Вы здесь

Военный строитель – профессия мира. Об истории микрорайона Строителей городского поселения Некрасовский Дмитровского района Московской области. Рассказ Антонова Евгения Владимировича (г. Санкт- Петербург). Как всё начиналось в будущем мкр...

Рассказ Антонова Евгения Владимировича (г. Санкт- Петербург)

Как всё начиналось в будущем мкр Строителей (авг. 1972-июль1976)

Горки, 1972 г.

Я, Антонов Евгений Владимирович, после окончания Ленинградского Высшего военного инженерно-технического Краснознамённого училища имени генерала армии А. А. Комаровского (ВВИТКУ) в звании инженер – капитан в августе 1972 года прибыл для дальнейшего прохождения службы в Военно – строительное управление (ВСУ), расположенное в посёлке Горки в 30 км от Лобни.


Выпускник военной академии Е. В. Антонов прибыл для прохождения службы в Б. Раст, август, 1972


ВСУ было передислоцировано в это место для строительства уникального объекта, не имеющего аналогов в нашем строительстве – командного пункта (КП) Главкома ВМФ Горшкова С. Г.. Помимо КП необходимо было построить всю жилую инфраструктуру (жильё для офицеров и обслуживающего персонала, казармы, школу, поликлинику, котельную и т.д.)

КП представляло собой котлованное фортификационное сооружение, рассчитанное на поражающее действие ядерного взрыва (ЯВ). Для его возведения был отрыт котлован размером с чашу футбольного стадиона на фундаментной плите толщиной 4 метра- планировалось возвести четырёхэтажное сооружение из монолитного железобетона (ж/б). Толщина наружных стен была в пределах 1 м. Объём необходимого для строительства бетона составлял более 100 000 куб. метров.

Сооружение строилось из расчёта на длительный период автономности. Для этого предусматривалась резервная дизельная электростанция с запасом топлива. скважина для водыи запасы воды, защита от сейсмического воздействия ЯВ (полная, групповая и местная система амортизации отдельных помещений, система регенерации воздуха, защита и шлюзование входов. Построенное сооружение обваловывалось и сажались деревья.

Я не раскрываю никаких тайн, так как такие сооружения невозможно скрыть от средств космической и агентурной разведки. И уже на этапе отрывки котлована работник особого отдела майор Березин, курировавший строительство, рассказал мне, что «Голос Америки» сообщил все данные о строящемся объекте (технические характеристики, сроки возведения, ориентировочную стоимость и даже фамилию и звание руководителя строительства).

Думаю, что сейчас объект заброшен, в лучшем случае туда водят экскурсии, тем более, что командование ВМФ сейчас находится в Петербурге, да и с учётом современных средств поражения КП не защитит, а станет братской могилой для находящихся там.

От ред.– Подробно о ЦКП ВМФ в Интернете:

http://ckp-vmf.ru/index.html и др.

А в те 70-е годы, почти полвека назад, это было грандиозное сооружение и для его возведения было необходимо иметь мощную подсобно – производственную базу, которую начали возводить на голом месте с привязкой к железной дороге станции Белый Раст.

Базу строили с большим размахом, с финансированием проблем не было. От сроков и запуска в эксплуатацию в первую очередь бетонного завода (б/з) зависело начало бетонирования, а, следовательно, и сроки возведения КП. Для соблюдения режима секретности привлекать окрестные б/з не разрешалось.

Пока Б. Раст (здесь и далее под Б. Раст подразумевается будущая территория мкр Строителей в Трудовой, для сохранения исторической терминологии тех лет, вероятно из-за секретности работ и по жд станции поставок – прим. ред. В.Б.) строился, в Горках был построен примитивный б/з, небольшая пропарочная камера для изготовления небольшого количества самых простых ж/б изделий. Прогрев осуществлялся парогенератором, на погрузке-разгрузке использовался автокран, арматурные каркасы изготавливались здесь же под навесом. Руководил этим хозяйством вольнонаёмный ветеран и старожил ВСУ прораб Захаров Иван Михайлович, который в дальнейшем руководил б/з на Белом Расте.

Сразу планировалось, что после окончания строительства в Горках Б. Раст останется в ведении строителей, т.к. бетон, ж/б морякам – заказчикам был не нужен, а вот деревопереработка заказчику в дальнейшем могла пригодиться. Поэтому деревопереработку планировалось разместить в самих Горках.

К моему приезду в Горки уже работало стандартное оборудование – пилорама и был построен большой кирпичный столярный цех, в котором уже в мою бытность до конца 1972 года были смонтированы пропарочная камера, система опилкосбора, запущены деревообрабатывающие станки (четырёхсторонний изготовления половой доски и вагонки), фуганок, щепкодолбёжник, циркулярки, столярные прессы и т.д.)

Пилорама и столярный цех практически полностью «закрыли» стройку в пиломатериалах и строительных деревоизделиях. В последние годы руководил пилорамой и столярным цехом военный строитель сержант Шулайкин, который имел техническое образование по профилю работы и был хорошим руководителем.. К концу службы он был награждён Государственной наградой – медалью «За трудовое отличие». На моей памяти это единственный случай награждения подобной наградой военного строителя.


МАСТЕРА ЦЕХОВ, ноябрь 1974Нижний ряд слева направо- Шулайкин, Антонов, Логвиненко Верхний ряд- Неупокоев, личный шофёр Миша Григорьев, Коман


Вот и всё подсобное производство, которое было в ВСУ. К моменту моего назначения начальником строительно – монтажного участка подсобных производств моя основная задача была готовить к запуску объекты на Белом Расте.

«Белый Раст» 1972 г.

На тот момент на Б. Расте находился штаб Военно – строительного отряда (ВСО), командир Фахрисламов Н. Ф., начальник штаба Брусенин Б.В, замполит Григорак и две роты военных строителей- командиры Гаевский И. М. и Соломко И. В.

Из помещений были две сборно-щитовых казармы для личного состава, один барак, поделённый на квартиры для семей офицеров и вольнонаёмных ВСО, и щитовой блок, в котором размещались штаб ВСО, санчасть и «прорабка» строителей. Строительством руководил Гладышко В. С. У него в подчинении находились два офицера – двухгодичника. Один Тихомиров, второго уже не помню.

К этому времени были построены кирпичная коробка предполагаемого арматурного цеха, пока без окон, без дверей и ворот, прирельсовый кирпичный склад, подземные галереи б/з для приёма инертных материалов (щебень, песок). Остальные объекты: подъездные ж/д пути от ст. Б. Раст, котельная, компрессорная, электроподстанция находились в различной стадии строительства.

На главном объекте – БЕТОННОМ ЗАВОДЕ- шёл монтаж оборудования. Работы выполнялись под руководством гражданских специалистов из Москвы. Первый бетон на КП должен был по графику уложен в октябре месяце. Планировалось из новых металлоконструкций и оборудования (б/з в Туле -50 никто трогать не собирался) построить завод-автомат с производительностью 500 куб. метров бетона в сутки.

Строительство КП курировал лично Главком ВМФ Горшков С. Г., который не реже чем раз в квартал приезжал на объект.

Складывалась критическая ситуация – б/з не готов к работе, а к концу года необходимо уложить не менее 10 000 куб. метров бетона, иначе срывались сроки строительства, нарушался график поставки оборудования. Командованию грозили серьёзными кадровыми расследованиями. И командование ВСУ принимает решение в декабре начать бетонирование.

Это были и риск, и авантюра. Технология укладки бетона не допускала перерыва в бетонировании более чем 30 минут, иначе монолитность бетона нарушалась, бетон не набирал проектной прочности, и его надо было разбивать и убирать. Какие в этом случае были бы последствия, и думать не хотелось.

Все материалы, включая щебень, песок, цемент разгружались на ж/д ст. Поварово, где ВСУ арендовало разгрузочную площадку, а затем автомобильным транспортом завозились в Б. Раст. Цемент с сентября месяца цементовозами – из всех щелей, которые пытались законопатить, летел цемент, и склад как бы дымился, а всё вокруг до первого дождя было белесым. Тем не менее, было заготовлено порядка 2 тысяч тонн цемента, которого хватало для приготовления 5—6 тыс. куб. метров бетона.

Подачу цемента на б/з планировалось осуществлять: горизонтально при помощи шнека, проложенного от прирельсового склада длиной примерно 30 метров, вертикально в цементный бункер элеватором. В шнек цемент засыпался военными строителями лопатами, вёдрами и др. подсобной тарой. Что это была за работа-врагу не пожелаешь, но других вариантов не было.

Электроэнергией и сжатым воздухом должны были обеспечить передвижная дизель-электростанция и два компрессора.

Наладчики считали, что б/з не прошёл пуско-наладочные испытания и не готов к эксплуатации. Не желая нести ответственност, ОНИ ПОКИНУЛИ Б. Раст.

Накануне большого бетона мы сделали несколько пробных замесов. Вроде всё работало нормально.

И вот наступил день бетонирования.

Гражданских специалистов – ни одного, рабочие – военные строители без какого-либо опыта производства бетона, хотя при строительстве и монтаже человек 10 работали и учились у наладчиков, и кое-что знали и умели.

У меня самого познаний было не больше, чем у рабочих, а опыта, естественно – никакого. Главный механик и энергетик ВСУ предпочитали находиться в котловане возводимого сооружения, правда и штата у них, чтобы нам помогать, никакого не было.

Эти трое суток бетонирования были и остаются самыми драматическими днями моего пребывания на Б. Расте, думаю, не только для меня, почему я их так подробно и описываю.

После нескольких часов работы из=за перепада напряжения вышла из строя вся автоматика, пришлось переходить на ручной режим. На каждый воздухораспределитель был поставлен военный строитель, который при помощи электрода по команде нажимал на рычаг и приводил в действие соответствующие механизмы.

Кругом протечки, грязь, цементная пыль… К счастью, быстро устранили незначительные поломки.

Рабочие военные строители в этой ситуации вели себя героически, практически не покидая своих «рабочих мест». Фамилий солдат за давностью лет я уже не помню, за исключением одного – Славы Горева. Это был толковый, грамотный электромонтажник, который многое почерпнул у наладчиков и не терялся в критических ситуациях, помогая принять правильные решения.

В дальнейшем бетонирование шло с перерывами в несколько недель, и мы за это время сумели понять специфику работы оборудования, обзавелись запчастями, восстановили электрику, хотя бетонным заводом – автоматом, как поначалу планировалось, он так никогда и не стал. Квалификация рабочих этого не позволяла сделать.

По результатам первого бетонирования все солдаты были поощрены премиями и отпусками.

Первое бетонирование показало, что для дальнейшей успешной работы надо брать власть на Б. Расте в свои руки, т.е. объединять строительство и эксплуатацию. Командование идею одобрило, и я стал и во главе строительства, и во главе эксплуатации. Дела пошли веселее. Был сделан упор на строительство и ввод в эксплуатацию объектов согласно производственной необходимости, а не ради набора объёмов работ.

Стало возможным усиливать строительство за счёт свободных от работы подсобных рабочих. Строительные материалы – бетон, раствор, арматура, опалубка, столярные изделия и т.д были собственного производства, поэтому изготовляли и поставляли в первую очередь, минуя согласования и разрешения ПТО ВСУ.

Огромную помощь и поддержку оказывал нам главный инженер ВСУ Анатолий Иванович Редькин. Он был крёстным отцом «Б. Раста». Благодаря его опыту, знаниям, упорству, пробивным способностям был разработан и утверждён заказчиком проект производственной базы Б. Раст, заказано передовое на тот момент оборудование, которое в дальнейшем и поступило на Б. Раст, было смонтировано и успешно эксплуатировалось.

«Белый Раст» 1973 г.

К началу 1973 года была подключена электростанция, и вопрос с дефицитом электроэнергии был снят, а в дальнейшем была введена в строй современная компрессорная с градирней. Из смонтированных 3 компрессоров для работы хватало одного – двух, один был всегда в резерве.

В помещении компрессорной было как в оранжерее много цветов и большой, более чем на 1 куб. метр воды самодельный аквариум с экзотическими рыбками. Обслуживали оборудование исключительно солдаты.

Этим же летом железной дорогой были допущены к эксплуатации подъездные ж/д пути от ст. Белый Раст, и щебень, песок, цемент, арматура, другие материалы, оборудование для КП стали поступать на производственную площадку. Таким образом, от разгрузочной площадки Поварово отказались за ненадобностью.

Своего маневренного тепловоза у нас не было, и хотя по разгрузке мы всегда укладывались в норматив, ж/д постоянно обкладывала нас штрафами, сама своевременно не подавая вагоны.

Так было до тех пор, пока мы не взяли на должность мастера погрузо-разгрузочных работ бывшего начальника ж/д ст. Икша, уволенного «за нарушение спортивного режима». У нас он по мере возможности держался, работу свою делал хорошо, и штрафы прекратились.

За поддержание в рабочем состоянии ж/д путей отвечал военный строитель Синица И. И. Он имел опыт аналогичной работы на «гражданке», и успешно справлялся.

Этим же летом был смонтирован и запущен в работу автоматизированный цементный склад с 6-ю балками (силосами) по 300 тонн.

Разгрузка ж/д вагонов (хопров) в бункер б/з производилась пневмонасосами. Для недопущения слеживания цемента в силосах работала система перекачивания цемента из одного силоса в другой с применением системы аэросушки и аэродорожек. Проблема с цементом была забыта на все времена.

Обслуживали цементный склад всего два солдата.

Настало время подумать о производстве ж/б изделий. К этому времени на Б. Раст поступили краны и ранее заказанная металлическая опалубка для изготовления дорожных плит, фундаментных блоков, различных лотков теплосетей, канализационных колец и многого другого.

После запуска стационарного цементного склада, кирпичный прирельсовый склад, где первоначально содержался цемент, очистили, отмыли, привели в божеский вид, кирпичной перегородкой разделили пополам.

В одной половине разместили арматурный цех с хорошим набором оборудования (две машины точечной сварки, протяжной станок для разметки арматуры в бухтах, гибочные и рубочные станки, несколько сварочных постов. Мастером арматурного цеха был назначен прибывший по распределению после окончания техникума Серёжа Недпокоев, который в дальнейшем был призван на срочную службу и в последствии продолжил успешно работать на этой должности.

Во второй половине разместили механические мастерские (мехмастерские) с токарным и фрезерным станками, гильотиной для рубки листовой стали до 10 мм, рубочным станком, сварочным постом. Возглавлял мастерские военный строитель сержант Михаил Васильев (надо уточнить), техник по образованию, ответственный и исполнительный работник.

Имеющиеся в цехах производственные мощности намного превышали потребности строительства, поэтому все заказы выполнялись в срок и с приличным качеством.

Летом 1973 года были построены 3 пропарочные камеры, каждая по 4 секции. Над ними были смонтированы 2 козловых крана К-32/10 (пролёт 32 метра, грузоподъёмность – 10 тонн) и 5-тонный башенный кран, второй 5-тонный башенный кран смонтировали у арматурного цеха с возможностью подавать арматурные каркасы под козловые краны.

Третий 7-тонный кран был смонтирован на погрузо-разгрузочной площадке. Краны были смонтированы таким образом, что была возможность перемещать грузы по всей длине и площади промзоны.

Руководили ж/б производством два мастера – Кошин Н. И. и Логвиненко В. Н., которые, как и Неупокоев С. Н., попали к нам после техникума, и были призваны на срочную службу. О них можно сказать только хорошее, не случайно я долго уговаривал их после службы остаться работать у нас.

Не уговорил, – ушёл сам.

Здесь, как в арматурном и мехцехах был большой запас технических возможностей, наличие опалубки и рабочей силы. Чтобы не простаивать, мы делали, помимо потребностей ВСУ, часть ж/б изделий для нужд Главка (ГУСС- Главного управления специального строительства), которому мы подчинялись.

Чтобы не простаивать, мы делали, помимо потребностей ВСУ, часть ж/б изделий для нужд Главка (ГУСС- Главного управления специального строительства), которому мы подчинялись.

К концу 1973 года все необходимые для производственной деятельности сооружения были введены в строй, и началась нормальная плановая работа, без нервотрёпки и суеты.

Вопрос кадров решался просто. Когда приходило молодое пополнение, а это было дважды в год, я первый получал доступ к личным карточкам призывников, и имел возможность взять к себе на работу всех, кого хотел.

Видео о 54 ПК

https://www.youtube.com/watch?v=BAlkAd2JwiA

Среди призывников попадались и техники, и сварщики, и электрики, и призывники с подходящей для нашего производства специальностью. А дальше «старики» учили молодых. Никакой дедовщины не было, так как все были круглосуточно заняты делом. И все в/строители, работающие на производстве, дорожили своим местом, потому что это была квалифицированная, перспективная для дальнейшей гражданской жизни, работа. Да и получали они значительно больше, чем их «собратья» на общестроительных работах.

Крановщик и часть сварщиков поступили после окончания учебных комбинатов.

Добрых слов заслуживает Царёва Нина Евгеньевна, ветеран ВСУ, которая с первых дней была принята на должность старшего инженера. Она полностью «закрыла» вопросы экономики, калькуляции выпускаемой продукции, норм списания, нарядов. В её подчинении находились несколько женщин, но они как-то долго не задерживались, поэтому и не запомнились.

Её муж Василий Никитич отвечал за технику безопасности в ВСУ, что было для нас хорошим подспорьем.

В начале 1973 года на территории военного городка ВСО был возведён сборно-щитовой блок, в который переехал штаб ВСО и санчасть, а на площадях бывшей сенчасти разместилась строительная лаборатория с полным комплектом необходимого оборудования (два пресса для испытания бетона, всякие конусы, сита, фильтры и т.д.) для определения качества и гранулогического состава щебня и песка, камера для выдерживания кубиков. Лаборатория была сертифицирована Центральной строительной лабораторией Главка, и имела широкие полномочия.

Во главе лаборатории стояла старейший работник ВСУ, очень грамотный, въедливый и принципиальный работник Нина Михайловна Мануйлова.

«Белый Раст», 1974—75 г

В 1974 году из Тулы – 50 на должность механика приехал Скородумов Б., который на старом тульском объекте считался «русским Кулибиным» -мог из ничего что-то сделать. У нас всё было новое, современное, отлаженное, с наличием специалистов по обслуживанию, поэтому на этом фоне он как-то потерялся, хотя человек был душевный и хороший.


Е. В. Антонов выступает на партактиве, январь, 197


Большой находкой для производства был военный строитель Володя Руденко, оформленный как мастер монтажного цеха. У него были настолько глубокие познания в электрике, высокие ответственность и инициатива, требовательность к цеховым электрикам, что с ним по электрике и электрооборудованию мы были как «за каменной стеной».

Летом 1975 года распоряжением Главка было предписано организовать на Б. Расте производство предварительно-напряжённых плит разных модификаций для строительства РЛС раннего обнаружения в Воркуте. Для этого рядом с б/з за несколько недель возвели крытый цех, а силами 55 КЖИ смонтировали стенд предварительного натяжения арматуры, бетонораздатчик и самодельный мостовой кран.

Каждый день- в диспетчерскую зам. министра по строительству -необходимо было докладывать о количестве изготовленной и отправленной продукции.

Начальник ГУСС генерал-лейтенант Константин Михайлович Вертелов выдвинул идею вместо сборного ж/б возводить станцию из блоков – отдельных компановочных модулей (ОКМ), в которых были заложены необходимые технологические отверствия и коммуникации, а так же закладки для монтажа и крепления оборудования.

Для изготовления ОКМ на территории 55 КЖИ был развёрнут полигон по их производству. Технология производства ОКМ была недостаточно отработана, и при монтаже на объекте технологические отверствия не всегда совпадали, геометрия блоков желала лучшего, поэтому строители на объекте расшифровывали ОКМ как « ох-л Константин Михайлович :-)

Тем не менее мы и 55 КЖИ заказ выполнили, и РЛС была построена.

В дальнейшем в Скрунде и Азербайджане при строительстве аналогичных станций использовалась наша «Воркутинская система»). 55 КЖИ поставлял ОКМ, кто плиты – не помню, но когда в 1985 году был на объекте в Скрунде, ОКМ расшифровывались так же, как и в Воркуте.

Начальник ГУСС генерал-лейтенант Константин Михайлович Вертелов ранее в Туле-50 был начальником нашего ВСУ (в/ч 14303, в 1971 г. передислоцированное в Горки и Трудовую – прим. ред). Он неоднократно бывал на Б. Расте и хорошо представлял его технические возможности.

Это был исключительно грамотный, инициативный инженер и руководитель, который внимательно следил за всеми новинками в области строительства.


Константи́н Миха́йлович Верте́лов (18 ноября 1923 года – 3 января 1997 год


Именно Константи́н Миха́йлович Верте́лов узнал, что группа инженеров – химиков в Днепропетровске изобрела и в лабораторных условиях изготовила новый изоляционный материал – битумно нейритовую композицию БНК. По своим свойствам она идеально подходила для гидроизоляции возводимых Главком сооружений.

Вертепов поверил поверил химикам и в этот материал и, обладая достаточной властью, полномочиями и материальными ресурсами, со всей своей энергией взялся за воплощение идей учёных в реальное производство.

Был разработан проект производства, подобрано уже существующее оборудование – в необходимых случаях модернизированное или доработанное. Было решено приспособить под производство БНК пустовавший арматурный цех в Трудовой («Б. Раст»). И весной 1975 г. начались строительные работы.

Строительством «цеха БНК» непосредственно руководил прораб капитан Родионов Валерий Николаевич. К арматурному цеху была сделана пристройка, заложены фундаменты под оборудование, подводились инженерные коммуникации.

«Белый Раст» -1976 г. Цех БНК

В 1976 году по мере поступления оборудования начал производиться монтаж оборудования цеха БНК силами субподрядорганизации. Константи́н Миха́йлович Верте́лов не реже раза в месяц бывал на этом объекте, вникал во все мелочи, знал положение дел не хуже нас, строителей, и оказывал всестороннюю помощь и поддержку. Так что БНК – родное и кровное детище К. М. Вертелова. Строительство велось силами ВСУ, финансировали моряки.


1976 г. – Партактив в Горках – ВСУ в/ч 14303 Слева направо- Яфаркин (нач. отдела кадров ВСУ), Антонов, не помню, Остапенко (командир ВСО в/ч 02574), Стеблев (главбух ВСУ), Лозенко (замполит в/ч 02574)


Все понимали, что после окончания строительства КП Б. Раст отойдёт строителям —Вертелову К. М., а тот в свою очередь передаст всё это 55 КЖИ, включая и цех по производству БНК. Поэтому на стадии монтажа от 55 КЖИ был представитель, который вникал в технологию и набирался «ума-разума».

Я уехал из «Б. Раста» в июле 1976 г. Производство БНК запускали позже, уже без меня…

О М. Г. Чёрном

С первого дня знакомства с начальником 55 КЖИ (Шереметьево) полковником Чёрным Моисеем Гелиевичем у нас сложились очень хорошие отношения. Комдинат находился через дорогу напротив аэропорта Шереметьево-1, и Моисей Гелиевич прекрасно понимал, что рано или поздно его терпеть там не будут и будущее его- это Б. Раст, и всё хорошее на Б. Расте в дальнейшем будет ему во благо.

Конец ознакомительного фрагмента.