2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности
Термин «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где указывалось, что внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности осуществляются на основе государственной монополии. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее. Кроме того, государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз, операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий (разрешений). В тот период только около 80 специальных внешнеэкономических объединений имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.
ВЭД в самом общем виде можно определить как осуществление многообразных экономических связей с иностранными партнерами.
Субъекты ВЭД – юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.
В Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. внешнеторговая деятельность (ВТД) определена как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
В законе выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД:
1. Товары;
2. Услуги;
3. Информация;
4. Интеллектуальная собственность.
1. Внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров Товаром как предметом ВТД считается движимое имущество, недвижимое имущество суда – воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок.
Считается, что номенклатура продукции производственного и потребительского назначения в мировой торговле теперь насчитывает свыше 20 млн. видов, не считая промежуточных изделий, численность которых вообще трудно поддается учету.
Российские участники ВЭД должны во всех внешнеторговых документах указывать наименование каждой товарной позиции строго в соответствии с действующей Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
2. Внешняя торговля услугами – оказание услуг (в том числе выполнение разнообразных работ), включающее производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следующими способами:
1. с территории РФ на территорию иностранного государства;
2. с территории иностранного государства на территорию РФ;
3. на территории РФ иностранному заказчику услуг;
4. на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
5. российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени на территории иностранного государства;
6. иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
7. российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
8. иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.
Такая развернутая трактовка способов предоставления услуг сходна с содержащейся в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) ВТО. Согласно ГАТС в международную торговлю услугами входит не только трансграничный обмен ими, но также поставка и получение услуг иностранными юридическими и физическими лицами на территории какойлибо страны. Таким образом, услуги могут оказываться путем их поставки с территории одной страны на территорию другой страны (трансграничное перемещение услуг,), когда поставщик и потребитель услуг находятся по разные стороны таможенной границы, или путем оставления услуг на территории одной страны, когда поставщик услуги перемещается из своей страны на территорию страны потребителя либо иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны поставщика (перемещение из страны в страну не самих услуг, а их производителей или потребителей).
Соответственно в российский экспорт услуг входит потребление услуг иностранными лицами не только за рубежом, но и в нашей стране, а импортом услуг считается получение иностранных услуг как на территории России, так и в зарубежных странах.
Применяемая в ГАТС классификация услуг по их содержанию (объекту) включает 161 вид услуг, сгруппированных в 12 разделов:
1. Деловые услуги.
2. Услуги связи.
3. Строительные и инжиниринговые услуги.
4. Дистрибьюторские услуги.
5. Общеобразовательные услуги.
6. Услуги по защите окружающей среды.
7. Финансовые услуги, включая страхование.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги.
9. Туризм и путешествия.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта.
11. Транспортные услуги.
12. Прочие услуги.
Учитывая, что в российском законодательстве к услугам отнесено также выполнение работ, ряд видов работ могут являться предметом внешнеторговых сделок: научно-исследовательские и опытноконструкторские (НИОКР), изыскательские, геологоразведочные, проектные, конструкторские, строительно-монтажные, пусконаладочные, технологические, ремонтные, реставрационные и др. Многие виды работ осуществляются на подрядных условиях, в том числе на условиях генерального подряда. В последнем случае генеральный подрядчик обеспечивает сдачу построенного объекта иностранному заказчику «под ключ» с возможным последующим доведением его до проектной мощности и организацией гарантийного и послегарантийного обслуживания. Выполнение различных работ сопряжено с применением как умственного, так и физического труда.
Значительная часть услуг вместе с другими объектами ВТД (кроме товаров) составляет «невидимый» экспорт и импорт, который не входит в торговый баланс страны, но отражается на ее платежном балансе. При поставках товаров, выполнении работ, передаче результатов интеллектуальной деятельности нередко предоставляются так называемые сопутствующие услуги.
3. Внешняя торговля информацией может осуществляться:
– информация выступает либо в качестве самостоятельного объекта ВТД;
– как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД.
4. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
Интеллектуальная собственность право собственника распоряжаться результатами своей интеллектуальной (творческой) деятельности. К ним относятся научно-технические изобретения и открытия, новые технологии, ноу-хау, программные продукты, произведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патентов, авторских прав.
ВЭД – коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях.
Основными видами ВЭД являются:
• внешняя торговля – обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
• технико-экономическое сотрудничество – содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
• научно-техническое сотрудничество – обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
• вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.
Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами. Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.
1. Толкование ВЭД в законодательных актах.
2. Основные виды ВЭД, имеющие возмездный характер.
3. Результаты развития ВЭД в мире.
4. Внешняя торговля товарами. Внешняя торговля услугами. Внешняя торговля информацией. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью (Статистическая база данных России).
1. Что такое внешнеэкономическая деятельность?
2. Охарактеризуйте основные группы объектов современной ВТД?
3. Охарактеризуйте основные виды ВЭД?
4. Каковы результаты развития ВЭД в мире?
Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в следующих формах:
− внешнеторговая деятельность;
− внешнеэкономическая деятельность, которая помимо экспортаимпорта товаров и услуг включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, научно-техническое сотрудничество, строительство объектов за рубежом, инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплектные поставки), товарообменные сделки (бартер, компенсационные, встречные и другие сделки), сделки на основе давальческого сырья (толлинг), состязательные формы организованной торговли (биржи, аукционы и торги);
− операции, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством, производственно-сбытовой кооперацией, участием в консорциумах и стратегических альянсах;
− вывоз капитала за рубеж для приобретения промышленной и иной собственности с целью получения предпринимательской прибыли (прямые инвестиции), привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию, участие в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках, приобретение пакетов акций с целью долевого участия в прибылях (портфельные инвестиции), создание совместных предприятий в России и за рубежом, приобретение прав на владение, распоряжение или управление ресурсами за рубежом, предоставление концепций в России с разделением добытой или произведенной продукции и др.;
− международная экономическая деятельность, которая предполагает организацию бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий и развитие экономических контактов не только между Россией и зарубежной страной или странами, но и между третьими странами и т.д.
Наиболее распространенной формой международных экономических отношений является торговля. Экспортная операция – это деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнеру (покупателю) с вывозом товара из страны продавца. Импортная операция представляет деятельность, связанную с закупкой у иностранного продавца и ввозом иностранных товаров, технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке. Помимо этого, следует отличать операции неторгового характера, «невидимый экспорт»: услуги, туризм, страхование, банковские операции, реализация которых осуществляется на уровне международной торговли.
Следующие операции не включаются в экспорт и импорт товаров:
− поставка товаров в счет безвозмездной помощи;
− транзит товаров через территорию страны;
− перемещение товаров, предназначенных для показа на выставках и ярмарках;
− вывоз и ввоз товаров, не носящих коммерческого характера.
Существуют разновидности экспортно-импортных операций, такие как реэкспортные и реимпортные операции, несостоявшийся экспорт. Приоритетом во внешней торговле следует считать ориентацию на развитие экспорта. Важным является структура экспорта и импорта. Структура российского экспорта неудовлетворительна, так как на долю сырьевых ресурсов приходится около 70 % всех продаж.
Разработанные государственные программы стимулирования экспорта предусматривают финансовое содействие экспортерам, налоговые льготы, организационно-правовые и специальные меры.
Внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по видам внешнеторговых операций (сделок):
− несвязанные операции;
− встречные сделки:
− бартерные или товарообменные сделки;
− сделки на компенсационной основе.
Внешнеэкономическая деятельность может быть также классифицирована по сферам (объектам) внешнеторговых операций:
− экспорт/импорт сырьевых товаров;
− экспорт/импорт машинотехнических товаров.
Причем при организации внешнеторговых операций для каждого отдельного вида товаров существует своя специфика и предполагается владение специальными навыками и компетентной информацией.
Ведущее место в международной торговле занимают туризм и услуги, связанные с поездками. Международная туристическая организация (МТО) определяет международный туризм как «поездку любого лица между двумя или большим числом стран во всех случаях, когда лицо находится в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов, но не более одного года с целью отдыха, развлечения, бизнеса или ради других целей».
Путешественник, который провел за границей менее 24 ч, считается экскурсантом, и эта категория широко распространена прежде всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземноморья с их небольшими расстояниями и развитой инфраструктурой.
Внешнеторговый оборот туристских услуг, по данным платежного баланса Российской Федерации, составил в 2009 году 35,6 миллиарда долларов США и занял 17,4 % в общем объеме внешнеторгового оборота товаров и услуг. В экспорте услуг на долю туристских услуг в 2009 г. приходится 22,3 %, а в импорте – 33,6 %. Экспорт туристических услуг сократился по стоимости на 9 %, хотя число иностранных туристов в мире уменьшилось в 2009 году лишь на 4 %.
Традиционно баланс путешествий в России является дефицитным, т.е. россияне оставляют за границей больше денег, чем иностранцы в России.
В платежном балансе России по ст. «Туризм» отмечается пока устойчивое отрицательное сальдо. Это означает, что туризм продолжает оставаться одним из важнейших источников утечки твердой валюты. По оценке ВТО, Россия способна принимать до 40 млн. туристов в год. Однако в 2006 г. 7,2 млн. российских туристов выезжало за границу, а нашу страну посетило только 4,0 млн. чел.
Валютные поступления от иностранного туризма позволяют странам, принимающим зарубежных туристов стабилизировать платежный баланс, создавать резервы иностранной валюты с тем, чтобы обменять ее на мировом торговом рынке на другие необходимые товары и услуги.
Услуги, предоставляемые туристу в форме размещения в гостинице, питания, экскурсий и т.д., носят характер товара, являющегося предметом купли-продажи на мировом рынке. Особенностью данного товара является то, что значительная туристских услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования инвалюты.
Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми различными секторами промышленности и сельского хозяйства. Они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения по розничной цене, которая обычно значительно выше, чем оптовая цена при продаже этих товаров за границу. Более того, иностранные туристы приобретают эти товары за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на национальную валюту страны посещения. Также отпадает и необходимость производить ряд расходов, связанных с вывозом товаров (страхование, складирование, перевозка и т.д.). Общественный труд, затраченный на производство туристских услуг, реализуется на месте, т.е. соответствующая стоимость не «покидает» территорию государства, которое посетил турист.
Таким образом, происходит не передвижение товара к потенциальному покупателю, а потенциальный покупатель передвигается к товару, что сокращает время кругооборота капитала.
Республика Башкортостан является одним из наиболее активных участников внешнеэкономической деятельности среди субъектов Российской Федерации.
В течение 2010 года – первой половине 2011 года Республика Башкортостан активно развивала внешнеэкономические связи и наращивала объемы внешней торговли после значительного спада в 2009 году, обусловленного последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан за первое полугодие 2011 года составил 6,6 млрд. долларов США и увеличился на 25,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Объем экспорта зафиксирован на отметке 6 119,0 млн. долл. США (рост на 24,0 %), импорта – 468,5 млн. долл. США (рост на 55 %).
Динамика внешнеторгового оборота Республики Башкортостан за семь лет представлена в таблице:
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота Республики Башкортостан за 2005-2011 годы (млн долларов США)
В структуре внешнеторгового оборота традиционно высокую долю занимает экспорт. За 6 месяцев 2011 года доля экспортных поставок составила 92,9 % от общего объема товарооборота с зарубежными странами.
Рис. 1. Структура экспорта Республики Башкортостан (в млн долл. США и % к общему объему экспорта)
По итогам 6 месяцев 2011 года в структуре экспорта позитивная динамика отмечена по следующим группам товаров:
– древесина и целлюлозно-бумажные изделия – рост на 31,2 %;
– минеральные продукты – рост на 28,0 %;
– текстиль, текстильные изделия и обувь – рост на 25,0 %;
– продукция химической промышленности, каучук – рост на 23,9 %;
– продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – рост на 22,7 %;
– металлы и изделия из них – рост на 12,3 %.
Снижение экспортных поставок за рубеж наблюдалось по следующим видам продукции:
– машины, оборудование, транспортные средства – на 40,4 %;
– прочие товары – на 24,6 %.
По итогам 6 месяцев 2011 года доля импорта составила 7,1 % от общего объема внешнеторгового оборота Республики Башкортостан.
По итогам 6 месяцев 2011 года увеличение импортных поставок зафиксировано по следующим группам товаров:
– продукция химической промышленности, каучук – рост в 4,9 раза;
– текстиль, текстильные изделия и обувь – рост в 2,7 раза;
– машины, оборудование, транспортные средства – на 20,3 %;
– продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – рост на 14,1 %;
– металлы и изделия из них – рост на 10,3 %;
– прочие товары – на 9,4 %.
Объем импортируемых минеральных продуктов снизился на 34,4 %.
Рис. 2. Структура импорта Республики Башкортостан в млн долл. США и % к общему объему импорта)
В течение первого полугодия 2011 года Республика Башкортостан поддерживала внешнеторговые связи с 90 странами мира. В первую десятку основных торгово-экономических партнеров Республики Башкортостан входят следующие страны: Латвия, Беларусь, Чехия, Нидерланды, Польша, Казахстан, Эстония, Венгрия, Франция и Италия.
1. Охарактеризуйте современные формы ВЭД.
2. Опишите состояние внешнеэкономических связей Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3. Какова роль организаций, содействующих ВЭД: ТПП, российские объединения производителей и экспортеров и др.
Тема 3. Государственное регулирование и управление ВЭД
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Регулирование в сфере ВЭД на высшем государственном уровне осуществляют органы законодательной и исполнительной власти(законы, указы, постановления):
− Федеральное собрание (ФС и ГД);
− Президент (м/н соглашения);
− Правительство РФ.
Отраслевые органы управления ВЭД: основными органами регулирования ВЭД являются МЭРиТ РФ (департамент внешнеэкономических отношений), Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляющая таможенное оформление и контроль всех внешнеторговых грузов, Министерство финансов, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России (ЦБ РФ), который возглавляет банковскую систему страны и определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.
Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области внешнеэкономической деятельности, причем некоторые вопросы являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Межгосударственные формы регламентирования отражаются в документах ГАТТ (ВТО), решениях интеграционных группировок, двусторонних соглашениях. Внутринациональные методы регламентирования обычно конкретизируются для экспорта, импорта, бартера.
Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:
– использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
– защита национальных интересов, защита внутреннего рынка;
– повышение качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;
– создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
– создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ. Таможенную территорию составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
На территории РФ могут находиться особые экономические зоны. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений.
Краткая характеристика некоторых таможенных режимов.
Реимпорт. Режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Товары, помещенные под этот режим, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения. В качестве реимпорта засчитывается возврат из-за границы товаров, от которых отказался покупатель вследствие его низкого качества или по иным причинам. Возврат товара, поставленного на выставки, ярмарки на условиях временного ввоза и аренды, не считается реимпортом, так как вывоз товара не сопровождается продажей.
При реимпорте товаров в течение шести месяцев с момента пересечения таможенной границы таможенные органы возвращают уплаченные суммы вывозных пошлин.
Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВТД и выполнения требований ТК. При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Реэкспорт товаров– таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВТД. Под режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные с нарушением установленных запретов.
Международный таможенный транзит. Это режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на территорию и местом их убытия с территории без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера в соответствии с законодательством РФ. Под режим транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением запрещенных федеральными законами и международными договорами РФ. Режим завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории РФ.
Меры экономической политики – ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики и которые могут включать в себя квотирование, лицензирование, установление макси-мальных и минимальных цен и другие меры.
При перемещении через таможенную границу уплачиваются следующие таможенные платежи:
Основные:
1) таможенная пошлина;
2) НДС;
3) акциз;
4) таможенные сборы за таможенное оформление товара.
Факультативные:
1) сборы за выдачу и возобновление действия лицензий;
2) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
3) таможенные сборы за хранение товара;
4) таможенные сборы за таможенное сопровождение товара;
5) плата за информирование и консультирование;
6) плата за принятие предварительного решения;
7) плата за участие в таможенных аукционах.
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории.
В соответствии с Законом «О таможенном тарифе» в РФ применяются для исчисления таможенной пошлины следующие виды ставок:
– адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
– специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
– комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Пример:
– адвалорная ставка – вывозная пошлина = 5 % на природный жемчуг;
– специфическая ставка – вывозная пошлина = 34 Евро за 1 т сырой нефти;
– комбинированная (смешанная) ставка – вывозная пошлина = 30 %, но не менее 720 Евро за 1 т отходов и лома никеля.
Исчисление таможенной пошлины.
1) Исчисление таможенной пошлины (Тпош) в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле:
где Тст – таможенная стоимость товара;
Сад – адвалорная ставка пошлины.
2) Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам, производится по формуле:
где В – количественная мера товара (шт., кг, т и т.д.);
Сспец – ставка пошлины (Евро, р.) за единицу товара.
3) Исчисление таможенной пошлины при применении комбинированной ставки, сочетающей адвалорную и специфическую ставки (20 %, но не менее 0,8 Евро/кг), производится в три этапа:
– исчисляется пошлина по адвалорной ставке;
– исчисляется пошлина по специфической ставке;
– уплате подлежит наибольшая из полученных сумм.
Таким образом, базой для исчисления таможенной пошлины является:
таможенная стоимость или количественная мера товара (вес, объем, длина).
Таможенный тариф РФ – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.
1. Законодательство РФ о регулировании внешнеэкономической деятельности.
2. Государственные органы регулирования ВЭД.
3. Основные инструменты внешнеэкономической политики: внешнеторговая политика, политика стимулирования экспорта, политика привлечения иностранных инвестиций, валютная политика.
4. Методы регулирования ВЭД.
1. Дайте краткую характеристику основных функций органов государственного управления внешнеэкономическими связями в РФ?
2. Назовите органы и организации, содействующие развитию внешнеэкономических связей России?
3. Назовите региональные органы управления внешнеэкономической деятельностью?
4. Назовите основные инструменты внешнеэкономической политики?
5. Охарактеризуйте методы регулирования ВЭД?
6. Охарактеризуйте экономические методы регулирования экспортного производства?
7. Охарактеризуйте административные методы регулирования экспортного производства?
Тема 4. Международные коммерческие операции и сделки
Международные коммерческие операции представляют собой совокупность операций по обмену товарами в материально-вещественной форме, различного вида услугами, а также операций по обмену продуктами интеллектуальной деятельности.
Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых торговых сделок, правовой формой которых являются торговые договоры.
Под международным торговым договором понимается соглашение между двумя или несколькими сторонами (фирмами, государственными организациями и т.д.), находящимися в разных странах: в этом соглашении оговариваются условия поставки усыновленного количества товарных единиц или оказания определенных видов услуг. (в соответствии с этим определением торговый договор, заключенный между двумя фирмами разной национальной принадлежности, находящимися в одной стране, не является международным, а торговый договор, заключенный между двумя фирмами например, материнская и дочерняя компании, находящимися в разных странах, является международным).
Все международные коммерческие сделки в зависимости от объекта сделки принято делить на три группы:
1. По купле-продаже товаров в материально- вещественной форме;
2. По купле-продаже услуг;
3. По купле-продаже объектов интеллектуальной собственности.
Виды международных коммерческих сделок.
1. Сделки по купле-продаже товаров в материально-вещественной форме.
Для товаров в материально-вещественной форме создана Гармонизированная система (ГС) описания и кодирования товаров, которая вступила в силу с января 1988 г. С 1 января 1997 г. РФ присоединилась к Международной конвенции по Гармонизированной системе. В России на основе ГС описания и кодирования товаров построен и ведется классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД), первые шесть знаков кода которого совпадают с кодами ГС. ТН ВЭД используется таможенными органами РФ для осуществления таможеннотарифного регулирования, применения нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения статистического учета экспорта и импорта товаров и ведения специальной таможенной статистики.
2. Сделки по купле-продаже услуг.
Услуги часто называют невидимым товаром. В отличие от товара и материально-вещественной форме услуги могут «не пересекать» границу страны продавца услуг, но такая торговля услугами считается международной. Пример тому – международный туризм.
В Федеральном законе «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ устанавливаются способы торговли услугами, при которых такая торговля относится к внешнеэкономической деятельности, а сделки по купле-продаже услуг следует считать международными.
3. Сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности.
К этой группе внешнеторговых сделок относятся:
• сделки по торговле научно-техническими знаниями, товарными знаками, промышленными образцами и другими продуктами интеллектуального труда, имеющими не только научную, но и практическую ценность;
• сделки по торговле объектами авторского права в области науки, литературы, искусства.
Такое закрепление осуществляется патентованием продуктов интеллектуальной деятельности в специально созданных для этой цели компетентных государственных органах.
Патент – свидетельство, выдаваемое автору, в том числе юридическому лицу, удостоверяющее его монопольное право на использование продукта интеллектуальной деятельности в течение определенного периода времени. В настоящее время срок действия патента составляет от 10 до 15 лет. Патент действует только на территории той страны, где он выдан.
Патентовладелец может за определенное вознаграждение продать свое монопольное право пользования запатентованным продуктом интеллектуальной деятельности. После продажи патента продавец сам уже не имеет права пользоваться проданным продуктом интеллектуальной деятельности. Если продавец и покупатель при этом находятся в разных странах, то речь идет о международной торговле патентами.
Патентовладелец может за определенное вознаграждение продать право использовать запатентованный продукт интеллектуальной деятельности на определенной территории, в течение обусловленного договором срока, на определенных договором условиях, в этом случае речь идет о продаже лицензии на использование продукта интеллектуальной деятельности, а сам договор такой куплипродажи называется лицензионным.
При заключении лицензионных договоров (соглашений) продавец лицензии именуется лицензиаром, а покупатель – лицензиатом.
Научно-технические знания в области проектирования производства, эксплуатации продукции, производственный опыт, знания и опыт в области управления и другие знания, не защищенные патентами и составляющие секреты производства, объединяются понятием «ноу-хау». При продаже разрешений на использование ноу-хау лицензии называются беспатентными.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинств произведения, а также от способа его воспроизведения.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ предметом авторского права могут быть:
• устные произведения (речь, лекции, доклады и т.п.);
• письменные произведения (научные, литературные и т.п.);
• театральные произведения (постановки);
• кинофильмы;
• другие произведения, выпущенные или не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.
Под экспортом понимается и статистически учитывается:
• вывоз из страны произведенных в стране товаров без обязательств об их обратном ввозе;
• вывоз из страны товаров, ранее ввезенных в страну и подвергшихся там переработке.
Под импортом понимается и статистически учитывается:
• ввоз в страну товаров иностранного происхождения без обязательств об их обратном вывозе;
• ввоз российских товаров, подвергшихся переработке вне таможенной территории РФ.
Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных иностранных товаров, не подвергшихся там переработке.
Реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных отечественных товаров или продуктов переработки иностранных товаров, вывезенных из России и не подвергшихся переработке вне таможенной территории РФ.
Продавец, вывозящий товар с территории своей страны, называется экспортером, а покупатель, ввозящий товар на территорию своей страны, – импортером.
Конец ознакомительного фрагмента.