Советские и американские ВВС в Корейской войне
В 1950 г. в бой с американскими 36-тонными «Суперфортресс» В-29 и В-26 вступают Як-9, имеющие опознавательные знаки КНДР и советские экипажи. Штурмовку линии фронта осуществляют Ил-10, (глубокая модернизация Ил-2, с защитой теперь и бортового стрелка), но их пилоты – исключительно корейцы. Позже поршневые истребители Як-9 уступают реактивным МиГ-15.
Советские полки МиГ-15 базируются на территории Китая, охраняют важные стратегические объекты, в частности, переправы через пограничную реку и дороги, по которым в Северную Корею поступает помощь КНР и СССР. Истребителям запрещено приближаться к линии фронта ближе, чем на сто километров (не южнее Пхеньяна), а также сражаться над морем. Летчики одеты в китайскую военную форму, некоторое время пытаются переговариваться по радио на корейском языке, по разговорникам, затем переходят на русский. Два месяца они практически безнаказанно сбивают поршневые и устаревшие реактивные («Шутинг Стар», «Тандерджет») самолеты сил ООН, затем встречают достойного противника – F-86 «Сейбр». Обе стороны стараются соблюдать рыцарские правила ведения боя, в частности, не расстреливают поврежденные, теряющие высоту самолеты, пока не произойдет катапультирование, а также самого, оставшегося без машины, пилота. В начале боевых действий участвуют советские летчики, прошедшие школу сражений с немецкими асами. На какое-то время их пытаются заменить выпускниками летных училищ ПВО, а не ВВС, чтобы «проверить подготовку», но это приводит к значительным потерям. В американской системе ротации, неискушенных пилотов вводят в общий состав эскадрильи постепенно, так, что они имеют возможность перенимать знания и навыки опытных товарищей. Советская схема таких нюансов обучения не признает, и сложившиеся коллективы летчиков сменяются в полном составе. Общие потери ООН в самолетах: около 2200, из них МиГами с советскими экипажами сбито 1106, при потере 335 своих. Американские данные: потеряно 78 «Сейбров», сбито 792 МиГа и 108 других самолетов. Общих данных по В-29, «Тандерболтам» и «Шутинг Старам» нет.
Лучший ас Корейской воздушной войны от СССР – Герой Советского Союза Е. Г. Пепеляев – 23 победы.
Лучший ас Корейской войны из США – Джозеф Макконелл – 16 побед.
Ас Северной Кореи – Кем Ги Ок – 17 сбитых самолетов.
Ас Китая – Дун Вен – 10 самолетов.
Следует учесть, что советская система регистрации воздушных побед – одна из самых строгих в мире; помимо данных фотокинопулемета, свидетельств товарищей, необходимо было еще документальное свидетельство наземных частей. Не засчитывался самолет, упавший в море. Часто летчики, чтобы не выделяться в толпе, раздавали победы своим товарищам. Этот принцип прямо противоположен, скажем, немецкой системе, когда галочка ставилась по одному устному заверению «эксперта», обладающему порой фантазией самого барона Мюнхгаузена, а сбитые в группе самолеты непременно относились на счет ее командира.
В-29 «Суперфортресс». Вооружение: двенадцать 12,7 мм. пулеметов с 500 патронов каждый (синхронизированы по две-три установки), нормальная бомбовая нагрузка 4,5 тонны, максимальная – 9 тонн. Экипаж – 11 человек. Масса снаряженного – 36 тонн, максимальная – 63 тонны. Крейсерская скорость 540 км. ч., максимальная 600 км. ч. Потолок при боевой массе 12 км., радиус действия, с полной загрузкой и возвращением на базу – 3400 км. Три герметичных отсека, для удобства экипажа и стрелков. По результатам изучения интернированных в СССР В-29 созданы аналоги – Ту 4, с собственной винтомоторной группой, десятью 23 мм. пушками вместо пулеметов. Таким образом, по личному решению И. Сталина было положено начало стратегическому отставанию СССР во всех областях науки и техники; слепому, бездумному копированию иностранных образцов, вместо создания собственных разработок, с такими же, или лучшими характеристиками. Заметим, что отечественный аналог «Летающей Суперкрепости» – Пе-8 вполне поддавался глубокой модернизации. Не нашлось среди авиаконструкторов личностей, способных указать «вождю мирового пролетариата» очевидную вещь: «Наша авиация в годы Второй мировой войны специализировалась не на уничтожении гражданского населения в крупных городах, как американская и британская, а на ударах по вооруженным врагам непосредственно на поле боя. Поэтому советские штурмовики и истребители превосходят зарубежные аналоги, или же имеют одинаковые характеристики. Стратегическими ковровыми бомбардировками мы не увлекались, поэтому, да, имеется определенное отставание. Но, если будет поставлена задача, мы выполним ее, именно, собственными силами и средствами…». Всего с 1943 по 1946 г. произведено 4000 В-29. В небе над Кореей, по усредненным данным, истребительной авиацией сбито 35 «Суперфортресс». С 1947 по 1952 г.г. изготовлено около 1200 Ту-4. Почти сразу же советские аналоги устарели, в боевых действиях не применялись, в своей нише уступили место реактивным самолетам и баллистическим ракетам. Собственная разработка КБ Туполева – турбовинтовой Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear – «Медведь»), начатая в 1949 году, реализованная в 1952 г., значительно превосходит В-29 – Ту-4, и вполне современна на 2017 год.
Як-9. Один из лучших истребителей Второй мировой войны, логическое продолжение линии Як-1 и Як-3.
МиГ-15. Вооружение: две 23 мм., одна 37 мм. пушки, боевая нагрузка 200 кг. Экипаж – 1 человек. Скорость: 1040 км. ч., потолок 15000 м., дальность полета 1335 км., с подвесными баками 1900 км., время набора высоты 5 км. за 2,4 минуты. Произведено СССР, Чехословакией и КНР с 1947 года, разных типов, более 16 000 единиц.
«F-86 Сейбр» (North American F-86 Sabre). Вооружение – в «основное время» боев над Кореей – шесть 12, 7 мм. пулеметов, к концу войны – четыре 20 мм. пушки, бомбовая нагрузка 900 кг. Экипаж – один пилот. Скорость крейсерская 860 км. ч., максимальная 1090 км. ч., потолок 12500 м, скороподъемность 5 км. за 2 минуты. Масса – 5 тонн (в 1,7 раз выше, чем у МиГа), дальность полета 1365 км., с подвесными баками 2120 км. Произведено с 1947 года 9860 машин.
Салон Ли-2
Ли-2. Сбитием этого гражданского самолета, с советскими опознавательными знаками, над территорией КНР, уже в день окончания войны, довел до 10-ти свой счет (и получил соответствующую медаль) один из американских летчиков-истребителей. Самолет создан на основе лицензионного производства американского Douglas DC-3, с небольшими переделками и советскими двигателями. С 1942 года применялся также как ночной бомбардировщик, с двумя тоннами бомб. Симпатичный самолет тепло встречен в войсках. Максимальная скорость 320 км. ч., дальность полета 2560 км. Пассажировместимость (в креслах) – от 14 до 24 человек. Отражен в популярном советском фильме 1943 года «Воздушный извозчик». Частица «Ли» от фамилии инженера-доработчика Б. П. Лисунова. Послевоенная модификация имела санузел и широко использовалась в гражданской авиации до конца 1970-х годов. Всего с 1939 по 1953 г. в СССР произведено 617 самолетов, крайние известные случаи эксплуатации Ли-2 известны до 2004 года.
Картинка подстройки зрительных отделов к сознанию людей советского периода, середины 1950-х – 1990 г. г. Одна из первых простейших проб