Вы здесь

Вокруг Кремля и Китай-Города. 11. Мавзолей (В. Н. Сутормин, 2015)

11. Мавзолей

Мавзолей стоит здесь значительно дольше, чем многие из нас живут на свете, и потому воспринимается уже как естественная часть архитектурно-исторического ансамбля Красной площади, хотя устроить кладбище в самом центре столицы – мысль сама по себе довольно странная. Однако некрополь у Кремлёвской стены возник ещё до кончины вождя мирового пролетариата. В 1917 году здесь были похоронены жертвы Октябрьского переворота – естественно, только те, кто сражался на стороне большевиков.


Мавзолей. Фото 2013 года


Кладбище героев Революции у Кремлёвской стены (с 2-м деревянным мавзолеем). Открытка 1930 года из коллекции Александра Кукушкина


Первый мавзолей был временным; принято считать, что академик архитектуры Алексей Щусев спроектировал и построил его за три дня. Учитывая то состояние, в котором вождь революции пребывал в последний год жизни, не верится, что смерть его могла стать неожиданностью для кого бы то ни было, и уж тем более для товарища Сталина. Вполне вероятно, что преемник заблаговременно поставил задачу архитектору, и тот успел всё обдумать.

Была ли поставлена задача заранее или же возникла внезапно, но когда настал момент для её практической реализации, Щусев предложил решение в виде симметричной композиции из трёх частей: центральной, похожей на куб с завершением в виде трёхступенчатой пирамиды, и двух боковых объёмов над лестницами для входа и выхода из склепа.

Пока к месту возведения усыпальницы доставлялись строительные материалы, на площади перед Сенатской башней люди в шинелях круглосуточно жгли костры и долбили оттаивавшую землю – готовили котлован для подземной части мавзолея. Ходил слух, что землекопы повредили проложенную в этом месте канализационную трубу и в вырытую яму хлынул поток фекалий. Весть о такой скандальной аварии моментально разнеслась по Москве, дойдя и до патриарха Тихона. Святейший прокомментировал новость кратко: «По мощам и елей!»[1]


В. И. Ленин, 28 августа 1923 года. Фотография из журнала «Прожектор»


Члены Центрального комитета ВКП(б) у Мавзолея В. И. Ленина, весна 1924 года


Заглублённый на три метра котлован для склепа был вырыт к рассвету 26 января. Чтобы подготовить последний приют для тела вождя мирового пролетариата, плотникам оставалось чуть больше суток. К назначенному часу гробница была готова – небольшого размера и очень скромного вида, обшитая тёсом «в ёлочку» и покрашенная в тёмно-серый цвет, с накладными чёрными буквами: ЛЕНИН.

Бальзамируя тело Ленина, профессор Абрикосов использовал спиртовой раствор формальдегида и глицерина, что позволило остановить процесс разложения тканей на то время, которое требовалось для организации траурной церемонии и прощания с вождём, на которую съезжались в Москву люди с разных концов Советской страны.

Может быть, возникший ажиотаж подсказал Сталину эту мысль, а может, бывший семинарист ещё раньше додумался превратить тело в святые мощи и сделать их объектом вечного поклонения адептов мировой революции. Как выразился Вольтер: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Пустота, возникшая в массовом сознании на месте реквизированной у народа религии, требовала заполнения. Идеологией в чистом виде заполнить было невозможно – тут требовалось что-то сакральное, помимо идеи царства божия на земле, священной книги под названием «Капитал» и двух сотен мучеников революции, с октября 1917 года покоившихся в братской могиле у Кремлёвской стены.

Существовало лишь два препятствия к тому, чтобы обожествить новопреставленного вождя: возражения со стороны Троцкого, Каменева и Бухарина и отсутствие способа сделать Ленина «вечно живым», в смысле – нетленным.

С первой из проблем генеральный секретарь справился легко, он всегда умел сделать так, чтобы его противники остались в меньшинстве. Вторую проблему в том же 1924 году решил профессор Борис Збарский, сотворив для большевиков заказанное Сталиным чудо. Медики поместили под веки мумии стеклянные шарики, чтобы не западали пустые глазницы; с помощью специальных процедур наполнили ткани тела и отбелили кожу, а в довершение эффекта устранили «желтоватую бледность», подобрав светофильтры для ламп, направленных на лицо и кисти рук Ленина. В результате этих стараний тело вождя смотрелось даже лучше, чем выглядел в последний год жизни сам Ильич, разбитый параличом. Найденный Збарским способ обработки тканей человеческого организма позволил сохранять тело Ленина в мире живых даже дольше, чем было отпущено вождю на его земной путь. Как известно, Владимир Ильич прожил 54 года, а мумия уже почти целый век с нами и покидать свою обитель пока не собирается.

Сколоченная из крашеных досок усыпальница выглядела слишком скромно и потому не годилась ни для хранения новообретенной святыни, ни для поклонения уснувшему богу. Академику Щусеву поручили создать другую гробницу, более торжественную, и весной 1924 года задание было выполнено. При этом сооружение приобрело дополнительный элемент – трибуну. У подножия Сенатской башни каждый год, начиная с 1918-го, к первомайскому митингу возводили временную трибуну. С этих трибун выступал Ленин, пока был жив, теперь же традицию продолжать намеревались преемники, и поскольку выше всех в партийной иерархии стояли два человека – Сталин и Троцкий, появившаяся на мавзолее трибуна была двойной.


Второй временный деревянный мавзолей (архитектор А. В. Щусев). Фото конца 1920-х годов


Новый мавзолей благодаря более тщательной проработке деталей выглядел уже не как штабель коробок, а скорее как резной ларец – облицованный лакированными панелями обычного и чёрного морёного дуба, сверкающий шляпками медных гвоздей в форме пятиконечных звёздочек, увенчанный портиком с колоннами. Однако общий контур сооружения не изменился. Он по-прежнему напоминал известную каждому архитектору пирамиду Луны в Теотиуакане, а также зиккурат – древневавилонский тип храма. Эти расположенные в разных концах света культовые сооружения объединяет не только внешнее сходство, но и назначение: и там и там совершались человеческие жертвоприношения.


Троцкий и другие руководящие товарищи на трибуне мавзолея, 1924


Случайно ли архитектор придал такую форму своему творению или же имел какие-то особые соображения, вряд ли кто-либо ответит, хотя и существует на этот счёт одна интересная гипотеза – но о ней чуть позже.

Конец ознакомительного фрагмента.