Вы здесь

Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. Глава 3. Система внутреннего аудита и контроля как основа функционирования предприятия (И. Н. Пашкина)

Глава 3. Система внутреннего аудита и контроля как основа функционирования предприятия

3.1. Бухгалтерские, налоговые и организационно-правовые аспекты взаимоотношений головной организации и филиала

Активизация и расширение деятельности любого коммерческого предприятия напрямую связаны с созданием таких структур, которые бы представляли и защищали его интересы вне основного его местонахождения. Эти задачи выполняют обособленные структурные подразделения, которые современные предприятия открывают в регионах России.

Для того чтобы деятельность на новом месте развивалась успешно, очень важно создать систему производственно-финансовых взаимоотношений головной организации со своими структурными подразделениями. Прежде всего необходимо определить правовой статус подразделения. Согласно ГК РФ их всего два вида: филиал и представительство.

Статья 55 ГК РФ дает такое определение представительствам и филиалам: «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства».

В той же статье ГК РФ указано, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Их деятельность осуществляется согласно положению, утвержденному головной организацией. В зависимости от организационно-правовой формы головной организации положение о статусе филиала разрабатывается с учетом основополагающих принципов, содержащихся в соответствующих федеральных законах. Для акционерных обществ это ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а для обществ с ограниченной ответственностью – ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Головная организация – юридическое лицо, создавшее филиал или представительство, – должна указать их в своих учредительных документах. Для выполнения филиалами возложенных на них задач и функций головная организация назначает руководителей филиалов. Чтобы руководители могли действовать от имени головной организации как юридического лица, им выдается доверенность в соответствии со ст. 185 ГК РФ.

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что наличие у руководителя филиала или представительства доверенности необходимо даже в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами создавшего их юридического лица.

Некоторые виды хозяйственной деятельности юридических лиц могут осуществляться только на основании лицензии, т. е. разрешения на право занятия определенной деятельностью при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензирование осуществляется на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензии выдаются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, что вытекает из ст. 7 данного Закона.

Порядок выдачи лицензий определен постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Этим постановлением установлены перечни видов деятельности, лицензирование которых осуществляется соответственно федеральными и региональными органами власти.

Согласно п. 3 вышеназванного постановления в любом регионе РФ действительна лицензия, выданная федеральным органом исполнительной власти. Если же головная организация получила лицензию от лицензирующего органа субъекта Федерации, то она становится действительной на территории другого региона только в том случае, если об этом будет уведомлен лицензирующий орган данного региона.

Перечень сведений, которые необходимо включить в уведомление, указан в постановлении «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». К уведомлению должна быть приложена копия лицензии. При выдаче лицензии юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения, вместе с лицензией выдаются ее заверенные копии. При этом указывается местонахождение каждого подразделения. Регистрация копий лицензий осуществляется отдельным органом.

Согласно п. 5 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности филиала, предъявляется головной организации по местонахождению филиала.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ головная организация передает филиалам имущество, необходимое для осуществления их функций. Этот факт она обязательно фиксирует в своих учредительных документах.

Организация бухгалтерского учета в компаниях, имеющих филиалы или другие обособленные подразделения, должна обеспечивать возможность осуществления контроля всех финансовых операций в каждом отдельном филиале и в целом по организации. Как в головной организации, так и в филиалах бухгалтерский учет ведется в соответствии с единой учетной политикой организации, которая утверждается в установленном порядке приказом руководителя. Даже если филиал имеет самостоятельный баланс, он не может иметь своей учетной политики, отличной от учетной политики головной организации. На это прямо указывает п. 10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н). Кроме того, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ бухгалтерская отчетность головной организации должна включать показатели деятельности филиалов и других структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Поэтому в учетной политике головной организации должен быть определен порядок ведения бухгалтерского учета в филиалах, сроки подачи ими документов и отчетов в головную организацию.

Когда компания создает филиал или представительство, она как юридическое лицо должна определить, выделять ли его на самостоятельный баланс. Отдельный баланс – это перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату, необходимый для нужд управления организацией.

Филиалы, ведущие самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, обычно выделяются на самостоятельный баланс. Если же обособленное подразделение небольшое и создано в основном для выполнения представительских функций, то, очевидно, не имеет смысла выделять его на отдельный баланс. Обязанности такого подразделения в рамках бухгалтерского учета заключаются лишь в оформлении первичных бухгалтерских документов и передаче их в бухгалтерию головной организации для выполнения соответствующих бухгалтерских проводок и ведения бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Иногда для этих целей в подразделении вводится должность бухгалтера.

Если подразделение выделяется на отдельный баланс, то головная организация должна определить перечень передаваемого ему имущества. Это является важным моментом прежде всего потому, что таким способом определяется налоговая база по налогу на имущество, который уплачивается по местонахождению филиала.

Все хозяйственные операции и имущество, переданное головной организацией или приобретенное самим подразделением, учитываются в таком случае на его отдельном балансе. В таком подразделении должна быть создана собственная бухгалтерия, обязанности которой по ведению бухгалтерского учета должны быть четко разграничены с обязанностями головной бухгалтерии. Бухгалтерия филиала представляет в бухгалтерию головной организации отчетность по формам и в сроки, установленные головной организацией. Порядок формирования баланса определяется учетной политикой организации.

Таким образом, филиалы, выделенные на отдельный баланс, должны быть отражены в учетной политике головной организации, ее учредительных документах и положении о филиале.

Учетная политика головной организации может также устанавливать разработанную в организации систему внутренней отчетности, включающую формы отчетов и других бухгалтерских документов, представляемых в головную организацию, и сроки их представления. Независимо от местонахождения обособленного подразделения способы ведения бухгалтерского учета (начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам, способы оценки материально-производственных запасов и др.), рабочий план счетов и иные стандарты бухгалтерского учета, принятые головной организацией и утвержденные в учетной политике, должны применяться всеми без исключения филиалами и представительствами.

Головной офис и обособленные подразделения (в том числе и состоящие на отдельном балансе) не могут являться по отношению друг к другу поставщиками и покупателями, поскольку представляют собой единое юридическое лицо.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации обо всех видах расчетов головной организации с филиалами и другими обособленными подразделениями применяется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К счету 79 открываются субсчета:

1 – для отражения расчетов по выделенному имуществу;

2 – для учета расчетов по текущим операциям.

По каждому подразделению ведется аналитический учет.

Для удобства ведения бухгалтерского учета головная организация может открывать отдельные субсчета к синтетическим счетам по отдельным обособленным структурным подразделениям.

Для составления сводной бухгалтерской отчетности все подразделения, находящиеся на отдельном балансе, должны представлять в головную организацию отчеты по формам и в сроки, утвержденные приказом об учетной политике головной организации.

Теперь о налоговых аспектах взаимоотношений головной организации и ее филиалов (представительств). Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) филиалы и представительства российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками. Они лишь выполняют обязанности головной организации, которая их создала, по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы выполняют назначенные им функции. Статья 27 НК РФ фактически определила налоговый статус филиалов и представительств как законного представителя налогоплательщика-организации. Ими признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Исходя из этого определения руководители филиалов российских организаций в отношениях с налоговыми органами также обладают статусом законного представителя головной организации, являющейся налогоплательщиком.

Организация, имеющая филиалы и другие обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, должна встать на учет в налоговом органе по местонахождению этих филиалов. Данное положение предусматривается ч. 1 ст. 83 НК РФ. При этом заявление о постановке на учет головная организация должна подать в соответствующий налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Если же в данном муниципальном образовании головная организация уже состоит на налоговом учете, то заявление подавать не нужно. Достаточно представить в налоговый орган письменное уведомление о вновь созданном обособленном подразделении в тот же срок.

Налоговые органы имеют право проводить в рамках выездных налоговых проверок головной организации проверку деятельности филиалов, а также проводить самостоятельные выездные налоговые проверки филиалов по вопросам правильности начисления и уплаты региональных и местных налогов (ст. 89 НК РФ). В течение одного календарного года налоговый орган может проводить не более одной выездной проверки по одному и тому же налогу и не более двух проверок в целом по филиалу.

Каким образом должны выполнять свои обязанности по уплате конкретных налогов и сборов филиалы и представительства, устанавливает часть вторая НК РФ в соответствующих главах и статьях.

Следует также обратить внимание на то, что филиалы и представительства не вправе применять упрощенную систему налогообложения на основании подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

3.2. Система контроля за структурными подразделениями и филиалами

Открытие филиалов приносит компаниям множество серьезных проблем. Это и удаленность от головного офиса, и увеличение административно-хозяйственных расходов, и возможные финансовые ошибки руководителей филиалов, и различия в законодательной базе регионов, и рост количества бухгалтерских документов, и др. Это может увеличить риск ошибок и нецелевых затрат компании. Отсюда вытекает необходимость осуществления постоянного и эффективного контроля деятельности филиалов и других обособленных подразделений со стороны головной организации.

Лишь на первый взгляд может показаться, что контроль за филиалами мало чем отличается от управления внутрифирменными подразделениями. На самом деле практика показывает, что здесь нужны качественно иные подходы. Недостаточно внедрять отдельные элементы или принципы контроля. Существенный эффект может принести только хорошо продуманная и четко функционирующая система внутреннего контроля (СВК).

В настоящее время практически на любом российском предприятии применяются те или иные формы внутреннего контроля. Однако рост предприятий, усложнение их организационных структур за счет создания сети филиалов в различных регионах предъявляет более широкие требования к системам внутреннего контроля и делает особо актуальной задачу повышения их качества. Поэтому задача формирования эффективной системы внутреннего контроля должна стать одной из главных частей бизнес-стратегии головной организации.

Подытоживая мнения различных специалистов в области внутреннего контроля и аудита, можно охарактеризовать понятие СВК для многофилиальных компаний как совокупность организационной структуры управления, методик и процедур, принятых и постоянно осуществляемых головной организацией, руководителями филиалов, службой внутреннего аудита и сотрудниками компании, направленных:

1) на совершенствование финансово-хозяйственной деятельности компании и ее филиалов и обеспечение ее результативности;

2) сохранность имущества и других активов;

3) предотвращение или снижение степени внутренних и внешних рисков;

4) обеспечение полноты и достоверности всех видов отчетности;

5) соблюдение требований российского законодательства и внутренних регламентов компании;

6) результат эффективности и экономичности управления бизнес-процессами.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать не только сбор информации обо всех аспектах деятельности филиалов, но и принятие эффективных управленческих решений на основе ее анализа, а также обратную связь. В систему контроля деятельности филиалов включаются также известные процедуры проверки документирования хозяйственных операций, предотвращения ошибок и искажений, своевременности и достоверности бухгалтерской отчетности, обеспечения сохранности имущества, исполнения приказов и распоряжений, соблюдения российского законодательства и т. п.

Нельзя рекомендовать какие-то единые подходы к организации системы корпоративного контроля деятельности структурных подразделений. Однако сегодня российские компании уже имеют наработанную практику в этой сфере.

Контроль деятельности филиалов, как считают многие бизнесмены, должен осуществляться по двум главным направлениям: финансы и управление. Кроме контроля за работой менеджеров филиалов (особенно находящихся в других регионах), головная организация должна создать эффективную систему финансового контроля, основанную на разработке своих особенных подходов к организации и ведению бухгалтерского учета.

Прежде всего необходим постоянный мониторинг деятельности филиальной сети. Этому, как показывает практика, способствует налаженная оперативная связь «филиал – головной офис». Причем хороший эффект приносит внедрение такого элемента контроля за филиалами, когда в головной организации по каждому функциональному направлению назначается «главный» сотрудник, к которому должны поступать абсолютно все данные из филиалов, так как любая функция напрямую связана с контролем.

Ошибки управления возникают в филиалах довольно часто. Чтобы они выявлялись оперативно, менеджмент головной организации может применять как личный (инспекционные поездки в филиалы специалистов головной компании или других филиалов), так и дистанционный контроль (изучение отчетной документации, электронная почта, телефонная связь).

Практика показывает, что эффективному управлению региональными финансами способствует создание специальных внутрикорпоративных сетей с использованием информационно-технической базы для контроля бизнес-процессов в филиалах, находящихся в различных регионах. Это позволяет головной бухгалтерии получать ежедневные, еженедельные и ежемесячные сводные отчеты.

Так, например, крупный дистрибьютор продуктов питания «Планета удачи», имеющий филиалы и представительства в городе Санкт-Петербурге и других регионах РФ, использует для учета операций между филиалами и головной организацией решение, предложенное компанией NaviCon. Благодаря этому информационному проекту компания, например, может формировать консолидированный отчет по анализу продаж на основании отчетов, поступающих в автоматизированном режиме от всех филиалов.

Как говорит генеральный директор компании «Планета удачи» Анна Вовк: «Благодаря решению по формированию управленческой отчетности, предложенному NaviCon, стало возможным получать фактические данные по практически любым разрезам. Компания NaviCon реализовала специфичные требования учета внутрифирменных операций, сохранив при этом единые для компании бизнес-процессы. Таким образом, филиал работает в системе с использованием полной функциональности, реализованной в ходе автоматизации главного офиса „Планета удачи“. В рамках программы Microsoft Navision внедрены финансовый блок, блок управления цепочками поставок, а также ряд других ключевых модификаций: планирование, контроль платежей и поступлений денежных средств; расчет и контроль минимально допустимых цен; финансовый контроль просроченной задолженности и кредитного лимита и др. С внедрением программы все филиалы и другие подразделения компании функционируют в едином информационном пространстве. Работа ведется в единой базе данных Microsoft Navision, связь с которой осуществляется через терминальный доступ. Решение, предложенное консультантами NaviCon, соответствует требованиям российского законодательства по учету таких операций между филиалами и головной организацией, как учет и перемещение основных средств, передача товаров через счет 79, зачет НДС филиала головной организацией».[ii]

Существуют иные корпоративные информационные системы, позволяющие анализировать и контролировать финансы компании по каждому обособленному подразделению. Это специальные компьютерные программы: автоматизированные системы бюджетирования (АСБ). На российском рынке информационных услуг в настоящее время представлено более десяти отечественных и зарубежных АСБ. Надо отметить, что АСБ российских разработчиков дешевле и совмещаются с другими российскими программами, например с популярной отечественной программой «1С». Средним предприятиям с разветвленной сетью региональных подразделений специалисты рекомендуют использовать более дорогие, но и более качественные зарубежные продукты. Наиболее известными из них являются: Oracle Financial Analizer, Hyperion Pillar, Adaytum e.Planning, Comshare MPC и др.

Процедуры передачи финансовых данных из филиалов в головной офис с использованием единой системы учета и внутрикорпоративной компьютерной сети легче всего внедряются и контролируются путем заключения договора франчайзинга с филиалами в регионах. Это дает возможность главному бухгалтеру компании предоставлять всю необходимую информацию налоговым службам как по основному офису, так и по филиалам.

В применении к взаимоотношениям с филиалами под франчайзингом подразумевается передача головной фирмой по договору своего имени, марки, брендов своих выгодных поставщиков сырья, специально обученного персонала, а также других исключительных прав. Таким образом, франчайзинг не только помогает упорядочить финансы всей филиальной сети, но и позволяет обучать специалистов в головном офисе и распределять их по филиалам.

Другие предприниматели предлагают осуществлять контроль за филиалами в два этапа.

На 1-м этапе применяется усиленный контроль. Он заключается в тщательной проверке финансовой деятельности вновь открытого филиала, включая ежедневную проверку проводимых им платежей, а также анализе всех решений, принимаемых его руководителем. Этот вид контроля применяется в течение первого полугодия работы филиала.

На 2-м этапе применяется плановый контроль. Его головная организация может применять, когда руководство уверено, что руководитель и команда филиала могут работать профессионально, не совершая финансовых ошибок. Такой контроль осуществляется выборочно подразделением внутреннего аудита. И это не означает ослабления контроля, так как внутренние аудиторы в большинстве крупных российских компаний подчиняются непосредственно главному руководителю или собранию акционеров. Это обеспечивает максимальную достоверность и объективность информации о работе филиалов.

В настоящее время не существует какого-то универсального рецепта формирования СВК. Но опыт создания таких систем крупными российскими компаниями позволяет определить общие черты СВК.

В организационной структуре СВК могут существовать несколько служб. К основным из них относятся:

1) служба экономической безопасности (внутреннего контроля или внутреннего аудита);

2) контрольно-ревизионная служба.

В крупных российских компаниях это могут быть контрольно-ревизионные управления или комитеты по аудиту при советах директоров. В СВК обычно также включаются функциональные подразделения:

1) финансово-экономическая служба;

2) юридическая служба;

3) служба персонала.

Регламентацию процедур управления осуществляет служба корпоративного управления.

Эффективная работа внутренней системы контроля, особенно в крупных многофилиальных компаниях, невозможна без формализации всех направлений их деятельности. Все процедуры должны быть регламентированы путем разработки и внедрения положений, инструкций и т. п.

СВК компании должна решать следующие важные задачи финансового контроля за филиалами и структурными подразделениями:

1) достижение целей компании. Правильно разработанная СВК позволяет определить, насколько деятельность филиала или иного обособленного подразделения способствует достижению общих целей компании;

2) обеспечение надежности финансового учета. СВК должна обеспечивать точность, полноту и достоверность всех учетных данных в филиалах, а также их своевременное поступление в головную организацию;

3) обеспечение точности учета и защиты активов. СВК должна обеспечивать точный учет активов, переданных в филиалы или приобретенных ими, для анализа степени риска, связанного с каждым типом или группой активов, а также сохранность активов путем периодических проверок их наличия, обеспечения процедур оценки, списания и др.;

4) обеспечение соблюдения требований законодательства и других внешних обязательств. СВК должна отслеживать изменения в законодательстве, нормативных актах для своевременного изменения самой системы контроля;

5) исключение преднамеренных искажений в учете, минимализация непреднамеренных ошибок. СВК должна обеспечивать такое разделение ответственности и полномочий, которое мешало бы совершению руководителями и сотрудниками подразделений случайных или умышленных ошибок и нарушений или затрудняло бы их обнаружение. Финансовый контроль распределяется между головной организацией и руководителем обособленного структурного подразделения. При определении объема и степени контроля, делегируемого руководителю филиала, учитываются стадия развития филиала, оборот филиала, особенности регионального рынка. Немаловажное значение имеет также степень доверия головной организации к руководителю структурного подразделения. С ростом уровня доверия к финансовым решениям руководителя филиала формы и степень контроля за данным подразделением могут изменяться. Однако все решения руководителя филиала относительно крупных финансовых операций должны обязательно согласовываться с головным офисом.

Для разработки эффективной системы внутреннего контроля можно рекомендовать использовать следующие принципы:

1) организационной структуры, означающий, что в головной организации должна быть разработана и утверждена четкая организационная структура, включающая в себя данные обо всех структурных подразделениях, в том числе филиалах и представительствах. Положение об организационной структуре должно описывать их функции, а также функциональную и методическую подчиненность;

2) сбалансированности, который означает, что структурному подразделению должны быть предписаны только те контрольные функции, которые обеспечены соответствующими средствами для их выполнения;

3) своевременного сообщения об отклонениях, который означает, что информация об отклонениях представляется в максимально короткие сроки лицам, уполномоченным принимать соответствующие решения;

4) интеграции, означающий, что для осуществления контроля должно обеспечиваться взаимодействие работников различных функциональных направлений;

5) соответствия контролирующей и контролируемой систем, который означает, что СВК компании должна быть адекватна системе внутреннего контроля структурного подразделения;

6) постоянства – означает, что СВК должна быть способна своевременно реагировать на возможные отклонения;

7) комплексности, означающий, что все объекты контроля должны быть охвачены контролем в одинаковой степени;

8) согласованности передачи данных различных звеньев СВК.

Он предполагает применение компьютерных программ, обеспечивающих необходимую скорость обмена информацией между подразделениями и головной организацией;

9) разделения обязанностей – означает, что основные финансовые функции (регистрация хозяйственных операций, отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете, обеспечение сохранности активов, проведение их инвентаризации, выдача разрешений на осуществление операций с активами, непосредственный доступ к активам) распределяются между разными лицами. Это необходимо, с одной стороны, для устранения злоупотреблений, с другой – для эффективности контроля;

10) разрешения и одобрения, означающий, что в СВК должны быть четко зафиксированы процедуры санкционирования руководителями всех финансово-хозяйственных операций.

Можно выделить два вида внутреннего контроля на российских предприятиях:

1) контроль со стороны учредителей с помощью независимых аудиторов;

2) контроль, проводимый службой внутреннего контроля (аудита) или ревизором.

Для формирования современных систем внутреннего контроля в соответствии с требованиями принципов корпоративного управления многие компании создают в своей структуре службу внутреннего аудита. При этом внутренний аудит является наиболее развитой формой внутреннего контроля.

Организация внутреннего аудита для российской практики является делом новым, и некоторые менеджеры и специалисты считают его необязательным. Причинами такого подхода являются:

1) отсутствие прямого указания на обязательность проведения внутреннего аудита в российском законодательстве;

2) недостаточное внимание со стороны менеджмента к учету и контролю вообще и неправильное представление о его организации;

3) недостаток нормативных документов по регламентации деятельности внутренних аудиторов;

4) отсутствие научных методик в области внутреннего аудита;

5) ошибочное понимание содержания внутренней аудиторской деятельности как ревизионной, понятийная неопределенность и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.