Глава 2. Что такое время
Прежде чем говорить об управлении собой во времени нужно разобраться с элементарными (казалось бы) вопросами. Например, что такое время, как мы его ощущаем и как регистрируем? Чуть выше вы уже отвечали на похожий вопрос о том, как вы понимаете время. Давайте примерно представим, что у нас с вами там получилось:
1. Время – это линейная последовательность событий, происходящих с человеком в течение жизни. Оно имеет определенный порядок и непрерывно течет, а вещи в нем организованы так, как мы их видим.
2. Время – это непрерывный поток, в котором мы плывем от рождения до смерти.
3. Время – это категория, которая существует исключительно у нас в голове, и ни прошлого, ни будущего не существует. Есть только краткий миг настоящего.
4. Время – это астрономическое явление, которое началось с большого взрыва и закончится с достижения энтропией своего максимума.
5. Время – это иллюзия, которая поддерживается нашими воспоминаниями. А на самом деле никакого времени не существует.
6. И ваш вариант… Запишите его.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
То, как мы воспринимаем время, очень скромно изучено в психологии. Например, восприятие цвета, звука изучено очень хорошо, а восприятие времени – нет. Ну, тут все относительно понятно. Если глаза как орган восприятия принимают световые волны, органы слуха – звуковые, то органа, который бы отвечал за регистрацию и оценку времени у нас нет. И все-таки как-то мы время воспринимаем. Но как? Вероятнее всего аналитически. Силой разума. Мы замечаем, как становится светло, и понимаем, что приходит утро, мы обращаем внимание на наступление темноты с приходом ночи и приходим к выводу об изменении времени. Но что будет, если убрать эти сигналы? Будем ли мы воспринимать время? Такие опыты проводились, и чуть позже мы к ним еще вернемся, но что абсолютно точно, так это то, что в таких условиях восприятие человеком времени меняется и очень сильно.
Как представить себе время? На самом деле, есть возможность действительно представить себе время визуально. Есть такая фигура – тессеракт. Это четырехмерный гиперкуб, или куб, развернутый в четырехмерном пространстве. Да. Представьте себе куб и «сдвиньте» его в четвертое измерение, и вы получите визуализированную модель времени. Кстати, вы наверняка видели гиперкуб в кино. Те, кто постарше помнят фильм «Куб 2. Гиперкуб», те, кто помоложе, видели визуализацию гиперкуба в марвеловской вселенной. Время часто называют четвертым измерением. Есть три привычных измерения, образующие трехмерное пространство: высота, ширина и длина. Мы буквально с младенчества привыкаем видеть мир в трехмерном пространстве. В этой системе мы привыкаем познавать мир. С самого начала мы учимся координировать свои движения в этой системе. А потом к этой системе координат добавляется время. Вот еще один интересный момент. Если с трехмерной системой координат мы осваиваемся сравнительно быстро, то ко времени мы привыкаем далеко не сразу. При этом, есть еще одна интересная фишка связанная с относительностью восприятия времени. Как у Тургенева: «Дверь открылась, и в комнату вошел глубокий старик лет тридцати»? Многим из нас в подростковом возрасте кажется, что после тридцати жизни уже нет. Потом мы достигаем этого «страшного» возраста, и понимаем, что мы еще очень даже молоды. А потом, переходя рубеж следующего десятилетия, осознаем, что жизнь еще только начинается.
Мы по-разному воспринимаем время в зависимости от возраста в том числе. Помните, как в известной старой песне? «Чем дальше живем мы, тем годы короче». Думаю, что читатели, которым уже перевалило за 25, легко подтвердят эту фразу. А, знаете почему? Всё объясняется предельно просто. Когда нам 7 лет, один год нашей жизни составляет 1/7 всех наших прожитых лет, а когда нам 20 – ну? Одну двадцатую. Чувствуете разницу? Вот так действительно, с каждым прожитым годом, наше субъективное время сокращается. А, стало быть что? А стало быть, чем больше лет у вас за спиной, тем мощнее должно быть ускорение для достижения целей, которые вы поставили себе на этот год.
Или возьмем идею Джона Уильяма Данна «Эксперимент со временем»3, в которой восприятие времени сравнивается с восприятием книги. По мнению Данна в каждый отдельный миг книга существует вся целиком, со всеми своими страницами. Однако, в каждый отдельный миг человеческое сознание способно воспринимать только одну книжную страницу за раз. Другие страницы, хотя и существуют одновременно с прочитываемой в данный момент, остаются за пределами нашего восприятия. Если бы читателю удалось мгновенно воспринять сразу все страницы книги, он приблизился бы к её истинному восприятию. Сходным образом, в своей жизни человек осознанно переживает только одно мгновение за раз – настоящее, а не совокупность прошлого, настоящего и будущего. Прошлое помнится, но не переживается физически; будущее остаётся неизвестным.
Данн вообще внес очень интересную лепту в анализ времени. Он отталкивался от того, что рассуждая в привычных категориях физики, которые в его время полностью определяли научный подход, мы не в силах объяснить очень многое из того, что проходит через наше сознание. Он рассматривал такие интересные явления как déjà vu4, парамнезии5 и даже ясновидение, пытаясь описать их более или менее научно. Он же четко обозначил, что линейность времени – это утопия, порождаемая человеческим сознанием. На самом деле насколько забавны попытки объяснить время через человеческий мозг, опыт и восприятие – а что, до появления человека времени не существовало? И даже когда первые наши предки стали ходить по планете – сразу ли они задумались о такой категории как время? А оно, тем не менее, уже было. И по теории Данна, «было» применимо ко времени совсем неподходящий термин. Поскольку время есть, а не было и не будет. Здесь и сейчас в разных плоскостях присутствует и прошлое, и настоящее, и будущее – тот самый описанный выше тессеракт более или менее позволяет это представить.
Мы не способны полноценно воспринимать время.
Оцените эту фразу. А теперь подумайте еще раз – что вы скажете о так называемых «гуру» тайм-менеджмента, которые учат вас управлять тем, что вы даже воспринять не способны? О каком тайм-менеджменте как управлении временем может идти речь, если вы даже не знаете что это – «время»?!
И все же, кое-какие инструменты для восприятия времени у нас с вами есть.
Ну, например, про так называемые биологические часы, я думаю, все уже слышали. Не вдаваясь в серьезную терминологию типа «ритмические процессы и явления», «нейроны», «кора», «подкорковые образования», мы договоримся вот о чем. У нас есть некоторая система позволяющая оценивать проходящее вокруг нас время. Система крайне неточная, сбивчивая, дающие самые неточные показания, но она худо-бедно работает. Например, когда вы выполняете какую-нибудь работу, или решаете задачу, вы можете примерно оценить время, затраченное на эти усилия. Но именно что примерно. Если задача интересная, вы можете увлечься ей настолько, что забудете о привычных перерывах в работе, и вам будет казаться, что времени прошло гораздо меньше по сравнению с точно таким же временным промежутком, в который вы бы реализовывали монотонные задачи. Понимаете? Промежуток времени, объективно прошедший по часам – одинаковый, а ваши ощущения – совершенно разные. Биологические часы сработали совершенно по-разному.
Это только ваш телефон может подключиться к мировому времени и показывать точные часы и минуты, а вы – нет. Ваши биологические часы могут оценить только ваше собственное субъективное время, которое будет существенно различаться в зависимости от того, что конкретно с вами происходило в этот промежуток времени. Когда ваша жизнь наполнена интересными значимыми событиями, время субъективно идет быстрее. Если же события были скучны, или вы вообще были не сильно заняты, время будет тянуться значительно дольше. Кстати, что интересно, когда мы оглядываемся назад и оцениваем пройденные отрезки времени, наше восприятие меняется с точностью до наоборот. Если вы вспоминаете эпизод, заполненный разнообразными и интересными событиями, он кажется вам довольно длительным, и напротив, тот же временной промежуток, заполненный неинтересными и скучными событиями, мы недооцениваем.
На точность наших биологических часов с не меньшим успехом влияют и наши эмоции и чувства. Если эмоции положительные, время идет быстрее, а если отрицательные – тянется дольше. Возьмем объективную минуту на прогулку на свежем воздухе узника, сидящего в заточении, и минуту человека летящего в свободном полете пока парашют еще не раскрылся – будет ли эта минута восприниматься одинаково?
Почему все это так важно? Потому, что наша жизнь размерена часами, и мы маниакально одержимы идеей управления временем. Для того, чтобы качественно управлять временем, нужно уметь его чувствовать. Вот тут мы и используем наши биологические часы. Насколько они точны, и как часто или редко они нас подводят – это второй вопрос.
А как воспринимаете время вы? Ваши биологические часы чаще спешат или отстают? Давайте посмотрим. Вот небольшая игра-эксперимент, для проведения которой Вам понадобится партнер в роли экспериментатора с секундомером в руках. В каждом опыте Вам, как испытуемому предлагается определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера и заносит результат в таблицу.
В таблице-протоколе (см. ниже) «экспериментатор» записывает заданный для определения промежуток времени напротив каждого интервала времени. Фактическое время – время, которое Вы, как испытуемый приняли за заданный интервал. Временной интервал, предложенный для оценки, отмечен в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, экспериментатор отмечает в графе «А». Третью колонку пока не заполняем.
Итак. Вы мысленно, не привязываясь к объективным часам, отмеряете определенные промежутки времени, а Ваш партнер засекает по секундомеру сколько времени прошло на самом деле.
Ну а теперь, обработаем полученные данные. Вначале заполним третью колонку в таблице, разделив в каждой строке полученное в ходе эксперимента фактическое время (в колонке А) на исходно заданное значение в той же строке, и в колонке С запишем результаты. А теперь сложим их, чтобы сравнить с суммой в колонке А.
Рассчитаем коэффициент точности вашего собственного субъективного времени (ваших биологических часов) по формуле, разделив общую сумму фактических интервалов на сумму интервалов эталонных:
Кт = А/С × 100%, где
Кт – коэффициент точности оценки (восприятия) времени;
А – сумма фактических временных интервалов, прошедших с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;
С – сумма временных интервалов, предложенных для оценки.
А теперь можно записать для себя свой собственный результат:
Анализ результатов
В ходе анализа результатов нашего мини-исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.
Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.
Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, я бы посоветовал вам повторить подобные опыты, усложнив их дополнительными условиями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение в эксперимент еще одной цели деятельности изменяет оценку вами временных интервалов. Время в этом случае для вас становится, как правило, менее заметным, то есть вы, занимаясь другим делом, его недооцениваете. Мы вообще далеко не все и не всегда способны четко структурировать и ценить время вокруг нас.
Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий транспорта или стояний в пробке, событий, встреч и т. п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции. И чуть дальше мы поговорим и об этом. А пока что оценим те моменты, которые заставляют откровенно «профапывать» время. Моменты, которые пожирают наше время на наших глазах, приводя к его тотальному дефициту.