Вы здесь

Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе. Введение (А. Ю. Никитченков, 2012)

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского педагогического государственного университета


Рецензенты:

О. В. Сосновская, д-р пед. наук, профессор МПГУ

Т. В. Склярова, д-р пед. наук, профессор ПСТГУ


Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальной школе ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».


Введение

Учился читать и писать, а выучился петь и плясать.

Русская народная пословица

Вопросы преподавания фольклора[1] в начальных классах всегда были дискуссионными, нередко вызывали острые споры среди ученых, методистов, учителей. Фольклор сопутствует развитию ребенка, являясь значимой частью детской субкультуры. На протяжении многих лет произведения устно-поэтического творчества применяются в практике обучения чтению и, как показывают школьные учебники, диссертационные исследования и многочисленные статьи по методике последних лет, не потеряли своей актуальности для современного начального образования. Напротив, открываются их новые образовательные возможности. В таких условиях очень важно обратиться к истории методики, всесторонне обосновать современные тенденции с точки зрения накопленного опыта.

В связи с развитием методики начального образования, углублением ее теоретических проблем и разнообразием практического опыта, изменением всей системы отечественного образования, особое значение приобретают задачи освещения исторических вопросов, позволяющие с новых позиций рассмотреть пройденный путь и осмыслить наследие методики фольклора за все время ее существования. Анализ и критическое рассмотрение трудов прошлого позволяют систематизировать опыт и осуществлять движение вперед с учетом того ценного, что было создано предшественниками.

Методика обучения русскому языку и литературе – прикладная педагогическая наука. Она неизбежно реагирует на изменения, происходящие в области теоретических наук, являющихся ее методологической базой. Методика изучения фольклора в школе и вузе не может не учитывать изменения, происходящие в фольклористике. Отношение общества к фольклору, зарождение и развитие науки о фольклоре оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на методику его изучения в системе ознакомления учащихся с художественной словесностью в целом. Следовательно, история методики фольклора должна рассматриваться с учетом специфики развития фольклористики. И в этом отношении наука о фольклоре достаточно благодатный материал. Еще в 50-е годы XX в. В. Е. Гусев отмечал, что именно в области фольклористики «стало традицией предпосылать разысканиям и учебным курсам общие историографические обзоры; единственная программа для филологических факультетов, обязывающая развернуто излагать историю науки, – программа по устному народному творчеству»[2]. К началу XXI в. фольклористика накопила богатейший материал, который, безусловно, может быть полезен современному учителю начальных классов.

На вузовских курсах методики обучения русскому языку и литературе в начальной школе также сложилась традиция предварять изучение всей дисциплины и отдельных ее разделов («Методика обучения грамоте», «Методика изучения языковой теории и правописания», «Методика обучения чтению» и других) краткими историческими экскурсами[3]. Однако на практике вопросы истории методики нередко рассматриваются на лекционных и практических занятиях очень бегло, а учителя начальных классов имеют подчас ориентировочные, а иногда и вовсе ошибочные представления об исторических фактах методики. Тем не менее наши исследования показали, что студенты педагогических факультетов, обучающиеся по профилю подготовки «Начальное образование», в целом осознают значимость исторических аспектов методики и считают необходимым рассматривать многие вопросы истории преподавания фольклора как обязательные в системе дисциплин (модулей) профессиональной подготовки педагогических кадров[4].

Педагогическая наука накопила ряд исследований, касающихся истории методики обучения чтению и методики литературы[5]. На подъеме в последние годы находится сравнительное изучение отечественных учебных книг, педагогическая компаративистика. Активно составляются материалы к библиографическим указателям, проводятся конференции, научные семинары и коллоквиумы, публикуются сборники[6]. В работе принимают участие ведущие учреждения науки, образования и культуры – Российская академия образования, Институт теории и истории педагогики, Российский государственный гуманитарный университет, Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского и др. Вместе с тем нет системных работ, посвященных истории методики фольклора в начальной школе. Фольклор и художественная литература, хоть и являются частью словесной культуры, во многом противопоставлены. Произведения устно-поэтического творчества генетически, структурно и функционально отличны от явлений литературно-художественного творчества. В силу своей специфики фольклор требует особых приемов организации его прочтения и анализа, следовательно, заслуживает отдельного разговора о методике его преподавания. Далеко не всегда в практике начальной школы чтение фольклора и литературы имело четкие разграничения. Появившаяся в XIX в. традиция предлагать изрядно адаптированные фольклорные тексты без указания имени обработчика прочно укоренилась в практике обучения чтению на многие десятилетия. Далеко не всегда фольклор был представлен в начальной школе во всем многообразии его жанров. Совершенно неоднозначной могла быть оценка образовательной ценности фольклора, определение его роли в жизни младшего школьника даже педагогами одного исторического периода. Наследие методики преподавания устно-поэтического творчества в начальной школе нуждается во внимательном рассмотрении с учетом специфики фольклора как искусства слова, имеющего мифопоэтическую синкретическую природу, как части повседневной стихийной игровой и словесной деятельности детей. Историю методики чтения устно-поэтических произведений мы старались увязывать с историей профессиональной подготовки учителя начальной школы, с этапами развития науки о фольклоре и отечественного образования в целом, с тенденциями в области культурной жизни России. В некоторых случаях мы прибегали к подробным примерам заданий из учебных книг, к цитированию программ и методических руководств, описанию иллюстративных материалов, чтобы читателю было легче воссоздать ту учебную обстановку, в которой проходили чтение и разбор фольклорных текстов.

Монография, за исключением главы 1, последовательно раскрывает наиболее актуальные вопросы методики преподавания фольклора в начальной школе в хронологическом порядке, что позволяет проследить основные этапы ее развития.

В главе 1 рассматривается устно-поэтическое творчество в системе народной педагогики, где оно было неотъемлемым компонентом той речевой и культурной среды, в которой жил и развивался ребенок. Здесь говорится о путях стихийного усвоения детьми устно-поэтических жанров, взаимоотношениях традиционного детского и взрослого фольклора, его мифопоэтической природе и специфике бытования. Это противопоставляет фольклор книжной культуре Древней Руси и лишает его возможности быть включенным в систему обучения чтению на протяжении длительного исторического отрезка. Произведения устно-поэтического творчества как одно из влиятельных средств народной педагогики оказывали существенное воспитательное и развивающее воздействие на детей, живших в крестьянской среде, в которой было создано и функционировало основное богатство традиционного фольклора. Народная педагогика, конечно, не имеет непосредственного отношения к методике, она не является наукой, но интересна тем, что «в устном народном творчестве отражается весь свод правил народной жизни, включая правила воспитания»[7], способы организации детского досуга. Ушли в прошлое традиции народной педагогики, но фольклор до сих пор остается важнейшим компонентом культуры детства, «все жанры детской литературы испытали и испытывают на себе влияние фольклора»[8]. Таким образом, фольклор во многом определяет читательские потребности ребенка, обусловливает взаимосвязь стихийно-игровой деятельности детей и первоначального обучения чтению, что для методики уже весьма существенно.

Во главе 2 устное народное творчество представлено в контексте российской культуры и образования XVIII – первой трети XIX в. Образовательные процессы рассматриваются на фоне постепенного зарождения общественного и научного интереса к фольклору, когда появляются его первые записи и публикации. Художественная литература сентиментализма и романтизма черпает из недр фольклора сюжеты, мотивы, образы. Для этого времени характерно опосредованное восприятие учениками фольклора и мифологии через произведения художественной литературы.

В главе 3 осмысливается педагогическое значение народного устно-поэтического творчества с середины XIX до начала XX в. в условиях активного развития фольклористики, отечественного образования, детской литературы. Сначала рассматривается ситуация 40-50-х годов XIX в. В это время происходит становление научной фольклористики, а устное народное творчество начинает постепенно включаться в курсы истории словесности для средних учебных заведений. Далее прослеживается отрезок 60-80-х годов – период включения фольклора в качестве учебного материала на начальной ступени образования. Подробно описывается вклад К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других известных писателей, педагогов и методистов того времени в рассматриваемую проблему. Заключительный раздел главы посвящен вариантам использования фольклора в начальной школе 90-х годов XIX – начала XX в. (до 1917 г.), отслеживаются задачи включения произведений фольклора в начальное образование, анализируется их жанровый состав. Вопросы методики рассматриваются в контексте историко-культурных процессов, имевших место в данный период.

Глава 4 посвящена вопросам введения произведений устно-поэтического творчества в учебники и программы начальной школы советского периода, специфике функционирования фольклорного материала в условиях советского объяснительного чтения. Глава включает три параграфа, посвященных специфике функционирования устно-поэтического материала в условиях единой трудовой школы 20-х годов, в системе советского объяснительного чтения 30-60-х и в структуре трех летнего начального образования 70-80-х годов XX в.

Заключительная глава монографии посвящена описанию новых путей преподавания фольклора, открытых в постсоветском образовательном пространстве начальной школы конца XX – начала XXI в. Анализируются разнообразные учебно-методические материалы по литературному чтению рубежа веков, отслеживаются, систематизируются инновационные технологии преподавания фольклора в начальной школе.

Таким образом, в монографии предпринята попытка систематизации и обобщения исторического наследия методики преподавания фольклора в начальной школе. Результаты исследования позволяют, с одной стороны, увидеть предпосылки современного состояния обучения чтению произведений устного народного творчества в методических трудах прошлого, а с другой – акцентировать внимание и на отрицательном опыте, который важно не повторить в современном образовании.