Глава 8. Преподаватели и студенты
Человек не будет полностью человеком, просто став преуспевающей личностью, живущей по законам нравственности. Необходимо постоянное духовное развитие. Тело, ум и дух – вот три составляющих, которые в совокупности образуют человека. Животное заботит, прежде всего, его тело. Человек начал эволюционировать с тех пор, как был наделен способностью мыслить. Развитие духа превратит его в Божество. Эти три фактора взаимозависимы, одно усиливает другое. Без ума тело не может ступить ни шагу. Ум и тело должны стать орудиями духа и стремиться познать божественного Атмана.
Чтобы вести полноценную жизнь, очень важно здоровье. Чтобы человек смог стать победителем в этом сражении, называемом жизнью, он должен уметь управлять чувствами и умом. Самообладание заключается в способности управлять чувствами и умом, по-другому это именуется самкрути (культура). Культура должна проявляться в каждом аспекте жизни: в процессе обучения, еде, сне, игре и т. д. Культура выражается в дисциплине.
Вы должны знать, что жизнь – это очень важный процесс, имеющий высокую цель. Без такой уверенности жизнь будет нелепой и напрасной, а имея эту уверенность, вы сможете достичь Бога. Вера помогает вести упорядоченную и дисциплинированную жизнь. Как-то раз в Греции одного фермера на суде обвинили в том, что он разбавляет водой продаваемое молоко. Судья также нашел, что молоко, действительно, плохого качества, и уже собрался вынести обвинительный приговор, но фермер продолжал утверждать, что невиновен, и тогда судья велел рассказать ему о своем распорядке дня. И тут выяснилось, что фермер доил коров иногда в 4 утра, в другие дни в 6 утра, а когда ему не спалось, он это делал даже в 3 утра. Все это отрицательно влияло на качество молока. Судья вынес фермеру строгое предупреждение и рекомендовал ему твердо придерживаться одного и того же времени доения.
Долг и дисциплина должны соблюдаться учителями
Долг лучше всего исполнять, строго придерживаясь дисциплины. Дисциплина для преподавателей не должна ограничиваться пунктуальностью и соблюдением учебного плана. В их обязанности входит интенсивная подготовка к занятиям, выбор наиболее эффективных средств общения с учащимися, педагоги должны стремиться обучать и вдохновлять их наилучшим образом. Преподаватели и ученики должны иметь высокие идеалы и устремления. Вы слышали о Дарвине, великом ученом. Родившись в бедной семье, Дарвин еще в детстве был очень целеустремленным. Учитель по фамилии Хенслоу заметил способности своего ученика и всячески поощрял его трудолюбие. Он вселил в мальчика храбрость и энтузиазм, и вскоре тот стал копией своего учителя.
Вальмики, размышляя о славе Рамы, смог превратиться в бессмертного поэта, сочинившего «Рамаяну». Он стал воплощением величия и славы своего героя, и потому смог создать великий эпос. Когда мы решаем написать письмо, то сначала обдумываем, какие факты нужно сообщить, и затем начинаем писать. Если мы хотим построить дом, то сначала представляем, как он должен выглядеть – гостиная здесь, столовая там, кухня в этом конце и т. д., и затем изображаем наш план на бумаге. То, что мы делаем, является воплощением идеала в действие, в конкретную программу.
Внешнее действие – это только отражение Внутреннего Существа, которое создает идеи и концепции. Поэтому преображение и очищение происходят на уровне подсознания. Постоянное размышление о величии Господа помогает преобразовать тело, ум и дух. Лицо отражает состояние ума. Когда ум сумрачен, лицо отражает это; когда же ум полон ананды (божественного счастья), лицо источает блаженство.
Иметь высокие идеалы – долг человека
Аурангазеб был сыном императора Шаха Джехана. Он устал ждать, когда придет его черед взойти на трон, и потому заключил в тюрьму своего отца и короновал себя сам. Чтобы Аурангазеб был в безопасности на троне, его порочные друзья хотели убить Шаха Джехана, они планировали казнить его. Когда Шах Джехан узнал об их заговоре, он обрадовался, что сможет избежать унижения и нищеты, изгнания и заключения. Но Аурангазеб отказался от идеи казни, когда узнал, что отец приветствовал такую судьбу. Он не хотел доставить удовольствие старику и решил держать его в тюрьме до смерти, с единственным глупым слугой и Святым Кораном.
Шах Джехан был рад возможности читать Святой Коран своему слуге – товарищу по несчастью. Но он перестал это делать, заметив, что тот никак на его чтение не реагирует. Он сказал себе: «Какое мне дело сейчас до других? Внутренний мир – мой первый товарищ, радость Божественной любви – второй, третий – возвышенность чувств, четвертый – поклонение, а пятый – сладость. Все вместе они вдохновляют меня познать свою душу». С этим решением он растворил себя в Святом Коране, слившись с его провозвестием. Это самая главная обязанность человека перед самим собой – иметь высокий идеал, достичь его и стать им.
Вера лежит в основе любого шага вперед
Высмеивая, укоряя или наказывая учащихся, преподаватели должны представить себя на их месте, и подумать, как бы они стали реагировать, оказавшись в подобной ситуации, когда сами были учениками. Такой подход очень полезен. Слово упанишад учит многому. Упа означает «около», ни означает «внизу», шад – «сидеть»; то есть, ученик сидит около гуру, внизу, у его ног. Тат (То) – является Гуру; «твам» (ты) – учеником. Твам задает вопрос, и Тат отвечает. Их связывают узы любви со стороны Тат, и смирения твам. И аси (есть) означает блаженство, таящееся в знании, просветлении, которым учитель делится с учеником.
Образовательный процесс, осуществляемый в Прашанти Нилаяме, может показаться непривычным, но он действительно является превосходным и очень полезным. Он не был введен только для получения ученых степеней, но предназначен для подготовки студентов к полноценной и разносторонней жизни. Студент должен знать все аспекты жизни. Нужно знать, что можно делать, а что нельзя, все достоинства и недостатки различных сфер деятельности – моральной, материальной, научной, философской, политической и экономической. В противном случае у человека будут часто возникать сомнения при столкновении с трудными ситуациями и проблемами.
Поэтому преподаватели, также как студенты, должны верить в важность этого процесса и его действенность. Телужская пословица учит: «Живите и верьте». Вера – это основа для любого движения вперед. Если, собравшись сделать шаг, вы хотите обрести веру, получив сначала подтверждение на практике, то ни о каком движении вперед не может быть и речи.
Движение духа от индивидуального к Всеобщему
Дух движется от индивидуального к Всеобщему, от «я» к «мы». Некоторые говорят, что «Я и вы – одно целое», но в действительности – «Я и вы – это мы», и «мы и мы – одно». Студенты должны понимать, что жизнь – это не просто физическое существование, но процесс растворения индивидуального «я» в Вездесущем «Я». В глубоком сне сохраняется только «Я», но даже оно не воспринимается! Человек, чьи глаза закрыты, утверждает, что ничего не видит, потому что темно. Поэтому он видит темноту! Что-то в нем видит и свет, и темноту. Это – Свидетель.
Когда младенец Кришна потребовал молока, Яшода сказала, что еще слишком рано, и она покормит его только в сумерках. Кришна закрыл глаза и заявил, что ночь уже наступила. Мать ответила, что темнота ночи другая. Она не наступает, когда человек просто закрывает глаза. Но Кришна возразил, что свет содержит в себе темноту, а темнота – свет. Когда что-то одно присутствует, другого не видно. Солнце освещает мир, но скрывает звезды. Ребенок содержит в себе старика; старик – детство. Печаль содержит радость, а радость – печаль. Когда одно видно, другое скрыто.
Преподаватели должны стараться помочь каждому ученику реализовать свои врожденные таланты и способности, и обнаружить свой скрытый потенциал. Посадив саженец, вы поливаете его водой и вносите удобрения; вы стараетесь, чтобы оно получало много солнечного света и воздуха. Но чудо заключается в том, что саженец при этом не становится воздухом, почвой, удобрением или водой. Он превращается в дерево, которое содержалось в маленьком ростке. Вспомните свое собственное детство и борьбу за сохранение своей индивидуальности, и соответственно ведите себя со своими учениками, у которых те же самые проблемы и такая же цель.
Конец ознакомительного фрагмента.