Татьяна Помысова
Матронушка
Поход к ней не был спланирован заранее. Всегда получается немножко через сопротивление. И лень, и погода не та, и в брюках, и туфли жмут. Встала в очередь к иконе, а хвост к ней длинный, не на один час. Постояла пять минут, очередь не двигается.
И о чем же мне просить Матронушку? О работе? О личном счастье? О деньгах?
Пошла попить водицы святой. Умылась, посидела, сделала несколько звонков и вернулась в очередь. Повязала шарфик на голову и начала думать о своих нуждах. Дождь пошел. Очередь не движется. Потихоньку начала мерзнуть и промокать.
Вдруг, стали приходить разные мысли в голову. В Прощеное воскресенье не могла просить прощения, а тут, как полилось из меня, кого обидела – вспомнила всех.
Дождь уже перестал ощущаться, так как снаружи и внутри стало одинаково холодно. Пальцы ног и рук превратились в ледышки.
А мысли все идут. Думаю, а платочек то у Матронушки совсем мокрый, прозрачный стал от воды. Или от слез людских?
Прости нас, Матронушка. За наши слезы, что холоднее дождя, за наши просьбы, всегда эгоистичные.
Мысли, что роились в голове, как-то сами собой успокоились ко второму часу стояния. Очередь уже обогнула Храм и стала приближать меня к Матронушке.
С зонтов, окружающих меня, капало за шиворот и на лоб. Это наказанье Матронушкино мне за грехи.
Вот и мой черед подойти к иконе:
«Обнимаю тебя, Матронушка! Спасибо тебе, дорогая!» Отошла от иконы. Ноги понесли меня в монастырскую трапезную, перекусить и отогреться. А там еще и обсчитали на кассе. Люди везде такие люди…
Осетия. Владикавказ
Осетия. Первые впечатления по выходу из самолета в Беслане – жара. Влажная и липучая. Горы плавятся и в мареве, видятся призраками на горизонте. Автобус привез нас в гостиницу, сейчас у нее новое модное название, а раньше она называлась «Кавказ». Именно так и надо говорить таксистам, если вы заблудились во Владикавказе. Первый съемочный день прошел в Даргавсе. Совсем недалеко от осетинского селения Даргавс, в долине реки Мидаграбиндон, на юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» – комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Местное название этого хребта – Рабиныраг. Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV – XVIII векам, имеют важное значение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и искусства. В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений.
У местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков и унесшей жизни десятков тысяч людей. Вымирали целые семьи. В результате население Осетии сократилось с 200 тысяч в конце XVIII века до 16 тысяч к середине XIX века. Осетины как народность оказались на грани вымирания.
Дурная слава «города мертвых» заставляла даже современных исследователей относиться к работам в Даргавском ущелье с осторожностью. «В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, – рассказывает Владимир Кузнецов. – На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в „городе мертвых“ возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками».
«Предки современных жителей Даргавса знали единственный способ, как можно приостановить эпидемию», – рассказывает Петр Козаев, заведующий отделом археологии и этнографии Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы.
Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.
У осетин традиции, обычаи и поверья живут очень долго. Может быть, поэтому дурная слава Даргавса как опасного, зачумленного места сохранилась и по сей день*.
Горы, река, ручьи с ледников из которых можно пить. А еще – поющие жители. Их многоголосье разносилось далеко среди гор и вся наша съемочная группа слушала их пение. Съемки затянулись допоздна и только поздним вечером мы наконец-то почувствовали своей кожей прохладу. Часть группы, игнорирующая защитный крем, умудрилась получить ожоги – солнышко тут беспощадное, даже сквозь тучи – жалит.
В первый же выходной мы поехали осваивать пространство. Кстати,«дон» с осетинского переводится, как «река». Я теперь думаю, а кем назван Дон? Не иначе, как осетинами.
Мидаграбинские водопады находятся в Даргавском ущелье на высоте выше двух тысяч метров, где горное ущелье речки Мидаграбиндон окружается и замыкается скальным цирком, закрывающим доступ к ледникам Казбеко-Джимарайского горного кряжа. Со скальных стен, окружающих долину, стекают прозрачные, кристально чистые потоки ледниковой воды. Большой Зангелан (Падающая Лавина) падает с высоты 750 метров. Всего водопадов восемь. И у каждого есть свое имя…
Близко подойти к ним не получилось – помешали дождь и непроходимые валуны, закрывшие нашей машине проезд.
Алагирское ущелье и Святой Георгий.
Молодые и высокие горы Кавказ славятся бурными реками. Одна из таких горных рек, Ардон, берет свое начало с Главного Кавказского хребта и несет свои воды в могучий Терек. Именно при слиянии этих рек и находится красоты неземной Алагирское ущелье. Его иначе называют главными воротами Закавказья, потому что именно здесь проходит когда-то называвшаяся Военно-Осетинской дорогой Транскавказская магистраль.
Ущелье разделяет горы узким Касарским проходом на две части (нижнюю и верхнюю). Когда то Алагирское ущелье существовало как естественная крепость с сохраненными до настоящего времени следами древних укрепительных сооружений, сторожевых башен и замков. Путешественники, въезжающие в Алагирское ущелье сразу же встречаются с достопримечательностью – ущельем Уастырджи – покровителя мужчин путников и воинов Осетии. Уастырджи у осетин ассоциируется со святым Георгием. Над ним как будто появляется из отвесной каменной скалы отважный всадник на стальном коне. Этот памятник был установлен в конце прошлого века. В другом из ответвлений ущелья находится осетинское святилище – Реком.
Мы нафотографировались со Святым Георгием, с орлом и посидели на каменных тронах за огромным столом. Мелкие муравьишки людской породы.
Дальше по плану у нас были горячие минеральные источники в Бирагзанге. Очень нам хотелось испытать на своей шкурке их пользительную силу. Верхний Бирагзанг – село в Алагирском районе, славящееся на весь мир своими минеральными источниками. Бурили скважину на нефть, а там оказалось совсем другое чудо – целительное. «Терма – Ганах» – живая вода, дающая незабываемое чувство омоложения и прилив сил. Заходить в воду нужно медленно, чтобы не обжечься, но я смогла даже поплавать в бассейне. Сеанс плавания от пяти до пятнадцати минут, потом нужно обязательно облиться холодной водичкой и отдохнуть минут десять, перед следующим заходом. Заходить нужно три – четыре раза. Сеанс общий длится час. Лечит водичка буквально все болезни. Источник появился еще в 90-х годах, когда геологи бурили скважину для нефти, а из нее пошла горячая вода с лечебными свойствами. Ранее источником пользовались только местные жители. Совсем недавно его стали благоустраивать. Появился душ, освещение, раздевалки, строятся корпуса. Раз в две недели источник сливается и бассейн чистится. Вода в источнике была обследована в Пятигорском ГНИИК Росздрава. Определили, что вода относится к категории слабоминерализированной питьевой лечебно-столовой. Она эффективна в болезнях сердечнососудистой и нервной системы, системы крови и хронической интоксикации, в кожных и гинекологических болезнях, костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также восстанавливает нарушения обмена веществ и эндокринную систему. Глубина скважины, с которой поднимается вода – 2 300 метров. А температура воды более 40 градусов. При входе кожа покрывается очень приятной пленкой, напитывается кислородом. И очень долго держится гладкой и очень нежной.
Очистившись духовно и физически мы поехали в Аланский мужской монастырь.
Аланский Успенский мужской монастырь – православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная Православная обитель на территории России. Монастырь был создан 19 апреля 2000 года в Беслане в бывшей гостинице для машинистов поездов. В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у старца архимандрита Ипполита, который незадолго до своей смерти благословил их и наставлял ехать в Беслан создавать монастырь. Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус, а также строится новый, более просторный храм во имя Иконы Иверской Божией Матери. Этот храм будет самым южным на территории России. В Беслане осталось монастырское подворье. Жаль, что сейчас монастырь на ремонте, тем не менее, нам разрешили заглянуть вовнутрь и ощутить атмосферу обители. Впечатление усилилось под дождем и громом. Я умудрилась получить благословение от батюшки, хоть оно и было больше похоже на легкий тычок в лоб от улыбающегося монаха.
В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа – Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии эта икона будет обретена.
Аланский Свято-Успенский мужской монастырь очень популярен не только среди верующих Осетии, но и других регионов России. Адрес монастыря: Алагирский район, село Хидикус, 363203
Это село славится замечательным месторасположением и недорогими коттеджами. Обязательно сюда вернусь отдохнуть.
Мидаграбинские водопады, Гизельдонское ущелье, Алагирское ущелье, Горячие источники в Бирагзанге, Аланский мужской монастырь, Даргавс и Город мертвых – то, что удалось в этот день посмотреть.
Источники все же горячие очень. Чуть там не сварилась. А в склепах города мертвых – кости и черепа людские, страшно так. Бррр. Да, я заглядывала в окошечки домиков. Выходной прошел хорошо.
Адаптируемся к Осетии!
______
Как приучить ребенка к горшку
Однажды, когда я в поисках работы активно рассылала свои резюме во всевозможные телекомпании и редакции, потенциальные работодатели поручили мне в качестве испытательного теста написать статью «Как приучить ребенка к горшку».
Что же мне делать? Как справиться с заданием? Давно забытая тема… Был у меня опыт двадцать шесть лет назад, а вдруг за это время технологии воспитания резко изменились? Срочно пишу мужу и сыну, прошу у них помощи, один из них опытный и умный, второй пока не очень опытный, но очень умный, наверняка помогут со статьей. Помогли. Муж пишет примерно следующее: «Берем кота и тычем мордой в ссанки – сранки, потом несем его за шкирку в туалет и сажаем в лоток с наполнителем – пусть подумает о жизни бренной. Ежели кот, сам правильно выбрал, куда ему опростаться, хвалим его и всячески поощряем материально колбасой или пивом. Премируем лакомством любимым. Вырабатываем стойкие рефлексы, что сначала поход в лоток, только потом еда.
Подставь вместо слов «кот» и «лоток» слова «ребенок» и «горшок», а остальное можешь вообще не менять. Метод кнута и пряника работает и на животных, и на детях одинаково хорошо. Посмотри, например, на нашего сына. Часто ты видела за его 26 лет, чтобы он сходил не туда? Да я не про девиц… Я про мокрые штаны и про горшок… Нет, видела только в первый год его жизни случались осечки, значит хорошо выучили за довольно – таки быстрый срок, как пользоваться горшком».
Муж – ученый, математик, как не поверить? Дальше вступает в разговор сын. Поворчав на отца, но не слишком возмущаясь за сравнение со своим любимцем, к воспитанию которого и сам приложил руку, сынок продолжил: «А ты знаешь, дорогая мамочка, как разводят лохов в интернете? Вот ты напишешь им статью на три тысячи знаков, причем за пять минут и, как показывает предыдущий твой опыт – забесплатно, а они возьмут и выложат в соцсети и будут собирать за нее лайки. Так что ты, на всякий случай, опубликуй свою статью с бесценной информацией – ибо технологии – это наше все! – сначала в соцсетях, а только потом отправляй им в редакцию. Хоть народ порадуешь, да свою порцию внимания получишь».
Так я и поступила. А Вам, господа – работодатели, шлю вот такую версию статьи. Ваше решение – за Вами! С глубоким почтением и ожиданием предложения о работе, имярек.
Сказка про толстую девочку
Жила была толстая девочка и очень себя жалела: вот почему, все девочки стройные, а она одна – толстая?
Вроде, умная и красивая, даже гибкая и с чувством юмора, а все равно толстая?
Мама и папа водили ее к разным врачам, ей выписывали разные лекарства и диеты, но все без толку. Они очень удивлялись, как же так, ест девочка одну гречневую кашу, а не худеет? В чем же дело?
Так они и махнули на нее рукой, пусть остается такая, лишь бы счастливой была. А девочка и была счастливой: училась хорошо, мальчики в нее влюблялись.
Только вдруг она поняла, что из всех друзей больше всех ей нравится безотказный друг Еда. И она сама, как оказалось, самый верный друг Еды: всегда и везде ее находила и днем, и ночью.
Даже там, где мама с папой прятали от детей новогодние подарки и подарки на день рождения. Девочка находила и потихонечку ела конфеты, и прочие сладости. Мама с папой может быть и догадывались об этом, но все время забывали ее поругать за это. А Еда вовсе не считала девочку своим другом. Она считала ее своим продовольственным складом. Что оставалось делать девочке после такого открытия?
Отказаться от своего удобного и покладистого друга – Еды, который, в отличии от родителей и врачей, не заставлял ее активно двигаться и проводить время с такими же, как она, ребятишками, зато подсовывал ей книги, над которыми не надо думать, игры в интернете и всякие интересные мультики. И ей это нравилось, потому что не надо было ничего делать. А обманывать других она уже давно научилась.
Еще тогда, когда первый раз нашла привезенные папой новогодние конфеты, спрятанные до праздника мамой…
И тут ей расхотелось быть другом еды. Девочка пошла в магазин, купила много конфет, орехов, мармелада и начала подкладывать это все незаметно в мамин и папин подарочный тайник.
Потом она нашла себе мальчика – друга, который научил ее делать разные упражнения. Еда боролась за девочку с мальчиком. Но когда она его побеждала, за мальчика вступалась девочка. Так ей нравился этот пацан, а не еда…
Сказка про боль
Жила была девочка, шустрая, как ртутный шарик. Лазила по деревьям, крышам и заборам, дралась с мальчишками и носилась с ними же на великах. Царапин и разбитых коленок было не счесть. А еще были болезни, подхваченные в пионерских лагерях и в школе. Простуды и желтуха. Ей кололи пальцы, вены, когда брали кровь на анализы и заставляли глотать кишку, которая так ни разу и не проглотилась. Сдавать кровь из пальца было еще не так больно, а вот когда брали кровь из вены она просила ватку с нашатырным спиртом, чтобы ее не мутило.
Когда ей говорили: «Ты что, маленькая? Потерпишь!» девочка терпела, потом становилась белая, в ушах шум, потом ничего, потом знакомый запах нашатыря и сердитая медсестра.
Еще она как-то решила, что хватит ходить в очках и сама записалась на операцию. Было жутко интересно смотреть из рамки, в которую засунули глаз, на яркие лампы над столом. Они то расплывались белым светом, то становились красными…
Еще был как-то гипс на пальцах ног. Но пальцы скорее не болели, а чесались и девочка снимала гипс, а когда надо было к врачу снова надевала на ногу. Да много еще такого было, что болело, да забылось.
И только сердце девочки ноет от того, что когда-то порвала рисунок сестрички от ревности и зависти, что не она сделала так красиво. Да еще от того, что не может справиться с колючим языком и расстраивает маму, плохая.
Она и Он
Она его обожает, прикасается при каждой возможности, он прохладен и недоступен. Она переживает от своей женской невостребованности. Он чинит ей сломавшиеся столы и стулья, вкручивает лампочки, водит ее в кино и театры. Она чувствует тоску по нему и некий протест от его незаинтересованности в ней.
Друзья, просто друзья, вот слова, которыми он характеризует их отношения. А ей так хочется его обнять и за заботу, и за участие, и за то, что он не успевает от нее на последнюю маршрутку и едет домой на такси.
Хочется приготовить ему что-то вкусненькое, но он не ест сладкого. Длится это давно, он уже пытался смахнуть эту паутину с себя, но она не дает. Она тешит себя фантазией что это и ему нужно.
Когда она его отпускает, он сам приходит. Или на его место приходит тот, кто любит сладкое.