Вы здесь

Воздушные перевозки. III. ОПЛАТА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА (Б. П. Елисеев, 2014)

III. ОПЛАТА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА

За перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата (п. 29 Правил).

Провозная плата состоит (п. 30 Правил):

а) из установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее – тариф) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее – аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения;

б) сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 – далее Правила формирования и применения тарифов);

в) в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности – стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Формирование тарифов и взимание сборов

Правила формирования и применения тарифов предусматривают, что тарифы и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

При этом пассажирский тариф устанавливается за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Багажный тариф устанавливается за перевозку между двумя пунктами единицы веса/места багажа.

Согласно п. 7 Правил формирования и применения тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

В пассажирский тариф могут не включаться:

• стоимость бланка билета, ордера разных сборов на бумажном носителе (далее – сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов);

• стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее – топливный сбор);

• плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги (далее – сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);

• сумма, взимаемая с пассажиров в соответствии с законами, постановлениями, правилами и предписаниями, установленными иностранными государствами и/или иностранными организациями, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки (далее – сборы иностранных государств);

• дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Правилами.

Согласно п. 7 Правил формирования и применения тарифов в багажный тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обработку багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в аэропортах, иные расходы в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

В багажный тариф могут не включаться:

• стоимость бланка ордера разных сборов, квитанции оплаты сверхнормативного багажа на бумажном носителе (далее – сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа);

• плата за перевозку багажа с объявленной ценностью.

Регистрация и опубликование тарифной информации

Согласно п. 30 Правил и п. 11 Правил формирования и применения тарифов пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (далее – тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию перевозчиком.

Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке.

Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. В большинстве случаев информация о конкретном тарифе вносится перевозчиком в автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок, доступную уполномоченным агентам, а также на интернет-сайте перевозчика.

В п. 12 Правил формирования и применения тарифов определяются следующие типы тарифов, которые регистрируются и опубликовываются применительно к пунктам отправления/ назначения:

• прямой пассажирский тариф (прямой тариф) – между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки;

• сквозной пассажирский тариф (сквозной тариф) – между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы);

• стыковочный пассажирский тариф, используемый только для построения тарифа (стыковочный тариф) – между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки.

Багажные тарифы регистрируются и опубликовываются между двумя пунктами.

Применение пассажирских тарифов

Согласно Правилам формирования и применения тарифов каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия его применения. Эти условия описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее – уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

При этом количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

В соответствии с п. 16 Правил формирования и применения тарифов по условиям применения пассажирские тарифы подразделяются:

• на нормальные тарифы, т. е. тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее – нормальные тарифы);

• специальные тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее – специальные тарифы).

Правила формирования и применения тарифов в п. 17 также предусматривают подразделение пассажирских тарифов по классам обслуживания:

• экономического класса;

• бизнес-класса;

• первого класса.

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа. При этом предусмотрено, что пассажирские тарифы могут быть установлены в абсолютной величине или как процент от пассажирского тарифа. Для прямого тарифа устанавливаются пункты отправления тарифа и назначения тарифа.

Для сквозного тарифа устанавливаются: пункт отправления тарифа, пункт(ы) пересадки(ок) и пункт назначения тарифа.

Для стыковочного тарифа устанавливаются пункты отправления (назначения) тарифа и стыковки.

Направление прямых и сквозных тарифов определяется по пункту отправления тарифа.

Направление стыковочного тарифа определяется по пункту отправления тарифа или по пункту стыковки.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (далее – тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее – тариф туда и обратно).

Тариф в одну сторону, если это разрешено условиями применения тарифа, может удваиваться и применяться как тариф туда и обратно.

Половина тарифа туда и обратно не может применяться как тариф для перевозки в одну сторону, а только при комбинировании тарифов.

Весь маршрут перевозки или часть маршрута перевозки, оцененный(ая) прямым тарифом, сквозным тарифом или построенным тарифом в одну сторону или половиной прямого, сквозного или построенного тарифа туда и обратно, является тарифным компонентом.

Тарифный компонент может включать два последовательных пункта по маршруту перевозки (далее – участок маршрута перевозки) или несколько участков маршрута перевозки.

Построение тарифа

Тариф, определяемый как сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и прямого тарифа или сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и сквозного тарифа, является построенным тарифом.

К прямому тарифу или сквозному тарифу может быть добавлен один стыковочный тариф в пункте отправления или в пункте назначения тарифа либо добавлено по одному стыковочному тарифу в пункте отправления и пункте назначения тарифа. Стыковочный тариф в одну сторону может участвовать в построении с прямым тарифом или сквозным тарифом в одну сторону либо с прямым тарифом или сквозным тарифом туда и обратно.

Стыковочный тариф туда и обратно может участвовать в построении с прямым тарифом или сквозным тарифом туда и обратно.

Стыковочный тариф не допускается использовать для расчета стоимости перевозки как самостоятельный тариф.

Класс обслуживания стыковочного тарифа должен соответствовать классу обслуживания прямого тарифа или сквозного тарифа, участвующего в построении.

Построенный тариф приравнивается к зарегистрированному и опубликованному тарифу и указывается в билете как единая сумма.

К стыковочному тарифу условия применения тарифа не устанавливаются.

К построенному тарифу применяются условия применения прямого или сквозного тарифа, участвующего в построении.

Правила расчета стоимости перевозки по маршруту на основе применяемых тарифов

Согласно п. 34 Правил формирования и применения тарифов для расчета стоимости перевозки маршрут перевозки подразделяется на одну или несколько частей, соответствующих следующим типам перевозки:

1) перевозка без наземных участков маршрута перевозки (далее – непрерывная перевозка), состоящая из одного тарифного компонента или нескольких тарифных компонентов, оцененных тарифами, имеющими направление, совпадающее с направлением перевозки (далее – перевозка в одну сторону);

2) непрерывная перевозка из пункта отправления до поворотного пункта и обратно в пункт отправления, состоящая из двух одинаковых тарифных компонентов, оцененных равными половинами тарифов туда и обратно, за исключением случаев, если применяемые тарифы отличаются по классу обслуживания, сезонности, дням недели либо установлены разными перевозчиками (далее – перевозка туда и обратно);

3) непрерывная перевозка из пункта отправления до поворотного пункта и обратно в пункт отправления, состоящая из двух тарифных компонентов, различающихся по маршруту, или более чем из двух тарифных компонентов (далее – замкнутая круговая перевозка). Если замкнутая круговая перевозка состоит из двух тарифных компонентов, то половины тарифов туда и обратно, применяемые для оценки тарифных компонентов, не равны;

4) перевозка с участком между последовательными пунктами маршрута, на котором перевозка осуществляется наземными или водными транспортными средствами (далее – наземный участок), и/или с открытым участком между пунктом отправления и пунктом назначения (далее – открытый участок), состоящая из двух или более тарифных компонентов (далее – незамкнутая перевозка).

Незамкнутая перевозка может включать не более двух международных тарифных компонентов.

Незамкнутая перевозка имеет следующие подвиды:

• перевозка, при которой пункт отправления совпадает с пунктом назначения, а пункт прибытия в направлении перевозки туда не совпадает с пунктом вылета в направлении перевозки обратно (далее – перевозка незамкнутая с наземным участком);

• перевозка, при которой пункт отправления не совпадает с пунктом назначения, а пункт прибытия в направлении перевозки туда совпадает с пунктом вылета в направлении перевозки обратно (далее – перевозка незамкнутая с открытым участком). Ортодромическое расстояние открытого участка должно быть меньше ортодромического расстояния наиболее протяженного участка маршрута перевозки;

• перевозка, при которой пункт отправления не совпадает с пунктом назначения (открытый участок), а пункт прибытия в направлении перевозки туда не совпадает с пунктом вылета в направлении обратно (наземный участок) (далее – перевозка незамкнутая с открытым и наземным участком).

Направление перевозки, кроме типа перевозки в одну сторону, изменяется в поворотном пункте маршрута перевозки.

Для типов перевозки туда и обратно и замкнутой круговой перевозки, состоящей из двух тарифных компонентов, поворотным пунктом является пункт обратного вылета.

Для типов перевозки замкнутой круговой, состоящей из более чем двух тарифных компонентов и незамкнутой перевозки, поворотный пункт определяется как наиболее удаленный по ортодромическому расстоянию от пункта отправления пункт маршрута перевозки.

При этом, если для двух или более пунктов маршрута перевозки ортодромические расстояния совпадают, то поворотным пунктом является наиболее удаленный по маршруту перевозки пункт.

Часть перевозки из пункта отправления до поворотного пункта имеет направление туда, часть перевозки из поворотного пункта до пункта назначения имеет направление обратно.

Тарифный(е) компонент(ы) для типа перевозки в одну сторону оценивается тарифом(ами) в одну сторону.

Тарифные компоненты для типов перевозок туда и обратно, замкнутых круговых, незамкнутых оцениваются половинами тарифа туда и обратно.

При перевозке туда и обратно тарифные компоненты оцениваются тарифами из пункта начала перевозки туда и обратно. При замкнутой круговой перевозке, состоящей из двух тарифных компонентов, тарифные компоненты оцениваются тарифами из пункта начала замкнутой круговой перевозки.

Для замкнутой круговой перевозки, состоящей из более чем двух тарифных компонентов, направление тарифа на каждом тарифном компоненте совпадает с маршрутом перевозки, за исключением тарифного компонента, заканчивающегося в пункте начала замкнутой круговой перевозки, состоящей из более чем двух тарифных компонентов. Тарифы на тарифном компоненте, заканчивающемся в пункте начала замкнутой круговой перевозки, состоящей из более чем двух тарифных компонентов, применяются в направлении обратном направлению перевозки. Для перевозки незамкнутой направление тарифа на каждом тарифном компоненте совпадает с маршрутом перевозки, за исключением тарифного компонента, заканчивающегося в стране начала незамкнутой круговой перевозки. Тарифы на тарифном компоненте, заканчивающемся в стране начала незамкнутой круговой перевозки, применяются в направлении, обратном направлению перевозки.

Стоимость типа перевозки, для определения которой применен тариф в одну сторону или тариф туда и обратно или комбинирование половин тарифов туда и обратно, составляет ценовую единицу.

Стоимость перевозки рассчитывается на основе применяемых тарифов, их комбинаций, сборов, предусмотренных настоящими Правилами, и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности – стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

При международных перевозках тарифы рассчитываются с учетом правил применения международных тарифов.

Маршрут перевозки может быть оценен одной или несколькими ценовыми единицами, соответствующими определенному типу перевозки.

Если иное не установлено перевозчиком в условиях применения тарифа, то разрешается комбинирование двух и более ценовых единиц.

Если иное не установлено перевозчиком в условиях применения тарифа, то разрешается комбинирование нормальных тарифов для всех типов перевозки с нормальными тарифами перевозчика, публикующего их, а также с тарифами любого другого перевозчика, имеющего с публикующим перевозчиком договор о признании перевозочных документов.

В случаях, предусмотренных условиями применения тарифа, разрешается комбинирование специальных тарифов для всех типов перевозки со специальными тарифами перевозчика, публикующего их, а также с тарифами любого другого перевозчика, имеющего с публикующим перевозчиком договор о признании перевозочных документов.

Согласно Правилам формирования и применения тарифов при оформлении перевозки применяются тарифы, сборы и условия применения тарифа, установленные на дату начала перевозки, отдельно по каждой ценовой единице. При этом курс перевода валют применяется на дату оформления перевозочного документа. Установленные законодательством РФ льготы при перевозке детей в возрасте до 12 лет, перевозимых в сопровождении совершеннолетнего пассажира, распространяются на нормальные и специальные пассажирские тарифы соответствующего класса обслуживания.

Стоимость перевозки рассчитывается как наименьшая из имеющихся в наличии для бронирования на момент оплаты пассажиром перевозки вариантов стоимости перевозки, соответствующих заявленным пассажиром условиям перевозки.

При бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тариф(ы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности – также стоимость дополнительных услуг повышенной комфортности, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку.

Перевозка пассажира, оцененная одной ценовой единицей или комбинацией ценовых единиц, оформляется единым договором воздушной перевозки пассажира.

Согласно п. 52 Правил формирования и применения тарифов при установлении перевозчиком, его уполномоченным агентом или пассажиром факта неправильного применения тарифа до начала, во время или после окончания перевозки доплата с пассажира не взимается.

Излишне взысканная сумма возвращается пассажиру по письменному обращению пассажира.

Плата за дополнительные услуги повышенной комфортности, установленная уполномоченным агентом, в стоимость перевозки не включается.

Применение тарифов при перевозке групп пассажиров

Групповой тариф применяется для пассажиров, следующих совместно по всему маршруту перевозки и имеющих общие интересы для путешествия.

Минимальное количество пассажиров в группе устанавливается перевозчиком в условии применения тарифа.

Для определения количества пассажиров в группе пассажир в возрасте старше 12 лет считается одним членом группы, два пассажира в возрасте до 12 лет, перевозка которых осуществляется с предоставлением отдельного места, считаются одним членом группы.

Если количество пассажиров в возрасте до 12 лет в одной группе составляет нечетное число, то количество членов группы округляется в меньшую сторону.

Применение тарифов при остановках пассажира в пути и подсчет количества остановок пассажира в пути

Остановка пассажира в промежуточном пункте имеет место, если время между прибытием пассажира в аэропорт и его отправлением из аэропорта составляет более 24 часов.

Перевозчик в условиях применения тарифа вправе устанавливать ограничения по географическому местоположению, количеству остановок и их продолжительности, а также надбавку к величине тарифа за остановки.

Надбавка к величине тарифа за остановки включается в тариф.

Продолжительность остановки может устанавливаться перевозчиком в часах, сутках и месяцах.

Если продолжительность остановки установлена в часах, то продолжительность остановки означает количество часов со времени прибытия в промежуточный пункт до времени отправления из промежуточного пункта.

Если продолжительность остановки установлена в сутках или месяцах, то продолжительность остановки означает количество суток или месяцев со дня прибытия в промежуточный пункт до дня отправления из промежуточного пункта.

Если число, в которое пассажир прибыл в промежуточный пункт в соответствующем более коротком месяце отсутствует, то продолжительность остановки, установленная в месяцах, означает период с конкретного числа в одном месяце до последнего числа соответствующего месяца.

Для типов перевозки туда и обратно, замкнутых круговых перевозок, незамкнутой перевозки с открытым участком остановка в поворотном пункте не учитывается.

Для незамкнутой перевозки с наземным участком и незамкнутой перевозки с открытым и наземным участком пункт прибытия в направлении туда и вылета в направлении обратно вместе образуют одну остановку, которая не учитывается.

Остановки в промежуточных пунктах допускаются в пределах максимального срока пребывания.

Применение тарифов с условиями о минимальном и максимальном сроках пребывания

Условиями применения специальных тарифов могут устанавливаться требования к минимальному и максимальному срокам пребывания в пунктах остановки.

Минимальный срок пребывания определяет самый ранний срок, когда может начаться перевозка из последнего пункта остановки в направлении обратно.

Максимальный срок пребывания определяет самый поздний срок, когда может начаться перевозка из последнего пункта остановки в направлении обратно.

Минимальный срок пребывания и максимальный срок пребывания могут быть установлены в часах, сутках, в месяцах, днем недели.

Минимальный срок пребывания и максимальный срок пребывания, установленные в часах, означает количество часов, считая со следующего за часом прибытия в последний пункт остановки, до часа, в который может начаться перевозка из последнего пункта остановки.

Минимальный срок пребывания и максимальный срок пребывания, установленные в сутках и месяцах, означает количество дней, считая со следующего за датой отправления дня, или число месяцев, считая со дня отправления, до первого дня, в который может начаться перевозка из последнего пункта остановки. Минимальный срок пребывания и максимальный срок пребывания, установленные днем недели, означают день недели, следующий за датой отправления, не ранее которого может начаться перевозка из последнего пункта остановки.

Если число, в которое пассажир прибыл в последний пункт остановки, в соответствующем более коротком месяце отсутствует, то минимальный срок пребывания и максимальный срок пребывания, установленные в месяцах, означают период с конкретного числа в одном месяце до последнего числа соответствующего месяца.

Применение тарифов по срокам действия обязательства по перевозке

Согласно Правилам формирования и применения тарифов (п. 73–76) срок действия обязательства по перевозке устанавливается для перевозки пассажира и его багажа и изменений условий договора воздушной перевозки пассажира и исчисляется с даты начала перевозки, а если перевозка не начата, – с даты оформления билета.

Срок действия обязательства по перевозке, оплаченного по нормальному тарифу, составляет один год.

Срок действия обязательства по перевозке, оплаченной по специальному тарифу, определяется договором воздушной перевозки пассажира в соответствии с условиями применения тарифа.

Если один из участков маршрута, указанных в билете, оплачен по специальному тарифу, в силу которого срок действия обязательства по перевозке становится меньшим чем один год, то срок действия обязательства по перевозке, установленный для специального тарифа, будет относиться ко всему маршруту перевозки, если иное не установлено перевозчиком.

Период действия тарифа

Период действия тарифа устанавливается перевозчиком и определяется датой начала и датой окончания действия тарифа. Дата начала действия тарифа – это первая дата, с которой может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу.

Дата окончания действия тарифа – это последняя дата, в которую может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу.

Дата окончания действия тарифа может быть определена периодом действия тарифа, установлением нового уровня тарифа либо отменой тарифа.

Применение багажных тарифов

В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов за перевозку сверхнормативного багажа, негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, багажа, который необходимо перевозить только в салоне воздушного судна, комнатных животных (птиц) (далее – багаж, подлежащий дополнительной оплате) взимается сумма, определяемая на основе багажного тарифа.

Багажные тарифы устанавливаются в одну сторону.

Багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.

Сумма за перевозку багажа, подлежащего дополнительной оплате, определяется на основе веса “брутто” багажа или количества мест багажа и багажного тарифа, действующего на дату начала перевозки в день оформления перевозки багажа.

Остаток веса багажа 0,5 единицы веса или менее не оплачивается, остаток веса свыше 0,5 единицы веса оплачивается как целая единица веса.

Багажные тарифы могут устанавливаться дифференцированно:

• по типам воздушных судов;

• в зависимости от веса сверхнормативного багажа;

• в зависимости от размеров негабаритного багажа;

• по рейсам;

• по классам обслуживания;

• для определенных категорий багажа;

• для определенных категорий пассажиров.

Плата за перевозку багажа, подлежащего дополнительной оплате, оформляется отдельными квитанциями для оплаты сверхнормативного багажа, ордерами разных сборов:

• по участкам маршрута перевозки, на которых установлены разные нормы бесплатного провоза багажа;

• по каждому багажному тарифу.

По желанию пассажира перевозка багажа, подлежащего дополнительной оплате, может быть оплачена от пункта отправления до любого пункта маршрута перевозки, если иное не установлено перевозчиком.

В случае, если перевозка багажа, подлежащего дополнительной оплате, оплачена до промежуточного пункта, плата за дальнейшую перевозку багажа, подлежащего дополнительной оплате, взимается в соответствующем пункте маршрута перевозки.

За перевозку ручной клади и вещей, находящихся при пассажире и забытых пассажирами в воздушных судах и аэропортах, доставленных перевозчиком в пункт, указанный пассажиром, с пассажира взимается сумма, определяемая на основе багажного тарифа в соответствии с маршрутом перевозки пассажира, если иной маршрут не подтвержден документально.

Оплата провозной платы

Провозная плата указывается в перевозочном документе. При этом п. 32 Правил прямо предусмотрено, что при перевозке пассажиров, багажа, грузов чартерными рейсами, плата за перевозку в перевозочном документе может не указываться. Оплата перевозки и оформление билета производятся после бронирования, за исключением случаев:

• оформления билета с открытой датой отправления (без указания в билете фиксированной даты);

• оформления билета со статусом ожидания свободной провозной емкости (билет со статусом “на подсадку”). В данном случае пассажир с таким авиабилетом может уточнить у перевозчика, существуют ли свободные (не проданные) места на конкретный рейс, или, явившись в аэропорт, ожидать окончания срока регистрации на конкретный рейс с целью уточнения, остались ли свободные места. При их наличии производится регистрация пассажира и выполняется перевозка;

• оформления билета при наличии свободных провозных емкостей после окончания регистрации пассажиров и оформления багажа. Такая ситуация возникает, когда пассажир приобретает билет непосредственно в аэропорту, уже после окончания срока регистрации (который заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок).

Согласно п. 35 Правил формы и порядок оплаты провозной платы устанавливаются перевозчиком.

Так, с развитием банковской системы, повсеместное распространение получила возможность оплаты перевозки с помощью пластиковых банковских карт. Этот вариант крайне удобен в случае бронирования и оформления электронного билета через сеть Интернет, поскольку отсутствует необходимость являться в офис перевозчика или уполномоченного агента для оплаты и получения билета.

Также оплата провозной платы может осуществляться по предварительной оплате. При этом оплата перевозки может осуществляться в одном пункте продажи перевозок, а оформление перевозочного документа – в другом пункте продажи перевозок. Согласно п. 37 Правил установлено, что при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

• указанную в оформленном перевозочном документе;

• об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т. д.;

• условиях применения тарифа;

• о правилах перевозчика;

• перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку;

• способе проезда до аэропорта отправления;

• месте и времени начала и окончания регистрации на рейс;

• требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ;

• правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа;

• об условиях обслуживания на борту воздушного судна;

• о типе воздушного судна.

При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет грузоотправителю достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

• об условиях договора воздушной перевозки груза;

• о правилах перевозки груза;

• об условиях применения тарифа;

• о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ (п. 38 Правил).

При оплате перевозки пассажира и его багажа применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки.

При оплате перевозки грузов применяются тарифы, действующие на дату оформления грузовой накладной.

Если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки.

Согласно п. 41 Правил в случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира вследствие отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и в дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; не обеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; не предоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом (далее – вынужденное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира) до начала перевозки, провозная плата определяется на основании тарифов, действовавших на дату перевозки, предусмотренную первоначальным договором воздушной перевозки пассажира.

В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира по иным причинам (не вышеуказанным) (далее – добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира) до начала перевозки, провозная плата определяется на основании тарифов, действующих на дату начала новой воздушной перевозки.

В случае добровольного или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира после начала перевозки, при изменении провозной платы, перевозка осуществляется по тарифам, действовавшим на дату начала перевозки.