29 января
Неделя 32-я по Пятидесятнице
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Лк. 19: 1–10
Сегодняшнее Евангелие – о Закхее, о богатом человеке и начальнике мытарей. Говоря современным языком, о богатом таможеннике, человеке, который собирал подати. Профессия эта предполагала такое количество власти, сосредоточенной в одних руках, такую возможность злоупотреблений, что все презирали этих людей. Все понимали, откуда у них деньги, понимали, что это богатство приходит через гнет, и мучение, и унижение простых людей. А Закхей ко всему еще и был мал ростом – все соединилось, чтобы обрисовать его как фигуру карикатурную.
Не случайно фарисеи, обличая учеников Христовых, будут впоследствии пенять Христу, что Он входит в дома мытарей и грешников и ест с ними. Мытари в этом случае понимаются как одна из категорий грешников. Сказать «мытарь» – то же самое, что сказать «грешник». Сказать «грешник» – несомненно, включить в число этих грешников мытарей, наряду с прелюбодеями.
Вот такой человек – грешник, мытарь – идет посмотреть на Иисуса. Ничего не сказано о его религиозных устремлениях. Но он хотел увидеть Иисуса и основательно подготовился к этой встрече, залез заранее на дерево, потому что был малорослым, и принялся ждать. И происходит то, что никак не входило в его расчеты. Христос останавливается и говорит: «Слезай, сегодня мне подобает быть в твоем доме». И Закхей принимает Его.
Гость совершенно необычный. Вокруг Него все время толпы людей, вихрь чудотворений и странных слов. «И Этот Человек у меня дома!» – в душе Закхея происходит то, чего мы никогда не поймем до конца. В ответ на посещение Христа, в ответ на осуждающий ропот толпы, достигший, возможно, его слуха, Закхей встает и говорит: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Ничего не случилось, не обещал Христос спасения и рая, не дал отпущения грехов, никого не исцелил. Просто вошел под кров Закхеев. И вот, подлинная метанойя без всяких предисловий – перемена сознания, покаяние стало содержанием жизни этого человека. Господь отвечает ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Когда Бог говорит со Своим человечеством, когда Христос общается с земнородными, Он входит в их дом, и чудо чудес, таинство таинств в этот момент совершается. Все то, что было уготовано к гибели, полегло как трава, ослабло, изнемогло, готовилось к упразднению, утратило волю и смысл, все то, что можно объединить словом «погибшее», – все это находится, спасается, все это нужно Святой Троице, нужно Христу, нужно Отцу Небесному.
А откликом человека – не нуждающимся в комментарии – становится способность избыть погибшее в себе. И тогда выясняется, что не человек погиб, но враг пытался его погубить. И отпадает враг, и гибнет сын погибельный, и восстает Закхей, и мы с ним в жизни вечной.