Шаг 2
Искусное размышление
Не секрет, что наши мысли способны сделать нас счастливыми или несчастными. Предположим, прекрасным погожим весенним днём вы сидите под деревом. С вами практически ничего не происходит – разве что лёгкий ветерок ласково треплет ваши волосы, однако ваш ум очень далеко. Возможно, вы вспоминаете другой весенний день несколько лет тому назад, когда вам было очень плохо. Вас только что уволили, вы не сдали экзамен, потерялась ваша кошка. Это воспоминание превращается в тревогу. «Что если меня снова уволят? Зачем я сказал это тому человеку? Теперь точно что-то случится, и меня выгонят. Мне точно не отвертеться! Как я теперь буду оплачивать свои счета?» Одна тревожная мысль тянет за собой другую, а другая – третью. Вскоре вам начинает казаться, что ваша жизнь разрушена, хотя вы просто сидите под деревом!
Фантазии, страхи и другие виды навязчивых мыслей представляют для нас большую проблему. Все мы склонны зацикливаться на негативных паттернах мышления – двигаться по бороздам, которые мы протоптали в своём сознании и которые заставляют нас ходить кругами по привычным тропам, ведущим к страданию.
Второй шаг пути, указанного Буддой, даёт нам возможность избежать таких паттернов, предоставляет способ перенаправить мысли в позитивном и благом направлении. Когда мы начинаем правильно понимать вещи благодаря внимательности к ключевым моментам первого шага пути, наш ум естественным образом переходит к искусному размышлению.
В данном случае под размышлением понимаются не только мысли, но и любые намеренные состояния ума. Когда мы понимаем, что страстное желание – это причина неудовлетворённости, мы видим, что мысли, связанные с привязанностью и отвращением, всегда ведут к страданию. Искусное размышление состоит в отказе от негативных мыслей, к которым относятся цепляние, ненависть и жестокость, и замещении их благими мыслями, к которым относятся отпускание, любящая доброта и сострадание. Эти искусные мысли действуют как противоядие от одержимости и тревог и помогают нам двигаться вперёд по пути к устойчивому счастью.
Отпускание
Отпускание противоположно страстному желанию или привязанности. Вы можете считать его высшей формой щедрости. Следуя по пути Будды, мы имеем возможность отдать или отпустить всё, что не даёт нам достичь нашей цели, высшего счастья: имущество, людей, убеждения, мнения и даже привязанность к собственному уму и телу.
Иногда, слыша это, люди начинают волноваться. Они думают: чтобы следовать по пути Будды, придётся всё отдать и уйти в монастырь. Хотя стать монахом или монахиней – это действительно одна из разновидностей практики щедрости, большинство людей может практиковать отпускание, не отказываясь от своей занятой семейной жизни. Мы должны отказаться не от вещей, которые у нас есть, не от семей или друзей, а от ошибочного ощущения, что всё это принадлежит нам. Мы должны отпустить привычку цепляться за людей и материальные вещи, присутствующие в нашей жизни, а также за свои идеи, убеждения и мнения.
Щедрость в связи с материальными вещами
Отпускание – это постепенный процесс. Прежде чем мы действительно сможем что-то отдать, мы должны породить в уме щедрые мысли. Мы делаем это, внимательно размышляя о том, что означает щедрость, и рассматривая преимущества и сложности, связанные с практикой щедрости. Можно начать с самого простого вида щедрости: даяния материальных объектов.
Сначала обратите внимание, как наш ум уговаривает нас избегать щедрых мыслей. Мы говорим себе, что можем быть щедрыми, только если у нас есть много вещей, которые мы могли бы отдать. Мы говорим: «Сначала я должен разбогатеть, и уж тогда буду строить приюты для бездомных, больницы и прекрасные медитационные центры. Я смогу помочь множеству людей!» Итак, мы собираем, накапливаем и понемногу инвестируем тут и там. Наши инвестиции растут, и у нас уходит всё больше времени на то, чтобы заботиться о них, мы всё больше привязываемся к тому, что у нас есть. Почему-то для практики щедрости никак не находится времени.
Ещё одна уловка, которую использует ум, это щедрость со скрытыми мотивами. Мы дарим кому-то подарок и замечаем, что это доставляет нам удовольствие. Иногда мы наслаждаемся своим подарком даже больше, чем тот, кто его получает. Даря подарок, мы ощущаем гордость. Наше эго получает удовольствие от того, какой прекрасный или дорогой подарок мы выбрали и как он подчёркивает наш хороший вкус и чувство стиля. Более того, мы можем втайне считать, что человек, которому мы делаем подарок, теперь нам чем-то обязан. Мы даже можем использовать свою чрезмерную щедрость, чтобы унизить получателя подарка. Обычно, когда мы что-то отдаём, в этом присутствует элемент поиска удовольствия. Если мы отдаём, чтобы сделать себе приятно, чтобы произвести впечатление или обязать другого человека, это портит нашу щедрость.
Другой вид совершенно неискусного даяния – дарить подарок, чтобы избежать болезненных чувств. Например, семья может пожертвовать деньги, чтобы какой-то парк или здание были названы в честь одного из погибших членов семьи. Такой подарок может быть способом перенести цепляние за близкого человека на то, что кажется вечным памятником. Подлинная щедрость отпускает не только богатство и собственность, но и цепляние за умершего человека и чувства горя и гнева. Я знал богатых супругов, которые пожертвовали всё, что у них было, после смерти своего единственного ребёнка. Хотя они сделали шоу из своего акта благотворительности, на самом деле они совершили его из гнева. Они хотели наказать себя и тем самым притупить боль от потери ребёнка. Подобные дары могут быть очень полезными для монастырей и благотворительных организаций, однако дающий не получает от них настоящей пользы. С другой стороны, люди могут делать подобные подарки, чтобы трансформировать своё горе в щедрые, любящие и добрые мысли. Такая щедрость искусна и ведёт к исцелению.
Самый лучший вид даяния – то, при котором мы не ожидаем ничего взамен, даже благодарности. Мы даём со знанием того, что в нашем сердце уже и так присутствует всё, что нам нужно для счастья. Такое даяние мотивируется чувством полноты, а не утраты. Прекрасный способ проявить щедрость – совершить анонимное даяние неизвестному получателю. Когда мы отдаём спокойно, без звона фанфар, наше страстное желание и привязанность к собственному имуществу уменьшаются.
Наивысшая форма даяния материальных вещей имеет место тогда, когда мы удовлетворяем потребности другого человека, рискуя собственной жизнью. Однажды я видел в теленовостях сюжет про человека, который поступил так после ужасной аварии. В 1983 году, холодным зимним днём, самолёт, вылетавший из Вашингтона во Флориду, не смог набрать высоту из-за обледенения крыльев. Он врезался в мост на Четырнадцатой улице. Большинство пассажиров погибли. Многие люди оказались в реке Потомак и провалились сквозь лёд в обжигающе холодную воду.
Конец ознакомительного фрагмента.