Глава 1
Водные сады: взгляд через века
У истоков
Люди издревле селились вблизи воды, предпочитая строить большие и малые города в дельтах крупных рек, на берегах морей и озер. Даже не зная того, что вода – источник жизни на Земле, наши предки тянулись к естественным водоемам так же, как делаем это мы, предпочитая проводить отпуск около моря или выезжая на выходные к реке. Близкое расположение водоемов позволяло человеку выжить в нелегких природных условиях. Именно возле естественных водоемов появились и активно развивались аграрные цивилизации, на основе которых возникли могущественные рабовладельческие государства. И если первые тысячелетия человеческой истории наши предки во всю пользовались имеющимися благами природы, то за несколько веков до нашей эры начали сами активно вмешиваться в епархию Матушки-Природы, сооружая искусственные водоемы там, где изначально их не было и в помине.
С развитием искусства создания садов люди оценили декоративные и практические возможности водоемов. Очень быстро вода стала душой сада, независимо от того, в какой части света этот сад разбит. Водоемы украшали сады древних китайцев, египтян и ассирийцев уже четыре тысячелетия назад. Первые искусственные водоемы использовались сугубо в утилитарных целях: для выращивания плодовых растений, разведения рыб и водоплавающих птиц. С возникновением религии и появлением культовых сооружений функции садовых водоемов увеличились: к ним добавилось сакральное значение водоема (воды). Ни один сад, разбитый вокруг храма, не обходился без водоема правильной формы. Со временем, когда искусство садоводства достигло той стадии, что стало доступно и светским лицам, водоем все больше и больше превращался в декоративный элемент, «обрастая» фонтанами, водопадами, статуями и декоративными растениями.
На территории первых рабовладельческих государств, возникших в районе рек Тигр и Евфрат, наличие водоема не только считалось признаком материального благополучия, но и, по большому счету, было необходимостью в условиях засушливого ближневосточного климата. В первую очередь прославились своими садами ассирийцы, как будто стремившиеся воплотить в реальность миф о райских кущах. Самое известное рукотворное садово-парковое произведение того периода – висячие сады Семирамиды, представлявшие собой четырехэтажное сооружение, засаженное деревьями и кустарниками и орошаемое при помощи водяного колеса. Греческие историки Страбон и Геродот назвали сады Семирамиды одним из семи чудес света. Простые междуреченцы в меру своих возможностей и социального положения подражали владыкам мира сего и разбивали около своих домов садики попроще, с пальмами, плодовыми деревьями и непременным бассейном прямоугольной формы, расположенным в центре сада. Древние египтяне использовали бассейны для омовения и хранения воды, поступавшей непосредственно из Нила. Вода поставлялась к водоему по трубам и вытекала в него красивыми водными струями. Система каналов, связывавших главную речную артерию страны и частные водоемы, использовалась для орошения полей. Если на территории сада было несколько водоемов, то часть из них отводилась под разведение рыбы, домашней птицы и лекарственных растений.
Огромное влияние на развитие восточных (главным образом индийских и ближневосточных) и европейских водных садов оказали сады Древней Персии – геометрически выверенные, с разветвленной системой водных каналов и небольшими площадками, засаженными растениями. В засушливой Персии вода считалась сокровищем и ценилась на вес золота. Здесь сады с водоемами являлись символом богатства и власти, сама же вода символизировала жизнь. Вода в искусственных водоемах была рассчитана на оросительные цели. Более того, вся система орошения была продумана таким образом, чтобы вода расходовалась как можно более экономно. В то же самое время, древние персы не забывали и о декоративной стороне дела. Основными компонентами традиционного персидского сада были:
– вода – для орошения;
– зеленые растения – для защиты от солнца;
– цветы – для аромата и яркости;
– музыка – для ублажения слуха.
В основе персидского сада лежал круг, поделенный водными каналами на четыре самостоятельных части. Крестообразный принцип деления назывался «чахар-ба» и символизировал упоминаемые в Коране четыре реки, текущих из одного источника в разных направлениях. В центре сада, на пересечении каналов, обычно располагался небольшой пруд с журчащими фонтанами или без них. Чаша водоема, как правило, четырех– или восьмиугольной формы и стенки водных каналов были выложены изразцами или небесно-голубой мозаикой, подчеркивающей глубину.
Традиции персидского садоводства были подхвачены и разнесены по свету арабскими кочевниками. При этом арабы развили персидский парковый стиль в двух противоположных по сути направлениях: тюркском и мавританском.
Тюркское направление нашло воплощение на территории современной Индии, особенно в Кашмире. Наверное, самый известный пример тюркского сада – Тадж-Махал. Отличительной особенностью данного направления является щедрое использование воды, в принципе не характерное для арабов, находящихся в постоянном поиске воды, а потому экономно расходующих ее. В тюркском саду воды не просто много, а очень много, движущейся и спокойной, естественной и укрощенной. В целом, это сложные, даже вычурные сады с многочисленными водоемами, ручьями и водопадами, расположенными в наиболее выигрышных уголках сада. Особенно популярен чадар – разновидность водяной горки, в которой вода стекает с одной террасы на другую, при этом водная гладь, если смотреть на нее с определенных точек обзора, красиво отражает солнечный свет. Такая техника, как правило, используется по периметру сада.
Мавританские сады возникли в Южной Испании после ее завоевания маврами в начале VII века. И хотя климат на юге Испании нельзя назвать засушливым, здесь прижилась характерная для Персии традиция экономного обращения с водой. Для создания мавританских садов использовались оросительные системы, возведенные еще древними римлянами, вернее, то, что от них осталось с уходом римлян. Мавры «отремонтировали» римские ирригационные системы, использовав их по собственному усмотрению. Результатом мавританской экспансии стали изысканные камерные сады, вписанные в закрытые внутренние дворики, в которых гармонично сочетались декоративные архитектурные элементы, водное пространство и растительность. Распределение воды в мавританском саду было определяющим моментом. Композиционным центром, как и в Древней Персии, был геометрически правильный водоем с невысокими шепчущими фонтанчиками. Фонтаны были спроектированы таким образом, чтобы их бассейны были всегда полными до краев. Иногда бассейны фонтанов плавно «перетекали» в сложную систему узких каналов, окаймляющих деревья сада, и наряду с хитроумными сплетениями дорожек создавали в саду таинственную атмосферу. Вообще, флер таинственности и особого покоя – то, что отличало мавританский сад от тюркского, античного или более позднего сада эпохи Возрождения.
И не в последнюю очередь эта атмосфера достигалась при помощи грамотного использования воды. Игра света и тени, постоянно движущаяся, неспешная или же, наоборот, неподвижная вода, ограниченное галереями пространство сада, опьяняющие ароматы пряных растений, – все это рождало почти физическое ощущение райского сада. При этом мавры, подобно древним персам, использовали воду не только в декоративных, но и в оросительных целях.
Европейские водные сады
На развитие европейского паркового искусства в большей степени оказали влияние не персидские, а античные традиции Древней Греции и Рима, в которых использовались не только природные источники воды, но и всевозможные технические новшества – водопроводы и насосы. Именно древние греки придумали специальные механические приспособления, приводящие воду в движение. В эпоху Античности появились первые фонтаны, в которых водная струя не вытекала, как в египетских водоемах, а выбрасывалась под давлением. Для этого использовались водяные насосы, которые заставляли воду из ключей бить в нужном направлении.
В древнегреческой мифологии можно найти многочисленные упоминания о прекрасных садах Гесперид, розариях царя Мидаса. При этом, если проанализировать особенности географического рельефа Древней Греции, становится ясно, что все эти мифы относились скорее к области желаемого, чем реального. Ибо почвы Древней Греции особым плодородием не отличались. Реальностью же был особой тип сада – общественный, искусственно созданный в честь какого-нибудь героя и именуемый «священной рощей». Представлял собой общественный сад правильную посадку деревьев с гротами, фонтанами и прочими механическими забавами. Особенно любили древние греки различные механические игрушки – «поющих птиц» или «танцующих» людей, которые под давлением воды издавали звуки и двигались. Деревья высаживали линейно вокруг небольшого водоема. В священных рощах проходили спортивные состязания, здесь же местные ораторы и философы устраивали публичные выступления.
В Римской империи дома имели небольшие внутренние дворики, в полу которых устраивался мелкий водоем – имплювий. Имплювий наполнялся дождевой водой, стекавшей по водостоку с крыши. Из водоема вода поступала в цистерну, расположенную под полом, и применялась в хозяйственных целях.
Особенно активно использование воды в создании садов стало проявляться в Италии в эпоху Ренессанса. Итальянцы вспомнили о достижениях античного садоводства, но подошли к ним с учетом современных реалий. В это время начала складываться схема итальянского регулярного сада – террасного, с многочисленными лестницами, балюстрадами, гротами и водными каскадами, связывающими террасы между собой. По сравнению со средневековыми садами, в итальянских садах эпохи Возрождения воды было много. Вода была не падчерицей, но полновластной хозяйкой, главным украшением сада. Итальянцы использовали воду не скупясь, нисколько не заботясь о ее экономии. Водоемы представляли собой неотъемлемую часть композиции сада, а вариантов использования воды несть числа. Вода ниспадала, выстреливала вверх и в стороны, пенилась, пела и играла всеми цветами радуги в лучах палящего итальянского солнца. Вообще, главной задачей мастеров итальянского Возрождения было произвести впечатление роскоши и могущества человека над природой, что достигалось всевозможными средствами. Ренессанс – это период, когда было переосмыслено место человека в природе. И если Средние века постоянно апеллировали к греховности и изначальной ущербности человеческого существа, то в эпоху Возрождения человек взлетел до высот венца природы. Живописные водные каскады, водоемы, заключенные в дорогую каменную оправу, фонтаны со сложными скульптурными композициями, – все это передавало мысль, что даже такая могущественная стихия, как вода, может быть обуздана человеком. Искусственные водоемы в садах Возрождения стали наглядным примером превосходства человека над природой.
Типичный итальянский сад представлял собой небольшой симметричный садик с приподнятым патио (внутренним двориком), примыкавшим к жилому дому. Весь сад был разбит прямыми и диагональными дорожками на простые геометрические участки, окутанные тончайшими водными линиями, как правило, берущими начало в огромном пруду, окруженном великолепными скульптурами. В центре сада располагался небольшой фонтан или искусственный водоем, заключенный в каменную оправу. Это была композиционная доминанта садово-архитектурного ансамбля, вокруг которой располагались многочисленные цветники геометрической формы и скульптуры. По всей территории сада были разбросаны аккуратные фонтанчики. По периметру садика шла высокая каменная ограда или непроходимая стена живой изгороди.
Один из наиболее распространенных водных элементов этого периода – водный каскад, особенно такая его разновидность как «водная цепь» («catena d'acqua»). В «водной цепи» вода по каналам подавалась к центру архитектурного пандуса, окруженного камнем, стилизованным под звенья цепи. И, конечно же, практически невозможно представить возрожденческие сады без фонтанов, неизменно со скульптурными группами. В эпоху Ренессанса фонтаны были неотъемлемой частью садово-паркового дизайна. Наверное, самый известный фонтан в мире – римский Треви, который был построен как центр Аква Вергинэ Антика – системы подачи воды. До последнего времени этот фонтан наполнялся питьевой водой.
Большой любовью в эпоху Возрождения и позже в эпоху Просвещения пользовались такие забавы, как «водные игры» и «водный театр».
«Водные игры» («giochi d'acqua») представляли собой шуточные фонтаны, которые возникали как бы ниоткуда, обрушиваясь на ничего не подозревающих посетителей сада. Из какого-нибудь укромного уголка, например, незаметного проема в стене грота, внезапно вырывалась резкая струя воды. Особенно были известны механические фигурки птиц и людей, которые начинали двигаться под действием водяной струи. «Водные игры» одновременно являли собой демонстрацию изощренной человеческой мысли и служили на потеху публике. Одним из самых популярных европейских садов, буквально напичканных подобными «игрушками», был сад Пратолино. Богата шуточными фонтанами была и вилла д'Эсте. В частности, на террасе с фонтаном Венеры существовала хитроумная ловушка: ступивший на нее человек оказывался в плену многочисленных переплетающихся между собой водных струй.
«Водный театр» – еще один распространенный прием, суть которого заключалась в том, что стена богато украшалась арочными нишами, скульптурными композициями и аккуратными фонтанчиками, место расположения которых было тщательно выверено. В центре «водного театра», как правило, была расположена фигура атланта, поддерживающего земной шар. По скульптуре живописно стекали водные струи фонтана, устроенного над земным шаром. Самые известные «водные театры» сохранились на Вилле Марлиа и Изола Белла.
Традиции возрожденческого водного сада нашли продолжение в равнинных садово-парковых ансамблях Франции, где возник регулярный стиль ландшафтного дизайна, отличительными особенностями которого являются симметрия, геометрическая безупречность, четкость линий и торжество роскоши. Возникновение регулярного стиля связывают с именем А. Ленотра, создавшего знаменитые парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и, конечно же, Версаля – загородной резиденции французских королей. Роскошные и подчеркнуто торжественные сады классицизма полностью соответствовали духу французского абсолютизма времен Людовика XIV. Классический сад входил в состав огромного архитектурного ансамбля, образуя вместе с ним единое композиционное целое. Главный вход на территорию архитектурно-паркового ансамбля, как правило, располагался в нижней части сада, откуда открывался величественный вид на дворец и прилегающие к нему цветники. Весь ансамбль был выстроен вдоль центральной оси, на которой находились дворец и водный канал или бассейн геометрической формы с многочисленными фонтанами, фонтанчиками и каскадами. Водная стихия была обуздана и заключена в камень плоских прямоугольных водоемов, украшенных скульптурами, стрижеными деревьями и партерными посадками. Никакой естественности, которая в эпоху классицизма приравнивалась к вульгарности, отчего классические сады выглядели искусственно и театрально. Со временем французский (регулярный) стиль распространился по всей Европе.
В XVIII–XIX веках вода оставалась основным элементом садово-парковых ансамблей. В начале XVIII века на Британских островах зародилось совершенно новое направление ландшафтного дизайна – пейзажное. Возникновению пейзажного стиля во многом способствовали восточные влияния, проникшие в Англию вместе с бурно развивавшимися торговыми связями. Путешествующие англичане привозили из далеких стран экзотические растения и новые взгляды на привычные вещи. В частности – на искусство создания садов. В первую очередь на английском садоводстве сказались влияния китайского и японского искусства насаждения садов. Пейзажный стиль как никакой другой пришелся ко двору и совпал с ценностями зарождавшейся буржуазии, с одной стороны, стремившейся занять место старой аристократии, но с другой стороны, противопоставлявшей себя ей.
Отправной точкой в создании пейзажного сада служили особенности местного ландшафта: английский сад не был инородным телом, а органично вписывался в окружающую среду, более того, он оптически сливался с ней. Островные садоводы слегка ретушировали особенности имевшегося участка земли, исправляли его «недостатки» и подчеркивали «достоинства». Для пейзажных садов были характерны асимметрия, плавные линии, размытые границы. Обычно английский сад имел форму неправильной трапеции. Дворец не был доминантой садово-паркового ансамбля, так как практически терялся среди полудикой растительности, искусственно высаженной, но выглядевшей так, будто она растет сама по себе. За дворцом располагались большой зеленый луг и водоем. Водоемы, как правило, причудливого очертания обстраивались гротами, изящными беседками, мраморными статуями Нептуна и его свиты.
Вода в садах Китая и Японии
Сады Китая и Японии являют совсем иную философию садоводства, которая во многом очаровывает европейцев, оставаясь, тем не менее, непонятной для них.
Первые сады на территории Китая появились во II тысячелетии до н. э. Это были величественные асимметричные садовые ансамбли необозримых размеров вокруг императорских дворцов и буддистских храмов. Садовые комплексы представляли собой тщательно продуманные и искусно обработанные природные ландшафты, выигрышно смотревшиеся со всех основных точек обзора. В центре сада располагался довольно глубокий водоем, из которого вода растекалась в пяти направлениях, чем напоминала лапу тигра с пятью когтями. Над водоемом нависала крутая скала с беседкой – для созерцания восхода солнца. Кроме этой беседки, по всему парку было разбросано множество павильончиков для различных целей. Через речки были перекинуты небольшие горбатые мостики. Каждый такой мостик вместе со своим водным отражением образовывал символический круг. На лужайках сада росли душистые цветы и целебные растения. Позже в Древнем Китае появились камерные сады для вдумчивых прогулок, сады для созерцания природы и небольшие домашние садики, которые простые китайцы разбивали возле своих домов.
Китайские сады обращались не к разуму человека, а к его чувствам. Это были сады настроения, в которых все элементы были подобраны с таким расчетом, чтобы создать определенное настроение. Но какую бы функцию ни выполнял и какое бы настроение ни вызывал, ни один китайский сад не обходился без водоема! Чаще всего это был тихий и спокойный пруд с россыпью многочисленных островков, иногда неспешный ручей. Берега водоема – неизменно причудливой формы, изрезанные заливами и полуостровами. В воде резвились косяки пестрых рыбок. Огромное значение имели не только те элементы, которые находились на поверхности водоема (острова или мостики), но и те, что отражались в зеркале воды.
Практически все сады Поднебесной оформлялись специалистами фэн-шуй – древнейшего учения по организации пространства. Название «фэн-шуй» образовано двумя китайскими иероглифами «фэн» и «шуй», соответственно обозначающими «ветер» и «вода». Дословный перевод понять нелегко, но даже одно упоминание воды указывает на то, с каким почтением древние китайцы относились к этой стихии.
В основе древнекитайского учения фэн-шуй, рассматривающего взаимосвязи между человеком и окружающим его пространством, лежат законы многовековой китайской мудрости. На практике фэн-шуй представляет собой сложную систему принципов и правил благоустройства территории, разработанных на основе гремучей смеси из конфуцианства, даосизма и буддизма, в разное время господствовавших на территории Древнего Китая. Конфуцианство дало фэн-шуй идеал добродетельного человека, живущего в гармонии с окружающим миром и самим собой. Даосизм осуждает искусственность и призывает слиться с природой. Из буддизма пришло представление о двойственности природы любого проявления Вселенной, состоящей из двух начал: активного янь и пассивного инь.
Согласно фэн-шуй, место, где живет человек, оказывает огромное влияние на его жизнь. Оно способно как помогать, так и препятствовать человеку на его жизненном пути. Сад, по фэн-шуй, представляет собой наиболее гармоничную среду обитания. Организованный по всем правилам, он становится не просто посредником между человеком и природой, но и мощным орудием духовного преображения человека. В идеальном саду обязательно должны быть входная дверь, извилистая дорожка, ведущая вглубь сада, ограда, уединенное место для отдыха и водоем. Вода для китайцев является символом богатства и общего благополучия.
История японского искусства создания садов немного моложе китайского: она насчитывает порядка 1300 лет. Основные традиции японского садоводства первоначально были заимствованы японцами у своих ближайших соседей – китайцев. Но японцы не были бы японцами, если бы не пошли своим путем и не вызвали к жизни совершенно уникальное направление. В результате творческой ассимиляции китайской культуры возник уникальный феномен под названием «японские сады» с самобытной философией и особой эстетикой.
Основополагающий постулат японского садоводства – класть вещи там, где они уместны. В отличие от европейских и китайских садоводов, которые прежде чем приступить к созданию сада, разрабатывали проект, у японских мастеров замысел возникал в процессе работы, в результате вдохновения от естественной красоты самой природы. При создании сада учитывался окружающий ландшафт и использовались только те строительные материалы и та растительность, что характерны для данной местности. Иными словами, японские садоводы как бы создавали свои великолепные сады в соавторстве с природой.
Все элементы японского сада обозначали большее, чем они были на самом деле. Насыпи и группки камней олицетворяли горные насыпи, небольшие водоемы – моря и океаны, отдельные камни – острова. Каждая деталь сада была проникнута сложным внутренним содержанием и выполняла определенную функцию, поэтому в японском саду не было лишних деталей! Ни один элемент не повторялся, все сооружения были уникальны. Общая композиция сада отличалась асимметрией, лаконизмом и сдержанностью, а также «внутренней красотой», которая раскрывалась не сразу, а постепенно, но, раскрывшись, завораживала. Это были сады для медитации и вдумчивого созерцания, а не для увеселительных гуляний. Оказавшись в японском саду, человек полностью попадал под власть безмятежного настроения и умиротворяющего спокойствия сада.
Основные композиционно образующие элементы японского сада – вода и камни. Без них не обходится ни один сад, так как вода для японцев – символ темного женского начала инь, а камни – светлого мужского ян. Наличие водоема в японском саду необязательно, но те или иные резервуары с водой (колодцы, раковины для омовения) должны присутствовать. Впрочем, чаще всего в японском саду все-таки есть небольшой водоем с несколькими каменистыми островками, вокруг которого и строится вся композиция сада.
Рис. 1. Так называемый «сухой пейзаж»: имитация водной глади мелкой галькой
Особый японский феномен, не имеющий аналогов ни в одной другой культуре, – это сады без воды, или так называемые сады «сухого пейзажа», более известные как «сады камней». Сады камней создавались, главным образом, на территории дзен-буддистских храмов и монастырей. Самый знаменитый из них – южный сад возле храма Рё-ан-дзи (Миролюбивого Дракона) в Киото. Это одновременно и один из самых таинственных примеров стиля сухого пейзажа. Все элементы сада выполнены из камней и песка. Эффект водной глади достигается посредством песка или мелкой гальки, на поверхности которых при помощи особого инструмента, похожего на бамбуковые грабли, наносится своеобразный рисунок, имитирующий круги на воде. На фоне песка выкладываются группы неотесанных камней, символизирующие острова. Размер, форма и прочие свойства камней не случайны, а тщательно продуманы в соответствии с определенным символическим наполнением сада. Ходить по «воде» категорически запрещено!
Водоемы в России
Россия всегда была богата природными ресурсами. Даже в наши дни, когда их разбазаривают налево и направо, закрома родины далеки от истощения. Поэтому особой необходимости сооружать искусственные водоемы у россиян никогда не было. Тем не менее в XVIII–XIX веках чуть ли ни каждая барская усадьба имела собственный рукотворный пруд или бассейн, который питался от природного ручья. Как правило, искусственный водоем был главным композиционным элементом русского сада. При этом он выполнял не только декоративную, но и совершенно приземленные функции – служил хранилищем воды, предназначался для разведения рыбы и водоплавающей птицы, использовался для купания обитателей усадьбы. Такова психология русского человека – во всем искать практическую пользу, но не забывать и о прекрасном. Являясь продолжением окружающей природы и воплощением величайшей архитектурной мысли, сады и парки России были продуманными подсобными хозяйствами, предназначенными для решения сугубо утилитарных целей. Иными словами, представляли собой органичный симбиоз красоты и пользы.
Начало большим парковым ансамблям с великолепными водными садами было положено еще в эпоху царствования Петра Великого. XVIII век прошел под знаком регулярных садов, которые, несмотря на импортное происхождение, отличались от зарубежных аналогов большей естественностью и «пейзажностью». Стриженая зелень кустарников перетекала в непроходимые заросли луговых трав, аккуратные газоны незаметно сменялись беспорядочно растущими полевыми цветами, широкие и прямые дорожки заканчивались узкими петляющими тропинками, одетые в камень водоемы соседствовали с запущенными озерцами. Искусственные водоемы располагали обычно с южной стороны усадьбы, чтобы летом вода могла в них нагреваться. В сельских усадьбах искусственные водоемы устраивали на запруженных ручьях и даже речках, при этом сами пруды были и размером больше, и живописнее. В тех усадьбах, где жили круглый год, искусственные водоемы активно использовались в быту. Наибольшее распространение получили пруды, в которых разводили рыбу. Иногда количество рыбных прудов на территории одной усадьбы было настолько велико, что можно было говорить о целом рыбоводческом хозяйстве. Отдельно создавали пруды для разведения уток, гусей и лебедей, которые в те времена ценили не только за красоту и верность, но и за мясо. Иногда на пруду устанавливали водяную мельницу, которая использовалась для помола хлеба. И, конечно же, существовали купальные пруды с чистой водой. Хозяйственное значение прудов в русских усадьбах было столь велико, что нередко их строили раньше главного дома. Отдельные известные усадьбы, сохранившиеся до наших дней, без прудов даже представить невозможно, настолько важную роль они играли в композиции всего архитектурно-паркового ансамбля.
В некоторых случаях искусственные пруды создавали с целью осушения территории. Таков огромный Дворцовый пруд в Кусково, расположенный в болотистой низине. Из восемнадцати прудов в Кусково (семнадцати малых и одного большого) сохранились только три: уже упомянутый Дворцовый пруд площадью 14 га и два маленьких пруда, в зеркальной глади которых отражаются Грот и Голландский домик. В былые времена регулярный сад усадьбы Кусково окружал водный канал, связывавший все пруды в единую водную систему. В последней четверти XVIII века за регулярным садом был разбит еще и пейзажный парк, в которым существовал свой пруд. Как и в прочих русских усадьбах, водоемы в Кусково были не просто украшением и забавой, но активно использовались в быту. Так, пруд у Грота служил для разведения водоплавающих птиц.
В наши дни в Москве, кроме прудов усадьбы Кусково, сохранились великолепные пруды Кузьминского парка, Оленьи пруды в Сокольниках, водоемы усадебного парка Студенец (на Красной Пресне), один из Чистых прудов, Лефортовские пруды и крошечный прудик Ботанического сада на проспекте Мира, некогда входивший в состав «аптекарского огорода», заложенного Петром Первым. Из трех Патриарших прудов, когда-то принадлежавших усадьбе Патриарха на Козьем болоте, остался только один пруд, который чуть ли не каждый год грозятся залить бетоном.
Особую статью составляли общественные городские пруды. В эпоху правления Петра Великого по всей Руси, особенно на Урале, развернулось строительство так называемых «городов-заводов». Главным украшением промышленных городов становились искусственные пруды, расположенные на центральной площади. За ними тщательно ухаживали и регулярно очищали. Таков Городской пруд в Екатеринбурге, который полностью обеспечивал промышленные предприятия города водой. Таковы были городские пруды Нижней Салды и Нижнего Тура, типичных уральских городов-заводов, чье население и сегодня не превышает 30 тысяч человек. В XIX веке садово-парковое искусство России достигло наивысшего расцвета. Чего только стоят парки Петергофа, Ораниенбаума и Царского Села, Царицыно и Архангельского! Один из наиболее интересных водных садов России – это Нижний парк Петергофа, в котором насчитывается сто сорок четыре фонтана и три водных каскада. Самый роскошный водный каскад – Ла Гранья, или Большой каскад, сооруженный на 16-метровой террасе, на вершине которой расположен Большой Дворец. Большой каскад связан с Морским каналом, несущим свои воды в Балтийское море. Морской канал – старейшее водное сооружение Петергофа, которое начали прокладывать еще в 1715 году. В первое время Морской канал использовался как парадный въезд в Петергоф, но в 1735 году в центре ковша перед Большим каскадом был сооружен фонтан «Самсон», что сделало эксплуатацию канала в качестве транспортной артерии невозможным. Позже вдоль Морского канала были устроены четырнадцать фонтанных бассейнов. Морской канал делит Нижний парк Петергофа на две части – восточную и западную. В восточной части расположены Дворец Монплезир, водный каскад «Шахматная гора», фонтаны «Пирамида» и «Солнце», а также «Римские» фонтаны и фонтаны-шутихи. В западной части находятся павильон Эрмитаж, дворец Марли, водный каскад «Золотая гора», «Менажерные» фонтаны и «Клоши».
Самым интересным в петергофском водном ансамбле является даже не обилие фонтанов и водных каскадов, а принцип функционирования системы водоснабжения. В 1720–1721 годах для снабжения водой сего грандиозного ансамбля был построен специальный водопровод с прудами-водохранилищами. Проектирование системы водоснабжения было поручено русскому инженеру-гидравлику Василию Туволкову, обучавшемуся в Голландии и Франции. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в том, что в ней отсутствуют водонапорные сооружения и насосы. Вода двигается благодаря природной силе тяготения, умело использованной посредством разноуровневого расположения фонтанов и специальных водонакопительных прудов. К водным каскадам и фонтанам Нижнего парка вода поступала по подземным трубам из нескольких прудов, расположенных на вершине 16-метровой террасы в Верхнем парке. Первоначально трубы были деревянными, но позже их заменили на чугунные. Сегодня фонтанный водопровод питают восемнадцать прудов-водохранилищ общим объемом более 1 млн. 300 тысяч кубометров воды. В пруды вода поступает из природных источников – окрестных ручьев и речушек.