Вы здесь

Внесудебные формы защиты гражданских прав. 1 Тема 1 Общие положения о защите гражданских прав. Самозащита (Л. И. Носенко, 2012)

1 Тема 1 Общие положения о защите гражданских прав. Самозащита

План

1.1 Способы защиты гражданских прав

1.2 Самозащита как особая форма защиты гражданских прав. Самозащита работниками трудовых прав

1.3 Досудебный претензионный порядок урегулирования спора

1.1 Способы защиты гражданских прав

Анализ юридических словарей позволяют констатировать, что под способом понимается определенное действие или система действий при выполнении какойнибудь работы1. Другими словами, под способом понимается определенного рода деятельность субъекта права.

A. П. Сергеев трактует понятие «способ» как совокупность приемов, которые выполняются в определенной последовательности, но при этом тот же самый термин применительно к защите права он трактует уже по-другому. В частности, объясняя содержание данного термина, акцентирует внимание на совокупности закрепленных законом материально-правовых мер принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и на правонарушителя2, но в такой интерпретации это будет уже не способ защиты, а мера.

Анализ научной литературы показывает, что многие исследователи отожествляют термины «мера защиты» и «способ защиты», например, В. А. Хохлов, в то же время, говоря об ответственности, акцентирует внимание на ее способах, понимая при этом под способами методы ответственности и приемы ее реализации.

Способы защиты гражданских прав можно определить как установленные государством нормы и правила поведения, с помощью которых можно добиться пресечения, устранения нарушенных прав, а также их восстановления или компенсации ущерба.

Таким образом, приходим к выводу о том, что способы самозащиты предусмотрены актами гражданского законодательства или договорами, при этом выбор права на защиту лицо осуществляет на свое усмотрение. Нормы ГК РФ (ст. 12) регламентируют 11 способов защиты гражданских прав.

Все способы самозащиты можно условно классифицировать на индивидуальную и коллективную самозащиту (по количеству лиц осуществляющих право):

– самозащиту гражданских (личных), политических, социальноэкономических, культурных и экологических прав и свобод человека и гражданина (по сфере реализации прав);

– по форме реализации самозащита характеризуется действиями активнооборонительного и превентивного характера.

В юридической литературе высказывались различные мнения о сфере реализации права на самозащиту. Одни авторы утверждали, что самозащита допускается исключительно во внедоговорных отношениях3.

В свою очередь, имеют место мнения, что самозащита возможна как в договорных отношениях, так и в недоговорных отношениях4.

Наконец, что самозащита допустима в договорных отношениях. По мнению Е. Е. Богдановой из норм ГК РФ прямо вытекает, что самозащита возможна как в договорных, так и в недоговорных отношениях. Специфика самозащиты, считает она, заключается в том, что во внедоговорных отношениях она может осуществляться фактическими действиями, а в договорных отношениях на первый план выступают юридические действия управомоченного лица, при этом в договорных отношениях не исключается самозащита и посредством фактических действий управомоченной стороны5.

1.2 Самозащита как особая форма защиты гражданских прав. Самозащита работниками трудовых прав

При изучении исторических аспектов становления института самостоятельной защиты следует обратить внимание на то, что обычай самостоятельно защищать свои права и интересы имел место еще в Риме.

Например, функция отправления правосудия в период развития римской империи носила личный характер, защита нарушенных интересов облекалась в форму борьбы частных сил. В древнем обществе процесс защиты представлял собой личную самостоятельную расправу над провинившимся лицом.

В римских законах четко предусматривались условия, при которых самостоятельная защита признавалась правомерной. Например, самозащита должна была применяться в отношении нарушения частных прав насильственного характера; самостоятельные действия должны были быть направлены на ликвидацию нарушения и т.д.

В средние века также широко применялся метод самозащиты, но в законах того времени предусматривались только отдельные моменты самостоятельной защиты нарушенных интересов самими гражданами и допускались в качестве исключения, когда были основания, что непринятие самостоятельных мер может негативно отразиться на внутреннем правопорядке.

На сегодняшний день законодательство как зарубежное, так и российское отличается детализацией самостоятельной защиты.

Например, в современном зарубежном законодательстве Германии, США и других стран на сегодняшний день закрепляется право на самозащиту, при этом закон четко регламентирует, в каких случаях может применяться самозащита, а в каких нет.

В России история развития самозащиты гражданских прав берет свое начало с Русской Правды. В древнем обществе процесс защиты мало сочетался с нормами морали и представлял собой самостоятельную расправу над провинившимся лицом. Укрепление государства привело к существенному ограничению самоуправства. Уже в период крещения Руси в государстве повсеместно было запрещено осуществлять самоуправство, первоначальные формы самосуда к этому периоду времени были уже ликвидированы, на законодательном уровне было уделено большее внимание договорным способам осуществления самостоятельной защиты. В частности, запрет на самоуправство был предусмотрен в Псковской судной грамоте, в Судебнике царя Ивана Васильевича 1550 года, в Соборном уложении 1649 года, которые устанавливали порядок отправления правосудия.

Важнейшим этапом в формировании представлений о самозащите являются исследования отечественных правоведов; российские ученые К. Н. Анненков, Е. В. Васьковский и другие впервые акцентировали внимание на понятии «допустимой самостоятельной защиты», они предлагали ограничить дозволенную самозащиту (самопомощь) самовольным отражением насилия или восстановлением нарушенных прав.

Примечательно то, что с принятием Свода законов Российской империи понятие «самоуправство» вообще перестало упоминаться в правовых источниках и, несмотря на ожидания государства о расширении внесудебных форм защиты, должного внимания институт самозащиты в данный период так и не получил.

В дореволюционных нормативных актах большое внимание уделялось защите от неправомерного насилия, но законодательство характеризовалось отсутствием общего правила самозащиты гражданских прав.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что возникновение права на самозащиту связано с посягательством, либо непосредственной угрозой посягательства на такие объекты прав, как жизнь, здоровье, достоинство личности, свобод и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право владеть имуществом, жилище. Объектом посягательства как основание применения самозащиты являются как права и свободы самого лица осуществляющего самозащиту, так и права и законные интересы родных, близких и других лиц.

Российское законодательство провозглашает право граждан на самозащиту от противоправных посягательств.

Лицо имеет право на самозащиту своего гражданского права и права другого лица от нарушений и противоправных посягательств.

ГК РФ под самозащитой гражданских прав понимает совершение управомоченным лицом определенных действий, направленных на охрану его личных интересов, при этом действия прямо регламентированы законом.

Говоря о защите гражданских прав и о самозащите в целом, А. П. Сергеев утверждает, что защита прав может осуществляться как в юрисдикционной так и в неюрисдикционной формах. По мнению автора, юрисдикционная форма реализуется как в судебном порядке, так и в альтернативном. Следует отметить, что он не согласен с мнением законодателя определяющего самозащиту как одного из способов защиты гражданских прав. По утверждению А.П. Сергеева самозащита гражданских прав – это не способ, а форма защиты.

Такого же мнения придерживаются Г. А. Свердлык и Э. Л. Страунинг6, которые в свою очередь также определяют самозащиту как одну из форм защиты гражданских прав и считают целесообразным исключение из главы ГК РФ «Способы защиты гражданских прав» слова «самозащита права». Понятие альтернативный означает, что защита прав может осуществляться и не в судебном порядке, отсюда содержание понятия «самозащита гражданских прав» может определяться и как возможность лица действовать самостоятельно, без обращения в юрисдикционные (судебные) органы и совершения определенных действий, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение нарушенных прав. Единственным условием является то, что защита должна осуществляться в рамках закона.

Под формой защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов понимается комплекс внутренних согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав, протекающих в рамках единого правового режима и осуществляемых надлежаще уполномоченными органами, а также самим управомоченным лицом (носителем права).

Выделяя характерные признаки самозащиты гражданских прав, следует отметить:

– это форма защиты гражданских прав;

– осуществляется силами самого потерпевшего;

– осуществление самозащиты, возможно, в результате нарушения права или иногда во время нарушения права;

– лицо, осуществляющее самозащиту, в момент ее осуществления не может обратиться за защитой своего права;

– самозащита гражданских прав не должна выходить за пределы действий, предусмотренных законом.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в случаях, предусмотренных законом, причинение вреда правонарушителю или третьим лицам действиями управомоченного лица по защите своих прав и интересов признается правомерным, и не влечет за собой мер юридической ответственности (состояние необходимой обороны).

Поэтому при изучении основных вопросов целесообразно разобраться в соотношении понятий «самозащита» и «самоуправство». Схожесть данных терминов очевидна. И в одном и в другом случаях лицо осуществляет свои действия, самостоятельно руководствуясь своим внутренним убеждением, не преследует корыстных целей. Как для самоуправства, так и для самозащиты характерно наличие нарушенного восстанавливаемого права7. Объединяет данные институты также и то, что как в случае самозащиты, так и при самоуправстве лицо не обращается за помощью в государственные органы, а восстанавливает нарушенные права самостоятельно.

При этом отличие самоуправства и самозащиты проводится в зависимости от соблюдения или несоблюдения условий правомерности самозащиты. Самоуправство может совершаться путем фактических действий, самозащита может осуществляться и юридическими действиями. Самозащита, пределы которой превышены, представляет собой самоуправство.

Таким образом, под самозащитой понимается особая форма защиты субъективных гражданских прав, которая выражается в применении лицом средств противодействия, не запрещенных законом и не противоречащих моральным основам общества.

Нормы ГК РФ предусматривают основные способы защиты прав граждан, среди которых указывается самозащита работниками трудовых прав. Следует отметить, что ни в нормах ГК РФ, ни в ТК РФ не уточняется содержание данного понятия. Примечательно то, о самозащите прав говорится в ТК РФ в ряде статей, но располагаются они не в одной главе, такая рассредоточенность вызывает трудности в их применении на практике.

Думается, что самозащита предполагает самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья.

Под самозащитой трудовых прав понимается совершение работником действий (бездействий), совершаемых в рамках самостоятельной процессуальной деятельности, в результате которых возникают отношения по защите трудовых прав. При этом следует отметить, что эти отношения возникают без участия каких-либо органов. В соответствии с нормами ТК РФ при реализации самозащиты трудовых прав работодатель может добровольно устранить нарушение им права или, не признав их, отклонить претензию работника.

Следует отметить, что законодательство не исключает возможность одновременного использования самозащиты и другого способа защиты трудовых прав и свобод.

Необходимо отметить, что ТК РФ предусматривает только такую форму защиты гражданских прав как отказ от выполнения трудовых обязанностей. В законе также указываются случаи, при которых работник может отказаться от выполнения работы: если условия четко не прописаны в трудовом договоре, например, поручение работы с вредными и опасными условиями труда и второе, условия труда непосредственно угрожают жизни и здоровью работника.

Следует отметить, что по нормам того же ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник вправе отказаться от выполнения работы.

Следовательно, к форме самозащиты относится и отказ работника от выполнения любых незаконных распоряжений работодателя, например, о досрочном выходе на работу из отпуска или о привлечении к сверхурочной работе.

В случаях отклонения работодателя от обеспечения работников средствами индивидуальной или коллективной защиты при осуществлении работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, также может применяться самозащита трудовых прав.

Согласно ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу (за исключением некоторых работ) на весь период до выплаты задержанной суммы и отсутствовать на рабочем месте.

Ст. 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя перед работником: он обязан выплатить все причитающиеся работнику суммы с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки.

Следует отметить, что право приостановки работы в указанном случае специалистами толкуется неоднозначно. Высказывается сомнение в корректности норм ст. 142 ТК РФ, устанавливающей право на приостановку работы, как, впрочем, и в законности права невыхода на работу лиц, приостановивших ее.

Самозащита – эффективный способ защиты трудовых прав и свобод. Не случайно Федеральный закон № 90-ФЗ от 30. 06. 2006 г. поставил в ст. 352 ТК РФ этот способ на первое место, подчеркнув тем самым его приоритет перед другими способами, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1.3 Досудебный претензионный порядок урегулирования спора

Судебный порядок защиты прав в условиях пошатнувшихся хозяйственных отношений, спада потребительского спроса из-за неплатежеспособности большинства участников гражданского оборота, затоваривания складов не всегда может оказаться действенным и эффективным, так как может окончательно подорвать ранее сложившиеся партнерские связи и деловую репутацию спорящих сторон. В данных условиях особую актуальность приобретает досудебный порядок урегулирования споров, дающий сторонам дополнительную возможность, не нарушая сложившиеся отношения, путем взаимных уступок находить компромиссные решения конфликтных ситуаций.

Досудебный порядок урегулирования спора – это процедура по ведению переговоров по тем или иным договорным отношениям или иной деятельности, направленная на разрешение возникших споров между участниками гражданских правоотношений.

В определенных ситуациях, вытекающих из договорных правоотношений, досудебный порядок урегулирования спора является обязательной стадией разрешения спора, так как он напрямую предусмотрен законом (ст. 450-453 ГК РФ). Зачастую в ходе той или иной деятельности у граждан или организаций возникают ситуации, когда необходима помощь специалиста по правовому урегулированию возникшего конфликта (медиатор). Привлечение юриста в данной ситуации позволяет намного ускорить процесс ведения переговоров и достижения результата, а также способствует разработке схемы дальнейших действий в соответствии с требованиями законодательства.

Подобный способ урегулирования спорной ситуации является наиболее оптимальным для сторон, поскольку не сопряжен с обращением в суды, государственные органы исполнительной власти и не связан с преждевременным и неоправданным несением больших судебных расходов по ведению судебного процесса, позволяет решать вопросы в более короткие сроки. Юридические и адвокатские услуги по ведению дел в суде достаточно недешевая услуга, это объясняется ее трудоемкостью, а также сложностью споров и продолжительностью занятости по делу. Привлечение специалиста для решения конфликта мирным путем до рассмотрения спора в судебном порядке, как показывает практика, приносит меньше затрат для клиента.

Как правило, судебные тяжбы подрывают даже длительные деловые отношения между сторонами, поскольку разбирательство дела в суде сопряжено с множеством малоприятных мероприятий. После подобных процедур редко удается восстановить деловое сотрудничество с контрагентом. Скорее всего, придется «расстаться» с ним еще до вынесения решения. А если отношения и не будут расторгнуты, то их развитие, безусловно, будет находиться в состоянии кризиса, что неблагоприятно скажется на финансово-хозяйственной деятельности спорящих организаций. Досудебное урегулирование спора, напротив, укрепит деловые отношения между сторонами и направит их на продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество.

Если, в ходе досудебных переговоров стороны не пришли к разрешению спора, и одна из сторон обратилась в суд, юристы, выступив посредниками, помогут произвести урегулирование спора на этапе предварительного рассмотрения дела в суде. Урегулировать спор можно путем заключения мирового соглашения на взаимовыгодных условиях, при необходимости составив его в оптимально сжатые сроки. Физическим и юридическим лицам лучше прибегать к процедуре досудебного порядка разрешения возникшего спора, привлекая квалифицированных юристов. Юристы обладают опытом ведения переговоров по урегулированию споров в досудебном порядке, сформируют четкую и конкретную позицию по делу, помогут выбрать оптимальные варианты решения ситуации, минимизируя расходы по возможному предстоящему судебному разбирательству. Юристы помогут минимизировать расходы по возможному взысканию неустойки, понесенных убытков, упущенной выгоды, штрафных санкций, помогут сохранить деловые отношения и репутацию.

Досудебный порядок урегулирования споров может реализовываться в следующих формах:

‒ устная и письменная юридическая консультация;

‒ анализ имеющейся документации (договоров, актов, накладных, деловой переписки и т.п.);

‒ подготовка претензии, отзывов на претензию, заявлений, протестов в адрес контрагента, в государственные и муниципальные органы;

‒ проведение и сопровождение переговоров с контрагентом, партнером, представителями государственных и муниципальных органов;

‒ выработка оптимального решения для обеих сторон спора;

‒ подготовка документации, необходимой для закрепления достигнутого соглашения (дополнительные соглашения, договора, протоколы, мировые соглашения и т.п.).

Досудебный порядок урегулирования спора действующим законодательством РФ предусматривается и носит не обязательный характер. Однако прямое соблюдение претензионного порядка может быть предусмотрено законом или договором сторон, не соблюдение которого может повлиять на рассмотрение дела, так как согласно ст. 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Если переговоры не увенчались успехом, у сторон правоотношений возникает право на обращение в суд, в котором в силу ст. 132 ГПК РФ и ст.152 АПК РФ, в предъявляемом в суд исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

Таким образом, в случае обращения в суд по причине не разрешения спора в досудебном порядке, к иску необходимо приложить доказательства досудебного урегулирования споров, иначе поданное заявление может быть не принято к производству.

Четкое и умелое заключение торговых договоров выступает основным условием надлежащего их исполнения. Именно на стадии оформления договоров закладываются предпосылки успешной работы фирмы, повышения прибыли и предупреждения потерь от неисполнения обязательств. Поэтому работа по заключению договоров требует постоянного к себе внимания со стороны руководителей и юридических служб организаций.

В ходе коммерческой деятельности у любого хозяйствующего субъекта, так или иначе, возникают спорные ситуации с контрагентами. Их можно решить через суд, а можно просто договориться без привлечения представителей судебной власти. Однако подобное урегулирование споров должно происходить по определенным правилам, которые предусмотрены российским законодательством и деловой практикой.

Досудебный порядок урегулирования используется также при разрешении конфликтных ситуаций между предпринимателями и органами государственной власти, например налоговыми. А также между физическими и юридическими лицами, например в спорах по защите прав потребителей.

Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.

Как уже отмечено, подобная форма разрешения противоречий возможна в различных хозяйственных и публично-правовых отношениях, поэтому нюансы процедуры досудебного урегулирования зависят от характера спора. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов. Хозяйствующий субъект (юридическое лицо или гражданин – предприниматель), считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны хозяйственной деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

Значение возможности претензионного порядка урегулирования споров заключается в том, что такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 года № 3116-1, признано утратившим силу с 1 июля 1995 года. Согласно ч. 3 ст. 4 АПК РФ, если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.

Право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления.

При составлении различных договоров хозяйствующие субъекты могут предусмотреть в качестве первого шага разрешения споров по вопросу исполнения обязательств именно претензионный порядок. В таком случае для сторон договора досудебный порядок урегулирования спора по данному договору будет обязательным.

Применительно к рассматриваемому вопросу о досудебном порядке урегулирования спора необходимо сказать еще об одном случае, когда соблюдение такого порядка необходимо. Речь идет об изменении и расторжении договора.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Исключением из общего правила являются два случая, когда допускается изменение и расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда:

– при существенном нарушении договора другой стороной;

– в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Обязательным условием изменения или расторжения договора по решению суда является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами по договору. Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в п. 2 ст. 452 ГК РФ. Согласно указанной норме заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.

Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.

Порядок претензионного урегулирования споров состоит в следующем: предполагаемый кредитор (будущий истец) направляет (предъявляет) предполагаемому должнику (будущему ответчику) требование (чаще всего оформляемое в виде претензии) об исполнении лежащей на нем материальноправовой обязанности и ждет ответа в срок, установленный законом или соглашением сторон. Предполагаемый должник вправе (а иногда и обязан) дать ответ на претензию в установленный срок. По истечении указанного срока и неисполнении обязательства должником указанный порядок считается соблюденным.

Претензия (от позднелатинского praetensio – притязание, требование) требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы.

Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации, гражданиномпредпринимателем.

В работе по составлению досудебной претензии можно руководствоваться сложившимися обычаями делового оборота или же Положением о претензионном порядке урегулировании споров, утвержденным Постановлением ВС РФ от 24.06.1992 г. № 3116-1. Данное положение в настоящее время не действует, но если сделать в договоре на него ссылку, оно станет для сторон обязательным.

Единого содержания претензии (или иного подобного документа) в нормативных актах четко не обозначено. Так, например, в Приказе Министерства путей сообщения Российской Федерации «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом» от 18 июня 2003 г. № 42 в п. 6 установлено: «В претензии следует указывать следующие сведения:

– наименование заявителя претензии, а для юридических лиц – данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

– местонахождение юридического лица (индекс, республика, край, область, город, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры), а для физических лиц – данные документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, его заменяющий), и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию;

– банковские реквизиты;

– основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение (порча), просрочка в доставке и другие основания);

– сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и другим документам;

– перечень документов, прилагаемых к претензии».

Претензии подписываются грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, страховщиком.

В случае предъявления претензии от имени грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования уполномоченным лицом право на это предъявление должно быть подтверждено доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все выше изложенное можно объединить в некий образец заполнения претензии: в претензии указываются – требования заявителя; сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежащие заверенные копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.

Если же обязательный досудебный порядок предусмотрен не в законе, а в договоре, то в этом договоре должно быть ясно указано, спор по какому вопросу требует такого порядка.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку.

Порядок соблюдения досудебного разрешения спора включает несколько процедурных этапов: составление претензии, ее предъявление, ожидание ответа. Причем важное значение имеют и сроки совершения этих действий.

К сожалению, с нашей точки зрения, в действующем законодательстве не все вопросы, относящиеся к соблюдению указанного порядка, нашли должное отражение.

То, что претензия должна быть предъявлена в письменной форме, представляется очевидным, исходя из анализа норм АПК РФ и указанных Законов, но, например, в ст. 405 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации это установлено прямо.

Порядок направления претензии ответчику должен быть выбран такой, который бы позволил при предъявлении иска доказать факт направления. Это может быть почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и др.

В настоящее время не существует единых правил предъявления претензий. В нормативных актах, устанавливающих обязательность претензионного порядка, содержаться свои правила предъявления претензий. При установлении обязательного досудебного порядка урегулирования спора в договоре, правила предъявления претензии и сроки, также определяются этим договором. Рассмотрим некоторые из правил.

– Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ в ст. 120 устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику предъявляется претензия. Из содержания этой статьи следует, что претензии следует обязательно предъявлять в связи с перевозками не только груза, но и грузобагажа. претензия

– Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ в ст. 403 устанавливает, что до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии;

– Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ сильно расширяет пределы обязательного досудебного порядка: «До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику».

– Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ в п. 3 ст. 124 устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия;

– Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (ст. 55) и Федеральный закон «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ (ст. 37) устанавливают обязательность предъявления претензий пользователем связи оператору связи при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи.

В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. В то же время ст. 797 ГК РФ не затрагивается порядок предъявления претензий по багажу и перевозкам пассажиров. По этим вопросам действуют положения транспортных уставов и кодексов, а также дополняющих их правил перевозки.

В п. 2 ст. 797 ГК РФ установлен 30-дневный срок рассмотрения перевозчиком претензий, вытекающих из перевозки грузов, независимо от содержания (несохранная доставка, расчеты, штрафы) и вида перевозки (местное, прямое, смешанное).

Претензии, возникающие из несохранной (недостача, порча) перевозки грузов автомобильным транспортом, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза – к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.

Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к перевозчику пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензий.

Исчисление сроков предъявления претензий к железной дороге предусмотрено ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ, к пароходству – ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Что касается применения сроков претензионной давности в отношении перевозчика к клиенту, то обязательность досудебного порядка урегулирования споров на них не распространяется.

По претензиям, связанным с не сохранностью (порча, повреждение, недостача) багажа при перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом, сроки предъявления претензии исчисляются со дня выдачи багажа:

а) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа – по претензиям о возмещении за утрату багажа;

б) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа.

Претензии к пароходству, связанные с полной утратой багажа, должны предъявляться по истечении двадцати суток после окончания срока доставки багажа. По претензиям о переборе провозных платежей и о штрафе за просрочку в доставке багажа срок претензионной давности исчисляется со дня выдачи багажа.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «О связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи пользователь связи вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещении ущерба.

По претензиям, связанным с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи (за исключением претензий по телеграфным сообщениям), а также с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений, срок претензионной давности составляет шесть месяцев; по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфного отправления, – один месяц.

Претензии, связанные с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи, либо невыполнением работ в области электрической связи, а также по всем видам иногородних почтовых отправлений должны быть рассмотрены и по ним направлены письменные ответы в течение двух месяцев; по местным почтовым отправлениям – в течение пяти дней; по телеграфным отправлениям – в течение месяца.

В отношении юридических лиц претензии, связанные с подпиской и доставкой газет, журналов и других непериодических печатных изданий, предъявляются и рассматриваются в течение одного года.

При отклонении претензии или неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки заявитель имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Если же еще имеется возможность предъявить претензию согласно установленному порядку, то арбитражный суд возвращает исковое заявление в соответствии со ст. 129 АПК РФ.

Последствием нарушения установленного порядка урегулирования вопроса об изменении или расторжении договора является то, что арбитражный суд, получив исковое заявление стороны без необходимых доказательств обращения к другой стороне с соответствующим предложением в досудебном порядке, будет также обязан на основании ст. 129 АПК РФ возвратить исковое заявление.

В случае возврата арбитражным судом искового заявления истец, после устранения недостатков (то есть после обращения с претензией), может вновь обратиться в арбитражный суд с иском.

Многие организации по-прежнему не придают особого значения претензионному (досудебному) порядку разрешения споров. Такое становится возможным в связи с тем, что руководители либо не понимают значения досудебной переписки, либо считают ее необязательной. А между тем, в случае несоблюдения претензионного порядка, если таковой предусмотрен законом, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей во внесудебном порядке.

Внесудебный порядок выражается в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд.

Таким образом, у потребителя есть право выбора. Он может по своему усмотрению:

1) либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю);

2) либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю).

Если потребитель обратился с требованием к продавцу, это не лишает его права впоследствии обратиться с иском в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично. А вот для продавца предъявление со стороны потребителя претензии чревато отрицательными последствиями. Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд при удовлетворении требований потребителя может вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего его права, в федеральный бюджет штрафа (в размере цены иска) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Этот штраф взыскивается в доход государственного бюджета, т.е. добровольное удовлетворение законных претензионных требований потребителя – обязанность продавца.

Правда, предъявить претензию продавцу с требованием возмещения морального вреда нельзя. Ведь согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» размер возмещения морального вреда определяется судом. Таким образом, требование о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебном порядке.

Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска. Данное положение закреплено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»8. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Таким образом, следует иметь в виду, что в соответствии с правилами предоставления отдельных видов услуг и продажи товаров судья должен будет отказать в приеме искового заявления, если потребителем не был соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора и такая возможность не утрачена.

Претензия – это материальное выражение всех ваших требований к продавцу, изготовителю либо производителю. Претензия излагается в вольной форме, но ее содержание должно быть абсолютно понятно. Порядок и этапы предъявления требований продавцу товара или поставщику услуг указан в Приложении А.

Итак, претензия должна быть составлена в письменной форме, подписана лично или представителем потребителя и включать в себя:

1) полное наименование торгового предприятия и его юридический адрес;

2) фамилию, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя;

3) условия, место и время приобретения товара;

4) в чем выражено нарушение ваших прав как потребителя;

5) краткое описание дефектов товара;

6) требования потребителя (устранить неисправность, расторгнуть договор купли-продажи и т.д.);

7) перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств;

8) ваше мнение о наличии вины продавца, в чем именно она выражена;

9) требование о компенсации морального вреда и размер этой компенсации;

10) иные сведения, необходимые для решения спора.

К претензии должны быть приложены документы (их копии), обосновывающие претензионные требования (например, документ, подтверждающий приобретение товара у конкретного продавца, талон из гарантийной мастерской и т.п.). Если к претензии прилагаются какие-то документы, подтверждающие заявленные требования, они могут быть как подлинниками, так и заверенными копиями. Можно дать документ не полностью, а представить выписку из него. Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении заявления потребителя.

Передать претензию продавцу можно любым способом: вручить лично, отправить заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, фиксирующих отправление (факт направления претензии). В любом случае обязательно должно остаться подтверждение того, что претензия была направлена продавцу: квитанция об отсылке заказного (или с уведомлением о вручении) почтового отправления или отметка (с входящим номером и датой, печатью (штампом), подписью должностного лица) организацииадресата о получении материалов претензии (на другом экземпляре претензии).

Организация или индивидуальный предприниматель, получившие претензию, обязаны сообщить заявителю о результатах рассмотрения. Однако если на продавца законом или договором не возложена обязанность дать ответ покупателю, то он может его и не давать.

При положительном ответе на претензию в нем указываются признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке.

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии следует сообщить причины отказа со ссылкой на правовые нормы и доказательства, обосновывающие отказ. Заявителю должны быть возвращены подлинники, которые были к ней приложены, а также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии. Если ответ продавца не устраивает, вы имеете право обратиться в суд.

Претензионный порядок урегулирования споров, как правило, добровольное дело сторон. Как было указано выше, лишь в исключительных случаях, установленных законом, написание досудебной претензии является обязательным условием обращения в суд. Во всех остальных случаях стороны могут безо всяких предупреждений отправлять иск в суд. Своевременность принятия мер претензионного характера является важным элементом финансово-хозяйственной деятельности для любой организации.

Не менее существенным является и составление мотивированного ответа, поскольку он либо заранее предотвратит длительные разбирательства в суде, либо станет плюсом в Вашу пользу на этом этапе.

В итоге можно сказать, что не рекомендуется пренебрегать возможностью урегулировать разногласия миром, ведь подача искового заявления дело мало того, что хлопотное, так еще и весьма затратное. А ведь нередко грамотно составленная досудебная претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить свои обязательства. Следовательно, досудебная претензия может сэкономить немало денежных средств.