Вы здесь

Воздушные перевозки. IV. ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА (Б. П. Елисеев, 2014)

IV. ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА

В соответствии с п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 105 ВзК РФ и п. 44 Правил заключение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной (далее – перевозочные документы).

Перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. При этом п. 47 Правил предусматривает, что оформление перевозочного документа после бронирования производится в сроки, установленные перевозчиком. Согласно п. 46 Правил оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме.

Согласно п. 3 ст. 105 ВзК РФ предусмотрено, что билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

В развитии этого положения п. 50 Правил также содержит упоминание, что билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе. При этом на каждого пассажира оформляется отдельный билет.

Рассмотрим формы перевозочных документов, которыми оформляется воздушная перевозка пассажира. В соответствии со ст. 105 ВзК РФ формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Билет покупонного автоматизированного оформления

Пассажирский билет и багажная квитанция покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации (далее – билет покупонного автоматизированного оформления) представляет собой перевозочный документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа.

На основании п. 4 статьи 105 ВзК РФ форма пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации была установлена приказом Минтранса России от 29 января 2008 г. № 15 “Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации”. Указанным приказом оговорена структура и содержание билета покупонного автоматизированного оформления.

Структура билета покупонного автоматизированного оформления:

• контрольный купон;

• купон для платежной карты;

• полетный купон (в зависимости от количества рейсов число полетных купонов может составлять от 1 до 4);

• агентский купон;

• купон сборов;

• пассажирский купон.

При этом прямо предусмотрено, что наличие полетного и пассажирского купонов является обязательным. Полетный и пассажирский купоны оформляются и выдаются пассажиру обязательно.

При оформлении пассажирского билета и багажной квитанции пассажиру выдается документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

Содержание билета покупонного автоматизированного оформления.

Контрольный купон, купон для платежной карты, полетный купон, агентский купон, купон сборов и пассажирский купон билета покупонного автоматизированного оформления содержат следующую информацию о перевозке пассажира и багажа:

• сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами);

• наименование и/или код перевозчика;

• номер рейса;

• дата отправления рейса;

• наименование и/или коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;

• тариф;

• эквивалент тарифа (если применяется);

• итоговая стоимость перевозки;

• форма оплаты;

• сборы (если применяются);

• код класса бронирования;

• код статуса бронирования;

• дата оформления;

• наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;

• норма бесплатного провоза багажа;

• информация о зарегистрированном и незарегистрированном багаже (вес, количество мест);

• уникальный серийный номер билета покупонного автоматизированного оформления.

Контрольный купон, купон для платежной карты, полетный купон, агентский купон, купон сборов и пассажирский купон билета покупонного автоматизированного оформления могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа.

Электронный билет

В п. 3 ст. 105 ВзК РФ предусмотрено, что билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Таким образом, электронный пассажирский билет в гражданской авиации (далее – электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

В соответствии с п. 4 ст. 105 ВзК РФ формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

На основании ст. 105 ВзК РФ форма электронного пассажирского билета установлена приказом Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 “Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации”. Приказом оговорена структура и содержание электронного билета.

Структура электронного билета:

• электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетов купонов может составлять от 1 до 4);

• электронный контрольный купон;

• электронный агентский купон;

• маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). При этом прямо предусмотрено, что наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным. Содержание электронного билета: а) маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа:

• сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);

• наименование и/или код перевозчика;

• номер рейса;

• дату отправления рейса;

• время отправления рейса;

• наименование и/или коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;

• тариф;

• эквивалент тарифа (если применяется);

• итоговую стоимость перевозки;

• форму оплаты;

• сборы (если применяются);

• наименование и/или код класса бронирования;

• код статуса бронирования;

• дату оформления;

• наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;

• норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);

• уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности; б) маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа; в) уникальный номер электронного билета перевозчика содержит международный трехцифровой код перевозчика и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер.

В случае отсутствия у перевозчика трехцифрового кода перевозчика, при внутренних перевозках, а также при международных перевозках чартерными рейсами трехцифровой код перевозчика заменяется двухсимвольным кодом перевозчика. Уникальный номер электронного билета организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, содержит трехсимвольный расчетный код и состоящие из 10 цифр код формы и серийный номер.

Электронный полетный купон электронного билета отражает следующие статусы:

• открыт для использования;

• аэропортовый контроль;

• прошел регистрацию;

• обмен/переоформление;

• использован для перевозки/использован;

• перевозка не по расписанию;

• посадка на борт пассажира произведена;

• только для информации;

• распечатан;

• произведен возврат;

• приостановлен;

• недоступен для использования;

• аннулирован;

• обмен при распечатке;

• закрыт.

Статус электронного полетного купона может отражать другую дополнительную информацию о его состоянии и применении. Электронный билет формируется с использованием автоматизированной системы.

Учитывая изложенные требования, форма маршрут/квитанции, выдаваемой пассажиру, может выглядеть следующим образом:


“АВИАКОМПАНИЯ”

“AIRCOMPANY”

Маршрут / Квитанция

Электронный билет

Itinerary / Receipt


Для регистрации в аэропорту Вы должны предъявить удостоверение личности, которое предъявлялось при оформлении перевозки. At check-in, please show document used as a reference at time of booking.




Маршрут/Itinerary

Пункт вылета/Departure point:

Москва, Шереметьево

Moscow, Sheremetyevo

Пункт прилета/Arrival point:

Франкфурт

FRANKFURT

Рейс/Flight: TZ105

Вылет/Departure: 20.04. 11:10

Недейств. до/Not valid before: 20.04

Недейств. после/Not valid after: 20.04

Багаж: 20К

Пункт вылета/Departure point:

Франкфурт

FRANKFURT

Пункт прилета/Arrival point:

Москва, Шереметьево

Moscow, Sheremetyevo

Рейс/Flight: TZ106

Вылет/Departure: 30.04. 14:05

Недейств. до/Not valid before: 30.04

Недейств. после/Not valid after: 30.04

Багаж: 20К




Этот документ устанавливает факт создания Вашего электронного билета в нашей системе бронирования. Вы можете получить официальное уведомление о правилах и условиях перевозки, основанных на резолюциях ИАТА 722, 724 и 745 в любом офисе авиакомпании и на ее интернет-сайте: www.aircompany.aero

This document establishes creation of your electronic ticket in our booking system. You can get legal notice document based on IATA 722, 724 and 745 resolution in our offices and internet-site: www.aircompany.aero

Оформление оплаты платежей и использование билета

Для оформления оплаты платежей перевозчиком или уполномоченным агентом используется документ, оформленный перевозчиком или его уполномоченным агентом и удостоверяющий оплату сборов и услуг (ордер разных сборов), документ, оформленный перевозчиком или его уполномоченным агентом и удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа, багажа с объявленной ценностью, иного багажа, подлежащего дополнительной оплате (квитанция для оплаты сверхнормативного багажа), документ, удостоверяющий оплату сборов и услуг (квитанция разных сборов), другие документы в соответствии с законодательством РФ.

При этом под “ордером разных сборов” (MCO – Miscellaneous Charges Order) фактически подразумевается платежный документ, выдаваемый пассажиру перевозчиком или его агентом, в котором содержится просьба выдать билет, квитанцию платного багажа или оказать другие связанные с перевозкой платные услуги лицу, указанному в этом документе.

Пунктом 49 Правил предусмотрено, что для оформления перевозочных документов и документов об оплате платежей могут применяться собственные документы перевозчика и (или) документы, выпущенные по договору с перевозчиками другой организацией, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.

Принимая во внимание, что билет должен содержать точные сведения о пассажире и документе, удостоверяющем его личность, во избежание внесения недостоверных сведений в билет п. 51 Правил предусмотрено, что билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира.

При этом в случае продажи льготной перевозки или перевозки по специальному тарифу билет оформляется также на основании документов, подтверждающих право пассажира на льготу или применение специального тарифа.

Также Правилами предусматривается, что в случае оплаты перевозки по безналичному расчету или с отсрочкой платежа билет оформляется на основании документов, подтверждающих (гарантирующих) оплату перевозки.

Пунктом 52 Правил предусмотрены способы, которыми пассажир может получить оформленный билет или маршрут/ квитанцию электронного билета:

• непосредственно в пункте продажи перевозок перевозчиком или уполномоченным агентом;

• выбрать способ доставки, согласованный с перевозчиком или уполномоченным агентом (как правило, сами перевозчики осуществляют доставку только особым категориям клиентов, а уполномоченные агенты, с целью привлечения клиентов, стараются оказывать такую услугу в большинстве случаев);

• получить маршрут/квитанцию электронного билета самостоятельно в порядке, установленном перевозчиком или уполномоченным агентом. Как правило, это самостоятельная распечатка маршрут/квитанции, сформированной перевозчиком на его интернет-сайте продаж, или полученной от уполномоченного агента по электронной почте.

Правила п. 53 вводят срок действия обязательств по перевозке.

Так, билет, оплаченный по нормальному тарифу (т. е. не ограничивающему условия продажи и использования), удостоверяет обязательство перевозчика по перевозке пассажира и его багажа в течение одного года, считая с даты начала перевозки, а если перевозка не начата – с даты оформления билета.

Билет, оплаченный по специальному тарифу (т. е. имеющему установленные в условии применения тарифа ограничения), удостоверяет обязательство перевозчика по перевозке пассажира и его багажа в сроки, установленные договором.

Аналогичные положения содержатся в п. 73–75 Правил формирования и применения тарифов, однако при этом указанные правила содержат п. 76, который устанавливает, что если один из участков маршрута, указанных в билете, оплачен по специальному тарифу, в силу которого срок действия обязательства по перевозке становится меньшим чем один год, то срок действия обязательства по перевозке, установленный для специального тарифа, будет относиться ко всему маршруту перевозки, если иное не установлено перевозчиком.

Перевозчик или уполномоченный агент должен предупреждать пассажира о необходимости сохранения пассажиром билета (неиспользованных купонов) в течение всей перевозки. При этом использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается. В случае предъявления билета лицом, не указанным в билете, билет на основании п. 55 Правил изымается перевозчиком и его стоимость предъявителю не возвращается. В этом случае перевозчиком составляется акт с указанием причин изъятия билета. Таким образом Правила предусматривают фактический запрет на перепродажу и передачу билета другому лицу.

Согласно п. 67 Правил в случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира до ее начала пассажиру оформляется новый билет.

В случае изменения условий договора воздушной перевозки пассажира после ее начала изменение может быть оформлено с использованием специальной наклейки (стикера), которая имеет графы, соответствующие графам билета, подлежащим изменению, и наклеивается в билет в том случае, если не изменяется маршрут перевозки, либо внесением в билет письменного согласия перевозчика на выполнение перевозки другим перевозчиком или на обмен первоначально выданного билета или ордера разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов либо с использованием манифеста прерванного полета в случае, если пассажир, следующий рейсом одного перевозчика, должен быть передан на рейс другого перевозчика и/или полетные купоны, соответствующие данному участку перевозки, не могут быть предоставлены другому перевозчику в связи с вынужденным изменением условий договора воздушной перевозки пассажира либо пассажиру оформляется новый билет.

Внесение изменений в билет осуществляется перевозчиком или уполномоченным агентом только с согласия перевозчика. Внесение изменений оговаривается в правилах перевозчика, касающихся организации продажи перевозок и условиях применения тарифа. Так, билеты, реализуемые по специальным тарифам, как правило, содержат большинство ограничений по возможности внесения изменений.

Существенным моментом является внесение в Правила положений, предусмотренных п. 69, которым прямо установлено, что если билет был:

• объявлен пассажиром утраченным;

• либо неправильно оформлен;

• либо поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Принимая во внимание, что подавляющее большинство перевозчиков используют в своей деятельности автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок, факт заключения договора воздушной перевозки пассажира устанавливается достаточно оперативно.

При этом п. 69 Правил также предусматривает, что если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира не был заключен, то билет признается недействительным и пассажир к перевозке не допускается. Билет, признанный недействительным, аннулируется перевозчиком с составлением акта, в котором указываются причины признания билета недействительным.

Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.

Согласно п. 70 Правил отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира и груза.

Перевозка пассажира, багажа, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, согласно договору воздушной перевозки пассажира (далее – аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, или оформленным вместе с ним дополнительным перевозочным документам, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.

Грузовая накладная

Грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза (п. 56 Правил). Она содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза, при этом первый экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй экземпляр предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий экземпляр возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза.

Грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.

В заявлении на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ.

Если сдаваемый к перевозке груз имеет особые свойства или требует особых условиях перевозки, грузоотправитель должен указать это в заявлении на перевозку груза.

Согласно п. 60 Правил грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной. При этом грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные документы, которые до передачи груза грузополучателю необходимы для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ. Перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов.

Следует отметить, что несмотря на то что у перевозчика отсутствует обязанность проверять достоверность или достаточность таких документов, а зачастую – их достоверность вообще невозможно проверить, тем не менее перевозчик привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что перевозка грузов производилась с нарушениями таких требований.

К перевозке может приниматься одно или несколько грузовых мест, которые следуют по одной грузовой накладной в адрес одного грузополучателя (далее – грузовая отправка).

Грузовая накладная оформляется для перевозки воздушным транспортом каждой грузовой отправки. При этом Правила предусматривают, что все необходимые записи в грузовой накладной должны быть сделаны в момент ее оформления и все копии грузовой накладной должны быть идентичны.

Грузовая накладная должна быть подписана перевозчиком или уполномоченным агентом и грузоотправителем.

Внесение изменений в грузовую накладную производится перевозчиком или уполномоченным агентом по согласованию с грузоотправителем.

Указание в грузовой накладной адреса грузополучателя “до востребования” не допускается, т. е. грузополучатель должен быть однозначно указан и идентифицироваться по ней.

В соответствии с п. 65 Правил в грузовой накладной делается отметка об особых свойствах груза при наличии или необходимости особых условий его перевозки.

В случае, если перевозчик или уполномоченный агент осуществил проверку состояния груза, в грузовой накладной делается отметка о проведенной проверке.

В грузовой накладной делается отметка об объявленной ценности груза, произведенном опломбировании груза и указывается наименование пломб грузоотправителя.

Если ценность груза не объявляется, то в грузовой накладной делается отметка о том, что ценность груза не объявлена.

При перевозке груза, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика (далее – трансферный груз), перевозчик или уполномоченный агент оформляет грузовую накладную с указанием в ней аэропортов (пунктов) трансфера.

Аналогично перевозке пассажира, перевозка груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен груз согласно договору воздушной перевозки груза (далее – аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, или оформленным вместе с ним дополнительным перевозочным документам, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место перегрузка или перерыв в перевозке.