Вы здесь

Власть над самим собой как источник силы и могущества. Глава 6. Студенты и садхана (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2011)

Глава 6. Студенты и садхана

Сила Духа не поддается описанию. Она безгранична и может возвысить человека от животного состояния до Божественного. Все знания, если не воплощать их в жизнь, абсолютно бесполезны и подобны лампе в руке слепого человека.

Мудрец Нарада, овладевший шестьюдесятью четырьмя видами как точных, так и гуманитарных наук, но не сумевший обрести покой ума, пошел к мудрецу Санаткумаре, чтобы научиться этому. Санаткумара спросил его, пробовал ли он познать себя. Нарада признался, что это было тем, чему он не учился. Тогда Санаткумара сказал ему, что именно это неведение и стало причиной отсутствия у него внутреннего мира.

Сегодня, как и прежде, человек желает знать все, что происходит в США, России, Пенджабе и Дели. Но он не знает, что происходит у него внутри. Только тот, кто преобразился сам, может благотворно влиять на других.

Древние йога шастры (духовные науки общения с Богом) Бхараты описывали различные методы самопознания. Пробуждение спящей кундалини шакти является одним из таких методов. Кундалини шакти (духовная энергия, спящая в человеке) пробуждается с помощью управления процессом дыхания, и постепенно ведется до макушки головы, где она сливается с сахасрарой (тысячелепестковым лотосом, находящимся в области головного мозга).

Медитация ошибочно приравнивается к концентрации

Жизненная сила, присутствующая в человеке, также известна как сознание. Слияние этого сознания с Универсальным Сознанием в Веданте именуется Освобождением. В наши дни как в Индии, так и в других странах, пропагандируются различные типы медитации. Многие неверно отождествляют дхьяну (медитацию) с экагратой (концентрацией). Но они никак не связаны. Концентрация – обычное каждодневное явление при любом виде человеческой деятельности: чтении, ходьбе или еде. Нужно ли тратить впустую время на достижение того, что происходит естественно? Давайте выясним, как возникает концентрация.

В руке у меня книга, мы видим ее с помощью глаз. Увидев ее, мы можем прочесть буквы. Затем интеллект пытается понять смысл прочитанного и обдумать. Рука, держащая книгу – часть тела. Глаза, которые видят – органы чувств, с ними связаны также интеллект и память. Скоординированное действие всех органов позволяет нам исследовать любой предмет. Концентрация, таким образом, здесь на более низком уровне, так как имеет отношение к деятельности органов чувств.

Медитация – это процесс, который происходит за пределами чувств. Между концентрацией на чувственном уровне и медитацией, которая выше чувств, существует граница, где происходит чинтана, или созерцание. Созерцание является второй половиной чит (интеллекта), призванного также отличать верное от неверного.

Пример розы и шипов

Простой пример поможет это легче понять. Давайте рассмотрим розовый куст с его ветвями, листьями, цветами и шипами. Определение места, где находится сам цветок, можно сравнить с концентрацией. На этой стадии нас интересует только местонахождение цветка. Но цветок нужно сорвать, не поранившись о шипы. Любовь – это цветок, а похоть – шипы. Не существует розы, у которой не было бы шипов. Проблема заключается в том, чтобы сорвать цветок любви, не прикоснувшись к шипам похоти. Вот где необходимо глубокое размышление и созерцание. Сорвав цветок, что мы будем с ним делать? Предложим его Господу.

Медитация означает предложение цветка любви Богу. На розовом кусте нашего тела растет роза чистой и священной любви, источающая изысканный аромат благости. Однако ниже розы растут шипы чувственных желаний. Цель медитации состоит в том, чтобы отделить розу самоотверженной любви от чувственности, и преподнести ее Господу.

В Бхарате с древних времен дхьяне (медитации) отводилось важное место. В настоящее время люди занимаются медитацией, рассматривая ее как своего рода пилюлю, которую принимают каждый раз, когда болит голова, или возникает какая-либо другая боль. Медитация – не такое простое дело. В древности мудрецы, подобные Санаткумаре, Нараде и Тумбуру, занимались медитацией с целью пробуждения энергии кундалини и подъема ее до сахасрары. Теперь же медитацию следует использовать для того, чтобы развить в себе чистую, самоотверженную любовь и отказаться от привязанности ко всему мирскому.

Что можно и чего нельзя делать во время медитации

Даже в позе для медитации следует соблюдать определенные правила. Первое условие – нужно правильно сидеть в падмасане, позе лотоса. Сидя в этой асане (позе), необходимо держать позвоночник прямо и устойчиво, не наклоняясь ни вправо, ни влево. Некоторые люди во время медитации опускают голову. Это очень вредно, так как мешает подъему кундалини шакти в области шеи, где находятся некоторые тонкие нади (артерии), и может подвергнуть опасности весь организм. Многие приобретают умственные расстройства из-за неверного направления кундалини шакти. Во время медитации не следует откидываться назад. Это также вредно. Одежда, которую вы надеваете во время медитации, должна быть свободной, чтобы не было никакого давления на талии. Взгляд должен быть устремлен на кончик носа. Если глаза открыты, они, вероятно, будут смотреть по сторонам, и вы начнете отвлекаться. Глаза должны быть открыты наполовину. Если их закрыть полностью, то вы можете заснуть.

Перед медитацией ум нужно освободить от плохих мыслей и заполнить духовными. Необходимо контролировать все органы чувств. Уши должны слушать только то, что относится к духовной сфере, и избегать сплетен. Глазам нужно приказать, чтобы они видели только Бога. Необходимо прекратить блуждание ума, концентрируясь на дыхании, связав вдох и выдох с повторением мантры «Со хам» (я – Он). С помощью такого метода можно научиться управлять праной (жизненной энергией). Это указывает на большую силу йоги. Нет никакой необходимости выполнять специальные упражнения для пробуждения кундалини шакти. Сам процесс контроля над дыханием приведет к этой цели.

Три стадии медитации на форму

Некоторые люди используют во время медитации джъёти (свет свечи). Свет является символом единства, или Бога, а также многообразия, отражающегося в Его проявлениях. При этом методе блаженство ощущается не сразу. Имеются три стадии в такой медитации: ууха (когда вы мысленно создаете Божественный образ), бхава (когда вы испытываете соответствующие переживания от лицезрения Божественного образа) и сакшаткара (когда вы воспринимаете Его как Высшую Реальность). Например, если вы желаете медитировать на Бабу, то сначала стараетесь представить внешний облик Бабы таким, каким вы видели Его прежде. Этот облик исчезнет через несколько мгновений. Соответствующие ощущения и переживания от того, что вы увидели – процесс более длительный, и впечатление от него также длительное. В этом процессе представляют фигуру с головы до ног и с ног до головы. Постепенно, благодаря этому, облик Бабы закрепляется и становится внутренней реальностью. В то время как процесс мысленного воссоздания облика дает только мимолетное впечатление, переживание увиденного ведет к полной идентификации искателя с Божественной Формой. В результате осознание Божественного Начала дает единение с Богом (брахмавид брахмайва бхавати). Когда мы испытываем переживание от лицезрения Божественного образа, что происходит с нашим умом? Ум впитывает в себя каждую частицу внешнего облика Господа с головы до ног и, в конечном счете, становится единым с этим образом. Процесс идентификации ума с Божественным образом и является истинной медитацией. Медитация – это не погружение образа в ум, а погружение ума в образ, чтобы ум как таковой вообще исчез.

Сохраняйте энергию всеми возможными средствами

При медитации в группе нельзя ни к кому прикасаться. Это очень важно. Медитация подобна процессу электризации провода. Если электрический провод кого-нибудь коснется, это может вызвать удар. Во время медитации генерируется духовная энергия. Как эта энергия теряется? Она теряется через ногти на руке и волосы на теле. Вот почему древние йоги не стригли ногти и волосы. Духовную энергию нужно обязательно сохранять. Риши (святые) хранили молчание, чтобы сохранить энергию, теряемую посредством речи.

Не устанавливайте слишком близких отношений друг с другом. Такие близкие отношения порождают дружбу, которая порождает взаимные обязательства и ожидания, и все это увеличивает эго. Когда ожидания не сбываются, появляется чувство обиды, когда же они сбываются, увеличивается эго. В любом случае, все это приводит к нежелательным последствиям. Когда обида возрастает, сила различения слабеет. Теряется контроль над языком, и человек начинает прибегать ко всяческим оскорблениям. Оскорбления порождают греховные поступки. Таким образом, из-за чрезмерно близкого общения возникает целый процесс.

Молодые люди нередко позволяют уму блуждать. Они должны сконцентрироваться на своих занятиях и не давать ему свободу действия. Они должны уменьшить свою привязанность к миру и каждое утро и каждый вечер посвящать некоторое время медитации. Это поможет им очистить ум и направить его на путь к Богу. Подобно реке, теряющей себя в океане, ум должен раствориться в Боге. Тогда он вообще исчезнет. Такого блаженного состояния можно достичь, только следуя по пути любви. Любовь – это Бог, живите в любви. По-настоящему прочувствовать и осознать силу любви – это и есть истинная цель медитации. Такая любовь абсолютно бескорыстна и посвящена Богу.

Методов медитации много, но цель – одна

Нужно понимать, что, занимаясь медитацией, все люди не могут придерживаться одного и того же метода. Следует использовать различные методы, в зависимости от уровня развития и жизненных обстоятельств каждого индивидуума, а также от его способностей и серьезности намерений. Некоторые люди поклоняются Высшему Началу как Вселенской Матери. Другие рассматривают Его как Отца, Возлюбленного или Божественного учителя. Джаядева, Гауранга и Рамакришна Парамахамса относились к последней категории. Они не занимались медитацией, потому что чувствовали присутствие Бога повсюду. Таков был их опыт. Истинный садхак может обнаружить присутствие вездесущего Бога повсюду, просто закрыв глаза и не погружаясь в медитацию. Нужно чувствовать единство с Богом в своем внутреннем существе.

Молитва для ума – то же самое, что пища для тела. Как хорошая пища дает здоровье и силу телу, так молитва очищает ум и укрепляет дух. Если бхаджаны (религиозные песнопения) исполняются напоказ, эго только увеличивается. Молодые люди должны продвигаться от тамаса (тьмы невежества) к тапасу (аскетизму). Они должны упорно добиваться поставленной цели. Нет смысла практиковать медитацию в течение двух дней и бросать ее на третий. Медитация должна стать неотъемлемой частью вашей жизни. Наряду с этим необходимо приобретать знания и навыки, требуемые для вашей профессии.

Учась в колледже Свами и живя в студенческом общежитии, вы все считались образцовыми студентами. Но вас не будут уважать, если вы, окончив колледж, перестанете соблюдать ту же самую дисциплину и проявлять силу характера везде, где бы вы ни оказались, и сохранять священную атмосферу, связанную с учреждениями Сатья Саи.


Беседа co студентами Сатья Саи,

Общежитие Института, Прашанти Нилаям,

11 марта 1984 г.


Бог, наделяя Своей милостью, остается абсолютно беспристрастным; Он посылает плоды, согласно посаженному семени. Если вы посадили кислое манго, надеясь использовать плод для рассола; то почему вы жалуетесь, что он не сладкий? Творить добро в ожидании получить в награду ценный плод, все же не так плохо, как совершать плохие дела и обвинять Бога в том, что Он вынуждает вас на это.

Шри Сатья Саи