Вы здесь

Возрастная психология: конспект лекций. 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Т. В. Ножкина)

3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3.1. Абстракт

Хронологический аспект возрастной психологии рассматривается в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.

Микрохронология изучает возрастную динамику психических функций в отдельные отрезки жизни. Здесь выделяется два основных закона – закон неравномерности развития и закон гетерохронности.

Макрохронология изучает видовую и индивидуальную продолжительность жизни человека.

Особую проблему составляет периодизация жизненного цикла, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.

Хронологические характеристики развития личности в целом характеризуются следующими параметрами.

1. Темп (скорость развития данной характеристики).

2. Длительность (возрастных изменений данной характеристики на протяжении жизни человека).

3. Направленность (эволюция – развитие или инволюция – обратное развитие).

Кроме того, хронологический аспект возрастной психологии в свою очередь рассматривается как бы в двух планах – в плане микрохронологии и в плане макрохронологии.

Микрохронологический подход

Микрохронология изучает возрастную динамику отдельных психических функций в отдельные отрезки жизни.

Существует два основных закона микрохронологических изменений – закон неравномерности развития и закон гетерохронности.

Закон неравномерности развития – изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения.

До 6—7 лет имеет место ускорение развития всех функций.

В период 7—20 лет развитие идет с замедлением.

В 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций.

В период 20—50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики.

После 50 лет процесс старения сенсорных функций все более замедляется, т. е. то, что человек сохранил к 70 годам, практически уже не ухудшится до смерти.

Отдельно рассмотрим наиболее важные в социальном плане функции – зрительную и мнемическую.

Зрительная функция: для остроты зрения А = 4,3 года, для поля зрения А = 6,2 года; В статистически не выявлена; С = 79 лет.

Функция памяти носит колебательный характер; в период от 7 до 40 лет имеет место нерегулярное чередование моментов повышения и понижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12—27 лет, затем снижается. При этом чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в ходе возрастной динамики.

Закон гетерохронности – разновременность прохождения основных стадий и внутренняя противоречивость соматического, полового и нервно–психического развития человека.

Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.

Выделяется внутрисистемная (внутрифункциональная) и межсистемная (межфункциональная) гетерохронность.

Пример внутрифункциональной гетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто–зеленый), а также тренируемые функции (красный – у сталеваров; у пилотов вообще не падает).

Межсистемная гетерохронность проявляется в том, что разные системы формируются в разное время; при этом вначале формируются более старые в филогенетическом смысле образования.

Пример межсистемной гетерохронности

1. У ребенка эволюционно более старые области мозга (древний мозг, средний мозг) полностью сформированы к моменту рождения; в то же время лобная и теменная части мозга заканчивают формирование только к 2 годам.

2. Достижение различных видов зрелости: физиологическая – 16 лет (половое созревание); личностная – 18—22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности – 34—40 лет.

По поводу развития всех психических функций в детском и подростковом возрастах будем говорить отдельно и подробно. Сейчас рассмотрим периоды ранней взрослости и взрослости/старения.

В ранней взрослости (18—21 год) имеет место разнонаправленность развития психических функций: повышается поле зрения, глазомер, пространственные представления, внимание, характеристики опознавания и распознавания; понижаются острота зрения, кратковременная память; стабильна наблюдательность.

В период старения гетерохронность выполняет компенсаторную функцию, способствуя сохранности одних функций за счет других, причем более всего сохраняются жизненно важные и тренируемые функции: словесно–логическая память (по сравнению с образной); все функции руки; речеслуховая и зрительная ориентации. В частности, у водителей транспорта все зрительно–пространственные функции как главные компоненты трудоспособности почти не меняются до старости.

Онтогенетическое развитие интеллекта во взрослом периоде носит противоречивый характер: невербальные характеристики (практический интеллект) постепенно снижаются после 30—35 лет; прогрессируют после 30—35 лет и достигают максимума после 40—45 лет. Вообще, вербально–логические функции, формируясь в раннем детстве, характеризуются наибольшей сохранностью и являются существенным фактором, противостоящим старению человека.

Пики максимальных достижений в развитии функций и свойств человека.

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие – 18—25 лет.

2. Творческие и интеллектуальные достижения – 35 и 47 лет, в том числе в некоторых областях (наука, литература) – 40 и 55 лет.

3. Наиболее общие социальные достижения – 55—65 лет.

Что еще противодействует старению (затормаживает инволюцию психических функций).

1. Образование. В детстве и ранней взрослости эффективно моторное научение, а дальше – словесное.

2. Одаренность. У одаренных людей интеллектуальный прогресс имеет место более длительный период, инволюция наступает позже и протекает медленнее.

Таким образом, сочетание филогенеза (общей эволюции психических функций) и онтогенеза (совершенствование профессионально важных функций) может приводить к неожиданным результатам, изменяя филогенетические закономерности.

Макрохронологический подход

Изучает видовую и индивидуальную продолжительности жизни человека.

Продолжительность жизни как видовая характеристика

В табл.2. представлена средняя продолжительность жизни (СПЖ) в различные исторические эпохи.

Таблица 2.


Эти данные, имеющие очевидное экономическое объяснение, вполне справедливы и с точки зрения социобиологии. Развитие популяции человечества привело к удлинению периода взросления; следовательно, требуется рост СПЖ (для воспроизводства следующего поколения и создания хотя бы минимума условий для его существования).

С точки зрения физиологии эти данные также находят объяснение. Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. На 5–й день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их 800 млрд, а в расцвете жизни, между 20 и 30 годами – около 50 трлн. Многие ученые поддерживают мнение, что число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность жизни человека (за редким исключением) не может превышать 110 лет. По–видимому, если не будет сделано каких–либо сенсационных открытий, этот «потолок» вряд ли удастся превзойти.

Подчеркнем, что, если СПЖ за последние полвека увеличилась на 15—20 лет, это отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15—20 лет длиннее. На Западе человек, достигший сегодня возраста 60 лет, может надеяться прожить еще 17 лет, что есть всего на 1 год больше, чем это было 50 лет назад. Рост СПЖ главным образом связан со значительным падением детской смертности за счет массовых вакцинаций.

Пример: человек занимает некое среднее положение по СПЖ среди всех представителей живой природы: бактерия живет несколько минут, кипарис – до 10 000 лет, баобаб – до 5000 лет.

Индивидуальная продолжительность жизни

Индивидуальная продолжительность жизни (ИПЖ) зависит от ряда факторов.

1. Социально–экономические факторы (экономическое развитие государства, улучшение гигиенических условий, снижение детской смертности, достижения медицины). Так, в слаборазвитых странах ИПЖ составляет 32—45 лет; а в развитых странах – 68—73 года.

2. Экологические факторы (температура, воздушная среда и т. д.). Показано, что снижение температуры тела, т. е. жизнь в холоде, замедляет интенсивность и темп обменных процессов и тем самым замедляет старение. Так, у дрозофил при температуре 10? ИПЖ составляет 177,5 дня, а при температуре 30? – 15,2 дня. Аналогичные данные получены по мышам и крысам.

3. Уменьшение содержания кислорода в воздухе приводит к недоокислению многих веществ в организме (проблема свободных радикалов) и преждевременному старению. Вспомним, что большинство долгожителей живут в сельской местности.

4. Генетические факторы. Имеет место корреляция ИПЖ детей и родителей. Так, 86 % людей старше 90—100 лет имеет родителей–долгожителей; близнецы имеют примерно одинаковую ИПЖ; сердечно–сосудистые заболевания протекают легче, если родители – долгожители.

5. Половой диморфизм. У женщин выше надежность систем саморегуляции, поэтому ИПЖ женщин выше, чем у мужчин.

6. Гетерозис (смешение разных расовых групп). Дети от смешанных браков живут в среднем дольше.

7. Образ жизни (режим питания, двигательный режим, активность человека как личности и как субъекта деятельности). Получена высокая корреляция (0,8—0,9) между общей калорийностью пищи, интенсивностью белкового обмена и видовыми сроками жизни.

Пример: чем выше потребление белка на 1 ед. массы тела, тем ниже СПЖ. Ожирение на 25—34 % от нормы приводит к росту смертности на 41 %, при этом ИПЖ падает на 6—8 лет. Хроническое перенапряжение ЦНС уменьшает СПЖ. Также плохо действует и недонапряжение (это показано на крысах). Здесь очень хорошо подтверждается теория Селье о роли стресса, т. е. требуется оптимальный уровень нагрузок, в том числе эмоциональных.

8. Творческая активность. ИПЖ у выдающихся ученых и деятелей искусства на 3—3,5 года выше средневидовой. Лица творческих профессий меньше подвержены наиболее частой болезни старческого возраста – атеросклерозу сосудов головного мозга. Среди них крайне редки случаи старческой деменции (слабоумия), т. е. нет спада творческой активности до самого преклонного возраста. Таким образом, позднее завершение деятельности – один из главных факторов долголетия, ибо только в деятельности все основные ресурсы человека не только реализуются, но и воспроизводятся.

3.2. Видовые изменения временной структуры продолжительности жизни

В основном это такие явления, как акселерация и ретардация.

Акселерация – ускорение развития (в основном физического) в раннем онтогенезе, начиная с периода новорожденности.

Пример: удвоение веса новорожденных 100 лет назад достигалось к 6 месяцам, а сегодня – к 4,5 месяцам; начало полового созревания – в 17 и 13 лет соответственно. То же относится и к психическим функциям. Так, показано, что дети независимо от форм и методов обучения в 1960–х гг. читали быстрее, чем в 1920–х. Есть и отрицательные проявления акселерации. Например, у молодежи 90–х гг. ХХ в. выявлено возрастание интеллектуальности и снижение фантазии.

Ретардация – замедление процессов старения. В результате расширяется период акме (наиболее продуктивной жизни).

Выделим общие закономерности макрохронологического аспекта возрастной психологии:

1) усиление влияния социальных условий по отношению к генетическим факторам;

2) рост роли онтогенеза по отношению к филогенезу.

Периодизация жизненного цикла составляет особую проблему, так как трудно подобрать для нее всеобъемлющий критерий.

В педиатрии периодизация проводится в основном по физиологическим показателям.

1. Внутриутробный период.

2. Период новорожденности.

3. Период вскармливания грудью.

4. Период молочных зубов.

5. Период отрочества.

6. Период полового созревания, т. е. здесь психологические критерии практически не учтены.

В России используется периодизация ЮНЕСКО, основанная на социальных факторах, но учитывающая и психологические факторы, особенно на начальных стадиях.

1. Новорожденный (0—1 месяц).

2. Младенчество (1 месяц—1 год).

3. Преддошкольный возраст (1—3 года).

4. Дошкольный возраст (3—7 лет).

5. Младший школьный возраст (7—10…11).

6. Подросток(10…11—13…14).

7. Старший школьный возраст (13…14—16…17).

8. Юность (16…17—19…20).

9. Ранняя зрелость (20—35 лет).

10. Средняя зрелость(35—45 лет).

11. Поздняя зрелость (45—55…65 лет).

12. Пенсионный возраст (свыше 60 лет).

Как видно, приведенные классификации не включают в себя содержательного истолкования тех или иных периодов жизненного цикла, хотя и приняты в качестве официального документа (как классификация ЮНЕСКО). Теперь рассмотрим периодизацию жизненного цикла по Ж. Годфруа, которая является как бы сводкой уже рассмотренных периодизаций и в то же время соотносит определенный период жизни с главным в определенном смысле процессом этого периода.

Годфруа делит всю жизнь на 4 этапа.

1. Пренатальный период (развитие плода от зачатия до момента рождения).

2. Детство.

3. Отрочество.

4. Зрелость.

Детство, по Годфруа, включает в себя три стадии.

1. Первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит) и речи.

2. Второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов.

3. Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т. е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Детство заканчивается с началом полового созревания.

Отрочество, по Годфруа, подразделяется на 2 периода.

Конец ознакомительного фрагмента.