Глава 2. Организация работы службы внутреннего аудита и контроля
2.1. Организация внутреннего аудита
Внутренний аудит – важный инструмент руководства предприятия для оценки эффективности и надежности систем внутреннего контроля и управления рисками компании, для анализа и оценки степени достижения компанией поставленных целей и задач.
В ходе увеличения масштабов деятельности организации структура управления, разделяющая административный аппарат и уровни управления, реализующая рабочие программы, становятся более многоступенчатой. Это усиливает сложность обмена информацией и вероятность принятия различными звеньями противоречивых управленческих решений. При этом затрудняется контроль со стороны высшего руководства, что значительно увеличивает число ошибок и злоупотреблений.
Главным органом управления считается совет директоров, который назначается общим собранием акционеров. Совет одобряет стратегию развития бизнеса, осуществляет контроль за работой руководства и несет за него ответственность перед акционерами. Ему присуще исполнительное руководство, которое отвечает за исполнение стратегии бизнеса, обеспечение ежедневного выполнения операций, установление процедур контроля и внутренних правил, несет ответственность за результаты деятельности компании. А служба внутреннего контроля при исполнительном органе осуществляет проверки с целью достоверности обеспечения совета директоров и исполнительного руководства в том, что установленные процедуры контроля выполняются, а риски управляются адекватно. Согласно международной практике внутренний аудит является независимым.
Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности компании зависит от правильной организации внутреннего аудита. Принимая решение о его создании, руководству предприятия необходимо правильно регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Так, данный отдел должен являться неотделимой частью компании, действовать в соответствии с ее правилами и распорядком, осуществляя независимую экспертизу всех процессов для их анализа и оценки.
Главные задачи отдела – оказывать помощь сотрудникам компании в качественном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске лучших путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов организации для увеличения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы обязаны предоставлять отчеты о проделанной работе, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.
Служба внутреннего аудита проникает в функции управления, организационную деятельность предприятия, снабжает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, финансовые прогнозы о проверяемых объектах, рекомендации, советы.
Отдельные направления деятельности отдела внутреннего аудита на предприятии зависят от целей создания отдела, размеров, организационной структуры, масштабов и видов деятельности организации.
Порядок осуществления работы отдела должен быть закреплен в соответствующем регламентном документе, где бы указывались сроки проведения проверки, программа проведения проверки, лица, ответственные за предоставление информации, порядок составления отчетности по результатам проверки и перечень контрольных мероприятий, проводимых для устранения выявленных нарушений.
Одним из главных условий эффективной работы отдела внутреннего аудита считается его независимость. Это обеспечено тем, что отдел работает на основании положения, утверждаемого руководством организации, и подчиняется только высшему руководству или собственнику. Следование этому условию делает службу внутреннего аудита относительно независимой от руководителей тех подразделений, работа которых проверяется.
Отдел внутреннего аудита осуществляет проверки в соответствии с планом-графиком проверок, который согласовывается с высшим руководящим органом организации, и утверждается председателем совета директоров (иным высшим должностным лицом). Отметим, что работа органов внутреннего аудита должна проводиться согласно программам конфиденциального характера.
Программа внутреннего аудита – это документальный план реализации отдельных мероприятий, содержащий цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки их осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий.
По каждой проверке отдел внутреннего аудита составляет и утверждает программу проведения проверки.
Организационное обеспечение и необходимые документы для проведения проверок осуществляются и предоставляются руководителями подразделений компании по требованиям отдела внутреннего аудита в установленный срок.
2.2. Требования к руководителям и сотрудникам внутреннего аудита и контроля. Ревизионные комиссии
Осуществление деятельности предприятия с целью извлечения прибыли требует от руководства максимального контроля за работой отдельных подразделений, отделов, цехов.
У руководства предприятия есть выбор при организации контроля и ревизии на предприятии. Так, функции внутреннего финансово-экономического контроля может выполнять любой квалифицированный сотрудник, работающий на проверяемом предприятии (бухгалтерия, специальные службы внутреннего аудита, отдельные ревизоры). Также организация может привлекать для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов.
От руководства организации зависят эффективность работы системы внутреннего контроля, его соответствие специфике деятельности предприятия. Следовательно, ответственность за работу системы внутреннего контроля возлагается на руководство предприятия.
Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита.
Руководитель отдела обязан:
1) иметь высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора;
2) иметь стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее двух лет;
3) не иметь судимости;
4) знать работу всех подразделений.
Иные требования, предъявляемые к руководителю отдела, определяются должностной инструкцией. Сотрудники отдела обязаны:
1) иметь высшее экономическое образование;
2) стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее одного года;
3) не иметь судимости;
4) знать работу подразделений, проверку которых осуществляют.
Иные требования, предъявляемые к сотрудникам отдела, определяются должностными инструкциями.
На предприятии применяют систему внутреннего контроля только в том случае, если затраты на функционирование системы меньше потерь, которые возникли бы при ее отсутствии. Известно, что проведение ревизии и внешнего аудита предполагает определенные расходы. Эти расходы можно сократить, если внутрихозяйственный контроль будет осуществляться службой бухгалтерского учета.
При проведении внутрихозяйственного контроля бухгалтерией организации выделяют три основных элемента:
1) среду контроля;
2) учетную систему;
3) процедуры контроля.
Добиться снижения риска в деловой и финансовой деятельности организации, а также в бухгалтерском учете поможет сочетание этих элементов.
Среда контроля – это действия руководства организации и ее собственников, которые отражают общее отношение к контролю, т. е. насколько важен контроль на предприятии. Существуют следующие элементы среды контроля: организационная структура, распределение обязанностей, работа с персоналом, стиль управления, влияние внешних факторов на контроль в организации. Эти элементы выделяют при оценке среды контроля.
Схема организации работы бухгалтерии как ревизионного органа довольно простая (рис. 1). Все отделы бухгалтерии находятся в подчинении у главного бухгалтера. А каждый отдел бухгалтерии проверяет работу соответствующих служб и структурных подразделений. Чем меньше количество уровней управления, тем выше эффективность проверок.
Использовать бухгалтерию в качестве ревизионного органа можно, если:
1) интересы учредителей, руководителей и бухгалтерских работников предприятия не пересекаются (работникам бухгалтерии не придется выявлять ошибки других работников организации);
2) процедуры проверки довольно стандартны, выполняются планово;
3) со стороны бухгалтерии отмечается высокий уровень доверия к контролю.
На каждом предприятии существует распределение полномочий и ответственности между персоналом. Все инструкции, рекомендации и указания для сотрудников разрабатываются руководством предприятия в письменном виде. Это необходимо для правильного ведения хозяйственных операций.
Для контроля за работой организации руководство использует следующие управленческие методы:
1) определение квалификации сотрудников;
2) оценку системы обработки информации и составления отчетов;
3) анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными;
4) изучение деятельности дочерних предприятий.
Порядок осуществления внутреннего управленческого учета имеет большое значение, когда в роли ревизионного органа выступает бухгалтерия. Также большую роль играет подготовка отчетности для внутренних целей.
Для получения требуемых результатов от деятельности предприятия нужно укомплектовать штат организации необходимым количеством высококвалифицированных сотрудников, обладающих достаточным опытом для выполнения своих обязанностей. Также требуется проводить или направлять сотрудников на курсы обучения, переподготовки и повышения квалификации.
На работу предприятия могут воздействовать внешние факторы, т. е. требования действующего законодательства.
Учетная система – это совокупность процедур, благодаря которым происходит полное и своевременное отражение хозяйственных операций. Это процедуры по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях организации.
Для проверки учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности:
1) учетная политика организации;
2) основные принципы ведения бухгалтерского учета;
3) организационная структура бухгалтерии;
4) распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;
5) порядок подготовки бухгалтерской отчетности;
6) средства контроля, применяемые в отдельных областях учета.
Процедура контроля – это методы и правила, которые разрабатываются руководством организации. Процедура контроля необходима для выполнения целей контроля. Цель заключается в том, чтобы совершаемые хозяйственные операции были защищены и зарегистрированы законно, полностью и точно.
Процедура контроля необходима для того, чтобы выявить и исправить все допускаемые сотрудниками ошибки, поскольку они будут сохранены в учетных регистрах или компьютерных файлах.
Бухгалтерия должна проверить:
1) полноту данных;
2) точность данных;
3) разрешение операций;
4) сохранность активов и записей.
Процедура контроля полноты данных заключается в сохранности документов и в верном отражении данных по хозяйственным операциям. Все хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах.
При проверке точности данных важно верное и своевременное разнесение по счетам всех данных по каждой хозяйственной операции.
Процедура контроля разрешения операций заключается в том, чтобы все хозяйственные операции были законны. Важно проверить:
1) правильно ли осуществляется документооборот;
2) выдает ли руководство организации разрешение на совершение отдельных хозяйственных операций;
3) происходит ли осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске;
4) происходит ли сравнение с данными первичных документов содержания, количества и состояния товарно-материальных ценностей.
Процедура контроля сохранности активов и записей заключается в ограничении доступа к активам организации лиц, не имеющих на то полномочий, предотвращении факта хищения, уничтожения или порчи активов. Для предотвращения хищений необходимо установить средства охраны: сигнализации, сейфы, устройство оборудованных складских помещений и т. п. Также требуется периодически проводить внутренние ревизии и инвентаризации.
Внутрихозяйственные учетные проверки нужны для своевременного обнаружения ошибок. Благодаря внутрихозяйственным учетным проверкам идет контроль за правильностью выполнения предыдущих контрольных процедур.
Классификация нарушений, допускаемых бухгалтерами:
1) случайные ошибки;
2) повторяющиеся ошибки.
Проверка документов позволяет выявить не только нарушения, но и скрываемые за ними злоупотребления. Если проверяющий обнаружил нарушения в составлении и оформлении документов, не исключено, что он имеет дело с подделкой, т. е. с фальшивым документом. Для выявления фальсифицированных документов необходимо проверить отраженные в документе операции по существу. В организации могут использовать приемы сопоставления разных экземпляров одного и того же документа, копий документа с подлинником и т. д.
От руководства организации зависят эффективность и регулярность работы системы внутреннего контроля. Ревизор на предприятии назначается в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка. Также в соответствии с этими документами может быть создана ревизионная комиссия. Им, как правило, передается часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.
При правильном распределении обязанностей между сотрудниками снижается риск возникновения ошибок, т. е. попыток нарушать требования контроля становится меньше. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их выполнение может привести к совершению случайных или умышленных ошибок. Функции, подлежащие распределению между сотрудниками, следующие:
1) доступ к активам предприятия;
2) осуществление операций с активами;
3) непосредственное осуществление хозяйственных операций;
4) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
От ревизора зависит эффективное функционирование системы внутреннего контроля. Немаловажное значение имеют продвижение по службе, обучение и подготовка кадров. Это обеспечивает высокую квалификацию и честность сотрудников организации.
Исследуем системы внутреннего контроля на предприятии, если внутренним контролем занимаются ревизоры (рис. 2).
Особенностью такой организации внутреннего контроля является то, что ревизоры – это сотрудники предприятия, но не работники бухгалтерии. Ревизионные комиссии собираются по распоряжению руководителя, проводят проверки, и после выполнения проверок работники выполняют на предприятиях основную работу.
Работа ревизионной комиссии для учредителей предприятия и его руководства имеет информационное и консультационное значение.
Обычно формирование контроля за счет ревизионных комиссий происходит, если:
1) загруженность бухгалтерии не позволяет отвлекать работников бухгалтерии на проведение ревизий;
2) необходимы единовременные или внеплановые проверки отдельных подразделений, лиц или выполнения работ;
3) при проведении ревизии выявлены ошибки бухгалтерии, поэтому ревизии необходимо поручить другим лицам. В зависимости от требований собственников предприятия и его руководства объекты ревизии могут быть различными.
Функции ревизии:
1) проверка того, насколько точно сотрудники организации соблюдают законы, придерживаются ли они требований учетной политики;
2) проверка бухгалтерской информации: специальное изучение отдельных статей бухгалтерской отчетности, детальные проверки операций и остатков по бухгалтерским счетам;
3) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
4) оценка эффективности работы внутреннего контроля в организации, филиалах, структурных подразделениях;
5) контроль за финансовой системой организации, ее отдельными элементами;
6) проверка наличия имущества, его состояния и обеспечения сохранности на предприятии;
7) оценка программного обеспечения, используемого на предприятии;
8) расследование отдельных случаев, например подозрений в хищении;
9) разработка предложений и рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета, внутреннего контроля и работы организации в целом.
В данном случае, т. е. когда внутренним контролем занимаются ревизоры, не являющиеся работниками бухгалтерии, работа ревизионной комиссии независима от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т. п. Ревизионная комиссия подчиняется и обязана представлять отчеты только назначившему ее руководству и учредителям.
Руководство предприятия определяет задачи ревизий исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Руководство предприятия имеет право вносить необходимые изменения внутри предприятия. Для того чтобы быстро и своевременно вносить изменения, руководство использует информацию ревизоров.
Ревизионная комиссия организации в ходе проверок должна учитывать то, что финансовая система экономического субъекта должна включать в себя:
1) контрольную среду, т. е. руководство экономического субъекта следит за работой внутреннего контроля. Контрольная среда включает в себя:
а) соблюдение предприятием требований действующего законодательства;
б) стиль и основные принципы управления данным предприятием;
в) организационную структуру экономического субъекта;
г) осуществляемую кадровую политику;
д) распределение ответственности и полномочий между персоналом организации;
е) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
ж) порядок осуществления внутреннего управленческого учета;
з) порядок подготовки отчетности для внутренних целей;
2) систему бухгалтерского учета;
3) отдельные средства контроля – виды аналитических процедур.
В своей работе ревизоры используют:
1) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
2) сопоставление разных статей отчетности с данными предыдущих периодов;
3) сопоставление финансовых показателей деятельности организации со средними показателями соответствующей отрасли экономики;
4) сопоставление финансовой и нефинансовой информации.
Нефинансовая информация – сведения о деятельности организации, не отражаемые напрямую в бухгалтерском учете.
Рассмотрим процедуры, которые может использовать ревизионная комиссия для сбора доказательств:
1) проверка арифметических расчетов. Путем независимого выборочного пересчета производится проверка точности расчетов в документах и учетных записях;
2) проверка правильности ведения учета отдельных хозяйственных операций. Аудитор имеет возможность проконтролировать учетные работы, выполняемые финансово-экономическими службами;
3) инвентаризация – проверка наличия и сохранности имущества и финансовых обязательств;
4) подтверждение (сверка расчетов). От должностных лиц аудитор в письменном виде получает информацию о реальности остатков на счетах учета денежных средств, расчетных счетах, счетах дебиторской и кредиторской задолженности;
5) проверка правильности оформления документов;
6) прослеживание (сканирование) – выборочная проверка первичных документов, правильности указанной корреспонденции счетов;
7) устный опрос сотрудников организации, дающий возможность оценить работу отдельных сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, порядок документооборота и т. д.;
8) проведение аналитических процедур – анализ и оценка полученной информации. С их помощью можно выявить неверно отраженные в учете хозяйственные операции, а также установить причины таких ошибок. Внутренний аудит решает такие задачи, как:
1) контроль за состоянием активов;
2) выполнение в организации контрольных процедур;
3) проверка функционирования системы внутреннего контроля;
4) обработка полученной в ходе аудита информации;
5) оценка качества информации, полученной при проведении аудита.
Основными задачами управленческого и производственного аудита являются совершенствование организации и системы управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, необходим как помощь клиентам для повышения эффективности использования ресурсов и достижения намеченных целей.
Аудит хозяйственной деятельности, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации, по значению и целям похож на управленческий аудит. Он заключается в анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. При аудите хозяйственной деятельности аудитор должен сделать полный анализ определенных видов деятельности.
Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу учредителей организации и ее руководства, так и по требованию государственных органов.
2.3. Права и обязанности сотрудников службы внутреннего контроля и аудита
Внутрихозяйственным контролем в организации может заниматься специальный отдел – служба внутреннего аудита.
Служба внутреннего аудита, являясь неотъемлемой частью системы корпоративного управления компании, призвана содействовать достижению целей компании, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления.
Аудиторский комитет утверждает условия трудового соглашения (контракта) с руководителем службы внутреннего аудита, а также решения о поощрении (наказании) руководителя службы внутреннего аудита.
Основные функции службы внутреннего аудита:
1) проверка того, основывалось ли руководство организации при составлении внутренних документов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций и др.) на действующих нормативных актах и учредительных документах предприятия;
2) проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности;
3) оценка влияния внешних факторов на деятельность предприятия;
4) организация подготовки к проведению внешнего аудита;
5) организация подготовки к проверкам налоговых и других контрольных органов.
Решение о необходимости работы службы внутреннего аудита принимается руководителем предприятия или на собрании учредителей. Здесь же выбирают руководителя службы, который формирует персональный состав службы. Обычно это высококвалифицированный сотрудник с высшим экономическим образованием, с опытом работы бухгалтером или экономистом, не имеющий судимости, обязательно с аттестатом аудитора или профессионального бухгалтера-эксперта. В должностных инструкциях для внутренних аудиторов обязательно должны быть указаны конкретные должностные обязанности, права и персональная ответственность. Не допускается вмешательство третьих лиц в процесс определения объектов и объема аудита, проведения работы и представление отчета о результатах.
Во многих случаях служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно генеральному директору. Это необходимо для контролирования работы заместителей или начальников структурных подразделений (складов, цехов).
Рассмотрим организацию работы службы внутреннего аудита (рис. 3).
Служба внутреннего аудита действует на основании законодательных и нормативных актов РФ, органов местного самоуправления, правил (стандартов) аудита. При проведении внутреннего аудита, кроме вышеперечисленных документов, она руководствуется учредительными документами, инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями руководителя проверяемого предприятия.
Руководитель службы внутреннего аудита разрабатывает план внутреннего аудита. Затем этот план утверждает руководитель предприятия.
Руководитель службы внутреннего аудита несет ответственность перед аудиторским комитетом и высшим руководством компании за организацию работы службы и выполнение поставленных задач.
Руководитель службы внутреннего аудита периодически отчитывается перед аудиторским комитетом и высшим руководством о деятельности службы внутреннего аудита. Отчеты должны содержать информацию о существенных рисках, проблемах контроля и корпоративного управления, другие сведения, необходимые аудиторскому комитету и высшему руководству для выполнения своих обязанностей.[i]
Руководитель службы внутреннего аудита представляет аудиторскому комитету и высшему руководству:
1) на утверждение ежегодный план деятельности службы внутреннего аудита, а также регулярно отчитывается о его выполнении;
2) ежегодный отчет по оценке надежности и эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления;
3) информацию о существенных недостатках систем управления рисками, контроля и корпоративного управления, а также рекомендации по улучшению существующих систем;
4) информацию о результатах и качестве выполнения мероприятий (корректирующих шагов), разработанных менеджментом по результатам проведенных аудитов;
5) информацию о существующих ограничениях, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.
Руководитель и сотрудники службы внутреннего аудита:
1) составляют план деятельности, определяющий приоритеты внутреннего аудита и соответствующий целям компании на основании проведенного анализа рисков;
2) своевременно и на должном профессиональном уровне выполняют план деятельности и предоставляют менеджменту отчеты о результатах проделанной работы;
3) оказывают содействие менеджменту компании в разработке мероприятий (корректирующих шагов) по результатам проведенных аудитов, а также отслеживают прогресс в выполнении мероприятий;
4) консультируют менеджмент компании по вопросам управления рисками, контроля, корпоративного управления;
5) поддерживают и взаимодействуют с подразделениями (функциями) компании по вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита;
6) координируют деятельность и взаимодействуют с другими функциями контроля (отделом управления рисками, юридическим отделом, службой безопасности);
7) координируют деятельность с внешним аудитором с целью избежать дублирования усилий и минимизировать затраты на аудит;
8) содействуют в расследовании мошенничеств и информируют аудиторский комитет и высшее руководство о результатах расследований;
9) выполняют другие задания и участвуют в других проектах по запросу аудиторского комитета и высшего руководства. Руководитель и сотрудники службы внутреннего аудита уполномочены:
1) иметь прямой и беспрепятственный доступ к аудиторскому комитету;
2) составлять планы деятельности, определять объекты и объемы аудита, принимать решения о частоте проведения аудитов;
3) запрашивать и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям и другой информации о деятельности компании, делать копии документов;
4) изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий, и направлять эти документы или соответствующую информацию аудиторскому комитету и высшему руководству;
5) запрашивать и получать необходимую помощь сотрудников подразделений, в которых проводится аудит, а также помощь сотрудников других подразделений компании;
6) доводить до сведения аудиторского комитета и высшего руководства любые предложения по улучшению существующих систем, процессов, политик, процедур, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита;
7) при необходимости привлекать сторонних экспертов при выполнении аудиторских заданий.
Руководитель и сотрудники службы внутреннего аудита не должны:
1) выполнять никакие функциональные обязанности в компании, не связанные с деятельностью внутреннего аудита;
2) инициировать или утверждать транзакции, не относящиеся непосредственно к деятельности службы внутреннего аудита;
3) руководить действиями сотрудников других подразделений (функций), за исключением случаев, когда эти сотрудники назначены участвовать в выполнении аудиторского задания;
4) участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности их оценки или восприниматься как наносящая такой ущерб;
5) использовать конфиденциальную информацию в личных интересах или любым другим образом, противоречащим законодательству или могущим нанести ущерб компании;
6) принимать в подарок ничего, что могло бы нанести ущерб их профессиональному мнению или восприниматься как наносящее такой ущерб.
В соответствии с планом внутреннего аудита должны осуществляться все этапы проверки.
Служба внутреннего аудита имеет право:
1) проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы и другие документы по финансово-хозяйственной деятельности;
2) обследовать территорию предприятия (цеха, складские и служебные помещения, строящиеся объекты);
3) проводить инвентаризацию имущества и обязательств предприятия;
4) опечатывать места хранения документов и ценностей (сейфы, кассы, склады, архивы);
5) проверять, насколько верно отражены хозяйственные операция в бухгалтерском учете;
6) при необходимости представлять интересы предприятия в суде и арбитражном суде.
Служба внутреннего аудита несет ответственность:
1) за своевременность представления руководству предприятия заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности;
2) составление учредительных и внутрихозяйственных документов в соответствии с действующим законодательством;
3) предложения и рекомендации, данные аудитором в ходе проверки.
На предприятиях, где работает служба внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
Для эффективного функционирования системы внутрихозяйственного аудита необходимо соблюдение следующих требований:
1) наличие персонала с четко определенными правами и обязанностями;
2) разделение обязанностей на предприятии;
3) создание необходимых условий для работы службы внутреннего аудита (выделение помещения, специалистов, наличие нормативной и справочной базы данных и т. п.);
4) повышение квалификации сотрудников службы внутрихозяйственного аудита;
5) определение уровня оплаты труда работников службы внутреннего контроля.
Аудитору разрешается:
1) проверять документы финансово-хозяйственной деятельности (первичные документы, бухгалтерские регистры, сметы, планы, наличие денег и ценных бумаг в кассе);
2) знакомиться с приказами, постановлениями собрания акционеров, учредителей, распоряжениями должностных лиц, проектами и уже заключенными с другими организациями договорами;
3) обследовать объекты строительства, цеха, складские и служебные помещения;
4) проверять сохранность имущества у материально ответственных лиц;
5) проводить полную или частичную инвентаризацию имущества и обязательств организации, опечатывать места хранения ценностей и документов (сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы);
6) организовывать подготовку перед проверками внешнего аудита и налоговой инспекции;
7) проводить проверки выполнения сотрудниками своих обязанностей.
При организации работы службы внутреннего аудита используют следующие типовые формы документов:
1) набор основных вопросов для руководителей и работников бухгалтерии;
2) блок-схемы и графики;
3) специально разработанные тесты;
4) специальные бланки и проверочные листы;
5) перечни замечаний, протоколы или акты.
Служба внутреннего аудита организации самостоятельно разрабатывает методики, порядок изучения и оценки финансово-экономической системы. По результатам такого изучения и оценки финансово-экономической системы планируют процедуры проверки.
В ходе аудиторской проверки могут быть выявлены серьезные недостатки системы внутреннего контроля. Эти недостатки так же, как и рекомендации по их устранению, следует отражать в письменном отчете аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.
Эффективная работа системы внутреннего аудита характеризуется достижением предприятием следующих целей: 1) хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства;
2) все операции отражаются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в экономическом субъекте учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
3) доступ к активам разрешен только с согласия руководства;
4) при обнаружении расхождений в ходе проведения инвентаризации руководство организации предпринимает соответствующие меры.
При обнаружении действия, которое вызывает подозрение, аудитор дополнительно проводит процедуры подтверждения, чтобы рассеять свои сомнения или подтвердить факт нарушения.
В обязательном порядке аудитор проверяет причину нарушений, а также выясняет возможные последствия этих нарушений. Прежде всего проверяются операции, отраженные в документах. Это позволяет обнаружить факты нарушений правил отпуска материалов другим организациям и частным лицам, передачи ТМЦ другому материально ответственному лицу без проведения инвентаризации, бестоварные операции при перемещении материала с одного объекта на другой, нарушение сроков сдачи отчетов и др.
Затраты на проведение аудиторской проверки относят на себестоимость посреднических услуг на основании положения о составе затрат. К возмещаемым расходам будут относиться счета-фактуры, поступающие посреднику.
При проверке системы бухгалтерского учета и хозяйственных операций аудитор должен проверить законность составления документов. Проверку можно дополнить экспертной оценкой и другими приемами. Служба внутреннего аудита при проверке экономического субъекта не может дать полной гарантии выявления всех отклонений и нарушений. Аудитором могут быть допущены ошибки. Ошибки могут произойти по разным причинам, таким как невнимательность, проверка не всех подряд документов, разночтение нормативных актов и т. д.
Решая, каким способом проводить внутренний контроль, руководитель организации должен определить его роль и место в данной организации. Так, например, при использовании ревизионной комиссии для проведения внутрихозяйственного контроля руководство организации может отказать аудитору в получении необходимой информации или специально дать ложные сведения в финансовой отчетности. Другое дело, когда внутрихозяйственным контролем в организации занимается специальный отдел – служба внутреннего аудита. Служба внутреннего аудита является самостоятельным подразделением и создается с целью обеспечения эффективности деятельности всех служб по защите законных имущественных интересов собственников.
Для определения эффективности работы внутрихозяйственного контроля большое значение имеют следующие вопросы:
1) насколько четко и точно выполняются все запланированные работы по отношению к отдельным объектам контроля во времени;
2) какие использованы процедуры проверки и насколько они были эффективны;
3) можно ли доверять надежности информации по результатам внутрихозяйственного контроля.
Наиболее выгодным для организации является организация службы внутреннего аудита, которая будет осуществлять постоянную проверку достоверности финансовой работы экономических служб.