Вы здесь

Возвращение к жизни. Помощь больным алкоголизмом. Формы опьянения (Алексей Иванчев)

Формы опьянения

Алкогольное опьянение может протекать по-разному. В клиническом плане принято различать простое, изменённое (атипическое, осложнённое) и патологическое алкогольное опьянение.


Простое алкогольное опьянение протекает достаточно однотипно и характеризуется изменениями психологических функций, ощущением физического и психического комфорта. Улучшается настроение, возникает чувство бодрости. Восприятие имеет преимущественно положительную окраску. Неприятности воспринимаются проще – алкоголь даёт забыть о них на время. Простому опьянению не свойственны психотические и аффективные расстройства, а также нарушения поведения, которые можно расценивать как психопатоподобные. Вегетативные симптомы представлены учащением пульса, покраснением лица, усиливается инстинктивная деятельность – аппетит, половое влечение. Контроль за поведением при простой форме зависит от степени опьянения.


Изменённое или осложнённое опьянение. В отличие от простой формы, характеризуется психопатоподобной симптоматикой и аффективными нарушениями. Преобладает аффект агрессии, злобы, раздражения. Неприязнь направлена на всё окружающее, опьяневший ищет повода для ссор, становится задиристым, легко вступает в драки, совершает разрушительные действия, может пойти на преступление. Такая форма опьянения характерна для больных с признаками органического поражения головного мозга (энцефалопатия, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций). Развитие осложнённой формы опьянения связывают с влиянием дополнительных вредностей (психогении, истощение, соматическое заболевание, недосыпание и т.д.), наличием акцентуированной психопатической структуры личности.


Депрессивная форма осложнённого опьянения. В данном случае преобладает подавленное настроение различной степени выраженности. Отмечается жалость к себе, слезливость, воспоминания о неприятных, психотравмирующих событиях (развод, увольнение с работы), ощущение безысходности, сопровождающееся самобичеванием и суицидальными мыслями. Опасность суицида в таком состоянии очень высока.


Противоположной формой можно назвать маниакальный вариант осложнённого опьянения, при котором развивается благодушное, беспечное настроение на фоне двигательного возбуждения. Характерна бравада, безрассудность в мыслях и поступках, неоправданный риск, иногда кривлянье и паясничанье.


К изменённым формам алкогольного опьянения относят также параноидный вариант опьянения. При этой форме опьянения возникает неуместная подозрительность, настороженность, стремление «разобраться», «выяснить отношения», высказывание надуманных упрёков и подозрений, патологическая ревность. Склонность к агрессии усиливает опасность противоправных поступков и преступлений.


Несмотря на это, при всех видах изменённого алкогольного опьянения, в отличие от патологического опьянения, сохраняется ситуативный контроль, человек отдаёт отчёт своим поступкам.


Патологическое опьянение представляет собой острое и непродолжительное (в пределах нескольких часов) психотическое состояние, возникающее под влиянием алкоголя (доза может быть незначительной) у психически здоровых людей, не имеющих признаков зависимости от алкоголя.


Различают 3 формы патологического опьянения: сумеречную, галлюцинаторную и бредовую (по мере убывания тяжести психотических проявлений). Сумеречный вариант патологического опьянения проявляется помрачением сознания, в клинической картине которого представлены галлюцинации, бред, аффекты ярости и гнева, а также более или менее упорядоченное внешнее поведение и сильнейшее психомоторное возбуждение. Действия пациентов в это время носят агрессивный, разрушительный характер. Характерна тотальная амнезия. Галлюцинаторный и бредовый варианты патологического опьянения не сопровождаются глубоким помрачением сознания. Иными являются и аффективные расстройства: преобладают тревога, страх, ужас. Внешние действия больных, обычно последовательные, тем не менее, остаются агрессивными, разрушительными и направлены против окружающих, реже против себя. Типичного для аффекта ужаса поведения (паническое бегство) не наблюдается. Амнезия неполная. В большинстве случаев патологическое опьянение является единичным эпизодом в жизни человека и может развиваться как у практически здоровых людей, так и у лиц, перенесших черепно-мозговые травмы, контузии. Характерно, что лица в состоянии патологического опьянения совершают нелепые, а часто и опасные поступки и при этом не выглядят пьяными.


Вот какие примеры изменённой и патологической формы опьянения описывает Ю. Л. Мучник:


«Молодой человек И., 19 лет, студент первого курса технического вуза, не злоупотреблявший спиртными напитками, возвращался вечером домой после празднования дня рождения своего приятеля. На празднике выпил значительное количество разных спиртных напитков, но почти ничего не ел.

Проходя по улице в центре города мимо дома, закрытого на капитальный ремонт, увидел незаколоченную дверь и зашёл внутрь. Пустые комнаты с оборванными обоями, брошенные старые вещи вызвали ассоциации с фильмами о войне. И. стал представлять себя во время войны, «как бы играл», но настолько увлёкся этой игрой, что стал швырять в окна пустые бутылки и обломки кирпичей. В результате повредил несколько автомашин, стоявших на улице у дома. Наряду милиции, приехавшему его задержать, оказывал сопротивление, называл их «немцами», «фашистами». Но когда пьяного доставили в отделение милиции, нелепостей в поведении он не обнаруживал, поэтому был оставлен до протрезвления с последующим осмотром психиатром. Во время беседы с врачом был абсолютно адекватен, осознавал, где находится и как здесь оказался. Достаточно подробно вспоминал о вчерашних событиях и имел к ним критическое отношение – называл своё поведение «глупостью», «захотелось в войну поиграть». На физическом уровне сохранялись последствия острой интоксикации алкоголем: бледность, тошнота, слабость и общее плохое самочувствие.

Данный случай можно расценить как изменённую форму опьянения, развившуюся у незрелой личности».


Примеры патологического опьянения встречаются достаточно редко и рассматриваются преимущественно при проведении судебно-психиатрической экспертизы, в связи с совершением особо опасных действий. В случае, приведённом ниже, к счастью, никто серьёзно не пострадал.


«Мужчина 26 лет, профессиональный фотограф, всегда был умерен в употреблении спиртного. Летом, в период максимальных рабочих нагрузок, так как фотограф работал преимущественно на улице с туристами, получил приглашение на свадьбу к своему близкому другу. В качестве подарка друг попросил сделать серию хороших фотографий. Отработав целый день и не заезжая домой, фотограф со всей аппаратурой поехал на свадьбу. Целый день он почти не ел, но и в ресторане поесть как следует не удалось и выпил-то не больше одного фужера шампанского – большую часть времени фотографировал, стремясь сделать художественно интересные фотографии. Возвращался домой поздно, испытывал усталость и тревогу за дорогую аппаратуру, которая находилась при нём. В трамвае показалось, что случайные попутчики выглядят подозрительно, „что-то замышляют“ и поэтому вышел на первой же остановке и поймал такси. В машине страх усилился, таксист также не внушал доверия, казалось, что за ними специально едут какие-то машины. Чувство опасности, исходящей от окружающей обстановки, всё более усиливалось, появились мысли, что его непременно должны убить. Поэтому, когда машина притормозила на перекрёстке, мужчина выскочил из такси, бросив сумку, и скрылся в каком-то сквере. Остальное в памяти сохранилось нечётко: казалось, что за ним кто-то гонится, слышал угрозы в свой адрес, а когда стало светать, обратился к проезжавшему наряду милиции с просьбой защитить его от преследования. В отделении милиции фотограф стал делать заявление об „ограблении“, но характер обращения вызвал сомнения у следователя, и был приглашён психиатр. В ходе осмотра было установлено, что у пациента с психостеническими чертами характера на фоне переутомления и психического напряжения после приёма небольшого количества алкоголя развился острый, чувственный бред преследования. В пользу патологического опьянения говорило то, что явления опьянения были мало выражены и симптомы болезни исчезли после прекращения действия алкоголя. В болезненный период сознание было нарушено, и воспоминания носили фрагментарный характер».


Надо сказать, что патологическое опьянение встречается довольно редко, поэтому каждый такой случай должен быть предметом пристального изучения медицины.