© Марк Котлярский, 2016
© ООО «СУПЕР Издательство», 2016
Вместо вступления
Любопытная метаморфоза: уже, казалось бы, навсегда исчезнувший жанр эпистолярия внезапно возрожден всесильным Интернетом. И не просто возродил, а придал ему какую-то неповторимую особенность, лишив, правда, прелести ожидания письма.
Но, с другой стороны, получается ровно по классику (Пушкину): «Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце»; сидя за компьютером и сочиняя мгновенные строчки послания очередному адресату, ты торопишься, строчишь, сшивая некрепкой ниткой мысли полотно текста. И, может быть, от того строки получаются искренние, не подвергающиеся редакторской правке и цензуре.
Получается, что ты сам, будучи в ладах с компьютером и клавиатурой, созидаешь вкруг себя некий новый – виртуальный – мир, где непрерывность текста предполагает непрерывность собеседника, под какими бы именами он ни скрывался.
В послесловии к книге Генриха Сапгира «Летящий и спящий» критик и поэт Юрий Орлицкий замечает: «…Василий Розанов в своих книгах до предела эстетизировал бытовую мелочь, простую запись для памяти или „случайную“ мысль, даже слово, чем-то в эту минуту остановившее на себе внимание автора. И тогда все „маленькое“, умещающееся на странице, вне зависимости от природы, стало представителем этого уникального жанра – минимальной прозы…»
Юрий Олеша 5 мая 1930 года записывает: «Вместо того, чтобы начать писать роман, я начал писать дневник. Читатель увлекается мемуарной литературой. Скажу о себе, что и мне гораздо приятней читать мемуары, нежели беллетристику. (Последнюю ненавижу.) Зачем выдумывать, „сочинять“? Нужно честно, день за днем записывать истинное содержание прожитого без мудрствований, а кому удастся – с мудрствованиями…»
Я выбрал наугад ровно сто посланий, сотворенных за последнее время в Фейсбуке и неожиданно для меня сложившихся в причуд ливую мозаику быта-бытия.
Как знать, может быть, эти письма окажутся созвучными читательскому пристальному вниманию?!