Вы здесь

Воскресение Христово видевше. Беседы на воскресные евангельские чтения / 2017. 22 января. Неделя 31-я по Пятидесятнице (Александр Абрамов, 2017)

22 января

Неделя 31-я по Пятидесятнице

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Лк. 18: 35–43


В этом евангельском отрывке удивительным образом, прикровенно, скрыто содержатся ответы на вопросы, что нам сейчас с вами нужно делать и что является самым главным в нашем делании.

Итак, евангелист Лука рассказывает, как некий слепец услышал о том, что мимо будет проходить Иисус. И когда Тот миновал слепца, этот человек, который не видел Христа, обратился к Нему торжественно и величественно: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. И повторял это, хотя его пытались унять, заставляли молчать. Христос исцелил слепого, сказав ему: вера твоя спасла тебя.

Слепец – человек, погруженный в темноту. Люди, которые слепы, реагируют на внешний мир особенным образом. У них, как считают доктора, обостряется слух, обостряется обоняние; они способны, прикасаясь к предметам, руками почувствовать их лучше, чем люди, наделенные полноценным зрением. Но они живут в абсолютной темноте. И так жил иерихонский слепой, сидевший у дороги и просивший милостыни. Но это не была темнота греха, потому что проходящего мимо Иисуса он смог назвать Сыном Давидовым, Сыном царевым, по большому счету – Сыном Божиим.

И слепец, крича вслед Иисусу, что Он – Сын Давидов, кричал не об исцелении своем. Хотя что было бы естественней в этой ситуации, чем попросить об исцелении Этого Человека, рядом с Которым, как уже известно, происходят необычные события – люди, возможно, не решались назвать их чудесами. Однако слепец в первую очередь просит не об исцелении. Он говорит: помилуй меня. Тогда Христос спрашивает: чего ты хочешь? И отвечает слепец: Господи! да прозрю.

Вот в этой темноте – темноте не греха, а поисков Бога – слепец узнает Христа как своего Учителя и своего Бога. И когда он говорит: Господи! да прозрю, – он просит не о том только, чтобы телесные глаза его видели, но чтобы его духовное зрение, которое уже оказалось острее, чем у людей зрячих, не пропало. Чтобы он видел больше и дальше, чем видит сейчас. В ответ на это Христос исцеляет его телесную немощь. И отказывается от авторства этого исцеления: «Тебя спасла твоя вера». Бог говорит, что Он лишь откликнулся на веру, которая была в человеке. И так естественно, что Он пришел на помощь. Важно, что о слепом сказано: он пошел за Христом. Для нас с вами, для людей, живущих сейчас, пусть это повествование ни в коем случае не будет еще одним случаем исцеления, еще одним чудотворением Христа. Это рассказ о том, как человек, лишенный зрения, не имеющий возможности кормиться своим трудом, вычеркнутый из активной жизни, почувствовал Бога. О том, как громко, как настырно даже – хотя его заставляли молчать – звал Его. А Бог на это ответил ему любовью. Не абстрактными словами «я тебя люблю», а прикосновением и исцелением.

Так вот и наша задача сейчас даже не поверить в Бога, а Бога среди всех событий, нас окружающих, узнать, почувствовать. У нас так много дел, мы все время куда-то торопимся, спешим, мы не договариваем слова, недодумываем мысли, недомаливаем молитву, все время что-то недоделываем. А Христос среди всех этих «недо» находится рядом. И надо узнать Его в этих обстоятельствах и сказать: «Господь мой и Бог мой! Ты меня помилуй и сделай так, чтобы я прозрел, чтобы в моей жизни больше не было вот этих «недо», чтобы я все делал сполна, чтобы жизнь была полной чашей и чтобы эта чаша была Чашей Христовой, которую я принимаю и не прошу, чтобы она проходила мимо меня».

Узнавание Бога и способность быть Ему верным, даже когда, как нам кажется, Бог еще ничего для нас не сделал, – вот об этом сегодняшнее Евангелие о слепце. Об узнавании Бога в темноте нашего неведения и невежества. Об узнавании Бога, потому что Он родной нам. Родного мы можем узнать по прикосновению руки, по родному запаху, слову – его образ запечатлен в нашей душе. Родной узнает родного. Пусть мы будем родными Богу.