Вы здесь

Вопросы феминологии. Хамид Реза Айатоллахи. Муртаза Мутаххари и отношение ислама к правам женщин ( Сборник статей)

Хамид Реза Айатоллахи

Муртаза Мутаххари и отношение ислама к правам женщин

1. Основополагающие взгляды Муртазы Мутаххари по проблеме женщины и семьи

Одним из наиболее значительных мусульманских теоретиков в области прав женщин в исламе является покойный Муртаза Мутаххари. В двух своих монографиях: Незам-е хукук-е зан дар ислам [Правовой статус женщин в исламе] и Мас’але-йе хеджаб [Проблема хиджаба] – он анализирует основные проблемы, существующие в данной сфере. Для того чтобы дать беглый обзор отношения ислама к поставленным выше вопросам, будет весьма уместно рассмотреть избранные взгляды Муртазы Мутаххари на эту проблематику. Подобная подборка может послужить хорошим введением к книге и определить базовую структуру изучения проблемы женщины в исламе. Мы процитируем те части из его книг, которые отвечают на сегодняшние вопросы. Разумеется, необходимо иметь в виду, что Мутаххари написал эти две работы в ответ на выдержанную в духе ислама критику в адрес женской половины населения, опубликованную 40 лет назад в одном женском журнале. Поэтому, разбирая предложенный им анализ упомянутой проблематики, следует учитывать среду и время ее формирования.

2. Критика западного подхода к защите прав женщин

Выражая свое отношение к кругу проблем, вылившемуся на Западе в движение по защите прав женщин, а также комментируя расхожее мнение, будто это послужит способом разрешения женского вопроса и в других обществах, Муртаза Мутаххари пишет: «Вызывает сожаление мнение группы невежественных людей, что проблемы семейных отношений уже давным-давно как нельзя лучше решены европейцами, равно как и проблемы дорожного движения, такси, общественного транспорта, прокладки труб и электричества, и это у нас нет никакого понимания, а потому мы должны как можно скорее последовать их примеру. Подобное мнение – чистая ложь. В этих вопросах они находятся в более трудном, более бедственном положении, нежели мы, их дети плачут громче. Если оставить в стороне вопросы образования среди женщин, то в остальном они испытывают большие затруднения по сравнению с нами, им меньше знакомо семейное счастье» (Мутаххари 1379, XIX:45).

Оценивая положение женщин в западных странах на основе выкладок ряда западных мыслителей, Мутаххари говорит: «Все чаще слышатся стоны западных мыслителей о расстройстве семейного уклада и ослаблении основ брака, об уклонении молодых людей от ответственности за брачные отношения, о презрении к институту материнства, об уменьшении привязанности родителей, особенно матери, к детям, об опошлении женщины в сегодняшнем мире и приходе на место любви легковесных страстей, о постоянном увеличении числа разводов, о колоссальном количестве детей, рожденных вне брака, а также о том, что единство и искренность между супругами стали редкостью» (Мутаххари 1379, XIX:45).

Хотя Мутаххари убежден, что течения, появившиеся в данном русле, создавались с целью устранения несправедливости по отношению к женщине, тем не менее, он считает, что эта самая несправедливость соответствует особым условиям, создавшимся в западных странах и совершенно отличным от условий мусульманских обществ. Так, он поясняет: «Главными факторами расстройства семейного уклада в Европе являются две вещи. Во-первых, это невежественные и тиранические обычаи и законы в отношении женщин, господствовавшие среди них вплоть до настоящего столетия, так что в Европе женщина впервые получила права только в XIX – начале XX в. Во-вторых, те, кто думал об улучшении положения женщин, шли по тому же пути, по которому идут некоторые нынешние претенденты на просвещенность. Они хотели подвести брови несчастной женщине, но ослепили ее. Ответственность за эту неупорядоченность и расстройство в большей степени лежит на старых европейских законах и современных реформах нынешних прогрессивных деятелей, стремящихся к их возрождению, нежели на индустриальном укладе жизни. Поэтому у нас, мусульман, живущих на Востоке, нет никакой настоятельной необходимости идти по любому проторенному ими пути и погружаться вслед за ними в болото. На западный образ жизни мы должны смотреть с осторожностью. Заимствуя достижения науки, техники и промышленности, а также некоторые заслуживающие одобрения социальные нормы, мы должны избегать следования тем законам и обычаям, которые им самим принесли тысячи бед» (Мутаххари 1379, XIX:46).

Обращаясь к прошлому вопроса о гендерной справедливости в Европе, Мутаххари говорит об истории прав женщин на этом континенте: «В XX в. впервые была декларирована проблема прав женщин в противовес правам мужчин. В Англии равные права мужчины и женщины были приняты только в начале XX в. Соединенные Штаты Америки, еще в XVIII в. признавшие права человека, лишь в 1920 г. приняли закон о равенстве мужчины и женщины в политических правах. Франция тоже сдалась только в XX в. Как бы там ни было, в XX в. многочисленные социальные группы во всем мире выступали сторонниками глубокой эволюции во взаимоотношениях мужчины и женщины с точки зрения их прав и обязанностей. По мнению представителей этих групп, изменения в отношениях между народами и государствами, а также между трудящимися и капиталистами не смогут в достаточной степени обеспечить социальную справедливость без реформ в области правовых взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Поэтому в преамбуле к Всеобщей декларации прав человека, обнародованной Организацией Объединенных Наций после Второй мировой войны в 1948 г. (1327 г. солнечной хиджры), впервые говорится: “…принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин.”. Промышленная эволюция и кризис производства XIX–XX вв. принесли немало бедствий рабочим, в особенности женщинам, что послужило причиной усиления внимания к теме прав женщин» (Мутаххари 1379, XIX: 146).

Мутаххари высказывает еще одну интересную мысль о появлении теории дискриминации женщин на Западе, выросшей из специфических культурных установок, а отчасти продиктованной христианскими воззрениями на женщину. В западной культуре женщина считалась более низким существом по сравнению с мужчиной. Здесь Мутаххари отмечает, что подобные взгляды отсутствуют в учении Корана. Кроме того, женщина представлялась источником греха и несчастий для мужчины, считалось, что она не может достигнуть степени умственного развития мужчины. Опираясь на кораническое учение, Мутаххари совершенно опровергает подобные взгляды. Поскольку в христианстве первородный грех Адама играет основополагающую роль и объясняет воплощение Христа, причиной совершения этого греха христиане считают Еву, выступающую символом всей женской половины человечества. В результате все беды человека, связанные с изгнанием из рая, приписывают искушению Евы. Мутаххари показывает, что на протяжении всего текста Корана ни Адам, ни Ева не предлагали друг другу вкусить запретный плод – они оба были обольщены шайтаном. Таким образом, в логике Корана нет места теории о том, что женщина является причиной падения человека. Мутаххари говорит только о семи теориях, использовавшихся в немусульманских культурах для дискриминации женщины. Он показывает, что подобные ошибочные трактовки отсутствуют в идеологии Корана:

«К числу проблем, нашедших свое истолкование в Коране, относится сотворение мужчины и женщины. Коран не обошел молчанием этот вопрос, не дав болтунам никакого повода создать свою философию, излагающую правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной, и на основании этих правил показать уничижительное отношение ислама к женщине.

1. Если мы хотим узнать отношение Корана к творению мужчины и женщины, необходимо обратить внимание на проблему их природы, затрагиваемую и в других религиозных книгах. Коран не обошел молчанием и эту тему. Мы должны понять, признает Коран за мужчиной и женщиной одинаковую природу или две отличные друг от друга природы. Коран во многих айатах со всей ясностью говорит о том, что женщина создана из мужского рода, из природы, подобной мужской. В отношении первочеловека в Священной Книге сказано: “Всех вас мы сотворили от одного отца, а пару тому отцу мы дали из него же самого” (ан-Ниса’ 4:1). О всех же людях говорится: “Господь сотворил вам супругу из вас же самих” (суры ан-Ниса’, ан-Нахл и ар-Рум).

В Коране нет и намека на утверждения ряда религиозных книг о том, что женщина создана из более низкой материи, нежели мужчина, нет ни слова о второстепенной роли женщины и о том, что супруга первого человека была создана из его левого ребра. Напротив, в исламе отсутствует теория, унижающая достоинство женщины с точки зрения ее природы.

2. Другой принижающей достоинство женщин теорией, оказавшей крайне отрицательное влияние на мировую литературу, было утверждение о том, что женщина является источником греха, что все зло и искушение – от женщин, что женщина – это маленький шайтан. Говорят, что в каждом грехе, в каждом преступлении, совершенном мужчиной, замешана женщина. Говорят, что по своей природе мужчина невинен, но именно женщина тянет его ко греху. Говорят, что шайтану нет прямого пути к существу мужчины – он может обольстить его только через женщину. Шайтан обманывает женщину, а последняя обольщает мужчину. Говорят, что первый человек поддался искушению шайтана и был изгнан из рая благоденствия именно благодаря женщине. Шайтан обманул Еву, а та – Адама. В Коране помещено повествование об Адамовом рае, однако нигде не говорится о том, что шайтан или змей обманул Еву, а Ева – Адама. Коран не представляет Еву главной виновницей, но и не снимает с нее ответственности. В Священной Книге сказано: “И сказали Мы Адаму: «Поселитесь вместе с супругой твоей в раю и вкушайте от плодов его»”. Там же, где речь заходит об искушении, в Коране используются местоимения в двойственном числе: “И искусил шайтан их обоих” (фа васваса лахума аш-шайтану), “И низвел он их обоих обольщением” (фа даллахума би гурурин) и “И поклялся он им обоим: «Воистину, я для вас обоих добрый советчик” (ва касамахума инни лакума ламина-н-насихина).

Таким образом, Коран решительно выступил против этой идеи, столь распространенной в те времена и оставившей свои отголоски по всему миру вплоть до наших дней, и очистил женщину от обвинений в том, что она является источником искушения и греха, а также маленьким шайтаном.

3. Еще одна унизительная теория касается духовных и умственных способностей женщины. Говорили, что женщина не войдет в рай, что она не в состоянии пройти через ступени духовного совершенствования и достичь такой близости к Богу, какой достигает мужчина. Между тем, во многих айатах Коран поясняет, что награда будущей жизни и близость к Аллаху не связаны с половой принадлежностью, но зависят от веры и деяний, будь то мужчина или женщина. Рядом с каждым выдающимся и святым мужем в Коране упоминается о выдающейся и святой женщине – так, о женах Адама и Ибрахима [= Авраам], о матерях Мусы [= Моисей] и ‘Исы [= Иисус] говорится с крайним уважением. Если о женах Нуха [= Ной] и Лута [= Лот] Коран упоминает как о женщинах, недостойных своих мужей, то о супруге Фир‘ауна [= фараон] он не преминул сообщить как о великой женщине, оказавшейся в плену у недостойного мужчины. Создается впечатление, что в коранических сказаниях предполагалось соблюсти равновесие, не ограничивая их героев одними мужчинами.

О матери Мусы в Коране сказано: “И послали мы матери Мусы откровение: «Вскорми младенца, а когда испугаешься за жизнь его, то брось его в реку и более не беспокойся, ибо Мы возвратим его тебе»”.

О Марйам [= Марии], матери ‘Исы, в Коране говорится, как дело дошло до того, что в святилище с ней непрестанно беседовали ангелы, что пропитание ей ниспосылалось из сокровенного мира, что она находилась на столь высокой ступени духовного совершенства, что поразила им пророка своего времени, оставив его далеко позади, что Закарийа остался нем перед ней.

В истории ислама также немало святых и выдающихся женщин. Немногие мужчины могут достичь уровня Хадиджи. Никто, кроме пророка Мухаммада и имама ‘Али, не может дотянуться до благородной Захры. Благородная Захра – выше своих детей, бывших имамами, и выше пророков, за исключением Печати пророков. В “следовании от творения к Истине” ислам не делает никакой разницы между мужчиной и женщиной, однако ислам проводит различие в “следовании от Истины к творению” – именно в возвращении от Истины к народу мужчина считается более подходящим для несения ответственности, связанной с пророческой миссией.

4. Еще одна унизительная теория в отношении женщин касается полового воздержания и святости безбрачной жизни. Как известно, в некоторых религиях половые отношения являются низкими по самой своей сути. По мнению адептов этих религий, духовного совершенства достигнет лишь тот, кто всю свою жизнь прожил в безбрачии. Духовные лидеры этих религий позволяют брак только ради подавления большего зла меньшим. Они утверждают, что, поскольку большинство мужчин неспособно вынести безбрачие и, потеряв остатки воли, впадает в блуд и вступает в связи со многими женщинами, то будет лучше, если они женятся, дабы они вступали в связь только с одной женщиной. Корни отшельничества и безбрачной жизни восходят к пессимистичному взгляду на женский пол. Любовь к женщине считалась частью общей нравственной распущенности. Ислам вступил в решительную схватку с подобными предрассудками: брак в нем считается священным, а безбрачие – ничтожным. В исламе любовь к женщине представляется нравственной составляющей пророков (мин ахлаки ал-анбийа’и хуббу ан-ниса’и). Благородный Пророк говорил: “Меня привлекают три вещи – приятный запах, женщины и молитва”.

Бертран Рассел говорит: “Во всех религиях можно найти своего рода отрицательное отношение к половому влечению, кроме ислама. Ради общественного блага ислам установил для этого влечения определенные ограничения и правила, но никогда не считал его низменным”.

5. В рамках еще одной унизительной теории в отношении женщин утверждается, что женщина является следствием существования мужчины и создана ради мужчины.

В исламе никогда не утверждалось ничего подобного. Ислам совершенно четко излагает телеологию каждой вещи. Так, со всей ясностью говорится, что земля и небо, тучи и ветер, растения и животные были созданы для человека, но никогда не утверждалось, что женщина создана для мужчины. Ислам говорит, что мужчина и женщина созданы друг для друга: “Они одеяние для вас, а вы одеяние для них” (хунна либасун лакум ва антум либасун лахунна). Если бы Коран считал женщину следствием существования мужчины, созданным ради него, то, разумеется, он отразил бы это в своих предписаниях. Однако поскольку в рамках исламского понимания творения подобное представление отсутствует, а женщина не считается зависимой от существования мужчины, то его нет в предписаниях ислама, посвященных данной теме.

6. Согласно еще одной унизительной теории, бытовавшей в прежние времена, женщину, с точки зрения мужчины, считали неизбежным злом. Большинство мужчин, несмотря на все блага, которые они получали благодаря существованию женщины, считали ее существом униженным, причиной всех своих несчастий и трудностей. Священный Коран особо подчеркивает, что существование женщины – благо для мужчины и источник его душевного покоя.

7. Еще одна унизительная теория заключается в том, что в рождении ребенка женщине отводилась ничтожная роль. Арабы-бедуины эпохи неведения, а также ряд других народов считали мать сосудом, хранящим и проращивающим в себе мужское семя – основной фактор зачатия ребенка. В Коране подобного рода рассуждениям был положен конец как в айатах, гласящих “Сотворили Мы вас из мужчины и женщины”, так и в ряде других айатов, нашедших объяснение в тафсирах.

Из всего сказанного становится ясно, что ислам не исповедует уничижительного взгляда на женщину ни в рамках философской мысли, ни в контексте понимания творения и отвергает все эти теории» (Мутаххари 1379, XIX:137).

3. Равные права женщин и мужчин

Однако основным предметом данной дискуссии является вопрос о том, что же говорит учение ислама о равенстве прав мужчины и женщины? Можно ли защитить равенство прав мужчины и женщины в исламе, несмотря на то, что в Коране при объяснении прав женщин наблюдаются расхождения между мужчиной и женщиной? Мутаххари прекрасно формулирует вопрос, а также дает подробный ответ о различиях исламского и западного подходов. Он отвечает на все вопросы относительно равенства прав мужчины и женщины согласно учению ислама, обыкновенно вызывающие сомнения у противоположной стороны:

«Относительно семейных прав мужчины и женщины в исламе существует своя философия, отличающаяся от того, что происходило предыдущие четырнадцать столетий, и от того, что происходит сегодня. Ислам не во всех случаях предусматривает одинаковые права, обязанности и наказания для мужчин и женщин. Одни из них считаются более уместными для мужчин, другие – для женщин. Таким образом, иногда предусмотрены одинаковые установления как для мужчин, так и для женщин, а иногда – нет.

Почему? На каком основании? Не потому ли, что ислам, подобно прочим религиозным школам, исповедует уничижительное отношение к женщине, считая ее более низким созданием, или же по каким-либо иным причинам, в силу какой-то иной философии?

Говорят, что правила и законы, принятые по всему миру до XX в., основаны на убеждении в гендерном превосходстве мужчины, на уверенности в том, что женщина создана для того, чтобы мужчина пользовался ею. Говорят, что исламское право также ставит во главу угла благо и пользу мужчины.

Говорят, что ислам – это религия мужчин, не считающая женщину полноценным человеком, а потому и не устанавливающая для нее права, необходимые каждому человеку. Если бы ислам признавал женщину полноценным человеком, он не допускал бы многоженства, не давал бы мужчине права на развод, не приравнивал бы свидетельства двух женщин к свидетельству одного мужчины, не вверял бы руководство семьей мужу, не приравнивал бы наследство женщины к половине наследства мужчины, не устанавливал бы женщине цену в виде калыма (махр), но даровал бы женщине экономическую и социальную независимость и не оставлял бы ее на иждивении у мужчины. Все это показывает, что ислам исповедует уничижительные воззрения на женщину, считая ее орудием и следствием существования мужчины. Говорят, что хотя ислам и является религией равенства, и это равенство соблюдается в других областях, в отношении к женщине оно не применяется. Говорят, что ислам отдает преимущественные права мужчинам, а если бы это было не так, то он не устанавливал бы все перечисленные выше правила.

Если мы захотим придать аргументации этих людей форму аристотелевской логики, то получается следующее: если бы ислам считал женщину полноценным человеком, то он предоставил бы ей подобные и равные права с мужчиной, а поскольку подобных и равных прав для нее ислам не установил, то он не считает ее подлинным человеком».

Разъясняя данную проблему, Мутаххари говорит о различии между равенством и подобием прав, а также аргументированно показывает, что хотя в исламе вопросу равенства прав между мужчиной и женщиной уделяется серьезное внимание, его концепция не принимает подобия этих прав, считая последнее вредным для женщины:

«Основной принцип, использованный в данной аргументации, состоит в том, что общность мужчины и женщины с точки зрения человеческого достоинства с необходимостью влечет за собой их подобие и равенство в правах. Однако следует заострить свое внимание на следующем вопросе: что же, собственно, является необходимым следствием общности женщины и мужчины с точки зрения человеческого достоинства? Равенство ли прав по отношению друг к другу, так что не может быть и речи о каких-либо правовых преимуществах? Или права мужчины и женщины не только равны, но и подобны, и никакие разделения в труде и обязанностях не могут иметь место? Нет никаких сомнений в том, что необходимым следствием общности мужчины и женщины с точки зрения человеческого достоинства, их гуманитарного равенства является их равенство в гуманитарных правах. Но как же быть с их подобием в правах?

Если мы решим отказаться от слепого подражания западной философии и позволим себе поразмыслить над философскими идеями, приходящими к нам из области их бытования, то в первую очередь мы должны разобраться, является подобие в правах необходимым следствием равенства в правах или нет? Равенство отличается от подобия. Равенство – это эквивалентность, а подобие – это однородность. Может случиться так, что отец распределит свое богатство между детьми в равной степени, но неоднородно. Например, у этого отца могут быть разные виды состояния: торговая фирма, земельное имущество и сдаваемое в аренду недвижимое имущество. Однако он заранее определил способности своих детей и в одном из них увидел склонность к торговле, в другом – к земледелию, а в третьем – к содержанию недвижимого имущества. Поэтому когда он решит при жизни распределить свое имущество между детьми, то, имея в виду равную ценность передаваемого им имущества и отсутствие каких-либо предпочтений и преимуществ, он отдаст каждому из своих чад тот капитал, который посчитал наиболее подходящим ему по способностям.

Количество отличается от качества, эквивалентность не означает однородность. Совершенно очевидно, что ислам не предоставляет мужчине и женщине однородные права, но при этом он никогда не дает никому из них предпочтений или преимуществ в правах. Применительно к мужчине и женщине в исламе соблюдается принцип равенства между людьми. Ислам, не выступая против равенства женщины и мужчины, не принимает однородности их прав.

Поскольку в слове “равенство” заключается идея эквивалентности и отсутствия преимуществ, оно приобретает оттенок святости, притягивает к себе и вызывает уважение слушателя, особенно если сочетается со словом “права”.

Равенство в правах! Какая прекрасная, священная комбинация слов! Кто же, обладающий чистой натурой и незапятнанной совестью, благоговейно не склонится перед этими двумя словами?

Однако я не знаю, почему мы, некогда носившие в своих руках знамя мировой науки, философии и логики, должны доходить до того, чтобы другие навязывали нам свои теории о “равенстве прав между мужчиной и женщиной” под священным названием “права человека”?!

Совершенно очевидно, что ислам не установил однородные права для мужчин и женщин во всех областях, не предусмотрел он и сходных обязанностей и наказаний для них на все случаи жизни. Но обладает ли корпус прав, установленных для женщин, меньшей ценностью по сравнению с тем, что предусматривается для мужчин? Разумеется, нет. И мы это докажем» (Мутаххари 1379, XIX:130).

Далее наш автор пускается в объяснения причин, почему в некоторых случаях ислам устанавливает неоднородные права для мужчин и женщин. Он задается вопросом, что лучше: если женщина и мужчина будут пользоваться как равными, так и сходными правами или же только равными, но не сходными? В ответ он предлагает обстоятельный анализ. Чтобы ответить на поставленный вопрос, он поднимает еще два вопроса:

«1. Какова цель различий в творении женщины и мужчины? Служат ли эти различия причиной того, что мужчина и женщина находятся в неодинаковом положении с точки зрения естественных прав?

2. На каких принципах основываются проводимые в предписаниях ислама различия между мужчиной и женщиной, которые в некоторых областях ставят их в неодинаковое положение? По-прежнему ли сильны эти принципы?».

Для прояснения данного вопроса Муртаза Мутаххари так анализирует положение женщины в мировоззрении ислама:

«Как мы уже говорили, относительно взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а также по вопросу семейного права в исламе существует своя философия…, отличающаяся от того, что. происходит сегодня.

Мы уже говорили, что в исламе никогда не поднимаются вопросы о том, являются ли мужчина и женщина двумя равными созданиями по своему человеческому достоинству и должны ли они быть равны в своих семейных правах. С точки зрения ислама, женщина и мужчина – это два человека, которые пользуются равными гуманитарными правами. В исламе говорится о том, что поскольку мужчина – это мужчина, а женщина – это женщина, они не схожи друг с другом очень во многом. Мир для них неодинаков, творение и природа не пожелали видеть их однородными. Это предполагает, что в значительной части своих прав, обязанностей и наказаний они не будут находиться в одинаковом положении. В настоящее время в западном мире делаются попытки создать единство и полное сходство между мужчиной и женщиной на основе законов, правил, прав и обязанностей, невзирая ни на какие природные отличия. Расхождения между пониманием ислама и западными системами состоят в следующем…

Европа до XX в. является лучшим тому свидетелем. До начала XX столетия в Европе женщина не обладала гуманитарными правами ни по закону, ни на практике. У нее не было ни равных, ни сходных прав с мужчиной. В ходе стремительного движения, начавшегося в Европе менее столетия назад во имя женщины и ради женщины, последняя получила более или менее сходные с мужчиной права, однако в силу своего природного положения, а также духовных и физических запросов она так и не смогла обрести равных прав с мужчиной, поскольку если женщина захочет достигнуть равных прав с мужчиной и получить равное с ним счастье, то ее единственным путем будет отказ от сходных прав, предоставление мужчине свойственных ему прав, а ей – свойственных ей прав. Только так устанавливается подлинное единство и искренность между мужчиной и женщиной, только тогда женщина достигает равного с мужчиной, и даже большего, счастья, а последний свободно, без всякого лицемерия и обмана предоставит женщине равные, и даже большие права».

Безусловно, Мутаххари не смешивает исламский взгляд на права женщин, изложенный в учении Корана, с тем, что на практике реализуется в мусульманских обществах. Он убежден, что в мусульманских странах должны появиться движения, целью которых станет пропаганда исламского учения, посвященного данному вопросу:

«И, кроме того, я никогда не утверждал, что права, которые на практике выпадали на долю женщины в нашем по виду мусульманском обществе, обладают одинаковой ценностью с правами мужчины. Много раз я говорил о необходимости совершенно пересмотреть нынешнее положение женщины и вернуть ей те широкие права, которые дарованы ей исламом и которые в ходе истории на практике были забыты. Но делать это нужно не так, чтобы в слепом подражании народам Запада (навлекшим на себя тысячи бедствий) дать красивое название ошибочной гипотезе и к несчастьям женщины, порожденным восточными реалиями, прибавить несчастья, вызванные реалиями западными. Мы же утверждаем, что несходство прав мужчины и женщины в той мере, в которой это несходство установлено природой, лучше сочетается с естественными правами и справедливостью, способствует семейному счастью, а также содействует развитию общества».

Мутаххари стремится показать, что проблема прав женщин – проблема рационально-философская, опирающаяся на логическую аргументацию и доказательства и связанная с сущностью справедливости и природой права. Справедливость и право существовали еще до того, как в мире были установлены законы. Принятием законов нельзя изменить сущность справедливости и прав человека. Таким образом, то, что в отдельно взятом обществе даруется женщине по закону путем демократического голосования, не является правом:

«Обратите внимание на наше утверждение о том, что врожденная справедливость и естественные права мужчины и женщины с необходимостью предполагают отсутствие у них сходства в некоторой части прав. Поэтому наша дискуссия имеет стопроцентно философский оттенок, относится к области философии права и связана с принципом, именуемым “справедливость”, являющимся одним из столпов исламского богословия и права (фикх). Принцип справедливости – это тот самый принцип, который породил в исламе канон соответствия разума и религиозного закона. Иными словами, с точки зрения мусульманского права (или, по меньшей мере, шиитского права), если будет доказано, что справедливость требует того, чтобы такой-то закон был таковым, а не иным, что если он окажется иным, то породит насилие и несправедливость, то мы поневоле должны сказать, что предписание религиозного законодательства именно таково. Ведь мусульманское религиозное законодательство, в соответствие с его же собственным учением, никогда не выходит за рамки базового принципа справедливости и естественных прав.

Объясняя принцип справедливости, мусульманские ученые заложили основу философии права, хотя и не смогли продолжить продвижение по открытому ими пути вследствие целого ряда досадных исторических событий. Итак, впервые вопрос о правах человека и принципе справедливости как некой онтологической реальности, выходящей за рамки принимаемых законов, был поднят мусульманами. Именно они заложили основы естественного и рационального права…

Права человека, в отношении которых были приняты декларации и введены соответствующие статьи, имеют своим источником все ту же теорию естественного права. Иными словами, теория естественного права проявилась в форме деклараций о правах человека. Однако самое смешное заключается в том, что когда мы хотим исследовать гуманитарные права женщины, мы обращаемся к мнению молодежи – публикуем опросный лист и по результатам его заполнения надеемся выяснить, что же такое права человека, а также являются гуманитарные права мужчины и женщины однородными или разнородными?

Как бы там ни было, мы исследуем проблему гуманитарных прав женщины в научно-философском ключе и на основе естественного гуманитарного права. Мы собираемся выяснить, подразумевают те принципы, которые требуют, чтобы люди в целом обладали единой цепочкой естественных и установленных Богом прав, то, что женщина и мужчина в правовом отношении должны находиться в сходном положении, или нет. Поэтому мы призываем, чтобы подлинные ученые, мыслящие люди и правоведы нашей страны, которые являются исключительно компетентными экспертами, способными высказывать мнения по данной проблематике, подвергли наши доводы критическому изучению. Автор будет крайне признателен, если они выскажут свое аргументированное мнение, подтверждающее или опровергающее наши слова» (Мутаххари 1379, XIX:147).

С целью глубокого анализа данной проблемы Мутаххари приводит предварительные рассуждения о корнях и основах прав человека, чтобы, отталкиваясь от этого, перейти к изложению прав собственно мужчины и женщины:

«Очевидно, что уникальным справочником для изучения естественных прав человека является ценнейшая Книга Творения. Листая страницы этой великой книги, можно определить естественные права, общие для всех людей, а также правовое положение женщины и мужчины по отношению друг к другу.

Удивительно, что некоторые наивные люди совершенно не готовы официально изучать этот выдающийся справочник. По их мнению, уникальным компетентным справочником является группа людей, работавшая над этой Декларацией и сегодня главенствующая над всем миром… Однако во имя прав человека мы оставили за собой право задавать вопросы, и именно великий институт творения, представляющий собой живую книгу Всевышнего, мы считаем этим уникальным компетентным справочником».

Мутаххари убежден, что между естественным правом и естественным целеполаганием существует фундаментальная связь:

«По нашему мнению, естественное право появилось от того, что институт творения целенаправленно продвигает все создания к совершенству, способность достижения которого заключена в самом их существе. Всякая естественная способность считается основой для “естественного права” и “естественным документом” для него. Например, ребенок имеет право учиться и ходить в школу, однако ягненок таким правом не обладает. Почему? А потому, что у ребенка есть способности к обучению и получению знаний, а у ягненка нет. Институт творения вложил этот вексель в природу ребенка, а в природу ягненка – нет. То же самое относится и к праву думать, высказывать свое мнение и обладать свободной волей.

Основу семейного права (которое и составляет предмет нашего разговора), как, впрочем, и других естественных прав, следует искать в самой природе. Исходя из естественных способностей женщины и мужчины, а также многообразия документов, врученных им творением, мы можем понять, обладают мужчина и женщина сходными правами и обязанностями или нет».

Здесь Мутаххари делает одно меткое замечание относительно различия между несемейным социальным правом и семейным социальным правом:

«С точки зрения несемейного социального права, то есть тех взаимных прав, которые в большом обществе возникают вне института семьи, люди обладают как равным, так и сходным положением. То есть их первичные естественные права равны и подобны. Все как один имеют право пользоваться благами творения, все как один имеют право работать, все как один имеют право участвовать в гонке жизни, все как один имеют право претендовать на любую общественную должность и использовать для ее достижения все законные методы, все как один имеют право реализовывать свой научный и практический потенциал.

Безусловно, это же самое равенство в первичных естественных правах постепенно переводит их в неравное положение с точки зрения приобретенных прав. Иными словами, все в равной степени обладают правом на работу и участие в гонке жизни, однако когда дело доходит до исполнения своих обязанностей и самой гонки, то не все приходят к финишу одинаково: одни более способны, другие менее способны, одни более трудолюбивы, другие менее трудолюбивы, наконец, одни выходят из этого испытания более образованными, более совершенными, более искусными, более плодотворными, более достойными, нежели другие. Приобретенные ими права неизбежно принимают форму неравенства, и если мы захотим приравнять эти права к их первичным естественным правам, то наше действие будет именоваться не иначе, как притеснением и посягательством.

Почему с точки зрения первичного естественного социального права все люди находятся в равном и сходном положении? Дело в том, что изучение истории человечества доказывает, что ни один человек по самой своей природе не был создан руководителем или подчиненным, никто не родился рабочим, ремесленником, преподавателем, офицером, солдатом или министром. Это – преимущества, являющиеся частью приобретенных прав. Иными словами, люди должны получить их от общества за свои достоинства, способности, труд и деятельность, а общество должно предоставить им эти права в соответствие с неким принятым законом.

Отличие социальной жизни человека от социальной жизни стадных животных, в том числе пчел, заключается именно в этом. Составные элементы этой жизни у животных носят стопроцентно природный характер – должности и обязанности среди них распределены природой и от них не зависят. Там по самой своей природе кто-то создан руководителем, а кто-то подчиненным, кто-то – рабочим, кто-то – инженером, а кто-то сотрудником полиции. Однако жизнь человеческого общества не такова.

Все это в обществе вне пределов института семьи. Как же обстоят дела в семейном социуме? Находятся ли люди в рамках семейной общности в равном и сходном положении на основании первичных естественных прав? Проявляется ли разница между ними только в области прав приобретенных? Или же между семейной общностью, то есть обществом, состоящим из мужа и жены, отца, матери, детей, братьев и сестер, и обществом вне института семьи существует разница и с точки зрения первичных прав, а естественный закон установил семейные права в особой форме?

Здесь существуют две гипотезы. Одна заключается в том, что отношения мужа и жены, отца и ребенка или матери и ребенка, подобно прочим формам социального взаимодействия людей в государственных учреждениях, не приводят к тому, что некоторые из них занимают особенное положение по самой своей природе. Только приобретенные преимущества приводят к тому, что, например, один становится руководителем, а другой – подчиненным, один властвует, а другой покоряется, один получает большее жалование, а другой – меньшее. Ни статус жены или мужа, ни статус родителей не позволяет им занимать особого положения. Их отношение друг к другу определяется только приобретенными преимуществами» (Мутаххари 1379, XIX:161).

Именно на этой предпосылке, по мнению Мутаххари, строится гипотеза «сходства прав женщины и мужчины в семейном праве», которую по ошибке назвали «теорией равенства прав». Согласно этой гипотезе, в семейной жизни участвуют мужчина и женщина, обладающие сходными способностями и нуждами и снабженные от природы сходными правовыми документами. Поэтому семейное право должно быть основано на принципе эквивалентности, подобия и сходства. Однако Мутаххари считает эту гипотезу ошибочной и в противовес выдвигает другую гипотезу, в соответствии с которой изначальные права женщины и мужчины в рамках семьи различны. Статус мужа по определению требует одних обязанностей и прав, а статус супруги – других. То же самое касается и статуса родителей и детей. Как бы там ни было, семейная общность отличается от прочих видов социального взаимодействия. Принятая исламом гипотеза «несходства семейных прав мужчины и женщины» базируется на этом принципе. Приводя аргументы в защиту этой теории, Мутаххари отмечает, что, если можно сомневаться в естественности социальной жизни человека, то невозможно сомневаться в естественном характере его семейной жизни:

«Семейная жизнь оценивается иначе, нежели жизнь социальная. Природа устроена так, что человек и некоторые виды животных естественным образом склоняются к семейной жизни, к созданию семейного очага и рождению детей.

Исторический контекст не указывает нам на эпоху, в которую не существовало бы семейной жизни, то есть такую эпоху, когда бы женщина и мужчина жили отдельно друг от друга или же взаимоотношения между полами носили коллективный характер. Жизнь диких племен в нынешние времена, считающаяся примером жизни древних людей, также не такова.

Жизнь древних людей, как в форме матриархата, так и в форме патриархата, носила семейный характер.

Семейные чувства для человека являются врожденными – они не порождены обычаем и не принесены цивилизацией. Точно так же и многие животные естественным образом испытывают семейные чувства.

Поэтому в истории человечества не было ни одной эпохи, когда представители мужского пола и представители женского пола жили бы друг с другом без каких-либо условий и обязательств» (Мутаххари 1379, XIX:171).

Далее Мутаххари говорит о различиях мужской и женской природы, не придавая этим различиям ошибочных значений «ущербное» – «совершенное». Он с сожалением констатирует, что когда речь заходит о различиях, то женщину обычно ставят ниже по положению, нежели мужчину. Между тем, по мнению Мутаххари, эти различия проистекают из пропорционального соотношения между мужчиной и женщиной, так что речь не идет о ценностном, правовом или природном превосходстве одного над другим. Ведь семейная связь укрепляет и мужчину, и женщину, усиливая фундамент их единства. Закон творения создал эти различия для того, чтобы своей рукой распределить семейные права и обязанности между мужчиной и женщиной. Закон творения создал различия между женщиной и мужчиной по той же причине, по которой он создал различия между членами тела. Если закон творения отвел глазам, ушам, ногам, рукам и позвоночнику их особое место, то это не ради того, чтобы два глаза могли смотреть друг на друга с презрением, не ради того, чтобы один из них мог притеснять другого.

Затем Мутаххари говорит о том, что пропорциональное соотношение между мужчиной и женщиной является одним из шедевров творения, одним из признаков мудрого устроения Вселенной:

«Для того чтобы достигнуть своей цели и сохранить род, великий инструмент творения породил мощную структуру воспроизводства поколений: в своей мастерской он непрестанно создает представителей женского и мужского полов. Там же, где ему необходимо продолжить поколение при помощи обоих полов (особенно в роде человеческом), он установил единство между ними, дабы побудить их помогать друг другу. Он сделал все, чтобы эгоизм и утилитаризм (являющиеся неизбежным спутником всякого живого существа) превратились в служение, сотрудничество, прощение и щедрость, чтобы представители мужского и женского полов стремились к совместной жизни. Для того чтобы этот план был полностью реализован, для того чтобы их души и тела еще теснее сплелись друг с другом, он установил между ними удивительные физические и духовные различия. И именно эти различия еще сильнее влекут их друг к другу, пробуждая в них любовь и желание. Если бы женщина обладала мужским телом, душой и характером, она не смогла бы вынудить мужчину ухаживать за собой, не смогла бы заставить его неудержимо стремиться к ней. А если бы мужчина обладал физическими и психологическими качествами женщины, то женщина не могла бы считать его героем своей жизни и полагать высшим своим искусством способность завладеть его сердцем. Мужчина создан завоевателем мира, а женщина – покорителем мужчины. Закон творения определил мужчине и женщине испытывать стремление и привязанность друг к другу, но не такую привязанность, которую испытывают по отношению к вещам. Привязанность человека к вещам проистекает из его эгоизма. Иными словами, человек хочет обладать этими вещами для себя, он смотрит на них потребительски, он хочет, чтобы они принадлежали ему безраздельно и приносили ему покой. А супружеская привязанность такова, что каждый из супругов желает счастья и покоя для другого, испытывая наслаждение от прощения и жертвенности».

Анализируя супружеский союз, Мутаххари считает его гораздо более высоким видом связи, нежели страсть. Он выражает удивление, что некоторые истолковывают супружеский союз исключительно в рамках таких понятий, как «желание», «страсть» и «наслаждение», то есть точно так же, как и для других живых существ. Мутаххари убежден, что «эти люди не знают, что в творении, в природе помимо эгоизма и утилитаризма существуют и другие привязанности. Эти привязанности проистекают не из эгоизма, но из непосредственной симпатии к другому. Именно подобного рода привязанности оказываются источником жертвенности, прощения, а также стремления переносить тяготы ради покоя другого. Именно такие привязанности показывают подлинную человечность. Однако некоторые из них (там, где они связаны со своей парой и детенышем) наблюдаются и у животных».

Подобный взгляд на супружеский союз хорошо изложен в Священном Коране и вероучении ислама:

«Это то, о чем Коран упоминает под именем маваддат (“любовь”) и рахмат (“милость”). В Коране сказано: “Из Его знамений то, что Он создал для вас жен из вас же самих, чтобы вы находили в них успокоение, и устроил между вами любовь и милость”. Какой бы ошибкой для нас было толковать историю взаимоотношений мужчины и женщины только с точки зрения чувства использования и эксплуатации, а также на основе борьбы за существование! Какая бессмыслица сплетается из всего этого! И правда. Когда я читаю или просматриваю работы, в которых дается истолкование истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной, то вижу, что их авторами используется один-единственный принцип антагонизма (женщина и мужчина представляются в виде двух самостоятельных социальных классов, находящихся в непрерывной войне друг с другом). Это повергает меня в изумление, и я сожалею об их невежественности. Если историю взаимоотношений между отцами и детьми можно интерпретировать с позиций чувства использования и эксплуатации, то и историю взаимоотношений между мужчиной и женщиной также можно истолковать в том же ключе. Да, мужчина всегда был сильнее женщины, однако закон творения создал природу мужчины так, что по отношению к женщине он не может допустить такой тирании, которую он проявляет к своим рабам, подчиненным и соседям, точно так же как он не может проявить подобной тирании по отношению к своим детям».

4. Взгляд ислама на экономическую независимость женщины

Одной из проблем, обычно возникающей в связи с правами женщины, является ее экономическая независимость. В ряде обществ мужчины занимали господствующее положение, и женщины не пользовались свободой в этой сфере. Мутаххари поясняет, что в исламе вопрос о финансовой независимости женщин рассматривался еще тринадцать столетий назад в качестве одного из основополагающих принципов коранического учения. При этом во многих немусульманских обществах эта проблема была официально признана только два века назад. Сначала Мутаххари (со ссылкой на надежные источники) говорит о бесправии женщины на Западе:

«Независимость женщины в отношении своего имущества с самого начала признавалась шиитским фикхом, между тем как в правовом строе Греции, Рима, Японии и до недавнего времени большинства других стран этого не было. Иными словами, женщине, подобно несовершеннолетнему или умалишенному, было запрещено владеть собственным имуществом. В Англии, где прежде женщина всем своим существом растворялась в супруге, были приняты два закона – один в 1870 г., другой в 1882 г. (получившие название “Закон о собственности замужней женщины”). Эти законы освобождали женщину от опеки супруга. В 1919 г. в Италии закон перестал считать женщину подлежащей опеке. В Гражданских кодексах Германии (1900 г.) и Швеции (1907 г.) женщина считается дееспособной наравне с супругом.

Однако в правовых системах Португалии и Франции замужняя женщина по-прежнему продолжает оставаться под опекой, хотя принятый во Франции закон от 18 февраля 1938 г. несколько смягчает опеку над замужней женщиной.

Как видите, еще не прошло и века с тех пор, как в Европе был принят первый закон о финансовой независимости замужней женщины (Англия, 1882 г.), которая, благодаря предпринятой реформе, перестала находиться под опекой своего супруга».

Интересно, что поводом для снятия опеки над женщиной послужило не то, что европейцы вдруг осознали свое тираническое отношение к женщине и приняли упомянутые законы ради соблюдения прав женщины, в целях повышения ее достоинства и ради пробуждения человеческих чувств в европейских мужчинах:

«Уилл Дюрант в Наслаждении философией (с. 158) так говорит о причинах обретения женщиной личной свободы: “Как же объяснить эту быструю смену веками почитаемых обычаев, более древних, чем история христианства? Основная причина подобной перемены заключается в появлении огромного количества станков. ‘Свобода’ женщины является одним из последствий промышленной революции… Сто лет тому назад в Англии мужчинам было трудно найти работу. Объявления требовали, чтобы они отправляли на работу своих жен и детей. Работодатели должны думать о прибыли, им не следует отягощать свой разум нравственностью и традициями. Именно патриотически настроенные английские фабриканты XIX в. стали разрушителями семейного очага.

Первым шагом на пути к освобождению наших дорогих матерей был закон 1882 г. Согласно этому закону, женщины Великобритании получили беспрецедентные преимущества – отныне они имели право оставлять заработанные ими деньги себе. Этот высоконравственный христианский закон был установлен фабрикантами из Палаты общин с целью привлечения английских женщин на свои фабрики. С того самого времени и по сию пору необоримое стремление к прибыли освобождает их от рабского домашнего труда и заставляет надрываться в магазине и на фабрике”» (Мутаххари 1379, XIX:216).

По мнению Мутаххари:

«Ислам установил подобный закон 1400 лет тому назад и сказал: “Мужчинам [полагается] доля из того, что они приобрели, и женщинам [полагается] доля из того, что они приобрели”. В этом айате Священный Коран признает право пользоваться плодами своей деятельности как за мужчиной, так и за женщиной.

В другом айате сказано: “[Принадлежит] мужчинам доля из того, что оставили родители и близкие. И женщинам [принадлежит] доля из того, что оставили родители и близкие”. Здесь подтверждается право женщины на наследство. Вопрос о праве женщины на наследство – это длинная история, о которой мы, даст Бог, поговорим позднее. Арабы эпохи неведения не были готовы предоставить женщинам наследство, однако Коран закрепил за женщинами это право.

Итак, Священный Коран предоставил женщине экономическую независимость на тринадцать столетий раньше, чем Европа, с той разницей, что, во-первых, побудительной причиной для предоставления исламом женщине экономической независимости было не что иное, как гуманитарные и божественные аспекты ислама, а также любовь этой религии к справедливости. Здесь не было места жадности английских фабрикантов, установивших подобный закон ради того, чтобы набить себе брюхо, а потом раструбивших на весь мир, что, дескать, мы официально признали права женщин и уравняли жалование мужчины и женщины.

Во-вторых, ислам предоставил женщине экономическую независимость, однако, по словам Уилла Дюранта, при этом не разорил домашнего очага, не подверг сотрясению основы семьи и не побудил жен не повиноваться мужьям, а дочерей перечить отцам. Благодаря двум приведенным выше айатам ислам совершил великую социальную революцию, но тихую и безопасную.

В-третьих, в западном мире, по словам Уилла Дюранта, было сделано следующее: женщину освободили от рабского домашнего труда и заставили надрываться в магазине и на фабрике. Иными словами, Европа сняла с женщины одни кандалы и надела на нее другие, не менее тяжелые, чем прежние. Ислам же освободил женщину от рабского подчинения мужчине дома, в поле и т. д. и, возложив на мужчину обязательства по поддержанию семейного бюджета, снял с плеч женщины необходимость обеспечивать свои и семейные расходы. С точки зрения ислама, женщина обладает правом в соответствии со своей природой стремиться к богатству, его сбережению и приумножению, однако она не такова, чтобы жизненные тяготы подавили ее и отняли у нее ее гордость и красоту, которые неизменно должны сопровождаться уверенностью в себе» (Мутаххари 1379, XIX:217).

Мутаххари подчеркивает, что в исламе женщина не только обладает экономической независимостью, но и свободна от обязанностей, связанных с текущими семейными расходами. Именно мужчина обязан обеспечивать все жизненно необходимые расходы женщины, и это не в ответ на те работы, которые женщина добровольно выполняет по дому. Обеспечение жизни женщины не означает вознаграждения за труд:

«С точки зрения ислама, обеспечение текущего семейного бюджета, в том числе личных расходов женщины, лежит на мужчине. Здесь женщина не несет никакой ответственности. Даже если представить, что женщина обладает большим состоянием и имеет доход, в несколько раз превышающий доход своего супруга, для нее вовсе не обязательно участвовать в этом бюджете. Участие женщины в семейном бюджете, будь то денежные затраты или выполняемая работа, является добровольным и целиком зависит от ее желания и воли. Хотя с точки зрения ислама обеспечение жизни женщины является частью семейного бюджета и составляет обязанность мужчины, последний не имеет никакого права на экономическое давление и использование женщины в качестве рабочей силы – он не может ее эксплуатировать.

Ислам в невиданных прежде масштабах принял сторону женщины в финансово-экономических вопросах: с одной стороны, он предоставил женщине полную экономическую независимость, лишив мужчину возможности использовать состояние и труд женщины, а также отняв у него право выступать опекуном во время сделок своей супруги (подобная практика имеет давнюю историю в Древнем мире и в Европе вплоть до XX в.), а с другой стороны, сняв с женщины всякую ответственность за обеспечение семейного бюджета, освободил ее от необходимости бегать в поисках заработка».

5. Мутаххари о проблеме хиджаба

Одним из вопросов, которые обычно сразу приходят на ум в связи с исламскими законами в отношении женщин, является вопрос о том, почему женщина должна носить хиджаб и испытывать ограничения в одежде? Разве это не противоречит ее свободе? Что следует из этих внешних ограничений, установленных для женщины? Муртаза Мутаххари анализирует философию мусульманской одежды в четырех аспектах: духовно-психологическом, семейном, социальном, а также как способ возвысить достоинство женщины и уберечь ее от опошления;

5.1. Психологический комфорт

Отсутствие запретного пространства между мужчиной и женщиной, а также ничем не ограниченная свобода общения усиливает половое возбуждение и вызывает стремление к сексуальной близости в форме неутоленной психологической жажды и неудовлетворенного желания. Половой инстинкт – это инстинкт сильный и глубокий, словно море. Чем сильнее он подавляется, тем сильнее он возмущается, подобно огню, который чем больше подпитывать, тем он ярче горит. Для того чтобы понять эту проблему, необходимо иметь в виду две вещи.

а) История говорит о жадных до богатства людях, с удивительной страстью стремившихся к стяжанию денег и имущества. И чем больше они собирали, тем более скупыми они становились. Точно так же история говорит и о людях, жадных до плотских утех. Они тоже не знали никакой меры в своем желании обладать как можно большим числом красавиц.

б) Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое присущее человеку лирическое чувство? Определенную часть мировой литературы составляет любовная лирика. Здесь мужчина прославляет свою возлюбленную, обращается к ней с мольбой, представляет ее величественной, а себя ничтожным, нуждается в ее малейшей благосклонности, болезненно стенает в разлуке с ней.

Что это? Почему в отношении прочих своих нужд люди не поступают точно так же? Видели вы когда-нибудь, чтобы сребролюбец сочинил лирическое стихотворение в честь денег, а карьерист – в честь высокой должности? Написал ли кто-нибудь любовный стих, обращенный к хлебу? Почему всем нравятся любовные стихи, посвященные другим людям?..

Нам достаточно знать, что внимание мужчины к женщине – другого рода, нежели внимание к хлебу и воде, которое удовлетворяется с наполнением желудка. Это внимание проявляется либо в форме жадности и стремления к разнообразию, либо в форме любви.

Как бы там ни было, ислам уделяет должное внимание огромной силе этого пылкого инстинкта. В исламе найдены средства для смягчения действия упомянутого инстинкта – в данном отношении были определены особые предписания, как для мужчин, так и для женщин. Одна общая обязанность, вмененная как мужчине, так и женщине, касается взглядов: “Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие… Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие”.

Суть этого предписания состоит в том, что женщина и мужчина не должны глазеть друг на друга, не должны любоваться друг другом, не должны бросать друг на друга взгляды, полные страсти, не должны смотреть друг на друга ради удовольствия. Существует обязанность, касающаяся только женщин, – скрывать свое тело от посторонних мужчин, в присутственных местах не проявлять кокетства: ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах она не должна делать ничего такого, что могло бы пробудить желание в посторонних мужчинах.

Человеческий дух чрезвычайно возбудим. Будет ошибкой полагать, что возбудимость человеческого духа ограничена особой чертой, за которой он успокаивается.

С одной стороны, неограниченные стремления неосуществимы и всегда сопряжены со своего рода ощущением отчужденности. Невозможность реализовать свои мечтания, в свою очередь, выливается в душевные расстройства и психические заболевания.

Однако причина того, что в исламе предписание о ношении накидки адресовано только женщинам, заключается в том, что стремление к украшениям и желание показать себя свойственно именно им. С точки зрения обладания сердцем, мужчина – добыча, а женщина – охотник, а с точки зрения обладания телом, женщина – добыча, а мужчина – охотник. Желание женщины украсить себя проистекает из ее охотничьего инстинкта.

5.2. Укрепление семейных уз

Вне всякого сомнения, всё то, что приводит к укреплению семейных уз и росту искренности в отношениях между супругами, идет на пользу семейному очагу. Поэтому нужно делать всё возможное для его реализации. И наоборот. Всё, что оказывается причиной ослабления супружеского единства и охлаждения между супругами, – вредно для семейной жизни, и с этим необходимо бороться.

Перенесение половых удовольствий в сферу семьи и института законного брака укрепляет союз между мужем и женой и способствует созданию более тесной связи между супругами.

Смысл ношения накидки и запрет на плотские утехи с кем-либо, кроме законного супруга, с точки зрения семейного социума, заключается в том, что законная супруга считается причиной счастья и психологического равновесия своего мужа. Между тем, в системе свободного удовлетворения своих плотских желаний законная супруга психологически считается помехой и тюремщиком – в результате семейный очаг строится на вражде и ненависти.

Разница между обществом, в котором половые взаимоотношения ограничиваются семейной средой и институтом законного брака, и обществом, допускающим свободу в данной сфере, заключается в том, что в первом типе общества брак является завершением ожиданий и отчуждения, а в обществе второго типа брак – это начало отчуждения и ограничений. В системе свободных половых отношений брак полагает конец периоду независимости юноши и девушки, обязывая их быть верными друг другу, а в системе ислама брак полагает конец отчужденности и ожиданию.

Во-первых, система свободных отношений приводит к тому, что юноши, насколько возможно, уклоняются от брака и создания семьи, а решаются на брак только тогда, когда их юношеские силы и пыл начинают ослабевать. В этот период супруга им нужна исключительно для рождения детей, а иногда и в качестве домработницы. Во-вторых, система свободных отношений ослабляет существующие семейные союзы – вместо того, чтобы опираться на чистое и глубокое чувство любви, когда каждый из супругов считает свою вторую половину причиной своего счастья, каждый из членов семьи, напротив, смотрит на другого как на соперника, ограничивающего его свободу, или, как говорится, они называют друг друга тюремщиками.

5.3. Укрепление общества

Перенос половых удовольствий из семейной среды в общество ослабляет деятельную силу последнего. Противники хиджаба высказывали мелочные придирки и говорили, что “хиджаб парализует силы половины членов общества”, однако напротив – именно отсутствие хиджаба и распространение свободных половых связей парализует силы общества. Оппоненты утверждают, что именно хиджаб парализует силы общества, держа женщину в заключении и лишая ее возможности вести культурную, социальную и экономическую деятельность. Однако в исламе подобного положения не существует. Ислам не говорит женщине, чтобы она не выходила из дома, не говорит ей, что она не имеет право получать образование (наоборот, это составляет общую обязанность как для мужчин, так и для женщин), не запрещает ей заниматься экономической деятельностью. Ислам вовсе не желает, чтобы женщина сидела без работы и влачила никчемное существование. Покрывание всего тела, за исключением лица и кистей рук, нисколько не препятствует культурной, социальной и экономической деятельности. А вот загрязнение рабочей среды плотскими стремлениями как раз и приводит к параличу общественных сил.

5.4. Значимость женщины и уважение к ней

Прежде мы говорили, что в физическом отношении мужчина обладает решительным превосходством над женщиной. Что касается умственных способностей, то здесь превосходство мужчины, по меньшей мере, является спорным. В этих двух направлениях женщина не может бороться с мужчиной, однако она неизменно утверждает свое превосходство над последним с помощью чувств. Сохранение женщиной запретного пространства между собой и мужчиной служит одним из тайных средств, которые женщина использует для поддержания своего положения по отношению к мужчине. Ислам побуждает женщину пользоваться этим средством. Ислам особо подчеркивает, что если женщина будет вести себя скромнее, степеннее и целомудреннее, если она не будет красоваться перед мужчиной, то лишь усилит уважение к ней.

Далее, в истолковании суры «ал-Ахзаб» («Сонмы», № 33) мы увидим, как Коран, посоветовав женщинам плотнее запахивать свои накидки, говорит: “Так их вернее узнают и не подвергнут обидам”. То есть лучше это делать, чтобы женщину считали целомудренной, чтобы видели, что она не предлагает себя мужчинам. В результате скромность и отстраненность ограждают женщину от беспокойства со стороны легкомысленных людей».

Еще одной претензией, обыкновенно предъявляемой к хиджабу, является мнение о том, что он лишает женщину права на свободу, представляющее собой естественное человеческое право, и считается своего рода унижением человеческого достоинства. В ответ на это Мутаххари говорит:

«Еще раз мы должны напомнить о том, что существует разница между заключением женщины дома и ее обязанностью надевать накидку, когда ей предстоит встретиться с посторонним мужчиной. В исламе нет понятия о заключении или пленении женщины. Хиджаб в исламе – это возложенная на женщину обязанность во время общения с мужчинами соблюдать особый стиль в одежде. Эта обязанность не навязана ей мужским сообществом, это не то, что противоречит ее скромности или считается вторжением в ее естественные права, дарованные ей Господом…

Если соблюдение общественного блага делает для мужчины или женщины обязательным, чтобы во время общения они избрали особый этикет и вели себя так, чтобы это не нарушало покоя других и не разрушало нравственного равновесия, то это никак нельзя назвать заключением или рабством и считать противоречием человеческому достоинству и принципу свободы личности.

Напротив, женщина, закрывшая себя накидкой (в той мере, в которой это установлено исламом), заслуживает большего уважения, поскольку это защищает ее от посягательств легкомысленных безнравственных людей.» (Мутаххари 1379, XIX:45).

Третьей претензией, предъявляемой к хиджабу, является мнение о том, что он приводит к застою и упраздняет те виды деятельности, которые были заложены в природу женщины еще в акте творения. Женщина, так же как и мужчина, обладает вкусом, рассудком, способностью мыслить, понимать и трудиться. Эти способности дарованы ей Богом не напрасно и должны принести свои плоды. В ответ на это Мутаххари говорит:

«Исламский хиджаб… не приводит к потере силы и уменьшению природных способностей женщины. Упомянутая претензия относится к той форме хиджаба, в которой он был распространен среди индийцев, древних иранцев или иудеев. Однако исламский хиджаб не говорит о том, что женщину необходимо заточить дома и не допускать развития ее способностей. Основанием ношения хиджаба в исламе, как мы уже говорили, является то, что половые удовольствия должны быть ограничены семейной средой и законным супругом, а социальная среда предназначена исключительно для трудовой деятельности. Именно поэтому, когда женщина выходит из дома, ей не позволено провоцировать возбуждение мужчин, а мужчине, в свою очередь, не позволено любоваться ею. Подобный хиджаб не только не парализует силы женщины в работе, но, напротив, усиливает трудовой потенциал общества.

Если, находясь в обществе, девушки будут носить обычные платья, надевать простую обувь и ходить в школу и в университет в накидке или пальто, а также в платке, полностью закрывающем волосы, то будут они лучше учиться при таких условиях или в том состоянии, которое мы наблюдаем? В принципе, если не говорить о половых удовольствиях и чувственных аспектах, тогда почему все же необходимо, чтобы женщина выходила на улицу в таком виде?» (Мутаххари 1379, XIX: 454).

6. Половая этика

Еще одним пунктом, вызывающим столкновение между исламской и западной концепцией, является половая этика. Мутаххари подробно излагает основы западной мысли в области половой этики, пропагандирующей невоздержанность. Каждую из этих основ, выливающихся в подобный подход, он подвергает анализу и критике. В конце концов он говорит об исламской половой этике следующим образом:

«Ислам категорически настаивает на том, что семейная среда готова полностью удовлетворить взаимные желания мужа и жены. Женщина или мужчина, которые пренебрегают подобной точкой зрения, прямо осуждаются исламом. Ислам потратил немало усилий для того, чтобы макросоциум был сферой трудовой деятельности и в нем не было места удовлетворению плотских желаний. Именно в этом заключается смысл запрета страстных взглядов и плотских утех с кем-либо, кроме законного супруга, а также смысл запрета женщине прихорашиваться перед чужим мужчиной…

Если жизнь и ее радости мы приравняем к деяниям, порожденным страстью, и предположим, что всякий, кто больше ест, спит и вступает в половую близость, испытывает большее радость и счастье, или, иными словами, если мы будем считать, что способности, вызывающие у человека радость, и причины, порождающие у него беспокойство, ограничены тем, чем обладают животные, тогда, разумеется, перемещение плотских удовольствий из семейного очага в сферу общества принесет больше радости и наслаждения.

Однако если мы сможем представить себе, что духовный союз мужа и жены, а также их искренние чувства друг к другу сохранятся до последних дней их старости, когда половой инстинкт уже не действует, то это будет иметь гораздо большую ценность для жизни. Если мы сможем представить себе, что удовольствие, получаемое мужчиной от общения со своей законной верной супругой, отличается от удовольствия, испытываемого от общения с какой-нибудь праздной женщиной, то у нас не останется ни малейшего сомнения в том, что для получения большего удовольствия, радости и покоя половое влечение необходимо ограничить законными супругами, предоставив этому влечению область семейного очага, а обществу отвести роль места для трудовой деятельности.

Проблемой более важной, нежели социальные аспекты, является проблема брака. Последний учрежден не только для того, чтобы мужчина и женщина получали большее удовольствие друг от друга. Заключение брака и создание семейного очага – это подготовка гнезда для приема будущего потомства, счастье которого целиком и полностью зависит от состояния семейного социума. Для рождения, утверждения и воспитания будущих поколений могучая десница творения создала сильную взаимную привязанность мужа и жены, с одной стороны, и отцовскую привязанность к детям – с другой стороны. В семье процветают чувства и эмоции, свойственные обществу и живущим в нем людям. Дух ребенка смягчает доходящая до нескольких сотен градусов температура естественной среды, созданной его родителями».

Далее Мутаххари разбирает вопрос, не расходится ли исламская половая этика с развитием естественных способностей? Отвечая на этот вопрос, он говорит:

«…Мы говорим, что ни одну из частей человеческого тела Господь не создал напрасно, ни одну из духовных способностей. И подобно тому, как необходимо поддерживать все части тела, доставляя им необходимую пищу, так и духовные способности следует отмечать и должным образом питать, дабы они имели возможность развиваться.

Предположим, что из различного рода сочинений мы так и не осознали необходимость не пренебрегать способностями и развивать их. Тогда к этому принципу нас привело бы богопознание. Точно так же мы видим, что сто лет назад, когда еще толком не были поняты незаслуженно забытые труды, посвященные правильному развитию способностей, некоторые ученые по этой самой причине советовали оберегать части своего тела и не оставлять без внимания душевные силы.

Речь идет не о том, стоит развивать способности или нет, но о том, в чем заключается правильный путь естественного развития способностей человека, который не приведет ни к каким расстройствам и разбросанности?

Мы утверждаем, что естественное развитие способностей, в том числе половых, может быть реализовано только благодаря соблюдению правил, установленных исламом, – отклонение от последних приводит к расстройству, разболтанности и даже к их подавлению и искажению».

Мутаххари предлагает подробный анализ метода развития способностей человека, а затем, излагая точку зрения ислама на половую свободу, говорит:

«Суть в том, что удовлетворение инстинкта и отсутствие его подавления – это одно, а половая свобода и устранение всяких нравственных норм – другое. Удовлетворение инстинкта не противоречит соблюдению целомудренности и сохранению богобоязненности. Напротив, только под сенью упомянутых качеств можно совершенным образом удовлетворить инстинкт и предотвратить появление неуместного возбуждения, беспокойства и чувства отчуждения, а также избежать необходимости подавления этого возбуждения. Иными словами, развитие способностей – это нечто иное, нежели высвобождение страстей и бесконечных мечтаний…» (Мутаххари 1379, XIX:661).

Теперь возникает вопрос: дисциплина в области половой жизни препятствует инстинкту любви или влияет на его плодотворность? Мутаххари говорит об этом так:

«Любовь прославляет как западный, так и восточный человек, с той только разницей, что прославление западного человека связано с тем, что она предполагает соединение с возлюбленной. Пределом подобного взгляда является исчезновение индивидуалистичного (неизменно отравляющего жизнь) и появление духовного единства, когда две личности расширяются, становятся одним целым и живут вместе, пользуясь всеми возможными жизненными благами. Прославление же восточного человека обусловлено тем, что любовь желанна и священна в пределах его сущности, она придает духу величие, она дарует вдохновение, она чудотворна, совершенна, очистительна. Восточный человек прославляет любовь не потому, что она приводит к соединению с возлюбленной или служит предпосылкой для полной радостей совместной жизни двух человеческих душ. С точки зрения восточного человека, если предпосылка – любовь человека к человеку, то это предпосылка для возлюбленной, которая выше человека, а если предпосылкой является единение, то это предпосылка соединения с истиной, выходящей за пределы человеческого горизонта (Наслаждение философией, с. 130). Резюмируя, можно сказать, что в вопросе любви, так же как и в других вопросах, западный образ мысли расходится с восточным. Хотя на последнем этапе западный человек отделяет любовь от обычной страсти, привнося в нее духовную чистоту, тем не менее, он не выводит ее из круга жизненных проблем, глядя на нее как на одно из благ социальной жизни. Восточный же человек ищет любовь за пределами обыденной жизни.

Однако, как известно, подобное обвинение в адрес ислама несправедливо, оно справедливо по отношению к христианству. Ислам не считает половую страсть грязной и низменной, не говоря уже о любви – здесь можно спорить о том, является любовь неотделимой от половой страсти или она представляет собой нечто отдельное от нее.

Ислам с уважением относится к глубокой и искренней любви между супругами, рекомендует стремиться к ней и употребляет все средства для того, чтобы их единство стало как можно крепче».

Однако в этом вопросе весьма важна связь любви и целомудрия:

«Главным вопросом здесь является связь любви и целомудрия. Любовь в высшем понимании этого слова процветает в так называемых свободных обществах, или же возвышенная любовь сопутствует обществу целомудренному? Не убивает ли возвышенную любовь та среда, в которой женщина подверглась опошлению?»

Здесь Мутаххари объясняет, как появляется нежная, полная чувств любовь. Он показывает величие любви в двух аспектах. При изложении этого вопроса Мутаххари опирается на точку зрения Уилла Дюранта:

«“Молодой человек ищет застенчивого взгляда и неосознанно чувствует, что эта утонченная сдержанность свидетельствует о нежности и ласке. Застенчивость (и в результате превращение женщины в предмет любви мужчины) приносит свои плоды – она заставляет мужчину быть смелее, побуждает его совершать серьезные поступки и высвобождает силы, дремавшие под покровом спокойной жизни” (Наслаждение философией, с. 133).

Он же говорит: “Сегодня уже исчезли тяжелые плотные одеяния, бывшие своего рода препятствиями, и современная девушка с исключительной смелостью освободилась от мешавших ей пристойных одеяний. Короткие юбки являются благом для всех живущих в этом мире, кроме портных, а их единственный недостаток лишь в том, что они ослабляют мужскую силу воображения, но вполне возможно, что, если у мужчин не будет воображения, то женщины не будут для них красивыми!”» (Мутаххари 1379, XIX:661).

Мутаххари добавляет:

«Представляется, что это духовное состояние, считающееся отличным от половой страсти (по крайней мере, по качеству и целям), бывает двух типов и проявляется в двух разных видах. Первый тип проявляется в бурной форме, когда в результате пребывания вдали от возлюбленной, чрезвычайного возбуждения духа и сосредоточения всех мысленных сил на одном предмете, с одной стороны, и господства над духом влюбленного целомудренности и богобоязненности – с другой стороны, возникают грандиозные изменения в его духе, а иногда и гениальность. Безусловно, разлука является главным условием возникновения подобного состояния, и соединение с возлюбленной сводит его в могилу или, по меньшей мере, не дает ему возможности достичь своего апогея и породить те грандиозные изменения, составляющие предмет внимания философов.

Подобного рода любовное чувство имеет преимущественно внутренний характер, то есть внешнее – это только предлог для внутреннего бурления духа, который создает такую возлюбленную, которая ему по душе, и видит ее такой, какой он ее создал, а не такой, какая она есть на самом деле. Постепенно доходит до того, что он привыкает к созданному им образу и начинает отдавать ему предпочтение перед реальной возлюбленной, находящейся во внешнем мире.

Второй тип – это чистая любовь и искренность, возникающие между супругами в результате их постоянного общения и совместного перенесения жизненных тягот и забот, радостей и горестей, а также нивелирования их душевных и духовных качеств. Если общение будет чистым и незапятнанным, а физические наслаждения супругов ограничатся друг другом, как того требуют принципы целомудренности и богобоязненности, то тогда даже в старости, когда плотские страсти утихнут и не смогут соединять супругов друг с другом, их будет связывать это взаимное глубокое искреннее чувство.

Основными причинами, порождающими эту чистоту и искренность, являются содержание жены мужем, участие жены в имуществе супруга, а более всего – ограничение сексуальных наслаждений семейным очагом и сведение жизни в обществе к трудовой деятельности. Средства, которые использовались исламом в регулировании взаимоотношений между супругами, привели к тому, что в исламских обществах, в отличие от европейских, упомянутые искренность, любовь и чистоту можно найти довольно часто.

Первый тип обусловлен разлукой – ее удары делают дух более чувствительным и пылким. Второй тип, который мы называем чистотой и искренностью, напротив, сосредоточен на супругах и достигает совершенного развития вследствие их постоянного близкого общения. В действительности, первый тип – это полет, взаимодействие и притяжение двух противоположных душ, а второй тип – это единство двух близких душ. Теоретически если кто-то усомнится в первом типе, то во втором у него не будет никаких сомнений.

В кораническом айате, в том месте, где говорится о том, что связь между супругами является одним из признаков бытия Премудрого и Всеведущего Господа, используются слова “любовь” и “милость” (как известно, любовь и милость отличаются от страсти и желания): “Из Его знамений то, что Он создал для вас жен из вас же самих… и устроил между вами любовь и милость”».

Однако каково же место целомудренности в этих двух типах любви?

«При всех различиях, существующих между этими двумя типами любви, когда один из них обусловлен разлукой, а другой – соединением, и когда один характеризуется беспокойством, напряжением и волнением, а другой – покоем, все же в одном они сходны. Оба типа – это свежие цветы, растущие только в тех обществах, в которых господствуют целомудренность и богобоязненность.

Общества, целиком или наполовину построенные на половом социализме, не могут породить, так сказать, поэтическую, романтическую любовь, они не в состоянии создать те чистоту, искренность и единство, о которых упоминалось выше».

Источник

Мутаххари 1379 – Мутаххари, Муртаза. Маджму‘е-йе асар-е остад-е шахид-е Мутаххари. Джелд 19 (Незам-е хокук-е зан дар ислам, Мас’але-йе хеджаб, Пасохха-йе остад, Ахлак-е дженси) [Собрание сочинений покойного профессора Мутаххари. Том 19 (Структура прав женщин в исламе, Проблема хиджаба, Ответы профессора, Половая этика)]. Изд. 2-е. Тегеран: Садра, 1379/2000.