающей роды. Если она спокойна, дружелюбна, она может значительно облегчить страдания рожающей женщины. И помогая естественному рождению ребенка, тем самым она оказывает эффективную поддержку матери. Акушерка репрезентирует символическую материнскую фигуру, «разрешающую» дочери стать самой матерью.

Сновидения беременных женщин

Интересно поговорить о сновидениях беременных женщин.

В силу особого состояния психики, близости бессознательного, из-за естественного регрессивного состояния беременные женщины видят и запоминают удивительные сновидения.

Большинство исследователей считают, что сновидения выполняют важную адаптивную функцию, помогая психике приспосабливаться к действительности и решать различные конфликты. Они помогают прорабатывать психотравмирующие переживания, справляться с ними – как с настоящими, так и с прошлыми, детскими. Сновидения являются также стимулами творческого процесса. Кроме того, это особая форма усвоения информации, помогающая справиться с эмоциональными проблемами.

Можно сказать, что сновидение – это послание самому себе, содержащее некие важные для жизни указания. так называемые пророческие сновидения демонстрируют работу интуиции человека, его способности к предвидению ситуаций. Поэтому во все века люди стремились истолковывать сновидения, получать от них реальную пользу. Об использовании материала сновидений для психотерапии, особенно психоанализа, например, в проработке детских страхов, рассказывается в отдельной главе нашей книги.

Когда человек готовится к каким-то важным событиям в своей жизни, сновидения могут служить своеобразной репетицией, подготовкой. Естественно, что беременность и предстоящие роды являются для женщины очень важным событием, этапом в становлении женской личности, подготовкой к роли матери. Поэтому это состояние вызывает тревожные мысли и страхи.

Сновидения о каком-то неблагополучии в родах, неприятностях с будущим ребенком помогают женщинам приспособиться к этому новому этапу в жизни. Проживая во сне в негативном варианте то, что должно случиться, женщина лучше подготавливается к изменениям, с которыми ей вскоре придется столкнуться. Она получает необходимый опыт преодоления возможных трудностей. Сон о трудных родах – это своеобразный тренажер для беременной. Его не надо бояться, надо поблагодарить свою психику за то, что она позаботилась об этом заранее.

Как показывают исследования, проведенные в Америке в 1971 году, существует взаимосвязь сновидений беременных женщин и последующим процессом рождения ребенка. Были проанализированы сновидения 70 беременных первородящих женщин. Отмечены определенные корреляции между тем, что женщина видела (переживала) во сне во время беременности, и продолжительностью ее родов. Женщины, родившие быстрее среднего (менее 13 часов), более чем в 80 % случаев испытывали во сне беспокойство, видели тревожные сновидения по поводу предстоящих родов. Женщины, рожавшие более 20 часов, испытывали беспокойство лишь в 25 % сновидений, предшествовавших родам. Исследователи считают, что функция сновидения – снятие стресса и попытка обрести необходимые навыки во сне выполнялась в процессе этих тревожных сновидений.

Женщины, видевшие беспокойные сновидения, пытались справиться с ожидаемым кризисом деторождения, таким образом готовясь к нему. Неприятные картины родов, являющиеся вам в сновидениях, – отражение вашего страха перед ними. Пережив это чувство во сне, вы сможете освободиться от него наяву и подготовиться к тому, что ждет вас впереди.

Естественно, что во время беременности женщинам снятся сновидения, которые часто являют образ будущего ребенка. Этот неведомый пока гость на нашей Земле возбуждает воображение. Возникают вопросы, любопытство. Каким он будет? На кого будет похож? Эта неизвестность приводит к появлению снов, в которых вместо очаровательного младенца женщина производит на свет «неведомую зверушку», игрушку, цветок, плод. В то же время существуют многочисленные свидетельства женщин о том, что во сне они увидели именно того ребенка, который потом родился. Мы не можем не доверять этим свидетельствам. Остается только гадать о непознанных возможностях получения информации в человеческой психике. Эти сновидения выполняют важную функцию, они помогают матери принять и полюбить именно того, единственного и неповторимого ребенка, который родится.

Готовность к родам символизируется приятными сновидениями о спокойных, легких, безболезненных обстоятельствах, сопровождающих важное событие. Зачастую женщины видят своего ребенка уже родившимся, выросшим. Это также способ преодолеть страх перед родами.

Новое ощущение своего тела, сопровождающее беременность, тоже может отражаться в сновидениях. Женщина видит себя обладающей необычными способностями, она может летать или становиться невидимой, проходить сквозь стены и т. д.

Иногда сновидения отражают воспоминания о собственном рождении. В зависимости от обстоятельств его, сновидения могут быть приятными, радостными, или наоборот тяжелыми, тревожными. Часто это сновидения о нахождении в замкнутом пространстве и поисках выхода, о преодолении узких ходов и туннелей, о трудном проходе сквозь лесную чащу. Одной женщине снились во время беременности сновидения о том, что она стоит на краю крыши высокого здания, хочет спрыгнуть вниз и ужасается этому. Сновидения были одновременно влекущими и пугающими. Оживляя во сне опыт собственного рождения, женщина готовится психологически помочь своему ребенку появиться на свет, сделать для этого все необходимое.

Ощущение своего биологического предназначения проявляется в сновидениях как чувство слияния с природой: морем, воздушными стихиями, огнем. Все это дает ощущение силы и всемогущества. Психологическая неготовность или нежелание исполнять материнские функции может выражаться в сновидениях, в которых мать лишается ребенка во время родов или после в результате смерти, либо у нее отнимают дитя другие люди. Это сигнал психики о том, что еще есть время, нужно завершить работу по подготовке к материнству. Нужно осознать свое взросление, отказаться от роли ребенка в жизни и принять на себя ответственность за будущее.

Одной женщине, готовившей себя к водным родам, периодически снился сон, что она рожает ребенка в воды реки, и течение уносит его. А она ничего не может сделать, только бессильно смотрит ему вслед. После рождения сына эта женщина полностью передоверила уход за ним своей авторитарной, привыкшей все решать за нее матери. Этот сон был сигналом о необходимых изменениях в своем отношении к будущей жизни, но женщина его не услышала.

Если сновидения вызывают страх, расскажите о них внимательному слушателю, обсудите все подробно. Это может быть и психотерапевт, и кто-то из близких, кто сможет вас понять, посочувствовать, успокоить. Нарисуйте свой сон, придумайте к нему счастливое продолжение, напишите рассказ. Эти простые действия обладают целительной силой. Ложась спать, поговорите со своим будущим ребенком, объясните ему, что вы волнуетесь и беспокоитесь о нем, что вы хотите видеть приятные и счастливые сновидения про него. Пообещайте ему, что все будет хорошо, вы сделаете все для его блага. Обратитесь к своему подсознанию, «закажите» себе и ребенку приятное сновидение. Ведь он чувствует все эмоции, переживаемые матерью. «Я люблю тебя. Я хочу видеть тебя счастливым и здоровым. Я хочу, чтобы твое рождение и мои роды протекали благополучно. Я сделаю для этого все необходимое, потому что я – твоя мама».

В сновидениях беременных женщин, так же, как и в детских сновидениях, мы видим отражение разнообразных страхов.

Наиболее распространены такие страхи:

– страхи за себя и за ребенка, связанные с процессом беременности и родов (скорее всего, возникают, если не была завершена психическая работа по принятию на себя роли матери за время беременности);

– страх, что что-то случится с ребенком во время родов;

– страх боли («боюсь разорваться по уши», «а вдруг меня или ребенка чем-нибудь заразят», «безрукий врач/акушер(ка)»;

– страх неприлично выглядеть во время родов («боюсь потерять лицо»);

– страх собственной смерти или смерти ребенка во время родов;

– страх преждевременных родов;

– страх уродства ребенка;

– страх, что ребенка подменят;

– страх беспомощности, неизвестности и неопределенности;

– страх несчастного случая;

– страх выкидыша;

– страх замирания плода;

– страх быть непривлекательной во время беременности, потерять красоту и сексуальность;

– страх за ухудшение своего здоровья из-за беременности. Можно сказать с уверенностью, что достаточно стабильно прожитый пренатальный период, не только с точки зрения физиологической, но и в том, что касается психоэмоционального состояния матери и ребенка, важен для всей их последующей жизни и взаимоотношений. И огромную роль в благоприятном протекании беременности играет психическое состояние матери.

Беременность – это новый опыт для женщины. Он не является однозначным, приносит много противоречивых переживаний и приводит к оживлению старых конфликтов и детских фантазий.

Женщина находится в особом эмоциональном состоянии. Она становится очень ранимой, иррациональной, подверженной влиянию примитивных чувств. Происходит проверка, пересмотр отношений женщины с ее собственными родителями, как с реальными, так и с внутренними представлениями о родителях, которые сопровождают нас всю жизнь.

Меняется осознание себя: осуществляется переход из роли ребенка в роль матери. Возникает необходимость расстаться с детством навсегда. Это пугает. При анализе историй болезней женщин, страдающих бесплодием или невынашиваемостью, нередко выявляется, что они не в силах выстроить взрослые отношения с миром, перейти к взрослой роли.

Беременность является также катализатором прошлых противоречивых чувств по отношению к реальным и воображаемым братьям и сестрам. У женщины наряду с радостью, ожиданием, любовью могут проявляться агрессивные чувства, страхи. Иногда будущая мать может воспринимать ребенка как некоего захватчика, узурпировавшего ее тело, мешающего ей. Могут кратковременно возникать враждебные чувства к мужу, как виновнику зачатия.

Личные переживания по поводу будущего родительства воскрешают переживания собственного детства. Оживляются детские тревоги и страхи, связанные с темами рождения и смерти. Бессознательно проверяются те материнские качества, которые женщина приобрела во время своего младенческого интимного контакта с собственной матерью. При этом не менее опасным, чем активизация негативного материнского образа, является идеализация собственной матери. В этом случае у женщины формируется своеобразный комплекс неполноценности: «Я никогда не смогу быть для своего ребенка такой же прекрасной матерью, какой моя мать была для меня».

Влияние всех этих чувств на процесс родов и будущие отношения в паре «мать – дитя» может быть самым различным.

Особую роль в процессе беременности приобретает такое специфическое образование, как «семейные легенды». В данном случае – в форме исторически обусловленной чувствительности к беременности. Зачастую это устойчивые представления, бытующие в семье и передающиеся от поколения к поколению.

Примерами могут служить такие высказывания: «В нашей семье все женщины плохо переносят беременность» или «И мама и бабушка рожали очень тяжело». Это также может быть какое-то тяжелое событие, пережитое матерью во время беременности, в результате чего беременная женщина испытывает страх повторения этого события уже для себя.

Иногда с родами или беременностью ассоциируется чья-то смерть. Скажем, в случае если у женщины были мертворожденные братья или сестры, либо произошла смерть отца во время беременности матери. Например, у одной моей пациентки вся ее тревога и страх сконцентрировались вокруг смерти ее матери сразу после родов, в силу чего ребенка растила бабушка. Пациентка была уверена, что с ней будет то же самое. Подкрепляя эту семейную легенду, к концу срока беременности самой женщины срочно вызвали ту самую бабушку. Мы смогли проанализировать и проработать в процессе терапии эту проблему. Пациентка благополучно родила и за ребенком ухаживает сама.

Большая проблема может возникнуть у удочеренных женщин, так как в это время в их идентификации появляется противоречие между представлениями о биологической и приемной матери. В своих фантазиях женщина беспокоится о том, что она не сможет принять и почувствовать своего младенца так же, как не приняли ее. Иногда приходится наблюдать стремление матери, выросшей в детском доме, отдать ребенка туда же. И это не единичные случаи. Не сумев за время беременности подготовиться к роли матери, такие женщины как будто подсознательно мстят собственным родителям в лице своего ребенка. «Я же выросла в детском доме, пусть мой ребенок повторит мою судьбу».

Большинство женщин благополучно справляются с психологической подготовкой к родам и будущему материнству, используя для этого период беременности. Но есть и определенная группа риска. Это женщины, нуждающиеся в помощи специалиста: психолога или психотерапевта. Не нужно стесняться обращаться за помощью, когда вас что-то тревожит. В конечном итоге душевное здоровье – залог и физического благополучия. Ведь когда у нас болит зуб, мы не ждем, что он сам пройдет, мы обращаемся к стоматологу. А когда болит душа, это еще серьезнее.

Рекомендуется обеспечивать психологическое или психотерапевтическое сопровождение беременности в следующих случаях:

– недавний самопроизвольный выкидыш или другое прерывание беременности (аборт);

– длительный период бесплодия;

– неудачные предыдущие роды или рождение ребенка с патологией;

– нежеланная беременность, попытка изгнания плода;

– сильный страх, относящийся к беременности или родам;

– слишком ранняя (до 18 лет) или поздняя первая (после 35 лет) беременность;

– отсутствие партнера или поддержки партнера во время беременности;

– тяжелые события жизни, вызывающие эмоциональный стресс, совпавшие с периодом беременности;

– семейные и иные серьезные конфликты, происходящие во время беременности;

– наличие негативно окрашенных семейных легенд, связанных с беременностью или родами;

– тяжелое событие, например, чья-то смерть, связанное с беременностью или родами матери;

– пищевые нарушения до или во время беременности: повышенное потребление пищи (булимия), снижение веса из-за недостаточного питания (нервная анорексия), рвота;

– беременность наступила в результате изнасилования;

– психическое заболевание беременной;

– в любых других вызывающих тревогу случаях.

И ни в коем случае нельзя забывать, что при рождении ребенок должен чувствовать, что его ждали, что он желанный гость в этом мире, что есть рядом любящие и внимательные люди. Ребенок с первого момента жизни не должен исключаться из взаимоотношений между родными, нельзя относиться к нему как к неразумному, думая, что он ничего не понимает. Иначе воспитание превратится в дрессировку, и последствия для ребенка и родителей будут весьма печальны.

Закончить хочется словами президента Французской национальной ассоциации пренатального воспитания мадам Андрэ Бертин:

«Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину, родителей. Мы все – партнеры, несущие определенную степень ответственности за приходящего в этот мир ребенка. Мы обязаны помогать ему и его родителям, пробуждая общественное сознание и заставляя работников социальных служб реагировать на происходящее путем принятия соответствующих мер. Если бы вместо увеличения числа тюрем и больниц, правительство всех стран попыталось устранить или смягчить последствия убогой и тяжелой жизни, обратившись к первопричине и больше заботясь о беременной женщине, которой следует разъяснить ее роль и создать условия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, то мы могли бы получить лучшие результаты при меньших финансовых затратах.

Всего через несколько поколений нам удалось бы значительно уменьшить число детей с физическими недостатками, а также преобразовать в лучшую сторону физический статус и психику, как мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее, устойчивее и увереннее в себе, более открытым для других людей и проявлений самой жизни, может надеяться на создание светлого мира на планетарном уровне, где любой человек найдет свое место и будет счастлив» (Бертин, 1991. С. 24).