Вы здесь

Воображариум. Маленькая книга о большом гипнозе. Принципы Мозга (А. А. Ланской)

Принципы Мозга

Модель сознания

Отражения иногда гораздо реальнее самих предметов.

American McGee’s Alice

Любое хорошее и интересное путешествие начинается с изучения той местности, куда вы хотите пойти. Надо знать, какие города попадутся на пути, где можно поесть и поспать, какие опасности и удовольствия ждут на пути.

Этим мы сейчас и займемся. Создадим набросок нашего Воображариума.

Его карту.


Помните, карта не есть территория.


Однако, дорогие друзья хочу вас сразу предупредить. То, что я сейчас буду вам рассказывать – это полная и абсолютная ересь. Чушь. Ложь.

Но вся эта ложь гораздо ближе к реальности, чем может показаться на первый взгляд.


Удивлены? Это хорошо!


Дело в том, что никто не знает, как на самом деле устроено сознание человека. НИКТО. Ведутся жаркие споры о том, есть ли оно вообще, а если есть, то что это такое?! Ноам Хомский в беседе с Лоуренсом Крауссом сказал прекрасную фразу: «Посмотрите, сколько написано книг о сознании. Сотни. Это говорит о том, что мы понятия не имеем, что это такое. Когда мы что-то знаем, нам не нужны сотни книг, спекулирующих о предмете.» Перевод вольный, но смысл именно такой.


Мы не знаем, что такое сознание.


Но каждый из нас, тем не менее, каждый момент им пользуется.


Это чем-то похоже на электричество. Никто, даже самые великие физики не знаю, что такое электрон или почему он вообще существует! Это просто наша модель. Но мы можем измерить некие эффекты того, что мы подразумеваем под электронами, у на есть рабочие модели для понимания, и мы используем электричество для множества дел. Когда-то электричество было магией для людей, удивляло и пугало. Теперь мы используем силу электричества как нечто обычное.


Изучение великого Гипноза, таинственного Воображариума мы начнем с игры.


Я попробую создать в вашем сознании образ, рабочую модель, этого самого сознания.

Рабочая потому, что во всем нашем путешествии и всех умопостроениях я буду опираться именно на нее. Модель – потому, что это всего лишь конструкт, идея, представление, которое не является реальностью, а только ее отображает. Моделирует.


Как вы поймете дальше, это вообще глобальное свойство сознания. Создавать модели и образы и жить в них словно так и есть на самом деле.


Сознание штука хитрая. С одной стороны, мы имеем непосредственный опыт переживания факта сознания. Мы себя осознаем, мы осознаем мир. С другой – мы ничего о сознании сказать не можем, и все, что у нас есть это только построения и спекуляции.

И таких построений великое множество. Все они бросают свет на какие-то аспекты сознания, его предполагаемые свойства, качества, возможности. И каждое новое построение часто отбрасывает все прошлые.


Я долго думал над тем, как же лучше преподнести всю эту тему. Пока думал, извел огромное количество виртуально бумаги, поставил пару личных рекордов по количеству напечатанных слов в час и создал пару хороших рассказов.


Но идей про то, как написать о сознании, так и не прибавилось.

Окей, сказал я себе. Так дело не пойдет. Пусть как само сознание расскажет мне как о нем рассказывать.

И пошел в транс. В смысле, гулять по приятному утреннему солнышку.

В какой-то момент я почувствовал, что решение задачи у меня есть. Я вернулся к себе домой, поднялся на второй этаж, где находится мое рабочее пространство, сел за компьютер…

И тут меня осенило.

Я даже рассмеялся, ведь так все было просто.

Я сидящий перед компьютером и есть прекрасная метафора для того, что такое сознание человека.


Эта метафора, эта модель отнюдь не идеальна, но с ее помощью можно много объяснить.


Что у нас есть первое в этой метафоре?

Это пользователь. То есть «Я», то есть «Вы», сидящий за компьютером.

Это позиция вашего настоящего, активного изначального Я. Можно назвать ее позицией активного сознания, или душой, Изначальным – как угодно. Мне нравится слово Пользователь. Это некая трансцендентная позиция, за пределами всех ограничений мира и сознания.


Это Воображариум. Я предупреждал о всяких диких идеях и полной ереси написанного;)


Важно заметить, что Пользователь не является самим компьютером. Более того, он иной природы, чем компьютер. Но он им пользуется, и он наполняет все действия компьютера смыслом. Именно он, Пользователь, этот компьютер создал, им управляет, настраивает и модифицирует.


Мы с вами можем быть актерами, режиссерами или зрителями нашей игры жизни. Так вот, Пользователь и есть тот самый Игрок, который перемещается между этими позициями. Он может стать кем угодно, произвольно вступая в любую роль или позицию. Но он к ней не сводим, он иной, чем любая роль.


Эта позиция нам важна, потому что именно к этому Пользователю мы и будем направлять все наши инструкции. Это не значит, что мы будем говорить: «Алло, алло, странный великий Наблюдатель, выйди на связь!». Нет, нет. Вы просто будете разговаривать с тем Ваней или Машей, которым не повезло стать вашим подопытным.


С той ролью, которую их Наблюдатель решил одеть.


Но ваши инструкции по управлению психическими процессами подразумевают, что есть кто-то, кто этими процессами может управлять. Кто находится вне всей сферы психического и физического.


Многие трансформационные техники позволяют привести человека к этой позиции Пользователя напрямую, дать опыт ее проживания. Это не тема этой нашего путешествия сейчас. Однако, может быть когда-нибудь мы с вами сходим и туда…


Теперь перейдем дальше.

Перед Пользователем есть Компьютер. Назовем его Органическим Компьютером. Этот Органический Компьютер работает по иным принципам, нежели ваш привычный железный компьютер. Он больше похож на организм, чем на машину. А иногда – на создаваемую Пользователем голограмму. Или на что-то еще. Он постоянно меняется, состоит из взаимовлияющих частей, не линеен, не сводим к своим частям и вообще всячески хаотичен.


Татьяна Черниговская дала прекрасны пример разницы между человеком и компьютером. «Когда вы садитесь в такси, вы можете сказать водителю: „Вон туда, немного не доезжая до того дома, чуть правее и потом где-нибудь рядом высадите“. И он вас поймет и довезет. Вы можете взять кулинарных рецепт где будет написано: „Добавить по вкусу и варить до готовности, слегка помешивая.“ И вы тоже приготовите прекрасное блюдо. Компьютер от таких инструкций сойдет с ума, он их просто не поймет, не сможет выполнить.»


У компьютера есть «программная часть» и есть «аппаратная часть».

Программная часть – это то, что мы привыкли называть психикой. Аппаратная – тело, мозг, все эти веселые нейрончики и мышцы.

Граница между этими частями очень условна. Можно сказать, что ее нет. Но одновременно она есть. Мы ее создали, мы ее выделяем для нашего удобства решения некоторых задач.


Такое разделение нужно далеко не всегда. Иногда оно даже вредно.


Для нашего удобства мы разделим всю программную часть организма сознания на несколько частей. Таких делений существует много, но мы не будем изобретать велосипед и для начала поделим психику на два больших раздела – сознательное и бессознательное.


Важно помнить базовый принцип: любое разделение виртуально, однако, когда вы назвали какие-то части и описали их действия и свойства, вы сможете их обнаружить в деятельности психики.


Итак, сознательное и бессознательное. Что это такое и в чем между ними принципиальная разница?


Представьте себе Пользователя, который сидит за компьютером. В каждый момент времени его внимание куда-то направлено. На открытые программы, но работу системы, выполняемые задачи, на себя самого – куда-то направлено.

Так вот все, что попадает в этот луч внимание мы назовем сознательной частью психики.

Все то что не попадает в это активное внимание внимание – бессознательным.


Мы, Пользователи, можем направлять луч нашего внимания как угодно, указывать, что попадает в наше сознательное внимание, а что – нет. Так пользователь компьютера может открывать разные программы, запускать процессы, выходить в Интернет, всячески перемещать свое внимание по рабочему пространству.


В традиционных подходах принято описывать сознательное и бессознательное как некие фиксированные области. Почему бы и нет, иногда такое описание удобно. Но мне больше нравится иной подход.

То, что мы воспринимаем как фиксированные области на самом деле есть лишь привычные конфигурации нашего внимания.


У каждого из нас есть привычные программы, с которыми мы работаем и те области компьютера, в которые мы никогда не залезаем. Есть такие места, программы и функции в нашем персональном компьютере, про существование которых мы даже не знаем!

Так и с человеком. У каждого из нас есть определенные конфигурации внимания, привычные режимы функционирования. У каждого они свои – и именно поэтому транс одного человека будет отличаться от транса другого человека – и есть какие общие области. Часть конфигурация внимания задается культурой, образованием, личным жизненным опытом. Часть приобретается привычкой и собственным желанием.


Вот так и получается, что какие-то области психики постоянно находятся в нашем внимании или легко туда попадают, а какие-то хрен туда вытянешь без всяких «шаманских танцев».


У среднестатистического человека западной культуры мы можем найти вот такие процессы, которые выведены в сознательную часть психики:

– аналитика,

– рационализация,

– кратковременная память

– сила воли.

Это далеко не все процессы, которые происходят в сознательной части, но весьма важная их часть. Мы можем произвольно расширять область сознательного, включая туда части, которые до этого находились в бессознательном. Или наоборот, сужать луч внимания, выводя в бессознательное, в фон, то, что до этого мы держали в сознании.


В бессознательном обычно лежат эмоции, разные субличности/это-состояния, «Я-образы», ценности и убеждения, управление работой тела и многое-многое другое. Как я уже сказал, мы можем сделать какие-то это элементы этой системы сознательными или бессознательными по собственному желанию.


Разобравшись с сознательным и бессознательным, давайте перейдем к дальнейшей дележке сознания.

Помимо областей сознательно или бессознательно – то есть разделения на то, куда у нас направлен луч внимания, мы можем выделить несколько слоев сознания.


Первый слой – это слой фигурных восприятий или предметов. Это те самые образы, которые вы создаете в своем сознании или которые там создаются под действие чего-то еще (чего и как – это мощный философский вопрос, и здесь мы его подробно рассматривать не будем)

Этот слой разделен на модальности восприятия.


Модальности – штука хитрая.

Подойдем к задаче образно.

Представим, что есть некий внешний мир. Это Реальность. Квантовый суп. Этот суп обрушивается на нашего Квантового Наблюдателя, который для того, чтобы мы могли в этом супе как-то существовать, превращает его в ту привычную Действительность, с которой мы знакомы.


Превращает или создает…


И первое что он делает, это разделяет все восприятие на несколько потоков.

На органы чувств человека обрушивается огромный массив электромагнитного спектра. Но мы воспринимаем лишь несколько частей всего этого огромного диапазона. Что-то мы воспринимаем как визуальную картинку, что-то как звуки, что-то как вибрации и ощущения. Это все единый спектр, но наше сознание кодирует его в разные модальности. А потом собирает это нам в единый образ Реальности, в котором мы живем.


Мы знаем несколько основных модальностей.

– визуальная

– аудиальная

– соматическая (кинестетическая)

– олфакторная

– вкусовая


Их на самом деле может быть больше, но у обычного городского человека западной культуры все остальные подавлены. И если мы и получаем какую-то информацию из других диапазонов спектра, то она переводится в привычные нам модальности.


Такой перевод всегда происходит с потерей смыслов и качества.


Второй слой – слой амодальных смыслов. Практически всегда он находится в нашем бессознательном, напрямую мы с ним работаем только в специальных практиках. Но именно слой смыслов является основой, фундаментом образно-предметного слоя.


Можно сказать, что образы и предметы разворачиваются из смыслов.


Подробно останавливаться на смыслах мы не будет, для нашего путешествия по Воображариуму они нам не понадобятся. Но знать о них полезно.


Теперь введем еще один элемент нашей психической активности.


Назовем его позицией.

Для простоты картины выделим две позиции. Внешняя – и мы воспринимаем некий образ как внешний по отношению к себе. Это и ест то, что называется Реальность или Внешний Мир. Стол, стул, компьютер – все эти восприятия существует только в вашем сознании, но критический фактор так настроил внимание, что вы воспринимаете все это как внешние объекты.


Почему? Потому что это чем-то вам полезно. Эти образы соотносятся с чем-то в Действительности, и восприятие их как внешних дает вам какие-то преимущества.


Иногда внешнюю позицию можно назвать проекцией.


Другая позиция – внутренняя. Такие образы воспринимаются как находящиеся внутри нас. Воображение, эмоции, мысли – все то, что мы называем «у нас в голове».


Позиция внутри можно назвать интроекцией.


Помним, что все эти образы находятся внутри нашего сознания. Мы лишь воспринимаем их как внешние или внутренние.


А создает и отвечает за это разделение его величество Критический Фактор.

Критический фактор

Мы с вами набросали карту сознания, разобрались со слоями, модальностями, сознательным и бессознательным.

Остался еще один важный элемент.


Критический фактор.


Для начала простой пример.


А.Л – Аня, посмотри пожалуйста сюда. Я держу в руках кружку. Предположим, что мы все с вами сейчас находимся в одном трансе, то есть наши фильтры восприятия настроены примерно одинаково относительно данной части реальности. Какого она цвета?

Анна – Белая.

А.Л – Белая, хорошо. Все согласны?

С.В – Да, все верно, подтверждаю и документирую. Кружка белая.

А.Л – Отлично. Что сейчас произошло? Я предоставил вам некоторый воспринимаемый вами объект и потом вербальный кусочек информации об этом объекте. Как только я сказал: «Кружка белая» внутри вас смысл данного утверждения прошел через процесс, который называется критическим фактором. Суть его в том, чтобы оценить эту информацию, присвоить ей определенные параметры внутри психики. Информация «кружка белая» прошла через данный фильтр и была определена как верная, так как она соответствовала тому, что вы восприняли ранее. Визуальный стимул кружки был соотнесен со смыслом «белый цвет». Эта информация сохранилась и потом была сопоставлена с моими словами «кружка белая.

Теперь представьте, что я говорю вам: «Кружка зеленая». Что происходит?

Анна – я знаю, что это неверно. Кружка же белая!

А.Л – Верно. Мысленно пройди этот процесс еще раз, замедлив его. Что произошло?

Анна – Когда ты говоришь «кружка зеленая», эта информация наталкивается во мне на стену. Твои слова не соответствуют моему восприятию. Я вижу, что кружка белая.

А.Л – Именно. Твой критический процесс сравнивает визуальный стимул с моими словами и дает этому оценку – «информация неверна».


Это и есть обычный режим работы критического фактора сознания. Но есть еще и трансовый режим работы…


Давайте вернемся к нашей компьютерной метафоре.

В ней критический фактор можно сравнить с файрволлом, который фильтрует все сообщения между компьютером и интернетом. Только в нашем случае этот процесс фильтрует не только коммуникацию с внешним миром, но и все внутренние образы и данные.


Он болтается где-то на границе сознательного и бессознательного, неуловимо присутствуя и там, и там. Его основная роль – выносить суждения и организовывать реальность вокруг нас. Критиковать и оценивать. Именно он управляет фильтрами восприятия, являясь одновременно одним из них. Критический фактор определяет, что мы воспринимаем как реальное, а что – нет, где память, а где вымысел, где яблоко вымышленное, а где – всего лишь образ в вашем сознании.

У детей этот процесс развит очень слабо, именно поэтому для них реальность и грезы могут быть практически неразличимы. Он есть, но действует на очень базовом, глубинном уровне.


Как и многие процессы в нашей психике, работа критического фактора сильно автоматизирована.


Работа гипнотизера как раз и начинается с перенастройки этого процесса. Но об этом позже.

Фильтры восприятия

ГипноКот махнул хвостом и все пространство вокруг преобразилось. Там, где только что были стены из массивных камней, вдруг раскинулись широкие зеленые поля, простирающиеся до самого горизонта.

Сам Кот тоже преобразился. Из призрачного домашнего любимца, который витал в воздухе, он превратился в огромного льва зебровой раскраски.

А.Л. – Похоже наш котик как раз и показывает, как легко можно менять Реальность. Он это умеет и любит.

Анна наклонилась и сорвала большой красный цветок. В ее руках он мгновенно превратился в бабочку и упорхнул.

Анна – Ой! Похоже тут ничему верить нельзя.

А.Л. – Я думаю, верить можно, но до определенной степени. ГипноКот ничего не делает зря, хотя многое может делать просто чтобы повеселиться.

С.В. – Думаешь, он хочет нам что-то показать?

А.Л. – Возможно. А вот интересно, как многие из вас заметили, что у нас над головой не небо, а море?

С.В. – это так необычно, что даже не удивляет.

А.Л. – Мне кажется, я понял, что нам хочет сказать ГипноКот. Держите. Это особые очки, только одев их вы сможете ориентироваться в этом мире.

Кристина – Теперь все такое… Обычное. Поле как поле. И цветы не превращаются в бабочек.

А.Л. – Потому что очки работают как фильтр восприятия. До этого мы воспринимали мир в его хаотичной версии, менее фильтрованной, чем сейчас. Нестабильной. Когда вы одели очки, мир стабилизировался.

Дело в том, что мы все окружены Реальностью, к которой у нас нет непосредственного доступа. Я называю это Квантовый Суп. Наше сознание взаимодействует с этим квантовым супом – а может даже и создает его, кто знает – и переводит хаос в Образ Реальности, с которым мы можем взаимодействовать.


На самом деле это очень важный пункт, который должен знать каждый, работающий с сознанием. Воспринимаемый образ реальности полностью виртуален. Он подобен интерфейсу, операционной системе, которая позволяет нам работать со всеми ноликами и единичками самой Действительности.

Но и тут все не просто. Мы не можем сознательно воспринимать все, что происходит вокруг нас. Поэтому в наше сознательное внимание попадает только малая часть происходящего вокруг.

Остальное воспринимается подсознательно. Вот кто, например, заметил сидящего на стене дракончика?


Дракончик выпустил струю пламени и переполз поближе к окну. Греться на солнце.


С.В. – у Карлоса Кастанеды было что-то про первое и второе внимание. Это как раз сюда?

А.Л. – Да. Мы можем соотнести первое внимание с сознательной частью, а второе внимание с бессознательной. Впрочем, любые подобные переносы из одной метафоры в другую всегда приводят к потере части смыслов и чреваты опасными искажениями.

Основная идея в том, что нам в сознательном внимании доступен лишь небольшой кусочек Реальности. Его можно расширять, используя разные техники работы с вниманием, менять его направленность. Но всегда будет что-то, что осталось вне его.

С.В. – Есть мнение, что и среди того, что мы воспринимаем, около 80 процентов является просто приблизительной оценкой, образом того, что должно быть, а не того, что есть. Нам мозг достраивает недостающие части восприятия. Во время саккадных движений глаз, к примеру, человек не может воспринимать визуальные стимулы, но тем не менее наше восприятие кажется непрерывным.

А.Л. – Тут нечего удивляться. Только я бы заменил мозг на сознание. Все-таки именно оно первично, мозг лишь его развертка на уровень тела. Наша сознание и не на такие трюки способно! Оно постоянно стремится экономить энергию. Поэтому если такой упрощенный способ восприятия работает и дает возможность выживать – он вполне подходит.

Анна – То есть наше восприятие показывает нам не то, что есть, пусть даже и в виртуальном варианте интерфейса, а то, что оно предполагает там должно быть?

А.Л. – Примерно так. Мы постоянно интерпретируем окружающую нас Действительность, сознательно воспринимая лишь небольшую ее часть. И воспринимаемый образ складывается на основе поступающих стимулов и наших собственных представлений, ожиданий и убеждений.

Анна – Прикольно.

А.Л. – Еще как. По сути, все мы постоянно живем в галлюцинациях. Когда вы соедините способность к реалистичным галлюцинациям с человеческой способностью рационализировать все происходящее, то вам станет понятно, что реальность – очень непрочная конструкция.

Реальность – очень непрочная конструкция

С.В. – А мы умудряемся помимо индивидуальной реальности иметь и некую Общую, разделяемую нами всеми – или большинством – реальность. Пространств, где наши индивидуальный образы пересекаются, и где мы можем взаимодействовать и общаться с другими людьми.

Кристина – Что такое Реальность на самом деле мы не имеем ни малейшего понятия!

А.Л. – Ни малейшего. Только идеи и модели, представления разной степени полезности. Слишком много фильтров стоит между нами. Можно сказать, что все, что в нас и с нами происходит, является своеобразным фильтром. Наша физиология, наши убеждения, ожидания, эмоции, состояния, ценности, интересы – все это фильтры. Что-то удаляется, что-то искажается.


Вы читаете эту книгу, ваше внимание направлено на буквы и на понимание написанного. Пока этот процесс идет, происходящее вокруг удаляется из вашего сознательного внимания, уходит в фон. Вы не обращаете внимание на звуки вокруг, на ощущения ваших ног или прикосновение одежды. Эти восприятия есть, но пока вы не обратили на них внимание, они были фоновыми, бессознательными.


Кристина – а можно ли убрать эти фильтры?

А.Л. – Вряд ли их можно убрать все, хотя не буду отрицать такую возможность. Просто я не знаю, как это сделать. Может ГипноКот знает. Но вот убрать часть фильтров, сменить одни на другие, перенастроить – все это можно.

Даже просто в трансе бывает так, что человек вдруг начинает лучше слышать, видеть, воспринимать. Гипноз помогает убрать стоявшие на пути восприятия фильтры и мир становится более насыщенным, полным, ярким.

Такое состояние можно специально тренировать и закреплять. Но об этом позже.

Теперь нам надо идти дальше в путь.

Принципы сознания

Каждый Проводник по Воображариуму должен знать 3 Основных Принципа Путешествий по Воображариуму. Запомните их как имя вашей подружки! А самое главное – представьте, что эти принципы действительно реальны :)


Так ли это на самом деле – сказать сложно. Может да, а может и нет. Но вот что интересно – когда принимаешь эти принципы и работаешь, словно они реальны, путешествовать по Воображариуму становится гораздо проще, легче и быстрее. Попробуйте!


Это вообще очень важное умение – принимать на веру и действовать «как если бы». Если вы серьезно занимаетесь психопратиками, гипнозом, любой коммуникацией, то очень советую этот прием освоить. Научитесь принимать любые установки, идеи и убеждения без критики, представьте, что они реальны и действуйте, как если бы это было так. Потом посмотрите на результат своих действий. Если вам нравится – оставьте принятую идею. Не нравится – замените на другую.


Принципов Сознания я вам дам всего 3.

1. То, что подсознательно ожидается, то и случается

Представьте – но ни в коем случае не верьте – что сознание, в особенности подсознание, напрямую создает все события и предметы в мире. Да, да, я знаю, что это звучит как всякая эзотерическая хрень, но тем не менее. Представьте, что это так. Что у вас есть в сознании супер-квантовый-голографический-транс-проектор (это во мне явно говорит писатель-фантаст. Плохой писатель-фантаст), который берет образы, мысли, ожидания и установки из подсознания и делает их реальностью.

Почему нам, гипнотизерам, это важно? Самая первая задача, которая перед вами стоит – создать в сознании партнера безусловное ожидание того, что с ним должно произойти. Как мы это делаем? Через воображение и эмоции! Подробнее на вопрос как я буду отвечать в другой части этой книги, а пока запомните: «Подсознательные ожидания сбываются!» и используйте это в своей работе.


2. Воображение сильнее силы воли

Пожалуй, это одно из ключевых правил для Воображариума. Логика и рациональное мышление всегда уступают силе воображения. Возьмем, для примера, любой страх. Страх темноты. Что происходит, когда человек боится? Он прокручивает у себя в сознании всякие образы-страшилки, в то время как во внешнем мире все спокойно и тихо. Страх возникает как реакция на внутренние образы. На воображение, на галлюцинации! И никакое количество логических аргументов не способно убрать страх сам по себе. Особенно если этот страх сильный. И наоборот. Изменение внутренних образов способно полностью поменять состояние человека даже в самой опасной ситуации.


3. Чем выше сознательное усилие, тем меньше подсознательная реакция

Подсознание парадоксально и прямым силовым напором его не взять. Более того, чем больше вы на него давите своим сознательным желание чего-то, тем меньше оно реагирует.

Хороший пример – бессонница. Чем сильнее вы будете пытаться уснуть, уговаривать себя уснуть, заставлять себя уснуть – тем хуже у вас получится. Зато, как только вы наплюете на свой сон и желание отдохнуть и просто отдадитесь потоку образов, расслабитесь или даже пойдете займетесь чем-то иным, то очень быстро уснете.

Это контритуитивный принцип. Мы привыкли продавливать все наших хотелки. Но с психикой так нельзя. Просто расслабьтесь, примите результат как должное – любой результат – и позвольте ему случиться.


Вот и все. Соблюдайте эти принципы, и гипноз станет легким, как выпить чашечку чая.

Что такое гипноз?

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха – толковый словарь.»

«Алиса в стране чудес»

Немного разобравшись с тем, что такое сознание и как оно работает, давайте попробуем понять, что такое гипноз.

Сначала плохая новость: единого и понятного определения гипноза не существует, так же как не существует и определения, и понимания что такое сознание. Есть даже мнения, и вполне обоснованные, что гипноза не существует вовсе!


Лучше всего эту полярность показывали на своих семинарах создатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бендлер. Один из них утверждал, что гипноза не существует, а другой – что все вокруг нас и есть гипноз.

И оба правы.


Вот вам целый список того, какие определения гипноза давали разные люди в разное время и в разных местах.


«Гипноз – это внушение»

Ипполит Бернхайм


«Сутью и источником гипноза является наведение ментальной абстракции или концентрации при которой вся мощь сознания направлена на одну идею или мысль. Все остальные идеи, мысли, образы и впечатления остаются вне сознания, не осознаются и не имеют никакого значения для внимания гипнотизируемого»

Джеймс Брейд


«Особое состояние внимания, в котором повышена восприимчивость к идеям и образам.»

Мильтон Эриксон


«Гипноз – это обход критического фактора и формирование направленного внимания.»

Дейв Элман


Может сложиться впечатление, что речь идет о совершенно разных феноменах. На самом деле, все эти определения верные, просто они затрагивают или отражают лишь отдельные аспекты или свойства гипноза.


Гипноз похож на прыжок с парашютом. Предположим, вы сами никогда не пробовали прыгать. Но хотите попробовать и вам очень любопытно заранее узнать все что только можно. Вы берете книги, читаете о том, как прыгать с парашютом, что надо делать. Погружаетесь в опыт других людей, воображаете себя на их месте. Каждый описывает свои ощущения по-разному.

Через какое-то время у вас в голове появляется ворох представлений о том, что такое прыжок с парашютом.

Потом вы прыгаете сами.

И понимаете, что все ваши представления были неверны, полностью или частично. Но, что самое интересное, вы также понимаете, что все то, что вы читали, все эти разные мнения и описания, действительно верно описывает прыжок с парашютом.

Но собрать все эти описания воедино вы можете только после своего собственного опыта.


Беря за основу каждое из этих определений, мы получим разные линейки техник и разные результаты. Именно так и образовались разные школы гипноза.


В нашем путешествии по Воображариуму я дам вам свое определение. Оно простое, емкое и достаточно непонятное, чтобы работать.


Гипноз – это активная работа воображения, создающая обход критического фактора сознания.


Выучите наизусть.

Это определение, как и любое другое, не абсолютно. Его можно оспорить. Но зачем? Оно отлично работает. Примите его как рабочее. Представьте, что оно реально, что так и есть. И вы получите отличные результаты.


А теперь разберем его немного подробнее.

Что такое критический фактор я рассказал в прошлом разделе. Что такое обход критического фактора? Это состояние (или настроение или процесс, смотря как смотреть), при котором вы воспринимаете нечто как реальность. Не критикуя, не обсуждая, не оценивая.


Для иллюстрации есть хорошая метафора.


Представьте себе, что ваше внушение – это человек, желающий попасть на закрытую вечеринку в элитный клуб. Но абы кого туда не пускают – на входе охрана, фейс-контроль, пускают только по приглашению.

Задача – попасть внутрь.

1 вариант – у вас есть приглашение. Вы приходите, и охрана вас пропускает. Это как идея, которая попадает под критерии реальности в картине мира человека. Это убедительный аргумент, который проходит через фильтр критического восприятия.

2. Вариант – вы пытаетесь пройти, притворившись кем-то, у кого приглашение есть. Вас могут раскрыть, а могут и пропустить. Это модель скрытого внушения, когда образ маскируется под что-то, что человек готов принять.

3 вариант – вы начинаете искать обходные пути в клуб, черный вход. Это уже зона гипнотического воздействия. Вы ищите каналы восприятия, которые плохо охраняются, и проходите через них. Именно так воздействует на людей музыка.

4. Вариант – вы подкупаете охрану или чем-то ее отвлекаете. Это гипноз – вы отодвинули критику, проскользнули внутрь. Охрана не уничтожалась, но она занята другим и пропустила вас внутрь.


А что такое активная работа воображения я думаю объяснять не нужно. Но именно это и будет нашим инструментом в обходе критического фактора, нашей дорожкой в гипноз.


Разобрались. Отлично. И ничего не понятно))

Со словами всегда так, они больше запутывают.


Вот вам пример.


Когда-то давно искал тренер по боксу себе нового ученика. Тренер был хороший и к нему хотели попасть многие. А взять он мог только одного.

И придумал тогда тренер испытание.

Собрал он трех самых достойных претендентов у себя в зале. Построил их. И положил между ними и собой веревку длинной два метра.

– Вы все здесь хорошие бойцы, – сказал тренер. – Но есть у меня для вас последнее испытание. На полу перед вами лежит веревочка. Я хочу, чтобы вы представили, что эта веревка натянута над огромной пропастью в горах. Вы даже не видите внизу дна, только слышите, как там шумит злая горная река. Вокруг вас сильный ветер, который мешает вам идти.

Тренер замолчал, внимательно глядя на лица удивленных бойцов.

– Представьте это. И пройдите по этой веревочке.

Пошел первый боец. Он был самый сильный из троих, его тело было покрыто шрамами многих битв. Он смеясь шел по веревке, не смотря на нее. Его ноги не всегда наступали на веревку и касались пола, но он не обращал на это внимания

– Это просто веревка на полу, Учитель. Каждый может пройти по ней.

Учитель кивнул.

Пошел второй боец. Он был внимателен и осторожен, но тоже быстро прошел веревку, ни разу не коснувшись пола ногами. Лицо его было спокойно и безмятежно.

Учитель кивнул.

Теперь настала очередь третьего бойцы.

Когда он подошел к веревке, его дыхание стало резким и быстрым. Он оглянулся по сторонам и поежился, словно стоял на пронизывающем ветру. Осторожно потрогал веревку ногой, словно проверяя на прочность. Потом раскинул руки и пошел.

Его шатало из стороны в сторону, и несколько раз он едва не оступился, опасно стоя на одной ноге. По его лицу катились капли пота размером с виноград. Он шел долго, каждый шаг давался ему с трудом.

Перейдя веревку, он встал рядом с учителем, тяжело дыша.

– я прошел веревку над пропастью, Учитель.

Учитель улыбнулся.

– Верно. Тебя я и выбираю моим учеником.


Гипноз – это тот момент, когда третий боец принял лежащую на полу веревку за висящую над пропастью. Когда он вместо образа «так, это просто веревка, которая лежит на полу» сделал своей реальностью «веревка, лежащая над пропастью».


Активно вообразил, вжился в образ. Притворился. Но притворился по-настоящему.

Эта тонкая грань и есть гипноз. Мы еще будем много раз к нему возвращаться с разных сторон, чтобы через примеры и упражнения дать вам понимание этого явления.


И умение им пользоваться.


Теперь введем еще одно полезное понятие.

ДОС

«Если разом осушить бутылку с пометкой „яд“, то рано или поздно, почти наверняка, почувствуешь легкое недомогание.»

Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране Чудес»

А когда вы нам объясните, что такое внушение? – спросит иной читатель.

Внушение и гипноз привычно идут рука об руку. Многие даже спорят о том, что такое внушение, бывает ли внушение без гипноза и гипноз без внушений.


Все это интересно, но, по большей части, бесполезно.


Я не люблю слово внушение. Оно создает неправильный образ, вводит человека в негативный транс.

В русском языке словно «внушение» предполагает пассивное, даже неосознанное принятие некой команды, идеи, установки. «Мне внушили», «Я ему внушил» – такие фразы подразумевают влияние одного человека на другого, возможность скрытого или насильственного «внедрения» установок и идей в сознание другого человека.

Английское suggestion немного мягче и смеет скорее значение «инструкция», «предложение» или «команда».


Мне больше нравится слово Образ. Именно образ и есть то, с чем мы работаем в Воображариуме.


Однако образ сам по себе не обладает особой силой. Но вот когда он превращается в Действующий Образ…


Этот термин придумал не я. Его ввел гениальный врач-психиатр, писатель и психотерапевт Владимир Львович Леви.

Именно Действующий Образ События, он же ДОС, является сутью всего, что делают гипнотизеры, а также маги, колдуны, волшебники, артисты, музыканты, писатели.


Что это такое.

Состоит он из трех компонентов.

Действующий – оказывающий влияние на вероятность События – уменьшая или увеличивая. Обратите внимание, не создающий или убирающий, а именно оказывающий влияние на вероятность. Весь гипноз работает именно с вероятностями. Именно слово «Действующий» соотносится с обходом критического фактора, тем важным шагом, что превращает просто образы воображения в реальность.

Образ – наше внутреннее представление чего-либо. Предмета, события, действия. Может иметь самые разные формы, от образно-визуальных, до словесных, от музыки, до абстрактных символов. Образ может быть любым, главное, чтобы он работал для конкретного пользователя. Простой или сложный, осознанный или не очень, внутренний или представленный как что-то внешнее.

Событие – все что происходило, происходит или может происходить. Любая вещь, событие, ситуация. Болезнь, здоровье, жизнь и смерть, написание книги, настроение и состояние.


Любое внушение и самовнушение есть ДОС. Любое действие которые мы хотим, чтобы наш клиент или мы сами совершили, требует ДОС. Все эти «представьте, что ваши руки склеены» или «представьте, что вы погружаетесь на милю в океан» – это все наши попытки создать в другом человеке определенный Действующий Образ События.


Можно создавать и образы Реальности или образы состояния – что угодно.


Прошу заметить, что первое слово – Действующий – по сути и есть наш Гипноз. То, что становится реальным для человека, что вызывает реакцию. А Образ события – это привычное всем внушение.

Соединяясь вместе мы получаем ДОС.


По-моему, это прекрасный термин. Емкий, понятный, удобный и применимый. Спасибо Владимиру Львовичу.

Пример

Кристина – Неужели все так просто? Активное воображение и никаких трюков?

А.Л. – Трюк в том, чтобы перевести воображение в ДОС. Хотите пример?

С.В. – Спрашиваешь!

А.Л. – Аня, давай покажу на тебе. Вставай рядом со мной. Готова? Согласна на пару минут гипноза?

Анна – Готова!

А.Л. – Правильный ответ и правильный настрой! Тогда закрой глаза и слушай меня внимательно. Сейчас я попрошу тебя кое-что сделать. Это очень просто, даже никакого гипноза не надо. Я хочу, чтобы ты сделала кое-что, что у тебя очень хорошо получалось, когда ты была маленькой девочкой. Я попрошу тебя притвориться. Помнишь, как легко и весело это получалось в детстве?

Анна – Еще как!

А.Л. – Прекрасно, замечательно. Тогда притворись со всей силой маленькой девочки, что твои глаза не просто закрыты, они склеены, крепко-накрепко закрыты. Так, что никакая сила не может их открыть. Это все, что тебе надо сделать.

Анна – Ага, сделала.

А.Л. – Хорошо, умничка. Продолжай притворяться пока я не попрошу прекратить. Чтобы ты ни сделала или сказала, как бы сильно не попыталась – ты не можешь глаза. И пока ты это делаешь, я немного поработаю у тебя на правой рук. Ты можешь чувствовать, что я тебя трогаю за руку, ты знаешь, я здесь. И пока ты продолжаешь притворяться сейчас – и у тебя отлично получается! – пока ты притворяешься со всей силой, что твои глаза не могут открыться, ничего из того, что я делаю на твоей правой руке не может тебя побеспокоить или создать дискомфорт. Ты просто будешь знать и чувствовать, что я трогаю твою правую руку. Просто продолжай притворяться.

А.Л сильно щипает ее за руку. Лицо Анны спокойно.

А.Л.Теперь мы смыли суперклей, и ты можешь открыть глаза! Как ты себя чувствуешь? Ты чувствовала, как я касался твоей руки?

Анна – Чувствую хорошо. Да, чувствовала.

А.Л. – Какие были ощущения?

Анна – Легкое давление и все.

А.Л. – Легкое давление и все… Хорошо, Посмотри на свою руку.

Анна – Ого! Такой след, должно было быть весьма больно!

А.Л. – Но ты была в трансе и просто почувствовала давление. Умничка! Для такой анальгезии нужен весьма глубокий транс. И мы его получили, причем за минуты. И я даже ни разу не сказал «расслабься» или «гипноз»

Когда я сказал про притворись – это был обход критического фактора. И потом было внушения про то, что я буду работать тут на твоей руке и ты ничего не почувствуешь. Обратите внимание на слова. Ничего не потревожит тебя. Я создаю в ее воображении нужный Образ.

С.В. – Это действительно просто и очень впечатляет. Можно и самим так делать?

А.Л. – Можно, если себе доверяешь и воображение хорошее. С партнером проще.

Кристина – А если возникают сомнения, неуверенность?

А.Л. – Чем меньше сомнений и чем сильнее вера в создаваемый образ – тем лучше. Но я заметил такую штуку. При сильном, ярком образе даже сомнение не может перебороть воображение. Сомнение остается на сознательном уровне, а воображение действует глубже. Но это при действительно живых образах. Для большинства нужна полная уверенность в предлагаемых образах-внушениях. Доверие гипнотизеру и отсутствие страха.

Естественно возникающие трансовые состояния

«Алиса, ты не кошка, тебе уготована только одна жизнь! Пожалуйста, будь аккуратнее с этим большим ножом!»

Alice: Madness Returns

Иногда кажется, что транс это какое-то особое, отдельное состояние человека, сильно отличающееся от обычного. Многие люди, даже сами гипнотизеры, подсознательно ожидают от трансового опыта всякой «магии» и спецэффектов.

На деле же, транс так же обычен, как и любое другое состояние человека.

Конечно, с помощью гипноза можно прийти к весьма необычным переживаниям, порой разрушающим привычную картинку реальности. Но это крайние части спектра трансовый состояний. Большинство работы проходит в гораздо менее «ярких» областях.

Транс, в той или иной форме, пронизывает нашу жизнь на всех уровнях.


Представьте себе следующую ситуацию. Вы читаете увлекательную книгу. Возможно это новый роман любимого вами автора или что-то хорошо знакомое что вы с удовольствием перечитываете. Вы удобно устроились и полностью погрузились в вымышленный мир книги. Вы читаете легко и совершенно не замечаете времени. Вы неожиданно понимаете, что вас окликают. Вы выныриваете из книги и обнаруживаете, что вас уже давно зовут. Вы даже не заметили… бросаете взгляд на часы – прошло уже много времени, а вам казалось, что вы только что сели читать…


Знакомо такое переживание? Хорошая книга, интересный фильм, эмоциональная музыка – все это вводит человека в своеобразный транс. Более того, без транса, без того самого «погружения» в мир фильма или книги пропадает все очарование, магия чтения или просмотра.


Без транса невозможен даже секс. Все удовольствие, которое мы получаем от этого простенького процесса, создается у нас в голове.


Транс окружает нас повсюду, незримо присутствует в каждом моменте жизни. Посмотрите на лица людей в метро – они погружены в себя, в свои мысли. Как часто вам случалось так задуматься, что вы пропускали свою станцию или неожиданно понимали, что не знаете куда сейчас едете?

Еще один распространенный спонтанный транс – вождение автомобиля, особенно длительная однообразная поездка. Километр за километром, одинаковая дорога, бежит полоса, ровно гудит мотор. В такие моменты легко задуматься о чем-то, глубоко уйти в свои мысли. Тело в это время под чутким контролем подсознания будет вести машину, нажимать, когда это требуется, на газ или тормоз, переключать передачи, следить за ситуацией на дороге. В таком состоянии можно совсем потерять счет времени – а это один из самых распространенных гипнофеноменов.

Сами гипнофеномены, даже самые сложные, вроде галлюцинаций или амнезии, тоже часто встречаются в нашей повседневности. Как часто вам приходилось искать ключи, которые оказывается все это время лежали у вас перед глазами или – и такое бывает – были зажаты у вас в руках? А ситуация, когда вы чего-то ждете и время тянется словно тугая резина, вам кажется, что уже прошло полчаса, проверяете – пробежало всего пять минут? Обратное тоже случается часто. Интересная книга, фильм или разговор могут сжать наше восприятие времени до считанных минут.

Так же сильные искажения восприятия времени возникают в стрессовой ситуации. Попадавшие в аварию или опасную для жизни ситуацию часто рассказывают, как мир вокруг замирал, все двигалось словно в замедленной съемке. Так что очевидно, что даже в кажущейся нам непрерывной реальности наше восприятие проделывает самые разные фокусы.

Многие люди, впервые прошедшие через формальное наведение транса, удивляются, что не почувствовали ничего особенного. Иногда это даже может стать проблемой для гипнотизера. Клиент просто не ощущал ничего необычного во время трансовой работы и думает, что в трансе он не был. Для того, чтобы избежать такой ситуации во время гипносессий иногда применяют специальные приемы. Это гипнофеномены, которые вы вызываете специально чтобы клиент прочувствовал всю необычность происходящего. Чаще всего для этого используется техники из сценического гипноза, что-то эффектное и вне привычного опыта человека. Подробнее таких приемов мы коснемся в соответствующем разделе.


У меня есть своя теория, почему люди так плохо опознают трансовые состояния.

Для того, чтобы что-то опознать, необходимо несколько условий.

Первое – представление о своем состоянии в конкретный момент времени. Так как наше восприятие цельно и непрерывно, то без специальной тренировки оценить тонкости своего состояния бывает весьма непросто. Люди просто не знают, куда направить свое внимание.

Второе – умение замечать изменения в состоянии. Это отдельный навык, который невозможен без соблюдения первого условия. Он требует особой позиции внутри себя, из которой возможно наблюдение за всеми возникающими переменами в теле и психике. Такая позиция предполагаем умение удерживать знание о прошлых состояниях и умение отличать их друг от друга.


Хороший пример – опьянение. Пьяный человек часто считает себя совершенно нормальным, адекватным и трезвым. Для него самого, изнутри собственного восприятия, так оно и есть! Однако для всех окружающих очевидно, что он ошибается. Почему так происходит? У пьяного человека нет возможности сравнить свое состояние сейчас – когда он пьян – с прошлым состоянием – когда он был трезв. Навыка отслеживания своего состояния у него тоже, как правило, нет. Поэтому и адекватная оценка собственного состояния невозможна.


Именно поэтому очень трудно оценить глубину транса, да и само его наличие, «изнутри». Это требует специальной тренировки внимания.


Транс – состояние естественное. Возникает он постоянно, в разных формах и разной конфигурации.

Вот вам небольшой списочек повседневно возникающих трансовых феноменов:


Амнезия – когда вышел из дома и забыл, выключил ли воду, закрыл ли дверь. Едете на машине и не можете вспомнить как проехали последние 50 км дороги

Негативные галлюцинации – ищите ключи, которые лежат прям у вас перед глазами.


Искажение времени – вы заняты чем-то интересным, увлекательным. В таком состоянии может пройти несколько часов, а вы и не заметите. Другой пример – в экстренных ситуациях время словно затормаживается, замедляется.

Трансовая идентификация, перенос границ личности – В кино или играя в компьютерные игры мы можем глубоко входить в виртуальный мир, ассоциироваться с происходящим, переживать вместе с героями. Мы будем уклоняться от нападающих монстров, чувствовать ощущение падения, когда падает герой в игре, испытывать эмоции от происходящего в вымышленном мире.

Негативные галлюцинации – сильно занятый и увлеченный человек может не замечать, как его зовут, отключать из своего внимания самые сильные раздражители. Даже чувство боли может приходить не сразу, если внимание привлечено к чему-то еще.

Якорь в действии, регрессия. – Слыша песню из детства или знакомый запах, связанный с ярким моментом вашей биографии, вы словно возвращаетесь туда снова, переживаете событие заново.

Смена субличностей – если внимательно понаблюдать за поведением, то можно заметить, что в разное время и при разных обстоятельствах в нас словно действуют разные люди. В понедельник утром на работе и в пятницу вечером дома мы совсем разные.

Возрастная прогрессия – мы может настолько ярко и четко представить себе какие-то будущие, еще не случившиеся события, что словно переживаем их. Испытываем эмоции, наблюдаем детали. Моделируем будущее.

Это лишь малая часть. Понаблюдайте за собой, и вы найдете еще много примеров.

Роль гипнотизера в процессе гипноза

Давайте сразу уясним для себя один простой факт. Весь гипноз – это самогипноз.


Это очень полезная установка. Даже если она не верна.


Гипнотизер просто проводник, который своими указаниями-внушениями, помогает другому человеку изменить работу психики, запустить одни процессы и пригасить другие. Гипнотизер просто проводит другого человека в транс, помогает ему пройти туда, куда тому хочется.


Можно ли самому войти в такое состояние? Абсолютно. Как я уже говорил, это всего лишь навык и при должной тренировке каждый может без проблем вызывать любые трансовые феномены, погружаться в транс любой глубины.

С внешним партнером гулять по Воображариуму проще, чем самому. Но все лишь вопрос навыка, терпения и желания.


Весь гипноз – это самогипноз.


Вы ведете партнера по незнакомой для него местности. Вы знаете маршрут, как куда лучше попасть, какие опасности есть на пути. Вы идете первым, своими словами направляя вашего партнера. Вы не можете идти за него или заставить его идти силой. Он должен добровольно согласиться пойти вместе с вами и выполнять ваши инструкции.


Путник может отказаться слушаться проводника, так и гипнотизируемый может отказаться следовать внушениям гипнотизера.

Путник может бояться идти по незнакомой местности, не доверять указаниям проводника или своим способностям. Либо он просто не знает, как правильно выполнять команды проводника.

А иногда путник просто не может пройти маршрут сейчас. Как я уже много раз говорил, гипнотические феномены, гипнабельность, транс – все это активные навыки. Навыки эти есть у каждого, но некоторые из них требуют дополнительной тренировки, развития. Кто-то может создавать реалистичные визуальные галлюцинации, кому-то эту способность надо развивать.

Вы только проводник

Лестные слова часто вынуждают людей действовать.

American McGee’s Alice

Гипнотизер как тренер, помогает партнеру выйти из того транса, в котором клиент находиться обычно, и перейти в другой.


Отсюда идет еще одни важный вывод. Все люди гипнабельны.


Заменим слово «гипноз» на слово «воображение». И что мы увидим? Воображение есть у всех людей. Все им пользуются, кто-то виртуозно, кто-то – как попало. Воображение – это навык, его можно развивать, усиливать, ему можно обучать. Возможности такого развития безграничны, было бы желание.


Возвращаем на место «воображения» «гипноз» и получаем что? Правильно. Гипнабельны абсолютно все. Точка.


Более того, каждый человек может испытать любой гипнотический феномен и войти в самое глубокое трансовое состояние.


Ключевое слово – может.


Это не значит, что так произойдет. В играх с чужим воображением вы обнаружите, что есть люди, которым гипноз дается легко, есть те, которым требуется чуть больше времени или обучения.

Гипноз – это навык воображения. У каждого он свой и у каждого он может быть развит и улучшен.


Мы рассматривали внушение как процесс создания внутренних Образов – реальности, действия, эмоций. Такой Образ может прийти извне – от слов другого человека, от текста, от музыки. А может возникнуть изнутри, от самого человека – это уже самовнушение. Это всегда активный процесс, хотя и не всегда осознаваемый и контролируемый.


Любой гипноз – это самогипноз.


Сюда хорошо подойдет цитата из Дейва Элмана:


Когда человек отвергает гипноз, это просто означает, что он не хочет отключать свой критический фактор, делая невозможным формирование выборочного внимания. Это не означает, что он не может быть загипнотизирован или не будет загипнотизирован, это просто означает, что он не следует вашими инструкциям. Если он следует правильным инструкциям, гипноз так же возможен для него, как и для всех остальных.


Выборочное внимание – это когда вы верите во что-то всем своим сердцем. Как пример, если вы верите в то, что не испытаете боли, то вы не испытаете боли. Дайте малейшему сомнению появиться, и выборочное внимание исчезает, критическое мышление больше не отключено. Страх вызывает защитную реакцию, которая включает критическое мышление.

Чаепитие Второе

Анна – Какая-то странная получилась Карта Сознания. Не похожая на те, что дают в учебниках по психологии.

А.Л. – Психология, медицина, философия… Каждая дисциплина «нарезает» человека по-своему. Модель Сознания в гипнозе не является более истинной, чем в других дисциплинах. Она просто дает те точки воздействия, которые нам нужны.

Анна – То есть, любое описание всегда ложно?

А.Л. – Описание всегда лишь описание. В НЛП ввели удобное понятие «карта». Есть карта и есть территория. Карта не есть территория, она лишь отображение, модель, схема Территории. Территория одна, Карт Территории – много и у каждого она своя. Есть карты функциональные, удобные. Есть нерабочие или даже вредные. Глубокий транс как раз и позволяет выйти в позицию, где нарезка Реальности минимальна или отсутствует вообще. В территорию вне карт. Но это особая практика.

Кристина – Получается, что есть Действительность, Реальность и Карта Реальности?

А.Л. – Можно и так сказать. Это тоже «нарезка», тоже просто модель. Есть некая Действительность, которую мы не можем воспринимать непосредственно. Мы ее воспринимаем через череду фильтров, обусловленных нашим сознанием и физиологией. Так из Действительности мы получаем Реальность. Но потом мы применяем еще один набор фильтров, получая из Реальности ее Описание. Или Карту.

Мимо важно прошел ГипноКот, а за ним шла ровная стена приятного летнего дождика.

А.Л. – Что-то Котик расшалился… Ну да ладно, работаем с чем есть. Посмотрите, девочки, вокруг. Вот падают капли дождя, вот поверхность пруда, лужа под нашими ногами. Мы с вами в нашем опыте и восприятии можем выделить эти объекты как отдельные элементы. Мы их называем, выделяем из общего однородного фона. Но теперь охватите вниманием все поле зрения сразу. Лужа не существует как отдельный объект, сама по себе. Мы не можем сказать – вот есть лужа, а вот все остальное. Она часть целого, и с некоторых точек зрения мы можем рассматривать ее в составе всего тротуара, или рассматривать всю воду в парке. Капли дождя или дождь? Где кончается дождь и начинается воздух? Мы можем делать такие разделения в нашем языке, которые в свою очередь создает их в нашем восприятии и опыте. Но мы так же можем сказать, что всего этого не существует на самом деле.

Это просто наша Карта. Наше Описание.

Это не значит, что дождя нет. Просто есть точка зрения, с которой он есть. Позиция, как я ее называю. И если мы выделим пруд из всего остального фона, сделаем его объектом, то мы можем что-то с ним делать, менять, использовать.

ГипноКот – Сейчас дождик прольется тебе на голову и тогда посмотрим, какова твоя позиция!

То же самое и с психикой, только с поправкой на еще больший хаос и подвижность. Мы можем выделить какие-то части в психике – например сознание и бессознательное – и успешно с ними работать, наблюдать их проявления, описывать свойства. Но при этом надо понимать, что это лишь деление на уровне нашего восприятия, а не что-то, что «есть на самом деле». Мы можем убрать эти деления и выбрать другие, более подходящие нашей задаче. Можем компоновать разные модели.


Анна задумалась.