Глава I. Факты истории. Хафез Асад
1. Факты истории. Раздел страны
В наши дни в мире происходит ряд событий, требующих глубокого осмысления. Оно, по идее, достижимо лишь спустя какое-то время, когда происходящее сегодня становится вчерашней историей. Тем и отличается история, располагающая большей полнотой сведений, способностью улавливать скрытую в калейдоскопе событий внутреннюю логику, возможностью выявлять тайные пружины и движущие силы политических процессов, от публицистики – зеркала непосредственно наблюдаемых современниками реалий. Отсюда, впрочем, не следует вывод о бессилии публицистики, которая при всей ограниченности своих возможностей всё же нередко пытается заглянуть за кулисы событий и разобраться в механизме, приводящем в действие колесо истории. Надо только учитывать, что у публициста больше прав на ошибку, чем у крепкого задним умом историка. В любом случае знание истории необходимо для лучшего понимания современности, которая всегда несёт в себе печать прошлого. К голосам недавнего прошлого и глухо доносящимся из глубины веков надо уметь чутко прислушиваться.
Едва ли случайно, что именно в наши дни и именно Сирия оказалась в эпицентре мировой политики. Если первое – результат активности Империи как инициатора Арабской весны, то выпавшие на долю Сирии тяжёлые испытания не в последнюю очередь обусловлены географическим местоположением, удельным весом на Ближнем Востоке и в арабском мире этой небольшой, но неординарной страны с богатой и яркой биографией. Для лучшего понимания нынешнего критического положения Сирии и роли исламистского, турецкого, французского и прочих факторов в нём полезно обратиться к некоторым фактам истории.
Ассирийская держава (Дамаск и Халеб отмечены белым)
Со ссылкой на Геродота и академические исследования прошлого и наших дней обычно полагают, что само название Сирия (греческое Συρία) этимологически связано и даже тождественно [24] со словом Ассирия (Ασσυρία), которое происходит от аккадского Aššūr или Aššūrāyu [31]. В эпоху возникновения христианства Сирия – собирательное название для обширных земель на восточном побережье Средиземного моря, а в узком смысле это царство со столицей в Дамаске, который является почти всегда заселённым городом с не менее чем 3500-летней историей. Дамаск нередко относился к числу наиболее значительных региональных центров, а на протяжении без малого ста лет, с 661 по 750 год, был столицей тогдашней гипердержавы – халифата династии Омейядов, простиравшегося от Инда до Пиренеев.
История современной Сирии как государства насчитывает по меньшей мере шесть тысячелетий; фактически это один из самых древних очагов цивилизации. На протяжении своей долгой истории Сирия поменяла много хозяев: аккадцы, гиксосы, хетты, арамеи, ассирийцы, вавилоняне, персы, македонцы, Селевкиды, римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки, французы. Последними в этом длинном и, наверное, неполном ряду завоевателей стоят турки и французы. Османское владычество, начиная с султана Селима I, длилось четыре столетия вплоть до 1918 года, когда на очень короткое время Дамаск перешёл под управление арабов во главе с Фейсалом ибн Хусейном – первым и последним королём Сирии, а также основателем и первым королём соседнего Ирака (1921–1933).
Омейядский халифат со столицей в Дамаске к 750 году [15]
В 1920 году, в итальянском курортном городке Сан-Ремо на конференции, являющейся заседанием Верховного совета держав Антанты (без участия России) и присоединившихся к ним государств, Франция получила мандат на управление Сирией, утверждённый Лигой Наций лишь спустя три года, 29 сентября 1923 года. Не дожидаясь решения Лиги Наций, изгнав из Дамаска малочисленную армию Фейсала, Франция вступила во владение своей подмандатной территорией, которое закончилось в 1946 году, когда Сирия добилась полной независимости после окончательного вывода французских войск с её территории.
Делегаты конференции в Сан-Ремо
В период французского владычества произошли важные события, наложившие серьёзный отпечаток на будущее региона. Действуя по неизменному имперскому принципу разделяй и властвуй, используя естественную конкуренцию между двумя важнейшими городами Сирии – Дамаском и Алеппо, французская администрация в 1920–1921 годах на территории эфемерного Арабского Королевства Сирии образовала пять не менее эфемерных квазигосударств [30]:
Государство Дамаск,
Государство Алеппо с имеющим особый административный статус санджаком Александретта,
Алавитское государство,
Джабаль аль-Друз,
Великий Ливан.
Под единство Великой Сирии фактически была подложена «бомба замедленного действия», а чехарда с административно-территориальными переделами и переименованиями продолжилась.
В 1922 году французский генерал Анри Гуро провозгласил создание Сирийской Федерации в составе государства Дамаск, государства Алеппо и Алавитского государства, которое спустя два года было отделено снова. В декабре 1924 года Сирийская Федерация, уже в сильно урезанном виде, была переименована в государство Сирия. Алавитское государство со столицей в порту Латакия вернулось в состав Сирии в конце 1936 года. В том же году с Сирией объединился Джабаль аль-Друз, но, играя в свои колониальные игры, французы в 1939 году ещё раз его отделили. Окончательное объединение крохотного государства друзов с Сирией произошло в 1944 году.
Квазигосударства на территории Сирии [30]
Судьбы последнего из квазигосударств и санджака Александретта сложились иначе. В 1926 году в отдельную территориальную единицу, хотя по-прежнему управляемую французами, была выделена территория Ливана, ставшая впоследствии, в 1943 году, современным государством Ливан. Таким образом, область, которая на протяжении четырёх веков входила в состав Османской империи, а затем в состав французского мандата, была вначале отделена от Сирии, после чего получила со временем статус независимого государства. Фактическое отделение Великого Ливана от Великой Сирии объяснялось необходимостью защиты христиан-маронитов и других христианских общин, составляющих тогда большинство населения Ливана.
Но это не спасло уже независимую Ливанскую Республику от великих потрясений. Постоянно меняющийся в пользу мусульман религиозный состав страны и углубляющиеся противоречия между общинами породили две гражданские войны: малую, ограниченную в 1958 году и большую, продолжительную в 1975–1990 годах. Процветающая до второй гражданской войны страна, являющаяся финансовой и банковской столицей арабского мира и неофициально именуемая «Ближневосточной Швейцарией», стала ареной кровопролитных столкновений, унёсших 150000 жизней. В 1976 году по просьбе тогдашнего правительства в Ливан вошла сирийская армия, что однако не привело к прекращению войны. А сирийские войска, несмотря на протесты ливанского руководства, оставались на своей бывшей территории до мая 2005 года.
Уроки ливанской трагедии весьма показательны. Во-первых, это наглядный пример того, как ни к чему хорошему не приводит и привести не может колониальная политика, когда вопросы политического устройства и территорий решаются не народами самих стран и их руководством, а правителями метрополии, которые руководствуются исключительно своими имперскими интересами, обычно прикрываемыми соображениями целесообразности и псевдогуманной риторикой. Во-вторых, кардинальное изменение этнического и/или религиозного баланса страны неизменно сопровождается конфликтом интересов, чаще всего в форме гражданской войны. Последний урок важен для стран Евросоюза, особенно Германии, проводящих недальновидную и гибельную для европейской цивилизации миграционную политику.
Не меньшего внимания заслуживает история Александреттского санджака. Административным центром санджака (округ, составная часть вилайета в Османской империи) была Антиохия (Антиохия-на-Оронте, Антиохия Великая). Основанная в 300 году до н. э. после распада империи Александра Македонского его телохранителем и полководцем Селевком I Никатором, Антиохия числилась среди великих городов эллинистического, римского и византийского периодов истории, а в меньшей мере – эпохи крестовых походов. Она была одной из двух столиц державы Селевкидов [35], которая просуществовала почти четыре столетия, после чего её западная часть, включая Антиохию, была обращена в римскую провинцию Сирия. Антиохия была четвёртым по величине, вслед за Римом, Эфесом и Александрией, городом Римской империи и вторым по величине, после столицы Константинополя, городом Византийской империи.
Антиохия известна и как крупнейший центр раннего христианства, как колыбель христианского богословия. Согласно Новому Завету, последователи Христа именно «в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» [Деян. 11:26]. Антиохийская церковь, одна из четырёх древнейших автокефальных церквей, была основана по преданию около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. В Антиохии родился и начинал служение богослов и проповедник Иоанн Златоуст, почитаемый как один из трех Вселенских святителей и учителей, а по некоторым данным здесь родился и евангелист Лука. Уроженцем великого города, очевидно, является и Игнатий Богоносец, третий епископ Антиохийский, ученик Иоанна Богослова, предполагаемого автора Евангелия от Иоанна и Книги Откровения (Апокалипсиса).
Распад Османской империи и включение некогда знаменитой области в состав французского мандата стал началом сирийской драмы, с отголосками в настоящем. В соответствии с франко-турецким договором от 20 октября 1921 году санджак был выделен в особую административную единицу под тем предлогом, что там проживает много турок. Тем не менее, Турция не признала принятое решение, продолжая считать санджак своей территорией. По словам, сказанным 15 марта 1923 г. Кемалем Ататюрком, тогда ещё председателем Великого Национального Собрания, ставшим спустя несколько месяцев первым и бессменным президентом Турецкой Республики, эта территория на протяжении 40 веков была турецкой, и не может оставаться в чужих руках. И это при том, что турки-сельджуки появились в Анатолии лишь в XI веке, когда они оккупировали восточную часть Абасидского халифата и захватили Багдад. В условиях широкой автономии области активно проводилась политика её отуречивания, с осуществлением преобразований в духе реформ Ататюрка, формированием различных организаций, выступающих за идею объединения с Турцией.
В 1936 году, французская администрация произвела перепись населения области, результаты которой показаны в таблице [34], см. также [22].
Сирия в составе империи Селевкидов [35] (Антиохия и Дамаск отмечены чёрными кружочками)
Таблица 1. Население Хатая по переписи 1936 года
При таком соотношении, когда численность турецкой общины едва достигала ⅖ от общей численности населения, трудно, казалось, рассчитывать на то, что удастся придать хотя бы видимость законности аннексии территории, представив её как результат свободного волеизъявления народа. Другая проблема состояла в позиции западных держав, которые могли, в принципе, воспротивиться аннексии.
Но это не останавливало Ататюрка. Вначале он решил переименовать область в Государство Хатай (тур. Hatay Devleti), с намёком на связь с хеттами, обитавшими в Малой Азии задолго до появления там турок. Затем в Лиге Наций был поднят «Хатайский вопрос», с требованием присоединения Хатая к Турции, что никак не соответствовало букве и духу заключённого в Сан-Ремо договора. Хотя требования Ататюрка не были полностью удовлетворены, но по соглашению между западными державами и Турцией области была дана конституция, вступившая в силу в ноябре 1937 года. Формально всё ещё оставаясь в составе Сирии, санджак уже почти не был с ней связан и якобы для нужд обороны фактически перешёл под совместное управление Франции и Турции.
Этнический состав Хатая в 1936 году [22]
Дело явно близилось к развязке. В июле 1938 г. прошли выборы в Законодательную ассамблею санджака с совершенно удивительными на первый взгляд результатами: из 40 мест 22 получили турки, 9 – арабы-алавиты, 5 – армяне, 2 – арабы-сунниты, 2 – арабы-православные [10]. Действительно, как могло случиться, что 39 % турок, по данным переписи 1936 года, получили 55 % мест в ассамблее, абсолютное большинство? Между тем, всё просто и объяснимо, если учесть использованные турками, фактически с согласия французских властей, технологии. Накануне выборов турецкие военные отряды вторглись и осуществили этническую чистку в один из городов и в округ, где арабы и армяне составляли большинство населения. С целью внести раскол и переманить на свою сторону велась активная пропаганда среди алавитов и черкесов (адыгов), которых официальная Анкара записала в турки. И самое главное, турецкое правительство разослало по всем вилайетам циркуляр с требованием составить списки турок, ранее проживающих в Александреттском санджаке. В нужное время десятки тысяч людей были отправлены в санджак для регистрации в качестве граждан и голосования.
Технология сработала и область фактически перешла в турецкое управление, а арабы и армяне в массовом порядке стали её покидать, переселяясь в другие области Сирии. Дальнейшие действия турецкой стороны представим в виде краткой хронологии событий.
6 сентября, 1938 – Законодательная ассамблея принимает конституцию санджака.
7 сентября, 1938 – учреждается независимое государство Хатай, просуществовавшее до 29 июня 1939 года. Утверждён предложенный Ататюрком флаг Хатая.
6 февраля, 1939 – хатайская Законодательная ассамблея принимает все турецкие законы.
13 марта, 1939 – турецкая лира становится официальной денежной единицей Хатая.
29 июня, 1939 – хатайская ассамблея принимает решение об упразднении государства Хатай и присоединении к Турции.
7 июля, 1939 – Великое Национальное Собрание Турции принимает закон об учреждении вилайета Хатай, с включением в его состав территорий из других вилайетов.
23 июля, 1939 – последние представители французских властей покидают Антиохию, переименованную в Антакья. Хатай, увеличенный с 4700 км² до нынешних 5831 км², de facto становится частью турецкой территории.
Вот так, сжимая шаг за шагом кольцо, при полном попустительстве, чтобы не сказать потакании, западных держав была осуществлена аннексия древней земли, выгодно расположенной на восточном побережье Средиземного моря. Политику тогдашнего лидера запада – Великобритании и её младшего партнёра, владельца Сирийского мандата Франции в отношении Турции понять нетрудно. В приведённой хронологии событий следует обратить внимание на три последние даты, связанные вначале с принятием решения на местном уровне, затем аннексией Хатая де-юре и наконец аннексией де-факто: июнь-июль 1939 года, канун Второй мировой войны, начавшейся, как известно, 1 сентября того же года.
В 30-е годы ведущие державы Запада проводили пресловутую «политику умиротворения» не только по отношению к нацистский Германии и фашистской Италии, но также кемалистской Турции, о чём свидетельствует и поведение французской администрации Сирии на протяжении многих лет. Великобритания и Франция заигрывали с Турцией, стремясь включить её в орбиту своего влияния или хотя бы обеспечить лояльность и нейтралитет в преддверии грозных событий и в противовес растущему германскому влиянию в Турции и на Ближнем Востоке. Словом, наступил удобный момент для окончательной реализации турецкого плана аннексии Хатая методом шантажа великих европейских держав, оказавшихся в сложном положении из-за своей недальновидной версальской и пост-версальской политики.
В мае 1939 года Великобритания предоставила Турции гарантии независимости, а затем подписала с ней соглашение о гарантиях безопасности и сразу после этого начались переговоры уже о создании трёхстороннего англо-франко-турецкого союза. И вот тогда, в качестве условия присоединения Франции к союзу, Турция потребовала признания её права на присоединение Хатая. Французское согласие было получено 23 июня и в тот же день был подписан трёхсторонний, пока ещё предварительный и секретный договор о взаимопомощи. А полноценный англо-франко-турецкий договор о взаимной помощи сроком на 15 лет был подписан 19 октября, спустя полтора месяца после начала мировой войны [4]. Таким образом, Сирия была принесена в жертву геополитическим интересам великих держав и территориальным претензиям крайне амбициозной державы средней руки. Сделка, заключённая за счёт сирийского народа, напоминает заключённый 30 сентября 1938 года Мюнхенский сговор, по которому в рамках всё той же политики умиротворения Чехословакия была отдана на закуску нацистам, отчего у них сильнее разыгрался аппетит.
Впрочем, и в обсуждаемом случае не всё прошло по задуманному. Трёхсторонний договор предусматривал взаимные обязательства, в том числе помощь союзникам со стороны Турции в случае
акта агрессии, совершённого европейской державой и приведшего к войне в зоне Средиземного моря, в которую будут вовлечены Франция и Соединённое королевство [1].
Турция также обязалась оказать, в определённых условиях, помощь Греции и Румынии. Вместе с тем, договор не предусматривал вовлечение Турции в вооружённый конфликт с Советским Союзом, с которым она была связана время от времени обновляемым договором 1925 года о ненападении и нейтралитете:
Обязательства, принятые на себя Турцией в силу вышеупомянутого договора, не могут принудить Турцию к действию, результатом или последствием которого будет вовлечение её в вооружённый конфликт с СССР [Там же].
Однако в ходе Второй мировой войны, вопреки взятым в рамках договора обязательствам, Турция не оказывала помощи западным союзникам, а 18 июня 1941 г., за несколько дней до нападения Германии на Советский Союз, заключила договор о дружбе с Германией [7] и до 1944 года снабжала её стратегическим сырьем.
Некоторые исследователи на западе считают, что именно передача Александреттского санджака Турции обеспечила её нейтралитет во Второй мировой войне. Тем самым как бы оправдывается предательство интересов малой страны «во имя высокой цели». Но никто не может сейчас сказать, как повела бы себя неумиротворённая Турция. К тому же принятое в Сан-Ремо решение о предоставлении Александреттскому санджаку статуса особой административной единицы и явное попустительство французских властей последовательным шагам по отуречиванию области объективно вело к её отделению от Сирии.
Не следует также забывать, что Турция тех лет – не Османская империя в пору её расцвета, а второстепенная держава, которой в случае присоединения к германскому блоку пришлось бы иметь дело с очень сильными противниками, многократно превосходящими её по мощи, прежде всего Красной армией на Кавказско-Анатолийском фронте, советским флотом в Чёрном море, британским флотом в Средиземном море. В битве титанов Турция вряд ли могла быть той соломинкой, которая ломает спину верблюда. Поведение Турции в те годы скорее соответствовало китайской стратагеме: «сидя на горе, наблюдать за битвой тигров». Здесь можно также вспомнить эпизод из жизни выдающегося по способностям, но беспринципного и порочного политика и дипломата Талейрана-Перигора, который на долгие пятнадцать лет был отстранен от власти, пока во Франции в 1830 году не грянула революция. Тогда, сидя у окна и прислушиваясь к шуму уличных боёв, он изрёк свое крылатое «Мы побеждаем». «Мы? Кто же именно, князь, побеждает?», спросил его секретарь. «Тише, ни слова больше; я вам завтра это скажу». Сразу после победы Луи-Филиппа Орлеанского Талейран присоединился к новому правительству и снова оказался у власти.
В 1941 году турецкое правительство отказывалось пропускать через свою территорию как войска Великобритании и «Свободной Франции», направлявшиеся для ведения боевых действий в Ирак и Сирию, так и войска вермахта и Вишистской Франции, которые планировалось отправить туда же. Получив в виде подарка от западных держав Александреттский санджак и формально придерживаясь нейтралитета, Турция со временем стала связывать свой надежды на новые территориальные приобретения с победами германского оружия. Она держала на границе с Советским Союзом большую армию с тем, чтобы ударить по своему историческому противнику в подходящий момент. Но долгожданный момент так и не наступил. Немцы вначале были отброшены от Москвы, после разгромлены под Сталинградом, потерпели поражение в Северной Африке и уже к 1944 году их положение выглядело практически безнадёжным. Снова обратимся к хронологии событий.
23 августа 1943 – поражение Германии в Курская битве, в результате чего инициатива в войне окончательно перешла к Красной армии.
6 июня 1944 – высадка англо-американцев в Нормандии, открытие второго фронта.
2 августа 1944 – по требованию союзников Турция объявила о разрыве экономических и дипломатических отношений с Германией.
23 февраля 1945 – Турция присоединилась к антигитлеровской коалиции и объявила войну Германии и Японии.
С выжидательным нейтралитетом было покончено, избегая последствий своей «многовекторной», но преимущественно прогерманской политики, Турция перешла в стан победителей. Правда, боевых действий с Германией она не вела, но сумела избежать возмездия за свою враждебную, особенно в период военных успехов Германии, политику по отношению к СССР. В марте 1945 г. Советский Союз денонсировал советско-турецкий договор от 25 декабря 1925 года с последующим требованием вернуть входившие в состав Российской империи с 1878 года и отторгнутые после Первой мировой войны территории, в частности, бывшую Карсскую область, Сурмалинский уезд бывшей Эриванской губернии, юг Батумской области и разделить эти земли между Армянской ССР и Грузинской ССР. Особое значение придавалось требованию о введении режима совместного контроля и размещении советской военно-морской базы в Черноморских проливах. Кроме того, обсуждались вопросы о передаче Армении территорий в соответствии с Севрским договором 1920 года и
о перспективе сбрасывания Турции с Балканского полуострова, а также выхода на Эгейское море. Это будет сделано, сказал Молотов, чтобы обеспечить славянам будущее [8].
Как и следовало ожидать, требования относительно восстановления исторической справедливости, пересмотра конвенции 1936 года в Монтрё (Швейцария) о статусе проливов и планы о мерах по защите балканских славян натолкнулись на жёсткое противодействие со стороны западных покровителей Турции. В 1946 году, особенно после фултонской речи Черчилля, стало совершенно явным глобальное геополитическое, военное, экономическое, идеологическое и культурное противостояние между Советским блоком и Империей, известное как Холодная война. Всё вернулось на круги своя, злонамеренный мистер Хайт взял верх над добропорядочным доктором Джекилом, приведя Realpolitik в соответствие с традиционной исторической стратагемой: за неимением общего врага бывшие союзники по антигитлеровской коалиции снова взялись за старое, то есть устранению с политической карты мира своего исторического соперника. В 1949 году был основан Североатлантический альянс (НАТО), созданию которого предшествовали секретные переговоры между основными центрами тогдашней Империи – Соединёнными Штатами, Великобританией и Канадой, а также Брюсельский пакт между Британией, Францией и странами Бенилюкса. В 1952 году Турция вступила в НАТО, а в следующем году СССР заявил об отказе от всех претензий к ней. Словом, благодаря покровительству и защите Империи, Турция ничего не уступила и в составе мощного военно-политического альянса вышла сухой из воды.
Согласно официальным данным, представленным в открытых источниках, Россия воевала с Турцией чаще, чем с любой другой страной, за исключением Польши, позже двуединой польско-литовской Речи Посполитой. Начиная с 1568 года, в течение четырёх с половиной столетий было 12 русско-турецких войн с общей продолжительностью боевых действий приблизительно в 65 лет (в случае Польши – 13 войн, вдвое большей продолжительности боевых действий, но на протяжении тысячи лет, начиная с 1018 года).
Для более полного понимания особенностей и исторической подоплёки сирийского кризиса следует, наряду с драмой Александреттского санджака, учесть некоторые обстоятельства, связанные с историей Османской империи и Второй мировой войной. Об отношении первых лиц политического руководства Турции к России в период этого самого большого в истории военного конфликта можно судить по высказываниям Исмета Инёню, сменившего на посту президента Турецкой Республики умершего в 1938 году Ататюрка, и премьер-министра Шюкрю Сараджоглу. Согласно донесениям германского посла в Турции Франца фон Папена, (кстати, вначале премьер-министра Пруссии и рейхсканцлера Веймарской республики, а с приходом к власти нацистов – какое-то время вице-канцлера при рейхсканцлере Гитлере) в Берлин Инёню в начале 1942 года заверил его, что
Турция в высшей степени заинтересована в уничтожении русского колосса. … Нейтральная позиция Турции уже на данный момент много выгоднее для стран оси, чем для Англии [6].
В том же 1942 году, согласно секретному Политическому отчёту, адресованному фон Папеном Министерству иностранных дел в Берлине, Сараджоглу, заявлял, что
Как турок он страстно желает уничтожения России. Уничтожение России является подвигом фюрера, равный которому может быть совершён раз в столетие; оно является также извечной мечтой турецкого народа. Каждый турок … не может об этом думать иначе, чем он. … Русская проблема может быть решена Германией только если будет убита по меньшей мере половина всех живущих в России русских, если впредь будут раз и навсегда изъяты из-под русского влияния русифицированные области, населённые национальными меньшинствами, и если эти области будут поставлены на собственные ноги, привлечены к добровольному сотрудничеству с державами оси и воспитаны как враги славянства [9].
При этом, Сараджоглу рассчитывал на то, что Германия будет учитывать интересы Турции и позволит ей расширить свою территорию за счёт Советского Союза.
Едва ли фон Папен пытался ввести в заблуждение нацистское руководство, выдавая желаемое за действительное и пытаясь выставить в выгодном свете свою посольскую деятельность в проблемной и важной для реализации нацистских планов на Востоке стране. Скорее всего, в высказываниях Инёню и Сараджоглу выражена константа четырёх с половиной веков русско-турецких отношений, незыблемый постулат, характерный для турецких политических лидеров во все времена и нередко прикрываемый заверениями в дружбе, взаимопонимании, сотрудничестве и даже (кто бы мог подумать!) стратегическом партнёрстве. Это голос пантюркизма, стремящегося взять реванш, отомстить за понесённые от своего исторического «обидчика» поражения.
Средневековыми предками современных турок считаются кочевые огузские племена, первоначально обитавшие на Алтае и в Центральной Азии, согласно же легендам прародиной всех тюрок является Эргенекон (тур. Ergenekon, монг. Эргүнэ Хун) – мифическая местность в горах Алтая. Продвигаясь на запад и захватывая всё новые области, потомки огузов создали со временем огромную империю, раскинувшуюся на трёх континентах. Османская империя занимала обширные территории Передней Азии, включая Анатолию, Юго-Восточной Европы, Северной Африки, часть Кавказа и Причерноморья, Балканы, Аравийский полуостров, Сирию с Антиохией … В момент своего наивысшего расширения в 1683, когда после разгрома под Веной империя стала сокращаться в размерах, она занимала территорию, более чем в 5 млн. км², господствовала в восточной части Средиземного моря, а Чёрное, Азовское и Мраморное моря были её «внутренними озёрами». К 1914 году площадь, занимаемая Османской империей уменьшилась в три раза до 1,8 млн. км², а к началу Второй мировой войны – уже в семь раз, до нынешних 783 тыс. км². Откусив в тридцатые годы прошлого столетия лакомый кусок от Сирии, нынешнее турецкое руководство, мечтающее о возрождении Османской империи, не прочь отхватить от своего южного соседа и часть её северной территории, о чём подробнее будет сказано в одном из следующих разделов.
2. Хафез Асад: восхождение к власти
Краткий экскурс в историю последних десятилетий Сирии, предваряющий обсуждение кризиса наших дней, начнём с военного переворота 1963 года, известного как Революция 8 марта. Переворот был организован и осуществлён членами военного регионального комитета Партии арабского социалистического возрождения (коротко Баас – араб. возрождение), которую в 1947 году основали православный христианин Мишель Афляк, мусульманин-суннит Салах ад-Дин Битар и алавит Заки аль-Арсузи. Под лозунгом «Единство, Свобода, Социализм» идеология Баас представляет собой синтез арабского социализма, национализма, панарабизма и антиимпериализма. В преамбуле Конституции Сирийской Арабской Республики 1973 года записано:
Арабские массы рассматривали независимость не как свою конечную цель и прекращение своих жертв, а как средство усиления своей борьбы и как новый этап в их продолжающейся битве против сил империализма, сионизма и эксплуатации под руководством своих прогрессивных национальных сил для достижения целей арабской нации, воплощённых в единстве, свободе, социализме.
После достижения независимости массы нашего арабского народа в Сирии продолжили свою борьбу, и, неуклонно усиливая её, они смогли достичь грандиозной победы, завершившейся революцией 8 марта 1963 года под руководством Партии арабского социалистического возрождения, которая превратила власть в орудие, служащее построению объединённого социалистического арабского общества.
Партия арабского социалистического возрождения является первым движением на арабской родине, которое придало арабскому единству действительно революционное значение, связало национальную борьбу с борьбой за социализм, соединив волю и устремления арабской нации к будущему с её славным прошлым, что позволяет выполнить её роль в достижении победы во имя свободы всех народов.
А Статья 1 сирийской Конституции (Раздел 1. Основные принципы. Глава 1. Политические принципы) гласит:
Сирийская Арабская Республика является демократическим, народным, социалистическим и суверенным государством. Никакая часть её территории не может быть отторгнута. Сирия является членом Союза Арабских Республик.
Сирийская Арабская Республика – часть арабской родины.
Народ Сирийской Арабской Республики – часть арабской нации. Он работает и борется для достижения её полного единства [13].
Флаг партии Баас [23]
Партия Баас, имеющая сейчас отделения более чем в десяти арабских странах, пришла к власти в 1963 году и с тех пор бессменно правит Сирией, а один из участников мартовского переворота, незадолго до этого отправленный в отставку 33-летний офицер Хафез аль-Асад тогда же начал своё восхождение к вершинам власти. Вскоре он был назначен командующим ВВС, а в 1966 году принял участие в перевороте в пользу генерала Салаха Джадида и в новом правительстве Асад занял пост военного министра.
В 1967 году вспыхнула шестидневная война между Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с одной стороны и Израилем – с другой. Итогом войны стал захват Израилем территории в 3,5 раза превосходящей его собственную, в том числе около 1200 км² сирийской территории – ⅔ всей площади стратегически важных Голанских высот. С такой потерей Сирия не могла примириться, это оказывает огромное влияние на её отношения с Израилем и является одним из тех малозаметных на первый взгляд обстоятельств, которые могут выйти на передний план при определённом повороте событий в сирийском конфликте. Хотя в шестидневной войне Асад как военный министр был одним из арабских командующих, в поражении и вообще в неэффективном руководстве страной, неспособности противостоять израильской угрозе он обвинил фактического лидера страны Джадида.
Голанские высоты
В 1970 году, почти сразу после провального вмешательства сирийской армии в конфликт между Организацией освобождения Палестины и королём Иордании Хуссейном («чёрный сентябрь») был организован третий по счёту за семь лет переворот, на этот раз под руководством Хафеза Асада. Джадид был свергнут, а участь низложенных правителей незавидна и остаток жизни он провёл в заключении, где и умер в 1993 году. Асад, сохраняя за собой пост военного министра, стал вначале премьер министром, а в марта 1971 года одержал победу на безальтернативных президентских выборов, набрав 97 % голосов и занял пост президента Сирии. Родившийся в деревне Кардаха, в мухафазе Латакия представитель незнатной алавитской семьи, четвёртый сын от второй жены Али Сулеймана аль-Асада стал фактически единоличным правителем государства, населённого преимущественно суннитами. Али Сулейману, который отличался большой силой и меткостью стрельбы, местные жители дали прозвище Дикий Зверь. Став одним из авторитетных лидеров алавитской общины, он удостоился прозвища аль-Асад («лев») и сделал это более благозвучное прозвище своей фамилией [27]. Отсюда и пошла «львиная» династия правителей Сирии.
С момента провозглашения в 1932 году Сирии республикой (с сохранением французского мандата) и до прихода к власти Асада, то есть за неполные 40 лет, на посту руководителя государства побывало более двадцати человек [21] и ни одному из них не удалось усидеть в кресле верховного правителя хотя бы четыре года. Это явный показатель политической нестабильности страны, где даже в коротком временном интервале между 1963 и 1970 годами, в условия правления партии Баас произошли два переворота и смещение четырёх лидеров страны. Став президентом фактически в результате дворцового переворота, Асад прекрасно понимал, что только хорошо продуманная, взвешенная внутренняя и внешняя политика может обеспечить долголетие его правлению. Для этого ему необходимо было преодолеть три казалось бы несокрушимые преграды.
Вначале обратимся к официальным результатам двух переписей, дающих соответственно численность религиозно-конфессиональной и религиозной групп населения страны. Эти данные, как нам представляется, чрезвычайно важны для понимания как недавнего прошлого, так и настоящего Сирии. Хотя, начиная с 1943 года, примерно каждые десять лет в Сирии проводилась перепись, но распределение по конфессиям в последний раз указывалось в 1953 году, а по религиозной принадлежности в 1960 году. Мы приведём результаты первой – с момента формально провозглашённой независимости Сирии в 1941 году – переписи 1943 года и данные из переписи 1960 года.
Таблица 2. Результаты переписи 1943 года [28]
Каждая из представленных в таблице групп представляет собой отличную от остальных религиозную общину со своими особенностями, но здесь важна не многоконфессиональность сирийского общества, характерная для большинства стран мира, а относительная численность отдельных религиозных групп. Обращает на себя внимание, что суннитов в шесть раз больше, чем алавитов, к которым принадлежит и семья Асадов. Это один из тех основных моментов, которые не мог не учесть Хафез Асад в своей внутренней политике. Правда, в число суннитов вошли и не выделенные здесь в отдельную группу курды, но и без них соотношение между суннитами и алавитами достаточно велико: приблизительно пять к одному. Заметим также, что на долю всех христиан, которых больше, чем алавитов, приходится седьмая часть населения страны. Забегая вперёд, заметим также, что к 2011 году, то есть за семь десятилетий население Сирии увеличилось в восемь (!) раз и малонаселённая страна перешла в другую геополитическую категорию, с бóльшим потенциалом и претензиями.
Демографическая кривая Сирии. По вертикали – население, тыс. человек, по горизонтали – год [36]
Перейдём теперь к данным переписи 1960 года с указанием процентной доли и численности отдельных групп населения [33, с. 9]:
Сунниты – 75 %, алавиты – 11 %, друзы – 3 %, исмаилиты – 1 %, йезиды – меньше 1 %. Общая численность всей группы – 4053349 человек или 92,1 % от всего населения.
Христиане (греки православные и католики, армяне грегориане и католики, якобиты, сирийские католики, халдеи, несториане, марониты, латиняне и протестанты) – 344621 человек, 7,8 %.
Евреи – 4860 человек, 0,1 %.
Прочие – 342 человека.
За вычетом курдов процентная доля суннитов возросла на несколько процентов, доля алавитов почти не изменилось, а общее число христиан сократилось и их процентная доля уменьшилась в 1,8 раза. Через десять лет, к моменту прихода Хафеза Асада к власти соотношение между суннитами и алавитами (судя по косвенным данным, за неимением официальной статистики) практически не изменилось. Трудно править, опираясь на меньшинство в десять с небольшим процента, и совершенно невозможно удержаться у власти, попирая конституцию. А согласно сирийской конституции 1950 года
Религией Президента республики является ислам [12].
Аналогично, в конституции 1973 года, принятой уже в правление Хафеза Асада, сказано:
Президент Республики должен быть мусульманином. Мусульманское право – основной источник законодательства [13].
Такое же требование относительно религиозной принадлежности президента содержится и во всех последующих конституциях. Но может ли алавит Асад считаться мусульманином? Алавизм как религиозное направление был основан в IX в. богословом Мухаммадом ибн Нусайром и до 1920-х годов его последователей называли нусайритами. Название алавиты связано с культом зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба, а сама религия считается эзотерическим ответвлением суфизма. Священная книга алавитов – «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур, является подражанием Корану и начинается со слов:
Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него [19].
В отличие от многих конфессий, алавиты прозелитизмом – стремление обратить других в свою веру – не занимаются, основы учения открыто не разглашают, а «тайное знание» алавизма доступно лишь очень немногим посвящённым. Имеющиеся в открытом доступе, полученные из разных источников скудные сведения об этой замкнутой религиозной группе принято считать неполными и противоречивыми, поэтому за достоверность приводимых ниже данных ручаться нельзя. Полагают, что в этногенезе алавитов, помимо нусайритской секты исмаилитов, принимали участие потомки крестоносцев – после падения государств крестоносцев на территории Сирии и армяне – после падения Киликийского Армянского Царства в конце 14 века [3]. Эклектическое (или, если угодно, синтетическое) учение алавизма, насколько известно, содержит в себе элементы ислама исмаилитского толка, христианства и доисламских восточных верований (зороастризм, манихейство, гностицизм, астральные культы). Существуют степени посвящения и тщательно скрываемые тайны алавизма, причём высшая степень для избранных «хасса» доступна лишь тем, у кого оба родителя – алавиты.
Семья Асадов в 1970 году. Слева направо: Башар, Хафез Асад, Махер, Аниса Махлуф (мать), Маджид, Бушра и Басиль [32]
Обрядовая сторона ислама сильно упрощена: пост рамадана длится только полмесяца, а не месяц, ритуальные омовения отсутствуют, намаз совершается два раза в день, вместо пяти, многие исламские запреты, включая запрет алкоголя, отменены. От исмаилитов унаследована приверженность «тайному знанию», склонность к каббалистике, исмаилитские обряды окружены налётом тайн и совершаются в особых часовнях. Алавиты верят в переселение душ, почитают солнце и луну. На флаге Алавитского государства 1923–1936 годов изображено жёлтое солнце посредине и три красных треугольника по краям, а в верхний левый угол помещён французский флаг, как показатель лояльности алавитов к властям французского мандата.
Флаг Алавитского государства
Все почитаемые, как и в исламе, пророки: Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус Христос) и Мухаммед считаются у алавитов воплощениями Али. Христианская компонента в их учении вообще достаточно сильно выражена и, помимо Христа, алавиты почитают апостолов и христианских святых, празднуют Рождество и Пасху, читают Евангелие на богослужениях и причащаются вином, а некоторые члены общины носят христианские имена.
Очевидно, что алавизм очень сильно отошёл от основ ислама, причём в любом его истолковании, и фактически стал отдельной религией. Алавиты (нусайриты) подвергались жестоким преследованиям в Османской империи и нападкам со стороны суннитов, а некоторые исламские авторитеты (улемы) заявляли, что они бóльшие еретики, чем иудеи, и что
вред от них нации Мухаммеда бóльший, чем от турок, французов и др. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его пророка, ни в Коран, см. [19].
Вот эти три проблемы: малочисленность сирийских алавитов, отказ признавать их мусульманами и статья в конституции о том, что президентом Сирии может быть только мусульманин стали во весь рост перед пришедшим посредством военного переворота к власти алавитом Хафезом Асадом.
3. Правление Хафеза Асада
Вопрос, касающийся религиозной принадлежности алавитов и его самого, Асад решил довольно просто. Ему удалось убедить представителей высшего шиитского духовенства признать алавитов шиитами-мусульманами, а угрозами и обещаниями – заставить алавитских шейхов считать себя мусульманами. О принадлежности алавитов к мусульманам объявили авторитетные религиозные лидеры Ирана и Ирака [3]. Тем самым пребывание Асада на посту президента было легализовано.
Сложнее решался вопрос с построением стабильного, благополучного государства и утверждением в нём господства малочисленной алавитской общины, являющейся естественной опорой режима Асада. Понимая, что без учёта интересов суннитского большинства, а в какой-то мере и других религиозных общин, продержаться долго на посту президента не удастся, он не препятствовал их деятельности в экономике, торговле, ремёслах, образовании, исполнении религиозных обрядов и т. п. Суннитам было передано номинальное руководство политическими институтами, министрами обороны и иностранных дел были сунниты Мустафа Тлас и Абдель Халим Хаддам. Тем не менее, все ключевые позиции в государстве и деятельность не-алавитского руководства были под жёстким алавитским контролем. При этом, назначение алавитов на руководящие посты производилось по соображениям семейной близости и преданности главе государству, а не профессиональным качествам, что способствовало формированию алавитской элиты. Члены Асадовской семьи, его брат, зять, двоюродный брат и т. д., занимали высокие должности в госбезопасности, президентской гвардии, а также ведущее положение в бизнесе и других важнейших сферах. Алавиты полностью доминировали в органах государственной безопасности, спецслужбах, элитных подразделениях вооружённых сил. Таким образом, силовые структуры и репрессивный аппарат были реальным инструментом алавитского господства, опорой режима личной власти президента Асада.
Сосредоточив в своих руках почти всю полноту власти и установив однопартийный режим, Асад пытался восстановить единство нации, отказавшись от крайностей прежнего правления как во внутренней, так и внешней политике. Асад придерживался идеологии этатизма, означающей примат государственных интересов над частными, контроль над всеми сферами общественной жизни и вмешательство в жизнь отдельных граждан. Стремясь, видимо, к репутации народного президента, Асад, в отличие от своих предшественников, часто разъезжал по стране, встречаясь с жителями деревень и выслушивая их жалобы и пожелания. Он смягчил репрессивную политику государства, вернул на работу многих опальных при прежнем режиме деятелей, облегчил возможность вступления в партию Баас, пытался модернизировать сельскохозяйственную и промышленную отрасли, ослабил давление на частный сектор.
Во внешней политике Асад придерживался прагматического подхода и стал налаживать отношения со странами, ранее считавшимися реакционными. Он претендовал на роль общеарабского лидера, считая себя наследником Гамаль Абдель Насера, скончавшегося в сентябре 1970 года. С приходом Асада к власти стали налаживаться союзнические отношения Сирии с СССР, которые в наши дни перешли в отношения уже с РФ. В молодости, когда Асад был военным лётчиком и даже был признан «лучшим лётчиком» Сирии, он обучался в СССР полёту на МиГ-17. Во время холодной войны Асад стал на сторону Советского Союза в обмен на помощь в противостоянии с Израилем, оккупировавшим в шестидневной войне 1967 года Голанские высоты.
Однако и новый военный конфликт с Израилем, длившаяся 18 дней «Война Судного дня», успеха не принесла. Война началась 6 октября 1973 года во время иудейского праздника Йом-Кипур (ивр. «День искупления», «Судный день» – отсюда название войны) с внезапного удара сирийских и египетских войск на Голанских высотах и Синайском полуострове и вначале наступление арабов развивалось успешно. Но вскоре застигнутые врасплох израильтяне пришли в себя, подтянули резервы, перешли в контрнаступление, отбросили арабские войска, пересекли Суэцкий канал, взяв в окружение египетскую армию, и приблизились к Дамаску. Советский Союз поддержал своих арабских союзников и уже на второй день войны начал доставлять им оружие и снаряжение морем, а чуть позже и по воздуху. 22 октября была принята резолюция Совета Безопасности ООН, предусматривающая немедленное прекращение всех военных действий с остановкой войск на занимаемых ими 22 октября позициях. До этого в Средиземное море были направлены советские субмарины, к берегам Египта послана группа советских военных кораблей с десантом на борту, советские лётчики проводили аэрофоторазведку на «МиГ-25». В войну стали вмешиваться и другие страны, включая Иорданию и Кубу. 24 октября советское правительство выступило с Заявлением, в котором предупреждало Израиль «о самых тяжёлых последствиях» в случае его «агрессивных действий против Египта и Сирии». Одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев послал президенту США Ричарду Никсону срочную телеграмму, в которой предупреждал американскую сторону, что в случае её пассивности СССР столкнётся с необходимостью «срочно рассмотреть вопрос о том, чтобы предпринять необходимые односторонние шаги». Была объявлена повышенная боеготовность семи дивизий советских воздушно-десантных войск. В ответ в США, поддерживающих Израиль, была объявлена тревога в ядерных силах. На следующий день, 25-го октября Израиль прекратил военные действия и состояние повышенной боевой готовности в советских дивизиях и американских ядерных силах было отменено.
Спустя два месяца, 21 декабря в Женеве открылась мирная конференция по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке под председательством США и СССР и с участием Израиля, Египта и Иордании, Сирия же отказалась участвовать в конференции и снабжаемая советской военной техникой, советниками и инструкторами продолжала воевать до мая 1974 года. Лишь в конце мая было достигнуто соглашение о разъединении войск и состоялся обмен пленными. По условиям соглашения Израиль отвёл свои войска из ранее контролируемой сирийцами части Голанских высот, в том числе с территории полностью разрушенного города Кунейтры. Между позициями сторон были расположены войска ООН, названые по настоянию Сирии наблюдателями. Этим ознаменовался конец военных действий на сирийско-израильском фронте (подробное изложение фактов и анализ арабо-израильской войны с разных точек зрения см. в [14; 16; 17; 39; 5]).
Война Судного дня, или четвёртая арабо-израильская война, октябрьская война, как её ещё именуют, и последующие события – не просто фрагмент истории Сирии и Ближнего Востока. Это глобальный конфликт с далеко не полностью преодолёнными последствиями, оказывающий хоть и незаметное, но прямое влияние на развитие событий в нынешнем сирийском кризисе и способствующий её более полному пониманию. Ближневосточный, локальный на первый взгляд конфликт оказал огромное влияние на мировую политику и экономику. Двадцать восемь стран Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Все арабские страны – члены ОПЕК (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries), а также Сирия и Египет, ввели эмбарго на продажу нефти США и их европейским союзникам. В течение следующего года цена на нефть увеличилась в четыре раза, с трёх до двенадцати долларов за баррель, что привело к первому энергетическому кризису, который до сих пор считается крупнейшим. Прижатые нефтяным кризисом, страны Общего рынка совершили дрейф от произраильской позиции к про-арабской, приняв соответствующую декларацию [20].
Неспокойно было и в Израиле, который в конечном счёте хоть и одержал победу, но не такую убедительную, как в трёх предыдущих войнах с арабами и понёс значительные потери в технике и живой силе. В стране поднялась волна протеста с требованием отставки премьер-министра Голды Меир и министра обороны, триумфатора шестидневной войны Моше Даяна. В апреле 1974 года Голда Меир и её кабинет министров вынуждены были уйти в отставку.
Что касается Хафеза Асада – одного из основных, наряду с египетским президентом Анваром ас-Садатом, инициаторов Войны Судного дня, несмотря на неудачу, его репутация не особенно пострадала, поскольку поражение не было таким оглушительным, как в шестидневной войне 1967 года и противнику был нанесён значительный урон. К тому же Сирия и Египет добились широкой международной поддержки, а ВВП Сирии, после падения во время войны, стал в послевоенный период стремительно расти вследствие четырёхкратного роста цен на нефть.
При всей неоспоримой важности перечисленных итогов войны главный урок четвёртого арабо-израильского конфликта, который, кстати, с разницей всего в несколько дней начался в 11-ую годовщину карибского кризиса, состоит всё же в другом. В третий раз, считая и шестидневную войну, над миром нависла угроза войны между ядерными державами. Так получилось, что название «Судный день» имеет здесь как бы тройной смысл: это и последний день существования мира в эсхатологии трёх монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама, и связанный с этим праздник Йом-Кипур, судный день иудеев, день искупления грехов и Высшего суда, и угроза гибели мира в ядерном противостоянии сверхдержав. Возможно, подобный сценарий в 1973 году был не так реален, как во время карибского кризиса, когда мир был на волосок от ядерного апокалипсиса, но, когда объявляется тревога в ядерных силах, уже не до шуток.
Сирия – не самая большая, но ключевая страна Ближнего Востока, сердце арабского мира и на её территории в далёком и недалёком прошлом происходили и в наши дни происходят события, влияющие на судьбы мира. Сирия участвовала в трёх из четырёх арабо-израильских войнах (первая в 1947–1949 годах, вторая – Суэцкий кризис в 1956–1957 годах) и две из них могли, при определённых условиях, стать последними для мировой цивилизации в том виде, в каком мы её знаем. Самая большая опасность подобных конфликтов состоит в том, что в силу их геополитической важности они вовлекают в себя могущественные внешние силы и в какой-то момент ситуация приобретает огромный импульс и, развиваясь по своим внутренним законам, начинает выходить из-под контроля участников конфликта. Это суровый урок истории, хотя нет никакой гарантии, что он будет учтён участниками нынешнего кризиса, если верить словам большого оригинала и автора парадоксальных высказываний о том, что
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков (Бернард Шоу),
Кстати, афоризм ирландского шутника сильно смахивает на невольный пересказ изречения немецкого философа:
История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы (Гегель).
Вернёмся однако к Хафезу Асаду, который на третьем году своего бессрочного правления успешно пережил поражение в войне с Израилем и даже извлёк отсюда некоторую выгоду для себя и руководимой им страны. Однако не во всём ему сопутствовала удача, не все его замыслы и начинания во внутренней и внешней политике были успешными. В первой половине правления Асада стремительный рост в шесть раз (!) ВВП на душу населения, см. [25], и соответственно благосостояния жителей страны обеспечили ему широкую поддержку разных слоёв народа, независимо от их этно-религиозной принадлежности.
Одна из многочисленных статуй Хафеза Асада
Возник культ личности Хафеза аль-Асада, незаменимого руководителя страны, уверенно ведущего сирийский народ к процветанию, общеарабского лидера, достойного преемника великого Гамаль Абдель Насера. Асада подчас уподобляли богу, награждали такими титулами как «Просветлённый», «Надежда Нации», «Строитель Сирии», «Хафез Чести» (араб. Хафез – защитник), «Вождь Марта», «Вечный Лидер» и тому подобное. По всей Сирии ставились памятники президенту, а также членам его семьи, в их честь именовались различные географические объекты и учреждения. Именем матери Хафеза названа одна из церквей, а после смерти она изображалась с ореолом, см. [38].
Однако не все были довольны установившимися порядками. Правление Асада и алавитов изначально не устраивало радикально настроенных суннитов и уже в 70-е годы они начали борьбу с целью свергнуть режим Асада, покончить с шиитской гегемонией и создать справедливое государство, основанное на принципах ислама. Велась настоящая охота на видных алавитов, активистов правящей партии, военных, шиитских шейхов, сторонников Асада. Среди жертв исламистского террора были и находившиеся в Сирии советские военные специалисты. Только в Алеппо в конце 70-х – начале 80-х было убито около 300 человек, в том числе военные, полицейские, христиане, учителя, врачи и богословы, см. [11]. Противостояние с властями стало понемногу переходить в активную фазу. 26 июня 1980 года было совершено неудачное покушение на президента Асада, через полгода различные исламистские организации объединились во «Фронт исламского действия», а 2 февраля 1981 года в Хаме – пятом по величине городе Сирии, расположенном в центральной части страны недалеко от Хомса, – вспыхнуло восстание, возглавляемое организацией суннитских фундаменталистов «Братья-мусульмане». Захватив Хаму, исламисты провозгласили его «освобождённым городом» и по радио обратились ко всем сирийцам с призывом восстать против «неверных».
На исламский террор власти с самого начала отвечали репрессиями. Из членов партии Баас были сформированы «роты национальной обороны» – сирийские эскадроны смерти под командованием младшего брата Хафеза, вице-президент Рифата. После покушения на президента в качестве акции возмездия Рифат организовал казнь порядка тысячи заключённых-исламистов в тюрьме Тадмур, членство в Братьях-мусульманах стало караться смертной казнью. Для подавления восстания в Хаме были под его общим командованием брошены наиболее надёжные армейские части, «роты обороны» и спецназ – всего 12 тысяч человек, с наказом подавить мятеж любой ценой. После четырёх-дневных ожесточённых боёв восстание было подавлено, цена же оказалась непомерно высокой. По разным данным погибло от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч людей, в том числе немало мирных жителей, стариков, детей, женщин. Потери правительственных сил составили около тысячи человек, а в результате артиллерийских обстрелов и бомбардировок с воздуха значительная часть города была обращена в руины. После Хамы по всей Сирии началась охота на лиц, подозреваемых в симпатиях к исламистам, вооружённое исламское подполье к середине года было ликвидировано и в период правления Хафеза Асада уже не возродилось, хотя отдельные теракты были и в дальнейшем.
Асад целует руку своей матери: Мавзолей Асада на его родине в Кардахе [38]
После бурных событий 1982 года власть президента укрепилась, а ранее проводимые ограниченные либеральные реформы были свёрнуты. В середине 80-х «тучные годы» высоких цен на нефть остались позади и Сирия вошла в полосу экономических трудностей. В апреле 1980 года был зафиксирован исторический максимум – 115 долларов за баррель нефти, после чего началось падение и в 1986 году цена упала в 4,5 раза, до 25 долларов и до самого конца правления Асада-старшего, завершившегося в июне 2000 года, цена барреля нефти даже не приблизилась к пику двадцатилетней давности [26].
Резкое падение цен на нефть существенным образом сказалось на доходах Сирии, как и других стран с недостаточно развитой экономикой. ВВП страны, его доля в мире, Азии и странах восточной Азии стали резко снижаться по сравнению с максимумом, достигнутым в 1983–1984 годах. Так, если на долю Сирии в 1984 году приходилось 0,15 % мирового, 0,67 % азиатского и 5,4 % ВВП восточной Азии, то уже в следующем году эти показатели уменьшились вдвое, а в 2000 году они составляли соответственно 0,059 %, 0,21 % и 2,3 % [25]. Доходы населения резко упали, в один момент возник даже дефицит продуктов питания, а также дерева, железа и строительных материалов. Положение усугублялось высоким уровнем коррупции в стране, неэффективным управлением во всех секторах экономики, низким уровнем образования на селе, утечкой мозгов из страны, принявшей широкий размах контрабандой из Ливана. Темпы роста населения нередко заметно превосходили рост ВВП, что играло свою роль в ухудшении уровня жизни населения.
Словом, Сирия во второй половине правления Хафеза Асада стала экономически отставать от остального мира в среднем, но особенно от своих соседей и большинства азиатских стран. Можно констатировать, что, несмотря на довольно успешное в целом начало, когда в течение всего двенадцати лет удалось увеличить долю страны в мировом ВВП в три раза, половинчатые экономические реформы, проводимые правительством Асада, успехом не увенчались и в конце его правления Сирия в мировом экономическом рейтинге занимала примерно такое же место, что и в начале. Не были осуществлены поставленные цели и во внешней политике: в борьбе с Израилем Сирия потеряла контроль над стратегически важными Голанскими высотами.
Достижением правления Хафеза Асада следует считать, пусть не без огромных усилий, насилия и потрясений, но всё же приведение страны в относительно стабильное состояние. Для такой сложной в этно-конфессиональном отношении страны, находящейся к тому же в исключительно взрывоопасном регионе планеты, добиться этого было совсем не просто. Особенно на фоне непрекращающейся смуты и частой смены руководства с момента провозглашения независимости страны и вплоть до прихода Асада к власти.
Карта этно-религиозного состава населения Сирии на 1976 год [37]
Асад пытался предусмотреть крайне щекотливый, драматический для многих автократических режимов вопрос о преемнике, но без непредвиденного обстоятельства и трагической случайности здесь не обошлось. Вначале он, не исключено, склонялся к кандидатуре своего брата Рифата, который был младше его на 7 лет, отличался решительностью и организаторскими способностями. Ещё в 1965 году, в начале правления партии Баас, когда Хафез только-только набирал политический капитал, Рифат стал командиром специальных сил безопасности, подотчётных только Сирийскому Военному Комитету и ставших главной опорой Хафеза в его борьбе с Джадидом. С приходом Хафеза к власти, на базе этих сил были созданы руководимые Рифатом «оборонные бригады» численностью приблизительно в 20000 человек – независимые от армии, набранные в основном из алавитов хорошо обученные и вооружённые элитные подразделения, нечто вроде президентской лейб-гвардии, призванной охранять режим от любых попыток переворота и проявившей себя при подавлении восстания в Хаме.
Чёрная кошка пробежала между братьями в 1983 году, когда у не отличавшегося крепким здоровьем Хафеза, по сведениям анонимных источников, случился сердечный приступ. Он вынужден был отойти от дел, создав для управления страной временный комитет из шести человек, состоящий в основном из суннитов, а Рифат в состав комитета не был включён. Подобный поворот событий не устраивал возможно считавшего себя законным наследником «львиного трона» Рифата и вызвал недовольство в алавитских военных кругах. За спиной больного брата Рифат, имеющий в своём распоряжении вооружённое танками, артиллерией и авиацией войско численностью в 55000 человек, попытался захватить власть, установив контроль над столицей Дамаском. Ему противостояли войска верные Хафезу, который в 1984 году оправился от болезни. Конфликт между братьями, говорят, был разрешён их матерью после встречи втроём. Хафез вернулся к власти, Рифат же был отправлен за границу. Попытка дворцового переворота провалилась, а Рифат, и до этого пользовавшийся у недоброжелателей репутацией человека жестокого, с прозвищем «хамский мясник», коррумпированного и замешанного в контрабандных делах, выбил из числа претендентов на асадовское кресло. Правда, через несколько месяцев он был назначен вице-президентом и оставался на этом посту до февраля 1998 года, но этот пост оказался чисто номинальным, фактически обыкновенной синекурой, скорее всего призванной затушевать семейную распрю. В настоящее время 80-летний Рифат в основном проживает в городе многих изгнанников – Париже и, как положено опальным деятелям и политическим неудачникам, критикует политику своего племянника Башара.
Асад с женой и детьми: слева направо стоят: Махер, Башар, Басиль, Меджид и Бушра
Истинным преемником Хафеза Асада считался его старший сын Басиль, который, в отличие от Рифата, не был замешан в тёмных делах и был на хорошем счету, особенно у молодёжи и военных. Инженер по образованию Басиль, следуя семейной традиции, стал военным и был командиром бригады Республиканской гвардии, организовал пользующуюся широкой поддержкой общественности борьбу с коррупцией, был главой Компьютерной ассоциации Сирии. Басиль был мастером верховой езды, брал призы на региональных состязаниях и за это в партии Баас его звали «Золотым витязем». Образованный, во всех отношениях привлекательный молодой «принц» был кумиром сирийской молодёжи и после очередной и последней победы в 1991 году на президентских выборах Хафеза Асада его публично называли «Абу Басиль» – отец Басиля. Бессмысленно сейчас гадать, какой бы из него получился президент, поскольку история любит иногда путать карты и от случайностей никто не застрахован.
Басиль аль-Асад
Ранним туманным утром 21 января 1994 года Басиль Асад мчался за рулём собственного «Мерседеса» в международный аэропорт в Дамаске на рейс в Германию. Кроме него в машине находился его двоюродный брат по материнской линии Хафез Маклюф. В тумане Басиль не разглядел дороги и его «Мерседесе» на большой скорости вылетел с автострады. Хафез Маклюф получил тяжёлые травмы, но выжил и поныне жив, а наследник погиб на месте.
В это время другой сын Хафеза Асада 29-летний Башар находился в Лондоне, где обучался в ординатуре по специальности «офтальмология и глазная хирургия». Сразу после гибели брата Башар, до этого, видимо, не помышлявший о президентстве, вернулся в Сирию уже в ранге единственного наследника отцовского кресла.
Литература
[1] Англо-франко-турецкий договор 1939 года, 19 октября // Документы XX века. Всемирная история в Интернете. http://www.doc20vek.ru/node/3557
[2] Aракелян Г. Империя перешла в наступление: Кто же жаждет мирового господства? // М.: Университетская книга, 2015 (второе, дополненное издание вышло в 2017).
[3] Багдасаров С. Сирия: причины конфликта. Пути выхода // Багдасаров Семён Аркадьевич. http://sabagdasarov.ru/article/3
[4] Бондаревский Г. Л. Англо-турецко-французский договор 1939 // Публ. «Известия», 1939, 21 окт., № 244. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/798/%D0%90%D0%9D%D0%93%D0%9B%D0%9E
[5] Война Судного дня // Электронная Еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il/article/10954
[6] Германо-турецкий договор 1941 года, 18 июня // Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948. http://www.doc20vek.ru/node/3622
[7] Германская политика в Турции (1941–1943 гг.) // Документы министерства иностранных дел Германии. Вып. П. М., Господдтиздат, 1946, стр. 98. http://www.dpni.org/articles/publikacii/31326/
[8] Гибианский Л. Я. Донесения югославского посла в Москве об оценках руководством СССР Потсдамской конференции и положение в Восточной Европе (август – ноябрь 1945 г.) // Славяноведение, 1994, № 1, с. 3–13. http://newstar.rinet.ru/~minlos/2Inslav/Vylozheno/Slav-1994–1.pdf
[9] Документы министерства иностранных дел Германии: Выпуск 11. Германская политика в Турции (1941–1943 гг.) // М.: Госполитиздат, 1946. Документ № 27. с. 98. http://militera.lib.ru/docs/da/docmidgerman1/02/index.html
[10] Домарк Вирджиния. 1939. Государство Хатай // Проза. ru, 10.10 2015. https://www.proza.ru/2015/10/11/22
[11] Из истории Сирии – Хамское восстание 1982 года. http://antinormanist.livejournal.com/65232.html
[12] Конституция Сирии 1950, Главa I. О Сирийской Республике, Статья 3.1 // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова.
[13] Конституция Сирийской Арабской Республики, (принята 13 марта 1973 года) // Конституция государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. http://worldconstitutions.ru/?p=85
[14] Маначинский А. Четвертая война Израиля: Война судного дня // Центр военно-политических исследований. http://eurasian-defence.ru/?q=node/34044
[15] Омейядские халифы // Руниверс. Политическая история исламского мира. http://www.runivers.ru/doc/isl/element.php?ELEMENT_ID=2191&SECTION_ID=30...
[16] Розин А. Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние СССР – США на море. Часть I. http://belostokskaya.ru/BS/f_to_f/1973_1/
[17] Розин А. Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние СССР – США на море. Часть II. http://belostokskaya.ru/BS/f_to_f/1973_2/
[18] Россия ни с кем не ведёт переговоров о судьбе Асада – Лавров // Интерфакс, 9 декабря. http://www.interfax.ru/russia/279919
[19] Щенников В. Алавиты // Варварские тексты. http://www.varvar.ru/arhiv/texts/schennikov1.html
[20] 1973 oil crisis // Wikipedia. https://en.wikipedia.org/wiki/1973_oil_crisis#Embargo33966666396
[21] Capi di Stato della Siria // Wikipedia. https://it.wikipedia.org/wiki/Capi_di_Stato_della_Siria
[22] Ethnic composition of Hatay (1936). jpg // Wikimedia commons. https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Ethnic_composition_of_Hatay_(1936). jpg
[23] Flag of the Ba’ath Party.svg // Wikimedia Commons. https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Flag_of_the_Ba%27ath_Party.svg
[24]. Frye R. N. Assyria and Syria: Synonyms. (PDF) // Journal of Near Eastern Studies 51 (4), Oct. 1992, p. 281–285.
[25] Gross domestic product (GDP); Syria; 1970–2014 // E-book. World macroeconomic research. http://www.kushnirs.org/macroeconomics_/en/syria__gdp.html
[26] Crude Oil Price History Chart // Macro Trends, March 08, 2016. http://www.macrotrends.net/1369/crude-oil-price-history-chart
[27] Hafez al-Assad // Wikipedia. https://en.wikipedia.org/wiki/Hafez_al-Assad
[28] Hourani, Albert Habib. Minorities in the Arab World. London: Oxford University Press, 1947, p. 76.
[29] http://www.imf.org/external/ns/cs.aspx?id=28
[30] Map of French Mandate for Syria and the Lebanon and the states created, 1922. https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Don-kun#/media/File:French_Manda...
[31] Name of Syria // Wikipedia. https://en.wikipedia.org/wiki/Name_of_Syria
[32] President Hafez al-Assad with his family in the early 1970s // Assad family.jpg http://www.syrianhistory.com/content/president-hafez-al-asad-his-familye...
[33] Samman M. L. La population de la Syrie // Travaux et Documents de L’O.R.S.T.O.M. http://horizon.documentation.ird.fr/exl-doc/pleins_textes/pleins_textes_...
[34] Sanjak of Alexandretta. Wikipedia. https://en.wikipedia.org/wiki/Sanjak_of_Alexandretta#cite_note-Brandell2...
[35] Seleukidenreich.png // Wikimedia Commons. https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Seleukidenreich.png
[36] Syria-demography.png // Wikimedia commons. https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Syria-demography.png
[37] Syria Ethno-religious composition.jpg // Wikimedia commons. https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Syria_Ethno-religious_composition.jpg
[38] Tomb of Hafez al-Assad // Atlas Obscura. http://www.atlasobscura.com/places/tomb-of-hafez-al-asad
[39] Yom Kippur War // Wikipedia. https://en.wikipedia.org/wiki/Yom_Kippur_War