Вы здесь

Внеклассная работа по биологии. 5. КАРУСЕЛЬ ЖИЗНИ (6-й кл.) (И. В. Ткаченко)

5. КАРУСЕЛЬ ЖИЗНИ (6-й кл.)

ЗАДАНИЯ

1. Вызываются по 2-3 участника. Им надо быстро написать в две колонки названия дикорастущих и культурных растений.

2. Составить меню «обеда будущего».

ЦЕЛЬ: обратить внимание участников на взаимосвязь между растениями и человеком.

СОДЕРЖАНИЕ

1. О месте растений на Земле

2. Взгляды Аристотеля

3. Ломоносов

4. Открытие Пристли

5. Инопланетяне

6. Кукуруза

7. Сколько нужно человеку земли?

8. Лекарства под майонезом

9. «Стадо» микробов

10. Обед будущего

11. Съедобные сорняки

12. Японские карлики

ОФОРМЛЕНИЕ: красочное изображение микробов, растений, деревьев.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

1. Ведущий N 1.

2. Ведущий N 2.

3. Ведущий N 3.

4. Ведущий N 4.

5. Ведущий N 5.

6. Ведущий N 6.

7. Ведущий N 7.

8. Ведущий N 8.

9. Богиня Афродита.

10. Зевс.

11. Аристотель.

12. Ломоносов.

13. Пристли.

14. Колумб.

15. 1-й инопланетянин.

16. 2-й инопланетянин.

17. Первобытный человек.

18. Аптекарь.

19. Петр I.

20. Ученый-микробиолог.

21. Японец.

Изучай все не из тщеславия, а ради практической пользы

Георг Лихтенберг

Ведущий N 1: На стенах храма богини Дианы в Эфесе, разрушенном ветрами истории древнегреческом городе на восточном побережье Средиземного моря, была начертана надпись: «Солнце своим лучистым светом дает жизнь».

Ведущий N 2: Давно догадывались люди об истинной роли Солнца, о том, что без него жизнь на Земле была бы невозможна. Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Человек вправе, наравне с самим китайским императором, величать себя сыном Солнца».

Ведущий N 1: Постепенно зрела в человечестве и другая глубокая мысль – о месте растений в жизненной круговерти. До нас дошли древние сказания об умирающих осенью и воскресающих весной божествах. Вот одно из них.

(инсценировка легенды: появляется Афродита, затем Зевс).

Богиня Афродита: Я полюбила смертного – красавца Адониса. Но недолго длилось наше счастье. Однажды во время охоты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Уже готовился юноша пронзить разъяренного зверя копьем, как вдруг кинулся на него кабан и смертельно ранил клыками. Горько плакала я, и Зевс-громовержец сжалился надо мной.

Зевс: Повелеваю каждый год отпускать Адониса из царства теней. С той поры пусть все расцветает и ликует в ярких лучах солнца, когда Адонис возвращается.

Ведущий N 2: Жизнь на Земле создают, оберегают, хранят растения. Но как все это происходит? Какие таинственные процессы совершаются в зеленых листьях?

Ведущий N 1: Даже сейчас многие продолжают верить: «хорошая, черная земля» дает растениям органические питательные вещества. Хотя на самом деле они черпают из почвы лишь неорганические соли.

Ведущий N 2: Эти взгляды подкрепляются практикой земледелия. Бросили в почву крошечное семечко, а вырастает дерево-гигант высотой в десятки метров. Создать этакую махину из ничего нельзя, это ясно каждому.

Ведущий N 1: В почве растение развивает очень сложную и мощную корневую систему. Если росток выдернуть с корнями из земли или повредить корни, он вскоре погибнет. Казалось бы, очевидно: пищу растения находят именно в земле и добывают ее с помощью корней.

Ведущий N 2: Древний землепашец не мог не очеловечивать растения, не мог не ставить знака равенства между животными и растениями, не мог не искать в растениях органа, соответствующего рту животных.

Ведущий N 1: Все эти истины подытожил в своих трудах древнегреческий философ и ученый Аристотель. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, ученик Платона, наставник Александра Македонского.

Ведущий N 2: Разум Аристотеля охватил почти все доступные для его времени знания. Лекции, которые он читал своим ученикам, были затем собраны им в 150 томах. Это была созданная одним человеком грандиозная энциклопедия не только наук, но и этики, политики, поэтики, риторики. В 323 г. Аристотель был обвинен в безбожии, бежал и скончался в изгнании.

(появляется Аристотель).

Аристотель: Меня спрашивают: «чем и как питаются растения?» Ответ мой прост и доступен пониманию даже простых афинян. Растение – это животное, поставленное на голову: органы размножения у него наверху, а голова – внизу. С помощью корней, играющих роль рта, растение извлекает из земли совершенно готовую пищу. Поэтому оно и не выделяет нечистот. Сколько вкусов в плодах, столько же их и в земле, которой питаются растения.

Ведущий N 1: Взгляды Аристотеля оказались очень живучи. Даже в XIX веке один ученый француз в руководстве по анатомии растений писал, что у растений, как и у животных, есть легкие – листья, желудок – корень, стебель же высасывает из земли питательные вещества. А хлорофилл – не что иное, как земная кровь.

Ведущий N 2: Одним из первых сделал попытку направить исследования о питании растений по правильному руслу корифей русской науки Михаил Васильевич Ломоносов.

Ведущий N 1: Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения; физик, химик, историк, просветитель. В 1760 г. им опубликована первая история российская. Он – организатор первого университета в России. Пушкин писал о Ломоносове: «Он… сам был первым нашим университетом».

Ведущий N 2: Металлург, технолог и художник. Сын крестьянина-помора, ставший академиком, в 17 лет он бежал из родного дома и, выдав себя за сына дворянина, поступил в Москве в Славяно-греко-латинскую академию.

Ведущий N 1: Родившийся на Севере, на берегах Двины, где почва бедна, Ломоносов не раз задумывался… (появляется Ломоносов).

Ломоносов: Как, скажем, ель – такое крупное дерево! – могла так вымахать, питаясь лишь скудной пищей, которую предоставляет ей здешняя тощая земля! Где в ней тот «жирный тук», столь необходимый всякому растению? Все поголовно почему-то считают, что лист – всего лишь почка, выкачивающая из растения лишнюю влагу, и ученые твердят: лучшее питание для растений – чистая вода. Я же утверждаю иное: «Преизобильное ращение тучных дерев, которые на бесплодном песку корень свой утвердили, ясно изъявляет, что жирными листьями жирный тук в себя из воздуха впитывают… ибо из бессочного песку столько смоляной материи в себя получить им невозможно…»

Ведущий N 2: Провозвестники. Они были в науке всегда. Их мало ценят, редко о них упоминают. Мысль о воздушном питании растений еще нельзя было подтвердить экспериментально: ученым во времена Ломоносова не была известна природа различных газов, входящих в состав воздуха. Однако идея фотосинтеза, словно нераскрывшийся бутон диковинного цветка, ждала своего часа. И этот час приближался.

Ведущий N 3: Удивительная все же закономерность: великие открытия, как правило, обычно делались совершенно случайно. Нужно еще, как говорится, «родиться в рубашке», под счастливой звездой. Нечто подобное произошло и с английским химиком Джозефом Пристли.

Ведущий N 4: Пристли (1733-1804) – сын ткача, в 7 лет лишился матери, воспитывался у богомольной тетки. Слабый, болезненный, заикающийся, он обнаружил неодолимую склонность к наукам: еще в школе изучал философию, логику, математику, языки (знал греческий, латинский, французский, итальянский, немецкий, древнееврейский, арабский, ассирийский, халдейский).

Ведущий N 3: Написал научно-популярную книгу «История электричества», изобрел содовую, сельтерскую воду – тогда ею безуспешно пытались лечить цингу. Открыл в 1774 г. кислород. Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением и дыханием людей или животных.

(появляется Пристли).

Пристли: Мне не давал покоя такой вопрос: каким образом могло случиться, что атмосфера в течение несметных веков не утратила своей животворной силы? Я и пришел к заключению, что на поверхности нашей планеты должен существовать какой-то регулятор, процесс, улучшающий воздух. Я долго искал, многое перепробовал, пока не сделал удивительное открытие. Мне посчастливилось случайно напасть на метод исправления воздуха… открыть по крайней мере один из исправителей, которым природа пользуется для этой цели. Это – растительность. Можно было бы себе представить, что, поскольку обычный воздух необходим для жизни как растений, так и животных, то растения и животные действуют на него одинаково. Признаюсь, что и я предполагал то же самое, когда поместил пучок мяты в стеклянный кувшин, опрокинутый в сосуд с водой, но когда она продолжала расти там несколько месяцев, я убедился, что этот воздух не тушит свечи и не вредит мыши, которую я туда поместил.

Ведущий N 4: Официально считается, что так был открыт фотосинтез. Но фактически Пристли лишь доказал, что растения выделяют кислород. Да, по существу, Пристли открыл кислород, с тем чтобы 3 года спустя уже сознательно, совсем в иных опытах, открыть его вторично. Но так или иначе начало открытию фотосинтеза было положено.

Ведущий N 3: Майер (1814-1878) – немецкий врач, физиолог и физик, сын аптекаря. Медицина его не прельщала, он нанялся врачом на судно, идущее на Яву. В тропиках заметил изменение цвета крови у своих пациентов (темная венозная кровь человека, попавшего из умеренного климата в тропики, становится почти столь же красной, как и артериальная).

Ведущий N 4: Он пришел к выводу: существует связь между потреблением пищи и образованием тепла в живом организме – идея закона сохранения энергии была им схвачена.

Ведущий N 3: Какая поразительная картина открылась глазам ученых! Как ладно подогнано все в этом мире! Оказывается, углекислый газ, кислород и лучи Солнца – вот ключи к вечной молодости всего сущего на нашей планете. Великий цикл.

Ведущий N 4: Ежегодно зеленый покров Земли запасает миллиарды тонн углерода (из углекислого газа атмосферы) и освобождает миллиарды тонн живительного кислорода. Им дышит все живое, оно же перерабатывает кислород снова в углекислый газ – пищу растений. И эта карусель жизни ежегодно совершает свой круговорот.

Ведущий N 3: Если бы инопланетяне пожаловали к нам на Землю, то что бы они увидели?

(появляются два инопланетянина на корабле).

1-й инопланетянин: Внимание! Подлетаем к объекту.

2-й инопланетянин: По-моему, этот шарик, окутанный слоем атмосферы, облеплен безмятежными белым облачками и черными грозовыми тучами.

1-й инопланетянин: Обрати внимание, как щедро льется на эту планету солнечный дождь, как в потоках света мерцают яркие земные краски, переливаясь всеми цветами радуги!

2-й инопланетянин: На наших приборах зафиксировано, что Солнце посылает на Землю лучи с короткими длинами волн – фиолетовые, синие, а Земля возвращает в космос длинноволновое излучение – оранжевые, красные лучи. Отдает планета в космос и тепло – инфракрасные волны.

1-й инопланетянин: На сегодня изучения объекта достаточно. Завтра продолжим. Внимание! Удаляемся от планеты.

Ведущий N 4: Сколько солнца надо растению? Подчас у растения вроде бы всего вдоволь, а чувствует оно себя неважно. Даем растению достаточное количество воды, удобрений, сколько надо, и ему невмоготу. Повышаем дозу вносимых в почву удобрений, но урожай не увеличивается. Растение становится менее стойким к болезням, или, скажем, может произойти их полегание.

Ведущий N 3: Бескрайнее поле кукурузы, золотой ковер колышущихся на ветру пшеничных колосьев… Мы любуемся этой красотой, но нам, неспециалистам, совершенно невдомек, какие сложные процессы разыгрываются в глубинах этих посевов.

Ведущий N 4: Выяснилось, что глубины посева – это особый мир. Там, внутри растительного покрова, формируется свой микроклимат. Резко, к корням, уменьшается радиация, убывает скорость ветра, а температура и влажность воздуха повышаются.

Ведущий N 3: Поэтому листья соседних ярусов-этажей живут как бы в разных областях. Одни листья – в довольстве и комфорте, другие – в угнетенном, стрессовом состоянии.

Ведущий N 5: В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку.

(появляется Колумб).

Колумб: Путь был долгим и трудным. Бунтовали матросы, грозили расправой: их страшило это путешествие к краю Земли. Я терпеливо объяснял: Земля – шар, она не имеет конца. Мне возражали: тогда вода океанов должна была бы стечь… и антиподы ходили бы вверх ногами… Но вот 12 октября показалась суша… Я первым ступил на берег, опустился на колени и поцеловал незнакомую землю.

Ведущий N 6: Колумб открыл для Европы не только Америку, но и кукурузу: впервые он увидел ее у жителей острова Куба. И это открытие имело большие научные последствия.

Ведущий N 5: Кукуруза – древнейшее культурное растение Америки. В могильниках инков сохранились початки и семена кукурузы, как дошли до нас и зерна пшеницы, ячменя и проса, укрытые в египетских пирамидах.

Ведущий N 6: В Мексике богине Цинтли (ее имя происходит от названия кукурузы) приносили в жертву первый урожай этой культуры.

Ведущий N 5: Таинственна и феноменальна продуктивность этой культуры. Ведь есть ее сорта, в початках которых насчитывается до 1000 зерен.

Ведущий N 6: За время, прошедшее со дня открытия Америки, кукуруза распространилась по всему белому свету. Во времена Колумба она покорила Европу, но долгое время этот злак оставался не более чем курьезом: европейцам просто не нравился его вкус. В XVII столетии она, наконец, добралась и до России.

Ведущий N 5: Ныне по площади, как утверждают специалисты, кукуруза занимает третье место среди всех возделываемых культур земного шара, пропустив вперед только пшеницу и рис.

Ведущий N 6: «…Люди занимают на земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать – в ширину. Все человечество можно было бы свалить в кучу на самом маленьком островке в Тихом океане». Об этом говорил Антуан Сент-Экзюпери в «Маленьком принце».

Ведущий N 5: Много ли человеку земли нужно? Давайте представим, что мы попали в первобытное общество. Чем питался тогда человек?

(появляется первобытный человек).

Первобытный человек: Я охотник и собиратель дикорастущих растений. Употребляю в пищу плоды, семена, нежные листья, побеги и корни – все, что съедобно. При таком образе жизни требуются большие пространства.

Ведущий N 6: Да, нужна территория, равная примерно 25 кв. км на одного человека. Не удивляет поэтому, что население Земли росло тогда крайне медленно.

Ведущий N 5: Ну и сколько земли человеку нужно сейчас? Расчеты ученых таковы: в некоем идеальном случае на Земле могут жить от 60 до 80 млрд человек. Это не так мало, но и не так много – народонаселение Земли удваивается примерно каждые 30 лет. Итак, чтобы прокормить человечество, земли пока хватает.

Ведущий N 6: Некоторые ученые прогнозируют, что пища будущего примет вид пилюль и таблеток, ну в крайнем случае концентрированного питательного желе. Проглотил с утра таблетку – и сыт до обеда. За обедом съел ложку желе и еще две таблетки – и сыт до ужина. Быстро и просто. Фантастика?

Ведущий N 5: Давайте пофантазируем еще. Представьте себе: вы отправились в аптеку, словно на базар.

(Инсценировка – аптека).

Аптекарь: Вот, пожалуйста. Итак, вы заказывали полкило стрептоцида, набор микстур, немного хины, листья эвкалипта, сульфадимезин, аспирин.

Ведущий N 5: Спасибо. Вот и заполнили мы авоську. Дома достали поваренную книгу, придирчиво подобрали удачный вариант химического меню: салат с пирамидоном, кисель из фруктозы. И не надо этому удивляться: ведь когда-то, в стародавние времена, многие, теперь всем известные, продукты были лекарствами.

Ведущий N 6: А знаете ли вы, что чай, обыкновенный чай, вначале использовали только как лекарство? Его пили больные для быстрого восстановления сил. Хорошо помогал чай и при отравлениях.

Ведущий N 5: Трудами многих поколений из диких растений создавались культурные. Одни питали человека, другие – лечили. Но случалось и так: лекарство становилось привычной пищей, и наоборот.

Ведущий N 5: Тысячи людей знали морковь лишь как сладкий и сочный корнеплод. А недавно ученые обнаружили: в семенах моркови содержатся ценные лекарственные вещества. Препарат из этих семян, названный даукарином, способен расширять коронарные сосуды, лечить стенокардию.

Ведущий N 6: В обыкновенной капусте открыли вещества, обладающие противоязвенным действием. Из ростков картофеля выделено неизвестное ранее соединение – соланин. Так стала понятна действенность старинного народного врачевания – дышать при простуде паром только что сваренного картофеля.

Ведущий N 5: Еще пример – одуванчик:

Одуванчик золотой -

Цветик милый, хоть простой,

Он сидит среди травы,

Средь зеленой муравы,

Прямо к солнышку лицом,

Так и смотрит молодцом!

Ведущий N 6: Это известное лекарственное растение, его использует и научная медицина, его высушенные корни ПРИМЕНЯЮТ как горечь для возбуждения аппетита, как желчегонное средство. Однако во многих странах (например, во Франции) одуванчик культивируют и как огородную культуру: из молодых листьев готовят салаты, поджаренные корни могут стать суррогатом кофе.

Ведущий N 5: Вот и выходит: наше меню наполовину составлено из лекарств! И что ж тут удивительного, если когда-нибудь наступит пора, и изготовленные синтетические лекарства, пройдя сложный путь, будут обладать не только узким лечебным действием.

Ведущий N 7: Обед будущего – каким ему быть? Неужто мы скоро станем питаться исключительно консервами? И реклама начнет диктовать, что нам есть и от чего отказываться?

Конец ознакомительного фрагмента.