Насраллах Акаджани[1]
Столкновение феминизма и гендерной справедливости
Первая волна феминизма прокатилась по миру в начале XIX в. в рамках борьбы за обретение женщинами равных прав, особенно права голоса. На этом этапе либеральный феминизм, игнорируя всяческие гендерные различия, пытался добиться одинакового положения и роли женщины и мужчины, аргументируя свое стремление общностью человеческой природы, или «общей человеческой субстанцией», или же превосходством ценностей женщины. Сфера деятельности второй волны распространилась на различные области семейной жизни, труда и гуманитарных теоретических исследований. Третья волна в значительной степени подверглась влиянию постмодернистских воззрений, изменений в капиталистическом строе и радикализма второй волны. Во всех трех волнах не было места гендерной справедливости, а в рамках плюрализма невозможно очертить основу справедливости. В настоящей статье теория равенства будет подвергнута критическому изучению путем изложения признаков гендерной справедливости и позиции ислама по данному вопросу, а также будет установлено, что ислам не игнорирует различия, но при этом не допускает дискриминации.
1. Постановка проблемы
Вне всякого сомнения, рассмотрение темы гендерного равенства или различий с точки зрения участниц движения феминизма на Западе зависит от исторических и социальных условий этого региона и основывается на распространенных в его пределах идеологических течениях. Поэтому для понимания их высказываний не будет лишним изучить их социальные условия, а также гносеологическую и идеологическую основу, несмотря на то, что степень критики и оценка их значимости зависит от идеологического и культурного базиса конкретного исследователя. Таким образом, внимательное изучение проблем женщин в западном мире на трех этапах движения феминизма отчасти покажет некоторые особенности гендерного сходства или различия с их точки зрения. Защита прав женщин, как и множество других значимых гуманитарных понятий, оказалась достоянием радикальных и групповых подходов, использовавшихся без какого-либо знания человеческой сущности женщины и ее прав. Удалось ли феминисткам на самом деле выявить те права, которые необходимы женщине? Присутствует в их подходе понятие о гендерной справедливости, или они, преследуя иные цели, воспользовались такими понятиями, как «гендерное равенство» и «гендерное различие»? Какие аргументы и свидетельства они приводят в своих утверждениях? Какие последствия имел их подход к проблеме гендерной дискриминации и несправедливости, и удалось ли им добиться достойного места для женщины? Каковы особенности позиции ислама в отношении гендерной справедливости и чем она отличается от феминистского подхода?
2. Первая волна феминизма
2.1. Социальные вопросы
Проблема защиты прав женщин и протесты против неравных социальных условий вне всякой связи с феминизмом имели место в некоторых европейских странах, например, во Франции и Англии, как до, так и после появления феминистского движения (Фридман 1381:7–8). Так, в 1792 г. во Франции Олимпией де Гуж была опубликована «Декларация прав женщины и гражданки», имевшая целью осудить французскую декларацию о правах человека за защиту прав мужчин. Однако феминизм как социокультурное движение возник из совершенно особых обстоятельств. Важнейшие проблемы западного мира, оказавшие влияние на возникновение феминистского движения (первая волна) и принятие им организованного характера (вторая волна), сводятся к следующему: социальные воззрения на женщину, социальные лишения женщин, идеологическое пространство эпохи модерна и аболиционизм.
2.1.1. Социальные воззрения на женщину
В западных обществах с давних пор бытовали дискриминирующие воззрения на женщину, что показывало ее невысокие ценность и положение по сравнению с мужчиной. Определенная часть этих воззрений восходит к искаженной иудейской и христианской мысли. В Торе существование женщины считается горше смерти, а в ежедневной молитве иудеев-мужчин воздается хвала Богу за то, что Он сотворил их мужчинами. В учении последователей христианства женщина является служанкой мужчины, а он – ее господином, и иногда женщина по самой своей природе ставилась в рабское положение (Гру 1379:51–70). В греческой философии и иудео-христианском богословии женщина характеризуется как неполноценная спутница мужчины, предназначенная только для удовлетворения нужд последнего. Мужчин ассоциируют с разумностью, цивилизованностью и великими делами, а женщин – с неразумными деяниями, природой и страстью (Бисли 1385:29–31). В Средние века вплоть до эпохи Ренессанса велись споры о том, является ли женщина полноценным творением Божиим или она представляет собой дефектный «экземпляр»? Обладает ли женщина способностями к учению? Заслуживает ли она уважения за ее служение на благо мужчины? Между церковными воззрениями, существующими образцами и взглядами новой литературы на приниженное положение женщины имеются серьезные разногласия (Джеймс 1382:84). Примеры социальных взглядов на положение женщины можно проследить по отношению философов Нового времени. Так, Шопенгауэр считает женщину животным с длинными косами, но короткими мыслями. По мнению Ницше, женщина – это существо, созданное для служения; только в унижении она сможет достичь совершенства (Гру 1379:80, 84).
2.1.2. Социальные лишения
Социальные лишения женщин, отсутствие у них правового статуса и права голоса, а также неравное положение в трудовой деятельности явились важнейшими вызовами, позволившими западной женщине инициировать первую волну феминизма, имевшую своей целью достижение равенства с мужчинами и пользование одинаковыми правами и преимуществами с ними. На данном этапе, принявшем форму радикализма, в трудах ряда защитников женского движения заходила речь о мужененавистничестве и борьбе против института семьи. Это показывает, что в своем стремлении к равенству феминистки оказались близки к тому, чтобы впасть в тот же сексизм, которым были охвачены мужчины, и совершенно игнорировать такое основополагающее ядро общества, каковым являлась семья. Разумеется, социальные лишения женщин могли обострить эту борьбу (Мушир-заде 1382:61–75).
2.1.3. Аболиционизм
Без сомнения, идеологическое пространство эпохи модерна подвергло изменениям многие социальные воззрения в отношении женщин и их роли в жизни общества. Так, теории о правах человека и всеобщем равенстве, выдвинутые в ходе революций во Франции и Америке, являются хорошим примером влияния ценностей эпохи модерна на феминистское движение (Там же: 5-22). В такой атмосфере во второй половине XIX в. сформировалась первая волна движения феминизма (1848–1920 гг.). В это время в Америке движение аболиционизма ратовало за свободу и права рабов, поэтому деятельность женщин в области феминизма приобрела оттенок борьбы против рабства. Однако в ходе борьбы и лишений эта деятельность вернулась к своей первоначальной проблеме, а именно к защите прав женщин (Там же: 51–55). Таким образом, на первом этапе зарождения феминизма в такой стране, как Америка, женщины не считались достойными защищать права даже рабов. Несмотря на свою активность, они также не играли никакой политической и социальной роли в гражданской войне 1860-х гг. в Америке. Поэтому аболиционизм они сделали вдохновителем для своего движения.
Первая волна феминизма представляла собой скорее социальное, нежели идеологическое или философское движение, появившееся ради получения женщинами определенной части политических и социальных прав, в частности, права голоса. Между тем в контексте проблем женщин и новых понятий эпохи модерна в области гендерного равенства или различия появились определенные ожидания. Перечислим некоторые аспекты этих ожиданий.
2.1.4. Общая человеческая сущность
Аргументация либералов, игнорируя гендерные различия, в значительной степени делает упор на проблему, именуемую «общая человеческая субстанция». Здесь говорится о том, что женщина и мужчина созданы равными. Одинаковое же происхождение требует, чтобы женщина не находилась в униженном положении по отношению к мужчине и даже чтобы не существовало никакой разницы между мужской и женской средой (Мушир-заде 1382: 6164). Разумеется, подобный негативный подход, отрицающий наличие у женщин каких бы то ни было гендерных различий, обретает свой смысл вкупе с положительным подходом, утверждающим западные либеральные ценности в таких понятиях, как индивидуальность, свобода, разумность и гуманизм. Поэтому он объявляет о своей борьбе против любого рода различий мужского и женского в правовой и социальной сферах. Например, Джон Стюарт Милль убежден, что принципы Нового мира требуют, чтобы женщина самостоятельно принимала решения о том, что ей делать и чего ей не делать. Принципы Нового мира предполагают, что уяснить природу женщины и понять, что ей следует делать, а чего ей делать не следует, можно, только подвергнув ее испытанию в атмосфере свободной конкуренции с мужчиной. Таким образом, введение законов или правил и обычаев в этом отношении не является определяющим (Милль 1379:39–40). Мэри Уоллстонкрафт в своем знаменитом эссе (1792 г.) ссылалась на то, что такие понятия, как свобода, равенство, разум и познание, не носят гендерного характера, и настаивала на присутствии женщин в социальной, политической и правовой сферах.
Крайний индивидуализм или первенство индивидуума перед обществом является одним из ключевых понятий либерализма, утратившего свои ценности и изначальную этику и подчинившегося желанию и воле человека (Арбластер 1367:22–61). Очевидно, что распространение подобного подхода среди женщин зависит от распространения либерального взгляда на человека. Между тем, если отвлечься от различных видов философской и религиозной антропологии, особенно от учения ислама, которое в своем объяснении сущности человека, его земной и загробной жизни коренным образом отличается от прочих философий материалистического и либерального направления, то и в области социологии нельзя ожидать, что либеральный взгляд на человека сумеет предложить универсальный шаблон в области прав женщин. Ведь над миром социума не господствует единая культура. История также достоверно свидетельствует об отсутствии согласия среди либеральных феминисток относительно распространения своих идей в различных культурах. Акцент на «общность по человеческой природе» мужчины и женщины является совершенно правильным, и в религиозном учении ислама ему уделяется достойное внимание. В качестве основной сферы проявления этого единства можно отметить такие постулаты, как творение человека, цели и пути достижения предела творения, свобода выбора правильного пути, свобода мужчины и женщины в распоряжении материальной и интеллектуальной собственностью, а также свобода в выборе судьбы. Однако главная проблема либерального феминистского подхода заключается в определении составляющих этой общности. Может ли человеческое единство быть общим правилом для равенства всех людей?
Утверждение о естественных правах в рамках либералистского подхода базируется на индивидуалистической натурфилософии, не способной придать законную силу антропологическим и нравственным аспектам, а в результате – и пропорциональности между мужчиной и женщиной в правовой сфере. Таким образом, помимо общности происхождения появятся и другие основы и принципы, которые будут определять социальные роли, права и преимущества людей независимо от пола. Кроме того, принцип «общности по человеческой природе» указывает на единую сущность людей. При этом социальные роли людей различны, и если бы «общность по человеческой природе» была единственным критерием и основой, то тогда было бы невозможно объяснить множественность социальных ролей. Это показывает, что разные переменные оказывают влияние на определение различий в распределении социальных ролей и положений.
2.1.5. Превосходство нравственных ценностей женщины
В некоторых рассуждениях, даже в рамках первой волны феминистского движения, идея равенства и отсутствия гендерных различий уступила место идее превосходства женщины над мужчиной. По мнению авторов этих идей, женщина обладает особыми нравственными достоинствами, что в нравственном отношении ставит ее выше мужчины. В подобных рассуждениях искренность, нежность и нравственность трактуются как достоинства женщины, играющие свою роль в смягчении обстановки в семье. Поэтому присутствие в обществе женщины служит препятствием для мужского максимализма, делает общество более нравственным, а политические проблемы разрешаются тогда, когда в обществе господствуют женские ценности (Мушир-заде 1382:64–67, 105). Согласно подходу, исповедующему гендерное равенство, женщина как «человеческое создание» наравне с мужчиной берет на себя равные роли во всех областях жизни, однако в соответствие с подходом, основанном на гендерном различии, женщина, как «существо», в половом отношении отличное от мужчины, стремится занять иное, подчас более высокое положение (Там же: 159–160). Очевидно, что подход, основанный на аксиологическом и нравственном превосходстве женщины, никак не сочетается с индивидуалистическим либеральным взглядом. По существу, использование нравственных принципов в общественной жизни, особенно когда они становятся причиной столкновения индивидуалистической свободы и прагматизма людей, не соответствует установкам либерализма.
Исследование социально-политических условий, в которых протекала первая волна феминистского движения, показывает, что хотя главной проблемой женщин была дискриминация и несправедливое отношение, избранные ими теоретический и, главное, практический подходы для устранения дискриминации выработались в рамках стремления достичь гендерного равенства или превосходства над мужчинами, а не на основе желания добиться справедливости. На этом этапе нет ни одной заслуживающей внимания теории, которая, по меньшей мере, освещала бы теоретические аспекты гендерного равенства или различия. Кроме того, аргументы, выдвигаемые феминистками, целиком и полностью основаны на принципах, изложенных в либерально-гуманистической литературе эпохи модерна, а потому закономерно испытывают на себе все недостатки и критику, свойственные упомянутой эпохе.
3. Вторая волна феминизма
Социальные условия, в которых протекала первая волна феминистского движения, ограничили феминизм рамками либеральной литературы, делая упор на равенстве прав мужчины и женщины, а на самом деле превращая социальную роль женщины в мужскую. В результате первая волна феминистского движения не имела серьезных последствий, кроме признания за женщинами права голоса. Однако во время второй волны внимание было направлено на несоответствие между либеральными ценностями и политико-экономической структурой капиталистического строя в области прав женщин. Либеральная идеология подчеркивает гендерное равенство, при этом условия, создаваемые капиталистической экономикой и государством всеобщего благосостояния, повлекли за собой различия в вознаграждении за труд, получаемом мужчиной и женщиной. В действительности, по словам феминисток, политико-экономическая структура общества была патриархальной, и женщина по-прежнему воспринималась как инструмент распространения богатства и силы. Либеральные же ценности требовали для женщин и мужчин политического и экономического равенства. Поэтому вторая волна феминистского движения стремилась к структурному изменению положения женщины в рамках политико-экономического строя (Мушир-заде 1382:229–232).
3.1. Критический анализ
3.1.1. Либеральная идеология равенства
В ходе второй волны феминистского движения либеральные феминистки всё также делали упор на идеологию равенства, стремясь реализовать его через присутствие женщины в политической структуре общества. С их точки зрения, несмотря на то, что между женщиной и мужчиной имеется много общего, существующие социально-политические институты только усиливают гендерные различия. В трудах этой группы феминисток широко используется ссылка на «права человека», требующие равного положения для мужчины и женщины во всех социальных, политических и правовых институтах общества (Там же: 240–245). Феминистки, ратующие за идею равенства, настолько упрямы, что готовы рассматривать пособие, выплачиваемое в период беременности, как выплаты, предусмотренные на время болезни (подобно тому, как мужчины получают материальную помощь во время болезни). Они сохраняют статус-кво, однако ради достижения равенства ставят женщину в положение мужчины. В реальности патриархальные структуры не меняются – просто женщины надевают мужскую одежду. В рамках подобного подхода традиционные ценности, подчеркивающие роль женщины в семье, феминистки представляют предпосылками для притеснения женщины. Одним из примеров является Бетти Фридан (Бустан 1382:42). При этом все свидетельства, относящиеся к западным обществам, показывают, что, в противоположность приведенному выше утверждению, уменьшение связи женщины с домашним очагом и отсутствие привязанности к мужчине не только не снизило жестокости в семье, но еще и навязало женщине жестокость и дискриминацию вне дома. Основная причина этой проблемы заключается в том, что либеральные ценности не в состоянии контролировать индивидуалистическую неумеренность, поэтому смешение этих ценностей с утверждениями о гендерном равенстве является парадоксальным.
Приведенное выше объяснение не поможет решению проблем женщины, но только удвоит их, поскольку до тех пор, пока социальные институты не обратятся к человеческой природе, к особенностям физического, полового и духовного строения людей, их научным и организационным способностям, они так и будут носить отрицательный, деструктивный характер. Западные либеральные режимы под эгидой гендерного равенства допускают в отношении женщины величайшую несправедливость, погрузив ее в сферу конкуренции, где нравственные и гуманитарные ценности уступают место торговле и борьбе капиталов, а женщина превращается в инструмент обеспечения материальной выгоды. Гендерные злоупотребления, ослабление основ семьи, усиление жестокости среди молодежи и детей, лишенных материнского воспитания, а также появление различного рода психических заболеваний – вот лишь немногие из последствий подобного подхода.
В рамках либеральной идеологии равенства все усилия направлены на то, чтобы пробить брешь в укреплениях мужского пола, а не на официальное признание женского пола. Женщины, исповедующие подобный подход, изображают из себя мужчин и претендуют на функции и обязанности последних. В результате они отдаляются от своей идентичности, как следствие, впадают в самоотчуждение и различные психические заболевания.
3.1.2. Радикальная антагонистическая идеология
Радикальный феминизм появился под влиянием радикалистских идей 60-х гг. XX в. вслед за коренными революционными изменениями в решении проблемы женщины. В рамках этого подхода помимо критики исторически сложившегося гендерного неравенства больше подчеркиваются гендерные различия, нежели сходство. По мнению радикальных феминисток, главная проблема женщин восходит к «патриархальной идеологии», которая, подобно гегемонии, историю и культуру направила на пользу мужскому полу и смотрит на всё через призму мужского взгляда. Согласно данному подходу, женщины представляются униженным социальным слоем в «кастовом строе», установленном мужчинами. Действительно, в соответствии с радикальным подходом каждый мужчина аттестуется как враг женщины и ее притеснитель, который ради достижения желаемого восхваляет положение и роль женщины, а на деле искажает ее подлинную сущность. Таким образом, между женщиной и мужчиной существует полный антагонизм, однако из-за ложного знания, возникшего благодаря патриархальной системе, женщины не осознали своего блага. Единственным способом разрешения данной проблемы сторонники этой идеологии считают пробуждение самосознания женщин и начало всеобъемлющей революционной борьбы против мужчин даже в сфере частной жизни (Мушир-заде 1382:266–280). По мнению Кристин Дельфи, одного из наиболее значительных теоретиков радикального феминизма, начало неравенства в большей степени связано с гендерной структурой патриархального уклада, нежели с условиями труда и системой социальных институтов. Поэтому радикалисты видят коренные реформы именно в изменении этой структуры (Эббот, Уоллес 1376:42–43).
Методы этой группы феминисток показывают, что в их идеологии не было, да и не могло быть ничего, что можно назвать гендерной справедливостью. Их радикальный сексизм и необъективность заставляют игнорировать множество общих черт, существующих между мужчинами и женщинами, а также создает крайний межполовой антагонизм. Подобный подход ослабляет основы семьи, внося в нее мощный элемент конкуренции и подготавливая почву для однополой любви. Иными словами, с полным исключением женщины из мужского общества половые склонности феминисток проявлялись в виде связей женщины с женщиной. Несмотря на то, что подобного рода связи они интерпретировали как некое политическое действие, демонстрирующее обязательства перед другими женщинами, тем не менее во многих женщинах они вызвали антифеминистскую реакцию (Клейн 1387:96).
Перед всеми феминистками стоит базовый вопрос, за каким из идеологов, ратующих за изменение существующего положения, они следуют? Если феминистическая теория патриархальности является верной схемой для понимания и объяснения проблем женщин, тогда к каким теоретико-социологическим основам они обращаются для создания альтернативной идеологии?
Очевидно, что изменение патриархата на матриархат не только не считается заслугой, но, напротив, матриархат окажется подверженным тем же недостаткам, которыми страдал патриархат. Таким образом, правильное объяснение женской идентичности и объективный анализ социального базиса женщины и ее роли в общественной жизни зависят от предшествующих понятий, определяющих подлинное место человека в структуре творения и в свете этого дающих представление о том, что человек должен делать, а чего он делать не должен. Столь серьезных понятий нет нигде, кроме учения божественных пророков.
Объяснение феминистками этой группы причин угнетения женщин зиждется исключительно на теории патриархальности, считающей всю историю человеческой цивилизации масштабным заговором против женщин. Таким образом, необходимо установление новой идеологии, культуры и цивилизации, а подобное дело будет невозможным без заранее подготовленной теоретической опоры. Поэтому одна из феминисток (Сигал), предостерегая от использования подхода «гендерных различий», пишет: «Всегда существует вероятность, что, переоценивая наши представления о женщинах и прибегая к женскому опыту, мы можем усилить идеи половой полярности, отрицание которых было первоначальной целью феминизма» (Фридман 1381:19).
3.1.3. Гендерная дискриминация в экзистенциальном феминизме
Экзистенциальный феминизм представляет собой один из подходов второй волны, который, находясь под влиянием экзистенциальной философии и используя ее установки, а именно «бытие для себя» и «бытие в себе», стремится объяснить гендерные различия и дискриминацию женщины. Об этих идеях говорит Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» (1949 г.). Бытие для себя предполагает наблюдение и свободу, а бытие в себе требует пребывания под наблюдением и уподобления вещи.
По мнению де Бовуар, физическое строение женщины и мужчины, наряду со значительным влиянием социальных условий, послужило причиной того, что мужественность уподобилась «бытию для себя», отличаясь такими качествами, как текучесть, свобода и определенность. А женственность уподобилась «бытию в себе», обладая такими свойствами, как покой, привязанность и пребывание на вторых ролях (Бакери 1382:32–33). Мужчины стимулируют реакцию женщин, а последние принимают претензии мужчин на доминирование. Действительно, роль матери и супруги привела к тому, что женщина превратилась в безмолвную вещь. Поэтому 'де Бовуар предлагает, чтобы женщины отказались от этой роли (Джеймс 1382:94).
Без сомнения, социокультурные условия оказывают заметное влияние на появление идентичности и самосознания индивидуумов. Поэтому, с точки зрения социологии, существует вероятность того, что западные общества породят властвующих мужчин и подвластных женщин, которые видят свою идентичность в уподоблении вещи, принадлежащей мужчине. Однако экзистенциалистский подход в своей интерпретации человека опирается на неверные антропологические основания. Между тем для верного объяснения идентичности мужчины и женщины прежде всего необходимо познание неизменной сущности человека, в свете которого прояснится правовое положение и социальные роли мужчины и женщины. В противном случае столь важная социальная проблема, как несоответствующее положение женщины, не только не найдет своего решения, но еще более углубится. Основной вопрос, задаваемый критиками экзистенциального феминизма, звучит так: почему взаимоотношения между мужчиной и женщиной или же между любыми двумя другими существами вы помещаете в область антагонистической диалектики, где утверждение «бытие для себя» зависит от превращения другого существа в вещь? Принцип экзистенциального подхода и анализ им гендерной дискриминации не основан на реалистичной философии. Не наблюдается здесь и следа гендерной справедливости, как, впрочем, и в предыдущих подходах. Без правильного философского метода в области антропологии и следования ему без каких-либо идеологических примесей невозможно ответить на вопрос: как женщины подобно мужчине могут превратиться в «бытие для себя»?
3.1.4. Гендерная дискриминация в социалистическом феминизме
В учении социализма и марксизма способ разрешения проблемы женщины и устранения всякого рода дискриминации и угнетения женщины путем предоставления ей политических прав не находит своего объяснения – подобный подход марксисты считают неуместным и корень этой проблемы видят в капиталистическом строе и принципе собственности. По их убеждению, женщина в качестве матери или супруги находится в подчиненном положении даже в сфере частной жизни (Джеймс 1382:89). Объясняя сущность гендерной дискриминации, феминистки-марксистки видят ее главную причину в отлучении женщины от общественного производства, а причину этого отлучения они возводят к системе производства капиталистического строя. Феминистки-социалистки, помимо упомянутого фактора, еще одной причиной дискриминации женщины называют патриархальный уклад общества. Хайди Хартман, один из теоретиков социалистического феминизма, убеждена, что подлинное понимание униженного положения женщин черпается из марксистской теории и теории патриархальности, однако угнетение в рамках патриархального уклада предшествовало капиталистическому строю, хотя последний распространил новые формы патриархальности (Эббот, Уоллес 1376:38–44).
В марксистской теории связь с орудиями производства определяет социальный класс и классовую идентичность. А поскольку работа женщины по дому производит только потребительскую стоимость, а не прибавочную стоимость, которую можно продать на рынке, то она не имеет прямой связи с заработной платой. В результате женщина не обладает независимым положением в классовой структуре, находится за ее пределами и занимает зависимое от мужчин положение (Там же: 50–51). С точки зрения феминисток-социалисток, дискриминация и угнетение женщин в капиталистическом обществе закончатся лишь тогда, когда во всех сферах прекратится разделение труда по половому признаку (Там же: 261).
Несмотря на то, что теория марксизма и социализма стремилась вскрыть проблемы капиталистического строя в целом, объяснение этих проблем на основе принципа собственности, представленного в качестве базиса культуры и социальных институтов, зашло в тупик. Данная теория не может считаться полноценной рамкой для объяснения вопроса об униженном положении женщины, поскольку помимо прочих недостатков теории патриархальности она рассматривает работу женщины по дому исключительно в контексте материальной выгоды, отсутствие которой представляет как неоплачиваемый труд и самоотчуждение. При этом в рамках иного подхода роль женщины в домашнем хозяйстве можно оценить как значимый труд, приносящий материальную и духовную пользу всей семье. Подобным же образом работу мужчины за пределами дома нельзя интерпретировать исходя из того, что она имеет своей целью стяжание как можно большего достатка или распространение своей материальной власти над женщиной. И хотя подобная интерпретация может быть справедливой для ряда капиталистических и либеральных обществ, все же она не может принять всеобщего характера.
4. Третья волна феминизма
Во время второй волны феминизма, делавшей упор на субстанциализм и утверждение о том, что все женщины обладают общей природой, на самом деле игнорировались различия, существующие между ними. Эти различия проистекают из самых разных факторов, формирующих идентичность, например, этнической, национальной и религиозной принадлежности, возраста, а также культурных ценностей. Прежние феминистки не предлагали идей, относящихся ко всем без исключения женщинам, поскольку многие женщины не были склонны работать за пределами дома и получали удовольствие от ведения домашнего хозяйства – они считали аборт мерой, направленной против женщин, а их проблемы были их местными трудностями, а не притязаниями феминисток. Поэтому лозунги и действия последних не были им по сердцу. В подобной атмосфере необходимость обратить внимание на различия между женщинами, а также воздержаться от слишком рьяного противопоставления их мужчинам, наряду с прочими социальными факторами, характерными для постмодернистского общества, создала предпосылки для возникновения третьей волны феминистского движения, призванной пересмотреть прежние теории и изменить существовавшие приоритеты (Мушир-заде 1382:391–398). Безусловно, подчеркивание различий само по себе зависит от постмодернистского подхода и испытывает влияние философов-релятивистов, например, Мишеля Фуко и Жака Деррида. В этом подходе идеи и тексты не обладают постоянным уникальным смыслом, но, всегда находясь в процессе изменения, сами зависят от меняющихся социальных дискурсов. Именно из глубины плюрализма и релятивизма постмодернистской эпохи в третьей волне феминизма появился упор на различия.
4.1. Плюрализм
Две предпосылки – социальная и идеологическая – послужили причиной того, что феминизм во время своей третьей волны сделал упор на плюрализме. Первая связана с множественностью запросов и проблем женщин в различных обществах и социальных группах, а вторая – с релятивистской мыслью эпохи постмодерна. В этот период многие феминистки также считают половую принадлежность социальным, а не природным явлением, однако, в отличие от двух предыдущих волн, интерпретируют ее как сущностно неустойчивую, зависимую от исторического дискурса, формирующуюся в результате культурного диалога и не заключающую в себе никакой реальности. В соответствии с данным подходом, женский пол не обладает единой женской идентичностью, из которой можно было бы вывести общую субстанцию или выявить ее исторические корни. Ведь женский пол не имеет единой истории – напротив, он появляется в самых различных меняющихся социальных руслах. А поскольку женщины не обладают одинаковым опытом гендерности, речь заходит о плюрализме в прочтении теории гендерности и ломке любых устойчивых понятий в отношении женщин (Мушир-заде 1382:444–458). Упомянутый выше подход обвинял феминисток-эссенциалисток в том, что они не только игнорируют расизм в своих обществах и распространяют взгляды белых женщин среднего класса среди чернокожих изгоев общества, но с позиций европоцентризма навязывают западные шаблоны феминизма женщинам, живущим в странах третьего мира и в мусульманских странах (Фридман 1381:129). В рассуждениях феминисток, придерживающихся постмодернистских или постструктуралистских взглядов, мужественность и женственность не имеют постоянного смысла, но, напротив, зависят от дискурсов, которые в социальных укладах, способах мышления и личном менталитете неизменно создают временные, изменяющиеся смыслы ради взаимодействия власти и общественного блага (Фридман 1381:142–143).
За свою неспособность создать единство и действенную сплоченность всех женщин для достижения политических перемен этот подход подвергался критике со стороны остальных феминисток, поскольку, по мнению последних, изменение положения женщин требует общей идеи и коллективности, дабы на почве единомыслия создались предпосылки для всеобщей мобилизации женщин. Между тем постмодернистский феминизм такую возможность отрицает.
Главный вопрос заключается в следующем: какое отношение к гендерной справедливости имеет постмодернистский и постструктуралистский феминизм? Поскольку последователи этих философских направлений официально не признают никаких обязательных характеристик понятия «женщина» и любые притязания на знание всемирной истины связывают с властью и оценивают как нежелательные, а с точки зрения гендера – как линейные (Бисли 1385:129), то понятие «гендерная справедливость» у них неизбежно не будет обладать какими-либо четкими определениями и особенностями, подпав под меч, рассекающий всякую структуру. Согласно этому подходу, когда женской и даже мужской гендерной идентичности или любому иному понятию невозможно дать единого определения (поскольку, в соответствии с приведенным выше взглядом, смыслы заключаются только внутри текста, где постоянно воспроизводятся особые условия), тогда субъект под названием «гендерная справедливость» теряет свой смысл как устойчивое понятие в пределах гендерной идентичности. Ведь, по их убеждению, без разрушения существующих структур в таких понятиях, как единство, справедливость, правда, объективность, свобода, истина, реальность, реализм, «я», «другие» и т. п., нет никакой возможности вырваться из оков мужского господства (Клейн 1387:30). И это при том, что гендерная справедливость гораздо больше, чем гендерная идентичность, требует четких и всеобщих критериев для определения прав и обязанностей. Защита прав женщин и борьба против их угнетения в качестве идеологии или лозунга, свойственного всем феминистическим теориям, сами по себе являются всемирными понятиями и обретают прочность только на основах справедливости во всех сферах, особенно в сфере гендерности.
5. Ислам и гендерная справедливость
В ходе изучения гендерной справедливости с точки зрения ислама возникает немало вопросов. Ответы на эти вопросы показывают большие полноту и объективность исламского взгляда по сравнению с феминистскими подходами. Является половая принадлежность явлением социальным или биологическим? Какое отношение к половой принадлежности имеет справедливость? Каково отношение половой принадлежности к сходству или различию? Какие критерии существуют для гендерной справедливости? Какие сферы охватывает гендерная справедливость? Подробные ответы на поставленные вопросы не соответствуют объему настоящей статьи, поэтому мы дадим беглый обзор некоторых из них.
6. Единство мужчины и женщины в контексте общечеловеческой идентичности
6.1. Подобие в творении
С точки зрения ислама, начало творения женщины и мужчины положено из единой субстанции – «Он – Тот, Кто сотворил вас из одной души и из нее же сотворил ей пару…» (ал-А‘раф 7:189). Цель создания этой пары – единая реальность, и в ее рамках каждый из них был создан независимо, а не так, что один появился за счет другого: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» (аз-Зарийат 51:56). Кроме того, и мужчина, и женщина одинаково заслуживают наместничества и доверия Аллаха: «И вот, сказал Господь твой ангелам: “Я поставлю на земле наместника”» (ал-Бакара 2:30). Они подобны друг другу в восхождении к степеням совершенства и месту близости к Всевышнему – половая принадлежность никогда не была условием или препятствием для этого. Единственным критерием, установленным Аллахом для оценки похвальных качеств, Коран называет богобоязненность: «Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – это самый богобоязненный» (ал-Худжурат 49:13).
6.2. Сходство обязанностей и функций
В сфере общечеловеческих обязанностей и функций, представляющих собой всё те же религиозные ценности, разрешения и запреты, между мужчиной и женщиной также существует единство – к каждому из них обращены повеления и запреты Аллаха. Например, «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных [Аллаху] мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин» (ал-Ахзаб 33:35). Таким образом, там, где речь идет об общечеловеческой идентичности, мужчина и женщина одинаковы по своей ценности, социальным ролям и функциям без каких-либо различий или дискриминации. По словам некоторых божественных философов, в сфере ценностей и того, кто наделен ими, то есть человеческой души, речь не идет о равенстве или различии, поскольку равенство и различие относятся к разряду противопоставлений обладания и лишенности, и каждое из них можно устранить. Человеческий дух и связанные с ним ценности – не мужского и не женского пола, поэтому речь не идет о равенстве или различии мужчины и женщины, а отсутствие различий между ними относится к разряду отрицания несуществующего объекта (Джавад Амоли 1369:67–76).
Кроме того, в исламе многие социальные роли, обладающие общечеловеческой, а не гендерной или биологической идентичностью, например, повеление одобряемого и запрещение осуждаемого, система образования, участие в решении судьбы общества и пр., рассматриваются с одних и тех же позиций как в отношении мужчины, так и в отношении женщины. При этом, когда в различных областях реализации этих ролей речь заходит о гендерности, тогда проявляются гендерные традиции (например, на войне, в контексте гендерности, роль мужчин важнее, а в обеспечении покоя в семье и в качестве вдохновителей к совершению военных подвигов значительнее роль женщины). Иными словами, в области общечеловеческих социальных ролей и мужчина, и женщина обладают законными правами по отношению к обществу, чтобы противостоять отклонениям от истинного пути, повелевая одобряемое и запрещая осуждаемое. Подобное вмешательство в жизнь общества есть своего рода власть, господство или законное право, показывающее достойное положение женщин наравне с мужчинами (Хаменеи 1387:70).
6.3. Равенство в воздаянии
Подобно тому, как женщина и мужчина равны в сфере исполнения обязанностей и несения ответственности, равны они и в воздаянии за свои деяния. Бытие мужчиной не является условием получения и увеличения награды, а бытие женщиной не служит препятствием для его достижения или причиной его уменьшения: «Тех верующих, которые поступали праведно, мужчины то или женщины, Мы непременно воскресим, [даруем] им прекрасную жизнь и воздадим награду еще лучшим, чем то, что они совершали» (ан-Нахл 16:97). Мужчина и женщина равны в приобретении материальных ценностей. Например, согласно принципу собственности, всё, что оказывается в их владении, не имеет гендерной окраски. Никого нельзя ущемлять в его материальных правах: «Мужчинам [полагается] доля из того, что они приобрели, и женщинам [полагается] доля из того, что они приобрели» (ан-Ниса’ 4:32).
6.4. Природные различия между полами
6.4.1. Спокойствие
Различие в биологической природе мужчины и женщины закладывает основу их спокойствия: «Из Его знамений то, что Он создал для вас жен из вас же самих, чтобы вы находили в них успокоение, и устроил между вами любовь и милость. Воистину, в этом – знамения для людей, которые размышляют!» (ар-Рум 30:21). Этот покой придает женщине и мужчине особую природу, которая не является полностью одинаковой, но обеспечивает взаимные нужды и позволяет дополнять друг друга. В приведенном выше айате успокоение, любовь и милость, существующие между обоими полами, помещаются в контекст мудрости творения и представляются одним из знамений Аллаха. И это означает гармонию пола человека и общечеловеческой идентичности.
6.4.2. Взаимное одеяние друг для друга
Священный Коран говорит об особом одеянии для мужчины и женщины, которое отличается от материального: «Они одеяние для вас, а вы одеяние для них» (Бакара 2:187). ‘Аллама Табатабаи пишет: «Приведенный выше айат с помощью изящной метафоры выражает тот смысл, что и муж, и жена, подобно одеянию, сдерживают друг друга от развращения и его распространения в обществе» (Табатабаи 1393:44).
6.4.3. Продолжение рода
В Священном Коране женщина уподобляется ниве (харс): «Жены ваши – нива для вас» (ал-Бакара 2:223). Данный айат говорит о том, что отношение женщины к человеческому обществу с точки зрения продолжения существования человека в нем подобно отношению нивы к человеку. Продолжение человеческого рода зависит от женщины (Там же: 213). Таким образом, один из аспектов биологического отличия мужчины от женщины восходит к продолжению человеческого рода.
6.4.4. Различие онтологической основы
Упомянутые выше взаимные потребности говорят о балансе в сущности мужчины и женщины, а не о различиях, порожденных дискриминацией. Для удовлетворения этих потребностей рука творения создала физическое и духовное начала женщины отличными от мужчины. ‘Аллама Табатабаи пишет об этом: «В момент творения Господь сделал сущностное начало женщины мягким, а ее чувства – утонченными. Эти две особенности (одна из которых относится к ее телу, а другая связана с духом) оказывают влияние на ее социальное положение и обязанности» (Там же:272). Онтологические различия между мужчиной и женщиной, особенно в сфере психологии, стали предметом внимания многих мыслителей и психологов, которые подтвердили этот факт (Мутаххари 1378:157175; Фаттахи-заде 1386:233–250). Все различия в физическом строении, начиная со среднего роста, веса, а также объема мозга, и заканчивая различием во врожденных способностях, в художественном творчестве, в степени выносливости, в пороге возбудимости, в типе мышления, эстетических свойствах и т. п., имеют онтологическую и психологическую основу и влияют на общество и культуру (Зибайинежад, Субхани 1381:64).
6.5. Гендерные различия и общество
Распределение социальных ролей происходит в соответствие с определенного рода распределением общественного труда и с учетом меняющихся факторов. К числу таких факторов, оказывающих фундаментальное влияние на установление социальной гендерности или гендерной идентичности мужчины и женщины, относятся общечеловеческая идентичность, с одной стороны, и биологический пол – с другой. В исламе социальная гендерность, а также роль и права женщины в обществе обретают свой смысл в контексте общечеловеческой идентичности с учетом их биологического пола. Поэтому здесь ведется жесткая борьба со всякого рода подходами, устанавливающими между мужчиной и женщиной полное равенство, абсолютное гендерное превосходство или соперническо-антагонистические отношения, как это имеет место в феминизме. Основное утверждение сводится к тому, что социальная гендерность мужчины и женщины зиждется на гендерной справедливости – хотя во многих случаях они обладают одинаковыми социальными ролями, иногда они все же отличаются друг от друга. Однако во всех случаях над социальной ролью мужчины и женщины господствуют этические нормы, в частности, ношение хиджаба, целомудренность, а также соблюдение правил поведения с близкими родственниками и посторонними людьми. Гендерная идентичность мужчины и женщины и их социальные роли в исламе обладают всеми характерными признаками, указывающими на наличие гендерной справедливости. Признаки гендерной справедливости не только указывают на равенство или различие между мужчиной и женщиной в области их гендерной или социальной идентичности, но и трактуют их как результат глубинного единства мужчины и женщины с точки зрения общечеловеческой идентичности и природных половых различий. Перечислим некоторые признаки гендерной справедливости.
6.5.1. Аксиологическое равенство
Никакая социальная роль мужчины или женщины не может быть охарактеризована как обладающая более высокой или более низкой ценностью на основе половой принадлежности. Подход, считающий роль женщины менее ценной, нежели роль мужчины, искажает принцип справедливости в рамках гендерной идентичности. Мужчины не имеют никакого аксиологического превосходства над женщинами. Те случаи, когда мужчины оказываются сильнее женщин или женщины превосходят мужчин, не являются аксиологическим превосходством – это всего лишь способность к выполнению той или иной работы. Поэтому в мусульманском предании должная забота о муже приравнивается к воздаянию за священную войну, которую ведет мужчина: «Передают со слов Пророка (да благословит Аллах его и род его!), что он говорил: “Священная война женщины – добрая забота о своем муже”» (Маджлиси 1403:247/100).
6.5.2. Соотношение половой принадлежности и социальной роли
Одним из признаков гендерной справедливости является пропорциональное сочетание социальных ролей с половой принадлежностью. Половая принадлежность, так же как совершеннолетие, разум и сила, служит одной из основ для способностей, которых требуют законы природы. Феминистские теории, игнорирующие значение половой принадлежности, на самом деле шагают против течения природы и замысла творения. Однако с точки зрения ислама формирующие всевозможные роли половой принадлежности верования, ценности и нормы сочетаются с биологическими различиями мужчины и женщины. Существует множество примеров, показывающих гармоничное соотношение социальных ролей с половой принадлежностью. Роль матери – это роль, связанная с половой принадлежностью и соответствующая высокой выносливости матери, особенностям ее чувственного мира, а также особенностям ребенка. При этом мужчины не в состоянии выполнить подобную задачу. Так что преимущественное право женщины на ребенка оказывается как на пользу последнему, так и на пользу матери. Вместе с тем половые различия учитываются. Тяжелые работы, требующие недюжинной физической силы, например, война, не подходят для женского пола. По словам имама ‘Али, «женщина – это благоухающее растение, а не богатырь» (Нахдж ал-балага. Письмо 31). Поэтому в пророческом хадисе и сказано, что женская война – это достойная забота о своем муже.
6.5.3. Симметрия этики и права
Еще одним признаком гендерной справедливости в исламе служит тот факт, что права и обязанности нельзя сделать предпосылкой для притеснения, поскольку мужчина и женщина обладают правом нравственного и духовного роста в пределах общества и семьи. Поэтому правовые предписания и социальные роли мужчин и женщин должны сочетаться с этикой. Установление большей части социальных поведенческих норм и разделение труда между мужчиной и женщиной в различных сферах должно быть обращено к нравственным задачам и руководствоваться этическими критериями. В противном случае окажется позволительным нравственное насилие. Например, социальные роли, исполнение которых нарушает целомудренность женщины или сопряжено с тем, что может нанести ущерб ее репутации, не имеют в себе признаков гендерной справедливости.
6.5.4. Отсутствие ущемления в правах
Если принять предыдущие признаки как данность, то в случае, когда женщина выполняет определенную социальную функцию и несет на себе ответственность, находясь в равных условиях с мужчиной, равенство в льготах и жаловании представляет собой еще один признак гендерной справедливости. Во многих обществах, и даже в нашем, иногда под предлогом гендерной принадлежности женское жалование оказывается ниже мужского. Ислам официально не признает подобной дискриминации.
Таким образом, гендерная справедливость требует разделения социальных ролей, обязанностей и прав мужчины и женщины на основе особых признаков, некоторые из которых мы перечислили выше. Это разделение не создает из мужчины и женщины двух групп – главной и вторичной – сообразно социальному значению и достоинству каждого из них, порождая тем самым возможность возвышения одних и принижения других. Кроме того, нельзя отрицать физические и гендерные различия, а также духовные и психологические особенности мужчины и женщины – многие из такого рода различий проявляются в отношениях друг с другом самих мужчин или женщин. Однако в исламской мысли подобные различия не означают, что женщина больше соответствует природе, а мужчина стоит ближе к культуре.
7. Вывод
Гендерная справедливость, подобно другим понятиям о справедливости, требует самых разнообразных принципов, основ, признаков и сфер – ее невозможно добиться с помощью рационализма, материализма, утилитаризма и даже сексизма. Феминистские теории с учетом их требований и особенно философско-идеологического базиса находятся вне контекста общечеловеческой идентичности и не имеют никакой возможности для распространения ни в географическом, ни в культурном аспектах. Последствия этих теорий и феминистских течений либо превращают женщину в мужчину, когда она, стремясь к социальной роли последнего, отдаляется от своей сущности и впадает в отчуждение от собственной идентичности, а также в различные затруднения психологического, нравственного и семейного характера, либо заставляют женщину в борьбе против мужского пола, частично отказавшись от своей природы и ослабив семейные устои, познакомить человечество с такими серьезными отклонениями, как однополая любовь. Единственный путь к счастью и покою мужчины и женщины заключается в согласии с законами творения, показанными в Книге религиозного законодательства ислама.
Использованная литература
• Арбластер 1367 – Арбластер, Энтони. Зухур ва сакут-е либерализм-е гарб [Взлет и падение западного либерализма] / пер. ‘Аббаса Мухбера. 1-е изд. Тегеран: Нашр-е марказ, 1367/1988.
• Бакери 1382 – Бакери, Хосров. Мабани-йе фальсафийе феминисм [Основы философии феминизма]. Тегеран: Вазарат-е ‘улум, тахкикат ва фанновари (Дафтар-е барномеризи-йе эджтема‘и ва мутали‘ат-йе фарханги), Му’ассесе-йе касидесара, 1382/2003.
• Бисли 1385 – Бисли, Крис. Чисти феминисм? [Что такое феминизм] / пер. Мухаммада Резы Зумурруди. 1-е изд. Тегеран:
• Бустан 1382 – Бустан, Хусейн. Нобаробари ва сетам-е дженсийати аз дидгах-е ислам ва феминисм [Гендерное неравенство и несправедливость с точки зрения ислама и феминизма]. Изд. 1-е. Кум: Пажухешкаде-йе Хоузе ва данешгах, 1382/2003.
• Бустан 1388 – Бустан, Хусейн. Ислам ва тафовотха-йе дженсийати [Ислам и гендерные различия]. 1-е изд. Кум: Пажухешгах-е Хоузе ва данешгах, 1388/2009.
• Гру 1379 – Гру, Бенит. Занан аз дидгах-е мардан [Женщины глазами мужчин] / пер. Мухаммада Джа‘фара Пуйанде. 3-е изд. Б.м.: Энтешарат-е Джами, 1379/ 2000.
• Джавад Амоли 1369 – Джавад Амоли, ‘Абд Аллах. Зан дар айине-йе джамаль ва джалаль [Женщина в зеркале красоты и величия]. 1-е изд. Кум: Марказ-е нашр-е фархарги-йе Раджа, 1369/1990.
• Джеймс 1382 – Джеймс, Сьюзан. Феминисм // Феминисм ва данешха-йе феминисти [Феминизм и его изучение]. 1-е изд. Кум: Нашер-е Дафтар-е мутали‘ат ва тахкикат-е занан, 1382/2003.
• Зибайинежад 1382 – Зибайинежад, Мухаммад Реза. Дар-амад-и бар феминисм [Введение в феминизм] // Феминисм ва данешха-йе феминисти [Феминизм и его изучение]. 1-е изд. Кум: Нашер-е Дафтар-е мутали‘ат ва тахкикат-е занан, 1382/2003.
• Зибайинежад, Субхани 1381 – Зибайинежад, Мухаммад Реза, Субхани, Мухаммад Таки. Дар-амад-и бар незам-е шахсийат-е зан дар ислам [Введение в структуру личности женщины в исламе]. 2-е изд. Кум: Дар ан-нур, 1381/ 2002.
• Клейн 1387 – Клейн, Эллен. ‘Урйан кярдан-е феминисм [Разоблачение феминизма] / сокр. пер. Тахере Таваккули. 1-е изд. Тегеран: Дафтар-е нашр-е ма‘ареф, 1387/2008.
• Маджлиси 1403 – Маджлиси, Мухаммад Таки. Бихар ал-анвар [Моря света]. 3-е изд. Бейрут: Дар ихйа’ ат-тирас ал-‘араби, 1403/1983.
• Милль 1379 – Милль, Джон Стюарт. Энкийад-е занан [О подчиненности женщин] / пер. ‘Ала’ ад-Дина Табатабаи. 1-е изд. Тегеран: Хермес, 1379/2000.
• Мутаххари 1378 – Мутаххари, Муртаза. Незам-е хукук-е зан дар ислам [Структура прав женщин в исламе]. 27-е изд. Тегеран: Садра, 1378/1999.
• Мушир-заде 1382 – Мушир-заде, Хумайра. Аз джомбеш то назарийе-йе эджтема‘и: до карн-е феминизм [От движения к социальной теории: два века феминизма]. Тегеран: Нашр ва пажухеш-е ширазе, 1382/2003.
• Табатабаи 1393 – Табатабаи, Сейед Мухаммад Хусейн. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан [Мерило в толковании Корана]. Кум: Му’ассесе-йе матбу‘ати-йе исма‘илийан, 1393/1973.
• Фаттахи-заде 1386 – Фаттахи-заде, Фатхийе. Зан дар та’рих ва андише-йе ислами [Женщина в истории ислама и в мусульманской мысли]. 1-е изд. Кум: Му’ассесе-йе Бустан-е кетаб, 1386/2007.
• Фридман 1381 – Фридман, Джейн. Феминисим / пер. Фируза Мухаджера. 1-е изд. Тегеран: Ашийан, 1381/2002.
• Хаменеи 1387 – Хаменеи, Сейед Мухаммад. Фальсафейе зан будан [Философия бытия женщиной]. 2-е изд. Тегеран: Энтешарат-е Бунйад-е хекмат-е ислами-йе Садра, 1387/2008.
• Эббот, Уоллес 1376 – Эббот, Памела, Уоллес, Клэр. Дарамад-и бар джаме‘ешенаси: негарешха-йе феминисти [Введение в социологию: перспективы феминизма] / пер. Марйам Хорасани и Хамида Ахмади. Тегеран: Дунйа-йе модар, 1376/1997.