Первое знакомство
Итак, значит, Санкт-Петербург… И что же, так и пойдём по его проспектам и площадям, останавливаясь (будто собачка у столбиков) перед каждым из мало-мальски интересных строений, памятников… – «посмотрите направо… а теперь взгляните налево…», – как толпа одуревших от впечатлений туристов, которым лишь бы «отметиться» да скоротать время до поезда, а затем, этак, с важностью говорить у себя дома: «о-о, – я был в Санкт-Петербурге!» – так, что ли? Конечно же, нет, – это не путеводитель! Давайте, не будем спешить, – времени у нас навалом! – давайте, обстоятельно и… «тщательнéе».
Прежде, чем знакомиться с кем-либо, – узнавать, кто таков, что собой представляет, «чем дышит», – нехудо бы поглядеть со стороны: а какого росточку, хороша ли фигуркой, блондинка ли… брюнетка… – Ой! О чём это я? Ведь, о городе ж договорились! Ну, ладно, – о городе, так о городе.
И, тем не менее, – есть в Санкт-Петербурге такое местечко, с которого можно, окинув город широким взглядом, разом обозреть и необъятную ширь величавой Невы, и весь его исторический центр: Петроградскую сторону, Выборгскую, Московскую… Стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость… И место это – конечно же, —Троицкий мост.
Те из питерцев, которым удалось побывать в Париже, влюбляются в этот город сходу и бесповоротно! А, почему? Да потому лишь, что местами, – маленькими такими пятнышками старинной застройки, зажатыми в тисках стéкло-бетонного урбанизма, – он напоминает им родной Питер (именно так мы называем свой любимый Санкт-Петербург). А теперь представьте себе тридцать квадратных километров великолепия дворцов, памятников, соборов… – какие там пятнышки! – тридцать квадратных километров одного лишь исторического центра города!
Ну вот, мы тем временем и добрались, – стоим как раз на середине Троицкого моста. Ясный солнечный полдень, безоблачное небо… – и, вдруг! – нет, успокойтесь, это не гром. Это выстрел полуденной пушки, – вон, ещё дымок не развеялся над одним из бастионов Петропавловки (так мы, петербуржцы, именуем Петропавловскую, – а вернее, Санкт-Петербургскую – крепость).
О полуденной пушке стоит сказать несколько слов. Зимой её выстрел слышен даже из Сестрорецка (есть такой милый городок в тридцати километрах к северо-западу от Санкт-Петербурга), – «московское время… двенадцать часов!» – слышим мы уверенный в своей правоте голос диктора. Но, вот в чём вопрос: московское ли это время, в самом-то деле? А «фишка» в том, что так называемое «московское» время определяется у нас, – в Пулковской Обсерватории, что под Питером, на тридцатом, – «пулковском»! – меридиане. (Этот меридиан, кстати, в аккурат проходит почти вдоль Троицкого моста!) Таким образом, точное время определяется в Санкт-Петербурге, соответствуя ему «с точностью», – простите за тавтологию, – до секунд; и сигнал тут же сообщается в Москву. А «белокаменная», ничтоже сумняшеся, выдаёт его за своё, «попирая» всякие там авторские права, и даже разносит по всей России-матушке! Ну а тот факт, что её собственное (астрономическое) время опережает так называемое «московское» примерно на 30 минут, – это ей «до лампочки»: есть дела и поважнее. – Так, значит, Россия-то живёт совсем не по московскому, а по санкт-петербургскому, по питерскому, времени!
Итак, Троицкий мост. Честно говоря, царь Пётр был ярым противником каких-либо мостов. Разместив город у моря, более, чем на сотне островов, царь хотел и всех своих подданных приобщить к водной стихии; а для этого, по его замыслу, единственным средством пересечения водных преград, коих в городе насчитывалось великое множество, должны были служить лодки. Таким нехитрым способом он хотел приучить горожан к воде и её, этой воды, не пугаться. (А воды здесь, – ох, как много; только представьте себе, что водосброс Невы составляет… – кубический километр за 7 минут!)
Однако двор, постепенно переместившийся на берега Невы из Москвы, эту причуду Петра не мог оценить по достоинству; и мосты, конечно же, приходилось строить. – Сперва плашкоутные, на поплавках…
Троицкий мост в этом плане исключением не был. Сначала, чуть выше по течению, возник наплавной мост (уже далеко не первый в городе), – а было это в 1803 году, – который обеспечивал более удобный путь Императору Александру I в «дачный» дворец на Каменном острове. Этот дворец и сейчас красуется на том самом острове с тем же названием; правда, теперь он далеко не дачный, а вполне «городской». Так вот, мост этот поначалу назывался Петербургским. Затем, уже в 1827 году, был сооружён мост (опять же, наплавной), соединявший площадь с памятником Суворову и Троицкую площадь. Вначале его назвали Суворовским, а затем переименовали в Троицкий; длиной он был более полуверсты и богато украшен фонарными столбами и перилами художественного литья, покрытыми сусальным золотом. Это – уже прямой предшественник того моста, которым мы с вами сейчас и любуемся.
К постройке же постоянного моста отнеслись со всей серьёзностью: был даже объявлен международный конкурс. Представление и рассмотрение проектов длилось до 1897 года; и в конце концов Император Николай II – сам, лично! – принял и утвердил проект французской фирмы «Батиньоль». Выбор французской фирмы был, отнюдь, не случаен, – в то же время, в Париже, через Сену закладывали мост имени русского Императора Александра III, отца Николая.
Закладку моста произвели 12 августа 1897 года – в память 25-летия бракосочетания Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны. Закладка производилась в весьма торжественной обстановке и даже в присутствии президента Французской республики! Троицкий мост построили к 1903 году. Он был величественен: десять пролётов, разводной, с чугунным перильным ограждением художественного литья, с трёхламповыми светильниками на гранитных постаментах! Его открыли в мае 1903 года, в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга.
В советское время мост назывался Кировским, – в честь Сергея Мироновича Кирова, Первого секретаря Ленинградского областного комитета коммунистической партии, действительно, много сделавшего и для города, и для его жителей. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).
Северную часть моста пересекает, как я уже поведал вам, Пулковский меридиан, на котором определяется – ха-ха! – «московское» время. Некоторые специалисты утверждают даже, что меридиан проходит по оси Троицкого моста. Но если это и не так, – что с того? Всё равно, Троицкий мост – самый красивый мост в нашем городе! Судите сами…
Троицкий мост. Вид с правого берега Невы
Подойдём ближе…
Фонарные столбы и светильники моста
Пилоны
Вот он, наш красавец, – Троицкий мост! Вид с правого берега Невы
А теперь, находясь на Пулковском меридиане, с самой середины Троицкого моста полюбуемся нашим Питером, обозрев необъятную ширь водного простора, гранит невских берегов… полной грудью вдохнём свежий ветер Балтики, – она здесь, она совсем рядом! – и с великой благодарностью вспомянем Великого Петра!
Да, с Петра здесь, на топких берегах Невы, всё и началось! Ну а потом… – это потом уже великие «гастарбайтеры» прошлого, – Доменико Трезини, Франческо Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди, Жан Батист Вален-Деламот, Этьен Фальконе, Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Чарлз Камерон, Тома де Томон, Луиджи Руска, Карл Росси, Огюст Монферран… – это потом уже их гением создано всё то ошеломляющее великолепие, которое сейчас зовётся Санкт-Петербургом!
Не забудем же и российских зодчих, талант которых воплотился в каменном гимне Великому Городу, застывшем в веках на самой высокой ноте! – Савва Чевакинский, Юрий Фельтен, Василий Баженов, Иван Старов, Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов, Константин Тон, Андрей Штакеншнейдер, Пётр Клодт, Александр Брюллов… – низкий им всем поклон!
Любоваться городом начнём, конечно же, с места его рождения – с Санкт-Петербургской крепости, бастионы которой утвердились на правом берегу Невы, слева от Троицкого моста. А потом так и пойдём по часовой стрелке…
Панорама Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости, на правом берегу Невы (вид с Троицкого моста; мост – справа, за кадром)
Архитектурный фрагмент моста (Петропавловская крепость – слева, за кадром). Вид со стороны левого берега Невы
На заднем плане – купол Татарской мечети. Вид с моста, со стороны левого берега Невы. (Мост – слева, за кадром)
Правый берег Невы (виды с Троицкого моста)
Правый берег
Панорама Петроградской стороны (всё тот же правый берег Невы, справа от моста)
Слева от Троицкого моста виднеется полоска зелени Летнего сада (это уже левый берег Невы)
Троицкий мост. Левый берег Невы
Знаменитая на весь мир ограда Летнего сада
На заднем плане – левобережье Невы
Берег слева, берег справа…
Левобережье: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Адмиралтейство…
Ещё ближе
В парадном строю
Панорама Зимнего дворца, Адмиралтейства и Стрелки Васильевского острова
Вот она, знаменитая на весь мир Стрелка Васильевского острова
Здание Санкт-Петербургской Биржи
И воротились мы на круги своя: вновь Петропавловка. На Петербург опускается вечер…
Итак, первое знакомство, с Петербургом состоялось. А теперь, дорогие читатели, если у вас возникло желание узнать об этом Великом Городе больше, пойдём дальше.
Обозрев исторический центр Петербурга с Троицкого моста, «не сходя с места» – а большинство гостей прибывает в наш город, как правило, с юга (со стороны Москвы), и им этот мост просто не обойти, – теперь «с места сойти», нам, всё же, придётся: мы переходим от «шапочного» знакомства с Великим Городом к более глубокому, которое для большинства, уверен, перейдёт в большую дружбу. Итак, сойдём с Троицкого моста и направимся туда, откуда город «есть-пошёл».
Ну а пока взглянем ещё разок на нашего красавца, – на Троицкий мост.
Троицкий мост. Вид с правого берега Невы
…Как в старые добрые времена!