Вы здесь

Вокруг света на «Заре». Глава 3 (А. А. Виноградов, 2016)

Глава 3

Описывая длительное плавание, посещение новых незнакомых земель и сказочных островов, о которых знали только из книжек, трудную работу, которую приходилось выполнять всем членам экипажа, необходимо рассказать о самом судне, с которым все это и было связано.

Парусное судно немагнитная шхуна «ЗАРЯ» было построено в Финляндии в городе Турку в 1952 году. Серия подобных шхун, построенных финскими корабелами для Советского Союза, состояла из двенадцати кораблей. Все они имели одинаковый корпус и различались, в основном, только типом парусного вооружения. В большинстве своем эти шхуны использовались в качестве учебных и рыбопромысловых парусников.

«ЗАРЯ» имела косое гафельное вооружение и трисели в качестве верхних парусов, поэтому называлась гафельно-трисельной шхуной.

Знаменитая парусно-моторная шхуна «ЗАРЯ» была уникальным и единственным в мире немагнитным научно-исследовательским судном, оснащенным специальным оборудованием и предназначенным для изучения магнитного поля Земли и проведения систематических геомагнитных измерений на поверхности морей и океанов.

Это было совсем маленькое судно водоизмещением всего в 580 тонн, максимальной длиной вместе с бушпритом 52,35 метра, шириной 8,95 метра и скоростью хода около 8 узлов. Экипаж судна, включая девять человек научного персонала, состоял из 35 человек.

На первый взгляд эта шхуна мало чем отличается от множества судов такого класса: три мачты, семь нижних косых и гафельных парусов, низкие надстройки, в носовой части – длинный бушприт. Однако глаз опытного моряка заметит нечто необычное в оборудовании этого судна. Корпус судна набран из сосны, ели и дуба, а весь крепеж сделан из латуни. Латунными листами обшита так же подводная часть корпуса.

Все металлические части шхуны сделаны из меди, бронзы, латуни и алюминия – здесь царство цветных металлов. Самое удивительное, что из этих материалов отлиты даже судовые кнехты, якоря и якорные цепи, сделан брашпиль – якорная лебедка, и сплетены тросы. Многочисленные блоки, планки, утки, рымы, нагели и прочее также изготовлены из немагнитных материалов.

Ну а все ферромагнитное оборудование: электродвигатели, генераторы и дизельная установка сосредоточено в кормовой части шхуны. Самые важные приборы – магнитометры – вынесены в носовую часть судна, где влияние металлических масс ощущается меньше всего.

В результате получилось небольшое компактное судно, прекрасно приспособленное для плавания по океанским просторам, на котором можно проводить точные геомагнитные измерения в разных широтах Мирового Океана. Следует отметить, что «Заря» оказалась самой дорогой в производстве судов этой серии и получила у финнов-кораблестроителей прозвище «Золотая шхуна». Это впрочем, подтверждалось и серьезными средствами, выделяемыми на поддержание шхуны в должном состоянии и на ее эксплуатацию, что также говорило о важности проводимых исследований для науки.

Несмотря на малые размеры и небольшой коллектив научных работников, шхуна «ЗАРЯ» в течение многих лет проводила ценные научные исследования и выполняла обширный комплекс магнитных наблюдений в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах по различным геофизическим программам.

Проведенные «ЗАРЕЙ» магнитные измерения выявили много нового и интересного. Учеными с «ЗАРИ» были открыты неизвестные до настоящего времени магнитные аномалии в северных и южных частях Атлантического океана, а в Тихом океане установлена связь распределения магнитных полей и строения дна океана, получены новые ценные сведения для дальнейшего изучения земной коры.

Научные исследования «ЗАРИ» привлекли живейшее внимание ученых-магнитологов всего мира. В каждом порту шхуну посещали иностранные специалисты, чтобы познакомиться с уникальным оборудованием и результатами научной работы экипажа.

Более тридцати лет «ЗАРЯ» бороздила моря и океаны нашей планеты, побывала в самых отдаленных уголках мира, чаще всего вдали от оживленных судоходных трасс, где до нее не появлялись суда под советским флагом.

Большой объем магнитных измерений при их точности и непрерывности, выполненный «ЗАРЕЙ», показал, что советские ученые обладали великолепно оснащенным судном, позволяющим получать уникальные сведения о магнитном поле Земли.

За время своих научных рейсов шхуна «ЗАРЯ» прошла более 700 тысяч морских миль и провела научные работы во всех океанах нашей планеты и примыкающих к ним морях.