Вы здесь

Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале. 3. Древние металлурги (А. Е. Тихомиров)

3. Древние металлурги

В Авесте бог Ахура Мазда (крайне осведомлённый жрец) советует легендарному непорочному царю древних ариев (индоевропейцев) Йиме создать гигантскую ограду – Вару, и туда, за эту ограду поместить «семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, и семя всех родов скота, и семя всех растений. И всех сделать по паре, пока люди пребывают в Варе…». Легендарная Вара состояла из 3 кругов, заключённых один в другой. Из крайнего вели 9 проходов, из среднего – 6, из внутреннего – 3. И на этой отгороженной от злых ветров территории Йима выстроил 18 улиц, а над территорией сотворил наверху окно – что-то вроде трубы для выхода дыма. Покровителем ковки в славянском языческом пантеоне был бог-кузнец Сварог (санскритск. «сварга» – небо). Образ Сварога сближается с греческим Гефестом и Прометеем. Солнце – Даждь-бог – в славянской мифологии мыслилось как сын Сварога. В христианском народном календаре Сварог превратился в святых Козьму и Демьяна – патронов кузнечного ремесла и брака. Само наличие богов – покровителей ковки – указывает на древность ее происхождения. Со словом «Сварог» идиоматически схоже и слово «Свастика» (санскр.) – крест с загнутыми под прямым углом концами, один из древнейших орнаментальных мотивов, встречающихся у народов Индии, Китая, Японии, где знак свастики имел и культовое значение. Сравните также славянские слова «варить», «сварка». На территории степей Урала-Алтая ковка достигла значительного развития уже у скифских племен Северного Причерноморья (7— 4 вв. до н. а.), а также у сарматов и у славян, известных в 4— 6 вв. под именем антов. В 10—11 вв. изделия из железа и стали на Руси были широко распространены и имели многообразное применение. Древние металлурги обычно сосредоточивали в своих руках как выплавку железа из болотной руды, так называемую «варку» железа, так и изготовление различных изделии из железа, а также ковку меди, олова, серебра и золота, в особенности в ювелирных работах. Использовался горн, где комья болотной руды снизу и сверху обкладывались углём, который поджигался и разогревал её до нужной температуры. Расплавленное железо стекало на дно горна и образовывало вязкую массу (крицу). Кузнец брал её клещами и затем ковкой молотом на наковальне придавал изделию нужную форму, сбивал с поверхности шлаки и уменьшал пористость металла. Освоение железа привело к существенному скачку в развитии. Кроме того, залежи олова и меди, и их сплава бронзы, в области обитания древних индоевропейцев практически отсутствовали, их завозили с других территорий. Железные руды имели более широкое распространение, чем медь и олово, железные руды формировались в больших количествах под действием микроорганизмов в болотах и стоячих водоёмах. А область распространения древних индоевропейцев как раз и характеризовались обилием озёр и заболоченных земель. В отличие от меди и олова железо в древности добывалось повсюду из бурых железняков, озёрных, болотных и иных руд. Предпосылкой широкого распространения железной металлургии было использование сыродутного процесса, при котором восстановление железа из руды достигалось при температуре 900 градусов, тогда как плавится железо лишь при температуре 1530 градусов, для получения железа сыродутным методом руда дробилась, обжигалась на открытом огне, а затем в ямах или небольших глиняных очагах, куда закладывался древесный уголь и нагнетался мехами воздух, производилось восстановление железа. На дне печи образовывалась крица (сравните Кришна с санскрита, букв. – «тёмный, чёрный», один из почитаемых богов в индуизме). – комок пористого, тестообразного и сильно загрязнённого железа, которого было затем необходимо подвергнуть многократной горячей проковке. Кричное железо отличалось мягкостью, но уже в древнейшие времена был открыт способ получения более твёрдого металла путём закалки железных изделий или их цементации, то есть прокаливания в костном угле с целью обуглероживания. Горн – печь для выработки железа в сыродутном процессе представляла собой неглубокую яму в земле, к которой с помощью глиняных трубок подводился воздух от мехов, что мы и наблюдаем в древних реконструкциях Аркаима, Квинтаны, Голоринга и других посёлках. Впоследствии эти схемы построения стали считаться священными и их воспроизводили в различных крестообразных вариациях, в том числе в виде свастики, первобытные домницы имели вид цилиндрических сооружений из камней или глины, суженные кверху, отсюда и вид свастики, креста с загнутыми под прямым углом концами. Снизу устраивались каналы, куда вставлялись глиняные трубки-сопла, к ним прикреплялись кожаные меха, с их помощью в печь нагнетался воздух. Эти конструкции напоминали различные виды крестов, которые впоследствии были обожествлены в индуизме, буддизме, христианстве. Крест почитался и в дохристианских культах. Его изображения обнаружены при археологических раскопках в разных районах земного шара, в частности, в Южной Америке, Новой Зеландии. Установлено, что он служил объектом поклонения других народов как символ огня, который первоначально добывался путем трения двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. Уже в древности для того, чтобы уменьшить температуру плавления металлурги стали использовать флюориты (плавиковый шпат, флюориты бывают различные цветом: фиолетовые, жёлтые, зелёные, редко – бесцветные) и могли получать сталь при температуре 1100 – 1200 градусов, вместо 1530—1700 градусов, что позволяло тратить меньше топлива (дерева или угля) при сталеварении, получая очень прочные железные изделия.




Дж. Дж. Фрэзер «Золотая ветвь», (Frazer J.G., The golden Bough, London, 1923), Москва, Издательство политической литературы, 1986, с. 158: «Главным божеством литовцев был бог грома и молнии Перкунас или Перкунс, сходство которого с Зевсом и Юпитером часто отмечалось. Ему были посвящены дубовые деревья, и, когда христианские миссионеры вырубали их, местные жители открыто выражали недовольство тем, что подвергаются разрушению их лесные божества. В честь Перкунаса горели вечные огни, поддерживаемые древесиной определенных дубовых деревьев; если такой огонь угасал, его вновь зажигали путем трения кусков священного дерева. Чтобы урожай был хорошим, мужчины приносили жертвы дубам, а женщины – липам. Из этого можно заключить, что в дубах они видели существа мужского пола, а в липах – женского». В связи с утверждением патриархата у индоевропейских народов, дуб стал «священным» деревом, а липа «нехорошим» деревом. «Липой» в русском языке называют подделку, фальшивку. (там же, с. 580). Как зажигается костёр, с помощью двух крестообразных брусков-палочек, прообраз будущего креста: «В Уэльсе огни Бельтана, по обычаю, также жгли в начале мая; однако дата проведения этого обряда варьировалась от 30 апреля до 3 мая. Иногда огонь зажигался путем трения двух дубовых брусков, что вытекает из следующего описания: «Огонь разжигали таким образом. Девять человек выворачивали свои карманы наизнанку, чтобы там не осталось ни одной монеты, ни одного кусочка металла. Затем мужчины шли в близлежащие леса и собирали там хворост девяти различных пород. Всё это складывалось в то место, на котором предстояло разложить костер. На земле очерчивали круг, и внутри его крестообразно складывали хворост. Собравшиеся, сомкнув кольцо вокруг костра, наблюдали за происходящим. Один из мужчин брал два дубовых бруска и тёр их до тех пор, пока не появлялось пламя. Огонь перекидывался на хворост, и вскоре разгорался огромный костер. Иногда один против другого раскладывались два костра. Эти огни – один или оба – назывались coelcerth (в переводе: костры). Круглые пироги из овсяной и непросеянной муки делили на четыре части и клали в маленький мешок из-под муки, и каждый должен был вынуть оттуда свою часть. Последний кусок доставался тому, кто держал мешок. Те, кто вытягивал кусок пирога из непросеянной муки, должны были три раза перепрыгнуть через пламя или трижды пробежать между двумя кострами, что, по мнению присутствующих, обещало обильную жатву. Крики и визги прыгающих через пламя людей раздавались по всей округе. Те же, кто вытащил кусок пирога из овсяной муки, пели, танцевали и хлопали в ладоши, подбадривая владельцев лепешек из непросеянной муки, перепрыгивавших через пламя или пробегавших между двумя кострами». Фрэзер не исключает, что «… прежде чем погрузиться в дремучие леса Европы, арийцы действительно, как полагают некоторые исследователи, кочевали со своими стадами по обширным степям России и Центральной Азии…» (там же, с. 662—663).

Аркаим (реконструкция. и аэрофотосъёмка)






Схожие строения имеются в Европе, они получили название культура кольцевых канав. Около 150 подобных сооружений известны археологам в Германии, Австрии, Словакии и Чехии. Диаметр канав варьируется от 20 до 130 метров, все они относятся к 5 тысячелетию до н. э. В их окрестностях обнаружены орудия, кости и некоторые другие артефакты. Крупнейшее из подобных сооружений обнаружено в Лейпциге в 1990-е годы, и ещё одно – у посёлка Айтра рядом с Лейпцигом. По находкам в контексте круглых канав и связанных с ними поселений с характерной чертой – длинными домами – предполагается, что они непрерывно использовались в течение примерно 200 лет примерно до 4600 гг. до н. э. Строители кольцевых канав обычно связываются с культурой линейно-ленточной керамики. По-видимому, они жили в общинных длинных домах и занимались разведением скота: крупного рогатого, овец, коз и свиней.

Германия: Квинтана Германия: Голоринг Схема посёлка (реконструкция)








Символ Индии – колесо (чакра).




Мегалиты острова Веры – комплекс археологических памятников (мегалитов – камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Древнейшие на Земле мегалиты сооружены предположительно около 6 тысяч лет назад, в IV тыс. до н. э., то есть до знаменитого Стоунхенджа в Англии (5 тысяч лет назад, III тыс. до н.э.).


«Шигирский идол» считается древнейшей деревянной скульптурой на планете, возраст которого, по данным ученых, насчитывает 10 тысяч лет.