Вы здесь

Военно-морской флот. Истории из жизни вдохновляющие и забавные. Судьба самого большого в России крейсера-музея «Михаил Кутузов» (Павел Рупасов)

Судьба самого большого в России крейсера-музея «Михаил Кутузов»


Крейсер-музей «Михаил Кутузов» семнадцать месяцев подряд был закрыт для посещения. Давайте разберемся, почему?

Текст (1—6 части) написан 26 июня 2012 года.

Место расположения крейсера-музея последние четырнадцать лет – город Новороссийск, набережная генерала Л. М. Серебрякова, с апреля 2012 года «Михаил Кутузов» находится в подчинении ЦВММ (Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Судьба военно-морского музея «Крейсер „Михаил Кутузов“» с августа 2011 по июнь 2012 года и далее по весну 2013 года.

Текст родился в июне 2012 года из горьких эмоциональных разговоров, которые происходили между многими горожанами и гостями города Новороссийска из-за того, что корабль-музей «Крейсер „Михаил Кутузов“» закрыт для посещения по непонятным причинам.

На этом же блоге по июнь 2013 года, кроме представляемого вниманию читателей текста, размещено около 50 предпринятых для спасения «Кутузова» писем и обращений более чем в 250 адресов, на которые никто, кроме Морского собрания Петербурга и газеты «Невское время», не отреагировал. Но газета «Невское время» не смогла даже обещанный маленький текст разместить.

Часть 1

Из разговора от 26 июня 2012 года с Борисм Георгиевичем Матвеевым, офицером запаса, ветераном ВС РФ, членом ветеранской организации «Крейсер Михаил Кутузов», бывшим сотрудником музея «Крейсер Михаил Кутузов».

Об артиллерийском крейсере «Михаил Кутузов» создано несколько фильмов, например фильм Олега Бередина.

Прежде чем рассказывать о «новейшей истории закрытия» музея, представим краткую историческую справку:

В мире насчитывается около 300 кораблей-музеев. Средний крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис занимает в этом ряду свое достойное место. Он вошел в десятку лучших кораблей мира, построенных в ХХ веке. Водоизмещение 17 тысяч тонн, длина 210 метров, прицельная дальность стрельбы из пушек главного калибра (12 пушек) 31 километр, 152-миллиметровыми снарядами. Вес одного снаряда 55 килограммов. Расчет каждой из четырех трехорудийных артиллерийских башен 64 человека. 56 лет назад это были лучшие орудия среднего калибра, ими крейсер мог действовать в шторм до шести баллов включительно, а также после ядерного взрыва мощностью до 1 мегатонны на расстоянии 700—800 метров от корабля. Крейсер укомплектовывался экипажем 1200 человек и имел возможность брать на борт десант – 1000 человек.

Лучший крейсер ЧФ СССР. Корабли этого проекта (12 крейсеров построено с 1948 по 1954 год), отслужив Родине, были пущены на переплавку, он единственный сохранившийся в своей серии до настоящего времени. Дал путевку в жизнь семнадцати адмиралам. Символ расцвета ВМФ Советского Союза, признанный шедевр кораблестроения. Продолжительность строительства серийных кораблей была доведена до 2,5 лет. Строительство легких крейсеров проекта 68-бис велось на девяти построечных местах четырех заводов – в Ленинграде, Николаеве и Молотовске (Северодвинск).

Заложен был «М. Кутузов» в 1951 году на Николаевском кораблестроительном заводе, в 1954-м – на крейсере поднят флаг. За время своей 40-летней службы за бортом оставил 212 тысяч миль. С 1955 по 1992 год – 15 дальних походов, визиты в Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию и Алжир. В 1955 году в Севастополе во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим к нему кораблем. Из 35 человек аварийно-спасательной команды, отправленной с крейсера для оказания помощи, погибло 27 матросов. В июне 1967 года «Михаил Кутузов» находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а с 1 августа по 31 декабря 1968 года помогал вооруженным силам Сирии.

Усилиями ветеранов крейсера корабль объявлен военно-морским корабельным музеем и с 27.07.2001 года находится на вечной стоянке в городе Новороссийске Краснодарского края, в центре города на набережной имени адмирала Л. М. Серебрякова. Самый большой корабль-музей России. Стоит корабль на виду у всего города и всех его гостей, демонстрируя военно-морскую мощь державы, помогая мальчишкам мечтать о дальних странах, и отражаются эти мечты в глазах и судьбах матросов и капитанов… Тогда сотни ребят связывают свои судьбы с Военно-морским флотом, когда страна имеет такие внушительные музейные комплексы. В 1987 году переведен в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 года, находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23—25 августа 2001 года передислоцирован в Новороссийск и вошел в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005. С апреля 2012 года «Михаил Кутузов» находится в подчинении ЦВММ (Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).


В течение прошедших десяти лет (с 2001 по 2011 год) корабль посетили сотни тысяч людей. Нагрузка на экскурсоводов была такая, что каждый проводил по тысяче экскурсий в год.

За последние пять лет, вместе с кризисом, имелся определенный спад и в развитии музейного дела на крейсере. Даже несмотря на то, что трое последних командиров Новороссийской военно-морской базы, в чьем ведении находились команда матросов из 30 человек, прикомандированная к крейсеру (как музею и войсковой части одновременно), искренне желали улучшить работу музея.

Но, несмотря на десятки публикаций в прессе, десятки планов и рекомендаций, значительные деньги, выделявшиеся на развитие крейсера, ничего, приводящего «Михаил Кутузов» к виду, отвечающему требованиям современного музея, так сделано и не было. Вся работа, как это часто бывает на Руси, держалась на плечах и золотых руках воинского коллектива и сотрудников музея. Толковую статью на эту тему читайте на сайте газеты «Новороссийский рабочий».

С наступлением годин кризиса Военно-исторический музей Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе (в чье подчинение вошел музей «Кутузов»), выполняя планы МО о сокращениях штатов и, видимо, спасая себя, сократил всех экскурсоводов на «Кутузове». В музее остались работать 5 человек с мизерными окладами – директор, кассир, зав. фондов и два смотрителя. Тем не менее, музей существовал: привлекали общественных экскурсоводов – офицеров и матросов НВМБ, поддерживали статус крейсера и принимали всех желающих – и ветеранов, и инвалидов, и детей, и даже монахов и монахинь… Корабль пользовался огромным авторитетом и имя свое за все эти годы не посрамил. Он сразу стал второй визитной карточкой города (после комплекса «Малая Земля»). В сезон к его борту подъезжали по тридцать автобусных экскурсий в день, и всех гостей ждала интересная экскурсия. Цены на билет вплоть до августа 2011 года держали неизменными 5 лет подряд – 50 рублей взрослый билет и 30 рублей детский (для сравнения: в геленджикский «Старый парк» – 180 взрослый и 130 детский, и еще дополнительная оплата за фотографирование…).

Ежегодно проводились сотни тематических бесплатных шефских экскурсий детям из оздоровительных лагерей, из «Орленка», из Морской академии, ветеранам… Поддерживали связи с Севастопольской организацией ветеранов. Работа коллектива не была идеальной, но старались, как это было возможно, и за мизерную плату в 6—8 тысяч рублей.

И вот, в прошлом 2011 году, 15 августа, на корабль пришло сообщение: в Новороссийск едет В. Путин, на Мото-Bel-Best – шестнадцатое международное байк-шоу, а музей «Кутузов» в нем задействован. Проведение шоу в центре города утверждено в Москве, распоряжение спущено в Краснодарский край, губернатор А. Н. Ткачев «взял под козырек», мэр Новороссийска В. И. Синяговский подчинился. – Вертикаль власти. В 2010 году в Севастополе к этому же шоу осторожнее подошли: не разрешили проводить его ни в центре города на площади Нахимова («показали им из-под кителя» что-то), ни на святой земле Херсонеса («послали к первоисточникам»). Отвели место в карьере, чем никого не обидели. Поставили там лагерь, во всем помогли и по городу разрешили байкерам проехать, все сделали для участников (байкерство увлечение не для бедных – мотоциклы настолько дороги, что запчасть может стоить половину старого «жигуленка»).

Так или иначе, «Крейсер» был включен в байк-шоу и к его борту подвезли от 80 до 100 грузовиков с имуществом, сгрузили и две недели монтировали на площади доты, дзоты и дорожки для шоу. На баке крейсера установлен был самолет с фашистской свастикой, на 50-метровых мачтах корабля, в том числе с помощью сварочных работ, монтировались отражатели, прожекторы и прочее, и прочее. Крейсер и территория перед ним с 15 августа (в разгар сезона) были закрыты для посещения. Возмутилась даже природа – в начале сентября в Новороссийске бушевала бора (ее время обычно начинается с сентября). Бора утихла и шоу с блеском было проведено, устроили такой грандиозный фейерверк, какого жители Новороссийска никогда еще не видели: к борту «Кутузова» подогнали баржу с пиротехникой и «палили вовсю».

Около девяти вечера проехал В. Путин на 3-колесном байке, сказал великолепную речь о роли мотоциклистов в героических событиях в районе Новороссийска во время Великой Отечественной войны, как они вывозили детей из Новороссийска в сторону Сочи и Геленджика (куда «немец» так и не прошел). Ансамбль песни и пляски ЧФ изумил зрителей своим мастерством, девушек поставили на башни крейсера. В общем, было все, от Святой Руси до защиты Отечества, замешанное на мотоциклах. Фейерверком чуть не сожгли корабль. Месяц назад назначенный командующий ЧФ контр-адмирал А. Н. Федотенков только издалека на это смотрел, а командир базы контр-адмирал А. В. Турилин вместе с командиром корабля «бегали» и тушили «зажигалки», которые падали в трубу и на палубы. Не сгорели и никого не задавили, а то, что оскорблены мы были до крайности, – это дело на Руси обычное. Когда фонари и отражатели на мачтах монтажники и сварщики устанавливали, они нужду вниз справляли прямо с мачт, потому что с высоты 7-го этажа им лень было спускаться. А матросы срочной службы, из числа команды корабля, экскременты эти ежедневно две недели за ними убирали, хорошо, дождь потом помог. (Чтоб на могилах ваших дедов такие шоу устраивали…) …И мы бы все это простили и забыли бы, но после шоу командующий ЧФ контр-адмирал А. Н. Федотенков устным приказом закрыл крейсер для посещения. О причинах ничего толком не известно было. И после того как закрыли, так его (до сегодняшнего дня уже 10 месяцев) и не открыли. То пожаровзрывобезопасность не соответствует требованиям, то еще что-то… Исправили, устранили, но музей так и не открылся… Все это время работы по обустройству крейсера не прекращались: внутренние помещения реставрировали по ходу основной экскурсии – от рубки дежурного до кают-компании, восстанавливали верхнюю палубу… А нового командира, который два месяца вкалывал, только обматерили… Командир базы молчал, а командующий ЧФ «топтал»… Затем было объявлено, что в связи с реорганизацией корабль-музей закрыт для посещения, но реорганизации как не было, так и нет. Только по особому распоряжению две экскурсии за десять месяцев и провели: два лайнера с иностранными туристами здесь были – один канадский, а другой английский. Вот им и показали корабль, а нашим людям нельзя смотреть…

Часть 2

Продолжение. Из разговора с Борисом Георгиевичем Матвеевым.

Итак, в августе 2011 года, в разгар сезона, когда крейсер «Михаил Кутузов» посещают по 30 экскурсий в день из разных городов Краснодарского края, музей закрыли без объявления причин.

Закончились детские летние каникулы и туристический сезон, прошли каникулы осенние и зимние, прошли норд-осты. В феврале (через шесть месяцев) был подписан приказ о том, что музей «Крейсер Кутузов» становится филиалом Центрального военно-морского музея города Санкт-Петербурга (ЦВММ) с новым штатом в 58 человек. Прошло еще пять месяцев, но музей закрыт (уже десять месяцев), реорганизации не проводилось. И в Интернете информации об этом затянувшемся несчастье вы не найдете…

По новому штату военная команда из 30 матросов срочной службы сокращена. Все 58 сотрудников музея, от начальников до палубных матросов, будут гражданскими лицами. Это часть политики, проводимой в МО РФ: Министерство обороны РФ теперь будет жить и развиваться без собственных театров, без музеев, без домов офицеров и матросских клубов – МО РФ по-Сердюковски… И крейсер «М. Кутузов» уже десять месяцев не нужен, его бы вообще на металлолом пустить… Но пока ветераны крейсера еще живы – нельзя на металлолом… Петербуржцам музей в приказном порядке «всучили», город Новороссийск далеко, уже шесть месяцев своим вновь возникшим филиалом времени заниматься не нашли. У ЦВММ у самих реорганизация: «Перенесение Военно-морского музея в здание казарм на Крюковом канале (площадь Труда, д. 4), а в бывшем здании музея потом планируется разместить Санкт-Петербургскую биржу».

А в Новороссийске к первому апреля все пять человек гражданского персонала музея «М. Кутузов» сокращены. К первому августа увольняют 30 человек военнослужащих и корабль-музей передают… Кому? Гражданским лицам, с окладом 6—8 тысяч рублей. По сравнению с военными зарплатами экономия на лицо. Но за такие маленькие зарплаты невозможно набрать в штат профессионалов, реально придут только пенсионеры и «малотрудоспособные» лица. А ведь музей – это корабль, восемнадцать тысяч тонн водоизмещение (у «Авроры» – шесть тысяч). «Кутузов» до сих пор корабль, он на плаву, а в Новороссийске сильные ветра, бора… Корабли, в зависимости от силы и направления ветра, нужно перешвартовывать и проводить регламентные работы.

О вопросах, связанных с целесообразностью сохранения воинского экипажа на «Кутузове», и о других проблемах музея читайте в следующих частях настоящего текста, который планируется опубликовать до 15 июля 2012 года. А пока в Новороссийске ждут, что представитель ЦВММ приедет.

3 июля 2012 года

Часть 3

Так проходят дни и месяцы жизни крейсера. В Новороссийске последняя отгадка на загадку: «У семи нянек дитя без глазу» – крейсер «М. Кутузов»…

Ветераны крейсера обращаются к командующему ЧФ с вопросами о музее. Командующий ЧФ РФ их отправляет к своему заместителю по работе с ветеранами – заместитель отвечает: «Мы сами реформ ждем». Сейчас Черноморский флот подчиняется Оперативному стратегическому командованию (ОСК) со штабом в Ростове-на-Дону…

Пока Черноморский флот «подчиняется», у нас на «Михаиле Кутузове» потеряна одна тысяча экскурсий. Почему такое происходит? Крейсер не горит, не обледеневает, включен в список ЮНЕСКО как один из сорока кораблей мирового значения. Ждем, пока «Михаил Кутузов» войдет в список кораблей-реликвий, только некому этим заниматься.

Раньше на борту крейсера присягу принимали курсанты Морской академии имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, кадеты Новороссийского казачьего кадетского корпуса и современные «орлята» – нет этого ничего уже год! Десять месяцев люди подходят к трапу и спрашивают – почему их не пускают на корабль.

Мы были на самоокупаемости: заработали – покрасили, заработали – смазали, заработали – осветили. Пушка в 12.00 с борта стреляла, как на Петропавловке. Не стреляет давно – нет в базе (НВМБ) «холостых зарядов»…

Престиж. Традиции. Гордость…

Освещение было, светомузыка. Корабль по обводам был освещен световым шнуром.

Нет этого ничего. Деградация. Неужели не понимают, отчего патриотизм рождается? У молодёжи, у которой пока глаза горят?

С открытым бы забралом пошел! Люди уровня Орлова и Безмельцева (бывшие командир и начальник штаба Новороссийской военно-морской базы) – они прекрасно понимают, что такое убрать с корабля военную команду и набрать гражданских пенсионеров… Но, «забрала» никто не открывает.

Если бы, например, Новороссийская морская академия шефство взяла – с 8.00 до 10.00 палубу промести, флаг поднять. А два флага поднять – это непросто, а флаги расцвечивания повесить?! Перешвартоваться – у нас ведь ветра!

А неумолкающие голоса о том, что корабль нужно перевести на другой причал, что крейсер-музей, ошвартованный в центре города, мешает принимать океанские лайнеры. «Мы океанские лайнеры с туристами к Олимпиаде здесь принимать будем». Отвечаю за всех: «На своем месте стоит „Кутузов“!» А лайнеров и пассажирских кораблей нет. Две «кометы» ходят в Сочи – вот и все «пассажирское пароходство». А «Кутузов» есть, то есть теперь и «Кутузова» уже скоро год как нет. Может быть, здесь ответ и находится – нет музея и нет проблемы…

Новороссийск по своим возможностям может принять два лайнера. И Геленджик – может принять два лайнера. И Туапсе – два лайнера. И Сочи – тоже два. Вот так, «по конвейеру», их и надо принимать – передвигать.

Есть Краснодарский край и есть губернатор края А. Н. Ткачев; есть мэр Новороссийска Владимир Ильич Синяговский. Замечательный мэр, но он ориентирован на Ткачева. А Ткачев в туристическом и просветительском вопросе ориентирован на культурно-этнографический комплекс «Казачья станица „Атамань“». А на «Атамани» – 150 рублей вход, пирожок – 40 рублей, и в туалет за деньги, и горилки стопку, и вина за деньги, и везти туда двести километров. Осень-зима пришла, игрушечную «Атамань» смело, ветрами сдуло. А по весне ее опять «строим».

Но быть беременным только одной мыслью («Атамань» да надсочинское плато Лаго-Наки еще) неправильно. Так и обратиться в крае не к кому. А теперь вообще – «Идите в Питер и там спрашивайте о своем „Кутузове“…»

4 июля 2012 года

Часть 4

«Михаил Кутузов» городу Новороссийску не чужой. В свое время новороссийский комсомол шефствовал над крейсером, на нем, под командованием адмирала Г. Н. Холостякова, был доставлен в Новороссийск из Севастополя огонь Вечной славы в 1958 году. В 2002-м корабль так встал в центр города, что жители уже не представляют вид Новороссийска без крейсера. Он вторая «визитная карточка» города. Тогда почему такая апатия? Потому что никто не знает никакой правды – «движущих механизмов на уме…» Газеты, когда им задают вопросы, отвечают «его откроют в декабре», проходит декабрь, газеты отвечают «вот идет реорганизация…» – «засорение бензина привело к прекращению движения автомобиля…» Все только сокрушаются… Давайте разберемся: если «Кутузов» это просто красивая ненужность, тогда все понятно. А если он нужен державе, тогда почему скоро год – без движения, последствий, оргвыводов и наказаний виновных? Закрыли, парализовали. Что произошло? Почему? «Кутузов», что, сгорел? Затонул? Перевернулся? Холерный карантин? Провели байк-шоу с помпой и замуровали музей. За что? За то, что так хорошо поучаствовал? «Не готов принимать новые экскурсии…»?

Да, в машинные отделения и на мачты экскурсий не проводили. Но по периметру и в кают-компании все отреставрировали – силами личного состава. Почему не едут из Петербурга, из ЦВММ? Почему сокращены сотрудники? Стоит закрытый – «есть не просит»? Понятно, что после открытия – сразу же будет много дел: и ремонт ему, и обеспечь его, и снабди…

«Переставим его на Западный мол». Да для этого на 200 млн рублей нужно оборудования, кабелей, стоянку надо обеспечить, бочки якорные. И мол там узкий такой, что перешвартовывать крейсер не получится и пожарная машина развернуться не cможет. Если заедет, то обратно – только задним ходом можно выбраться…

Или: «Начнется Олимпиада и „Кутузов“ здесь будет мешать!» А лайнеры и пассажирские корабли ни для олимпиады, ни вообще тем временем строить никто и не собирается!

И Орлов, и Безмельцев в грудь себя били – как они любят этот корабль. Да, они молчат, потому что только начни его защищать – сразу много проблем на себя придется взвалить, поэтому они и все, кто понимает, молчат и не ввязываются в этот клубок.

Теперь по существу. Нужно добиться, чтобы на корабле остался военный экипаж и назначен бы был переходный период – все как по Корабельному уставу. Для военного экипажа корабль – родной дом. Никакой другой коллектив не знает и никогда не узнает корабль: ни кабель-трасс, ни освещения, ни помещений… А на корабле только помещений – 2,5 тысячи. Чтобы флаги расцвечивания на высоту 52,5 метра над уровнем моря поднять – это ж уметь надо, знать. Профессионалы нужны! На этом причале, между прочим, не так давно бора перевернула немаленький теплоход «Арман» с пятью человеческими жертвами и через несколько лет «Арктику»; ветром оторвало и разбило о берег две «кометы» и однотипный с «Арманом» теплоход «Кемал» и другие суда (об этом у записывающего эти строки имеется большая документально-художественная повесть).

Конец ознакомительного фрагмента.