Вы здесь

Война за доли рынка: конкурентные бои без правил. 3. Компромат дороже денег (А. А. Орлов)

3

Компромат дороже денег

3.1. Поиск скелета в шкафу

Информация правит миром, а компрометирующая информация дает власть бизнесменам. Именно такую информацию следует искать.

Это могут быть абсолютно разноплановые сведения как о самом предприятии-конкуренте, так и о его владельцах. Начиная от налоговых нарушений фирмы, заканчивая лечением главного бухгалтера в туберкулезном диспансере.

Но хочется предостеречь горячие головы. Даже в такой аморальной и грязной войне, как война с конкурентами, есть некие правила. Это правила не делового оборота и не этики. Это правила собственной безопасности. Как‑то стало не принято переходить на личности в таких войнах. Пока бизнес остается бизнесом, борьба должна идти именно между конкурентами-предприятиями, а не между людьми.

Если же эту тонкую грань переступить, ответные действия могут последовать. Причем как в отношении атакующей стороны, так и их близких. А это уже неправильно.

Хроники коммерческих войн хранят множество самых разных историй: от банальных убийств и похищений до рассылки по знакомым и клиентам руководства писем о том, что директор является ВИЧ-инфицированным.

Но это – за гранью разумного и ведет не к достижению задачи – устранение конкурента, а к утехе собственного извращенного эго. Поэтому люди здравомыслящие и рациональные такие стратегии не рассматривают. И ищут компромат, связанный с деятельностью предприятия, а не личный компромат на его собственников и руководство. Хотя если уж такие сведения попадут в нужные руки…

Итак, поскольку пока неизвестно, в каком шкафу у конкурента скелеты, следует проверять все шкафы по очереди.

Начинать собирать информацию необходимо с главных действующих лиц: акционеры (участники), менеджмент, директор, собственник, неформальные лидеры. Далее следуют: активы конкурента, как материальные, так и нематериальные, включая гудвил. Сюда же можно отнести информацию о сделках конкурента и историю его приватизации, если она была. Отдельно исследуется ситуация с акциями (долями), сделки с ними, обстоятельства дополнительных эмиссий акций.

Необходимо иметь перечень партнеров, клиентов и поставщиков и дать каждому из них соответствующую оценку по значимости его для конкурента, надежности и т. п.

Анализируется наличие у конкурента административного ресурса, связей с преступным миром и средствами массовой информации.

И последним пунктом в перечне следуют учредительные документы конкурента, решения органов управления, регламенты, положения, процедурные вопросы, а также анализ корпоративной культуры.

Если приведенные выше шкафы делить не по цвету дерева, из которого они сделаны, а по одежде, которая должна в них висеть, начинать искать скелеты надо в следующих сферах деятельности конкурента:

1. Корпоративные отношения:

– нарушения при создании предприятия-конкурента;

– анализ уставного капитала. В практике были случаи, когда компании оплачивали уставный капитал пальмой, собакой или собачьей будкой;

– анализ устава конкурента:

♦ возможные ограничения в видах деятельности;

♦ криминальные цели создания;

♦ полномочия руководства, порядок его назначения и увольнения;

♦ выявления имущественных прав участников;

♦ механизм наложения права вето на решения;

♦ порядок голосования, регламент принятия решений;

♦ сроки избрания, досрочного переизбрания совета директоров;

– ошибки при оформлении вклада;

– оплата акций (долей);

– ошибки при переходе прав на акции (доли):

♦ продавец не мог их отчуждать;

♦ не были соблюдены необходимые процедуры – одобрение, подтверждение отказа, получение согласия и т. д.;

♦ не было необходимого согласования (или уведомления) сделки с ФАС;

♦ сделка может быть признана недействительной;

♦ нарушения произошли при расчетах по сделке;

– поиск ошибок в учредительных документах конкурента. Встречаются случаи, когда собрание акционеров решает расформировать совет директоров, но забывает внести соответствующие изменения в устав, при этом начинает принимать решения вместо совета директоров;

– неверное использование данных оценки.

2. Трудовые отношения:

– система кадровой документации на предприятии;

– профсоюзы;

– предписания контрольно-надзорных органов.

3. Отношения в сфере недвижимости:

– неправильное оформление прав;

– права не зарегистрированы в реестре;

– активы «висят» на подставной фирме;

– продажа активов по заниженной стоимости;

– нарушение в пользовании недвижимостью.

4. Земельные отношения:

– использование земли без учета категории и вида разрешенного использования;

– нормы специального регулирования сельскохозяйственных земель;

– нарушение процедуры согласования при строительстве;

– экологические нарушения;

– ухудшение качества земли.

5. Интеллектуальная собственность:

– не зарегистрирован товарный знак;

– ошибки при регистрации товарной марки;

– пропуск срока действия лицензий, сертификатов;

– нарушения при лицензировании или сертификации деятельности.

6. Хозяйственные операции общества:

– экономически нецелесообразные сделки;

– причинение обществу убытков;

– доведение общества до состояния банкротства;

– занижение стоимости сделок;

– несогласование крупных сделок;

– нарушение процедуры заключения сделок с заинтересованностью и т. п.

7. Экологическое законодательство:

– нарушение в экологической сфере (в том числе уголовные преступления);

– проработка возможности экологического гринмейла.

8. Задолженности – кредиторская и дебиторская:

– неплатежеспособность должников;

– проверка структурированности кредиторской задолженности;

– возможность скупки долгов конкурента;

– наличие внебалансовых обязательств;

– наличие подконтрольной конкуренту задолженности;

– возможность искусственного создания задолженности.

9. Судебные споры и возможные претензии:

– риск конкурента оказаться должником;

– риск конкурента потери недвижимости;

– риск обанкротиться.

10. Проверка специфики деятельности компании:

– соответствие деятельности конкурента законодательству о лицензировании;

– нарушение таможенного законодательства;

– нарушение валютного регулирования;

– антимонопольные нарушения и т. д.

11. Вопросы налогообложения:

– схемы вывода денег;

– схемы оптимизации налогообложения;

– иные нарушения налогового законодательства.

12. Приватизация предприятия:

– приватизационные «обиды» государства;

– нарушения правил приобретения акций на баланс предприятия;

– административное давление на работников при поведении скупок акций руководством;

– подписание директорами транзитных компаний договоров купли-продажи акций с превышением полномочий;

– нарушения, допущенные при учреждении удерживающих компаний;

– нарушения при покупке «готовых» фирм и т. п.


Какие еще «звоночки» подскажут о наличии у конкурента слабостей или теневой жизни? Их масса:

– кратковременность его существования;

– нестабильность работы предприятия;

– негативные отзывы о сотрудничестве;

– завышение активов;

– обременение активов конкурента (аренда, залог и т. п.);

– наличие большого числа сделок между родственными компаниями;

– отсутствие дочерних компаний;

– изменение адреса в уставных документах;

– смена учредителей предприятия;

– высокая текучесть кадров;

– устойчивая связь с криминалом;

– уменьшение основных и оборотных фондов;

– просьбы о перечислении денег на счета третьих лиц или на скрытые счета;

– нецелевое использование кредитных средств;

– сокрытие убытков и долгов;

– несвоевременность подачи налоговой и статистической отчетности;

– отзывы лицензий у компании;

– наличие штрафных санкций;

– «нулевой» или отрицательный баланс;

– отсутствие долговременных партнеров;

– отсутствие каких‑либо активов;

– некомпетентность руководства;

– руководство ранее возглавляло обанкротившееся предприятие;

– мошенничество в истории предприятия или его руководства;

– частая смена адреса;

– постоянная смена руководства;

– постоянная структурная реорганизация;

– наличие судебных разбирательств;

– уменьшение денег на счете;

– снятие со счета сумм, превышающих фонд зарплаты;

– введение бюрократических барьеров, позволяющих замедлить платежи;

– недостоверность предоставляемой информации;

– затягивание выплаты долгов;

– регистрация на утерянный паспорт или подставное лицо;

– частые проверки госорганами;

– низкий уровень безопасности.

3.2. Нематериальное барахло

Особо следует выделить слабость нематериальных активов конкурента. Дело в том, что, кроме товарного знака, который любой человек сразу причислит к нематериальному активу, существует еще множество других нематериальных активов. Обычно они не отражаются на балансе предприятия и их крайне сложно оценить. Они не имеют материального носителя. Поэтому у конкурента возникают огромные сложности с защитой таких нематериальных благ.

К таким нематериальным активам можно в том числе отнести банковскую историю, управленческую культуру, узнаваемость бренда, высококвалифицированный персонал, клиентскую базу, опыт менеджмента, деловые связи, надежность поставщиков; лояльность акционеров; рынки сбыта; деловую репутацию на рынке, наличие административного ресурса, доля рынка компании, участие в профессиональных рейтингах и многое другое.

Учитывая непостоянство данных активов, нападать на них куда легче, чем на материальные. При этом вес нематериальных активов может составлять от 25 до 70 % стоимости предприятия-конкурента.

Совокупность нематериальных активов превращается в гудвил, хотя значение этого понятия законодательно не закреплено.

Главная задача атаки – превратить положительный гудвил в отрицательный. Убедить всех, что у конкурента неквалифицированный персонал. Что конкурент не способен найти общий язык с властями в регионе. Что им недовольны госорганы. Что у него множество судебных процессов. Что он явно связан с организованными преступными группировками и т. д.

Отрицательный гудвил напрямую влияет на конкурента в сторону понижения ликвидности. Компания не выглядит преуспевающей и успешной, а значит, теряет привлекательность и темпы роста.

Следует помнить, что нематериальные активы являются для конкурента источником прибыли. И атакуя их, не только снижается стоимость предприятия-конкурента, но и ему наносятся прямые убытки.

Для активной работы с нематериальными активами конкурента с целью атаки на них необходимо:

– составить перечень факторов, которые дают конкуренту преимущества на рынке (исходя хотя бы из приведенного списка);

– провести диагностику: какие права и какие материальные активы закреплены у конкурента, все ли процедуры в отношении них выполнены в соответствии с законом, какие из них отражены на балансе предприятия;

– определить, какие из найденных негативных факторов можно сформировать независимо от воли конкурента, какие имеют для конкурента повышенный риск;

– разработать после выявления наиболее рискованных факторов возможные варианты атаки. Эти варианты различны и могут даже не соотноситься напрямую с выбранной стратегией нападения.

Особое место в атаке в данном случае занимает, разумеется, черный PR. Именно он разрушает нематериальные активы, снижая стоимость предприятия-конкурента и дестабилизируя его работу.