Вы здесь

Военная история России с древнейших времен до конца ХIХ в. Учебное пособие. Глава 4. Военная история на фоне политической раздробленности. Домонгольский период (В. А. Волков, 2012)

Глава 4. Военная история на фоне политической раздробленности. Домонгольский период

Период политической раздробленности отмечен чередой больших и малых войн, получивших название княжеских усобиц. Долгое время основной целью враждовавших князей и родов был «золотой стол киевский», за который развернулась борьба между ростовским князем Юрием Долгоруким и его племянником Изяславом Мстиславичем, укрепившимся во Владимире-Волынском[4]. Первым отказался от притязаний на Киев Андрей Боголюбский, в 1157 г. сделавший своим стольным градом Владимир-на-Клязьме. Таким образом, Киев впервые оказался подчинен другому политическому центру.

Усобицы вспыхнули сразу после смерти Мстислава Великого (1132), но особенно обострились они с кончиной его брата Ярополка II (1139). Девять княжеств-уделов стали суверенными государствами, самостоятельно определявшими свою внешнюю и внутреннюю политику и в соответствии со стоящими перед ними задачами организующими вооруженные силы. Дальнейшая «атомизация» (принятый историками термин, усиливающий значение близкого к нему понятия «дробление». – Авт.) русских княжеств привела к ужесточению конфликтов между ними. За 330 лет (с 1132 по 1462 г.) периода раздробленности в летописях насчитывается 145 упоминаний о вооруженных столкновениях правителей русских княжеств.

Некоторые конфликты перерастали в настоящие войны, во время которых происходили жестокие битвы. Такие, например, как Липицкая битва 21 апреля 1216 г., прогремевшая на реке Липице, недалеко от Юрьева-Польского, между войсками Владимиро-Суздальской Руси и новгородскими, псковскими и смоленскими полками под общим командованием Мстислава Мстиславича Удатного. Битва считается одной из самых кровавых в Древней Руси. Только убитых в войске владимиро-суздальских Всеволодичей оказалось 17 250 человек. Победившее войско Мстислава Удатного недосчиталось 2550 воинов.

Помимо междоусобных войн, в которых зачастую участвовали и иноземные войска (половцы, поляки, венгры), князья-государи вели и внешние войны.

Продолжались походы на половцев. В 1168 г. Мстислав Изяславич, а в 1183 г. и Святослав Всеволодич совершили походы в степь, собрав под своими стягами силы почти всех южнорусских княжеств, и одержали важные победы над кыпчаками. И хотя в 1185 г. половцам удалось разбить Игоря Святославича, в последующие годы половцы не предпринимали масштабных вторжений на Русь вне княжеских усобиц. В свою очередь, русские князья предприняли ряд успешных походов на них (1198, 1202, 1203 гг.).

Значительные изменения происходят в военном деле. В XII в. основной боевой силой вместо дружины становится полк. Старшая и младшая дружины преобразуются в ополчение бояр-землевладельцев и двор князя. Самыми мелкими воинскими ячейками были так называемые списсы, или копья, включавшие господина с несколькими комбатантами. Членение русского войска на такие единицы восходит ко второй половине XII в., а регулярный характер приобретает в середине XIV в. По владельческому и территориальному принципу списсы-копья группировались в более крупные отряды, на Руси именуемые стягами. Такое название отражало главную отличительную особенность этих отрядов – наличие знамени (о них см. ниже), которое во время боя поднималось над боевым порядком и было по своим геральдическим начертаниям и цвету характерно только для данного подразделения. Стяг-отряд мог выполнять как общие, так и самостоятельные боевые задачи.

В 1185 г. (в войске Игоря Святославича) впервые в русской истории отмечается разделение боевого порядка не только по фронту на три тактические единицы (полка), но и в глубину до четырех полков; общее количество тактических единиц достигло шести.

К XII в. относится первое достоверное упоминание об использовании в русском войске метательных машин, обычно именовавшихся пороками. Они обслуживались специально обученными людьми. Устройство этих громоздких механизмов хорошо известно по миниатюрам лицевых русских летописей. Все изображения пороков относятся к хорошо известному типу баллист, предназначенных для метания каменных ядер размером с человеческую голову.

Еще большее значение приобрели стяги-знамена и военная музыка как средства управления боем. В мирное время стяги хранились в храмах, а на войне тщательно охранялись. У каждого полка или дружины имелся свой стяг. В Липицком сражении в 1216 г. у суздальского князя было 17 стягов, у новгородцев – 13. «Поставить» или «наволочить» стяг означало построить войско для боя. Сражавшиеся стремились «подрубить» стяг у противника, что часто означало победу. Стяги оказывали моральное влияние на войско и играли организующую роль.