Гении – признанные и забытые…
…Трофим Денисович Лысенко, советский агроном и биолог, основатель мичуринской биологии, яровизации, других методов повышения урожайности, академик АН СССР… Одно из примечательных лиц эпохи Сталина-Хрущева. Рождение – 1898 г., с. Карловка, Полтавская область, крестьянская семья. Обучение в училище садоводства, фактически, во время Гражданской войны, затем – поступление в Киевский сельскохозяйственный институт, работа на селекционной станции. В 1923 г. – публикация первых статей. 1926 год – успехи по интродукции (от лат. introductio – «введение») определенных бобовых культур в Азербайджане. Женитьба на одной из практиканток. 1928 г. – открытие стадийности развития растений. Эта работа признается советскими (Вавилов Н. И. и другие), а также зарубежными учеными как выдающееся и даже «эпохальное». Если растение прошло одну фазу своего развития, даже в латентном (скрытом) виде, оно «запоминает» это, так сказать, «получает урок», и, при высевании, уже минуя эту стадию, созревает значительно быстрее. Нечто подобное замечалось учеными и ранее, однако именно Трофим Денисович разрабатывает методику массовой яровизации (его термин) семян сельскохозяйственных культур. Обычная пшеница, напомним, имеет две формы – яровую и озимую, различия эти кроются на генетическом уровне. Яровая менее урожайна, засевать ее можно только весной. Озимая высаживается осенью, частично прорастает, с наступлением холодов прекращает развитие, весной всходит, к началу лета уже колосится. Таков ее жизненный цикл. Как придать озимой форме свойства яровой, чтобы высевать ее весной, и так получать более высокий урожай? Лысенко находит ответ в методе предварительного «обучения» растений. Зерна заливаются водой, выдерживаются при температуре 0—5ºС или 10—12ºС, в зависимости от сорта, неделю-две, и, возможно, с едва наклюнушимися ростками, высеваются. Холод не допускает прорастания семян (хотя запускает «часы» неких внутренних процессов), поэтому зерно, обработанное таким образом зимой, можно хранить до весеннего посева.
Конец ознакомительного фрагмента.