Вы здесь

Вольный град. Полемические заметки о политике, демократии и русском патриотизме в 2 частях. Часть 2. Распределенный интеллект (Дмитрий Герасимов)

Распределенный интеллект

Говоря о несовместимости православных ценностей с мировыми и угрозе, исходящей от них западной цивилизации4, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт тем самым в очередной раз напомнил о существовании некоторых весьма важных отличий, характеризующих собой коллективное мышление европейцев.

Как представляется, отличия эти могут быть сведены всего к двум моментам, из которых вытекают все прочие. А именно, Европа («Запад») принципиально отличается от неевропы, и в частности Орды (если воспользоваться еще чаадаевской дилеммой «что в нас не так? и почему мы не они?»), наличием – (а) распределенного интеллекта и (б) неразрывно связанной с ним самоорганизации, способной возникнуть и развиваться только в рамках распределенного интеллекта.

В самых общих чертах, распределенный интеллект, distributed intelligence (РИ, «Великий Анонимус») – это согласованная, одновременная (симультанная) работа множества функционально различающихся (специализирующихся) интеллектов, предполагающая наличие как самостоятельности (конкуренции), так и очень тесных связей между индивидами (их взаимозаменяемости). Метафизически (нравственно и религиозно) – это плюриверсум в противоположность универсуму (многоначалие, сущностное многообразие мира, Ален де Бенуа, 1981), социально и политически – полиархия (соревнование между центрами силы в границах заданных правил, Роберт даль, 2003), в равной мере составляющие сущность европейской цивилизации и европейского («западного») мышления со времен античности и средних веков.

Без РИ (англ. – DI) не имеют смысла и не работают (оставаясь внешней имитацией) ни разделение властей, ни разделение элит (конкурирующих между собой в борьбе за голоса избирателей, Йозеф Шумпетер, 1995). РИ создает и согласовывает между собой одновременную работу различных центров силы, коалиция которых, или селекторат (элиты), о котором говорит Н. С. Розов (2008)5 вслед за Буэно де Мескита, Бесли и Кудамацу, формирует западное общество. Именно РИ (через создание коалиции центров силы) обеспечивает нормальное функционирование коллегиально разделенной власти (КРВ, Рэндалл Коллинз, 1999), принципиально отличающейся от ордынского («восточно-азиатского», подавляющего и концентрирующего внутри себя, даже при наличии «совещательных» институтов) типа власти, в том числе и за пределами привычных форм демократии – в авторитарных доконституционных монархических правлениях Европы, современных автократиях, обеспечивающих эффективное развитие на переходный период.

Постепенное разделение старых и создание (творческое «обнаружение») новых функций с все нарастающей в объемах передачей части «ума» агентам, действующим вполне самостоятельно и одновременно с другими (тем самым увеличивая объем «рабочей памяти», в единицах которой измеряется всякий интеллект вообще – от муравья до человека, всякой «материи» вообще), позволяет на конечной стадии процесса получать более качественный продукт, способный к дальнейшему изменению и развитию. Отсюда такие необходимые свойства РИ как постоянная открытость и незавершенность образующих его процессов. Именно благодаря РИ и в его границах увеличивается степень социальной свободы (и связанной с ней социальной ответственности) как отдельных индивидов, так и общества в целом.

Свое законченное выражение РИ находит в современной компьютерной технологии, искусственном интеллекте и Сети, которые обратным образом воздействуют на ментальные (в том числе психические) механизмы современного общества, технически, «инструментально» подводя последнее к наиболее полному осуществлению в социальной действительности распределенной модели разума, а следовательно, и к максимально возможному увеличению наличного уровня общественной самоорганизации.

Наконец, именно РИ, будучи наиболее развитой формой социального интеллекта и интеллекта вообще, создает конкурентные (адекватные устройству мира, природы и эволюции человеческого мозга) преимущества западной цивилизации, не оставляя шансов иным формам общественной организации, встраивая их в свои собственные «распределенные», т.е. плюралистические (не иерархически организованные) ментально-психические структуры, приводящие их к неизбежной трансформации или же полной аннигиляции.

8.05.2014