Введение
Важнейшим фактором благополучного развития является психическое здоровье. Давно установлено, что человек с устойчивой психикой меньше болеет, лучше справляется с неприятными ситуациями, легче переносит стрессы, гармоничнее строит отношения с другими людьми. Что является нормой и что патологией в становлении психики ребенка, и как должны реагировать на те или иные ситуации родители и воспитатели, об этом мы попробуем рассказать, опираясь на психоаналитические теории развития.
Психические процессы определяют все наши отношения, поведение, настроение и физическое здоровье. К сожалению, иногда родители большое внимание уделяют здоровью тела, а о психическом здоровье начинают заботиться только тогда, когда ребенок плохим поведением или невротическими симптомами вызывает тревогу. И часто оказывается, что время уже упущено.
В последние 20–25 лет в нашей стране воспитание, к сожалению, подменили образованием. Воспитание как процесс формирования личности тесно связано с обучением, но не должно ограничиваться только им. В песне замечательного советского барда Юлия Кима есть такие слова:
«Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь —
Оказывается, «совесть —
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго».
Судя по увеличению таких негативных явлений, как преступность, жестокость, терроризм, наркомания, алкоголизм и т. д., с совестью в нашем обществе не все ладно. А нравственные категории как раз то, что появляется в процессе воспитания личности. Для того чтобы хорошо воспитывать, необходимо представлять себе этапы и закономерности развития психики ребенка.
В нашей книге мы предлагаем вам представления о нормальном детском развитии, основанные на концепциях таких известных психоаналитиков, как Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Маргарет Малер, Дональд Винникотт, Мелани Кляйн, Франсуаза Дольто. Отдельные главы посвящены каждому году жизни ребенка. Затрагиваются такие важные вопросы, как кормление, приучение к туалету, выработка навыков самостоятельности, профилактика детских неврозов и отклонений в поведении и многое другое. Значительное внимание уделяется развитию способности строить отношения с другими людьми. Также рассмотрены темы: сновидения, детские страхи, роль сказки в воспитании, депрессивные состояния у детей, детские рисунки (с иллюстрациями), детская психотерапия.
В книге представлены подробно клинические случаи из практики автора. Также приведены цитаты и клинические иллюстрации из работ признанных классиков психоанализа.
Первая глава книги посвящена психологии беременности, как периоду психологической подготовки к материнству. Чтобы стать хорошей матерью, нужно подумать об этом еще во время беременности.
В настоящее время специалистами из области психологии и психоанализа хорошо изучены и описаны механизмы функционирования психики, законы ее развития. Но эти знания до сих пор оставались недоступными для широких слоев населения.
Книга предназначена как для специалистов, работающих с детьми (психоаналитиков, психотерапевтов, психологов, детских врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов), так и для родителей, заинтересованных в том, чтобы их ребенок нормально рос и развивался.
Ответы на многие вопросы, задаваемые родителями детскому психоаналитику не вошли в эту книгу. Об этом можно прочитать в книге «Если нет кнута, бей пряником?», также опубликованной на ЛитРес.
Ссылка https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=30983542#recenses
К публикации на ЛитРес готовятся еще две мои книги. Одна полностью посвящена психологии и психоанализу беременности, как периоду подготовки к материнству, вторая рассказывает о важных аспектах любви в семейных отношениях. Это в сказке все заканчивается свадьбой. А в жизни со свадьбы все только начинается.