VI. РЕГИСТРАЦИЯ ПАССАЖИРОВ И ОФОРМЛЕНИЕ БАГАЖА
В развитие п. 3 ст. 105 ВзК РФ, где впервые упоминается термин “регистрация пассажира”, п. 77 Правил прямо установлено, что для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.
При этом п. 78 Правил предусматривает, что пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом.
Однако уже упоминаемый п. 70 Правил, согласно которому отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза, и положения п. 69 Правил предоставляют пассажиру права требовать его принятия к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета (при утрате, неправильном оформлении или повреждении билета).
Правила регистрации пассажира и оформления багажа
Для проверки действительности провозных документов, соответствующей идентификации пассажиров и оформления их багажа, перевозчиком устанавливается процедура регистрации. На основании п. 80 Правил пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т. п. (далее – предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Правилами установлено (п. 81), что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 мин до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.
При этом время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в интересах самого пассажира его заблаговременное прибытие в аэропорт.
Также следует учитывать, что согласно положениям п. 79 Правил перевозка по билету с открытой датой отправления осуществляется после бронирования пассажирского места и провозной емкости и внесения перевозчиком или уполномоченным агентом в билет даты отправления и номера рейса.
Регистрация пассажиров и оформление багажа производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира (в случаях предусмотренных законодательством РФ, возможно предъявление и иных документов).
При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.
Судебная практика, связанная с ненадлежащим оформлением документов
Князева З. Н. в интересах несовершеннолетнего Князева В. А., Сметанова О. Н. в интересах несовершеннолетней Сметановой В. В., Тимурова С. А. и Городова Н. Л. обратились в суд с иском к ОАО “Авиакомпания” с иском о взыскании стоимости билетов, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов согласно заявлению об уточнении исковых требований от 05 июня 2009 г., мотивируя свои требования тем, что перевозчик в одностороннем порядке отказался от исполнения принятого на себя обязательства по перевозке истцов 11 августа 2008 г. из г. Москвы во Франкфурт (Германия), в связи с чем истцы просят взыскать в свою пользу стоимость купленных авиабилетов (в пользу Князевой З. Н. и Сметановой О. Н. по 15 404 руб., в пользу Тимурова С. А. и Городовой Н. П. по 18 758 руб.), неустойки в размере, аналогичном стоимости билетов, денежные средства в счет компенсации морального вреда в пользу каждого из истцов по 70 000 руб., по 20 000 руб. в пользу истцов Сметановой О. Н., Тимурова С. А., Городовой Н. П. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, а также убытки, выразившиеся в стоимости новых купленных истцами авиабилетов на другой день (в пользу Князевой З. Н. – 13 593 руб., в пользу Сметановой О. Н. – 11 948 руб., в пользу Городовой Н. П. – 11 948 руб.).
В судебное заседание истцы Сметанова О. Н., Тимуров С. А., Городова Н. П. не явились, их представитель, допущенная к участию в деле на основании ст. 53 ГПК РФ, Князева З. Н., одновременно представляющая интересы несовершеннолетнего истца Князева В. А., в судебном заседании исковые требования согласно уточненному заявлению поддержала.
Привлеченный к участию в деле согласно п. 3 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний Князев В. А. дал суду объяснения, аналогичные объяснениям его представителя.
Представитель ответчика на основании доверенности от 31 декабря 2008 г. исковые требования не признал, указав, что отказом в регистрации пассажиров на рейс послужило отсутствие у них на момент вылета открытой визы: виза действовала со следующего дня.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, огласив показания свидетеля, изучив письменные материалы дела и представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцами были приобретены билеты № 7772434430, 7772434430050, 7772434430068, 7772434430068, 5552434430070 на рейсы 109 на 11 августа 2008 г. и 108 на 16 августа 2008 г. по маршруту “Москва – Франкфурт – Москва” на пассажиров Князева Владислава, Сметанову Валерию, Городову Н. П. и Тимурова С. А.
Стоимость билетов на Князева Владислава и Сметанову Валерию составляла 15 404 руб. на каждого, на Городову Н. П. и Тимурова С. А. – 18 758 руб. на каждого.
11 августа 2008 г. истцы заблаговременно прибыли на рейс в аэропорт Шереметьево, однако в регистрации на рейс им было отказано.
Допрошенный судом в качестве свидетеля Сидоров А. Н., являющийся заместителем начальника отдела пассажирских перевозок ОАО “Авиакомпания” в аэропорту “Шереметьево”, пояснил суду, что в его обязанности входит контроль диспетчеров по оформлению пассажиров и их багажа по вылету и прилету. Причиной отказа в регистрации пассажиров Князева В. А., Сметано-вой В. В., Городовой Н. П. и Тимурова С. А. на рейс послужило то, что виза для пересечения германской границы у них была недействительна – вылет должен был быть 11 августа 2008 г., а виза открыта с 12 августа 2008 г. Он общался с пассажирами в указанный день, связывался с представителями авиакомпании во Франкфурте, но договоренности достигнуть не удалось.
Факт того, что у пассажиров Князева В. А., Сметановой В. В., Городовой Н. П., Тимурова С. А. виза на 11 августа 2008 г. не была открыта, а действовала только со следующего дня, подтверждается и копиями их заграничных паспортов, имеющихся в материалах дела.
Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно п. 1 ст. 102 ВзК РФ перевозчик при выполнении воздушных перевозок обязан соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателе устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно приказу Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 “Об утверждении федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажир багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей” пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство РФ, международные договоры РФ и законодательство страны, территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и груза, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности, а также требования, связанные с пограничным, таможенным иммиграционным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 114ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором.
Согласно должностной инструкции диспетчера по организации пассажирских авиационных перевозок ОАО “Авиакомпания” ДИ-033-06101С, действующей с 20 мая 2007 г., диспетчер по ОПАП контролирует исправность и действительность авиабилета пассажира и документов, необходимых для выезда из страны и въезда в страну назначения и/или трансфера (п. 2.3). В целях исключения возможности принятия к перевозке пассажиров с неисправными документами осуществляет взаимодействие с диспетчером участка регистрации и посадки пассажиров.
В соответствии с технологией работы участка регистрации и посадки пассажиров, утвержденной заместителем генерального директора ОАО “Авиакомпания” 23 апреля 2003 г., получив от пассажира документы, диспетчер участка регистрации и посадки пассажиров обязан проверить их действительность, после чего сличить фотографию в паспорте и личность пассажира, убедиться в наличии документов, необходимых для выезда из РФ и въезда в страну назначения и/или трасфера (транзита):
• для граждан РФ – заграничный паспорт (паспорт), виза въездная (ваучер туристический), авиабилет, транзитная виза;
• для иностранных граждан – паспорт, виза въездная (виза РФ), авиабилет, транзитная виза (п. 6.7.2).
Диспетчер имеет право принять к перевозке только тех пассажиров, документы которых исправны и авиабилеты оформлены на данную дату и рейс, регистрацию которого он производит. В случае возникновения сомнений по проездным документам (паспорт, виза) для принятия решения вызывает сотрудника Службы авиационной безопасности. В терминале-1 аэропорта “Шереметьево” диспетчер консультируется с сотрудниками Службы авиационной безопасности. Во всех остальных случаях диспетчер направляет пассажира к старшему диспетчеру на крыле зала вылета.
С учетом всего перечисленного суд приходит к выводу о том, что диспетчер участка регистрации и посадки пассажиров ОАО “Авиакомпания” правомерно не допустил к регистрации на рейс пассажиров Князева В. А., Сметанову В. В., Городову Н. П. и Тимурова С. А., поскольку на день вылета у них отсутствовала открытая виза в Германию.
Как пояснил суду представитель ответчика, все пассажиры, не зарегистрированные на рейс, по компьютеру значились как опоздавшие, поэтому в материалы дела ответчиком представлялась справка об опоздании истцов на регистрацию, тогда как на самом деле их не допустили к регистрации.
Как пояснила суду представитель истцов, Князевым В. А., Сметановой В. В. и Городовой Н. П. были приобретены авиабилеты на 12 августа 2008 г., стоимостью на Князева В. А. – 11 948 руб., на Сметанову В. В. и Городову Н. П. – по 11 948 руб.
16 августа 2008 г. истцами была передана претензия ответчику с требованием вернуть деньги за несостоявшуюся 11 августа 2008 г. воздушную перевозку.
В ответ на указанную претензию ответчик предложил истцам возвратить стоимость неиспользованных авиабилетов с удержанием штрафа 25 %. Для осуществления возврата и получения причитающейся денежной суммы предложил обратиться в офис продаж ОАО “Авиакомпании” (л.д. 42).
Как пояснила в судебном заседании представитель истцов, в офисе продаж ОАО “Авиакомпания” перед возвратом стоимости билетов им предложили написать заявление о том, что они не имеют претензий к ответчику, что они сделать отказались, в связи с чем стоимость авиабилетов за вычетом 25 % им возвращена не была.
В соответствии с п. 236 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса от 28 июня 2007 г. № 82, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки с пассажира удерживается сумма в размере не более 25 % от суммы, уплаченной за всю перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо от суммы уплаченной за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
Поскольку 11 августа 2008 г. перевозка истцов по маршруту Москва – Франкфурт не состоялась не по вине перевозчика, то в пользу истцов подлежит взысканию стоимость неиспользованных билетов с удержанием штрафа 25 %: в пользу Князевой З. Н. – 11 553 руб., в пользу Сметановой О. Н. – 11 553 руб., в пользу Тимурова С. А. – 14 068 руб., в пользу Городовой Н. П. – 14 068 руб. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Требования истцов о взыскании с ответчиков убытков, а именно: стоимости авиабилетов Князева В. А., Сметановой В. В. и Городовой Н. П. на дату вылета 12 августа 2008 г. удовлетворению не подлежат, поскольку данные расходы понесены истцами не в связи с виновными действиями ответчика.
По тем же основаниям суд не находит причин для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков выполнения перевозки, основанных на положения Закона РФ “О защите прав потребителей”.
Поскольку Закон РФ “О защите прав потребителей” распространяется на отношения между сторонами только в части, не противоречащей ГК РФ и специальному законодательству, суд на основании положений ст. 15 Закона РФ “О защите прав потребителей” считает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда по 500 руб. в пользу каждого, исходя из того обстоятельства, что несмотря на тот факт, что истцы в офисе собственных продаж ОАО “Авиакомпания” сами отказались от получения стоимости авиабилетов за вычетом 25 %, ответчик необоснованно требовал при этом написания ими заявления о том, что они не имеют к нему претензий.
В силу положений ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов Сметановой О. Н., Тимурова С. А., Городовой Н. П. подлежат взысканию понесенные ими расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, по мнению суда по 3000 руб. в пользу каждого.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, в сумме 2024 руб. 84 коп.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194–198 ГПК РФ, суд решил:
Исковые требования Князевой З. Н., Сметановой О. Н., Тимурова С. А., Городовой Н. П. удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО “Авиакомпания” в пользу Князевой Залины Николаевны 11 553 руб. в счет возмещения стоимости авиабилета, 500 руб. – в счет компенсации морального вреда, а всего взыскать 12 053 (двенадцать тысяч пятьдесят три) руб.
Взыскать с ОАО “Авиакомпания” в пользу Сметановой Ольги Николаевны 11 553 руб. в счет возмещения стоимости авиабилета, 500 руб. – в счет компенсации морального вреда, 3000 руб. – в счет возмещения расходов на представителя, а всего взыскать 15 053 (пятнадцать тысяч пятьдесят три) руб.
Взыскать с ОАО “Авиакомпания” в пользу Тимурова Станислава Анатольевича 14 068 руб. в счет возмещения стоимости авиабилета, 500 руб. – в счет компенсации морального вреда, 3000 руб. – в счет возмещения расходов на представителя, а всего взыскать 17 568 (семнадцать тысяч пятьсот шестьдесят восемь) руб.
Взыскать с ОАО “Авиакомпания” в пользу Городовой Наталии Павловны 14 068 руб. в счет возмещения стоимости авиабилета, 500 руб. – в счет компенсации морального вреда, 3000 руб. – в счет возмещения расходов на представителя, а всего взыскать 17 568 (семнадцать тысяч пятьсот шестьдесят восемь) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Князевой З. Н., Сметановой О. Н., Тимурова С. А., Городовой Н. П. отказать.
Взыскать с ОАО “Авиакомпания” государственную пошлину в доход государства за рассмотрение дела в суде в сумме 2024 руб. 84 коп.
В п. 84 Правил предусмотрено, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются:
• инициалы и фамилия пассажира;
• номер рейса;
• дата отправления;
• время окончания посадки на рейс;
• номер выхода на посадку;
• номер посадочного места на борту воздушного судна.
При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Согласно п. 85 Правил при регистрации пассажиров и оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания, оформления и маркировки бирками весь багаж, предназначенный для перевозки. При этом сделано исключение для следующих вещей:
• дамская сумочка или портфель;
• папка для бумаг;
• зонтик;
• трость;
• букет цветов;
• верхняя одежда;
• печатные издания для чтения в полете;
• детское питание для ребенка во время полета;
• телефон сотовой связи;
• фотоаппарат;
• видеокамера;
• портативный компьютер;
• костюм в портпледе;
• детская люлька при перевозке ребенка;
• костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью.
Перевозчик или обслуживающая организация обязан указать в багажной квитанции, являющейся частью билета, удостоверяющей прием к перевозке багажа, количество мест и/или вес-брутто (далее – вес) багажа, за исключением вышеуказанных вещей, для которых делается исключение.
При наличии у пассажира билета в электронной форме сведения о количестве мест и/или весе багажа вносятся в электронном виде.
При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке под ответственность перевозчика за сохранность этих вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру (далее – зарегистрированный багаж).
Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа.
Для обозначения особых условий перевозки к зарегистрированному багажу дополнительно прикрепляется специальная безномерная багажная бирка.
На вещи, находящиеся при пассажире, перевозимые в салоне воздушного судна (далее – ручная кладь), прикрепляется безномерная бирка “ручная кладь” (за исключением вышеуказанных вещей, для которых делается исключение).
За провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, иного багажа, подлежащего оплате, взимается плата по тарифу, установленному перевозчиком. Оплата перевозки такого багажа оформляется квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа или ордером разных сборов.
Правилами предусмотрено (п. 88), что после регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика. В случае утраты, уничтожения или повреждения багажа перевозчик обязан компенсировать пассажиру понесенный вред на условиях, которые будут более подробно рассмотрены далее.
Непосредственно на посадку на борт воздушного судна пассажир должен прибыть не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Согласно п. 91 Приказа пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.
Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру. Указанная мера является необходимым элементом мероприятий, связанных с обеспечением авиационной безопасности и противодействия терроризму.
Предполетный досмотр
Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
Одновременно предполетный досмотр проводится в целях предотвращения и пресечения незаконного ввоза и распространения оружия, боеприпасов, наркотических средств, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных веществ и предметов, представляющих повышенную опасность и имеющих криминальный характер, в первую очередь из регионов со сложной оперативной (криминогенной) обстановкой и с использованием автоматизированных поисковых информационных систем Министерства внутренних дел РФ розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, утративших связь с родственниками и без вести пропавших, находящихся в розыске, в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I “О милиции”.
Проведение предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104 (далее – Правила досмотров).
Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом РФ “О милиции” пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты (далее – досмотры) проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Основной задачей проведения предполетного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращение незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории РФ.
Предполетный и послеполетный досмотры пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности с участием сотрудников органа внутренних дел на транспорте, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.
В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет сотрудников органа внутренних дел на транспорте, досмотры проводятся с участием сотрудников территориальных органов внутренних дел. На аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.
При этом подп. 3 п. 1 ст. 58 ВзК РФ предоставляет командиру воздушного судна право при отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности проводить предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почты.
Производство досмотров в аэропортах осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра), оборудованных стационарными техническими средствами досмотра и системами видеонаблюдения, а также в помещениях (кабинах) для проведения личного (индивидуального) досмотра.
При досмотрах применяются технические и специальные средства: стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели, портативные (ручные) металлоискатели, рентгенографические сканеры, системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра и другие (далее – технические и специальные средства), сертифицированные в установленном порядке, а также служебные собаки кинологических подразделений.
Технологии проведения досмотров разрабатываются и утверждаются администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта, согласовываются с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и соответствующим органом внутренних дел на транспорте (при его отсутствии – с территориальным органом внутренних дел).
Предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а при выполнении международных полетов, кроме того, после осуществления пограничного, таможенного, иммиграционного и иного контроля.
Организация проведения досмотров возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр. Администрация аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатант обеспечивают выполнение рекомендаций аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, создаваемой в соответствии с “Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства”, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 897.
Досмотры багажа могут производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие. Осмотры багажа в отсутствие пассажира, связанные с необходимостью вскрытия багажа, по совместному решению руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте проводятся комиссией, в состав которой входят сотрудники службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте, в присутствии двух свидетелей, а при необходимости и представителей иных государственных контрольных органов, осуществляющих различные виды контроля. Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.
При поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты. При задержке отправления пассажира, связанной с проведением предполетного досмотра, должностные лица администрации аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющие досмотр, принимают меры для отправки пассажира очередным рейсом.
В п. 3 ст. 85 ВзК РФ устанавливается, что при отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.
При досмотрах грузов и багажа применяются стационарные технические и специальные средства, а также могут использоваться служебные собаки кинологических подразделений. Досмотры почтовых отправлений осуществляются без их вскрытия. Почтовые отправления с нарушенной упаковкой к перевозке на борту воздушного судна не допускаются.
Бортовые запасы воздушного судна в различных видах упаковки досматриваются в специально оборудованных пунктах досмотра в аэропорту. Досмотренный багаж, бортовое питание, грузы и почта подлежат маркировке номерными стикерами уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.
Контроль за соблюдением технологического процесса досмотров возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) на транспорте, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел.
Для проведения досмотров пассажиров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля. Перед входами в зону контроля и пункты досмотра вывешиваются указатели: “Зона контроля”, “Пункт досмотра”.
В пункте досмотра должно быть предусмотрено помещение, оборудованное техническими и специальными средствами, и помещение (кабина) для личного (индивидуального) досмотра. В аэропортах количество зон контроля, пунктов досмотра, а также оснащение их техническими и специальными средствами определяется в зависимости от объема перевозок.
Зоны контроля и пункты досмотра оборудуются в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил “Требования авиационной безопасности к аэропортам”, утвержденых приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142.
В зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира. Нахождение лиц, не связанных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля и пунктах досмотра категорически запрещается. Оборудование и оснащение зон контроля и пунктов досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.
Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право:
• требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте;
• проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность;
• проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
• проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;
• наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра;
• изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом;
• досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения;
• вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств;
• проводить по совместным решениям руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте совместные и самостоятельные проверки качества проведения досмотров с применением учебных тест-предметов и муляжей взрывных устройств.
Также сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право:
• проводить в случае необходимости опрос пассажиров с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных противоправных намерений с их стороны;
• принимать решение о производстве личного досмотра пассажиров при обнаружении предметов и веществ, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность, и участвовать в досмотре;
• проверять у пассажиров соответствие билетов, оформленных в установленном порядке, и паспортных данных, устанавливать их подлинность, дополнительно осуществлять проверку подозрительных лиц по информационно-поисковым базам данных Министерства внутренних дел РФ;
• осуществлять контроль за соблюдением порядка перевозки оружия, патронов и боеприпасов, переданных пассажирами на временное хранение на период полета;
• изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров оружие, боеприпасы (кроме лиц, пользующихся правом нахождения на борту воздушного судна с оружием в соответствии с законодательством РФ), взрывчатые вещества, наркотические средства и их прекурсоры, а также психотропные и сильнодействующие вещества;
• проводить в соответствии с законодательством РФ изъятие и документирование обнаруженных в ходе досмотров пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории РФ запрещен, ограничен либо имеет криминальный характер;
• организовывать и проводить в случае необходимости совместно со службой авиационной безопасности инструктаж по усилению мер при проведении досмотровых мероприятий;
• задерживать лиц, нарушающих требования авиационной безопасности;
Конец ознакомительного фрагмента.