III. «Инверсия» общественного сознания
«…слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.»
Любое промышленное предприятие снабжает свою сложную, может быть, высокотехнологичную продукцию, инструкцией для пользователя (покупателя): «Инструкцию по использованию промышленного изделия…».
Два тысячелетия назад Творец, Вседержитель тоже дал людям свою «Инструкцию по использованию…» – Святое Евангелие. В этой «Инструкции…» сказано все, чтобы человек, благополучно преодолев земной путь, обрел вечное блаженство в Мире Невидимом – Небесном Царстве.
В конце XIX-го и в начале XX века народ стал пренебрегать этой «Инструкцией…» и забывать многие ее положения. Немало нашлось людей, которым взбрело в голову, что они знают «устройство» человека лучше, чем Кто бы то ни было. Что из этого вышло – известно. «Практика – критерий истины…»
Зададимся вопросом: «Кто знает «устройство» человека лучше, чем его знает Творец?…»
Великий русский бас Федор Иванович Шаляпин в своих мемуарах вспоминает, как в начале XX века (1911 г.) в заключительной сцене оперы “Жизнь за царя” (в советское время “Иван Сусанин”) он – в соответствии со сценарием, а, может быть, и по велению сердца – встал на колени, обратившись лицом к императорской ложе с присутствующим там Государем. Тогдашние средства массовой информации, подняв против великого певца дикую травлю и обвинив его в “великодержавном шовинизме”, вынудили его оправдываться.
Оправдывался Шаляпин по принципу: дескать, меня неправильно поняли. Какая-то часть общества сочувствовала оперному артисту, но побеждала “во мнении” – другая его часть. Мы простим Федору Ивановичу этот проступок, поскольку сознание общества, служению которого он отдал всю свою жизнь, уже было искаженным и отравленным испарениями предреволюционной атмосферы.
В театре сидели, грубо говоря, пособники революции 1905 и 1917 года. Которые, впрочем, этого не сознавали; и для которых аксиома “Не убий” и “возлюби ближнего своего, как самого себя…”, уже приобретала расплывчатое содержание. Иначе как объяснить начавшийся в это время разгул террора против государственных служащих, губернаторов, полицейских, чиновников. Развязанный во второй половине XIX – начале XX века, этот террор подпитывался и возгревался моральным сочувствием террористам именно этой части общества – общества с искаженным сознанием. (Спустя одно-два десятилетия после февральской революции остатки-осколки этой части общества в эмиграции осознали свою деструктивную роль в жизни России; это осознание отражено в многочисленных мемуарах, воспоминаниях, рукописных документах).
Перенесемся в наше время!
Дружная компания преподавателей вуза отмечает юбилей одного из своих коллег. При скромном достатке вино рекой не льется, но на столе наличествует. И, вот очередной оратор чествует юбиляра: “Такой-то и такой-то (имярек), отдал всю свою жизнь (или часть своей жизни) воспитанию подрастающего поколения… передавая им свой большой опыт в части профессионального освоения предмета, коим является искусство судовождения и навигаторства…и т. д. Приятно отметить, что такой-то (имярек) – один из немногих среди нас православный верующий, отличается спокойным и уравновешенным характером и т. д….”.
Полтора – два столетия назад подобное застолье в России составляли люди единой, православной веры; и исключением мог явиться разве что какой-либо заезжий, например, с Запада, иноверец-«немец» или, как тогда их звали, басурман. И этого факта постарались бы не заметить из вежливости, чтобы не обидеть иностранца. Если спроецировать это преподавательское застолье нашего времени в прошлое, на полтора-два столетия назад, то нашим современникам пришлось бы сделать вывод, что за преподавательским столом собрались исключительно… «немцы» или басурманы!?
Какая-то часть читателей, прочитавших эти строки, скажет: “Ну, это брат, дудки!” Просто, мол, раньше народ был “дикий и необразованный”(?!). Или не скажет, но так подумает; и на этом успокоится… Но таким высказыванием искаженное сознание само же и поставило бы себя в положение басурмана(или “немца”).
Да, русским еще с доломоносовских времен “немцы” доказывали, что по уровню развития они находятся на неандертальском уровне; но, вот незадача – историческая практика доказала обратное: несмотря на техническое превосходство Запада в некоторых областях, Россия тянет телегу человеческой цивилизации в гору; в противоположность цивилизаторам, с гиканьем толкающим ее вниз, с горы – последовательно затеявшим первую и вторую мировые войны, а сейчас пробавляющихся современными “локальными конфликтами” (борьба с террористами и за “демократию”), служащими возможным запалом третьей мировой. Берущих себе в союзники атеистически-языческий слой планетарного социума, а, то и просто – сатанистов. А, также берущих себе в помощники людей заблуждающихся, с искаженным сознанием.
Православный народ, понимает, что существует такое понятие – “апостасия” – (греческ.) процесс отступления человека или общества от Бога, забвения его заповедей. Причина этого в том, что человек не находит в себе сил бороться с «прелестями», мирскими страстями, овладевшими его душой, его сознанием; и прекращает эту борьбу. Нынешнему же, светскому человеку многие богословские термины малознакомы; к тому же это понятие – апостасия – многим покажется понятием “изнутри одной из конфессий”, а, следовательно понятным, в основном, только представителям “этой конфессии”. Для нас же Православие – Истина, а не конфессия. Поэтому для светского человека на первом этапе познания может быть более доступным понятие – “инверсия”.
Итак, понятие, вынесенное в заголовок – инверсия – означает “вывернутое наизнанку” или инвертированное сознание; т. е. сознание, обратное, с нашей точки зрения – объективному, адекватному сознанию, реально воспринимающему весь тварный Мiр и Мiр Невидимый! Это понятие обращает единицу в нуль, а нуль в единицу; белое – делает черным, а черное выдает за белое; ложь превращает в истину, а истину – в ложь!
Одновременно, оно же является действенной преградой к тому, чтобы сохранять способность человека воспринимать сигналы, посылаемые Создателем…
Маленький пример: мы уже более чем сто лет ошибочно считаем, что интеллигент обладает наилучшими человеческими качествами среди себе подобных в обществе; однако, само определение далеко не гарантирует этого и, скорее наоборот, интеллигенты как раз и теряют эти качества в процессе получения знаний – поскольку сами знания (например, по физике) нравственности не прибавляют.
Более того, всевозрастающая гордыня и комплекс мнимого превосходства над другими, из-за обладания этими знаниями, обычно ухудшает и нравственные и этические характеристики человека. Такая инверсия сознания «позволила» Чехову А.П. сказать: «Удивляюсь, как некоторые интеллигенты могут быть верующими?»
Еще раз повторим: по выражению святого праведного Иоанна Кронштадтского: «интеллигентство – особая форма забесовления». «Гордецу неприятно, когда от него требуют смирения пред другими; завистливому – когда требуют доброжелательства врагам; мстительному, когда требуют прощения и примирения; сребролюбцу, когда напоминают ему об уплате долгов; чревоугоднику – когда говорят ему о посте и о спасении души. Но они должны побеждать в себе свои чувства, свои страсти и с радостью делать то, что от них требуют или требует Евангелие: иначе, предаваясь нераскаянно, неисправимо страстям своим, они навеки погибнут».
Мировоззренческие трудности самосознания интеллигенции, часто непреодолимые, это – понять, что простой человек, в большинстве случаев, духовно чище, прозорливее и дальновиднее его самого!
«В сознании современного человека, как правило, разрушена или искажена подлинная иерархия ценностей.
Следствием этих подмен и искажений является расстройство общественной, церковной, государственной жизни» (игумен Борис (Долженко)).
«Правильная иерархия ценностей следующая (там же):
1. Бог, Православие, спасение.
2. Отечество и свой народ с его историей и национальной культурой.
3. Братья и сестры во Христе, семья, родственники, друзья.
4. Собственная жизнь, здоровье, учеба, работа, другие люди.
5. Необходимые вещи, деньги, жилище.
6. Вещи и деньги сверх необходимости, предметы роскоши.
Что же мы видим сейчас?
Всеми способами в сознании людей насаждается противоположная (инвертированное сознание) шкала ценностей: главное – деньги, власть, имущество, потом личность с ее правами, здоровье, удовольствия и т. д. Пирамида приоритетов ценностей переворачивается с ног на голову! Откуда же появятся государственные люди, которые не будут продавать за деньги интересы народа, войны, готовые отдать жизнь за Родину, монахи, отрекшиеся от мира для служения Богу, если в народном сознании утверждается система приоритетов с денежной купюрой наверху?!» (там же)
В инвертированном общественном сознании культивируется уже много десятилетий понятие “общечеловеческие ценности”, которое это сознание воспринимает, как путь всеобщего спасения человечества; в то время, как глашатаи, рекламирующие эти ценности, подспудно разрушают: институты семьи и брака, государство, атмосферу высокой нравственности. Многие проницательные люди поняли, что эти “общечеловеческие ценности” сеют хаос и анархию, атомизируют общественное сознание и ведут к гибели государства.
И, последний пример: национальные традиции – это якорь спасения, история нации, фундамент и залог выживания нации, что и показывает историческая практика; в то время, как космополитические ветра формируют неустойчивый тип психики наднационального человека, более склонный к международной коммерции и авантюризму, чем к национальным государствообразующим импульсам.
Кому приятно осознавать, что у него “инвертированное сознание”, или, что “они – заматерелые в своем заблуждении”?
Двадцатый век – век минувший, показал, что реки крови, пролитые населением Росиии в социальном хаосе и процессе построения “социалистического государства”, являются роковой платой именно за акты и действия людей – душ, “заматерелых в своем заблуждении”. Душ с инвертированным сознанием.
Кто же сыграл главную роль в этой инверсии сознания?
Душа наша – чувствительна, сентиментальна и всепрощающа! Лукавый это отлично знает и – вот они, агенты влияния – а именно: артисты, философы, писатели и художники внесли основной вклад в этот революционный переворот (инверсию) общественного сознания. Не все – но многие!
Нам трудно с этим согласиться, но если мы попытаемся в наших рассуждениях отделить духовное от душевного, то попытка эта может быть успешной. Человеку, греховному в этом мире, трудно “умереть для мира, чтобы возродиться для Бога!” (Конечно, “умереть для мира…” не означает – умереть физически). Кто помогает удерживать его в греховном состоянии: кумиры, произошедшие от скоморохов (люди искусства – искушающие); мудрецы – философы – смущавшие и совращающие умы с помощью своего большого (дутого) авторитета; писатели, уравнивающие и обезличивающие зло и добро; художники (худое дело), превращающие злонамеренные мифы в искусительную, художественную реальность.(К). Воробьевский).
Все они – персоналии, небезкорыстно разменявшие свой талант на шумную известность, деньги и славу; заложившие свои души в ломбарде лукавого; кто успел выкупить их до Срока?
Мало, но такие были, кто осознал со временем степень разрушительного воздействия на сознание общества своих творений и успел раскаяться в содеянном. И для нас очень важны и ценны даже и сейчас найденные свидетельства такого раскаяния…
Последние двадцать лет построения “капиталистического” государства, а на самом деле криминально – демократического, выросшего из “социалистической” колыбели, тоже доказали, что дорога к “правде жизни” так и не найдена.
Некоторые, правда, скажут: – “А как же Запад?
Такой высокий уровень жизни и такое благоденствие…?” Да, есть какое-то (не духовное) благоденствие… Но, почти абсолютно утеряно понятие о “смертной памяти” – большинство населения живет исключительно в пространстве этого прагматичного мiрa – подобно животным, душа которых не безсмертна. “Ужастики, триллеры” и пластмассовая эстетика кинематографа Запада показывает, какой заброшенной сиротой является душа западного человека; которую не спасают ни зрелищные шоу, ни престижные автомобили, ни элексиры безсмертия, ни даже и 3D – графика – очередной коммерческий отвлекающий трюк, проект бездушного бизнеса. На очереди спецпроект – эвтаназия! А, далее…? “Эвтаназия – без границ?”
В советское время многомиллионными тиражами печаталась литература “апробированных” на богоборческом поле – писателей. Сейчас тактика другая; еще более бурным морем, даже не морем – океаном, пустой и лживой литературы пытаются утопить или замаскировать “зерна истины”. Сколько стоят безплатные газеты? Громадные типографские мощности задействованы и на печатание безплатных газет. Темная сила понимает, что эти затраты окупятся многократно в пересчете на погубленные души; порукой тому поддержание общественного сознания в инвертированном состоянии; состоянии, повторим – “заматерелом в своем заблуждении”. За лоботомию, которую производит в сознании общества эта печатная продукция, платит само же общество.
Как это называется, если не – самоубийство?
Отметим еще один «тонкий момент»: цензоры Самодержавной России тщательно предупреждали появление печатной продукции, сеющей ложь и понижающей уровень нравственности и морали в обществе. Сейчас, во времена демократии тоже есть цензор – он тщательно следит за тем, чтобы в многомиллионных тиражах той же печатной продукции не звучали слова Божественной Истины. В микроскопически малых тиражах? Пожалуйста! Ведь у нас – демократия! Припомним: разгул СМИ с дикими по громкости призывами к «свободе слова» в конце XIX века, начале XX-го. После февраля 1917 года – тишина! Цензор «от Бога» ушел, пришел цензор от лукавого. Сейчас, с инвертированными понятиями, общество уже не замечает богоборческой цензуры.
Причины апостасии и эволюцию русского общества за все время существования Руси описал митрополит Иоанн (Снычев) в своем историософском труде “Русская симфония”. Сейчас этот труд мог бы рассматриваться, как один из редких источников вдумчивого, святоотеческого наставления для среднего и подрастающего поколения. И, особенно ярко он показывает, как, при каких обстоятельствах с ослаблением в обществе Веры и следования Божественным установлениям страна отходит от православных координат Истины и погружается в хаос социальной неопределенности и необузданного разгула сил зла.
Государственными архивами за время существования нашей страны в XX веке распоряжались очень и очень разные человеки, поставленные волею судьбы на самую вершину государственной власти.
Нравственные императивы, которыми руководствуются простые люди, не всегда соблюдались ими; в том числе и потому, что мировоззренческая система координат у большинства этих людей своей доминантой имела – власть! Известно, что в советское время для чтения были недоступны Священное Писание, творения Святых Отцов, историография Византийской Империи, Святой Руси. Хотя руководство страной и воздвигло железный занавес между СССР и Западом, чтобы население страны воспринимало казарменный социализм, как наилучший государственный строй и не замахивалось на смену режима – занавес же между населением и Творцом был воздвигнут намного более строгим. Евангелие считалось нелегальной литературой. Только с 1939 г. и до 1953 г. были допущены послабления для Церкви – требовалось испытанное духовное оружие, с помощью которого можно было бы победить нашествие германских орд.
Да, в Великой Отечественной Войне победил великий русский православный народ и его многонациональные помощники и союзники. Однако известно, что уже в 1947 году (через два года после войны) на стол руководителя страны И.Сталина легли документы с предложениями по усилению антирелигиозной пропаганды – “оголтелые партийные соратники вождя” в нетерпении “били копытами”, понимая, что время работает на Православие восстанавливались храмы, церкви, увеличивалось количество прихожан. До поры эти документы были положены под сукно и были вновь востребованы активистами партии с приходом к власти Н.С.Хрущева.
Известно, что Н.С. Хрущев “уничтожал архивы вагонами”, чтобы не оставить свидетельств своей причастности к неблаговидным деяниям. И, надо полагать, что богоборческая власть стремилась уничтожить и документы, прямо свидетельствующие о Русской Метафизике государственного управления. И нам это необходимо знать, чтобы понимать, как много фактов и свидетельств прямой взаимозависимости человеческих деяний и действий Высших Сил, зафиксированных в государственных документах, а затем, может быть, уничтоженных – было сокрыто от нас, и как это проявилось на состоянии сознания современного общества продолжающейся и углубляющейся и сейчас “инверсией” этого сознания.
В документальном цикле Б.Н. Ширяева “Неугасимая лампада” конвоир несколько раз стреляет в распятие Христа и восклицает: “…раз мне ничего за это нет, значит и Бога нет!” (Впоследствии этот человек приходит к Православию). Простенький и нелюбопытный ум часто не может осознать внутреннюю взаимозависимость действий человека и реакции Сил Невидимого Мира, сдвинутой во времени на кажущийся случайным, промежуток времени – иногда длиною в целую человеческую жизнь.
“Царство Небесное силою берется…” – т. е. “берется” всеми силами и способностями души человеческой. Бог – это Любовь! И, человек, ведомый Богом, ощущает эту любовь в гармонии, условно скажем, положительных импульсов Любви и Добра, и отрицательных, попускаемых Богом действий сил зла, необходимых для совершенствования духовных качеств человека!
Бесконечность Сущей Единицы – Отца и Сына и Святого Духа – помогает осознать необходимость жизненного бытия по Божьей Воле; бесконечно большое количество информации, которой обладает Отец Небесный о человеке – душе – позволяет помочь ему(человеку) в его жизни – бытии – принять то или иное единственно правильное решение из «многовариантного» числа действий этого человека.
Так называемые, распределенные технические электронные системы(например, антенные или компьютерно – сетевые), которые реализуются на практике инженерами или моделируются в виртуальном пространстве, позволяют хоть немного преодолеть слабость нашего ума и с большим пониманием отнестись к понятию безконечности Сущего. Который здесь…среди нас и, одновременно там “…на небесех”.
Но, конечно же, не логика, а только Вера, Надежда и Любовь, пронесенные по жизни и соединяющие нас с Творцом, позволят обрести эту необходимую гармонию, духовный опыт в своем жизнеустроении и преодолеть искажения и “инверсию” сознания и души.