Вы здесь

Вологодчина в русском фольклоре. Сказки (Н. В. Уваров, 2014)

Сказки

Сказка об Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

Ершишко-кропачишко, ершишко-пагубнишко склался на дровнишки со своим маленьким ребятишкам; пошёл он в Кам-реку, из Кам-реки в Трос-реку, из Трос-реки в Кубенское озеро, из Кубенского озера в Ростовское озеро и в этом озере выпросился остаться одну ночку; от одной ночки две ночки, от двух ночек две недели, от двух недель два месяца, от двух месяцев два года, а от двух годов жил тридцать лет. Стал он по всему озеру похаживать, мелкую и крупную рыбу под добило подкалывать. Тогда мелкая и крупная рыба собралась во един круг и стали выбирать себе судью праведную, рыбу-сом с большим усом: «Будь ты, – говорят, – нашим судьей».

Сом послал за ершом – добрым человеком и говорит: «Ёрш, добрый человек! Почему ты нашим озером завладел?» – «Потому, – говорит, – я вашим озером завладел, что ваше озеро Ростовское горело снизу и до верху, с Петрова дня и до Ильина дня, выгорело оно снизу и доверху и запустело». – «Ни вовек, – говорит рыба-сом, – наше озеро не гарывало! Есть ли у тебя в том свидетели, московские крепости, письменные грамоты?» – «Есть у меня в том свидетели и московские крепости, письменные грамоты: сорога-рыба на пожаре была, глаза запалила, и поныне у неё красны».

И посылает сом-рыба за сорогой-рыбой. Стрелец-боец, карась-палач, две горсти мелких молей, туда же понятых, зовут сорогу-рыбу: «Сорога-рыба! Зовёт тебя рыба-сом с большим усом пред своё величество». Сорога-рыба, не дошедши, рыба-сом, кланялись. И говорит ей сом: «Здравствуй, сорога-рыба, вдова честная! Гарывало ли наше озеро Ростовское с Петрова дня до Ильина дня?» – «Ни вовек-то, – говорит сорога-рыба, – не гарывало наше озеро!» Говорит сом-рыба: «Слышишь, ёрш, доб рый человек! Сорога-рыба в глаза обвинила». А сорога тут же примолвила: «Кто ерша знает да ведает, тот без хлеба обедает!»

Ёрш не унывает, на бога уповает: «Есть же у меня, – говорит, – в том свидетели и московские крепости, письменные грамоты: окунь-рыба на пожаре был, головёшек носил, и поныне у него крылья красны». Стрелец-боец, карась-палач, две горсти мелких молей, туда же понятых, приходят и говорят: «Окунь-рыба! Зовёт тебя рыба-сом с большим усом пред своё величество». И приходит окунь-рыба. Говорит ему сом-рыба: «Скажи, окунь-рыба, гарывало ли наше озеро Ростовское с Петрова дня до Ильина дня?» – «Ни вовек-то, – говорит, – наше озеро не гарывало! Кто ерша знает да ведает, тот без хлеба обедает!»

Ёрш не унывает, на бога уповает, говорит сом-рыбе: «Есть же у меня в том свидетели и московские крепости, письменные грамоты: щука-рыба, вдова честная, притом не мотыга, скажет истинную правду. Она на пожаре была, головёшки носила, и поныне черна». Стрелец-боец, карось-палач, две горсти мелких молей, туды же понятых, приходят и говорят: «Щука-рыба! Зовёт рыба-сом с большим усом пред своё величество». Щука-рыба, не дошедши рыба-сом, клялась: «Здравствуй, ваше величество!» – «Здравствуй, щука-рыба, вдова честная, притом же ты не мотыга! – говорит сом. – Гарывало ли наше озеро Ростовское с Петрова дня до Ильина дня?» Щука-рыба отвечает: «Ни вовек-то не гарывало наше озеро Ростовское! Кто ерша знает да ведает, тот всегда без хлеба обедает!»

Ёрш не унывает, а на бога уповает: «Есть же, – говорит, – у меня в том свидетели и московские крепости, письменные грамоты: налим-рыба на пожаре был, головёшки носил, и поныне он чёрн». Стрелец-боец, карась-палач, две горсти мелких молей, туды же понятых, приходят к налим-рыбе и говорят: «Налим-рыба! Зовёт тебя рыба-сом с большим усом пред своё величество». – «Ах, братцы! Нате вам гривну на труды и на волокиту; у меня губы толстые, брюхо большое, в городе не бывал, пред судьями не стаивал, говорить не умею, кланяться, право, не могу». Эти государские посыльщики пошли домой; тут поймали ерша и посадили его в петлю.

По ершовым-то молитвам бог дал дождь да слякоть. Ёрш из петли-то да и выскочил; пошёл он в Кубенское озеро, из Кубенского озера в Трос-реку, из Трос-реки в Кам-реку. В Кам-реке идут щука да осётр. «Куда вас чёрт понёс?» – говорит им ёрш. Услыхали рыбаки Ершов голос тонкий и начали ерша ловить. Изловили ерша, ершишко-кропачишко, ершишко-пагубишко! Пришёл Бродька – бросил ерша в лодку, пришёл Петрушка – бросил ерша в плетушку: «Наварю, говорит, – ухи, да и скушаю». Тут и смерть Ершова!


А. Завьялова. Бабушкины сказки

Ершишко-плутишко

1729 года, месяца сентября 16 числа

Зародился ершишко-плутишко,

Худая головишко,

Шиловатый хвост,

Слюноватый нос,

Киловатая брюшина,

Лихая образина,

На роже кожа – как елова кора.

Прижилось, проскудалось

Ершишку-плутишку

В своём славном Кубенском озере,

Собрался на ветхих дровнишках

С женою и детишкам,

Поехал в Белозерское озеро,

С Белозерского в Корбозерское,

С Корбозерского в Ростовское:

«Здравствуйте, лещи,

Ростовские жильцы!

Пустите ерша пообедать

И коня покормить».

Лещи распространились,

Ерша к ночи пустили.

Ерш, где ночь ночевал,

Тут и год годовал;

Где две ночевал,

Тут два года годовал;

Сыновей поженил,

А дочерей замуж повыдавал,

Изогнал лещов,

Ростовских жильцов,

Во мхи и болота,

Пропасти земные.

Три года лещи

Хлеб-соль не едали,

Три года лещи

Хорошей воды не пивали,

Три года лещи

Белого свету не видали;

С того лещи

С голоду помирали,

Сбивалися лещи в земскую избу,

И думали думу заедино.

И писали просьбу,

И подавали Белозер-Палтос-рыбе:

«Матушка Белозер-Палтос-рыба!

Почему ершишко-плутишко,

Худая головишко,

Разжился, распоселился

В нашем Ростовском озере

И изогнал нас, лещов,

Ростовских жильцов,

Во мхи и болота

И пропасти земные?

Три года мы, лещи,

Хлеба-соли не едали,

Три года лещи

Хорошей воды не пивали,

Три года лещи

Свету белого не видали;

С того мы, лещи,

И с голоду помирали.

Есть ли у него на это дело

Книги, отписи и паспорты какие?»

И думали думу заедино

Щука ярославска,

Другая переславска,

Рыба-сом с большим усом:

Кого послать ерша позвать?

Менька послать -

У него губы толстые,

А зубы редкие,

Речь не умильна,

Говорить с ершом не сумеет!

Придумала рыба-сом

С большим усом:

Послать или нет за ершом гарьюса;

У гаргуса губы тоненьки,

Платьице беленько,

Речь московска,

Походка господска.

Дали ему окуня рассыльным,

Карася пятисотским,

Семь молей, понятых людей.

Взяли ерша,

Сковали, связали

И на суд представили.

Ёрш перед судом стоит

И с повадкой говорит:

«Матушка Белозер-Палтос-рыба!

Почему меня на суд повещали?» -

«Ах, ты, ершишко-плутишко,

Худая головишко!

Почему ты разжился и расселился

В здешнем Ростовском озере,

Изогнал лещов,

Ростовских жильцов,

Во мхи и болота

И пропасти земные?

Три года лещи

Хлеба-соли не едали,

Три года лещи

Хорошей воды не пивали,

Три года лещи

Свету белого не видали,

И с того лещи

С голоду помирают.

Есть ли у тебя на это дело

Книги, отписи и паспорты какие!» -

«Матушка Белозер-Палтос-рыба!

В память или нет тебе пришло:

Когда горело наше славное

Кубинское озеро,

Там была у ершишка избишка,

В избушке были сенишки,

В сенишках клетишко,

В клетишке ларцишко,

У ларцишка замчишко,

У замчишка ключишко, -

Там-то были книги и отписи

И паспорты, и всё пригорело!

Да не то одно пригорело;

Был у батюшки дворец

На семи верстах,

На семи столбах,

Под полатями бобры,

На полатях ковры -

И то всё пригорело!»

А рыба-сёмга позади стояла

И на ерша злым голосом кричала:

«Ах ты, ершишко-плутишко,

Худая головишко!

Тридцать ты лет

Под порогом стоял,

И сорок человек

Разбою держал,

И много голов погубил,

И много живота притопил!»

И ершу стало азартно;

Как с рыбой-сёмгою не отговориться?

«Ах ты, рыба-сёмга, бока твои сальны!

И ты, рыба-сельдь, бока твои кислы!

Вас едят господа и бояра,

Меня мелкая чета крестьяна -

Бабы щей наварят

И блинов напекут,

Щи хлебают, похваливают:

Рыба костлива, да уха хороша!»

Тут ёрш с сёмгой отговорился.

Говорит Белозёр-Палтос-рыба:

«Окунь-рассыльный,

Карась-пятисотский,

Семь молей, понятых людей!

Возьмите ерша».

А ёрш никаких рыб не боится,

Ото всех рыб боронится.

Собрался он, ершишко-плутишко,

На свои на ветхие дровнишки

С женою и детишкам

И поезжает в своё славное

В Кубенское озеро.

Рыба-сёмга хоть на ерша

Злым голосом кричала,

Только за ершом вслед подавилась:

Ах, ты, ершишко-плутишко,

Худая головишко!

Возьми ты меня в своё славное

В Кубенское озеро —

Кубенского озера поглядеть

И Кубенских станов посмотреть».

Ёрш зла и лиха не помнит,

Рыбу-сёмгу за собой поводит.

Рыба-сёмга идучи устала,

В Кубинском устье вздремала

И мужику в сеть попала.

Ёрш назад оглянулся,

А сам усмехнулся:

«Слава тебе господи!

Вчера рыба-сёмга

На ерша злым голосом кричала,

А сегодня мужику в сеть попала».

Ёрш сёмге подивовал

И сам на утренней зоре вздремал,

Мужику в морду попал.

Пришёл Никон,

Заколил прикол;

Пришёл Перша,

Поставил вершу;

Пришёл Богдан,

И ерша бог дал;

Пришёл Вавила,

Поднял ерша на вила;

Пришёл Пимен,

Ерша запинал;

Пришёл Обросим,

Ерша оземь бросил;

Пришёл Антон,

Завертел ерша в балахон;

Пришёл Амос,

Ерша в клеть понёс;

Идёт Спира,

Около ерша стырит;

Амос Спиру

Да по рылу.

«Ах ты, Спира!

Над этакой рыбой стыришь;

У тебя этака рыба

Век в дому не бывала!»

Пришёл Вася,

Ерша с клети слясил;

Пришёл Петруша,

Ерша разрушил;

Пришёл Савва,

Вынял с ерша полтора пуда сала;

Пришёл Иуда,

Расклал ерша на четыре блюда;

Пришла Марина,

Ерша помыла;

Пришла Акулина,

Ерша подварила;

Пришёл Антипа,

Ерша стипал;

Пришёл Алупа,

Ерша слупал;

Пришёл Елизар,

Блюда облизал;

Пришёл Влас,

Получил в глаз;

Пришла Нелина

И блюда обмыла!

Выше города плетень

Тень-потетень, выше города плетень; на полице трубица гороховая, на печи калачи, как огонь горячи, с печки упали, в горшочек попали. Кушайте, бояре, поварных щей. Тетка-божатка, сошей-ка рубашку, тоненьку, беленьку, косой вороток. Поеду я жениться, на сивке, на бурке, на соловой кобылке. Кобылка, кобылка, не сдерни овина; в овине Арина ткёт полотно, перетыки-то кладёт. Да не дотыкивает. Шапка-татарка поехала по лавкам; бей в доску да поминай Москву. Как на Вологде вино по три денежки ведро, хоть пей, хоть лей, хоть окачивайся! Куколка, куколка, для чего долго жила? Я боялась типуна. А типун-то не судья. А судья не лодыга. Лодыгины дети хотят улетети за Иванов город. Они по грамотке пишут. На девицу дышут. Девица, девица, поди по водицу! На дороге-то волки горох молотили, поповы ребята попу-то сказали, попадья-то с печи обломала плечи. Сём-пересём на лопатке испечён;

Мужик песню спел, на капустник сел, съел три короба блинов, три костра пирогов, заулок рогулек, заход калачей, макинницу сулою, овин киселя, поварёнку щей!


В.Сергеев. Женщина на сенокосе

Сват и Полусват

Вот в прежние-то времена, как вздумают жениться, так шли свататче. Вот жених посылает к невесте своих сватов в нашу, волокославинскую, сторону. Пришёл сват да и полусват. Сват начинает хвалить жениха: «наш жених очень баской да богатой». А полусват себе прихваливает. Сват говорит: «У жениха нашего две лошади». А полусват: «что ты, сват, не две, а четыре!». Ну сват далее хвалит: «У нас ведь у жениха четыре коровы». А полусват: «что ты, сват, да ведь восемь!»

Вот эдак хвалят они да хвалят жениха. Что сват скажет, а полусват вдвое прибавит.

Отеч невесты и баит: «Дак что же, неужели у вашего жениха никакого изъяна нет?» Сват говорит: «Да как нет, есть изъян, он худо на один глаз видит».

А полусват на это и говорит: «Да что ты, сват, ведь на оба!»

Невеста как за занавеской услыхала, так и не пошла за жениха.

Вот так с тех пор в нашей округе посылают свататчи-то только свата, а полусвата не берут.

Записано со слов Е.Ф. Хомяковой.

Складчина Трудилович

Посвящается двоим: вам и им.

Глава первая

Жили Яков да Ирина

Из деревни Звездина;

Яков важный был детина,

И не хуже и она.

Не венчались, не ругались:

Врозь им ласковей жилось.

А сошлись да обвенчались,

Стали жить уж как пришлось.

«Нет, без дров-то не вспотеешь, —

Кликнет баба, – вот зима;

Пьян, так что? Не околеешь!» —

Околей вперёд сама.

Видишь, белой рубашонки

Лень на праздник припасти.

Ни парнишки, ни девчонки

Не сумела принести.

Перестану пить с парнишком. —

«Погоди же, принесу». —

Десять лет годим уж с лишком.

Баба с лёгкого часу

Через год, наскучив точно

Укоризной муженька,

Принесла – и как нарочно —

Принесла ему сынка.

Муж взглянул: лоб плосковитый,

На головке вихорёк;

Молвил: «Будет даровитый», —

И Митюшеньком нарёк.

Через три скончался года

Яков Львов из Звездина,

И принялась у прихода

Выпричитывать жена:

«Собрался, старик, в дорогу.

Ну, прощай. На том свету

Не забудь ты молвить Богу,

Сохранил бы сироту».

Все стояли в панихиду,

Все явились помянуть;

Кто от правды, кто для виду —

Долгом все сочли вздохнуть.

«То пришло, не стало Яши;

То придёт, и нам там быть». —

Да, Семён; житья-те наши!..

– «Перестань, Ирина, выть!»

Потрясли и Мите руку,

Поласкали… «Тяти нет?

Спрятан в землю тятя?» – Ку-ку —

Крикнул мальчик на ответ.

Глава вторая

Ты мани меня, мани;

Да смотри, не обмани.

Вот однажды из правленья

Подал сотский в Звездино

От начальства объявленье.

Было в нём объявлено,

Что священник от Николы

Ездил просьбу подавать

Об открытьи земской школы.

Разрешили открывать.

Мало думала Ирина.

Сын уж был годов восьми.

Привела учиться сына

С просьбой: «Батюшко, нажми».

И не шлялся сын на воле,

Слушал, делал да твердил.

Тридцать пять их было в школе,

Яшин всех опередил.

Близко вешнего Николы

Сделать школам всех обзор

Был во все отправлен школы

Из управы ревизор.

Вот обзор: «Узнали мало

(Бог простит на первый раз),

Отвечали тихо, вяло,

Только вот один у вас

Соколиного полёта.

Это чей у вас зверок?» —

С соколиного болота, —

Вслух промолвил паренёк.

«Митя, что ты!» – Браво, браво,

Соколиный, брат, и взор! —

И отправился в управу

Их управы ревизор.

Хоть закрыть-то не закрыли,

Ожидаючи плода,

Только вдоль переместили…

Призадумался тогда

Этой школы попечитель:

«Мальчик редкостный, божусь.

Вы в гимназью не хотите ль?

Приготовить я возьмусь».

– Я ништо, да как вот мама,

И живём мы ведь бедно. —

«Будь умён, поступишь прямо». —

Побывайте в Звездино. —

Скоро в гости соберётся,

Кто не стар и кто не прочь,

Если денежка ведётся,

Делу доброму помочь.

Не успел ещё учитель

Кончить класс, а в Звездино

Наш Зарывин-попечитель

Прилетел уже давно.

Рассказал он там честненько,

Что крестьянский ныне сын,

Проучившийся умненько,

Будет точно дворянин.

«Так вступись уж, сделай милость,

Укажи свет бедняку».

И крестьянка повалилась

Прямо в ноги добряку.

Приложила три поклона,

Стала сына целовать.

«Митя, вот тебе икона;

Дай Бог счастья наживать!»

Глава третья

И счастливы мы довольно,

И довольно хороши.

Отчего же так невольно

Мы не чувствуем души,

Если встретится порою

Мальчик свеженький, живой,

Крепкий телом и душою,

Со способной головой?

Доходила ли заслуга,

Иль кто любит, тот хорош?

Иль душой своей на друга

Зародился он похож?

Или маленькая птичка,

Кто не сам в себя влюблён,

По сердчишку он – тряпичка,

По умишку – поп Семён?

Иль, быть может, не с того ли

Тянет здесь детей любить,

Что чужой завидно доле,

А самим пришлось губить

Без плода, без исполненья

В этой жалостной глуши

Благородные стремленья

Недоразвитой души?..

Не свернул ли я немножко?

Может быть, вам недосуг?

Но длинна ещё дорожка.

Отдохни, мой милый друг.

Рад бы я и сам развязке.

Только парня проводить —

И конец бы нашей сказке.

Да велели погодить.

Видно в каждом добром деле

Оппозиция нужна…

Врозь родные заглядели,

Заглядела вкось она…

На пилатовскую ногу

Стать Зарывину пришлось,

И при отправке в дорогу

«До свиданья» сорвалось.

Тут заплакала Ирина:

«Уж и тот-то обманул,

Кто учиться дальше сына

Всех усерднее тянул.

Что я с женским-то умишком

Буду делать?» На беду,

«Сотни две вам нужно с лишком»,

Ей сказали в городу.

Через год стипендиатом

Посулилися принять.

Посоветоваться с братом

Мать поехала назад.

Глава четвёртая

Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшка-царя Родила богатыря.

А.С. Пушкин

Ночь проходит. Дело к свету.

На машину уж пора.

Время полдень. Мити нету.

Он не трогался с двора.

Тут Зарывин вздумал охнуть,

Охнуть чисто от души,

Что приходится заглохнуть

Парню умному в глуши.

И стал складывать от скуки

Песнь о деле мужика,

Песнь о средствах для науки

И о грязи бедняка.

Песен этих вышла книжка.

Здесь же можно поместить

Только две. Хоть читки лишка,

Но позвольте угостить.

Песня Зарывина, посвящённая матери

Так уважать и учёных не всякого

Совесть советует мне,

Как из крестьянок вдову после Якова.

Женщина есть в Звездине.

Крепче проси ты у жизни Подателя,

Дал бы тебе Он пожить

И посмотреть, как в чину председателя

Стал бы Митюха служить.

Парня крестьянского чуть не из Азии

Вывести в люди хотят.

Грустно и знать, что его из гимназии

Пусто отправят назад.

Не помогайте священника сыну, дворянскому

И без пособия выучат их,

А не помочь сироте и крестьянскому

Грех нам, учёные, грех.

Вторая песня Зарывина, посвящённая сыну

Родился в деревне он глухо,

Митюхой деревня зовёт,

Но с грустью в селе про Митюху

Один из безвестных поёт:

«Судьба моя, что ли, такая?

Тебя мне любить привелось —

И так высоко, что на многих

Смотреть уж пониже пришлось.

Не кудри меня приманили,

Не грудь и не чёрная бровь,

Тебя завещала любить мне

К развитью народа любовь.

Теперь её кинуть мне жаль уж:

Давно та любовь завелась,

И если бы мог ты увидеть,

Как пышно она развилась!

Да жаль, не настолько мы зорки,

Чтоб видеть, как сердце горит,

Красив ли цветок нашей жизни,

Куда с него пыль полетит.

Посмотрят на карточку дома

И скажут, я знаю одно:

«Гляди-ко: Зарывин с Митюхой —

Чудно, дядя Павел, чудно»

«Ну, пожалуй, дядя, будет.

Будут люди засужать». —

Да, пожалуй, что засудят.

Будем сказку продолжать.

Этот случай, слишком мерзкий,

Попечителя привёл

К мысли грустной, может – дерзкой,

О значенье сельских школ.

Он кричал: «Крестьян побольше

Нужно в город отправлять;

А как выучатся, дольше

Жить в деревне заставлять.

Здесь железная дорога.

Тужат: мало ездоков.

Средство есть, их будет много:

Даром брать учеников.

На егорьевской платформе

Тоже мать из Звездина

Встретить вышла б сына в форме

(Для чего она нужна?),

И пред всем народом сына

Целовала б горячо.

Нам подобная картина

Не наскучила ещё…»

Я опять… Прости, читатель,

Что сбиваюсь иногда!

Может, с вами, как писатель

Не увижусь никогда.

Не с претензией поэта

Вздумал я писать стихи,

Хоть и очень лестно это

(Ха-ха-ха да хи-хи-хи!).

До поэтов от погоста,

От святых почти ворот

Далеко… А вот вопрос-то,

Чтоб попомнил наш народ:

Если любит кто ученье,

А карманчику невмочь,

Так иметь бы попеченье,

Как бы бедному помочь.

Как и в сказках говорится:

Бедность – лютый богатырь,

Где в гостях она явится,

Там пустырь да монастырь.

Роет всем она могилу.

Нужно, значит, силача,

Чтобы бедность, злую силу,

Со всего рубил плеча.

Нарождается детина

В царстве белого царя;

Называется Складчина,

Сын Труда-богатыря.

Выступай, голубчик, смело

Против бедности в поход,

Есть тебе святое дело:

В сёлах тысячи сирот.

Дожидаются Складчины

Выйти к ним помогу дать!

Что способным без причины

Даром в сёлах пропадать?

Вот выходит… Покормите

Молодого силача,

И пойдёт он, поглядите,

Бедность потчевать сплеча.

Не кормили, а кутили,

И наместо папирос

Предложили, прокатили

О Митюшеньке вопрос.

Прокатили!.. Где ж Складчина?

«Вот он, тут же. Что молчит?

Заколдован? Есть причина?

Сробел, молод, пьян иль спит?

Молод…» Крикнули все: – Браво!

Экономно, отказать! —

И про всех – грешны иль правы —

Он не мог ещё сказать.

Только шибко: «Кто же выше?» —

Спьяна молвил молодец.

Вдруг звонок: «Прошу потише!»

Все замолкли – и конец.

А. Завьялова. Журавли

Заключение

Сон Зарывина, им самим рассказанный

Я сборщиком шёл по столице,

На шею икону надев

И жертвы Небесной Царице

Прося на известный напев.

Вхожу в одно место. Картофель

Крошит там Митюшенко наш,

А рядом сидит Мефистофель…

«Картофельку, Митя, мне дашь?»

Хохочет: «Ты выучил важно,

Сижу я высоко, смотри,

Смотри, как поджарится влажно,

Так кушают только цари.

Прикончив твой курс гимназиста,

Я в Питер приехал служить,

Имею уж фартук форсистый,

Пять лет могу даром прожить.

Понятно? Две сотни в кармане,

А пища-то как хороша!»

Я всплакал, и скрылся в тумане

Разбитой душонки душа.

Неизвестный вологодский автор ХIХ века.

Автор неизвестен. Сказочный труд.

Солнышко

Слушай сказку про Лидию из деревни Петровское, что под Вологдой. Жила себе баба и жила, добра нажила, дочь подняла, платьями всякими обзавелась. Чего ещё надобно? Любая другая баба радовалась, а эта – нет. Надо ей какую-нибудь чудинку приобрести, соседей удивить, самой себя барыней показывать. И удумала Лидия дома себе разные да земли близкие прибирать к рукам. Начала с того, что терем рубленный-строганый заимела. Стоит терем посреди деревни, как чудо: на солнышке сверкает, крышей блестит, из трубы дым валит… Радоваться бы хозяйке, ан, нет. Задумала она другой терем-замок построить. И построила эко чудо невиданное! Кирпич красный, крыша белая, окошки резные, разные узоры лепленные… Во всей округе такого нет. Радоваться бы… Нет, не такова Лидия. Задумала она крепость возвести, как у немца или испанца. Мастеров созвала – работа закипела. И появилась крепость с большущими часами. Бой у них по времени – само собой. Небывалой красоты вышла крепость. Радоваться бы… Нет, Лидии неймётся. Она всё новые и новые дома приобретает. Как-то спохватились жители деревни, нет города к той поре, где Лидия ихняя что-то не настроила. И самой не видно. Стали искать и нигде не находят. Столько у неё домов, разве скоро отыщешь? Одни сказывали, что видели её на новом строительстве мудрёного дома. Другие толкуют о том, что Лидия подалась в иные города и там скупает баские дома-терема. Третьи говорят, что она растворилась в домах-жилищах, и кто её вспоминает, тому она приносит счастье и радость в дом. Не знаю, кому и верить, но в моей сказке у неё долгий век. Внук её Мишутка всё ищет и ищет бабу Лиду. Она звала своего внука «Солнышком». И когда Мишутка-малышок подходит к какому-то дому-терему, на котором играет солнышко, он показывает пальцем на блики– отблески и говорит: «Я!» Ты, милый, ты! Ты ведь и продолжение её, тебе теперь и творить чудеса. Какие? Об этом в другой сказке.

Записал Н. Уваров

Про Назарка

Жил бедный Назарка. Домёнко у него был худой, скотины не было. Потом он решил продать и домик. За десять рублей продал и пошёл в Чёбсару к Калякину в кабак.

Отдал все десять рублей Калякину и сказал: «Ты мне подавай, а когда деньги кончатся, мигни мне». А на десять рублей сколько можно было выпить – по две копейки бутылка. Заказал бутылочку водки, рыбник и всех поит.

Приходят три попа, потом из извозу приехало мужиков двадцать:

– Хозяин, дай им чаю, я заплачу.

Вот попы глядят: шикует Назарка.

Хозяин мигнул: кончается, мол. Назарко подошёл к хозяину, шляпой помахал:

– Хозяин, в шляпе квито! – и к выходу.

Попы переглянулись: шляпа-то какая у Назарки!

– Эй, Назарка, погоди!

– Чего вам?

– Продай шляпу.

– Что вы! Видели, как я рассчитался?

Не отстают попы:

– Продай шляпу!

– Ой, не знаю, сколько за неё и взять. Ну, ладно – по двести рублей с брата!

Шестьсот рублей заплатили. Назарко деньги в кошелёк. Пришёл, домок купил, лошадёнку купил, живёт себе припеваючи.

Попы не пошли в Чёбсару, приезжают в Вологду, пошли в «Золотой якорь», шикарный ресторан.

Всем трём нельзя идти сразу.

Один поп пошёл. Он набрал всего рублей на сто. Помахал шляпой:

– Хозяин, в шляпе квито!

Тут его схватили:

– Чего это ты, дьявол долгогривый, не платил ни копейки!

Схватили его, оттрепали и книзу головой спустили под лестницу.

А те два попа ждут.

– Ну, как?

– Ой, добро, ребята! (Ему обидно, что этим-то не досталось).

Другой пошёл. Набрал вина и закуски рублей на двести.

– Хозяин, в шляпе квито!

– Да что это! И другой нашёлся!

И этому наподдавали. Выкатывается, а первый-то хохочет. Такая шляпа изладилась!

– Ну, что, как, брат?

– Добро нагулялся!

Двое нагулялись, надо и третьему.

Третий ещё больше набрал всего. Подходит к прилавку:

– Хозяин, в шляпе квито!

– Да что, – говорит, – конец-то будет?!

И этого оттрепали, вниз головой под лестницу спустили.

Поддали им, хорошо попало. Все трое собрались:

– Пойдём, убьём Назарку.

Поехали домой, собрались Назарку бить.

Назарка видит: идут попы.

А он клячу купил. На навоз серебра набросал. Сидит, выбирает серебрушки.

– Бог помощь, Назарушка! (Про шляпу и не спрашивают).

– Чего делаешь?

– А вот, купил лошадь, а она серебром оправляется. Вот уже три рубля набрал.

– Продай нам!

– Да как я продам, вот сидя триста рублей наберёшь.

– Продай!

– Да что вы! В жерёбе лошадь.

Ну, сговорились за восемьсот рублей.

Тот, кому первую ночь коня держать, дал ему меру пшеницы, зерна насыпал.

Поп сидит в углу, ждёт. Вот лошадь хвост оттянула – поп полу подставил, повалилось. Потом и шляпу подставил. Побежал в избу – прямо на стол:

– Иди, попадья, ищи.

Как они ни рылись, ничего не нашли, кроме зёрен.

Все три попа спробовали и решили убить Назарку.

А Назарка женился за это время и знал, что его бить придут попы. Надул пузырь, налил крови и привязал его бабе под левую руку. Плётку достал, что на стене висела.

– Я буду заставлять самовар ставть, ты не ходи, в тебя ножиком шаркну, ты свались.

Попы идут:

– Садитесь, садитесь, дорогие гости, ну-ка, давай, ставь самовар.

– Неохота, ну тебя!

– Ой, такая сякая, я тебя!

Ножиком её в пузырь, она – на пол.

Упала, кровь потекла. Попы глаза вытаращили: заколол бабу.

– Ничего, ничего, сейчас шёлковая будет.

Схватил плётку и давай стегать бабу, а она как закричит:

– Сейчас поставлю, сейчас самовар поставлю!

Попы глядят: что такое, баба как шёлковая бегает!

И попам захотелось выучить своих матушек.

– Продай плётку!

– Нет.

– Продай, по пятьсот рублей дадим.

Назарка согласился. Вот один приходит домой в непоказанное время. Кондратьевский ножик, хороший такой, лежит.

Он рычит:

– Напеки-ка блинов.

– Да что ты, уж девять часов!

– А, ещё не слушаешься. Ты у меня не станешь?

Как саданул ножом, а потом плёткой стегать, но так она и не встала.

Тут и заревел:

– Ой, бабу зарезал.

Выучил! Ему обидно стало, он другим и сказал. И все три попа зарезали своих матушек.

А Назарка не мог больше придумать ничего. Взял дубинку и всех трёх попов убил. Одного попа в угол посадил, а другого в подпол.

Кричит соседу:

– Филька, зайди ко мне вечером.

Зазвал Фильку.

– Давай, Филя, я угощу. Попа я убил, стащи его в Вологду, в реку.

Схватил тот, брякнул его туда в прорубь.

Пока он ходил, Назарка вытащил другого, в угол посадил.

Филька является:

– Ну, как, стащил? На, выпей.

Тот выпил много.

– Парень, ты его утащил, а он вот стоит!

– Да как он, дьявол!

Царапнул этого и стащил.

Прибегает бегом, чтобы успеть быстрее. Дверь отворяет, а он сидит в углу.

– Слушай, да ты камень привяжи.

Филька царапнул этого, камень привязал, да жердью под лёд и пихал всю ночь.

Смотрит утром – священник идёт заутреню служить.

– Ах, ты опять здесь?

Он и живого попа цап и потащил.

Тот верещит, насилу народ отнял.

Всё-таки этого спасли.


В. Сергеев. Путник