Вы здесь

Военная история России с древнейших времен до конца ХIХ в. Учебное пособие. Глава 2. Военная история скифов и древних славян (В. А. Волков, 2012)

Глава 2. Военная история скифов и древних славян

Скифы (самоназвание по Геродоту – сколоты) – экзоэтноним греческого происхождения. Стал использоваться для обозначения родственных племен североиранской языковой группы, населявших в VII в. до н. э. – III в. н. э. Северное Причерноморье.

Мигрировав с востока, скифы в VII в. до н. э. вытеснили живших в Северном Причерноморье киммерийцев и завладели их землями. Именно в это время у скифов начало складываться государство, имевшее сильную военную организацию. Наиболее развитой областью Скифии стал степной Крым. Расцвета Скифское царство достигло во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей его был город Неаполь, основанный (вероятно, Скилуром) на берегу Салгира (около современного Симферополя).

Ядро войска скифов составляла конная дружина царя. Большинство воинов в его войске были конными лучниками, хотя в источниках сохранилось упоминание и о пехотных подразделениях, рекрутируемых из скифов-пахарей.

Военные обычаи пропитали собой всю жизнь народа, нашли отражение в их образе жизни, традициях и религии. Наряду с верховным божеством и прародителем народа Папаем почитался и бог войны Арес (так его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией), символом которого был меч. Раз в год Аресу приносили жертву – животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста – одного. Из всех почитаемых божеств скифы возводили святилища только одному – Аресу.

Оружие скифов

Акинак — короткий меч-кинжал скифов. Заточенным с двух сторон узким треугольным лезвием можно было рубить и колоть одновременно.

Скифский лук (лук скифского типа). Напоминал растянутую греческую букву «сигма» или русскую «З»[1], но с планкой в средней части лука, где его держат рукой. В отличие от использовавшихся в те времена луков с цельной деревянной основой, скифский лук изготавливался из дерева, кости, роговых пластин, сухожилий, кожи, иногда плотно обертывался корой дерева. Более жесткая и упругая конструкция позволяла метать стрелы гораздо дальше, чем другие луки. Спиралевидные концы его гнущихся плеч при натягивании тетивы распрямлялись, сообщая выстрелу дополнительную энергию. Имеющий небольшие размеры, он был чрезвычайно удобен при стрельбе с лошади. Лук и стрелы хранились в специальных чехлах – горитах. В горите, который каждый воин-скиф носил на левом боку, было два отделения: для лука и для стрел. В футляре могло поместиться до 150 стрел. (По свидетельству Геродота, скифы притягивали тетиву лука не к груди, как другие народы, а к противоположному плечу. Это обеспечивало максимальное натяжение тетивы, и стрела летела с убойной силой на немыслимые для того времени расстояния – 200–300 м и более[2].)

Длинное копье. На обратную сторону древка копья надевался железный наконечник – вток, что позволяло в бою использовать для колющих ударов обе стороны оружия.

Порату (топор) – боевая секира. Крепилась на длинной рукояти. В отличие от акинака, применявшегося в ближнем бою, порату был эффективен и в конной схватке.

Боевая плеть. В кончик тяжелой боевой плети вплетался металлический или каменный шарик. В руках опытного воина такое оружие становилась смертельным.

Защитное вооружение

Щит. Имел характерную бобовидную форму. Чаще всего их плели из веток или вырезали из цельного дерева и обтягивали толстой воловьей кожей. Знатные и богатые воины использовали щиты, обитые металлическими пластинами.

Панцирь. Командиры и элитные воины носили чешуйчатые или цельнометаллические панцири. Первый состоял из отдельных железных пластин, имевших в верхней части отверстия. С помощью этих отверстий пластины крепились к кожаной основе так, что край верхней пластины закрывал большую часть нижней. Получаемое соединение напоминало рыбью чешую. Такие доспехи не сковывали движений и были очень прочными.

Наголовье. Головы воинов защищала войлочная или кожаная шапка – башлык с округлым верхом, несколько выступающим вперед. Иногда она имела и металлическое покрытие. Использовались скифами и бронзовые шлемы греческого производства.

Сохранились сведения о ряде громких побед скифов.

• В первой половине VII в. до н. э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и только в VI в. до н. э. были вытеснены оттуда индийцами. Об этом сообщает Геродот. По собранным им преданиям «…мидийцы, вступив со скифами в бой и потерпев поражение в битве, лишились власти, а скифы завладели всей Азией» (Геродот, I, 104). «Отсюда они пошли па Египет. Когда они достигли Сирийской Палестины, Псамметих, царь Египта, встретив их дарами и мольбами, убедил далее не продвигаться» (Геродот, I, 105). «В течение двадцати весь ми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, всё опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они еще, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел» (Геродот, I, 106). Царь Мидии Киаксар, не имея возможности использовать военную силу, пошел на хитрость. Пригласив вождей скифов па пир, он их перебил. Обезглавленное войско скифов ушло в степи Северного Причерноморья.

• В 512 г. до н. э. скифы, используя тактику «выжженной земли», не вступая в открытое сражение, измотали и обескровили войско персидского царя Дария I, с трудом избежавшего гибели при вторжении в Скифию.

• В 331 г. до н. э. у греческого полиса Ольвии скифы нанесли поражение 30-тысячной армии македонского полководца Зопириона, погибшего с остатками войска при отступлении к своим границам.

Во II–I вв. до н. э. скифов в степях Восточной Европы постепенно вытеснять начинают сарматы, родственные им племена языгов, роксолан, аорсов, сираков и алан (Страбон). До этого сарматы были добрыми соседями и союзниками сколотов. Купеческие караваны, следуя из Скифии, свободно проходили через сарматские земли. Известно участие сарматов в ряде военных предприятий скифов, их отряды даже принимались на службу в войско скифского царя. В историю развития военного дела сарматы привнесли использование меча длиной от 70 до 110 см, более удобного в конном бою, чем скифская секира.

В III в. до н. э. добрососедские отношения сменились острым конфликтом, приведшим к ослаблению Скифского царства и сокращению его территории. После завоевания Причерноморья сарматы стали доминировать на востоке Европы, территория которой (вместе с Кавказом) долго именовалась Сарматией. В дальнейшем, в ходе расселения славян в Приднестровье и Поднепровье, часть языгов и роксолан, а возможно, и алан была ассимилирована ими[3].

Древнейшая история славянского народа по-прежнему остается одной из великих загадок современности. Ученые и по сей день яростно спорят, где же находилась их прародина, откуда они двинулись к местам своего позднейшего расселения, как зародилась у них княжеская власть? Однозначных и убедительных ответов на все эти вопросы до сих пор не найдено. Одни историки искали древнюю родину славян на Дунае, другие – на Висле, Одре и Днепре, на реках, изначально входивших в зону славянского расселения.

В VI–VII вв. славяне начинают продвигаться на территорию Прибалтики, Балканского полуострова, достигают Испании и Северной Африки. К концу VII в. племена восточных славян плотно заселили земли от Карпатских гор на западе до Днепра и Дона на востоке, озера Ильмень на севере и Черного моря на юге.

В распоряжении исторической науки есть ряд бесспорных сведений о роли, которую сыграли славяне в борьбе с опасностью, постоянно грозившей Европе из азиатских степей, – нашествиями обитавших там кочевых племен.

Великой степной дорогой из восточных стран, проходившей в том числе и через славянские земли, промчались десятки кочевых племен: на заре истории – киммерийцы, скифы и сарматы; позже – гунны, авары, болгары, хазары (белые угры), венгры (черные угры), печенеги, гузы (торки), берендеи, коуи, половцы, монголы.

Южные пределы земель восточных славян проходили там, где некогда существовала великая Антская держава, уничтоженная в VI в. аварами. Опасное соседство со степью вынуждало славян жить в постоянной боевой готовности, всем миром выступая в походы под стягом своего князя. Ядром такого войска, его главной ударной силой была конная княжеская дружина. Это старинное общеславянское слово восходит к еще более древнему «друже» (друг), значение которого – «спутник в походе», «товарищ по войне» – заметно отличалось от современного. Численность дружин первых славянских князей была невелика, однако они представляли грозную силу: ведь каждый такой отряд состоял из великолепно обученных, имеющих большой военный опыт и хорошо вооруженных воинов. Видную роль в походах и победах славян принадлежала пешему ополчению, состоявшему из взрослых мужчин-вечников, на время войны превращавшихся в воев городовых полков.

И если на заре славянской истории славяне, по сообщениям византийского историка Прокопия Кесарийского, были вооружены лишь щитами и дротиками и не знали панцирей, то в более поздние времена они уже имели великолепное вооружение и доспехи. Первым поведал о «прекрасных, прочных и драгоценных» славянских кольчугах арабский историк Ибн-Русте в своей «Книге дорогих ценностей», написанной в начале X в. Епископ Лиудпранд, рассказывая о разгроме византийцами флота князя Игоря (941 г.), писал, что русские воины «обремененные панцирями и шлемами, шли на дно, и их больше не видели». Из славянских краев были привезены в Скандинавию первые чеканы — особой формы боевые топоры с длинным обухом. Славились своим отменным качеством и местные обоюдоострые мечи. Начало славянского оружейного производства связано, по-видимому, с действиями короля Карла Великого, который капитулярием 805 г. запретил купцам, направлявшимся к славянам и аварам, продавать им франкское холодное оружие и броню. Отныне наши предки стали вооружаться только отечественным оружием, совершенствуя его от века к веку. Впрочем, такое совершенствование было бы неизбежным и без быстро забытого запрета франкского владыки: главными врагами славян оставались кочевники, для борьбы с которыми требовалось войско и оружие отличного от европейских типа – с большими конными дружинами, воины которых были бы вооружены более удобными для конного боя саблями, булавами и кистенями и прикрыты кольчатыми доспехами. Именно такого рода княжеское войско и сформировалось в Древнерусском государстве – империи Рюриковичей.

Согласно летописи, в середине IX в. для борьбы с кочевниками-хазарами, покорившими славян Среднего Поднепровья и Волго-Окского междуречья, в земли кривичей, ильменских словен и некоторых угро-финских племен (мери, веси и муромы) были призваны славящиеся своей воинской доблестью варяги. Предводителем их был князь Рюрик – основатель русской державы. Высокие боевые качества варягов были незаменимы в схватке с армией кагана, в которой служили гулямы – лучшие воины-наемники Востока. Начинаются битвы за контроль над Волжско-Балтийским и Днепровско-Балтийским торгово-коммуникационными путями.